Анна ГРАНАТОВА, психолог, литературовед
ЧЕХОВ, ВРАЧУЮЩИЙ ДУШУ

130 лет назад была создана повесть А.П.Чехова "Драма на охоте", названная критиками "первым психологическим детективом", "пародией на уголовные бульварные романы", неоднократно экранизированная, но так до конца и не понятая ни современниками автора, ни в наши дни. Для разгадки подлинного авторского замысла необходимо фундаментальное психологическое образование.

 

Изучайте психиатрию!

В беседе с писателем И.И.Ясинским Чехов заметил, что "если бы не сделался писателем, то из меня вероятно, вышел бы психиатр ". А своей знакомой Т.Л. Щепкиной-Куперник Чехов советовал " Изучайте медицину, и особенно психиатрию, если хотите стать писательницей . Это поможет избежать грубых ошибок". (Меве Е. /Медицина в творчестве и жизни А.Чехова, СС. 130- 131.)

Во время жизни Чехова психология как наука о человеческой личности, темпераменте, сознании, и способностях, интеллекте, памяти, мышлении, еще не выделилась в отдельную ветвь науки, и эти понятия шли рядом с психиатрическими диагнозами. При этом, жизнь А.П.Чехова совпадает с общественным интересом к психиатрии, что связано с попыткой объяснить ряд психиатрических феноменов на языке философии . Именно на рубеже XIX - XX веков русская интеллигенция проявляет интерес к зарубежной философии, поднимающей проблематику человеческого бытия, смысла жизни. Еще не созданы фундаментальные работы по экзистенциальной философии М.Хайдеггер и С.Кьеркегор, Э.Гуссерля и А.Камю, Ж.Сартра и В.Франкла, но ведущие умы в сфере науки и культуры уже размышляют над этими вопросами. Наиболее близка экзистенциальная проблематика, озвученная А.П.Чеховым в ряде его произведений к философии Э.Фромма ("Иметь или быть", "Искусство любить", "Здоровое общество").

Таких персонажей такого плана, как Камышев у А.Чехова и Печорин у М. Ю. Лермонтова губит потеря смысла жизни, при внешнем благополучии, их изнутри съедает чувство глубокой неудовлетворенности, бесперспективности. Жизнь этих героев лишена осмысленной борьбы, словами Ю.Лермонтова "и царствует в душе какой-то холод тайный, когда огонь кипит в крови". Именно поэтому и финал их жизни неприметен, они уходят незаметно, как если бы и не жили, как "потерянное поколение". Авторы упоминают об этом вскользь, как бы невзначай, одной фразой. Как мы помним, у Ю.Лермонтова рассказчик говорит, что случайно узнал о том что "Печорин, возвращаясь из Персии, в дороге умер". А в "Драме на охоте" А.Чехов также, вскользь, словами редактора сообщает читателю, что после публикации детектива. спустя год, Иван Петрович Камышев скончался от туберкулеза.

Философия смысла человеческой жизни, и эмоциональная связь этой проблематики с деформированной личностью была одной и ведущих тем в творчестве А.Чехова. Писатель поддерживал дружеские отношения со своими учителями, с ведущими психиатрами начала XX века. Московскую школу психиатров возглавил ученик А.Я.Кожевникова - Сергей Сергеевич Корсаков, который после защиты докторской диссертации начал читать лекции в МГУ на медицинском факультете. А.Чехов трепетно относился к научным изыскам С.Корсакова. Так, в доме-музея А.Чехова в Ялте хранится фундаментальный труд С.Корсакова "Курс психиатрии"(1893), который Антон Павлович приобрел 4 мая 1894г, вложив в книгу меню торжественного обеда, в память о конгрессе земских врачей и психиатров, ежегодно проходившем в Покрово-Мещерском, на базе больницы, которой руководил основоположник социальной психиатрии, В.И.Яковенко, - ученик профессора С.Корсакова и друг А.Чехова. "Познание самого себя - писал С.Корсаков, - познание высших духовных свойств человека было и будет одним из самых глубоких стремлений мыслящих людей, а психиатрия дает наибольший материал для этого. Психиатрия своей близостью к философским наукам чрезвычайно способствует повышению общего миросозерцания, дает правильное понимание личностной и общественной жизни. Психиатрия помогает врачу в его просветительской и общественной деятельности" (Корсаков С./Курс психиатрии. С. 9). Эта точка зрения близка и Чехову. Возможно, данная мысль С.С.Корсакова и подтолкнула А.Чехова к созданию повести "Палата номер шесть".

Антон Павлович познакомился с профессором Сергеем Сергеевичем Корсаковым в июне 1893г., вскоре после выхода его знаменитой книги "Курс психиатрии" - Чехов был в гостях у выдающегося психиатра вместе с редактором "Театральной газеты" и братом знаменитого драматурга Н.Островского - П.Островским. А под новый 1894 год Чехов поехал к ученику С.Корсакова, - Владимиру Ивановичу Яковенко в психиатрическую больницу, чтобы помочь организовать там новогоднюю елку для больных, по совету С.Корсакова. Чехов старался, чтобы гуманный опыт Яковенко - Корсакова был передан и другим больницам.

 

Жить - значит действовать

В 1880- 90-е годы, ставшие для Чехова как писателя наиболее плодотворными, в обществе много говорили о близости гениальности к безумию, обсуждая теорию Ч.Ломброзо, увлекались идеей "сверхчеловека" Ф.Ницше. Появился даже термин "нервное вырождение поколения" с подачи немецкого публициста Макса Нордау. А.П.Чехов об этом писал: "никакого вырождения нет. Нет и "нервного века", но мы все страдаем неврастенией. Она явилась от того, что мы попали в непривычную для себя обстановку. Наши отцы землю пахали и кузнецами были, а мы в первом классе ездим и в 5- рублевых номерах останавливаемся". Действительно, рубеж XIX - XX веков совпадает с промышленной революцией в Европе. На смену эпохи плуга и лучины пришло электричество, железо, нефть. Уже появляются первые "индустриальные романы" и производственные повести Пьера Ампа "Лен", "Рельсы", "Свежая рыба", и его же эссеистика "Религия труда", фабричные очерки. Эта реальность вступает в жесткую полемику с мировоззрением людей, опирающемся на быт провинциального, аграрного уклада. Образ делового человека эпохи промышленной революции, как новой социальной касты, персонифицированной А.П.Чеховым в образе купца Ермолая Лопахина ("Вишневый сад", 1904) лишь открывают галерею энергичных и предприимчивых профессионалов нового времени. Эти же черты деловой хватки мы увидим и в образе фабриканта и директора кондитерской фабрики Харитона Воскобойникова (Н.Ляшко, "Сладкая каторга", 1935), и в образе строителей бумажного комбината на реке Соть, - Ивана Увадьева, и Сергея Потемкина (Л.Леонов, "Соть", 1929).

Очевидно, что новое время требует и новых деловых качеств. Теперь уже наследование помещичий имений, обработка пашни, способность выращивать натуральный продукт не столь значимы, как умение включиться в сферу мануфактур и фабрик, товарно-сырьевых бирж и рынка ценных бумаг. Впервые начинает подчеркиваться профессионализм. Люди, не понимающие этих правил игры, оказываются в растерянности перед будущем, они не находят себя ни в новой России, ни в Европе, непонятной им своей культурой, и мучительно цепляются за миражи своего детства (Любовь Раневская, "Вишневый сад"), или витают в грезах о будущем, опасаясь ступать по земле настоящего. (вечный студент Петя Трофимов, "Вишневый сад").

А.П.Чехов выводит целую галерею типажей, потерявших социальные ориентиры. Но их социальная дезадаптация ярко себя проявляет себя прежде всего потому, что они не обладают внутренним личностным стержнем, экзистенциальным смыслом. Они не знают, для чего и зачем живут, их жизнь полна мишурной атрибутики светских мероприятий и одновременно, пустоты.

В пьесе "Иванов" (1887) А.П.Чеховым создан образ интеллигента- неудачника, человека с расстроенной нервной системой. Герой пьесы говорит о себе: "Был бодр, неутомим и горяч... А теперь, о боже мой! Утомился, и не верю. В безделье провожу дни и ночи... К тридцати годам мы уже утомляемся и никуда не годимся". И эта депрессия, - не психическая болезнь, а следствия экзистенциального тупика, отсутствие значимой цели в жизни, непонимание своего жизненного призвания.

Как психолог, Чехов делает существенное замечание к портрету героя пьесы "Иванов": "разочарованность и апатия, нервная рыхлость и утомляемость, как следствие чрезмерной возбудимости. Речь идет о возбуждении нервной системы, не переходящем в активное действие". Поскольку у персонажа отсутствует образ цели, то и его психическая энергия работает вхолостую, как пар, пущенный в котле паровоза на гудок. "Все утомленные люди - пишет Чехов, - не теряют способности возбуждаться в сильнейшей степени, но очень ненадолго, после чего наступает апатия. Это можно назвать неврастенией, неврозом, психопатическим складом личности. Прогноз при отсутствии перемен в жизни таких героев будет весьма скверным" (Меве Е. /Медицина в творчестве и жизни А.Чехова. С139).

