Состоялось награждение лауреатов Четвертого международного конкурса им. А.Н. Толстого

24 мая 2012 г . в Государственой думе РФ состоялось награждение лауреатов Четвертого международного конкурса детской и юношеской художественной и научно-популярной литературы им. А.Н. Толстого.

Председатель думского комитета по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина отметила, что этот конкурс "создает уникальную возможность для талантливых детских писателей из глубинки нашей страны".

"Подобные конкурсы показывают, что детская литература сегодня жива, а писатели ставят перед собой серьезные задачи. Сам конкурс с такой высокой морально-этической планкой был бы невозможен без сподвижничества наших авторов", - сказал председатель оргкомитета конкурса и член Молодежной общественной палаты России Михаил Синицын.

В этом году конкурс стал рекордным по многим показателям. Расширилась география смотра. В Москву приходили работы со всего мира – Белоруссии, Украины, Казахстана, Латвии, Израиля, США, а также со всех регионов России.

На конкурсе побит и численный рекорд: в нем приняли участие более 300 авторов. Из них жюри выбрало 14 лучших, которые получили награды. Лауреатами стали представители Ивановской, Орловской, Мурманской, Самарской областей, а также писатели из Краснодарского, Приморского, Красноярского крае, Башкортостана и Коми.

Церемония награждения проходила в теплой, почти домашней атмосфере.

Учредители конкурса, Союз писателей России и Молодежная общественная палата России, не ограничились вручением наград и дипломов. Главная задача, которую они перед собой ставят - донести произведения авторов до молодого читателя. Об этом же говорит идея, которую инициаторы конкурса пытаются воплотить в жизнь совместно с ОАО "Российские железные дороги". Организаторы конкурса придумали специальную программу для детей, путешествующих на дальние расстояния вместе со своими родителями. Суть идеи проста: в определенное время в поездах дальнего следования будут включать аудио программы специально для ребят, основой этих программ станут произведения для детей, написанные победителями Международного конкурса детской и юношеской литературы им. А.Н. Толстого.

Вот список лауреатов конкурса:

Номинация «Художественная проза для юношества»
Лауреаты:
1 Александр Трапезников (г. Москва) – роман «Царские врата» и повесть «Высший свет»
2 .Василий Дворцов (г. Москва) – повесть о военных событиях в Чечне «Тогда, когда случиться»
3. Николай Иванов ( г. Москва ) – повесть о военных событиях в Чечне «Вход в плен бесплатный, или расстрелять в ноябре»
Дипломанты:
1. Анатолий Пащенко (г. Красноярск) – историко-приключенческий роман «Украденная святыня»
2. Сергей Бузмаков (г.Барнаул) – книга «За вздохом»
3. Олег Корниенко (г. Сызрань) – повесть о событиях афганской войны «Экипаж».

Номинация «Поэзия для юношества»
Дипломанты:
1. Алла Линёва и Эмма Меньшикова – книга стихотворений «Мелодия на два голоса» (Издательский дом «Российский писатель»)
2. Андрей Шендяков (г.Орёл) – поэма «Русский путь»

Номинация «Познавательная книга для юношества»
Дипломант - Константин Филатов (г. Барнаул) – исторические исследования: «Древо жизни. Деяния Шумерских царей» и «Дионисий: великий тиран Великой Греции»

Номинация «Познавательная книга для подростков»:
Лауреаты:
1. Валентина Коростелёва (Московская область) – «Рыцари русского слова» - рассказы о русских писателях 18-19 века
2. Анна Козырева (Москва) – «Тайны язычества древних славян»

Номинация «Познавательная книга для детей»:
Дипломант - Виктор Калашников (г. Москва) – «Мир Велесовой книги», «Хлеб» и др. истории для детей

Номинация «Проза для подростков»:
Лауреаты:
1. Александр Малиновский (г.Самара) – повесть о судьбе простой русской семьи Смирновых «Дом над Волгой»
2. Станислав Олифер (Ленинградская область) – повесть о Великой Отечественной войне «Когда я был маленьким, у нас была война» и книга рассказов о природе и детях «Я живу в Приозерске»
Дипломанты:
1. Михаил Смирнов (г. Салават) – приключенческая повесть «Верни потерянное детство»
2. Александр Маковский (г. Иркутск) – повесть о послевоенном поколении «Детство в тельняшке»
3. Виталий Белоусов (Курская область) – повесть о дружбе «Вальс под облаками»
4 . Тамара Ломбина (г.Сыктывкар) – рассказы о подростках
5. Дмитрий Ермаков (г. Вологда) – повесть о трудном детстве «Чемпион»
6. Валерий Николаев - повесть о детях блокадного Ленинграда «Озябший Ангел»
7. Дмитрий Суслин – повесть о современных детях «Димка и права человека»
8. Елена Габова (г. Сыктывкар) – повесть о первой любви «Дуб Толик Сергеевич»
9. Ефим Гаммер (г.Иерусалим) – повесть о Великой Отечественной войне «Приёмные дети войны»
10. Андрей Матвеенко (г. Гомель, Беларусь) - повесть о трудных взрослых «Куда уходит детство»

