Геннадий ГОЛОВИН (США, Хавертаун)

К НЕМУ НЕ ЗАРОСЛА НАРОДНАЯ ТРОПА *

1.

В один из глубоких вечеров, незадолго до 6 июня, во время написания этого очерка, я погрузился в удивительный, быстротечный сон, в котором встретился с Александром Сергеевичем Пушкиным, запечатлённым на известном портрете Ореста Кипренского. Из одежды поэта отсутствовал только его шотландский ”байроновский“ плед. Сон был до того неожиданным, что я растерялся ...даже во сне.

Сколько раз я мысленно представлял, как бы вёл себя при встрече с Поэтом, и всегда меня охватывала робость. Вот и во сне я оробел и не знал с чего начать разговор. Мы находились в какой-то небольшой без мебели комнате, с одним окном и дверью, выходящей прямо на улицу. Видя моё смущение, Пушкин с лёгкой иронией в голосе спросил:

– Что, не заросла народная тропа к моему памятнику? 

– Тропа? – переспросил я. И у меня, будто камень с души упал.  – Тропа... – повторил я со знанием дела. – ...Знаете, сколько Вам памятников установлено в России?

Пушкин сделал жест рукой, чтобы я успокоился, и с той же иронией продолжил:

– Знаю, знаю. – И я не удивился, откуда он знает.

Тогда я решил ”блеснуть“.

– А Вам известно, что даже в Америке, которую Вы разнесли в пух и прах**, Вам установлено четыре памятника и три бюста, один из которых находится в частной коллекции? –  

– В Америке?! – искренне удивился Поэт.  

– Что, тропа, – торопясь, продолжил я, сознавая даже во сне, что встреча может оборваться в любую минуту, – дорога названа Вашим именем. Можете сами убедиться.

Я торопливо открыл дверь, обернулся, чтобы пригласить Поэта выйти, но комната была пуста... И почти в то же мгновение я проснулся...

 

2.

Дорога, о кторой идёт речь, находится приблизительно в миле к северо-востоку от городка Джексон (ранее Кэсвилл) в штате Нью-Джерси. Здесь, на ещё мало заселённых в то время, песчаных землях с местным названием ”Сосновая Пустошь“ русскими и русинами, покинувшими Российскую и Австро-Венгерскую Империи ещё до рокового 1917 года, был основан посёлок, с прилегающей к нему фермой. На этой ферме в 1926 году ими было основано общество, впоследствии получившей название: ”Фарма РОВА“ (Русское Общество в Америке). Чуть позже, в центре посёлка был воздвигнут величественный Свято-Владимирский храм, а слева от его входа, в тенистой аллее, в августе 1941 года был установлен бюст Пушкину на гранитном постаменте. Автор и   скульптор памятника – Николай Васильевич Димитриев (18871978).

При входе на дорогу с северной стороны, рядом с указателем улиц, в землю вкопан мастерски сделанный рекламный щиток с адресом пушкинской резиденции, проще – Пушкинского Дома. Дорога и Дом Пушкина? В этой провинциальной американской глуши? Да, полноте. Куда я попал? От одного этого ощущаешь себя приобщённым к пушкинскому миру. В дополнение к этому, идя по грунтовой дороге, как бы невольно окунаешься в российскую глубинку. По обочинам зеленеет густая трава вперемешку с клевером, или кашкой по нашему. Над травой по левую сторону теснится кустарник, переходящий в лесопосадку. Вокруг тишина, покой, умиротворение. Тенисто и свежо и, говоря словами Поэта: ”и редкий солнца луч.“***. Метров через пятьдесят деревья по правую сторону редеют и за ними открывается просторный, светлый луг, в глубине которого стоит двухэтажное здание, отдалённо напоминающее усадьбу мелкопоместного дворянина.  

