Геннадий ГОЛОВИН (США)
АЛЕКСАНДР ПУШКИН.2015 ГОД

”Я памятник себе воздвиг нерукотворный...“

Пророческие строки из знаменитого стихотворения ”Памятник“ – стихотворения-итога, подведшего черту под всем творческим и жизненным путём Александра Пушкина. В связи с этим, резонно задасться вопросом: ”Если есть стихотворение-итог, значит должно быть стихотворение-начало, в котором предопределён поэтический путь поэта?“ И такое стихотворение есть. Оно называется ”Мечтатель“. Двести лет назад, в 1815 году 15-летний лицеист Александр Пушкин написал провидческое: ”Дана мне лира от богов, Поэту дар безценный.“ Этот безценный дар сопутствовал и благоволил поэту не только на протяжении его жизни, но и после смерти, вплоть до сегодняшнего времени. А струны пушкинской лиры восхищали и восхищают, радовали и радуют, умиляли и умиляют слух многочисленных ценителей и почитателей его литературного и, безспорно, гениального поэтического таланта, являясь неиссякаемым источником исследований и изысканий. Не в простоте ли изложения пушкинского слога, лёгшего в основу современного русского языка, кроется то бережное отношение к пушкинскому наследию – этому нерукотворному памятнику, вот уже на протяжении двухсот лет? Памятнику, который постоянно пополняется новыми материалами, событиями, датами. Воистину: ”Нет, весь я не умру...“

Вот и в 2015-м году произошли события, связанные с именем Пушкина. Первое – 80-летие со дня основания Общества русской культуры имени А.С. Пушкина в США – первоначально: Пушкинский Комитет, а чуть позже – Пушкинское общество Америки. И второе, более интернациональное, 100-летие со дня рождения Александра Александровича Ковалёва – скульптора, одного из авторов памятника Пушкину в Арров парке, в штате Нью-Йорк.

История образования Пушкинских организаций, как и положено, началась в России.  К 100-летию со дня рождения поэта было основано Всероссийское Пушкинское общество. А  началось всё с кружка любителей пушкинской поэзии в Петербурге в 1880 г., который через два года был переименован в Пушкинское собрание. После октября 1917 Общество  продолжало действовать под другими названиями вплоть до 1934 г., когда параллельно с эмигрантским Русским национальным комитетом в Париже (Председатель – историк А.В. Карташёв) и Всесоюзным Пушкинским юбилейным комитетом в Москве (Председатель –
А.М. Горький) началась подготовка к чествованию печальной памятой даты – 100-летия со дня трагической гибели поэта. В следующем, 1935 г. парижский Русский национальный комитет становится Всемирным Пушкинским юбилейным комитетом (Председатель– В.А. Маклаков), а в СССР Пушкинский комитет преобразуется во Всесоюзное Пушкинское общество (Председатель – академик Н.С. Державин). С 1991 г. общество стало называться Российским Пушкинским обществом.

***

О Пушкинском обществе в США рассказала в беседе с автором его Президент Виктория Курченко, историк, проживающая в Нью-Йорке с 2000- го года.

”В российских эмигрантских кругах, оказавшихся оторванными от своих исторических и культурно-национальных корней после падения Российской империи, в 1920-1930-х гг. зрела идея объединения. К сожалению, ни политические партии со своими программами и  манифестами, ни философские идеи и течения, ни тем более личности, себя не оправдали и не могли служить той скрепой, вокруг которой объединилась бы российская эмиграция.

И тогда, словно зарница в непроглядной ночи, вспыхнуло имя – Александр Пушкин. В свою очередь идея объединения привела к возновению другой идеи: просветительской.

Имя Пушкина должно было открыть всему миру ту вековую, историческую Россию, представителями которой и были эмигранты. Дата определилась сама собой: 100-летие со дня трагической смерти поэта. Вот, если кратко, предыстория возникновения Пушкинского общества Америки. Так, 29 января 1935 г. был учреждён Пушкинский комитет, в который вошли: Б.Л. Бразоль – основатель, поэт Г.В. Голохвастов (вице-президент), князья А.А. Оболенский и С.С. Бутурлин, А.И. Зилоти – двоюродный брат и учитель С.В. Рахманинова, скульптор Г.В. Дерюжинский, конструктор автомобилей Б.А. Завалишин, балетмейстер М.М. Фокин и другие. Огромную помощь оказали: сациолог и будущий Президент Американской социологической ассоциации Питирим Сорокин, С.В. Рахманинов, писатель Георгий Гребенщиков, авиаконструктор Игорь Сикорский. После окончания памят
ных торжеств, 16 апреля 1937 г. комитет был переименован в Общество имени Пушкина. Патронаж общества осуществлялся представителями императорского дома Романовых.