Номинация «Стихотворения для детей»
Лауреат - Андрей Сметанин (г. Минск) – книги издательского дома «КомпасГид» «С чего начинается ссора» и «Азбука опасностей».
Дипломанты:
1. Лев Рахлис (США) – книга стихотворений «Я иду по ковру»
2. Олег Бундур (г.Кандалакша) – книга стихотворений «Мама в командировке»
3. Нина Пикулева (г. Челябинск) - стихи и загадки для самых маленьких
4. Наталья Волкова (г. Москва) – стихи для детей, изданные литературной серией «Настя и Никита»
5. Иван Бардин (г. Новокуйбышевск) - стихи и песни

Номинация «Проза для детей»:
Лауреат – Олег Трушин (г. Шатура Московская обл.) - книга «Герои и сражения войны 1812 года» и подборка из рассказов и повести о природе «Снежок».
Дипломанты:
1. Татьяна Кулик (г.Краснодар) – книги для детей «Кубанские сказки» и «Казацкие сказки».
2. Марина Аромштам (г. Москва) – книга издательского дома «КомпасГид» ««Мохнатый ребёнок».
3. Анна Никольская (Барнаул) – алтайская эпическая сказка «Кадын – владычица гор».
4. Борис Чернов (г. Жигулёвск) – повесть «Течёт реченька»
5. Наталья Пушкарёва (г.Москва) – повесть «Наська и её друзья»
6. Валентина Амиргулова (г. Орёл) - повесть «Светлый княжич Александр»
7. Светлана Голубева (г.Орёл) – подборка сказок «Полотно судьбы»

Диплом «Золотого витязя» - Александр Бачурин (г. Владивосток) – исторический роман для подростков и юношества «Апостол Америки и Сибири» (о жизни и деяниях святителя Иннокентия (Вениаминова).

Номинация «Иллюстраторы детских книг»
Дипломанты
1. художник-анималист Алексей Субботин (г. Комсомольск. Ивановская область) - за оформление сборника повестей и рассказов о природе и животных «Хорюшка» (Издательство "Аквиллегия-М", Москва, 2011 г .)
2. художник-иллюстратор Анатолий Михайлович Елисеев (г. Москва) – за многолетний творческий труд по иллюстрированию детских книг России
3. художник-иллюстратор Мария Козлова (г. Москва) – за иллюстрации к книгам издательства «Пешком в историю»: «Эй становится взрослым», «Тайна морской звезды», «Про Тимку и Тинку» (стихотворения Андрея Усачёва)
4. Илья Донец, Маргарита Щетинская (г. Москва) – книга издательского дома «КомпасГид» «Бига и Каса» (Герои книги вылеплены из пластилина, а иллюстрации совмещают фотографии, рисунки и компьютерную обработку).

Номинация «Пьеса для детей»
Дипломант Владимир Корнилов (г.Братск) - пьеса в стихах «Новые приключения Колобка»

Номинация «Короткое детское произведение»
ГРАН-ПРИ КОНКУРСА:
Вера Цаплина - «Похитители карандашей» /сказка
Лауреаты:
1.. Юлия Иванова - сказка «Аня и волшебные краски»
2. Алексей Лисаченко - сказка «Элка и другие»

 

После награждения был проведён "круглый стол" на тему законодательного обеспечения книгоиздания для детей и юношества, организаторами которого является Молодёжная общественная палата и Комитет по делам семьи, женщин и детей ГД РФ.

Предлагаем вашему вниманию тезисы некоторых выступлений.

Ирина Репьёва
секретарь правления Союза писателей России,
организатор Международного конкурса детской и юношеской художественной и научно-популярной литературы им. Алексея Николаевича Толстого, детский писатель, лауреат Всероссийской литературной премии имени сказочника Петра Ершова.

Самая большая проблема, которая уже 20 лет стоит перед любым детским и юношеским писателем России – издание книг. Да, мы создали конкурс, который ищет и находит новые имена в современной детско-юношеской литературе. На своих сайтах: www.detlit.hut2.ru и www.detlit.info - мы формируем каталог этих имён, даём новости о жизни наших призеров и дипломантов из различных регионов страны. Но всего этого не достаточно. Потому что любой писатель только тогда и является писателем, когда у него есть книги. 

Нам удалось издать на гранты работы 1 и 2 конкурсов. Эти гранты мы получили в правительстве Москвы (2007-2009г.г.) и в 2008 году в фонде «Русский мир». Но существующая система выделения грантов предполагает, что они выдаются всего один раз и в одни руки!

После 2009 года мы подавали ещё две заявки - на издание работ 3 и 4 конкурсов им. А.Н. Толстого: в правительство Москвы и в Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. Из агентства нам даже не ответили. А в правительстве Москвы придрались к чисто формальному поводу и денег не дали. Не сыграло роли даже то, что третий конкурс мы проводили со столь уважаемой организации, как ЦСКП – творческим клубом «Единой России».

Ещё один грант мы просили у Комитета по культуре правительства Москвы – на проведение вот этого самого четвертого конкурса, итоги которого подводим сегодня. Мы обещали даже отработать за этот грант – десятки раз выступить перед детьми в столичных библиотеках в течение года. Молчание было нам ответом. Из-за чего складывается впечатление, что, во-первых, грантосоискателей слишком много, а грантов слишком мало. И, во-вторых, что гранты дают не на то, чтобы ты реально делал общепризнанное для страны дело, приносил пользу систематически, а даются - избирательно, «по блату», неким «своим».  

