Николай ИВАНОВ, заместитель Председателя правления СП России
АКВАТОРИЯ

Что там Крым?

Как ему живется спустя два месяца после воссоединения с Россией?

Как решаются насущные задачи крымчан? Стоит ли что-то конкретное за эмоциями, призывами, намерениями и декларациями? У военных на этот счет есть присказка: «Ура» прокричали, а в атаку не пошли»...

Писатель Николай ИВАНОВ, летавший в Севастополь в канун референдума (очерки «Крейсер КРЫМ» и «Крейсер ПОБЕДА»), решил вернуться на полуостров и вновь увидеть все своими глазами.

1.

Самым проблемным в Крыму оказался банковский сектор – платежи, перерасчеты, переводы, выплаты, работа банкоматов, почты, сберкасс. Именно это узкое место является главным раздражителем крымчан, хотя все понимают сложности переходного периода.

Вторая проблема – транспортная: полуостров уязвим в вопросах быстрого перемещения людей и грузов на материковую часть России. Поэтому очень много говорится о строительстве перехода через Керченский пролив. Слухи разные: и что мост уже строят, и что деньги на его возведение сняли со всех других строек, и что ее отдали китайцам за их лояльность к ситуации по Украине. Но что на самом деле происходит вокруг пролива?

Акватория Керченского пролива, разделяющая Кубань и Крым, в самом узком месте составляет 4,5 км . Казалось бы, забивай сваи и набрасывай пролеты...

- Если бы строить мосты было просто, весь мир был бы опоясан ими, - улыбается первый заместитель председателя Госкомпании «Автодор» Игорь Урманов. Именно «Автодору» поручено заниматься решением этой транспортной проблемы. – Мировая же практика такова: от идеи такой технической сложности до ее решения проходит минимум десять лет. Нам же руководством страны ставится задача создать мостовой переход к 2018 году.

Если заглянуть в историю и покопаться в архивах, то можно обнаружить: однажды здесь уже велась грандиозная стройка и именно по приказу. В 1944 году, сразу после освобождения Крыма от фашистов, для военных дорожников был издан совершенно секретный приказ, обозначенный как «2-К». Он и предписывал немедленное начало строительства моста между Крымом и Кавказом. Первая свая была забита всего через 13 дней после освобождения Керчи. Работы развернулись одновременно на 200 точках будущей трассы. Темпы, мужество и энтузиазм строителей поражали: ежесуточно мост прирастал на 30 метров . Сложнее всего людям работалось на узких опорах. От перенапряжения и ветров инструмент часто падал в воду, а поскольку он был в дефиците, была создана специальная бригада водолазов, которая регулярно погружалась в воду около опор и доставала со дна молотки, топоры, пилы. Об отчаянном мужестве военных строителей говорит одна из телеграмм руководителей стройки в Москву:

«В течение 15 дней шторм не прекращается. Ветер от 7 до 10 баллов. Вся эстакада обледенела. Воду перебрасывает через эстакаду... Идет бойка свай на эстакаде. Ветер сбивает людей, их меняем через каждые четыре часа – больше не выдерживают...»

Тем не менее через 150 дней, из которых 50 были штормовыми, мост был построен. 7 ноября 1944 года по нему прошел первый поезд.

К сожалению, строители не успели заменить временные сваи на железобетонные опоры и обустройство ледоломов. Зима 45-го на Черном море оказалась лютой, ветра вызвали подвижку льдов. Дорожники умоляли прислать артиллерию и авиацию и разбить льды на дальних от моста подступах.

Прислали, но поздно. В двадцатых числах января под напором льда рухнуло сразу 50 опор. Это была катастрофа. Когда Сталину принесли списки строителей, назначенных к наказаниям, он не подписал их: «Я сам в этом виноват».

К идее возведения моста вернулись через два года после войны. Проект нового моста Сталину докладывал заместитель наркома путей сообщения И.Д. Гоциридзе. В качестве последнего аргумента он заявил:

- Это, товарищ Сталин, будет царь-мост.

Иосиф Виссарионович поднял взгляд от карты, измерил им докладчика и назидательно произнес:

- Царя мы свергли в 1917 году, товарищ Гоциридзе.

Так или иначе, но вместо моста была построена паромная переправа.

 

2.

Она прекрасно работает и сейчас. Для тех, кто желает летом воспользоваться паромом, могу дать краткую информацию.

Для того, чтобы попасть в порт «Кавказ», надо заехать на косу Чушка. Там при въезде расположен пост ДПС, где проверяют документы у водителя и у всех пассажиров. Далее дорога к паромной переправе по узкой полосе суши. На 16 мая машины в очереди стояли 3,5 часа.

