Ответственность. Духовность

21 мая начнет свою работу ХIII Всемирный Русский Народный Собор

Беседа Леонида Кутырёва-Трапезникова с заместителем главы Всемирного Русского Народного Собора Валерием Ганичевым

– Валерий Николаевич, в Москве 22-23 мая 2009 года пройдёт ХIII Всемирный Русский Народный Собор. Чему посвящается это событие?

– Общественная организация Всемирный Русский Народный Собор существует с 1993 года и играет немалую роль в формировании гражданского общества России. В этом году по благословению главы Собора, Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла - Всемирный Русский Народный Собор будет посвящен теме «Экология души и молодёжь. Духовно-нравственные кризисы и пути их преодоления».

– Почему сейчас выбраны именно эти проблемы?

– Всемирный Русский Народный Собор сегодня – это уже общепризнанная трибуна России, трибуна русского народа, различных общественных сил по самым актуальным вопросам нашей жизни. При проведении первого и второго Соборов наши декларации касались проблем суверенитета России, её национальных интересов и особенностей, её истории и традиций.

На первых Соборах рассматривались национальные программы, проблемы русского языка и его защиты. Говорилось о многогранности и специфичности национальной культуры России (1) .

Тогда все эти сложные проблемы подвергались критике со стороны либеральных фундаменталистов. Они кричали – что это такое, что это за выделение русских? Но 85% населения России – русские! И Всемирный Русский Народный Собор стремился соединить идеи русского народа, его духа, жизни, истории. Мы это пытались сделать тогда. Вот почему в рамках Всемирного Русского Народного Собора был рассмотрен целый спектр проблем – богатство и бедность, здоровье нации, вера, народ и власть, духовно-культурные традиции и экономическое будущее страны, России в ХХI веке, исторические вызовы России, будущие поколения – национальное достояние России и многие другие.

Особенно потрясающим было, в том числе и для западного мира, рассмотрение вопроса о правах человека. Для кое-кого они были возможностью разрушить нашу национальную культуру, традиции и проложить путь к греху: «а мы вот хотим, имеем право быть иными в сексуальном плане», разрушая тем самым представления о морали. И все это прикрывалось правами человека. Мир вздрогнул тогда, когда еще Митрополит Кирилл произнес свой знаменитый доклад. Он потом обсуждался по всему миру (2).

Европа потеряла свое христианское начало. В 2007 году прошёл Международный форум с участием Русской православной и Римско-католической церквей в Вене по теме «Верните душу в Европу». Мне довелось принять в нем участие.

«Россию, а также Русскую православную церковь, которая простирается далеко за пределы России, в том числе на Западе, не могут не волновать процессы, происходящие сейчас, не побоюсь это сказать, в нашем общем европейском доме», – заявил на конференции «Вернуть душу Европе. Миссия и ответственность Церквей» в приветственной речи в то время еще митрополит Калининградский и Смоленский Кирилл. Форум отметил, что необходимо возрождение в Европе христианства и христианской системы ценностей в жизни европейского общества.

Сейчас мы вошли в мировой кризис. Причем было бы довольно недальновидно и ошибочно называть это только экономическим кризисом. Он охватил все стороны жизни – социальную сферу, мораль, культуру. Еще ранее начался экологический кризис. И к нему нам не удается привлечь внимание ни власти, ни общества. Слушая выступления лидеров Западного мира, напрашивается один вывод – теперь и им очевидно, что произошедший кризис явился результатом аморальности поведения рынка, эгоизма общества ничем неограниченного потребительства.

Это, конечно, широкий спектр проблем – от вопросов природы и землепользования до нравственности человека и общества. Особенно это касается молодежи – она представляет то поле, среди которого и разыгрываются все кризисные явления. Ей или предстоит выйти из него, или пасть в глубины тьмы и зла. Недаром 2009 год в России объявлен годом молодежи. Исходя из всего этого, и была выбрана тема предстоящего Собора: «Экология души и молодёжь. Духовно-нравственные кризисы и пути их преодоления».