Таким образом, из-под нашего конкурса и деятельности выбита финансовая основа. Если вы посмотрите на список наших дипломантов и лауреатов, вы увидите, что они делятся на три группы: пенсионеры, журналисты и фрилансеры – или по-другому безработные. Ибо сегодня авторский гонорар за книгу может быть и 8 000 рублей. Ждать издания автор может и семь, и десять лет. Тут всё зависит от случая, от везения. Никакой системной работы с авторами. Каждому автору предоставляется, по сути, быть и своим издателем, и продавцом, и пиар-агентом.

Можно даже сказать, что профессии «детский писатель» в нашей стране больше нет.. Это перестало быть статусом, и статусом, приносящим доход хотя бы на уровне прожиточного минимума. Никак не закреплено само понятие «национальной детской литературы России». Удивительно ли, что 40% семей ныне не имеют домашних библиотек? Что библиотекам во многих случаях не выдаются деньги на закупку книг? Что в регионах, как правило, нет своей издательской программы? Что библиотекари лишены возможности пригласить писателя в гости к детям и оплатить их приезд, пребывание, выступления?
Я заметила, например, что даже многие московские педагоги отказываются сотрудничать с детскими библиотеками. Хорошо, если в школе есть один-два класса, где учителя хотят показать своим ученикам «живого писателя», хотят, чтобы их дети читали. Они, как правило, и водят детей в библиотеки. Большинство педагогов этого больше не делают.

Или другой интересный факт. Мы отправили в Архангельск, в детские библиотеки, очень много книг 1 и 2 конкурсов. Но какой интерес рядовому библиотекарю читать твою книгу и пропагандировать её, если он получает 4 000 рублей в месяц? На эти деньги можно только «не утруждатьс».
Недавно мы с Олегом Трушиным на свои деньги посетили известный своим социальным конфликтом город Кондопогу, где нас очень хорошо встретили и городские дети, и поселковые. Если бы вы видели эти чистые детские глаза! По ним всегда заметно, что наши книги нужны! Пятилетние дети готовы целый час сидеть не шелохнувшись, лишь бы им рассказали о новых сказках, что-то новое о родной природе. Но при этом у города Кондопоги есть деньги закупать новинки: там ещё жив бумажно-целлюлозный комбинат, а у Кондопожского района их нет. Районная система библиотек из-за этого вымирает! А народ-то в посёлках остаётся! И детям там надо что-то читать. Как же не будут зреть социальные конфликты, оппозиционные настроения, если наших детей оставили без «хлеба духовного»? И если бы мы, детские писатели, не подарили Кондопожскому району свои книги, у него бы и этой малости не было бы.

На «Народном радио» по субботам я веду детскую передачу, читаю тексты победителей нашего конкурса. Так вот, слушатели говорят, что эти передачи понижают в обществе уровень агрессии.
Но опять-таки, «Народное радио» вещает всего на несколько регионов, и само существует на пожертвования со стороны слушателей и ведущих. Это значит, что и оно не может давать нам, авторам, возможности заработать. А без рекламы твои книги никто не только не купит, но и не издаст.  Издатели-коммерсанты так говорят нам, уже седым, сначала сделай себе имя, а потом уж мы тобой займёмся, «может быть».
Но добрая книга для детей не только понижает уровень агрессии в обществе, она хороший парламентёр, дипломат. Что бы наши дети знали о Швеции, как бы относились к ней, если бы не Астрид Линдгрен с её Карлсоном? Что бы знали о Финляндии, если бы не Туве Янсон и её Муми-тролль? Лицо современной нам Японии мы узнаём по мультфильмам и сказочным историям Миядзаки. Если бы наши сказки и повести переводились хотя бы на европейские языки, о России трудно было бы говорить как об «империи зла». Но нас нет и на книжных ярмарках – и на внутрироссийских, и на международных.

Что можно сделать реально уже сегодня?

Надо законодательно поднять статус национальной детской литературы, детско-юношеского писателя. Надо довести до сведения всех уровней власти, хотя бы для начала через письма и распоряжения Минобразования и Минкультуры РФ, о необходимости внимания со стороны властей всех уровней к  детским и юношеским писателям, которые в этих регионах, городах и сёлах проживают.
Изредка там, где есть деньги, отдельные автору к своему юбилею могут получить маленькую субсидию на оплату полиграфических расходов по изданию книги или премию. Но это единичные случаи. А надо сделать сотрудничество детской литературы и власти систематическим. Понимаете, когда власть получает сигнал «сверху», что надо оказать кому-то внимание, она и начинает смотреть, что может сделать. А без наказа или закона никто никому ничем не обязан. Современная детская литература практически меценатства не знает, хоть и ходят наши писатели «с протянутой рукой». 

