Михаил ЕСЬКОВ
НА ВИДУ У ВСЕХ Жизнь – как песок между пальцами – незаметно, по-тихому утекает юркими годами, оторванными десятилетиями. Иной раз не на что оглянуться, вроде ничего путного и не оставил после себя. Человек ведь измеряется сотворёнными делами. А зримы ли они? Одно дело Пушкину не зазорно было сказать: «Я памятник себе воздвиг…» – он гений. А из нас не каждому по силе определиться с собственным памятником. Но память-то о себе, так или иначе, тоже своего рода завещание, ответ на то, кто ты был в этом мире. Разумеется, об этом можно и не думать, а жить и жить, особо не заморачиваясь, лишь бы день да ночь. И всё же… Всё же… На что-то же израсходовано пребывание на земле. Что за плечами? Всякий маломальский след торится не тотчас как встал на ноги, поиски самого себя иногда длятся годы и годы. А кое-кто так и доживает свой век в неопределённости, только и делает, что обыденно потребляет себя и окружающих. Николаю Ивановичу Гребневу выпал удачный жребий: уже в детстве обозначилась его крепкая житейская природа. В многодетной семье сельского учителя он рос старшим. И как старший по возрасту и по характеру, вынужден был сызмальства изо дня в день организовывать непростое бытие детской, а затем и подростковой семейной артели. Суровый деревенский уклад держался на натуральном хозяйстве: что потопаешь, то и полопаешь. Тамошний учитель жил так же, как и любой селянин, за одним лишь исключением: содержать свой двор он должен попригляднее, ибо в силу своего положения был на виду у всех. Значит, и делать, и выглядеть нужно было достойно. Учительские дети это тоже хорошо понимали. Оттуда у Николая Ивановича удивительная собранность, будто за ним со стороны постоянно посматривают ожидаючи, не оплошает ли, оттого он не позволяет себе оказаться расхлябанным в работе и неухоженным в облике. И что немаловажно, одновременно Гребнев смог стать достойным писателем. Проза Николая Ивановича, как сама жизнь, проста и невыдумана, по-детски с чистым взглядом, согрета доверчивым сердцем. И вместе с тем она глубока по своей сути, излучая живой спокойный свет, оставляет в душе незабываемую благодарность к нашей родной земле и к людям, о которых повествует автор. Особой строкой хочется отметить очерки о Е. И. Носове «Последний автограф» и «Букет Мастеру», а также опубликованный в этой книге рассказ «Хата-моргата и Дуб-семицвет». Эти произведения – из лучших литературных памятников, созданных современниками нашему великому земляку. Примером служит Гребнев и в другом: с юных лет приобщает внуков своих к слову Мастера. Забавны, интересны и поучительны его неустанные попытки, что называется за руку привести внучку – смышлёную девчушку в удивительный мир художественного слова. Это творческое направление Гребнева с глубоким смыслом и резонно говорить о нём особо. Николай Иванович, дорогой друг, с юбилеем тебя! Живи долго, радуйся. И за плечами, и впереди у тебя всё те же Дома, которые ты создал, и строить продолжаешь безоглядно на свои семьдесят. Содержи приютные для каждого входящего Дома эти в порядке, чистоте, как ты был учен с детства своего и теперь приобщаешь других к творческому совершенству.
