Михаил ЕСЬКОВ

НА ВИДУ У ВСЕХ

Жизнь – как песок между пальцами – незаметно, по-тихому утекает юркими годами, оторванными десятилетиями. Иной раз не на что оглянуться, вроде ничего путного и не оставил после себя. Человек ведь измеряется сотворёнными делами. А зримы ли они? Одно дело Пушкину не зазорно было сказать: «Я памятник себе воздвиг…» – он гений. А из нас не каждому по силе определиться с собственным памятником. Но память-то о себе, так или иначе, тоже своего рода завещание, ответ на то, кто ты был в этом мире. Разумеется, об этом можно и не думать, а жить и жить, особо не заморачиваясь, лишь бы день да ночь. И всё же… Всё же… На что-то же израсходовано пребывание на земле. Что за плечами?

Всякий маломальский след торится не тотчас как встал на ноги, поиски самого себя иногда длятся годы и годы. А кое-кто так и доживает свой век в неопределённости, только и делает, что обыденно потребляет себя и окружающих.

Николаю Ивановичу Гребневу выпал удачный жребий: уже в детстве обозначилась его крепкая житейская природа. В многодетной семье сельского учителя он рос старшим. И как старший по возрасту и по характеру, вынужден был сызмальства изо дня в день организовывать непростое бытие детской, а затем и подростковой семейной артели. Суровый деревенский уклад держался на натуральном хозяйстве: что потопаешь, то и полопаешь. Тамошний учитель жил так же, как и любой селянин, за одним лишь исключением: содержать свой двор он должен попригляднее, ибо в силу своего положения был на виду у всех. Значит, и делать, и выглядеть нужно было достойно. Учительские дети это тоже хорошо понимали. Оттуда у Николая Ивановича удивительная собранность, будто за ним со стороны постоянно посматривают ожидаючи, не оплошает ли, оттого он не позволяет себе оказаться расхлябанным в работе и неухоженным в облике.

О трёх ипостасях юбиляра: издательской, журналистской и писательской
В новой серии книг Николая Гребнева «На хуторе моём три Дома» – публицистика и художественные произведения, так или иначе связанные с его издательскими заботами, а также деятельностью в писательской и журналистской сфере. В очерках, беседах, интервью  – основательные исследования литературной жизни в Соловьином крае начала двадцать первого века. Основание – должность председателя Правления КРО СПР и секретаря Правления Союза писателей России.
Несомненные достижения Н. И. Гребнева в этом очевидны и общественно значимы – создание при писательской организации Союза литераторов, открытие и успешная работа Домлита, проведение литературных фестиваля и съезда, признание писательской организации одной из лучших в России по итогам 2013 года…
Что касается творческой части (все три книги изданы к 70-летию Н. И. Гребнева), то тут уместно вспомнить не только о региональных премиях за публицистику имени Валентина Овечкина и Константина Воробьёва, но и о Литературной международной премии славянского единства «Боян», учреждённой Союзом писателей России, а также о премии ЦФО в области литературы и искусства.
Книга «Нетореной дорогой» Николая Гребнева по второй его ипостаси: он – директор ООО Издательский дом «Славянка». «Дом» он пытался возвести вместе со своими сотоварищами-подвижниками в журналистике на Порубежье славянских государств на развалинах великой державы.
Несмотря на неимоверные трудности, в силу своего профессионального и общественного долга он и сейчас верен, как показывает жизнь, этому безотрадному делу. «Кто, если не мы?!» – из жизненных устоев Гребнева.
Понятно, общеславянские заботы, думы и душевные устремления нашли своё отражение и в художественных очерках, собранных в этой книге и в первой с более чем понятным названием «Чужая родня», вышедшей ещё в 1998 году, по которой автора приняли в Союз писателей России. На книгу и сегодня спрос в сопредельном государстве, о чём благодарствуют читатели.
Николай Гребнев пристрастен к тематике, адресованной детям и юношеству, в силу своего семейного призвания – быть настоящим дедушкой для собственных внуков. Это в рассказах легко воспринимается детьми, поучительно и взрослым. Случайности в этом творческом увлечении никакой, потому Николай Гребнев в своих нынешних свершениях – родом из детства: стать писателем и издателем – его мечта с малых лет, и она сбылась!  
Что касается деятельности Гребнева как члена общественной палаты и городского обшественного совета, то его усилия и намерения связаны с уникальной идеей – созданием в Курске своеобразного Литературного лицея – Городского Дома детской и молодёжной печати, где будут не только издаваться детские книги, газеты и журналы, но и сами юные авторы будут вместе со своими наставниками участвовать в этом процессе. Работы всякой и разной выше крыши этого дома, которая, кстати, уже есть, но обустройство требует времени. Интересно и то, что в реализацию этого проекта вовлечена династия издателей Гребневых.
Правление Союза писателей России приняло решение о награждении Гребнева Н. И. в связи с 70-летием со дня рождения медалью «Василий Шукшин».