Надо значительно увеличить количество общественно-государственных грантов на проведение всероссийских литературных конкурсов и издание книг победителей. И издавать эти книги большими тиражами, дабы они попадали во все регионы. Наш опыт рассылки книг показывает, что это не такое уж сложное дело. К нам приходили за книгами машины даже с Алтая. А в Ханты-Мансийск мы отправляли книги через один московский банк на самолёте.

Надо, чтобы продвижение национальной детской литературы в массы координировал Попечительский Совет по детско-юношеской книге, в который бы вошли представители власти, издатели, жертвователи, детские писатели, библиотекари, педагоги, организаторы конкурсов. Такой Совет может разработать план государственной стратегии по книгоизданию для детей и юношества и воспитанию детей с помощью книги, чтения.

В стране необходим громкий и содержательный фестиваль детской книги, который мог бы проводиться систематически, из года в год, кочуя из региона в регион. И лучше два раза в год.

Таким позитивным радио, как «Народное», нужно давать гранты на радиопередачи для детей.

Сами пишущие прозаики и поэты, которых на самом деле, немного, и вполне можно считать интеллектуальной и творческой элитой страны, необходимо давать ежегодные стипендии, как это делается  в Австрии, в Финляндии, чтобы писатель имел возможность полноценно трудиться на благо Отечества. Поверьте, это будет далеко не самая расходная строка в бюджете.

Нужно возродить и Государственные премии для детско-юношеских писателей. А в перспективе, можно, создать Фонд детско-юношеской литературы. Сегодня получается явный перекос: фонд «Русский мир» продвигает русский язык за рубеж, а кто же будет продвигать русский язык внутри страны? Если этим должно заниматься Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, то тогда наши конкурсы – их всего несколько - можно включить в какую-нибудь национальную программу по поддержке чтения, по культуре.  

Для получения прибыли, которая пойдёт на благо детской литературы, можно было бы ввести беспроигрышную книжную лотерею. Купил билет – получил книгу – сделал вложения в Фонд детско-юношеской литературы или в программу по поддержке чтения. 

Возможностей много, но для их реализации необходим стартовый капитал. А иначе, мы, писатьели, поставлены в положение, когда требуется всё время конкурировать на рынке одновременно со всеми, а стартовых возможностей нам никаких не дали.

Как пишет Татьяна Федяева, главный редактор журнала «Вестник детской литературы», доктор филологических наук, «выросло уже как минимум два поколения людей, которых в основной своей массе не приучали с детства к чтению… Пора возвращать в орбиту интереса издателей именно серьёзную, социально значимую детскую книгу».

Дмитрий Ермаков (Вологда)
Лауреат Всероссийского конкурса им. Шукшина «Светлые души», Международного конкурса детской и юношеской художественной и научно-популярной литературы им. А.Н. Толстого

От того, что истины всем известны, они не теряют своей истинности. И банальная фраза «всё начинается с детства» - всё же истинная истина. Что будет заложено в человека в детстве, чем напитается душа его – таким он и вырастет, таким и по жизни пойдёт. «Закладывает» же и «питает», во многом, именно литература.
Разумеется, любовь к книге,  к чтению закладывается в детстве. Не читающего с детства подростка или взрослого, приучить к серьёзному чтению (а не потреблению информации или удовольствий в виде печатной продукции) практически невозможно. Не читающий человек (и, шире, - народ) – обречен на отупение и деградацию…

Всё это, повторюсь, истины безусловные.
Так почему же многое в нашей жизни, литературе делается вопреки этим истинам?
Очевидно, что детская литература (как и вообще литература)  - в загоне.
Издательства – частные коммерческие предприятия. И, в силу этого, должны приносить частную коммерческую выгоду. Что в книгоиздании приносит скорейшую выгоду? Опять очевидная истина – лёгкое чтиво (фэнтези, детектив, любовный роман). Всё это со взрослого книгоиздания проецируется и на детское. Те же «ужастики», детективы, «повести для девочек» и т. д.

Что ещё приносит выгоду издательствам? Проверенная классика (как взрослая, так и детская). Но, наверное, это для издательства не самый выигрышный вариант. Здесь и «авторские права», принадлежащие родственникам советских писателей, да и читатель всё же ждет и новую литературу, с реалиями нашего дня…
Вот казалась бы та дверь  в мир книгоиздания для современного серьёзного автора – потребность читателей в современной литературе… Но слишком уж мала эта «дверь»… Пока писатель её найдёт, да в неё войдёт… Издательство уже потоком гонит «ужастики», и детективы.

И что в этой ситуации делать современному серьёзному автору (будь то «взрослому» или «детскому»)? Вливаться в поток детективщины? Отталкивая конкурентов пролезать в махонькие «двери»? Игнорируя «двери», головой пробивать стены издательств?..

Ну, так и происходит. Единицы, не свернув себе шею, пробиваются к читателю книгами…

А ведь писатель ещё и человек, у него даже, порой, семья есть, которая хочет есть, которой некогда ждать – пробьётся ли папа (или мама) со своими писаниями в издательский бизнес…

Вот и видим, что нет у нас новых Гайдаров и Носовых… Хотя на самом деле они есть, но или не издаются, или тиражи их книг многократно уступают тиражам коммерческого чтива.

И это всё очевидные истины, все это понимают. Понимают и то, что это неправильно, плохо.