В обществе рубежа веков, в контексте захлестнувшей весь мир "промышленной революции" много раз обсуждалась идея "переутомления человека". "Переутомление - штука условная, - писал А.П.Чехов своему издателю Алексею Сергеевичу Суворину, - вы писали мне, что работали по 20 часов в сутки и не утомлялись. Значит, вы любили свое дело! Иначе бы не писали, или же, начав писать, сразу же и утомились. Ведь утомиться можно и лежа целый день на диване" (....) " Иметь большой ум, - при малом интересе к жизни подобно большой машине, которая требует много топлива но никуда не едет, и лишь разоряет хозяйство". Выдающийся русский журналист, критик, драматург, писатель и издатель А.Суворин согласился с этим, и ответил Чехову: (5 марта 1901) "человек утомленный - что сюртук поношенный. Человек должен постоянно, если не вылезать, то хотя бы выглядывать из своей раковины, и должен действовать, - иначе будет не жизнь, а житие ".

Установки А.П.Чехова по отношению к человеческой личности нового времени как к "человеку действующему" коррелируется с психологическим наблюдением Сергея Корсакова, который, работая над докторской диссертацией, обнаружил связь между социальной болезнью алкоголизма и чувством внутренней опустошенности личности. " Невозможность наполнить свое время, - писал психиатр С.Корсаков, - отсутствие цели жизни и деятельности, - вызывают чувство хронической неудовлетворенности, губительно влияющее на душевный строй. Такое состояние вызывает различные типы неврозов и чаще всего неврастению ". (Корсаков С./ Курс психиатрии, С 478).

Отметим, что для А.П.Чехова в его драматургии психология персонажей была более значимым фактором , нежели цепь драматических перипетий. Герои много размышляют вслух. Желая изобразить сложный, противоречивый характер, А.П.Чехов нарушает классическую основу жанра, - сюжетную интригу, основанную на противодействии героя обстоятельствам. Многие герои в пьесах у Чехова не действуют, а рефлексируют, парализованные растерянностью перед жизнью. ("Вишневый сад", "Дядя Ваня", "Три сестры"). Чехов не заостряет образы персонажей до значимого в театральном искусстве, гротеска (как Н.Гоголь), и не пытается удержать внимание зрителя приемом классического эмоционального саспенса, (Митта А.Н./Кино между адом и раем, С102) ставя героя в ситуацию объективной опасности. Если бы А.Чехов следовал классическим законам драмы, то автор был бы обязан сцену истерики Ивана Войницкого ("Дядя Ваня", 1896) который набрасывается с револьвером в руке на профессора Серебрякова, поставить в начало пьесы, чтобы всецело завладеть вниманием зрительного зала. А.П.Чехов же создает свои пьесы так, как если бы рассчитывал не на классический эмоциональный саспенс зрителя, (Митта А.Н./Кино между адом и раем, С102), а на его желание поразмышлять над философией человеческого бытия. Однако, передавать подобную проблематику позволяет инструментарий романа и повести но отнюдь не на языке театральной и кинодраматургии. Неудивительно, что "при постановке в МХТ пьес Чехова нередко бывали случаи когда актеры расходились с автором в толковании тех или иных его героев. Чехов например говорил, что К.Станиславский в "Чайке" играет превосходно, но совсем не то лицо, которое он себе представлял". То же самое произошло и с "Вишневым садом". Не согласившись с интерпретаций образов героев и замыслов режиссеров МХТ, Чехов однако не мог не оценить замечательной работы театра над его пьесой". (Дерман А, Предисловие к пьесе "Вишневый сад", С.7)

 

Бегство от себя и победа над собой

Ставя в основу повествования психологический мир героя, А.П.Чехов постоянно обращался к феномену пограничных психологических состоянии, пытаясь ответить на вопрос, где грань между патологией и нормой, как связаны интеллект, эмоции, воля, и человеческая судьба, от чего зависит внутренняя неудовлетворенность, экзистенциальная тоска, - следствие ли это социальной среды или же "корень зла" следует искать в организации самой человеческой личности.

Работал над повестью "Дуэль", Чехов знакомится с выдающимся биологом и этологом В.А.Вагнером, который работал над диссертацией "биологический метод в зоопсихологии". Антон Павлович всегда в таких разговорах придерживался мнения, что "сила духа в человеке всегда может победить в нем недостатки и даже плохую наследственность" . (Чехов М.П. /Вокруг А.П.Чехова, С 224)

Общение с В.Вагнером оказало сильное влияние на Чехова, и в "Дуэли" он вывел персонажа с эмоционально неустойчивой психикой, Ивана Лаевского: это тридцатилетний худощавый блондин "в фуражке", который сам себе представляется жалким неудачником. Антагонистом Ивана Лаевского выступает биолог фон Корен, образ которого подсказан В.Вагнером. Ученый перечисляет социальное зло, которое Лаевский принес в город, (вино, кутежи, адюльтер). Женщины для Лаевского все на одно лицо - "развратные содержанки". Иван Лаевский два года прожил с Надеждой Федоровной, и разлюбил ее. Изначально ему казалось, что "стоит ему сойтись с ней и уехать на Кавказ, и он будет спасен от пустоты жизни. Теперь он был уверен, что стоит ему бросить Надежду Федоровну и уехать в Петербург, как он получит все, что ему нужно. Бежать, только бежать!". (цит. по: Меве Е. Медицина в творчестве и жизни А.Чехова, С.141) Однако, это бегство Лаевского от себя самого. "Вот уж кого мне не жаль, - говорит фон Корен, - если бы этот милый мужчина тонул, то я бы еще и палкой подтолкнул, тони милый, тони". Фон Корен считает Лаевского слабым человеком и опасным для общества. Однако, ученый дает Лаевскому деньги, чтобы тот уехал и увез с собой свою возлюбленную, чего Лаевский делать не собирается. Этот мужчина психопатического склада часто раздражается, плачет из за пустяков, не умеет выстраивать отношения с женщинами, не способен к длительной эмоциональной привязанности. Чехов изображает истерику Лаевского по всем канонам психиатрии.

"В гостях у знакомых Лаевский получил две записки. В одной его нежно просили не уезжать, а в другой грубо утверждалось, что он не уедет. "Глупое издевательство! - подумал Лаевский. - Что-то подступило к горлу. Он потрогал воротничок и кашлянул, но вместо кашля из горла вырвался смех. Он попытался удержать себя, закрыл рукою рот, но смех давил ему грудь и шею, и рука не могла закрыть рта. Как это, однако, глупо! - Подумал он, - Я с ума сошел, что ли?" (цит. по: Меве Е. Медицина в творчестве и жизни А.Чехова, С.143). Этот приступ истерики профессионалы относят к " точнейшей клинической картине истерической реакции личности психопатического типа". (Чудаков АП Поэтика и прототипы//В творческой лаборатории Чехова, С.182)

В "Дуэли" Иван Лаевский выведен как личность с акцентуацией по истероидному типу . "У таких личностей, как Лаевский весьма изменчиво настроение. Она бывают легкомысленны, особенно с женщинами, пристрастны к вину, чрезмерно общительны, склонны к пафосу. Они обладают аномальной способностью вытеснять из памяти события, которые им не приятны. Они склонны полностью забывать все то что не желают помнить. Способны лгать, даже не сознавая, что они лгут, им важно добиться цели, иногда мнимой, любыми способами. Достигнув цели, теряют к ней интерес. " (Меве Е. Медицина в творчестве и жизни А.Чехова, С.145)

" Для истерических личностей характерен психический инфантилизм (незрелость), что проявляется в суждениях и в поступках. Их чувства поверхностны, неустойчивы. Суждения их крайне противоречивы, часто не имеют под собой реальной почвы. Вместо логического осмысления и трезвой оценки фактов, их мышление основано на непосредственных впечатлениях и собственных выдумках и фантазиях. Для них характерны частые колебания настроения, быстрая смена симпатий и антипатий. Истерические типы отличаются повышенной внушаемостью и самовнушаемостью, и постоянно играют какую-то роль, подражают поразившей их личности". ( Ганнушкин П.Б. /Клиника психопатий, С.52 )

Важно, что А.П.Чехов в отличие от своего персонажа биолога фон Корена, считающего Лаевского безнадежным, считает возможным исправление аномального характера , что он и демонстрирует через сцену самой дуэли. (Меве Е. Медицина в творчестве и жизни А.Чехова, С.145)

Вообще, рассматривая персонажей А.П.Чехова через призму классической психиатрии, следует особое внимание уделить термину "психопатии". Этот медицинский термин мы встретим неоднократно в чеховской прозе. Впервые герой- психопат, да еще в роли главного персонажа встретится у А.П.Чехова в образе следователя Камышева )"Драма на охоте").

"Перестал в гости ездить. - Усмехнулся я. - И ПОПАЛ В ПСИХОПАТЫ! Как вы наивны, Щуренька!". (Чехов А.П., /Драма на охоте, С.62 )

Именно А.П.Чехов дал "зеленый свет" медицинскому термину, сделав клинический диагноз общеупотребительным словом. Писатель, используя термин "психопатия" для своих произведений и даже вкладывая это слово в уста своих героев, в первую очередь рассматривал его с точки зрения патологии характера, с акцентом на моральные стороны этой деформации, и проводя лейтмотив: посеешь поступок- пожнешь судьбу. Повесть "Драма на охоте" красноречиво раскрывает эту идею.