Детство… Детство… Именно там, в трудолюбивой семейной артели, в его привычку водворился дух быть первым, дух вожака, кем он становился в последующем где бы не оказался. Оттуда же, из тех лет, родилось стойкое желание стать писателем, владеть словом, жить литературным образом. И слияние этих страстных посылов натуры позволили Николаю Ивановичу выстроить, как он сам определяет, три Дома Гребнева: издательский дом «Славянка», Дом литератора и Литературный лицей – Городской Дом детской и молодёжной печати.

И что немаловажно, одновременно Гребнев смог стать достойным писателем. Проза Николая Ивановича, как сама жизнь, проста и невыдумана, по-детски с чистым взглядом, согрета доверчивым сердцем. И вместе с тем она глубока по своей сути, излучая живой спокойный свет, оставляет в душе незабываемую благодарность к нашей родной земле и к людям, о которых повествует автор.

Особой строкой хочется отметить очерки о Е. И. Носове «Последний автограф» и «Букет Мастеру», а также опубликованный в этой книге рассказ «Хата-моргата и Дуб-семицвет». Эти произведения – из лучших литературных памятников, созданных современниками нашему великому земляку. Примером служит Гребнев и в другом: с юных лет приобщает внуков своих к слову Мастера. Забавны, интересны и поучительны его неустанные попытки, что называется за руку привести внучку – смышлёную девчушку в удивительный мир художественного слова. Это творческое направление Гребнева с глубоким смыслом и резонно говорить о нём особо.

Николай Иванович, дорогой друг, с юбилеем тебя! Живи долго, радуйся. И за плечами, и впереди у тебя всё те же Дома, которые ты создал, и строить продолжаешь безоглядно на свои семьдесят. Содержи приютные для каждого входящего Дома эти в порядке, чистоте, как ты был учен с детства своего и теперь приобщаешь других к творческому совершенству.

 

Николай ГРЕБНЁВ

НА ХУТОРЕ МОЕМ ТРИ ДОМА…

…Первый – Издательский дом «Славянка». В нём всё обустроено. Доходы, правда, скромные, но с протянутой рукой не ходим. Второй – Дом литератора, убыточный донельзя, но он – дело моей чести! За третьим – моя мечта, заботы ближайшего времени – Городской Дом детской и молодёжной печати. Тут работы непочатый край, однако, начало положено!

Есть и четвёртый, в котором живу и радуюсь весне, лету и осени. Не дом, а домик в садоводческом товариществе. Удобный, крепкий, ладный, и по-моему красивый, потому что сделан исключительно своими руками. Тут я чаще чем где-либо занят литературным письмом, здесь рассказы и очерки сложились в книги. За «Чужую родню» получил от Союза писателей России Международную премию славянского единства «Боян», а за «Дуб-семицвет» Государственную премию ЦФО в области литературы и искусства…

Об усадебном доме мечтал, но не вышло: строился в ту пору, когда парткомиссии от фундамента до конька больше шести метров не разрешали.