Что нужно для того, чтобы поправить ситуацию? Опять же очевидные истины: конечно, государственная программа поддержки писателей и издателей. Для писателей, собственно, прежде всего, нужен закон о творческих союзах. Закон, гарантирующий профессиональный статус писателя, гарантирующий публикации, достойные гонорары, пенсию и т. д.

Для издателей, наверное, нужны какие-то гарантии того, что публикуя некоммерческую литературу, они не понесут убытков.
Но если раскупается именно чтиво? И кто определит – вот это «настоящая» литература, а это коммерческая?..

Не вывод, но опять же истина – писатели, как бы ни было трудно, должны писать хорошие книжки (особенно для детей). Издатели должны издавать эти хорошие книжки. Потому что читатели, особенно дети, ждут именно такие хорошие, добрые, интересные, красивые книжки. Их (книжек) должно быть много (как в нашем советском детстве), они должны быть доступны (как, опять же, в нашем детстве). И тогда, самая серьезная, настоящая литература станет выгодной и издателям, и писателям, а, пройдёт время, самое лучшее из этой настоящей литературы станет и классикой.

Государство (то есть все мы), должно быть заинтересовано в воспитании хороших людей, а значит и в издании хороших книг. А значит нужно максимально приблизить хорошего писателя к хорошему издателю.  Сделать их совместный труд взаимовыгодным на радость читателю. Если тут нужна государственная поддержка – оказать её (может быть и нужно дать какие-то льготы детским издательствам, а писателям, повторюсь, нужен закон о творческих союзах).
Всё это очевидные, прописные истины. Давайте же все – писатели, издатели, государственные деятели постараемся сделать так, чтобы эти истины стали нормой жизни, а не мечтой.

Елена Габова
лауреат международной литературной премии В.Крапивина, финалист национальной литературной премии «Заветная мечта», лауреат Международного конкурса детской и юношеской художественной и научно-популярной литературы им.А.Н. Толстого, лауреат всероссийской литературной премии им. П.Бажова, дипломант премии педагогического признания «Добрая лира»

Писатели есть в каждом регионе России – от Дальнего Востока до Калининграда. Конкурс им. А.Н. Толстого выявил много новых имен, неизвестных столичным литературным кругам. Произведения победителей первых двух конкурсов (2006-2009г.г) были опубликованы в добротно изданных, на гранты правительства Москвы и фонда «Hусский мир» трёхтомных и четырёхтомных сборниках, которые широко и на благотворительной основе разошлись по библиотекам страны. Дети эти книги читают и любят.

Сборники эти изданы на чистом энтузиазме организатора конкурса им. А.Н. Толстого, секретаря правления Союза писателей России Ирины Репьевой. Благодаря им некоторые региональные писатели впервые увидели своё имя в столичной книге. Это очень важно.

Разумеется, издательства, где печатают литературу для детей, есть и в регионах. Правда, не во всех, а лишь в некоторых. И не все они на региональном бюджете. Детские писатели печатаются, и они известны местным читателям. Но ведь талантливый автор, которого активно читают дети, стремится быть не только «местечковым», но и писателем всей страны. И, кажется, если книги того или иного автора нужны детям, подросткам одного какого-то региона, они будут востребованы и в других городах России. И вот детский писатель посылает свои рукописи в столицу, в какое-нибудь из многочисленных коммерческих издательств. К сожалению, практика такая, что эти издательства даже не отвечают автору. Судьба рукописи остаётся тайной. Мне думается, это происходит не потому, что издатели невежливы. Они хранят молчание потому, что ответить им нечем: издать книгу – это ещё полдела. Важно – её продать, вернуть деньги. Ведь никто не хочет работать себе в убыток. А в нашей стране сегодня нет никакой системы, никакого механизма помощи издательствам!

Издательств много, но среди них огромное число маломощных. Вот они и стараются заработать, выпуская, большей частью, зарубежную детскую литературу – им это более выгодно. Зарубежного автора, известного и «раскрученного», в рекламу имени которого на Западе или Востоке вложены огромные деньги, конечно, раскупят. А выпускать нашего, отечественного автора, пока еще неизвестного, рискованно. Надо его для начала «раскрутить». Но как стать известным, если тебя не издают?! Если у тебя практически нет выхода ни на российские СМИ, не на радио, ни на ТВ. Любая реклама стоит больших денег. Получается замкнутый круг.

Пожалуй, лишь одно издательство – московское «Аквилегия-М» - на свой страх и риск разыскивает талантливых авторов по всей стране, по всем всероссийским конкурсам детско-юношеской литературы, и печатает их небольшими тиражами. Представляю себе финансовые трудности этого издательства.

Трудности любого издательства, мне думается в том, что издание детской литературы не поддерживает государство. Издательства поставлены в положение, когда требуется всё время конкурировать с кем-то, а стартовых возможностей им не дали. Нет ни грантов, ни послаблении при выплате налогов, ни информационной подпитки. Им приходится  платить те же самые налоги, что и предприятиям, выпускающим, скажем, сковородки.

Во многих западных странах детские издательства имеют налоговые льготы. А некоторые государства поступают и вовсе мудро: финансируют издание детских книг, зная, что это пойдет ему же, государству, на пользу в самом недалёком будущем. Ведь это - вложение в детей, в новые поколения!