 

Драма саморазрушения личности.

К ранней повести "Драма на охоте" (1884) А.П.Чехов относился со скепсисом, не включал ее в собрание сочинений. Впервые повесть была напечатана отдельными фрагментами в московской газете "Новости дня". А.П.Чехов никогда не упоминал эту повесть в переписке с друзьями, не возвращался для переделки. Возможно, именно это обстоятельство оставило отечественную литературную критику к ней индифферентной. Однако, сюжет "Драмы на охоте", построенный на психологической детективной линии, оказался интересен для кинорежиссеров. Повесть неоднократно экранизировалась (1918- реж. Ч.Сабинский, 1970г- реж. Б.Ниренбург, 1978- реж. Э.Лотяну, 1986- реж. К.Эстергалиош). Наиболее популярной экранизацией повести стал фильм 1978г (Мосфильм - ФРГ, в ролях О.Янковский, Г.Беляева, муз. Е.Доги), Эта киноверсия "Драмы на охоте" получила название "Мой ласковый и нежный зверь".

Однако, все экранизации, равно как и советская литературоведческая критика, акцентировали внимание на проблематике социального неравенства, подчеркивая мезальянс трагического брака по расчету. Такой подход сближал интерпретацию "Драмы на охоте" с романом Оноре де Бальзака "Блеск и нищета куртизанок". На наш взгляд, А.П.Чехов закладывал в свою повесть более сложную. проблематику. Сюжет неравного брака, продажа молодости и красоты дочери лесника Ольги в обмен на обеспеченную жизнь в доме Петра Урбенина, управляющего поместьем графа Карнеева, является вторичной проблемой, по отношению к стремлению автора изобразить в образе Камышева "героя времени". Перед нами, - психологический тип, в котором экзистенциально- ценностные противоречия приводят к саморазрушению личности.

Сюжет "Драмы на охоте" не относится к классическому детективу, поскольку в нем отсутствуют объективные мотивы преступления: деньги, недвижимость, наследство итп. Именно поэтому следствие по делу убийства Ольги Скворцовой (Урбениной) оказывается запутанным, не ясно, кому это убийство на руку, какой материальный выигрыш способно дать подобное преступление. Мотивы трагедии лежат в психологической сфере, причем, в сфере психологии аффектов. Возможно, поэтому публикация "Драмы на охоте" вызвала у современников А.П.Чехова предположение, что автор пытался создать пародию на классический детектив, как это подчеркивает Александр Измайлов. Именно поэтому, подчеркивает А.Измайлов, "Чехов так много внимания уделяет описанию внешности героя и подчеркивает противоречие между приятной наружностью и внутренней сущностью персонажа, - следователя Камышева. ( Измайлов А.А. /Чехов, С.80 ). Литературовед Юрий Соболев считал, что "Чехов в качестве альтернативы модных в то время уголовных детективов, создает произведение, в котором демонстрируются ошибки формального следствия" ( Соболев Ю.В. /Антон Чехов, С.70)

Критик Л.Вуколов предполагает, что "задумав написать простенький детектив для газеты, молодой А.П.Чехов не может удержаться от изображения глубокой психологической подоплеки событий, и в итоге у него рождается сложное и самостоятельное художественное полотно, которое можно именовать даже "романом". ( Вуколов Л.И. /Чехов и газетный роман «Драма на охоте», С.208)

Однако, учитывая профессиональную страсть Чехова к медицине и к психиатрии, мы предполагаем, что ведущую роль в авторском замысле было желание поставить вопрос о саморазрушении человеческой личности, острота этой проблематики подчеркнута профессией ведущего персонажа, от имени которого идет повествование, - юриста Камышева. "Человек с кокардой", пришедший в редакцию, и принесший саморазоблачительную повесть, оказывается жрецом Фемиды, то есть, человеком, который обязан защищать добро, а не творить зло. В глазах А.П.Чехова профессия юриста обладала статусом повышенной моральной ответственности. Писательское беспокойство вызывала возможность вершить правосудие у людей, внутренне черствых, эмоционально мертвых.

 

Человек - граммофон, кочующий из эпохи в эпоху.

Во время одной из встреч М.Горького и А.Чехова произошел любопытный случай, о котором М.Горький расскажет в серии биографических очерков "Литературные портреты".

"Другой раз я застал у него (т.е. Чехова, - АГ) молодого, красивенького товарища прокурора. Он стоял перед Чеховым, и потряхивая кудрявой головой, бойко говорил: "Рассказом "Злоумышленник", вы, Антон Павлович, ставите передо мной чрезвычайно сложный вопрос. (...) Вопрос, поставленный вами, может быть разрешен только в интересах общества, жизнь и собственность которого я призван охранять. Денис- дикарь, но он- преступник, - вот истина!". - "Вам нравится граммофон? "- Вдруг ласково спросил Антон Павлович. - "О, да! Изумительное изобретение!" - живо отозвался юноша. - "А я терпеть не могу граммофонов!- Грустно сознался Антон Павлович, - Почему? - Да они же говорят и поют, ничего не чувствуя. И все у них выходит карикатурно, мертво ". Проводив юношу, Антон Павлович угрюмо сказал: "Вот этакие прыщи на сиденье правосудия- распоряжаются судьбой людей. " И, помолчав, добавил: "Прокуроры очень любят охоту и удить рыбу. Особенно - ершей." (М.Горький/ Литературные портреты, СС 135- 136)

Таким образом, проблематика омертвения души "жреца Фемиды", которого Чехов сравнил с бесчувственным граммофоном, подмеченная А.М.Горькими, долгое время интересовала А.Чехова. Отметим, что образ следователя Сергея Петровича (под этим псевдонимом юрист Иван Петрович Камышев изобразил себя в рукописи, принесенной редактору), отличается своеобразной психологией, сочетающей в себе способность граммофона "ничего не чувствовать", и в то же время, болезненно ревновать и гневаться, переходя в неконтролируемый аффект. Однако, не будем спешить поставить Камышеву диагноз. Это не раскроет его литературного портрета, а А.П.Чехов создает этого персонажа как героя, типичного для общества.

В следователе Сергее Камышеве есть многое, совпадающего с образом лермонтовского Печорина, также угадывается перекличка характеров с толстовским Вронским. Литературные герои, обладающие личностными чертами Камышева, появляются в русской литературе и до публикации "Драмы на охоте" и позже. Мы видим, например, это болезненное и декларативное стремление к неконтролируемой личностной свободе, при душевной пустоте и неспособности к подлинной любви и привязанности у персонажа романа "Сладкая каторга" Н.Ляшко (1935) - мастера-карамельщика Степана Шевардина, у героя повести "Сон о белых горах"(1976) В.Астафьева, геолога-охотника Гоги Герцева и.т.п. Таким образом, следователь Камышев - больше, чем просто герой "Драмы на охоте", это не диагноз, а вневременной социальный тип!

Медицинское образование А.П.Чехова позволяет раскрывать образ юриста Камышева через поведенческие нюансы, которые неизбежно окажутся упущены из вида или останутся без анализа у писателя, не имеющего медицинского образования. Именно медицинская призма взгляда на человеческую личность становится ценной для понимания психологии Камышева, как социального типажа.

В годы работы А.П.Чехова над повестью появляется медицинский термин "психопатия". И этот же термин мы встретим в самом тексте повести. Однако, тщательный анализ и классификация этого феномена произойдет несколько позже, это сделал ученик Сергея Корсакова - Петр Ганнушкин. Поэтому, когда мы говорим о чеховских персонажах, то используя современную психологическую терминологию, более правильно говорить об акцентуированной личности, как пограничном состоянии нормы . И поэтому Сергей Петрович Камышев - не безнадежно болен и не одинок, Камышевых в обществе не так уж и мало.

 

Фильм, исказивший оригинал?

А.П.Чехов, вероятно, был бы немало изумлен киноверсии своей повести "Драма на охоте". Ведь в кинофильме "Мой ласковый и нежный зверь" (1978, СССР - ФРГ), изображены совсем не те характеры, что фигурируют в повести. Справедливо утверждать, что если бы актерская игра полностью соответствовала образам персонажей Антона Павловича, фильм "Мой ласковый и нежный зверь" не только невозможно было бы выставить в конкурсной программе Каннского фестиваля, но вообще рассчитывать на успех этой ленты у зрителей. Фильм "Мой ласковый и нежный зверь" получил необыкновенную популярность у зрителя благодаря не только блестящей кинорежиссуре Эмилио Лотяну, и знаменитому вальсу Евгения Доги, но и узнаваемым образам персонажей. Понятной мотивации их поступков.

