Весенние ручьи
Литературный фестиваль

21 марта 2012 года Всемирный Русский Народный Собор, Союз Писателей России и Клуб православных писателей провели литературный фестиваль «Весенние ручьи», посвященный Всемирному дню поэзии. Фестиваль прошел под председательством заместителя Главы Всемирного Русского Народного Собора, председателя Союза Писателей РФ Валерия Ганичева. В процессе работы фестиваля Академия поэзии представляла последние выпуски «Вестника российской литературы», а авторы альманаха читали свои стихи.

Начался фестиваль у памятника Пушкину, в Союзе писателей, где читали свои стихи поэты Магнитки, Старой Русы, Троицка, Санкт-Петербурга, Москвы, Луганска, Риги…

С особым трепетом участники и гости Фестиваля слушали главного редактора «Вестника российской литературы», известного поэта и прозаика Николая Павловича Воронова, только что отметившего свое 85-летие. Его судьба весьма типичная для человека того времени. Он родился на станции Золотая сопка близ Троицка, а пятилетним мальчишкой Николай с матерью переезжают в Магнитогорск (Челябинская область) и поселяются в бараке на 13-м участке. Далее школа, ремесленное училище, Литературный институт в Москве (семинары Валентина Катаева и Константина Паустовского)… Возвращается в Магнитогорск, где руководит литературным объединением. Воспоминания детства впоследствии легли в основу многих произведений Н.П. Воронова.

В 1956 году вышла первая книга «Весенней порой», по которой принят в Союз писателей СССР. Затем пошли чередом публикации в «Новом мире», книги «Несущие огонь», «Юность в Железнодольске», «Макушка лета», «Котёл»…

Стоит обратить внимание лишь на названия выпущенных им за долгую литературную жизнь книг прозы и поэзии:

1956 — Весенней порой,
1958 — Бунт женщины,
1959 — Ожидание,
1962 — Кормилец,
1965 — Бег в ночи,
1967 — Братья Занадворовы,
1968 — Человек-эхо.
1969 — Женское счастье,
1971 — Просто Иван,
1973 — Закон души,
1974 — Непокой (письма с заводов и фабрик),
1976 — Лягушонок на асфальте,
1977 — Голубиная охота,
1979 — Макушка лета,
1982 — Котёл,
1982 — Юность в Железнодольске,
1986 — Крик о помощи,
1988 — САМ,
1990 — Похитители солнца,
1991 — Биси-Миси-Карандака,
2005 — Цунами,
2006 — Моя крылатая родня,
2006 — Сон о Боге,
2008 — Приговорённый Флёрушка (записки деда).

Весьма точно характеризовал творчество Николая Воронова известный русский поэт, лауреат Государственных премии России Валентин Сорокин: «Николай Воронов — прекрасный поэт, рассказчик, мастер короткой повести, публицист, главная его песня — роман, многоплановый и многострадальный, «Юность в Железнодольске», привлёк к себе внимание не только народа, но и прежде всего ЦК КПСС: долбили, учили, дёргали, отлучали, винили…»

Другой Валентин, но уже Устинов, президент Академии поэзии, говоря об альманахе «Вестник российской литературы» и Николае Воронове, отмечал, что «именно творческий дар и несомненный авторитет писателя позволили в эти сложные годы безвременья поэтам провинции не потеряться в грохоте революционного бума, а, напротив, обрести свое особое звучание в многоголосье мировой поэзии…»

Конечно же, фестиваль не был бы столь звучным, если бы в нем не принимал участия Театр поэзии (Магнитогорск) Елены Евгеньевой, показавший музыкально-поэтический спектакль «В едином магните времён», посвященном сорока мученикам, в Севастийском озере мучившихся.

Также на фестивале, в рамках работы Киноклуба «Небесный град и земное Отечество» имени Сергея Лыкошина была показана художественно-документальная лента о жизни и творчестве замечательного уральского поэта, первостроителя Магнитки Бориса Ручьева.

Как своевременно в этом пиршестве русского слова звучала его «Весна»:

Всю ту зимушку седую,
как я жил, не знаю сам,
и горюя и бедуя
по особенным глазам.
Как два раза на неделе
по снегам хотел пойти,
как суровые метели
заметали все пути...
Как пришел я в полночь мая,
соблюдая тишину,
задыхаясь, замирая,
к соловьевскому окну —
про любовь свою сказать,
Александру в жены звать.
Александра Соловьева,
ты забыла ли давно,
двадцать пять минут второго,
неизвестный стук в окно?
Вышла в сени по ковру,
улыбнулась не к добру,
вышла с талыми глазами,
вся в истоме, вся в жару.
Будто пчелы с вешних сот
на лице сбирали мед,
да ослепли медоноски,
всю изжалили впотьмах, —
две медовые полоски
прикипели на губах.
Кудри сбиты и развиты,
пали замертво к плечам,
плечи белые повиты
в крылья черного плаща.
Плащ до самого следа,
сверху звезды в два ряда,
плащ тяжелый, вороненый,
весь зеркальный, как вода.
Перелетные зарницы
на волнах его горят,
самолеты на петлицах
к небу медленно летят...
И ударил с неба гром,
улыбнулся я с трудом:
— Вот, — сказал я, — здравствуй, что ли,
я стучался под окном.
Объясни мне, сделай милость,
если дома ты одна,
в чью одежду нарядилась,
от кого пьяным-пьяна?..
Покраснела Александра,
погасила в сенях свет.
И сказала Александра:
— Александры дома нет!..
Александра Соловьева,
как бежал я до огня
от холодного, ночного
соловьевского окна!
Над землею птичьи стаи,
птичьи свадьбы засвистали.
Я шатаясь шел вперед
от калиток до ворот.
И лежала в реках мая,
палисады окрыля,
в тайных криках, как немая,
оперенная земля,
вся — в непряденом шелку,
вся — в березовом соку.

И в этом «березовом соку», «в непряденом шелку» участники и гости завершали песнями русских поэтов торжество Русского слова!

Вернуться на главную