И кажется, уже давно понятно, что издание книг для детей, особенно для подростков, государство должно поддерживать. Иначе трудно оградить их от растлевающего влияния улицы, телевидения, интернетовской свалки. Но как может семья купить книгу для домашней библиотеки, если её цена в магазине дороже любого зарубежного бестселлера? Детская книга сегодня не всем по карману! Она может стоить и 400 рублей, и 800. Каково это при зарплате 12-15 тысяч? А книга должна быть дешёвой, чтобы, любой подросток, если у него  заведутся карманные деньги, мог  потратить их не на банку пива,  пачку сигарет,  или диск попсовой музыки, а на хорошую книгу.

Книга – это воспитатель души. Вспомним строки Владимира Высоцкого: «Значит, в детстве он нужные книги читал».

Александр Малиновский (г. Самара)
лауреат Всероссийских литературных премий: «Русская повесть», «Лучшая книга», Международного конкурса детской и юношеской художественной и научно-популярной литературы им. А.Н. Толстого.

1. Нужна государственная программа книгоиздания для детей и юношества, что-то вроде "Народной библиотеки".

В Минобразования РФ, при министре Владимире Филиппове, была осуществлена программа издания русской классики на деньги федерального бюджета. Тогда для всех 65 000 школьных библиотек были изданы чуть ли не 100 томов произведений, изучаемых в рамках школьной программы по литературе. Почему бы то же самое не сделать Министерству образования и науки РФ или Министерству культуры РФ сегодня? Есть несколько всероссийских литературных уважаемых конкурсов детской литературы: им. А.Н. Толстого, им. Петра Ершова, им. Сергея Михалкова, Книгару. Почему бы за деньги федерального бюджета не издать книги победителей для всех библиотек, где фондами пользуются детсадовцы, дети, подростки, старшеклассники? Это примерно для начала от 30 до 50 книг.
 
2. Эти же книги могли бы потом переиздавать для своих библиотек, повышая их тиражность, региональные министерства культуры или образования - уже в рамках своих издательских программ.

А чтобы работа по программе господдержки авторов, их книг, конкурсов не проходила хаотично, бессистемно, бесконтрольно, надо создать, например, при Общественной палате или Госдуме Попечительский совет по книгоизданию для детей и юношества, который мог бы координировать разработку и исполнение программы.  

В этот совет наряду с чиновниками высокого ранга, депутатами Госдумы РФ, могли бы входить организаторы конкурсов детско-юношеской литературы, детские писатели, библиотекари, журналисты, представители тех СМИ, которые обращены к детям-читателям и к детско-юношеской книге как к своей теме. 
Если для начала издавать по две книги в месяц, в год можно было бы издать 24 книги современных авторов. При тираже примерно 100 тысяч экземпляров себестоимость этих книг будет низкой. Издание могло бы осуществить какое-нибудь одно или несколько столичных издательств. Книги поступили бы в областные детские библиотеки, а отсюда в городские, районные, сельские, поселковые.

Библиотечные фонды, сегодня изрядно устарелые, в течение всего 1-2-3 лет заметно и ощутимо бы пополнились хорошими книгами, которые читали бы дети и с которыми могли бы работать и библиотекари, и учителя, и родители, и воспитатели. Все управляемо, надёжно, планово. Появится стимул и для писателей, создавать именно качественные, серьёзные произведения. Попечительский совет мог бы ежегодно публично подводить итоги такого издательского года, привлекая к этой работе СМИ, ТВ, радио, коммерческих издателей. Главное - дать авторам хорошую стартовую позицию и рекламу. Это была бы очень важная государственно-общественная поддержка детско-юношеской литературы.

3. Наконец, надо обязать местную власть сотрудничать с местными писателями.

Сегодня власти не знают современной литературы и литераторов, ни детских, ни тех, кто пишет для взрослых. А зачастую и знать не хотят, не считают нужным знать.

Олефир Станислав (Ленинградская область)
Член Союза писателей России, «Человек года» города Магадана, лауреат литературной премии «Заветная мечта», лауреат Международного конкурса детской и юношеской художественной и научно-популярной литературы им.А.Н. Толстого, премии педагогического признания «Добрая лира».  
                 
Для того чтобы нам – детским писателям жилось и работалось нормально, прежде всего, нужно принять Закон «О творческих союзах», который даст статус писателю, профессионально занимающемуся литературой. То, что наряду с Союзом писателей России существует Союз российских писателей, создает сумятицу и неразбериху. Для многих сочинителей стало главным не написание хорошей книжки, а поиск авторитетной писательской организации.

Нужно возродить хотя бы одно государственное издательство, которое будет следовать разработанной государственной политике в художественной литературе. Но при таком издательстве должен быть квалифицированный Совет по детско-юношеской книге. 
Судьбу книги должны решать не чиновники, а Совет, в который наряду с детскими писателями, библиотекарями, чиновниками, организаторами конкурсов должны входить педагоги. Практически все свои произведения я, например, апробировал в Магаданском Северном Международном университете,  в местных детских садах и школах.