Оленька Синицына (Урбенина) изображена в фильме, как девушка, обладающая с одной стороны, осознанием, что если она не "продаст" свою молодость и красоту, выйдя замуж за управляющего графским поместьем Петра Урбенина, то ей всю жизнь придется влачить в нищете, со своим больным отцом- лесником. Но с другой стороны, в силу природной детской наивности и непосредственности, (которая и делает ее привлекательной в глазах мужчин), Ольге не хватает хитрости и притворства для того, чтобы путем неравного брака устроить собственное благополучие. Ольга, согласно киноверсии, человек, для которого радость общения оказывается более значимой, чем материальный достаток, это ее и губит. Она увядает в "золотой клетке" графского поместья Карнеева - Урбенина, поскольку, теперь ее жизнь наполняют сцены "содержательной жизни" графа Алексея Юрьевича Карнеева (актер Кирилл Лавров): его молитвы по-гималайски, рассуждения о строительстве минарета, гулянки с цыганским табором, и.т.п. Еще хуже хронические запои мужа, Петра Урбенина (актер Леонид Марков). Ольга Синицына получила желанную атрибутику: дорогие наряды, верховых лошадей, но вместе с этим она получает и ощущение содержанки, живущей чужой и бессмысленной жизнью. Ей не жаль недобитого кулика (по фильму - селезня), и она говорит Камышеву, имея ввиду себя, что "кое-кто тоже мучается, пусть и он мучается". Сергей Петрович Камышев выстрелом добивает кулика (селезня), Ольга уходит в лес, и за ней следом - утешать и жалить отправляется влюбленный Камышев (актер Олег Янковский). И тут у нее слетает с языка, что если бы она вышла замуж за графа, то переехала бы в город, и тогда у нее появились бы средства, чтобы материально помогать и ему, и они были бы вместе как любовники. "Не хочу в лес, не хочу обратно в лес!"- добавляет Ольга в киноверсии (актриса Галина Беляева). Камышева бросает в бешеную ярость, его охватывает пожар ревности. В этот момент Камышев себя ощущает ниже всех мужчин графского поместья, Ольга видимо, лжет и ему о своей любви, вероятно, тоже с какой-то выгодой... Это и приводит к трагедии.

Вообще, Сергей Камышев представлен в фильме как человек благородный, чувственный, страстный, заботливый, но все это Ольгой не ценится. Она приходит к нему в дом, и со скепсисом отзывается о его "убогом" быте. Он просил ее не выходить замуж за Петра Урбенина, хочет дать ей денег, обещает заботиться об ее отце, предлагает Ольге выйти за него замуж... Ничего этого в оригинальном тексте повести нет!

Если внимательно анализировать чеховский текст "Драмы на охоте" мы увидим совершенно иных , нежели в фильме, персонажей. Ольга в повести изображена как "лесная мещанка", истеричная, закомплексованная натура, ничем не интересующаяся кроме нарядов и дорогого поместья. Она сочетает в себе черты деревенского безкультурья, и напыщенной аристократической надменности. Это про таких как она, придумана поговорка "из грязи в князи".

"Но к чему же громкий смех? Я глядел на нее и недоумевал, откуда у этой лесной мещанки могло взяться столько прыти? (...) " Развратная женщина- та же свинья , - Сказал мне доктор Павел Иванович, - Когда ее сажают за стол, то она и ноги на стол" (Чехов. /Драма на охоте. СС. 115- 116)

Согласно фильму "Мой ласковый и нежный зверь", граф Алексей Карнеев нежно, по-отечески влюблен в Ольгу, он ей покровительствует, сетует, что она вышла замуж за вечно пьяного управляющего поместьем, Урбенина. И в фильме, в соответствии с режиссерским замыслом, чеховский текст искажен так, что его смысл меняется на противоположный.

Граф Карнеев (фильме - актер Кирилл Лавров) говорит, по-отечески доброжелательно и с тональностью влюбленности об Ольге: "Вчера объелась шоколаду, потом проплакала весь день! Потом велела купить шарманку, нет, не просто шарманку, а с голубым попугаем, поющем по-немецки. Поет, плачет, смеется одновременно! Прекрасна в гневе, прекрасна в грусти, восхитительное существо... чУдная натура!" (тайм-код:1.02.48-1.03.32) Оригинальный текст Чехова сильно отличается и смысл совершенно другой. И образ Ольги отнюдь не "чудесный". "Графа я застал пьяным и сердитым. "Замучался я с этой Ольгой! - Сказал он, махнув рукой. - Пригрозила утопиться, ушла из дома... я знаю, что она не утопится, но все-таки скверно. Вчера целый день куксилась и била посуду, третьего дня объелась шоколаду. Черт знает что за натура!.. Признаться, она начинает уже мне надоедать! Мне хочется чего-нибудь тихого, постоянного, скромного... вроде Наденьки Калининой, - чудесная девушка!" (Чехов А./ Драма на охоте, С.112)

Однако, Наденька Калинина в фильме "Мой ласковый и нежный зверь" вообще не фигурирует, в то время как именно ее образ помогает понять и образ Камышева, каким его создал Чехов. Ведь до страстного "романа" Камышева с Ольгой, закончившегося трагедией, был и платонический роман Камышева с Наденькой Калининой, который и стал своеобразным тестом личностного потенциала Камышева, и наглядно продемонстрировал его НЕ СПОСОБНОСТЬ ЛЮБИТЬ.

Сергей Петрович Камышев, как его изобразил Чехов, выглядит человеком НЕ СПОСОБНЫМ К ЛЮБВИ как к устойчивой и длительной эмоциональной привязанности . В этом, - кардинальное отличие киноверсии от оригинала. Женскую душу Камышев не понимает. и не хочет понять. Чувственную натуру Камышева способны удовлетворять лишь бурные и кратковременные страсти, без душевной близости . И в финальной сцене повести он хвастается редактору, что "все еще пользуется популярностью у женщин". Взаимодействие же с Наденькой Камышиной раскрыло его психологическую суть, о которой Чехов с тщательностью и наблюдательностью психолога рассуждает устами доктора Щура (в киноверсии этот герой отсутствует!). Одни лишь врач Павел Иванович Щур способен "просчитать", учитывая психотип Камышева, что именно в действительности произошло на охоте. И доктор Щур указывает Камышеву, как своему другу, на те "подводные камни" характера, которые способны сломать его судьбу.

"Я люблю вас больше всех в уезде и уважаю. Говорю вам не ради упрека и осуждений, не для того, чтобы колоть вас. Будем оба объектны. Станем рассматривать вашу психию беспристрастным оком как печенку или желудок. (...) Начнем с ваших отношений с Калининым. (...) Вы с первого же раза не понравились мировому судье своим надменным видом, насмешливым тоном, и дружбой с кутилой графом. Помните? Вы познакомились с Надеждой Николаевной и стали ездить к мировому чуть ли не каждый день. бывало как ни приедешь, вы вечно там. Прием вам оказывался самый радушный. Вами восторгаются, вас носят на руках, хохочут от малейшей вашей остроты. Вы для них образец ума и благородства, джентльменства. Вы словно понимаете это за привязанность, и платите привязанностью - ездите каждый день и даже в дни подпраздничных приборов и суматох. Наконец, для вас не секрет та несчастная любовь, которую вы возбудили в себе к Наденьке. Ведь не секрет? Вы, знающий что она в вас по уши влюблена - все ездите и ездите. И что же? Вдруг вы ни с того ни с сего прекращаете свои визиты. Вас ждут неделю, месяц, ждут до сегодня - а вы не показываетесь! Отчего вы так резко отчалили от Калининых? Вас обидели? Нет. Вам надоели? В таком случае вы могли бы отчалить постепенно, без этой обиды и причинения боли людям, без этой ничем не мотивированной резкости.

- Перестал в гости ездить. - Усмехнулся я. - И ПОПАЛ В ПСИХОПАТЫ. (выделено мной- АГ). Кае вы наивны, Щуренька. Не все ли равно? Сразу же прекратить знакомство или же постепенно. Какие это все пустяки, однако!" (Чехов А.П. /Драма на охоте. С. 62)

Но то, что кажется юристу Камышеву пустяками, в действительности пустяком не является. Камышев, невольно сам себе поставив точный диагноз, не способен на длительные и серьезные отношения с людьми, они его утомляют.

 

Дело Мироновича и Драма на охоте

Термин "психопатия" вплоть до 1884 года не был широко известен для населения. Русский психиатр, предложивший фундаментальную классификацию этого личностного феномена. Талантливый советский психиатр и ректор Мединститута им.Пирогова, ученый Олег Васильевич Кебриков считает, что сам термин "психопатия" стал общеупотребительным благодаря прозе Н.С.Лескова, и особенно А.П. Чехова. (Кебриков О.В./ Проблема психопатий в историческом освещении, С.103)

Сам термин "психопатия" позвучавший на некоторых судебных процессах 1883 года, вызвал скепсис не только среди медиков но и среди юристов. Об этом пишет выдающийся адвокат А.Ф. Кони, подчеркивая, что этот диагноз позволял оправдывать серьезные преступления, освобождать даже убийц от законного наказания (Меве Е. /Медицина в жизни и творчестве А.Чехова, С.150). Одновременно, О.Кебриков замечает, что "лица страдающие психопатией, как правило, не только интеллектуально полноценны, но могут быть даже одаренными людьми". (Кебриков О.В. / Проблема психопатий в историческом освещении, С.103)

Возможно, что именно судебные процессы 1880-х, в которых при совершении тяжких преступлений начал фигурировать термин "психопатия, состояние аффекта" и навело Чехова на сюжет "Драмы на охоте".