Очередь на паром надо занимать за легковыми автомобилями, потому как у автобусов очередь своя. При подходе очереди сотрудники переправы должны выдать специальный талон, на котором указывается длина автомобиля. С этим талоном можно направляться в здание морского вокзала в кассу. Также обязательно нужно взять с собой свидетельство о регистрации автомобиля, паспорта водителя и пассажиров. В кассе со всеми этими документами покупаете билеты на автомобиль и на пассажиров. Стоимость перевозки автомобилей длиной до 4,2 м — 1.190 руб., свыше 4,2 м — 1.688 руб., свыше 5,1 м — 2.486 руб. Стоимость перевозки пассажиров : взрослый билет — 162 руб., детский — 81 руб.

Время в пути – от 20 до 30 минут, в зависимости от погоды. Интервал движения – через каждые полчаса. Режим работы – круглосуточный. Грузовые автомобили стали отправлять отдельным паромом еще и из Новороссийска на Феодосию, запущены пассажирские катамараны «Порт Кавказ» — «Порт Крым» и «Анапа — Керчь». Возводят дополнительный паром и военные. Но как он будет работать, еще неизвестно. Для железнодорожных составов паром свой.

А вообще для Керченского пролива слово «переправа» - привычное. В конце гражданской, когда войска Врангеля ушли из Крыма, Красная армия (дивизия под командованием Н.В. Куйбышева) перебрасывалась на Тамань по льду, который едва достигал 20 см . Во время Великой Отечественной десантные Керченско-Феодосийские операции также осуществлялись во многом по льду. После захвата немцами Крыма инженерные войска вермахта построили канатную дорогу через пролив и могли переправлять на Тамань в сутки 500-800 тонн груза.

Ну, а впервые о капитальном сооружении через пролив высказался старший сын великого русского ученого флотский лейтенант Владимир Дмитриевич Менделеев. Он предложил проект плотины, что подняло бы воды Азовского моря (для больших кораблей) и создало благоприятные условия для повышения продуктивности рыбного хозяйства...

Так что Керченский пролив смело может считаться лидером по всевозможным проектам. За 15 последних лет между Россией и Украиной создавалось столько всевозможных комиссий и вынашивалось столько проектов по возведению перехода, что можно писать отдельную летопись. Однако экономика неизменно упиралась в «оранжевую» политику. Министр строительства и архитектуры Республики Крым Владимир Ильич Николов с горькой усмешкой вспоминает, как в Киеве реагировали на саму идею строительства моста:

- Вы что, хотите построить мост для вторжения русских танков? Забудьте!

А ученые в Москве и Киеве 15 лет рассчитывали экономические выгоды...

 

3.

Сегодня Россия в вопросах создания перехода надеется только на себя. Нет, уже заявили об интересе к строительству китайцы и турки, готовые прийти сюда со своими деньгами. Но все равно первое, что необходимо сделать нам самим – это определиться с местом строительства. Со створом, как говорят дорожники.

Сегодня как раз и проходит ТЭО – технико-экономическое обоснование проекта. Создан Экспертный совет из самых авторитетных дорожников и мостовиков страны. И если в самом начале работы было намечено 12 вариантов будущей трассы, к середине мая их осталось 5. В июне предполагается оставить только два, по которым и будет проведен весь комплекс необходимых изыскательских работ. 1 ноября правительство утвердит один из вариантов и в тот же миг начнется целенаправленная работа по строительству.

Сегодня, просматривая реакцию зарубежным СМИ на визит Путина в Китай (о, как настороженно боялись недруги России его итогов), обнаружил интересную заметку в украинских блогах. Еще один из примеров, как формируется ложь, как полуправдой одурманивают идеологи «майдана» головы своих сограждан.

Вот что сообщают о визите с нескрываемым злорадством и уверованием в свои же умозаключения украинские СМИ:

«Среди документов, которые были подписаны в рамках официального визита президента России Владимира Путина в Шанхай, нет никакого соглашения по строительству моста через Керченский пролив.

Поэтому широко растиражированные в российских СМИ сообщение о якобы участии в финансировании проекта со стороны China International Fund Ltd (CIF) и строительстве - государственной China Railway Construction Corporation (CRCC) не соответствуют действительности.

Участие или неучастие Китая в проекте строительства Керченского моста - это индикатор реального отношения Поднебесной к оккупации Крыма. Отсутствие соглашения сигнализирует о том, что Пекин не будет инвестировать миллиарды в территории с непризнанным статусом», - считает директор Центра транспортных стратегий Сергей Волк.

Отметим, ранее китайские компании выражали интерес к строительству порта на территории Крыма в составе Украины - соответствующий меморандум был подписан в декабре 2013 года..»

Отмечу и я: китайские специалисты присутствовали на выездном Экспертном совете в Керчи целой группой и подтверждают свою готовность участвовать в строительстве. А то, что Путин ничего не подписал, так еще просто НЕЧЕГО подписывать. Не определен ни тип моста, ни тем более его расчетная стоимость, ни даже створ. Ответственный бизнес подписывает конкретные документы с конкретными сроками, объемами и цифрами – это, извините, не газ походя воровать из проходящей мимо трубы.