Контакт с ними поддерживал Борис Львович Бразоль. Тут можно отметить некоторые данные его биографии. Он родился в Полтаве (?) в 1885 году, в дворянской семье. После переезда родителей, жил и учился в Санкт-Петербурге. Окончил юридический факультет университета. По образованию – криминолог. До 1917 года служил в министерстве юстиции. Участник Первой Мировой войны. Имел награды. В 1916 году командирован в США, где и остался после падения Российской империи. В Америке также служил в различных государственных учереждениях. Как основатель и председатель Пушкинского общества,
проявил большой организаторский талант в привлечении широкого круга лиц к работе.

Под его руководством в честь поэта во многих городах США и Канады, прошла череда различных мероприятий. Среди них: серии вечеров литературно-музыкального характера по произведениям Пушкина; доклады и лекции профессоров в университетах и русскоязычных районах городов; сбор денежных средств с помощью благотворительных представлений; печатные издания и выставки произведений поэта, а также статьи, рисунки, открытки, плакаты о нём самом. Были планы учреждения библиотеки им. Пушкина и собственное издательство, которое бы так и называлось:”Издательство Общества имени Александра Сергеевича Пушкина“. Не всё удалось воплотить в жизнь из этого грандиозного плана, но многое. Об американской пушкиниане писали русскоязычные и американские газеты. Лидировали, в частности, ”Новое русское слово“, ”Россия“ и Daily News. 24 января 1937 года в Нью-Йорке в Интернашионал хаус открылось торжественное собрание, посвящённое памяти поэта. Была отслужена панихида, после которой Борис Бразоль произнёс вступительную речь. Сцену украшал бюст Пушкина, изваянный скульптором Николаем Димитриевым. После речи вниманию зрителей была представлена музыкальная программа, в сопровождении симфонического оркестра. Князем А.А. Оболенским был исполнен “Гимн Пушкину” (музыка М. Фивейского, слова Л. Я. Нелидовой-Фивейской и Г.В. Голохвастова). У рояля выступал прославленный дирижер и пианист А. И. Зилоти. Подводя итоги, было отмечено, что ”торжественное собрание в Нью-Йорке, на котором присутствовало свыше тысячи человек, прошло с огромным подъемом и блестящим артистическим успехом. В этот день русские люди всех сословий и общественных направлений слились в благоговейном почитании того, в ком творческая Великая Россия впервые почувствовала свою культурную мощь”.

14 февраля 1937 года состоялись юбилейные концерты в Нью-Йорке и Сан-Франциско. В фойе Карнеги-Холл в тот вечер также был установлен бюст поэта работы Н. Димитриева и прошёл симфонический радио-концерт музыкальных произведений на пушкинские темы. В 1941 году – бронзовый бюст Пушкина был доставлен на ферму Русского общества взаимопомощи Америки (РОВА), основанную русскими и русинскими эмигрантами в посёлок Джексон, штат Нью-Джерси, где, при совместном участии с Пушкинским общест вом, в лице Бориса Бразоля, состоялось открытие первого памятника поэту в США.

Пушкинское общество всегда ориентировалось на культурную, просветительскую и издательскую деятельность. Не были исключением военные и послевоенные годы. Например, в 1940-1950-е гг. были изданы Речи Бразоля в двух томах (1943 и 1953 гг. соответственно). Во второй том вошла речь: ”Пушкин и Россия“, произнесённая на торжественном собрании, посвящённом памяти Пушкина по случаю 150-летия со дня его рождения, состоявшемся 17-го апреля 1949 г. в Нью-Йорке. В 1952 г. большим событием для общества стало возведение в почётные члены княжны Веры Константиновны Романовой, дочери великого князя Константина Константиновича, правнучки Императора Николая Первого.