НА ХУТОРЕ МОЕМ ТРИ ДОМА… …Первый – Издательский дом «Славянка». В нём всё обустроено. Доходы, правда, скромные, но с протянутой рукой не ходим. Второй – Дом литератора, убыточный донельзя, но он – дело моей чести! За третьим – моя мечта, заботы ближайшего времени – Городской Дом детской и молодёжной печати. Тут работы непочатый край, однако, начало положено! Есть и четвёртый, в котором живу и радуюсь весне, лету и осени. Не дом, а домик в садоводческом товариществе. Удобный, крепкий, ладный, и по-моему красивый, потому что сделан исключительно своими руками. Тут я чаще чем где-либо занят литературным письмом, здесь рассказы и очерки сложились в книги. За «Чужую родню» получил от Союза писателей России Международную премию славянского единства «Боян», а за «Дуб-семицвет» Государственную премию ЦФО в области литературы и искусства… Об усадебном доме мечтал, но не вышло: строился в ту пору, когда парткомиссии от фундамента до конька больше шести метров не разрешали. У меня выходило больше – пришлось КАМАЗами возить землю… Дело-то в том, что вырос я в многодетной сельской учительской семье, квартира была казённая и иметь свою «хату с огородом и садом» для нас, детей, было завидной роскошью… К слову сказать, остальные братья и сёстры – всего семеро – живут в современных удобных особняках и дети их тоже… Будь всё в одном месте – целая улица. Но детство моё, конечно же, не было обездоленным. Отнюдь! Мама учила меня не только варить кулеш, заправлять его луком, жаренным на сале, мочить на зиму антоновку и квасить капусту, но и ловко управляться со всяким шитьём на машинке «Зингер»… Отец – мастеровой, золотые руки, умел на свете всё: каменщик, слесарь, мебельщик, пчеловод, печник, знахарь, землепашец… У нас были мотоциклы, удивительный автомобиль «Запорожец», фотоаппарат, кинокамера и даже телевизор при том, что в селе нашем, Озёрках, что на юге Курщины, порубежном с Украиной, ещё не было электричества. Весь этот прогресс зижделся на переносном бензодвижке… Но были ещё два обстоятельства, без которых моя жизнь не сложилась бы как есть – это конь и книги Отец даже в простых, по сути, выверенных донельзя крестьянских заботах (комбинировал даже с телегой) до директорских новаций в учебно-воспитательном процессе в школе проявлял себя человеком исключительно творческим, оригинальным на редкость. В нём сочетались интеллигентность и крепкая основательность селянина. Вот почему в доме все трепетно относились к книге и уважительно к сельскому труду. Во всю стену трёхметровой высоты главное место в нашей пришкольной квартире занимал книжный стеллаж, а во дворе к великой мальчишечьей радости был у нас хоть и школьный, по инвентарю, зато самый настоящий конь! По старшинству среди братьев я был главным конюхом и по этой именно причине «вырос» раньше времени. Ну а книги… Младшим читал сказки, после вечерами пересказывал их деревенской детворе на карагодном бугре возле нашего дома. Однажды книжные сказки кончились, и я сочинял свои. «Сходило с рук», пока не разоблачил меня приятель – «грамотей», мол, настоящие сказки могут быть только в книжках! Ну что ж, будет и книжка! – решил я и не откладывая приступил к письму. Вот тогда впервые испытал муки и радость удачи в изложении устного слова на бумаге. Книжка сложилась, даже в переплёте. Благо под рукой был у меня живой пример: отцовская библиотечка учебников, сделанных им собственноручно. Книги исполнены каллиграфическим почерком, художественно оформлены. Один из этих томиков до сих пор у меня на моей главной книжной полке. Поясню: Ивана Петровича, как наиболее одарённого из учеников, назначили учителем в школе, где учился. Учебников у него не было, вот и пришлось заняться издательским делом… Так что мои «взрослые» увлечения в сочинительстве и издательские пристрастия – все из того необыкновенного времени. Авторитет у меня без оглядки на возраст был основательным. Как и отца в своё время, сразу после школы назначили сельским учителем. Уроки ботаники и зоологии я стал проводить «на природе». Это «новаторство» моё не осудили, но дольше года не терпели и как человека чрезмерно творческого забрали на