У меня выходило больше – пришлось КАМАЗами возить землю…

Дело-то в том, что вырос я в многодетной сельской учительской семье, квартира была казённая и иметь свою «хату с огородом и садом» для нас, детей, было завидной роскошью… К слову сказать, остальные братья и сёстры – всего семеро – живут в современных удобных особняках и дети их тоже… Будь всё в одном месте – целая улица.

Но детство моё, конечно же, не было обездоленным. Отнюдь! Мама учила меня не только варить кулеш, заправлять его луком, жаренным на сале, мочить на зиму антоновку и квасить капусту, но и ловко управляться со всяким шитьём на машинке «Зингер»… Отец – мастеровой, золотые руки, умел на свете всё: каменщик, слесарь, мебельщик, пчеловод, печник, знахарь, землепашец… У нас были мотоциклы, удивительный автомобиль «Запорожец», фотоаппарат, кинокамера и даже телевизор при том, что в селе нашем, Озёрках, что на юге Курщины, порубежном с Украиной, ещё не было электричества. Весь этот прогресс зижделся на переносном бензодвижке…

Но были ещё два обстоятельства, без которых моя жизнь не сложилась бы как есть – это

конь и книги

Отец даже в простых, по сути, выверенных донельзя крестьянских заботах (комбинировал даже с телегой) до директорских новаций в учебно-воспитательном процессе в школе проявлял себя человеком исключительно творческим, оригинальным на редкость. В нём сочетались интеллигентность и крепкая основательность селянина.

Вот почему в доме все трепетно относились к книге и уважительно к сельскому труду. Во всю стену трёхметровой высоты главное место в нашей пришкольной квартире занимал книжный стеллаж, а во дворе к великой мальчишечьей радости был у нас хоть и школьный, по инвентарю, зато самый настоящий конь!

По старшинству среди братьев я был главным конюхом и по этой именно причине «вырос» раньше времени.

Ну а книги… Младшим  читал сказки, после вечерами пересказывал их деревенской детворе на карагодном бугре возле нашего дома. Однажды книжные сказки кончились, и я сочинял свои. «Сходило с рук», пока не разоблачил меня приятель – «грамотей», мол, настоящие сказки могут быть только в книжках!

Ну что ж, будет и книжка! – решил я и не откладывая приступил к письму. Вот тогда впервые испытал муки и радость удачи в изложении устного слова на бумаге. Книжка сложилась, даже в переплёте. Благо под рукой был у меня живой пример: отцовская библиотечка учебников, сделанных им собственноручно. Книги исполнены каллиграфическим почерком, художественно оформлены. Один из этих томиков до сих пор у меня на моей главной книжной полке. Поясню: Ивана Петровича, как наиболее одарённого из учеников, назначили учителем в школе, где учился. Учебников у него не было, вот и пришлось заняться издательским делом…

Так что мои «взрослые» увлечения в сочинительстве и издательские пристрастия – все из того необыкновенного времени.

Авторитет у меня без оглядки на возраст был основательным. Как и отца в своё время, сразу после школы назначили сельским учителем. Уроки ботаники и зоологии я стал проводить «на природе». Это «новаторство» моё не осудили, но дольше года не терпели и как человека чрезмерно творческого забрали на комсомольскую работу. Однако «сочинительство», в основе которого были исключительно факты и действительность, я не оставлял, где бы ни работал. Эта «правда» и поныне основа моих рассказов и очерков – не меняю ни имен, ни событий, жизнь интереснее придумок, в домыслах нужды нет.

С учётом этих моих увлечений комсомол доверил работу редактором областной «молодёжки». После учёбы в Москве в Академии общественных наук больше десяти лет работал собкором программы «Время» и Всесоюзного радио. И тут случилось то, что коснулось прямо, а не косвенно каждого из нас – пришли девяностые годы!

…Именно в ту пору крутых перемен и приступил я к строительству первого своего Дома – «Славянки».