Ну да, ладно, пирожки госдеповские отрабатывать-то надо...

Огромная сложность проекта в том, что это работа сразу по двум направлениям – автомобильный переход и железнодорожный путь. И выясняется: там, где удобен автомост, «не проходит» железнодорожная составляющая – уклоны, радиусы поворота, сила тяги. Несет свои сложности и вопрос возможного возведения совмещенного моста – и по вопросам дальнейшей эксплуатации, и страхования. Подразумевается, что по мосту возможно пустить связь, газопровод, водовод, электросети..

Собственно, на данном этапе об этом речь даже еще не идет, это будет следующим шагом. Сейчас важно определиться с самим створом.

Их, как уже сказал, пять, но наиболее перспективными эксперты посчитали Тузлинский и Жуковский. У каждого из них тоже имеются свои плюсы и минусы. Важной для понимания проблем является фраза одного из мостовиков:

- Мы пришли на эти берега, когда все здесь уже оказалось занято.

И это воистину так – крымский берег практически весь застроен. Там, где есть разрывы среди населенных пунктов или хотя бы домов, тут же «вырастают» со своим «нельзя» археологи: здесь могильник, здесь крепость, здесь курган, здесь некрополь и проч. Не менее категоричны специалисты, отвечающие за природоохранную зону – от гнездовий птиц до разведения мальков. Метр влево - поднимают руки ученые: в этом месте оползни и любая стройка обречена на неудачу. Можно вроде бы упереться в высокие обрывы, но это мгновенно тянет за собой поднятие опор на 70 и выше метров. И тут же солидарно вступают «в бой» сейсмологи»: полуостров и акватория находятся в достаточно сейсмичной зоне, и чем выше сооружение, тем больше его трясет. Никто не отменял и спящие до времени грязевые фонтаны.

Дно пролива тоже преподнесено для строителей не на блюдечке с голубой каемочкой – есть места, где высота ила достигает 60 метров . Не забыта история с ледоходом 1945 года – а он самый сильный как раз в самом узком месте пролива. Как говорят сами мостовики, мост создать вообще-то не так сложно. Важно, откуда он выйдет и куда придет. А мостовой переход ни в коем случае не должен направить поток транспорта через Керчь: при подобном варианте город просто встанет. Поэтому важно не только найти створ на берегу, но и выйти из него в обход города. А это набегает еще под 40- 60 километров . А у железнодорожников ко всему свои радиусы повороты, своя пропускная способность: ежели нет суточного прохода 33 пар поездов, то мост неэффективен. А если строить тот же тоннель до 8 км , то он такое количество через себя не пропустит...

И это еще не рассматриваются проблемы, связанные с утилизацией возможных боеприпасов, хранящихся на дне полуострова (на берег строители без саперов и сейчас не выходят). Не говоря уже о том, что где-то рядом со стройкой надо размещать и строительные площадки для бытовых домиков, мини-заводов по производству бетона, складирования огромных металлоконструкций, установки плавучих и наземных кранов и сотен иных приборов и механизмов, нужных строителям для нормальной работы. А это минимум по 20 га с каждого берега, потому что мосты строятся только с двух сторон.

Это только малая толика проблем, которая анализируется дорожниками, экспертами. Семь раз отмерь – это сейчас про них. А тут требуют – где подписанный договор с Китаем...

В то же время заведующий научно-исследовательским отделом «Керченская крепость» Керченского историко-культурного заповедника Юрий Белик подчеркнул на одном из совещаний:

- Если мы не хотим остаться здесь, в Керчи, на обочине времени, придется все же чем-то пожертвовать. Каждой службе, каждому направлению. Наша задача – попробовать обойтись малым. Но мост должен быть.

4.

Мост будет. Заставит не только и не просто Путин, а сама жизнь.В мире грузопоток составляет сейчас 10 млрд тонн в год. На перемещение грузов затрачивается 6 трлн долларов. Идея проложить через Керченский пролив новый Великий Шелковый путь, которая тоже витает в умах некоторых специалистов, заманчива и красива. Но если вспомнить, что только с Украиной за 15 лет проведено 18 раундов переговоров по принятию всего лишь решения о строительстве моста, и ничего не продвинулось ни на миллиметр, то проблемы с переговорами со всей Европой в нынешней достаточно сложной ситуации – это загнать проект в тупик. Сейчас важно просто соединить меж собой два региона России – Краснодар и Крым.

Над проектом работает одно из самых авторитетных в России предприятий – Гипротрансмост. Проектировщики поняли пока главное: летних отпусков у них не будет. Но и усилия стоят того.

Крым, как известно, был освобожден 9 мая. Но – 1944 года. До конца войны оставался ровно год. Так и здесь: Крым вновь вошел в состав России, но до полной победы еще должно пройти время. И мне кажется, постройка мостового перехода через пролив станет своеобразным знаменем над Рейхстагом, символизирующим окончательную победу.

Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"
Комментариев:

Вернуться на главную