Демографический кризис - это проблема нравственная
Беседа главного редактора газеты «Российский писатель» Николая Дорошенко с Председателем Союза писателей России Валерием Ганичевым.

Николай Дорошенко: Валерий Николаевич, что для вас лично значит Алтайский край?

Валерий Ганичев: У нас в России есть много центров культурного притяжения. Михайловское, Тарханы, Бежин Луг, Ясная Поляна, Вешенская… И один из таких центров - Сростки. Хотя Алтайский край, это огромный материк со своей особой историей, со многими значимыми для России именами.

В прошлом или даже позапрошлом году Валентин Григорьевич Распутин и я были в Постпредстве Алтайского края, разговаривали с губернатором Александром Богдановичем Карлиным, он подарил нам изящный, с любовью изданный семитомник Шукшина, пригласил продолжить разговор о жизни, о ее преломлении в текущей литературе. Так появилась идея алтайского пленума о современной литературе и сбережении народа.

Н.Д.: Итак, на родине Василия Макаровича Шукшина, никогда не уходившего от наиболее острых проблем, всегда остро переживающего за судьбу своего народа, писатели будут говорить о тех ценностях, которые помогали и помогают народу выстоять, выжить.

В.Г.: Наши статистики пытаются нас чуть-чуть взбодрить. Но старение населения проходит быстро, дети составляли в стране в 1990-м году - 24, 5 %, в 1997-м - 22,2 %, в 2005-м уже 16 %.

Демографы говорят, что для того, чтобы демографический кризис преодолеть, надо иметь до четырех детей в семье. А 24 % женщин 18-34-летнего возраста не имеют и не желают заводить детей.

Согласно довольно объективному прогнозу ООН, в России население сократится в текущем столетии до 100 млн. человек. По мнению других демографов (Андреева), в России уже в 2020 году будет 102, а в 2050-м 93, 8 млн. человек. Получается, что без войн, голода, засухи, по вине, в немалой степени собственной, мы исчезаем с лица земли.

Демография – это не вопрос только науки, только политики, не вопрос только экономический (хотя и это крайне важно). Это вопрос нравственный, моральный, вопрос самочувствия человека и его семьи. Если хотите, это вопрос нашей совести. Это вопрос честного писателя, его внутреннего чувства ответственности. Вспомним рассказы И.С. Тургенева, в 40-х годах XIX века, которые, как сказал его современник, сыграли роль в отмене крепостного права не меньшую, чем реформы Александра II, ибо крестьянин был Тургеневым показан красивым, благородным, понятливым человеком, в общем, как бы сказать, - братом во Христе или, скажем, - Человеком с большой буквы, которого надо уважать, присматриваться к его нуждам и любить его.

Так и сегодняшнему писателю надо обратиться к сердцу и душе человека, к его совести и, если хотите, к страху. С одной стороны, увидеть беды, с другой стороны, ободрить людей, не дать им впасть в уныние и апатию. Это не только художническая задача, это задача чрезвычайно трепетной совести, точного слова, преодоления колебаний, готовности увидеть безразличие и преодолеть инерцию распада.

Везде есть свои методы борьбы и преодоления кризиса, у партий, общественных организаций, властей, органов здравоохранения. Но свою ответственность, свою нравственную задачу имеет и человек пишущий, да еще тот, кто причисляет себя к сообществу писателей.

Мы не будем сегодня отрицать, что сузился пьедестал писателя, на который он был возведен российской традицией, всеобщей грамотностью, советской уважительностью к книге. Меньше читают - бедность, мешающая приобретению книги, технологический диктат, апатия и безразличие к будущему, к мировым и общерусским духовным ценностям. Ну так что, обратиться лишь к коммерческой литературе, к литературе наслаждения, модернистски искалеченной литературе? Нет сомнения, что такая псевдо-писательская, бездуховная, торгово-коммерческая литература есть, и она громоздится у прилавка наживы и алчности.

Мы, писатели России, все-таки должны осознавать всю долю ответственности за свой умственный, духовный труд. Сейчас уже не так трудно издать книгу, «протолкнуть» свое произведение в журнал. Во многих организациях понизили требовательность к приему. Вот, Вологда, когда там был жив Василий Белов, была необычайно строгая, справедливо строгая к приему в члены Союза. А рядом Новгородская область, прием вела по какому-то другому принципу. Ну разве это разумно, принимать пачками людей в Союз, в том числе из других организаций. Мы приостановили прием из Новгородской организации до конца года.

Возьмем только три явления, пришедших в «цивилизованный» мир за последнее время, которые прямо ведут к уничтожению населения.

Особый разгул получили фальшивые явления, проявившиеся под флагом «прав человека». Святейший Патриарх Кирилл на ВРНС, отдав должное этому праву, сказал, что Русская Православная Церковь, мы все не можем согласиться с тем, если эти права ведут к греху, не сопряжены и не учитывают традиционные, народные, религиозные особенности страны. Вот одно из этих прав - усиленно пропагандируемое и навязанное обществу, отбрасывающее его к греховности - это, так называемая, бисексуальность, это гомосексуализм, мужеложство, а затем и однополые браки, и разрешение однополым семьям усыновлять детей. При всем том, что, как утверждает статистика, каждый третий ребенок в таких семьях подвергается сексуальному насилиию.