Это и есть Пушкинская резиденция, а проще – Пушкинский Дом. Как сказано в документах, Пушкинский Дом был зарегистрирован по закону штата Нью-Джерси 7 мая 1938 года. По всей вероятности и дорога была названа именем поэта в то же время. В холле здания кирпичный камин, над которым висит копия портрета Поэта кисти В.Тропинина. В обе стороны от холла широкий коридор с дверьми в комнаты. Четырнадцать на первом на одного жильца и десять на втором этажах. Здесь и жили переселенцы эмигранты: вдовцы и вдовы. Со временем, большинство из них обжилось, обзавелось семьями, получило работу, переселившись в свои дома или в апартаменты, и здание почти опустело. В память о жильцах остался стенд с их фамилиями. В большинстве это были крестьяне и ремесленники: Иванов, Павлов, Петров, Коноплёв, Барышев, Быков, Пашков, Гончаров, Бондарчук, Бусыгин, Борисевич, Оповалов, Савосина, Деев, Козак, Костюкевич, Мармулёв, Гаркуша и др. Возможно, кто-то из них присутствовал при открытии первого памятника Поэту.

 

3.

Приблизительно в десяти милях к востоку от ”фармы РОВА“ в этом же штате есть ещё одно благотворительное общество с волнующим названием – ”Родина“. Его основали эмигранты, преимущественно казачьего сословия, купившие у штата земельный участок площадью в пять акров, с проходящей рядом дорогой из Нью-Йорка к курортным посёлкам на побережье океана. В 1936 г. в Хауэлле был основан приход во имя Александра Невского и тогда же был заложен краеугольный камень часовни во имя великого князя, а в 1989-1994 гг. здесь был построен большой кафедральный Александро-Невский собор, освящение которого сосостоялась 18 октября 1997 г.

После окончания Второй мировой войны, в США стало прибывать большое количество невозвращенцев из СССР, так называемых дипийцев (от англ. displaced persons). Их усилиями в 1955 г., напротив часовни, построили здание с одноимённым названием – «Родина», в котором разместилось общество, и, которое стало для них второй малой родиной. Основной целью общества была благотворительность, а чуть позже, общество выступило инициатором сохранения русских культурных и историко-просветительских традиций. С этой целью в здании был открыт музей исторических реликвий Российской Империи. Своё второе рождение общество ”Родина“ пережило 26 мая 2012 года. В этот день организатор подготовки и проведении этого праздничного события, Президент благотворительного Фонда Развития СНГ в США, издатель журнала православной интеллигенции «Трибуна русской мысли»,  предприниматель Александр Бондарев в торжественной обстановке открыл Русский дом «Родина», ставший преемником предыдущего общества. Также на территории общества был открыт архитектурный комплекс «Парк Славы», включивший в себя 28 бронзовых памятников государственным деятелям и представителям культуры России за все века её существования. Достойное место среди них по праву занял памятник Александру Пушкину работы Александра Алексеевича Аполлонова (1947 – 2017) – выпускника Московского государственного художественного института им. В.И. Сурикова (1974 г.), заслуженного художника Российской Федерации (1994).

 

4.

На севере штат Нью-Джерси граничит со штатом Нью-Йорк. В этом штате недалеко от городка Монро раскинулся буколический Арров парк, купленный в 1948 году жителями города Нью-Йорка – в прошлом выходцами из России, Украины и Белоруссии. В стороне от главной аллеи на площадке с названием ”Архитектурный проект“ в 1970 году, в одном ряду с памятниками американскому поэту Уолту Уитмену, украинскому Тарасу Шевченко и белорусскому Янке Купале, поставлен памятник Александру Пушкину работы белорусского скульптора Александра Ковалёва (1915-1991) и украинского архитектора Анатолия Игнащенко (1930-2011). По-видимому, эмигранты славяне не только свято хранили традиции своих предков, но были и истинными ценителями поэзии.

 

5.

Есть на Восточном Побережье ещё один штат, связанный с именем Пушкина. Это – Массачусетс. Читатели – ценители русской литературы сразу подумают, что имя Пушкина перекликается здесь с именем Набокова, переведшего пушкинский роман в стихах – ”Евгений Онегин“. Да, Набоков вёл курсы русской и мировой литературы в Уэльслейском колледже (1941-1948 гг.), и читал курс лекций в Гарвардском университете (1951-1952 гг.) Массачусетса. Но имя Пушкина конкретно связано со столицей штата – городом Вустер.   

А началось всё с того, что 16 октября 1987 года города Вустер и Пушкин стали побратимами после подписания соглашения о дружбе. Причём, Вустер был первым городом побратимом Российской федерации в составе СССР. Со временем культурные связи переросли в экономические.