комсомольскую работу. Однако «сочинительство», в основе которого были исключительно факты и действительность, я не оставлял, где бы ни работал. Эта «правда» и поныне основа моих рассказов и очерков – не меняю ни имен, ни событий, жизнь интереснее придумок, в домыслах нужды нет. С учётом этих моих увлечений комсомол доверил работу редактором областной «молодёжки». После учёбы в Москве в Академии общественных наук больше десяти лет работал собкором программы «Время» и Всесоюзного радио. И тут случилось то, что коснулось прямо, а не косвенно каждого из нас – пришли девяностые годы! …Именно в ту пору крутых перемен и приступил я к строительству первого своего Дома – «Славянки». В пятнадцатом году будем отмечать 20-летие издательства. Проект единой газеты на Порубежье России, Украины и Белоруссии был задуман в Сумах, на одной из очередных дружеских летучек курских и украинских журналистов. Представлявшие тогда нашу делегацию Александр Щигленко и Михаил Изотов, а затем и поддержавшие идею Владимир Кулагин и Анатолий Стрелков и поныне считают своим долгом заботы о нашем общем деле. На надёжных друзей из среды известных общественников, неравнодушных чиновников всегда везло. Чего стоила, например, конкретная помощь в самом необходимом совершенно непритязательного на ответную благодарность зам. главы области Николая Овчарова. Так уж вышло, что в этом проекте в ту непредсказуемую пору я оказался «крайним - исполнителем нашей общей воли. «Славянка» - это демонстрация неравнодушия, единый журналистский протест против развала великого государства. В каждом из двадцати приграничных регионов (мне довелось побывать во всех) находились единомышленники, были открыты корпункты. Но уже тогда из Киева веяло неприязнью и холодом. Москва, напротив, идею поддержала, правда только на словах. Нашему проекту на первом фестивале прессы «Вся Россия» была присуждена главная награда – правительственный грант, даже по нынешним временам с баснословной для нас суммой – полтора миллиона рублей. Но из-за чехарды в правительстве грант «потерялся». Наши устремления тем не менее не угасли, и мы продолжали начатое дело до той самой поры, пока в родном «базовом» регионе окруженцы генерал-губернатора не отказались от соучредительства – мол, ваши заботы нас не греют… К тому же «перешёл» на другую работу Н.И. Овчаров – наш покровитель, а затем вослед и председатель комитета по печати Михаил Изотов… Вот и пришлось «Славянке» менять форму собственности – из государственной в общество с ограниченной ответственностью... Международной газеты не стало. Но ничто, даже лютое безденежье не могло остановить выпуск гуманитарных изданий. Поныне выходит в свет газета «Класс» и журнал «Родничок», правоведческий ежемесячник «Курские ведомости», литературный альманах «Славянский дом: «Толока»… В этом благом порыве и сложилась наша издательская династия. Заботы «Славянки» в полиграфии унаследовали Евгений Николаевич и Денис Евгеньевич, и сообща мы наладили книжный конвейер малых тиражей с оглядкой на невероятные обстоятельства: совпали производственные интересы издательства с крутыми переменами в литературном деле. К моей должности директора «Славянки» прибавилась весьма хлопотные обязанности председателя правления Курской писательской организации. Вот тут и пришлось всерьёз заняться «строительством» ещё одного дома – Дома литератора. Так вышло, прогнозов-проектов никаких не было… Неожиданно ушёл из жизни давний сотоварищ по журналистским, издательским и писательским заботам Владимир Детков. Мне доверили его беспокойную должность. Беспокойную, потому что по новым российским правилам государство сняло с себя обязанности впрямую поддерживать общественные организации… Наипервейшей заботой стало уже начавшееся было переселение в некую «вахтёрку», тесную, зато дешёвую в содержании. «Славянка» затормозила эту унизительную процедуру и заплатила долги за текущий год, потом за другой… так и поныне. Старые же долги с непомерной для нас суммой распорядился погасить губернатор. Считаю, и не только я, А.