– Что входит в планы проведения ХIII Всемирного Русского Народного Собора?

– В рамках XIII ВРНС 21 мая в Российском государственном социальном университете пройдет III Православный студенческий форум «Вера и дело», а также эколого-просветительский форум «Защитить природу – спасти Россию: чистота в душе, чистота в доме, чистота в природе». В Измайловском кремле соберется примерно 5-6 тысяч юношей и девушек. В этом форуме примет участие Святейший Патриарх. Молодым людям страны необходимо дать возможность реализовать свой талант, занять достойные позиции в обществе и обновленной стране.

22 мая в храме Христа Спасителя пройдет торжественное богослужение, а затем под председательством патриарха Московского и всея Руси Кирилла откроется Пленарное заседание Собора. На заседании ожидается принятие Молодежной концепции – одного из главных документов XIII ВРНС. На следующий день, 23 мая, работа Собора будет проводиться по трем секциям:

«Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления». Это пройдет в Союзе писателей России и будет естественным продолжением недавно прошедших у нас Соборных слушаний.

«Соработничество Церкви и государства в деле защиты от алкогольной угрозы» – в гостинице «Даниловская». Эту тему выделили специально. Опасность, с которой столкнулось сейчас общество в связи с ростом алкоголизма, когда десятки тысяч людей в это втянуты, приводит к разрушению семьи, морали и самого человеческого образа. В этом году, по предложению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла был образован Церковно-общественный совет по защите от алкогольной угрозы. Со стороны Церкви совет возглавил архимандрит Тихон (Шевкунов) наместник Сретенского монастыря, со стороны общественности – В.Г.Распутин.

«Восточнославянская православная цивилизация и ее роль в преодолении современного мирового кризиса» – в Паломническом центре Московского патриархата. Целью работы этой секции станет попытка соединить усилия славянских народов на пути выхода их кризиса. Мы все знаем, в каком положении находилась наша страна после Великой Отечественной войны. И самопожертвование, взаимопомощь всех граждан способствовали возрождению России, Украины, Белоруссии и других теперь уже независимых государств. Сегодня необходимо об этом вспомнить.

После войны в сельской школе, где я учился, никаких денег не было, а работало 25 кружков, был хор, оркестр. И все дети были заняты. Это же было. Значит, дело не только в финансировании. Почему же мы это бросили и ждем, когда «сверху что-то в клюв упадет»? Если мы ответственные люди и граждане, мы должны этим заниматься.

24 мая в День славянской письменности в Кремле пройдет богослужение, и все делегаты XIII ВРНС примут участие в церковно-общественных торжествах на Красной площади по случаю празднования в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Впервые у стен Кремля на Красной площади Святейший патриарх проведет службу, которая будет обращена к нашей великой культуре, нашей грамотности и великим учителям Кириллу и Мефодию.

– Стало известно, что принято решение о ежегодном проведении Собора именно в эти дни 22-23 мая. С чем это связано?

– Нужно иметь постоянную привязку к чему-то, чтобы все знали сроки проведения ВРНС. Здесь духовная причина – празднование Дня славянской письменности. Все вопросы, которые мы поднимаем на Соборах в той или иной степени связаны с духовностью и культурой, а вершиной является письменность. И логично в преддверии такого дня проводить Всемирный Русский Народный Собор.

– Валерий Николаевич, Всемирный Русский Народный Собор стал частью общественной жизни, где православный мир непосредственно сближается с народами иных конфессий и убеждений. Какова, на Ваш взгляд, в перспективе миссия этой организации и какой вы видите в ней роль Союза писателей России?

– Фактически с первых Соборов мы не могли не проявить ту сущность нашего общества, нашей державы, которая объединяет людей разных национальностей и конфессий. С самого начала на Соборах у нас присутствовали представители всех основных конфессий, исторически сложившихся на территории России: мусульмане, буддисты, иудеи, христиане. На Соборах они были представлены высшим духовенством.