Результатом совместного сотрудничества двух городов стал подарок бюста Поэта жителям Вустера от жителей Пушкина в 1995 г.. Почётное и в то же время ответственное задание по изготовлению бюста было возложено на скульптора Леонида Лукича Михайлёнка (1930-2011), уроженца деревни Пищалово-Витебское Оршанского района Белоруссии. В 1949 г. он приехал в Ленинград и связал свою судьбу с Высшим художественно-промышленным училищем. Молодой студент проявил интерес к монументально-декоративному искусству. Помогли ему овладеть секретами мастерства и сложной техникой скульптуры профессора В. Л. Симонова и В. Л. Рыбалко.

Тяжёлые военные и послевоенные годы наложили отпечаток на будущие работы Леонида Лукича. В них заметно переплетение как скорбно-трагических, так и полных героического пафоса черт народа нашего отечества на протяжении всей его истории. Это отобразилось уже в его первых работах – фигурах адмиралу П.С. Нахимову и фельдмаршалу М.И. Кутузову в скульптурном оформлении Ушаковского моста в Ленинграде совместно с архитектором В. С. Васильевским в 1955-1956 гг. и особенно в дипломной работе – проекте памятника ”Пулковский рубеж обороны“ (1967 г.). Пользуются известностью и ряд других памятников на тему Октябрьской революции, гражданской и Великой Отечественной войны.

В октябре 1967 г. к 50-летию Великого Октября между городами Каховка и Новая Каховка Херсонской области был установлен знаменитый монумент ”Легендарная тачанка“. В творческую группу по созданию этого монумента вошли архитектор Е.М. Полторацкий и скульпторы: Л. А. Родионов, Ю. Н. Лоховинин и Л. Л. Михайлёнок. Скульпторов вдохновлял сам маршал С. М. Будёный.

За работу над монументома авторский коллектив был удостоен Государственной премии СССР в 1969 г.. Михайлёнок работал не только в жанре монументалистики, но и уделял немало времени портрету. В мастерской на ул. Наличная были созданы бюсты Г.К. Жукова, В. Высоцкого, Авиценны, императора Николая II и императрицы Александры Фёдоровны.

Там же в мраморе был выполнен и бюст Пушкину, который был подарен городу Вустер. Интересна история доставки бюста. Александр Сергеевич летел в Америку не только как знаменитый поэт, но и как обычный пассажир в салоне самолёта, по купленному специально для его бюста билету. Об этом в переписке со мной рассказал Ройс Андерсон – специальный консультант (и бывший исполнительный директор) Международного центра Вустера. После прилёта бюст был установлен в этом центре, затем некоторое время находился в Публичной библиотеке города, а с 23 января 2015 г. Международный центр Вустера официально установил бюст Поэту в кабинете мэра города.

 

6.

И в завершение – о двух памятниках Поэту в столице США – Вашингтоне. Один, в классическом стиле, хорошо известен, особенно среди студентов. Он был установлен 20 сентября 2000-го года на территории кампуса Университета Джоржа Вашингтона на перекрёстке улиц Н (латиница) и № 22, перед фасадом новой библиотеки университета. На первом этаже библиотеки находится Старбакс кофе, из окон которого студенты видят памятник русскому Поэту. 

Открытие памятника можно считать самым представительным из всех упомянутых памятников. Идея его создания принадлежала адвокату и политику Джеймсу Саймингтону (р. 1927), одному из основателей Американо-российского фонда культурного сотрудничества. Перед этим, в Америке был объявлен конкурс на создание памятника ”Русский поэт Александр Пушкин“. На имя Академии художеств 6 апреля 1999 года пришло письмо из Вашингтона от имени Саймингтона, в котором сообщалось, что жюри конкурса выбрало проект «Золотой Пегас» Александра Бурганова. При содействии и при участии этого фонда, а также: ректора университета Джоэла Трахтенберга, безвозмездно предоставившего землю под памятник; Правительства Москвы, оплатившего изготовление и пересылку; Конгресса русских американцев и Русской академической группы в США, принимавших активное участие в сборе средств; Российской Академии  Художеств; Музея классического и современного искусства ”Бурганов  Центр“ (Москва) и состоялось это торжественное событие. Он был установлен 20 сентября 2000-го года на территории кампуса Университета Джоржа Вашингтона на перекрёстке улиц Н (латиница) и № 22, перед фасадом новой библиотеки университета. На первом этаже библиотеки находится Старбакс кофе, из окон которого студенты видят памятник русскому Поэту. 
     