Сегодня судьба книги во многом зависит от случайности. В своё время, беседуя с министром  образования России  Владимиром Михайловичем Филипповым, я получил от него заказ на написание книги для школьников о вредных привычках: курении, наркотиках, сквернословии и т.д. Я написал такую книжку, издал маленьким тиражом, получил самые восторженные отзывы от педагогов и родителей, но дальше дело не пошло. Заменили министра. И книга «зависла». Ибо системная работа с детско-юношескими писателями в нашей стране больше не проводится!

Сегодня Государственная Дума РФ обеспокоена тем, что слишком много нашей молодежи покидает Россию. Детско-юношеские писатели в содружестве со школой должны, обязаны и могут работать над воспитанием у ребят любви к Родине. Если Родину любишь, от общей судьбы с ней, пусть и трудной, не побежишь. Сегодня у нас есть немало регионов, в которых писатели не получают от местной власти никакого заказа на создание книг о Малой Родине. Когда-то школы встречали книги о родном крае с великим восторгом. А ныне и в школах интерес к этой теме заметно поугас. Ибо нет на него указания «сверху». В СССР такие книги в центральных регионах страны создавали Пришвин, Бианки, Сладков, Гладков, Онегов, Коваль и другие авторы. Эта литература становилась классикой. Но и тогда у детей Ленинградской области, например, такая книга не появилась. Государство должно, обязано сделать писателям социальный заказ на такую литературу. А конкурсы бы, сотрудничая с государством, отобрали бы книги самого высокого качества.

В Магаданской области я прожил и проработал учителем, воспитателем, депутатом более сорока лет, и хорошо знаю о столь печальном факте: об эвенах и коряках, издревле населяющих этот край, нет ни какой художественной литературы! О заключённых, отбывающих наказание в этих краях,- сколько угодно, а вот о коренном народе нет. Я написал такую книжку, даже издал её на собственные средства. Она стала финалистом конкурса имени Льва Толстого и победителем конкурса Василия Белова, но на Колыму так и не попала. Ибо в государстве нет механизма, который бы занимался рассылкой хорошей книги для детей и юношества по всей стране. А надо бы его создать. Иначе получается, что у нас нет равного доступа к книге для всех детей. Демократично ли это?

И, наконец, последнее: несколько лет тому назад мне сообщили, что Государственная Дума РФ решила наградить меня орденом Михаила Пришвина. В Интернете появилась публикация за подписью известного писателя-натуралиста Анатолия Онегова: «Не так давно в недрах Государственной думы вдруг возникло желание - учредить орден М.М.Пришвина. Тут авторы этой идеи и обратились ко мне с просьбой написать Положение о такой награде... Но прежде чем задуматься о содержании Положения и описать сам орден, вспомнил я всех известных мне Певцов Родной Природы, которые, по моему глубокому убеждению, и должны были стать первыми кавалерами ордена М.М. Пришвина...
Конечно, Георгий Корольков, русский писатель-натуралист, живущий теперь, увы, не в России, а в Латвии. Станислав Олефир, старожил Колымского края, автор множества чудесных записок рыболова и охотника. Олег Отрошко, ярославский художник-анималист. Фролов - фотохудожник-натуралист из Воткинска... Все эти рыцари без страха и упрека каждый по-своему пели и поют до сих пор свои песни-гимны Родной Природе...
Ну, кого, если не их наградить орденом, на обратной стороне которого должно было значиться: Певцу Родной Природы!
Не знаю, как дальше жила-была эта история с орденом М.М. Пришвина в стенах Госдумы, но только никакого ордена и никаких орденоносцев так до сих пор и не появилось на свет.
Но орден имени М.М. Пришвина для меня определен и дальше: собрал я вместе под флагом "Родная Природа" тех замечательных сыновей своей Земли, которых я только что называл, и не хочу расставаться с ними. И это собрание составило для меня Орден – Сообщество, наподобие Ордена –  Сообщества тех же Георгиевских Кавалеров, имена которых украшают один из дворцов Московского Кремля. Вот почему и не мог я долго расстаться с мыслью, что оформить, представить широкой общественности, такое удивительное собрание, такой Высокий Орден пока не получилось...»
Мне – Станиславу Олефиру  звонили из Госдумы и поздравляли с наградой. Но где она?
В 2007 году в стенах Госдумы «Единая Россия», в лице Валентины Ивановой  и заместителя председателя Госдумы Валерия Рязанского, подводили итоги конкурса педагогического признания «Добрая Лира». Победителей конкурса клятвенно заверяли в издании их книг. Но обещанных книг я так и не увидел.

Прилагаю к тезисам выступления один из многочисленных отзывов на мои книги.   