Необходимо отметить, что деятельность общества в этот период не осталась незамеченной и стала востребована для многих эмигрантов из Советского Союза, так называемой послевоенной волны эмиграции. После смерти Бориса Бразоля в 1963 году, общество возглавляли: Григорий Месняев, Семён Боголюбов, Сергей Войцеховский, Надежда Бакланова-Бозак, Екатерина Лодыженская и его нынешний Президент Виктория Курченко. О деятельности Екатерины Ивановны Лодыженской, бывшей на этом посту с 1994 по 2009 гг., хотелось бы сказать особо.

После распада СССР ”железный занавес“ пал и в США устремилась очередная волна выходцев из бывшего Союза. Среди них были и представители литературных кругов, для которых имя Пушкина тоже было священно. При этом, учреждались новые общества, открывались филиалы, носящие имя поэта. Пушкинскому обществу стали поступать ”заманчивые“ предложения объединить усилия в поисках и новых подходах изучения творчества Пушкина. Образно говоря, предлагалось ”в старые мехи влить молодое вино“.

Этот напор и задор вновь прибывших, не на шутку испугал членов Пушкинского общества, большинство из которых были детьми или близкими родственниками первой, послереволюционной волны эмиграции, сохранившей ещё свои ”специфические“   понятия чести, достоинства, благородства. В связи с этим, обществу в лице Лодыженской пришлось ”держать оборону, и уходить чуть ли не в подполье“, как это ни парадоксально звучит. Всё это происходило на фоне подготовки к 200-летнему юбилею со дня рождения поэта.

Несмотря на возникшие трудности, Пушкинское общество приняло активное участие в торжествах, посвящённых знаменательному событию. Достаточно сказать, что, ещё помня торжества 1937 года, мэры многих американских городов объявили день 6 июня Днём Пушкина. И, как в далёком 1937-м, дата рождения поэта вновь собрала вместе самых разных людей, независимо от места их проживания, национальности, учёных степеней и литературного таланта. Ещё хотелось бы отметить, что большую духовную поддержку обществу в эти годы оказывал Синод Русской Православной Церкви заграницей. Сама же Екатерина Ивановна хранила заветную коробку с архивом, доставшуюся ей от председательницы Боклановой-Бозак. Кроме того выяснилось, что часть архивов хранилась у секретаря общества – баронессы Елены фон Тизенгаузен и у казначея Елены Боголюбовой“.

Далее, от лица Виктории Курченко и с её согласия рассказ продолжится о ней самой и о её деятельности на должности Президента. По прибытии в Нью-Йорк ей посчастливилось познакомиться с представителями общества и как кандидату исторических наук (Виктория окончила Харьковский Государственный университет) в 2001-м г. подключиться к работе с архивом. В 2004-м г. её избирают вице-президентом и по её инициативе одним из основных направлений в работе становится сбор исторических свидетельств. За эти годы удалось обнаружить и опубликовать немало интересного историко-литературного материала. После кончины Е. Лодыженской в 2009 г. Виктория избирается Президентом общества. Далее предоставляем слово Виктории. ” В память о Е.И. Лодыженской весь архив был назван именем Екатерины Лодыженской. Сейчас он постоянно пополняется. К собранным источникам Пушкинского общества приобщены материалы по истории русской и украинской эмиграции. Продолжая дело предшествующих поколений, Пушкинское общество ведёт активную информационную и просветительскую деятельность, устраивает концерты и лекции, как среди руссоязычного населения Америки, так и среди самих американцев. Приоритет и сегодня отдаётся Александру Сергеевичу Пушкину. Так, один из руководителей общества, архивист Наталья Мизури сообщает, что общество поддерживает дружеское с потомками Пушкина в Бельгии. Также мы стремимся свести воедино весь материал о работе общества в США. У нас налажен творческий контакт с представителями американских славистов, установлены литературные мосты со специалистами по творчеству Пушкина в городах России и Украины, Европы и США. Нами разработан ряд интересных проектов. Среди них: ”Пушкинский комитет в США 1935-1937 гг.“, ”Пушкин и эмиграция в США“, ”Литературно-художественная мастерская“, ”Экскурсионные туры“. Как одно из наших достижений – отрытие представительства Пушкинского общества Америки в Австрии во главе с преподавателем русского языка в университете, кандидатом филологических наук Инной Грубмайр.