Кроме Александра Бурганова авторами памятника являются известные мастера своего дела – скульптор Игорь Бурганов, архитектор – Михаил Посохин, мастер – Павел Шелов.****

Об Александре Николаевиче Бурганове хотелось бы сказать отдельно. Будущий Народный художник России, действительный член Российской академии художеств, Почётный член Российской академии архитектуры и строительства, Лауреат Государственной премии СССР, доктор искусствоведения, профессор – Александр Николаевич Бурганов родился 20 марта 1935 года в г. Баку в семье учителя математики. Получив высшее художественное образование в Московском высшем художественно-промышленном училище (бывш. Строгановское) он был принят в члены Союза художников СССР в 1961 г.. Основные на правления его творчества – монументальная и станковая скульптура и графика.

А. Н. Бурганов – один из основателей российской школы архитектурно-декоративной пластики. Это направление затронуло не только монументальную и станковую скульптуру, но и живопись, декоративно-прикладные искусства, графику. Среди многочисленных памятников скульптора как в России, так и во всем мире, стоит  упомянуть ещё два памятника Пушкину: в Ижевске и, полюбившуюся москвичам и гостям столицы, романтическую композицию «А.Пушкин и Натали» на Старом Арбате. За неоценимые заслуги перед отечеством, творческой мастерской А. Н. Бурганова присвоен статус государственного музея.

История же доставки памятника почти точь в точь напоминала доставку бюста Поэта в Вустер, с тем лишь отличием, что из-за размеров (три метра в длину) его пришлось везти в специальном отсеке, пристёгнутого ремнями. Об этом упоминается в воспоминаниях Александра Николаевича.

Второй памятник в виде бюста, находится на территории Российского культурного центра, здание которого в 1957 г. приобрело Советское правительство. Первые 30 лет здание использовалось как школа для детей сотрудников Посольства. Следующие 5 лет, как консульский отдел, и после двухлетней реставрации, 10 декабря 1999 г. в рамках двустороннего договора России и США, в нём состоялось открытие центра. Его работа направлена на укрепление русскоязычного сообщества в Америке, на поддержку русских школ, детских садиков, театров, библиотек, музеев, молодежных организаций; на укрепление связей между американскими сообществами и русскоговорящей диаспорой; на спонсирование фестивалей; на организацию конференций, конкурсов, концертов, выставок и других общественнокультурных и спортивных мероприятий.

Внутренним украшением Центра являются три прекрасных зала на первом этаже: российско-американский, с красочным панно ”Флаги“; зеркальный, с портретами Петру I и  Екатерине II и московский, оформленный в стиле ”русского барокко“. Второй этаж можно назвать научно-просветительским. На нём расположены библиотека и кабинет русского языка, где проходят групповые и индивидуальные занятия. Не случайно, именно в библиотеке первые пятнадцать лет находился бюст Пушкина.

А подарил его Центру, член Союза художников СССР Леонид Моисеевич Бренер к юбилейному пушкинскому 1999-му году. Будущий скульптор родился в украинском городе Жмеринка 21 мая 1933 года. После окончания войны он приехал в Москву и в 1951 г. поступил в Московское высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское). Обучение проходил у Бориса Николаевича Ланге (1888-1969) – создателя декоративных панно ”Герб Москвы“ и ”Герб Киева“ для здания Киевского вокзала; исполнителя росписи Белого зала в Государственном музее им. А. С. Пушкина в Москве. Непосредственным руководителем Леонида Бренера в его дипломной работе – Эскиз скульптурного оформления театра, был С.Л. Рабинович (1905-1988), советский скульптор, известный своей знаменитой композицией «Белорусские партизаны» в переходе станции ”Белорусская“ Московского метрополитена. Среди его учеников были такие скульпторы, как Вадим Сидур (1924-1986), не требующий комментариев, Юрий Орехов (1927-2001) – автор памятника  А. Пушкину в Баку и много других талантливых скульпторов.