Мне не доводилось встречать в литературоведческой критике подобной гипотезы, между тем как именно это предположение дает представлении об авторском замысле повести. Именно это, - желание проникнуть в механизмы человеческой психики, раскрыть тайну "пограничных состояний" и акцентуаций личности, - а отнюдь не желание "создать пародию на модный уголовный роман" способно объяснить художественную специфику текста Чехова , например, изобилие "лишних" с сюжетной точки зрения (они не вошли в киноверсию) деталей, но дающих ключ, к характеру Камышева: непостоянство в привязанностях, пренебрежение любовью спокойной и умной Наденьки Калининой и бегство от нее к "падшей женщине, лесной мещанке" истеричной Ольге Синицыной, неконтролируемая агрессия на озере, когда Камышев ударил веслом подвернувшегося под руку мужика, неконтролируемая ревность, убийство попугая в состоянии аффекта.

Чехов пытался разобраться сам, что собой представляет патологическая личность, и можно ли такого человека оправдывать в его поступках. Однако, филологи оставались далеки от психологической науки, и возможно поэтому, целостная картина психологических портретов у Чехова упускается ими из вида. Велик и соблазн все объяснить через "трагедию социального классового неравенства". Именно методология психологического анализа позволяет нам "считывать" в образах героев подлинный авторский смысл.

Как раз в то время, когда молодой А.П.Чехов работал над повестью "Драма на охоте", Петербург потрясло странное, жестокое, немотивированное убийство подростка Сары Беккер, произошедшее 28 августа на Невском проспекте. В убийстве с целью изнасилования обвинили Мироновича, который заведовал ссудной кассой и где был обнаружен труп девочки. Однако, через месяц после трагедии в суд пришла женщина, назвавшаяся Семеновой, и взявшая вину на себя. Для заключения о психическом здоровье Семеновой были приглашены известные психиатры времени И.Балинский и О.Чечотт. Именно профессор О.Чечотт впервые, на этом судебном процессе употребляет впервые термин "психопатия". По делу выступали известные русские юристы С.Андреевский, Н.Карабичевский, А.Урусов. Дело слушалось с 27 ноября по 3 декабря 1884г. Виновным признали Мироновича, но по делу был вынесен оправдательный приговор. Речь адвоката А. Н.Урусова стала хрестоматийной.

" Начну с установления мотива преступления, совершенного Мироновичем. Почему, ради чего он убил Сарру Беккер? Он убил ее не с обдуманным заранее намерением, а в запальчивости и раздражении, вследствие неудавшейся попытки воспользоваться невинностью. Он убил ее в порыве бешенства и страха, боясь быть застигнутым на месте преступления. (...) О дна яз любовниц Мироновича, Мария Филиппова, показала на суде, что говорили ей о Сарре: девочка неравнодушна к мужчинам, а по другому варианту — «падка до мужчин». (...) Путем фактов, бесспорно установлено, что Миронович имел известные виды на Сарру. что в этот вечер, в начале девятого часа, Сарра, всегда веселая и живая, была «очень скучна» и, видимо, старалась не смотреть на Мироновича. Что же значила эта грусть — не предчувствие ли близкой мученической кончины? (...) Миронович, господа присяжные, прослужил в полиции с 1859 года до 1872 года. Представьте же себе, что Миронович, сам бывший сыщик и весьма крупный деятель по этой части, Миронович, человек с капиталом, тотчас же сходится на дружеской ноге с агентом Боневичем. Разговор идет самый интимный, настолько, что, по словам Боневича, подсудимый обругал агента самым нецензурным словом. (...) Как происходила борьба Мироновича с Саррою, мы не знаем. Как, в каком положении он нанес ей удар по голове, мы не знаем этих подробностей. Конечно, он никогда и не подумал бы совершать убийство, а неожиданное стечение обстоятельств привело его к этому преступлению ." (Судебная речь адвоката Урусова А.И. по делу Мироновича).

Об этом уголовном процессе, получившим условное название "Дело Мироновича" хорошо было известно А.П.Чехову. Он пишет рассказ "Психопаты" и в нем использует материал этого судебного дела, даже сохранив фамилии участников. "Этот процесс во веки веков не кончится! Положим, Семенова виновата. Хорошо, пусть, но куда же девать те улики что против Мироновича? Семенова сегодня созналась, а завтра откажется. И опять Карабический кружить начнет..." (цит. по: Меве Е. /Медицина в жизни и творчестве А.Чехова. С.151).

Удивительно, что Е.Меве, в своей книге "Медицина в жизни и творчестве Чехова", ссылаясь на этот судебный процесс, и проводя параллель между ним и рассказом А.Чехова "Психопаты", упускает из вида куда как более интересную параллель с "Драмой на охоте". Вообще, "дело Мироновича" ни в одном из известных мне литературных источников не связывается с "Драмой на охоте". Напрасно! . Герой "Драмы на охоте", - Камышев, как и Миронович имеет профессию юриста, он также совершает убийство в состоянии аффекта, он также хочет обладать молодой девушкой. Судебный процесс над Мироновичем и публикация фрагментов "Драмы на охоте" в газете идут параллельно. В августе 1884 года убивают Сару беккер и в августе выходит начало повести. Процесс над Мироновичем завершен к декабрю 1884г, публикация последнего фрагмента "Драмы на охоте" датирована апрелем 1885г.

Очевидно, что запутанный судебный процесс в котором причиной убийства было объявлено состояние аффекта, произвел на 24 летнего А.П.Чехова столь сильное впечатление, что он задумывается над психологией самого аффекта, пытается разобраться, можно ли оправдывать убийцу? Вероятно, оправдательный приговор в отношении следователя, ростовщика и убийцы Мироновича, настолько не удовлетворяет Чехова, что он решается развить проблематику преступления и наказания в финале "Драмы на охоте", когда Камышев погибает от туберкулеза и угрызений совести.

 

Камышев - это Печорин чеховского времени?

Развивая идею психопатической личности, Чехов предполагает, что одной из особенностей подобного характера является сочетание душевной черствости, неспособность к эмпатии, то есть, непонимание и не уважение чувств окружающих, а с другой стороны, потребность в постоянном эмоциональном допинге, инструментом которого может стать игра в любовь. Это сближает образ чеховского Камышева с лермонтовским Печориным, который как мы помним, от скуки влюбил в себя княжну Мэри, заставил мучиться княгиню Веру, сломал жизнь черкешенке Бэлле. Отметим, что случайная, жестокая смерть раненой черкешенки, в которой определенным образом виновен Печорин, напоминает и нелепую гибель чеховской Ольги Синицыной, заколотой кавказским клинком. Умирая, Ольга не называет имя человека, который ее ранил, она жалеет возлюбленного. И это отношение к своему "ласковому и нежному зверю" напоминает и поведение умирающей Бэллы.

"Она ужасно мучилась, стонала, и только что боль начинала утихать, она старалась уверить Григория Александровича, что ей лучше, уговаривала его идти спать, целовала его руку, не выпускала ее из своих. Перед утром стала она чувствовать тоску смерти, начала метаться, сбила перевязку, и кровь потекла снова. Когда перевязали рану, она на минуту успокоилась и начала просить Печорина, чтоб он ее поцеловал. Он стал на колени возле кровати, приподнял ее голову с подушки и прижал свои губы к ее холодеющим губам; она крепко обвила его шею дрожащими руками, будто в этом поцелуе хотела передать ему свою душу... Нет, она хорошо сделала, что умерла: ну, что бы с ней сталось, если б Григорий Александрович ее покинул? А это бы случилось, рано или поздно..."

И Бэлла и Ольга для своих мужчин являются не живыми личностями, а подобием дорогой вещицы, повышающей их самооценку и статус в глазах окружающих. У Лермонтова "лишний человек Печорин", как и чеховский Камышев проявляет удивительные парадоксы характера. Для обоих героев эти парадоксы являются общими. Болезненная ипохондрия , потребность в риске и запредельно сильных эмоциях.

" Его звали... Григорием Александровичем Печориным. Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен. Ведь, например, в дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут - а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет; а при мне ходил на кабана один на один; бывало, по целым часам слова не добьешься, зато уж иногда как начнет рассказывать, так животики надорвешь со смеха... Да-с, с большими был странностями, и, должно быть, богатый человек: сколько у него было разных дорогих вещиц!.." (Лермонтов М. Герой нашего времени, С 10).

Печорин так же нечувствителен к эмоциям других людей, как и Камышев. Он эгоист, не во что не ценящий человеческую жизнь, его чувства быстро переходят в свою противоположность, как у психически неустойчивой личности. У обоих этих персонажей можно отметить акцентуацию по истероидно- демонстративному типу.

"Для истерических личностей характерна жажда признания, стремление во что бы то ни стало обратить на себя внимание окружающих. Это проявляется в их театральности, преувеличении своих переживаний. Их поступки рассчитаны на внешний эффект, желание поразить окружающих, например, необычно ярким внешним видом, бурностью эмоций ( восторги , рыдания, заламывания рук), рассказами о необыкновенных приключениях , нечеловеческих страданиях. Иногда эти люди чтобы обратить на себя внимание, не останавливаются перед чудовищной ложью, например, приписывают себе преступления, которых не совершали". (Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий, С. 50).

Печорин затевает нелепую дуэль со своим другом Грушницким, и убивает его, не испытывая при этом угрызений совести. Но особенно сближает Печорина с Камышевым превращение любви в азартную игру.