В честь же самого 80-летнего юбилея Пушкинского общества, в одном из особняков Манхеттана, 10-го мая состоялся торжественный вечер с концертом классической музыки, подготовленный профессором Георгием Борисовым, по произведениям композитора и пианиста Владимира Дроздова, соученика Рахманинова и одного из инициаторов Пушкинского комитета 1937 г.

В заключение хотелось бы от всего сердца поблагодарить принявших участие в праздновании 80-летия Пушкинского общества. Мы приглашаем всех желающих, приходите, присоединяйтесь к нам, двери общества открыты для всех, кому дорого имя нашего великого поэта“.

Автор глубоко признателен Виктории Курченко за интересный и познавательный рассказ ещё об одной малоизвестной странице Русского зарубежья в Америке. Хочется пожелать Пушкинскому обществу в лице её Президента новых открытий и интересных встреч в этой благородной и почётной миссии.

***
Скульптору-портретисту Александру Александровичу Ковалёву (1915-1991) – автору второго памятника Пушкину в США в этом году исполнилось бы 100 лет.

Алексадр Ковалёв – выходец из простого народа. Он родился в 1915 г. во время Первой Мировой войны в прифронтовой зоне: в одном из древнейших городков Древней Руси – Рогачёве (ныне, Белоруссия). Отца он не помнил, а мать работала прачкой. Мировая война; следом за ней, революции, перешедшие в войну гражданскую; послевоенная разруха, – привели мальчика в детский дом г. Бобруйска. Все те ужасы пришлись на голодное безотцовское детство, но несмотря на это, его помыслы были устремлены к знаниям, и не только к знаниям вообще, а воплотились конкретно в любовь к музыке. Одарённый воспитанник детского дома поступает в музыкальную школу и успешно заканчивает её по классу фортепиано. Возможно с этим периодом жизни связана его одна из будущих скульптурных работ – бюст композитору П.И. Чайковскому.

1933-й год стал для Александра переломным. За успехи в учёбе он награждается путёвкой в детский санаторий г. Одессы. Именно в Одессе у юноши открылся дар к лепке и рисованию. Местные художники уговорили Ковалёва поступить на художественный рабфак, окончив который в 1934 г., он становится живописцем, а через год переезжает в Киев и поступает на скульптурный факультет Художественного института. К слову сказать, в этом институте учился скульптор В.З. Бородай (1917-2010) – автор памятника Тарасу Шевченко в том же Арров парке.

Highslide JS
В скульптурных мастерских института, руководимых П.В. Митковицером и Б.И. Яковлевым, преподавались разные предметы, однако у Александра быстро проявился талант к портретной скульптуре. Основной тематикой его первых работ становятся портреты труженников-героев первых пятилеток. Вот и для дипломной работы он выбрал ”гремевшего“ на всю страну шахтёрадонбассовца, кадиевчанина А. Г. Стаханова (1905-1977). Однако, развязанная Германией война против Советского Союза, помешала выполнить дипломную работу. Из Киева пришлось эвакуироваться в далёкий узбекский Самарканд. По возвращении из эвакуации в 1944 году, Ковалёв становится школьным преподавателем при Киевском художественном институте и одновременно работает в скульптурной мастерской.

Известность он приобрёл после Всесоюзной художественной выставки 1949 г. с портретом колхозницы-труженницы Елены Семёновны Хобты (1882-1960). Вот, что об этом было написано в ж. ”Огонёк“ от 14 апреля 1950 г.: ”... чудесный портрет Героя Социалистического Труда Е.С. Хобты, который скульптор выполнил с большой теплотой и проникновением, выдвигает украинского скульптора в число лучших молодых ваятелей Советского Союза“. За эту работу Александр Ковалёв, первый среди украинских скульпторов, в том же году был удостоен Сталинской премии второй степени. Наряду с изображением героев современников, он работал над портретами представителей искусства и литературы. Это воплотилось в скульптурных портретах композиторов Ф. Глинки, П. Чайковского, Н. Лысенко, Ф. Козицкого, Л.Н. Ревуцкого. Работа над бюстом П.И.Чайковского началась ещё в стенах института. Вот так, через много лет, детская любовь к музыке нашла своё воплощение в камне и металле.