Сам Леонид начинает принимать участие в выставках с 1957 г., ещё учась в училище, в том числе в знаменитой ”Плакат и сатира за сорок лет в произведениях московских художников“ (1958). По окончании училища в 1959 г. по специальности монументальная и декоративная скульптура, молодой скульптор выполнил ряд монументальных и декоративных работ, которые были установлены в Москве, Белоруссии, в Крыму, на Урале, в Сибири. В его послужном списке выставки и конкурсы в Москве и Берлине, Будапеште и Париже, а после переезда в США в 1991 г., в Нью-Йорке, Вашингтоне, Нью-Джерси, Вирджинии. С 1992 г. и до недавнего времени он преподавал скульптуру и рисунок в Нью-Йорке в Art Students League (Cтуденческой Лиге Искусств). В нашем телефонном разговоре, состоявшемся на следующий день после его дня рождения, Леонид Моисеевич, несмотря на преклонный возраст (86 лет), любезно поделился воспоминаниями о юбилейных торжествах в честь Поэта и в часности о бюсте.

Идея его создания возникла ещё в Советском Союзе. В годы т.н. перестройки нетрудно было приобрести копию посмертной маски поэта. Она и легла в основу будущего произведения. Бюст изначально задумывался в половину натуральной величины. Материалом служил пластелин. Один экземпляр был привезён в США, второй подарен другу, также известному скульптору, Льву Дмитриевичу Михайлову. В Америке пластелин был заменён бронзой. Передача бюста в дар центру была осуществлена в день его открытия. Присутствующим официальным лицам и почётным гостям, среди которых была первая женщина космонавт – Валентина Терешкова, бюст понравился. А через пятнадцать лет, пятого июня 2014 года бюст был перенесён во двор центра на улице Фелпс Плэйс и установлен на постаменте в виде колонны, где его могут увидеть все желающие. Церемония установки памятника была приурочена к 215-летию со дня рождения Поэта и Дню русского языка, который отмечается также в день рождения Пушкина. На торжествах по случаю юбилейного события присутствовал известный переводчик Джулиан Лоунфельд, который прочитал свои переводы Пушкина на английский язык. В заключении Леонид Моисеевич сказал, что установка бюста на всеобщее обозрение, является для него большой честью и он исренне этому рад.

Порадуемся и мы вместе с автором и всеми ценителям и почитателями нашего гениального Поэта, его пророческим словам, что в любом уголке земного шара, где ему установлен памятник или памятный знак вот уже 220 лет ”к нему не зарастает народная тропа“.

_____________________

* – Парафраз на ст. А. Пушкина ”Я памятник себе воздвиг нерукотворный“.
** –  статья А. Пушкина ”Джон Теннер“, журнал ”Современник“, 1836 год.
*** – ст. А. Пушкина ”Осень“
**** – подробнее о памятниках Пушкину в штатах НьюДжерси, НьюЙорк и в университетс ком городке Вашингтона читать в электронных версиях очерков автора: ”Памятники Пушкину в США“ (Изд. Российский писатель); ”Нерукотворный и рукотворные“ (Изд. 45я Параллель).

 

– Автор исренне благодарен Ройсу Андерсону – специальному консультанту и бывшему исполнительному директору Международного центра Вустера за информативный и фотоматериал. (На фотографии Ройс Андерсон крайний справа).
– Автор выражает искреннюю благодарность сотрудницам Российского культурного центра в Вашингтоне: Наталье Сидоровне Мороз и Анастасии Сергеевне Радовицкой за предоставление фото и информационного материалов при подготовке очерка.
– Автор от себя лично и от лица ”Пушкинского общества“ от всей души поздравляет Леонида Моисеевича Бренера с днём Рождения и желает ему крепкого здоровья и успехов в осуществлении творческих планов.

Фото из архива автора.

Геннадий Леонидович Головин родился в 1956 году в городе Алчевске Луганской области. Был призван на службу в морские части пограничных войск. Служил на корабле на Баренцевом море. В 1978 году после демобилизации поступил на исторический факультет Ворошиловградского Государственного педагогического института.С 1983 по1985 гг. работал в школе г.Коммунарска учителем истории. С 1985 по1999 жил в Москве и работал по договорам в Институте Археологии и в Центре археологических исследований г. Москвы. С 1999 и по настоящее время живет в пригороде Филадельфии (Хавертаун) США. (Гражданство США не принял). Публиковался (стихи, очерки, проза) в изданиях США, Германии, Украины, России. Является членом Конгресса литераторов Украины (русскоязычного).
 

Наш канал на Яндекс-Дзен

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"

Комментариев:

Вернуться на главную