"Я часто себя спрашиваю, зачем я так упорно добиваюсь любви молоденькой девочки, которую обольстить я не хочу и на которой никогда не женюсь? К чему это женское кокетство? Вера меня любит больше, чем княжна Мери будет любить когда-нибудь; если б она мне казалась непобедимой красавицей, то, может быть, я бы завлекся трудностью предприятия… Но ничуть не бывало! Следовательно, это не та беспокойная потребность любви, которая нас мучит в первые годы молодости, бросает нас от одной женщины к другой, пока мы найдем такую, которая нас терпеть не может: тут начинается наше постоянство - истинная бесконечная страсть, которую математически можно выразить линией, падающей из точки в пространство; секрет этой бесконечности - только в невозможности достигнуть цели, то есть конца." (Лермонтов М. Герой нашего времени, С.30).

Лермонтовский Печорин - существо бессердечное. В той же степени это относится и к чеховскому Камышеву. Современная психологическая наука предлагает этому следующее объяснение: "Причина этому - глобальное обесценивание всего, что имеет отношение к страстям или формулируя эту мысль иначе - идеализация бесстрастности и рационализма (...) Речь идет о воспитании, лишенном чувств, и о так называемой социализации . Человек, не получивший урока сердечности - существо бесчувственное. Если же ему не достает социального образования, то он превращается в нарциссически настроенного эгоцентриста, которое скорее функционирует, чем живет в мире людей. (Куттер П. Любовь, ненависть, зависть, ревность. С. 33)

Лермонтовский Печорин жаждет постоянных перемен, рутина его угнетает. Те же страхи переживает и чеховский Камышев. И Камышев и Печорин боятся, а может быть втайне ненавидят женщин.

"Боюсь что меня женят!"- восклицает Камышев. И то же самое в унисон восклицает Печорин. "Надо мною слово жениться имеет какую-то волшебную власть: как бы страстно я ни любил женщину, если она мне даст только почувствовать, что я должен на ней жениться, - прости любовь! мое сердце превращается в камень, и ничто его не разогреет снова. Я готов на все жертвы, кроме этой; двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту… но свободы моей не продам . Отчего я так дорожу ею? что мне в ней?… куда я себя готовлю? чего я жду от будущего?… Право, ровно ничего. Это какой-то врожденный страх, неизъяснимое предчувствие … Ведь есть люди, которые безотчетно боятся пауков, тараканов, мышей…" (Лермонтов М. Герой нашего времени. С.34)

На эту странную, и относящуюся языком самого Чехова к сфере "психопатии", особенность личности Камышеву указывает доктор Щур. Это страх эмоциональной близости и длительной привязанности.

"Однажды вы являетесь в нашу земскую управу... припомните-ка что вы сказали! " Боюсь что меня женят !" Вот что сорвалось у вас с языка! И вы это сказали во время заседания громко и отчетливо. Вас могли слышать сто человек, бывших в зале заседания. Красиво? (...) Вашу фразу подхватывает какой-то мерзавец, идет к Калининым и подносит ее Наденьке во время обеда. За что такая обида, Сергей Петрович? - И Павел Иванович продолжал глядя мне в лицо умоляющими, и почти плачущими глазами. - За что такая обида? За что? За то что эта хорошая девушка вас любит? Так за это давать такую звонкую пощечину? Вы каждый день ездили к Калининым, обыкновенные гости так не ездят! Днем вы удили с ней рыбу, а вечерами гуляли в саду, ревниво оберегая ваше уединение. Я был уверен, что вы на ней женитесь. И вы - посмеялись! За что? Что она вам сделала?" (Чехов А. Драма на охоте, С.63)

Очень любопытно объясняет свое поведение Камышин. Это практически те же слова, которыми Печорин объясняет свой странный "роман" с княжной Мэри. Вот слова Камышева.

"Не кричите, Щуренька! - Сказал я, обходя Павла Ивановича. - Прекратим этот разговор. Это - бабий разговор! Скажу вам только три строчки и будет с вас. Ездил я к Калининым потому что скучал ". (Чехов А./ Драма на охоте. СС. 62 - 63)

Сравним этот эпизод с экзистенциальной тоской Печорина, и его способом "разгонять тучи" в своей угрюмой душе, - он играет и манипулирует чувствами людей. Превращение женщины в марионетку доставляет ему такое же удовольствие, как и чувство собственничества и власти над женщиной у Камышева.

"И княгиня радовалось, глядя на дочку; а у дочки просто нервический припадок: она проведет ночь без сна и будет плакать. Эта мысль мне доставляет необъятное наслаждение: есть минуты, когда я понимаю Вампира… А еще слыву добрым малым и добиваюсь этого названия" (Лермонтов М.Герой нашего времени, С 35)

Эмоциональная холодность Печорина на языке современной психологии именуется "синдромом Пиноккио", ну а деревянному человечку из игрушечного театра, конечно же нужны марионетки, а не живые женщины, нужна игра, а не общение, нужна "трофейная добыча" а не душевная близость. Грушницкий упрекает Печорина в том, что тот играет чувствами Мери и пытается ее влюбить в себя.

"Зачем же подавать надежды? - Спросил Грушницкий. "Зачем же надеяться? Желать и добиваться чего-нибудь - понимаю, а кто ж надеется?"- "Ты выиграл пари - только не совсем, - сказал он, злобно усмехаясь. (...) Я возвратился в залу очень доволен собой. (...) За большим столом ужинала молодежь, и между ними Грушницкий. Когда я вошел, все замолчали: видно, говорили обо мне. Многие с прошедшего бала на меня дуются, особенно драгунский капитан, а теперь, кажется, решительно составляется против меня враждебная шайка под командой Грушницкого. У него такой гордый и храбрый вид… Очень рад; я люблю врагов, хотя не по-христиански. Они меня забавляют, волнуют мне кровь. Быть всегда настороже, ловить каждый взгляд, значение каждого слова, угадывать намерения, разрушать заговоры, притворяться обманутым, и вдруг одним толчком опрокинуть все огромное и многотрудное здание их хитростей и замыслов, - вот что я называю жизнью ". (Лермонтов М. Герой нашего времени. С.40)

Подобные слова мог бы произнести и Камышев. Он также не боится врагов, и особенно будоражат его кровь выигранные им хитроумные схемы.

"В конце концов на меня напал какой-то задор. Мне вдруг захотелось излиться чем-нибудь. Начхать всем на головы! Выпалить во всех своей тайной! Сделать эдакое особенное. И я написал повесть, - акт, по которому только человек недалекий затруднится во мне узнать человека с тайной." (Чехов А. Драма на охоте. С.174)

Игра в любовь и для Печорина, и для Камышева является бегством от скуки, от самих себя, тренировкой их недюжинного ума и способом повышения самооценки, самоутверждения .

"Любовь для некоторых аналогична самовлюбленности. В любви мы желаем лишь самоутвердиться, поднять собственную цену в собственных глазах. Другой человек лишь средство для достижения этой цели". (Куттер П. Любовь, ненависть, зависть, ревность. С.56)

Однако, если большинство литературных критиков именуют Печорина "лишним человеком", и не упрекают его в болезненной акцентуации личности, то Чехов в образе юриста Камышева, подхватив лермонтовские мотивы, развивает и углубляет эту проблематику с профессионализмом врача. В самом деле, если Печорин предпочитает жить "на высоких эмоциях", то Камышев уже переходит эту грань. Для него бурлящая хитроумной борьбой, жизнь из категории страсти переходит в категорию аффекта, что отражено в диалоге Камышева и редактора.

 

Хищник и жертва

"Теперь скажите мне как вы убили?" - "Это вы желаете знать в дополнении к прочитанному? Извольте. Убил я в состоянии аффекта . Жизнь есть сплошной аффект. Когда я шел в лес, то я был далек от мысли об убийстве. Я шел туда с одной целью, найти Ольгу и продолжать жалить ее..." ( Чехов А. /Драма на охоте. С.174).

Такому эмоционально неустойчивому типажу как Сергей Петрович Камышин, нужна и соответствующая женщина, и ею оказывается Ольга Синицына, эмоции которой сильны, непродолжительны и "полярны". В момент, когда она бросается на шею Камышину, она ничуть не играет, в эти минуты она его действительно любит.

"После обеда, гуляя в саду, я встретился с "утопленницей" (Ольгой- АГ). Увидев меня, она страшно покраснела - странная женщина! Засмеялась от счастья. Поглядев на меня искоса, она разбежалась, и не говоря ни слова, повисла мне на шею. "Я люблю тебя! - Зашептала она, сжимая мою шею. - Я по тебе так соскучилась! Если бы ты не приехал, то я бы умерла. "(Чехов А./ Драма на охоте. С.113)

Камышев соответствует Ольге по своему психотипу. Его эмоции бурны и непродолжительны, театральны, тотально захватывают все его существо. Вместе с Ольгой он составляет классический психологический дуэт "хищник - жертва". (Берн Э. /Игры в которые играют люди. СС 75 -80)

"Отчего они не брали меня, когда я был в их руках? На похоронах Ольги я так ревел, и такие истерики со мной делались что даже слепые могли бы узреть истину. Я не виноват, что они... глупы." (Чехов А./Драма на охоте. С 175)

Эти страсти не имеют под собой прочной эмоциональной привязанности, переходят из крайности в крайность, быстро закипают и быстро остывают.