В пятнадцатом году будем отмечать 20-летие издательства. Проект единой газеты на Порубежье России, Украины и Белоруссии был задуман в Сумах, на одной из очередных дружеских летучек курских и украинских журналистов. Представлявшие тогда нашу делегацию Александр Щигленко и Михаил Изотов, а затем и поддержавшие идею Владимир Кулагин и Анатолий Стрелков и поныне считают своим долгом заботы о нашем общем деле. На надёжных друзей из среды известных общественников, неравнодушных чиновников всегда везло. Чего стоила, например, конкретная помощь в самом необходимом совершенно непритязательного на ответную благодарность зам. главы области Николая Овчарова.

Так уж вышло, что в этом проекте в ту непредсказуемую пору я оказался «крайним - исполнителем нашей общей воли.

«Славянка» - это

демонстрация неравнодушия,

единый журналистский протест против развала великого государства. В каждом из двадцати приграничных регионов (мне довелось побывать во всех) находились единомышленники, были открыты корпункты. Но уже тогда из Киева веяло неприязнью и холодом. Москва, напротив, идею поддержала, правда только на словах. Нашему проекту на первом фестивале прессы «Вся Россия» была присуждена главная награда – правительственный грант, даже по нынешним временам с баснословной для нас суммой – полтора миллиона рублей. Но из-за чехарды в правительстве грант «потерялся». Наши устремления тем не менее не угасли, и мы продолжали начатое дело до той самой поры, пока в родном «базовом» регионе окруженцы генерал-губернатора не отказались от соучредительства – мол, ваши заботы нас не греют… К тому же «перешёл» на другую работу Н.И. Овчаров – наш покровитель, а затем вослед и председатель комитета по печати Михаил Изотов… Вот и пришлось «Славянке» менять форму собственности – из государственной в общество с ограниченной ответственностью... Международной газеты не стало. Но ничто, даже лютое безденежье не могло остановить выпуск гуманитарных изданий. Поныне выходит в свет газета «Класс» и журнал «Родничок», правоведческий ежемесячник «Курские ведомости», литературный альманах «Славянский дом: «Толока»…

В этом благом порыве и сложилась наша издательская династия. Заботы «Славянки» в полиграфии унаследовали Евгений Николаевич и Денис Евгеньевич, и сообща мы наладили книжный конвейер малых тиражей с оглядкой на невероятные обстоятельства: совпали производственные интересы издательства с крутыми переменами в литературном деле. К моей должности директора «Славянки» прибавилась весьма хлопотные обязанности председателя правления Курской писательской организации.

Вот тут и пришлось всерьёз заняться «строительством» ещё одного дома – Дома литератора.

Так вышло, прогнозов-проектов никаких не было… Неожиданно ушёл из жизни давний сотоварищ по журналистским, издательским и писательским заботам Владимир Детков. Мне доверили его беспокойную должность. Беспокойную, потому что по новым российским правилам государство сняло с себя обязанности впрямую поддерживать общественные организации… Наипервейшей заботой стало уже начавшееся было переселение в некую «вахтёрку», тесную, зато дешёвую в содержании.

«Славянка» затормозила эту унизительную процедуру и заплатила долги за текущий год, потом за другой… так и поныне. Старые же долги с непомерной для нас суммой распорядился погасить губернатор. Считаю, и не только я, А.Н. Михайлова самым литературным губернатором России последнего десятилетия. Один только перечень деяний региональной власти в литературном деле займёт целую страницу, а средства, израсходованные на поддержку забот государственного значения о художественном русском слове, исчисляются многомиллионными суммами, что отрадно. Того стоят, к примеру, Литмузей, памятники Е. Носову и К. Воробьёву, издание массовыми тиражами полных собраний их сочинений. Всё это дало возможность пригласить летом десятого года в гости на Фестиваль известных писателей России, Белоруссии и Украины. Мало того, в неприютном убежище, в котором до той поры обитала писательская организация, был сделан евроремонт, и теперь наш Дом литератора по праву

один из лучших в России

во всех смыслах. По совести сотоварищество не могло оставаться безответным  на заботу и проявило к власти уважение в той же степени: довели работу писательской организации до такого состояния, что её признали по итогам минувшего года лучшей в нашем Союзе писателей!