Союз писателей России – соучредитель ВРНС и этим все сказано. Русская православная церковь и СПР учредили ВРНС. В начале 90-х годов проходили различные съезды, курултаи и объединения других национальностей. Русские тоже попытались создать нечто подобное. Помню, были Русский Конгресс, Русский Собор, "Держава", но, как говорил Гоголь, на Руси ничто не удержится, если оно не благословлено церковью. Наш Собор – это было соединение людей с православной русской церковью. И с первых же дней Святейший патриарх был главой Собора. Честью было то, что Председатель СПР был заместителем главы ВРНС все 15 лет, которые прошли с момента создание этой организации. Представители СПР участвуют во всех делах Собора: слушаньях, встречах. Мы проявляем инициативу и всегда получаем поддержку нашей церкви. Мы благодарим Святейшего Патриарха Кирилла, что он взял на себя эту ношу и будет главой Всемирного Русского народного Собора.

– Что Вы хотели бы сказать в качестве пожелания участникам Собора в преддверии этих дней?

– Наступили серьезные дни, наступило и время большой ответственности. Не надо уповать на то, что кто-то за нас будет решать национальные, экономические, моральные проблемы в России. Мы можем уповать на волю Божью, но она будет тогда проявляться, когда мы сами будем идти навстречу Божественной воле и тем заповедям, которые Господь дал нам.

Поэтому Ответственность, Деятельность, Высокая молитва и Дух – вот что нас может соединять и спасать.

 

(1). На Всемирном Русском Народном Соборе были обсуждены следущие темы:

I Всемирный Русский Народный Собор - «Российская соборная мысль» (26—28 мая 1993 года).

II Всемирный Русский Народный Собор - «Через духовное обновление к национальному возрождению» (1—3 февраля 1995 года)

III Всемирный Русский Народный Собор - «Россия и русские на пороге XXI века» (4—6 декабря 1995 года)

IV Всемирный Русский Народный Собор - «Здоровье нации» (5—7 мая 1997 года)

V Всемирный Русский Народный Собор - «Россия накануне 2000-летия христианства. Вера. Народ. Власть» (6—7 декабря 1999 года)

VI Всемирный Русский Народный Собор - «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох» (13—14 декабря 2001 года)

VII Всемирный Русский Народный Собор - «Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России» (16—17 декабря 2002 года)

VIII Всемирный Русский Народный Собор - «Россия и православный мир» (3—5 февраля 2004 года)

IX Всемирный Русский Народный Собор - «Единство народов, сплоченность людей — залог Победы над фашизмом и терроризмом» (9—10 марта 2005 года)

X Всемирный Русский Народный Собор - «Вера. Человек. Земля. Миссия России в ХХI веке» (4—6 апреля 2006 года)

XI Всемирный Русский Народный Собор - «Богатство и бедность: исторические вызовы России» (5—7 марта 2007 года)

XII Всемирный Русский Народный Собор - «Будущие поколения — национальное достояние России» (20-22 февраля 2008 года)

  (2). В Решении Всемирного Русского Народного Собора утверждалось, что человек несет ответственность за последствия греха, поскольку его выбор в пользу зла пагубно влияет на ближних и на все Божие творение. Человек обязан проявлять заботу об окружающем мире и людях. Творец вложил в человеческую природу необходимость общения и единения людей, о чем Он сказал: «Не хорошо быть человеку одному» (Быт. 2, 18). Любовь к своей семье и другим близким людям не может не распространяться на народ и страну, в которой человек живет. Не случайно православная традиция возводит патриотизм к словам Самого Христа Спасителя: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13). Признание прав индивидуума должно уравновешиваться утверждением ответственности людей друг перед другом. Крайности индивидуализма и коллективизма не способны служить гармоничному устроению жизни общества. Под предлогом защиты прав человека одним цивилизациям не следует навязывать свой уклад жизни другим. Правозащитная деятельность не должна служить политическим интересам отдельных стран.

Права отдельной личности не должны быть разрушительными для уникального уклада жизни и традиций семьи, а также различных религиозных, национальных и социальных сообществ.

Вернуться на главную