"Злоба моя достигла максимума. Ну, и добил ее. Взял и добил.

Я взглянул на Камышева. На лице его я не прочел ни раскаяния ни сожаления. "Взял и добил" было сказано так же легко им, как "взял и покурил ". (Чехов А. Драма на охоте. С.175)

Можно утверждать, что для А.П.Чехова повесть "Драма на охоте" стала попыткой художественного изображения, (в современной терминологии) акцентурованной личности. По мнению А.П.Чехова, подобные характеры не так уж и редки в обществе. Эти люди заставляют страдать окружающих, не находят счастья сами. Можно ли им помочь найти путь к самим себе?

В "Драме на охоте" фигурирует доктор Павел Иванович Щур, не только как медик, лечащий тело, но и как психолог, тонко исследующий человеческую душу. Дидактика Щура по отношению к Камышеву начинается с просьбы: "умейте властвовать собой!"

"Вчера вечером был у меня мужик, которого вы так неделикатно попотчевали веслом, Иван Осипов. Высокий такой, рыжий. С веснушками на голове. Он ... попросил медицинского свидетельства... он верит, что рана ему нанесена вами. Рана ушибленная, повыше лба, на границе с волосистой частью. До кости хватили, батенька! (...)

- Не может быть! Не помню. Вероятно был пьян и как-нибудь нечаянно...

- Нет. Не нечаянно. Он говорит, что вы рассердились на него, долго бранились и потом рассвирепев, подскочили к нему и при свидетелях хватили . Мало того, вы еще и крикнули: "Я тебя убью, шельму!" (...)

- Мужик очевидно, хочет затеять скандал, но это не важно. Важен сам факт - побои. Неужели я способен драться? И за что я ударил бедного мужика? (...) Неужели вы не знаете, как это скучно?

- Это ничего, что скучно. Вы слушайте и казнитесь. Авось в другой раз поосторожнее будете. Из-за этого паршивца Осипова, если вы с ним не сойдетесь и не помиритесь, вы можете место потерять! Жрецу Фемиды судиться за побои! Ведь это скандал! (Чехов А./Драма на охоте. С. 53)

Ключевая проблема личности Камышина на наш взгляд не в том, что он склонен к сильным эмоциям. а в том, что эти эмоции у него имеют негативный вектор. Однако, страсть может быть и позитивной, движущей силой. "Пружина страсти кроется в физиологии. Из этого источника проистекает энергия страсти. Вопрос в том, воспринимаем ли мы данную энергию пассивно или же активно, в качестве определенного потенциала, преобразуя его в мышление, познание, разнообразные действия. Страстный человек постоянно находится в напряжении. Его мечты и помыслы не иссякают и не сокращаются. Жить страстно, - значит выполнять свою работу с восхищением и с энтузиазмом, не избегать окружающих, сопереживать ближним, поддерживать с ними отношения, не боясь неудачи, познавать душу и тело. Мы выдвинули жизнеутверждающее определение страсти (Куттер П. Любовь, ненависть, зависть, ревность. С.41)

 

Верность и ревность

Однако, как мы видим, у Камышина эмоциональность натуры приобретает разрушительный вектор. Неконтролируемая агрессивность, помноженная на ревность предопределяют трагическую развязку. "Ревность влечет за собой другие чувства сопровождаемые вспышками страстей. Например, ярость при мысли о неверности своего возлюбленного". (Куттер П. Любовь, ненависть, зависть. ревность. С.90).

При этом, причиной такого склада личности может быть заниженная самооценка. Ревность возникает на почве этого. Мы видим, как ревность возникает у Камышева даже по отношению к Наденьке Калининой, хотя он "бежал из под венца". Когда же на охоте он видит, как с Наденькой флиртует граф, в Камышеве просыпается ревность. Он понимает, что эта девушка создана не для него, но он не хочет, чтобы она досталась и кому-то другому.

"Возле меня сидела Надежда, - существо, единственно порядочное и достойное уважения. Двух людей знал я в нашем уезде, которых я в силах был полюбить и уважать, и которые одни только имели право отвернуться от меня потому что стояли выше меня. Это была Надежда Калинина и доктор Павел Иванович Щур.

- Надежда Николаевна! - Сказал я ей, - Сам того не желая, я причинил вам немало зла, и менее чем кто бы то ни было имею право рассчитывать на вашу откровенность. Но клянусь вам, ваше горе - мое горе, а ваше счастье - мое счастье! Скажите, моя дорогая, зачем вы позволяете этому пигмею графу приближаться к вам? Ведь его ухаживания не делают вам чести! Зачем вы даете повод этим сплетницам ставить ваше имя рядом с его именем?" (Чехов А.Драма на охоте. С.117)

Механизм ревности хорошо описан в трудах современных психологов.

"Неверность и ревность тесно взаимосвязаны, ведь поводом для ревности служит тот факт, что кто-то любит не нас, а другого. Каждый из нас знаком с чувствами острой боли и невыносимой печали, возникающими в момент, когда человек понимает, что ему предпочли другого. В такие моменты человек ощущает, что навсегда лишился чего-то очень ценного, словно пострадал от руки грабителя. Внутренняя опустошенность вызванная потерей, сопровождается печалью. Человек чувствует что его бросили, предали, что он никому не нужен. В общей картине психического состояния доминирует разочарование и связанная с ним обида. Чем сильнее любовь и психологическая зависимость от любимого, тем отвратительнее воспринимается измена, и тем сильнее психологическая травма. Метаморфозы ревности продиктованы невыносимой нарциссической обидой, способной значительно занизить самооценку . Победа соперника раскрывает человеку глаза на два обстоятельства, во первых его любовь не так уж и бесценна, а во вторых объект любви потерян, то есть пострадавший проявил свою полную неспособность любить . Осознавать это обидно. Ревность, словно безжалостное зеркало показывает человеку кто он на самом деле ( Кутер П. Любовь, ненависть, зависть, ревность. С. 93).

Но, рассуждая об эмоциональном мире Камышина и Ольги, отметим, что эти эмоции обладают высокой амплитудой, а не подлинным содержательным наполнением любящих друг друга людей. Ни Камышев, ни Синицына не способны по-настоящему, психологически "вкладываться" в отношения, выстраивать их и поддерживать.

" Любовь - это труд. Если я люблю, я активно забочусь о любимом человеке и не только о нем. Способность любить требует энергии, бодрости повышенного жизнелюбия, которые могут быть только результатом плодотворной и активной ориентации в остальных областях жизни. Если человек несостоятелен в них, то он не будет состоятелен и в любви. "Способность любить зависит от способности человека отказаться от нарциссизма, она зависит от способности расти и развивать созидательную ориентацию по отношению к миру, и к самому себе!" (Фромм Э./Искусство любить, С 244.)

Но у Камышина и Ольги ничего этого нет. Только страсть со знаком минус. У Ольги заниженная самооценка развилась на почве того что она "дочь лесника", и что она себя циничным образом, путем неравного брака вытащила "из грязи в князи". Каким образом у Камышева развилась заниженная самооценка, сказать трудно, но если верить Э.Фромму, то "иллюзия полагать, что человек может так устроить свою жизнь, что будет успешен в любви, будучи неудачником во всех прочих отношениях" (с. 245). Не случайно и чеховский текст, и экранизация умалчивают о профессиональных успехах Камышева, акцентируя лишь внимание на его дружбе с кутилой-графом, который в финале повести становится простым ямщиком.

Внутренняя неуверенность и приводит к тому, что Ольгу и Камышина кидает из одной крайности в другую. Сама того не подозревая, юная Ольга Синицына (Урбенина), вследствие заниженной самооценки, вспыхивает ревностью. Перед нами разворачивается диалог, отражающий психологический комплекс "хищник- жертва".

"Ольга окинула меня взором снизу вверх и отвернулась. " Таким тоном разговаривают с развратными и продажными женщинами, - Проговорила она, - ты меня такой считаешь! Я здесь хуже и подлее всех. Ты когда ехал с этой добродетельной Наденькой, боялся глядеть на меня... Ну и иди к ним! Иди!"- " Да, ты здесь хуже и подлее всех. - Сказал я, чувствуя как постепенно овладевает мной гнев . Да! Ты развратная и продажная". (Чехов А. /Драма на охоте, С.120)

Ольга родилась с семье лесника, который не блещет ни здоровьем ни культурой ни интеллектом. Мать Оли Синицыной погибла, убитая в поле грозой, когда девочка была еще маленькой, и Ольга подробно рассказывает о трагедии в начале повести, "об этом даже в газетах писали". Очевидно, что с детства Ольге не хватает тепла и заботы. А радости в ее жизни непостоянны, случайны, и всегда оборачиваются потерями. Возможно, отсюда проистекает ее специфическая любовь, сопровождающаяся вспышками ревности, неконтролируемой злобы, резкими перепадами настроения, это - любовь, зеркально напоминающая любовь Камышина. "Растущая озлобленность призвана закрыть своей массой невыносимые обиды и разочарования. Жажда любви у этих людей никогда не утихает . Поэтому и не стоит удивляться тому, что они пестуют свою озлобленность. Они относятся к окружающим людям с таким же равнодушием, черствостью и бессердечием, с каким относились когда-то к ним". (Куттер П. Любовь, ненависть, зависть, ревность. С.71)

"Гнев овладел всем моим существом. И этот гнев был так же силен, как та любовь, которая начинала когда-то зарождаться во мне к девушке в красном . (...) В минуты гнева я не умею себя сдерживать. Не знаю, что бы еще пришлось Ольге выслушать от меня, если бы она, повернувшись ко мне спиной, не отошла. Она тихо направилась к деревьям и скрылась за ними". (Чехов А./Драма на охоте, С.121)

Развитие событий оборачивается трагедией, Камышина захлестывает неконтролируемая ревность, ведь он к Ольге относится не как к человеку, а лишь как к вещи, способной завысить или занизить самооценку. Именно поэтому, Камышин "уводит" Ольгу у мужа в свою постель и бравирует этим, словно охотничьим трофеем перед своим знакомым, Пшехоцким, а тот ему аплодирует. Именно отсюда - и животная жестокость Камышева, он закалывает жертву своей страсти кавказским клинком.