Н. Михайлова самым литературным губернатором России последнего десятилетия. Один только перечень деяний региональной власти в литературном деле займёт целую страницу, а средства, израсходованные на поддержку забот государственного значения о художественном русском слове, исчисляются многомиллионными суммами, что отрадно. Того стоят, к примеру, Литмузей, памятники Е. Носову и К. Воробьёву, издание массовыми тиражами полных собраний их сочинений. Всё это дало возможность пригласить летом десятого года в гости на Фестиваль известных писателей России, Белоруссии и Украины. Мало того, в неприютном убежище, в котором до той поры обитала писательская организация, был сделан евроремонт, и теперь наш Дом литератора по праву один из лучших в России во всех смыслах. По совести сотоварищество не могло оставаться безответным на заботу и проявило к власти уважение в той же степени: довели работу писательской организации до такого состояния, что её признали по итогам минувшего года лучшей в нашем Союзе писателей! Для серьёзной, масштабной работы потребовались свежие основательные силы. Вот почему был создан Союз литераторов с отделениями в городах и районах. Всего в его составе 150 поэтов и прозаиков, публицистов и краеведов. В августе двенадцатого года они собрались на свой первый съезд. А сейчас готовимся ко второму в нынешнем августе. Особенностью события будет соучастие известных мастеров слова – наших земляков не только из Москвы и Гомеля, но очень надеемся из Луганска, Донецка и Харькова… Валерий Полуйко, Вячеслав Картавых. Все они приглашены побывать на малой родине – в Соловьином крае в связи с юбилеем – 80-летием Курской области. Такого рода встречи пройдут нынче практически в каждом городе и сельском районе. Нам есть чем похвалиться, есть чем возгордиться перед земляками во всех сферах жизни, разумеется и литературной. В нашем Доме многолюдно: тут и беседы в Литературном кафе, и Дни автографа в Книжной лавке, литературные консультации и издательский центр. На днях торжественно и прилюдно открыт в самом центре города писательский сквер. В России наш «случай» действительно уникальный: повторяю, в самом центре Курска, на Красной площади рядом с Домом Советов, главным православным храмом, почтамтом открыт современный во всех отношениях Дом литератора! Как тут нам собой не возгордиться! Но оглядываясь на былое, особо заботимся о дне завтрашнем. Впереди работа настолько серьёзная, насколько же интересная. Мы взялись за создание уникального и не только для нашего региона городского Дома детской и молодёжной печати. Я не однажды рассказывал о задуманном проекте. Это своеобразный литературный лицей для одарённых юных поэтов и прозаиков, публицистов и краеведов. Вот хотя бы одна страничка из будущей жизни Дома: «От идеи до тиража». Индивидуальная и студийная работа мастеров слова с молодыми авторами, оформление книги от редактуры и дизайна до полиграфии малых тиражом и к завершению – праздник первой книги и первого автографа… И тут, в этом подвижническом деле, в котором нет сиюминутной выгоды и пресловутой погони за прибылью, к счастью, не обходимся мы без помощи, взаимопонимания, непосредственного участия таких наших неизменимых сотоварищей, как Овчаров и Германова, Еськов и Першин, Давыдков и Изотов, Агеев и Пахомов… А я ведь ещё даже слова не сказал о главе Суджанского района Николае Ильине и нашем «кураторе» из губернаторского окружения Владимире Проскурине… Целый список таких имён в областном комитете по культуре, областных и городских библиотеках, литературных музеях… …Мне посчастливилось, лично я достиг возможностей осуществить мечту детства: своими руками написать и издать книгу, соприкоснуться хоть малую малость с величайшими достижениями человека и человечества во все времена! В моих устремлениях теперь предоставить такую же возможность другим! И в юные годы, и даже в какие-то семьдесят… могут быть мечты реальными: например, построить новый дом, без оглядки на то, что их уже два на твоём хуторе… Читайте также:Беседа с председателем правления Курского регионального отделения Союза писателей России Николаем Ивановичем Гребневым Сказитель «Боян»
У Николая Гребнева особые творческие пристрастия к теме единения братских славянских народов. |