... Александр Пушкин. Кто из деятелей искусства и литературы не пытался хоть чуточку, хоть в чём-то приблизиться к образу гениального поэта? Не стал исключением и его тёзка – скульптор Ковалёв. В том же 1949 году, к 150-летию со дня рождения Пушкина, Ковалёв обращается к пушкинской теме. Её результатом стала композиция ”Пушкин и Мицкевич“. В 1956 г. был объявлен конкурс на сооружение памятника поэту в Киеве и первой премии был удостоен проект Александра Ковалёва. Началась кропотливая, упорная работа в ходе которой, попутно, в 1959 г. скульптор завершает работу над памятником Пушкину в донбасском городке Красный Луч (ныне – Луганская Народная Республика).

Открытие же памятника в Киеве (в соавторстве с архитекторм В.Г. Гнездиловым) состоялось 2 июня 1962 г. у входа в Пушкинский парк и было приурочено к 125-летию со дня трагической гибели поэта. Фигура поэта высотой  3,5 м. выполнена из бронзы и находится на постаменте из чёрного лабрадорита. На это событие откликнулись ряд центральных и республиканских изданий (”Правда“, ”Литературная газета“, ”Правда Украины“, ”Искус-ство“ и др.). В ходе работы над памятником, в 1960 г. Александр задумывает новый проект – образ молодого Пушкина. Один из вариантов, совместно с архитектором В.П. Мелик-Парсадановым был установлен в столице Крыма – Симферополе в ноябре 1967 г. у Крымского академического русского театра. Молодой поэт сидит на краю камня, подразумевающего скалу над морем. Взгляд его устремлён в даль. После реставрации скульптуру поместили на четырёхгранный постамент, на лицевой стороне которого выбито: А. Пушкин, а под надписью расположена каменная чаша в виде бахчисарайского Фонтана слёз. В связи с этим нужно отметить, что Крым стал одним из самых многочисленных мест по количеству различных памятников поэту в СССР и Александр Ковалёв внёс свою посильную лепту в крымскую пушкиниану. Так в 1977 году его скульптура в виде четырёхгранной колонны из белого мрамора была установлена в Гурзуфе, на территории санатория ”Пушкино“ ( арх. С.Н. Миргородский). Вершина колонны увенчана металлической лирой, а низ опоясан чугунным венком из дубовых листьев. Лицевую грань украшает стилизованный портрет Пушкина, а на правой, строки из первой главы ”Евгения Онегина“, прототипом в которой была М.Н. Раевская-Волконская:

”Я помню море пред грозою:
Как я завидовал волнам... “

Highslide JS
Несколькими годами ранее, в 1970 г. произошло не совсем ординарное по тем временам событие международного масштаба. В США, в буколическом Арров парке штата Нью-Йорк, недалеко от городка Монро, был установлен второй памятник А. Пушкину в США*.

Как удалось выяснить из городских архивов, парк был куплен в 1948 году жителями города Нью-Йорка – в недавнем прошлом выходцами из Белоруссии, России и Украины. По-видимому, многие из них были хранителями не только славянских традиций, но и истинными ценителями поэзии. Пройдя под каменной аркой входа, попадаешь на главную аллею. Чуть дальше, одна из дорожек, примыкающая к аллее, ведёт к площадке с названием ”Архитектурный проект“.

Highslide JS

На этой площадке в одном ряду стоят памятники четырём национальным поэтам: Т. Шевченко, У. Уитмену, А. Пушкину и Я. Купале. Памятник Пушкину выполнен Александром Ковалёвым и архитектором Анатолием Игнащенко (1930-2011). История с этим памятником имеет продолжение. Его копия была установлена в Севастополе, в 1983 г., к 200-летию основания города, в сквере им. Бузина (арх. Г.Г. Кузьминский, А.С. Гладков). Кроме перечисленных, известен ещё один памятник А. Пушкину работы Ковалёва в селе Татарбунары Одесской области.

Вот уже более двухсот с лишним лет прошло со дня рождения поэта, а память о нём продолжает жить в умах и сердцах его потомков, как на его родине, так и на всех континентах планеты, являясь и воплощаясь в новых произведениях искусства, музыки и литературы.

* – первый памятник А. Пушкину работы скульптора Н. Димитриева был установлен в г. Джексон, штат Нью-Джерси, в 1941 году.

Читайте также
Геннадий Головин: ПАМЯТНИКИ ПУШКИНУ В США

 
Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"
Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Комментариев:

Вернуться на главную