Трагическую вспышку ревности Камышева спровоцировала сама Ольга, она невольно унижает Камышева, подчеркивая, что есть мужчины и выше его социальным статусом. В Ольге в этот миг говорит всего лишь биологическая природа женщины (Протопопов А., Дольник В. /Трактат о любви) но для Камышева, при его заниженной самооценке это не просто повод поревновать, - это "удар ниже пояса".

"В этот вечер она была так хороша, что я пьяный забыл все на свете и сжал ее в своих объятиях. Она стала клясться мне, что она никогда никого не любила кроме меня. И в самый разгар клятв вдруг ей вздумалось сказать отвратительную фразу "Как я несчастна. Не выйди я за Урбенина, я могла бы выйти теперь за графа!" - Эта фраза была для меня ушатом воды. Все накипевшее забурлило. Меня захватило чувство отвращения. Омерзения. Я схватил это маленькое гаденькое существо за плечи и бросил его оземь как бросают мячик (...) Взял и добил.". (Чехов А. Драма на охоте, С.175)

 

Право имеющий?

Удивительно, что при этом у Камышева возникает не угрызение совести, а резкий переход от заниженной самооценки к неадекватно завышенной. Любовь была для Камышина игрой, и в этой игре ему удалось "обыграть" всех: избежать правосудия, отправить на каторгу вместо себя невинного Петра Урбенина, - мужа покойной, и продолжать пользоваться успехом у женщин. У Камышина складывается странное представление о себе как об необыкновенном человеке, и хотя эти "сверхчеловеческие способности" смещены в сферу зла, в Камышине начинает проявляться ницшеанская философия "сверхчеловека". Он цинично и хитро возвысился над всем обществом, и выше всех, поскольку "носит с себе тайну". Но эта тайна мучительна, и он заставляет свою душу излиться на бумагу.

" С тех пор прошло уже восемь лет. - Начал Камышев после некоторого молчания. - И восемь лет я носил в себе тайну. Но тайна и живая кровь в организме несовместны. Нельзя безнаказанно знать то, чего не знает все остальное человечество. Все восемь лет я чувствовал себя мучеником. Не совесть мучила меня - нет. Совесть, - само собой... Когда рассудок не работает, я заглушаю совесть вином и женщинами. У женщин я имею прежний успех. (...) Мучало же меня другое . Все время мне казалось странным, что люди глядят на меня как на обыкновенного человека и ни одна живая душа ни разу за все восемь лет пытливо не взглянула на меня. Мне казалось странным что мне не нужно прятаться. Во мне сидит страшная тайна и я хожу по улицам, бываю на обедах и любезничаю с женщинами. Я не мучался бы, если бы мне приходилось прятаться и скрытничать. Психоз, батенька ! В конце концов на меня напал какой-то задор. (...) И я написал повесть, - акт, по которому только человек недалекий затруднится во мне узнать человека с тайной. Вы небось сразу поняли. Когда я писал, я брал в соображение уровень среднего читателя. (...) И теперь словно легче стало . - Усмехнулся Камышев. - Вы глядите на меня как на необыкновенного человека и как на человека с тайной. И я себя чувствую в положении естественном. " (Чехов А. /Драма на охоте. С.175)

Повестью "Драма на охоте" А.П.Чехов предвосхитил проблематику современной психологической науки. В наши дни, спустя 130 лет после того, как была написана и опубликована повесть "Драма на охоте" противоречивый характер Камышева стал распространенным социальным типом. Во времена Чехова писатель одного из бесчувственных молодых юристов сравнил с граммофоном. Современная же психология придумала термин "феномена Пиноккио", подчеркивая одеревенелость души подобных людей. "Существо, которое в прежние времена именовалось в психотерапии бесчувственным или равнодушным психопатом , превратилось сейчас в широко распространенную социальную особь "марионетки цивилизации". Люди этого типа любить не в состоянии, поскольку не могут выносить длительного и глубокого эмоционального контакта с другим человеком. Они с легким сердцем разрывают отношения, не обращая внимания на чувства верности и благодарности. Ибо вина и печаль им чужда. Они холодны и бессердечны. (...) Они опустошены, безразличны, не способны чувствовать, а значит, не способны поддерживать отношения с другими людьми, отношения эти равно как и ощущение собственного тела у них оказываются нездоровыми. Феномен отсутствия чувственности считается в рамках психологии серьезной проблемой, специалисты говорят о "симптоме Пиноккио", проводя параллель между бесчувственными людьми и марионеткой с деревянной душой". (Куттер П. Любовь, ненависть, зависть, ревность. С. 31.)

В финальных строчках повести говорится, что Камышев скоропостижно погибает от туберкулеза. Это означает, что несмотря не его ощущение "сверхчеловека", невидимая бактерия разрушила его тело с ослабленным иммунитетом. Физическая и психологическая болезнь убила его изнутри.

Своим произведением А.П.Чехов обозначает проблематику глубины человеческих отношений. Он подчеркивает отличие игры в любовь как разрушительной забавы, - от подлинной сильной привязанности, устойчивой позитивной эмоции, в которой есть ответственность и самоотдача, и есть энергетика вдохновения, способная преобразовывать и человеческую личность и человеческую цивилизацию. Недаром А.Блок поэтически подметил, что "Только влюбленный имеет право на звание человека".

Любовь - больше чем чувство, это жизненная философия. "Любовь - единственный разумный и удовлетворительный ответ на проблему человеческого существования. Любое общество, которое мешает развитию любви должно рано или поздно погибнуть". (Фромм Э. Искусство любить. С. 254.)

ЛИТЕРАТУРА.

Берн Эрик. /Игры, в которые играют люди. /М : Эксмо, 2006

Вуколов Л.И. /Чехов и газетный роман («Драма на охоте») // В сб.: В творческой лаборатории Чехова. М.: Наука, 1974.

Ганнушкин П.Б. /Клиника психопатий : их статика, динамика, систематика./ Н.Новгород; Изд-во НГМД, 1998.

Горький М. Литературные портреты серия ЖЗЛ, вып 11 (358), М Мол гвардия 1983.

Дерман А. /Предисловие к пьесе А.Чехова "Вишневый сад"/ Чехов А.П. Вишневый сад. Комедия в 4-х действиях/ М-Л: Госиздат. дет.лит, наркомпрос. РСФСР , 1944.

Измайлов А.А. /Чехов (1860—1904). Биографический набросок, Жизнь, личность, творчество. /М., типогр. А.Сытина, 1916.

Кебриков О.В. / Проблема психопатий в историческом освещении //Жур. Невропатология и психиатрия им. С.Корсакова, - 1958, т. 8, вып.8, С.103)

Корсаков С.С./ Курс психиатрии. 2-е изд. / М - 1901.

Куттер Петер. /Любовь, ненависть, зависть, ревность. Психоанализ страстей./Киев: София, 2004

Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени: авторский сборник/ М: Азбука, 2013.

Меве Е.Б. /Медицина в творчестве и жизни А.Чехова. /Киев,: Здоровье, 1989.

Митта, А. Н. / Кино между адом и раем : кино по Эйзенштейну, Чехову, Шекспиру, Куросаве, Феллини, Хичкоку, Тарковскому… / М. : АСТ : Зебра, 2008.

Протопопов А. Дольник.В. //Трактат о любви, как ее понимает ученый зануда. Код доступа: http://ethology.ru/library/?id=12

Соболев Ю. В./Антон Чехов, серия «Жизнь замечательных людей»./ М:Жургазобъединение, 1934.

Урусов А.И., адвокат. / Речь по делу Мироновича. // Судебные речи известных русских юристов. /код доступа: http://hatituli.ru/?p=510

Фромм Эрих. /Искусство любить, /М: АСТ, 2014

Чехов М.П. /Вокруг А.П.Чехова, Встречи и впечатления/ М:Москов. рабочий, 1959

Чехов А.П. Драма на охоте: повесть./ Сталинград, Стал. книжн. издат., 1959

Чудаков А.П./ Поэтика и прототипы// В творческой лаборатории Чехова / М: Наука, 1974.

*

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"
Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Комментариев:

Вернуться на главную