Для серьёзной, масштабной работы потребовались свежие основательные силы. Вот почему был создан Союз литераторов с отделениями в городах и районах. Всего в его составе 150 поэтов и прозаиков, публицистов и краеведов. В августе двенадцатого года они собрались на свой первый съезд. А сейчас готовимся ко второму в нынешнем августе. Особенностью события будет соучастие известных мастеров слова – наших земляков не только из Москвы и Гомеля, но очень надеемся из Луганска, Донецка и Харькова… Валерий Полуйко, Вячеслав Картавых. Все они приглашены побывать на малой родине – в Соловьином крае в связи с юбилеем – 80-летием Курской области. Такого рода встречи пройдут нынче практически в каждом городе и сельском районе. Нам есть чем похвалиться, есть чем возгордиться перед земляками во всех сферах жизни, разумеется и литературной.

В нашем Доме многолюдно:

тут и беседы в Литературном кафе, и Дни автографа в Книжной лавке, литературные консультации и издательский центр. На днях торжественно и прилюдно открыт в самом центре города писательский сквер.

В России наш «случай» действительно уникальный: повторяю, в самом центре Курска, на Красной площади рядом с Домом Советов, главным православным храмом, почтамтом открыт современный во всех отношениях Дом литератора!

Как тут нам собой не возгордиться! Но оглядываясь на былое, особо заботимся о дне завтрашнем. Впереди работа настолько серьёзная, насколько же интересная. Мы взялись за создание уникального и не только для нашего региона городского Дома детской и молодёжной печати. Я не однажды рассказывал о задуманном проекте. Это своеобразный

литературный лицей

для одарённых юных поэтов и прозаиков, публицистов и краеведов. Вот хотя бы одна страничка из будущей жизни Дома: «От идеи до тиража». Индивидуальная и студийная работа мастеров слова с молодыми авторами, оформление книги от редактуры и дизайна до полиграфии малых тиражом и к завершению – праздник первой книги и первого автографа…

И тут, в этом подвижническом деле, в котором нет сиюминутной выгоды и пресловутой погони за прибылью, к счастью, не обходимся мы без помощи, взаимопонимания, непосредственного участия таких наших неизменимых сотоварищей, как Овчаров и Германова, Еськов и Першин, Давыдков и Изотов, Агеев и Пахомов…

А я ведь ещё даже слова не сказал о главе Суджанского района Николае Ильине и нашем «кураторе» из губернаторского окружения Владимире Проскурине… Целый список таких имён в областном комитете по культуре, областных и городских библиотеках, литературных музеях…

…Мне посчастливилось, лично я достиг возможностей осуществить мечту детства: своими руками написать и издать книгу, соприкоснуться хоть малую малость с величайшими достижениями человека и человечества во все времена! В моих устремлениях теперь предоставить такую же возможность другим! И в юные годы, и даже в какие-то семьдесят… могут быть мечты реальными: например, построить новый дом, без оглядки на то, что их уже два на твоём хуторе…

Читайте также:Беседа с председателем правления Курского регионального отделения Союза писателей России Николаем Ивановичем Гребневым

Сказитель «Боян»

У Николая Гребнева особые творческие пристрастия к теме единения братских славянских народов.
20 лет – таков промежуток между первой публикацией «Иностранцы» (поначалу она была озаглавлена символично – «Сигнал тревоги») и нынешним очерком о недавней поездке курских писателей в приграничный Глухов «Забота у нас такая…».
Все эти годы преисполнены усилий подвижника Гребнева, пытавшегося на обломках великой державы если не восстановить порушенное, то хотя бы установить дружеские, если не братские связи. Конкретное подтверждение тому выпуск в свет целой серии газет и журналов Порубежья, создание издательского Дома «Славянка».
Николай Гребнев удостоен редкой, даже в те изначальные годы, наградой, учреждённой Союзом писателей России и двадцатью приграничными регионами – Международной премией Славянского единства «Боян». Его очерки, интервью, рассказы перепечатывались на украинском и белорусском языках. Ныне в авторской почте прибавилось писем-откликов из ближнего зарубежья. Есть они и в новых книгах Гребнева.

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"
Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Комментариев:

Вернуться на главную