Патриарх Алексий II, выступая в Европейском парламенте, говорил: «Все знают о явлении гомосексуализма. Это, конечно, грех, и это сродни болезни. А болезнь надо лечить». Депутаты опустили глаза, многие сами болели этим. И мы знаем, что парламенты Англии, Франции, Дании, Норвегии уже приняли законы, официально и напрямую оправдывающие грех.

И второе, опасное, появившееся тихо в обществе движение «Чайлдфри». Оно объединяет мужчин и женщин, не желающих обременять себя деторождением и считающих, что у них есть на это право. Надо со всех трибун, во всех СМИ втолковать, что рождение детей - это не только «личное» дело. Потому что дети - это норма.

И еще одно вроде бы личное, но для выживания страны важное дело. Вот только цифры: в нашей стране ежегодно совершается 1 миллион 200 тысяч абортов. Итак, за один год теряется более одного миллиона младенцев, будущих возможных граждан. Причем, официальная статистика не учитывает тех абортов, которые проводятся вне стационаров или в полулегальных клиниках (по некоторым данным, они могут составлять до 5 миллионов в год).

Если верить Госкомстату, то за последние 20 лет вследствие абортов не родилось на свет более 40 (!) миллионов человек. Вот вам и демография!

Конечно, тут разные причины, есть люди, сделавшие это по медицинским показаниям . Но для литературы - это проблема нравственного выбора.

Н.Д.: Сразу после войны в отрывных календарях печатались стихотворения или просто размышления писателей о высокой любви, о семейных ценностях. Да и по радио звучали песни соответствующего содержания. хотя вроде бы во время разрухи были и другие важные темы.

В.Г.: Я долго размышлял о том, почему после разрушительной, разорительной войны народ валом валил на фильм «Кубанские казаки», запоем читал не ахти какой художественной высоты «Кавалера Золотой Звезды» Бабаевского или «Семью Рубанюк» Поповкина.

В период «оттепели» их подвергли довольно разгромной критике за «приукрашивание» и за «выдумку». Да, по-видимому, было и это, но было и оттаивание души после смертельной войны, была надежда: будут и у нас простые житейские радости. Человек возвращался к мирной жизни и совершал не менее важную задачу, чем победа в войне. За пять-семь лет люди возродили страну. А это великий Подвиг, равный Победе!

У нас и сегодня есть шанс поднять страну, поднять людей, возродить веру. И место литературы здесь не последнее.

Возьмем два фактора: земля и люди. И оба решающие здесь, на Алтае. У нас был довольно внушительный отряд писателей, которые со знанием дела писали о земле, о земледельцах, о деревне. Это выдающиеся писатели Валентин Овечкин, Иван Васильев, Леонид Иванов, Василий Белов, Федор Абрамов, Борис Можаев, Виктор Астафьев; рядом были и Владимир Крупин, Виктор Лихоносов, Валентин Распутин. Для читателей это было окно в мир труда и забот. С утра они открывали «Литгазету» и затем спрашивали у соседа: а ты читал?

Сейчас деревенские писатели исчезают вместе с деревнями . Но в любых условиях можно и нужно работать, искать выход, рассказывать о лучшем, не утратившем жизнеспособность. Могу назвать великого труженика на ниве литературы и села, возглавляющего наш писательский Совет по проблемам русского села, настоящего патриота, сопредседателя Союза писателей Александра Арцибашева.

Некоторый спор вызвало решение о введении звания Героя Труда. Кто-то решительно заявил, что это - Герои Труда для олигархов, кто-то объявил очередной уловкой власти, не замечая реальную самодостаточность трудового подвига или, скажем, высокий профессионализм, которые всегда уважали в народе.

Думаю, что рассказ о людях труда, их умелости, их образе жизни - часть нашего писательского и журналистского труда. Мы в Союзе писателей с восхищением встречаем очерки, рассказы, книги о людях труда вологодского писателя Анатолия Ехалова. Но и потрясающи его праздники, которые он организовал вместе с областной Администрацией: праздник топора, коровы, лучшего двора, сельского клуба, гармони, кружевницы, механика. Он снимает их вместе с телевидением, рассказывает об этом в газетах и книгах. Привез победителей плотников, столяров, шоферов, механиков, гармонистов, бабушек, молодых селян в Центральный дом литераторов в Москве. Большой праздник был у нас. «К нам приехал Ехалов!» - была афиша.

Такого рода мотор помогает двигаться области, трудиться мужикам, рожать детей женщинам, сохранять ремесла да и пить поменьше.

Конечно, как всегда, власть то загорается, то остывает. Но не прекращает своей подвижнической деятельности Ехалов. И таких писателей, с болью и состраданием, с надеждой и уверенностью, у .нас все-таки немало.

Назовем и вашего земляка Кириллова. Человека честной, нелегкой позиции, всматривающегося в глаза земляков. Нашего мудрого и неутомимого Владимира Крупина, курянина Михаила Еськова, писателей из Омской, Кемеровской, Томской, Иркутской области, Дальнего Востока.

Мы не призываем писать «производственные» романы о семье, мы призываем поразмышлять о нашем будущем, о том нашем домашнем очаге, от которого ведут все дороги в наше будущее.

Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"
Комментариев:

Вернуться на главную