Отзыв на книги писателя Станислава Олефира

В отделе краеведения Магаданской областной юношеской библиотеки книги С.Олефира - самые читаемые. С недавних пор в школьную программу включили изучение творчества местных писателей. Но в основном, это писатели Чукотки: Ю. Рытхеу, Т. Семушкин, Тан-Богораз и др. Колымских писателей мало. А для детей пишет только один С. Олефир. К тому же, его книг не хватает.
Книги С. Олефира дороги тем, что они повествуют о крае, где родилось большинство наших читателей. Они о колымской тайге, о животном и растительном мире Колымы, о местных жителях - эвенах и коряках. И, прежде всего, они о том, что можно встретить рядом с домом, за околицей, на опушке темнеющей за поселком тайги. В походе за грибами, ягодами, просто на прогулке. Не зря же магаданский ученый доктор биологических наук профессор Ф. Чернявский назвал творчество С. Олефира энциклопедией о растительном и животном мире Севера, коренных его жителях, проблемах охраны природы.
Чувствуется, что за плечами писателя немалый опыт таёжной жизни, и в то же время большой опыт педагога. Произведения написаны достоверно, с огромной любовью к окружающему миру, с доброй и мудрой улыбкой. С. Олефир говорит с юным читателем очень серьезно, с большим к нему уважением. Не навязывая своего мнения, искренне делится всем, что видел, чему удивился сам, путешествуя по родному краю. На таких произведениях дети учатся любить и понимать родную природу, окружающий их мир, который мы и называем малой Родиной.
Очень хотелось бы, чтобы книг этого автора выходило больше. Желательно, красочно оформленных. Думается, что С.Олефиру есть, чем нас порадовать, учитывая его опыт в написании предыдущих книг, опыт таежника и учителя.

Директор Магаданской юношеской библиотеки Е.Е.Маркова

Татьяна Федяева,

главный редактор журнала «Вестник детской литературы», доктор филологических наук, член Союза писателей России

Я представляю журнал «Вестник детской литературы». Он существует два года, издаётся при поддержке Союза писателей России и во взаимодействии с редакцией журнала «Костёр». На данный момент это единственное в России литературоведческое периодическое издание, посвященное анализу актуального состояния детской литературы – как отечественной, так и зарубежной. Содержание «Вестника» составляют рецензии на новинки детской литературы, обзоры и аналитические статьи. Коллектив авторов образуют, в основном, университетские специалисты по детской литературе (ДЛ) – доктора и кандидаты наук, а также аспиранты.
К сожалению, за последние годы в нашей стране снизился уровень читательской культуры. Выросло уже как минимум два поколения людей, которых в основной своей массе не приучали с детства к чтению: школа утратила во многом свои воспитательные функции, да и само слово «культура» ушло на дальние планы общественного сознания, так как на авансцену вышли совершенно другие ценности. Таким образом, за последние два десятилетия были упущены многие возможности целенаправленного воспитательного воздействия литературы на внутренний мир ребёнка.
Сегодня будет сказано немало верных слов о важности развития в нашей стране программ по детскому чтению. Я как литературовед хотела бы остановиться в своём выступлении на двух моментах, которые считаю наиболее важными: 1) восстановление баланса между серьёзной и развлекательной детской книгой в нашем книгоиздании и книгораспространении; 2) необходимость централизованного участия государства в решении проблем, связанных с детским чтением.
Мы все прекрасно знаем, что детская книга является одним из действенных факторов нравственного роста ребёнка. Но сейчас воспитательное значение детской литературы, а оно всегда было её главной функцией, во многом предано забвению. Сегодня «форматной» детской книгой считается развлекательная, весёлая книга. Наши писатели успешно освоили все жанры, развитие которых сдерживалось педагогической и общественной мыслью в Советском Союзе – от страшилок и триллеров до юмористических детективов. Это во многом понятное и оправданное увлечение новым, тем, что было под запретом, сегодня привело к кризису серьёзности в ДЛ, я бы сказала, к её игровому застою. Современная ДЛ, к глубокому сожалению, перестала выполнять свою важнейшую функцию – обучения ребёнка жизни, участия в формировании его мировоззрения. Она уже не отвечает в нужной степени запросам детей о том, как им понимать окружающий мир, как им в нём нужно жить. Сейчас можно даже говорить о необходимости формирования в обществе позитивного отношения к литературе, затрагивающей вопросы нравственного плана и нелёгкие социальные проблемы.
В настоящее время возникла острая необходимость в устранении перекоса в детском книгоиздании в пользу развлекательной литературы, в возвращении в орбиту интереса издателей именно серьёзной, социально значимой детской книги. Это, конечно, не означает, что детский писатель должен вести проповедническую деятельность и суконным языком вещать о прописных истинах. Речь идёт об издании высокохудожественной ДЛ, воспитывающей у детей, за счёт искусства слова и мастерства писателя, деятельные симпатии ко всему живому, отражающей лучшие стороны человеческой души, открывающей перед ребёнком высокие цели жизни.
Вспомните, к примеру, о забытых сейчас именах – творчестве В. Бианки и В. Голявкина, и вы поймете, что я имею в виду. При этом важно знать, что современные детские писатели пишут великолепные произведения и в «не игровом» формате. Я читала немало серьёзных текстов, созданных в последние годы: и поэзию, и прозу. Но они или с трудом находят своего издателя, или не находят совсем. Стихийное развитие книжного рынка обусловило существование многих писателей в условиях вынужденного андеграунда. В «Вестнике» постоянно рецензируются рукописи, которые не имеют издательской перспективы. Редакция нашего журнала убеждена в том, что напечатание таких некоммерческих книг должно дотироваться.
Роль государства не может сводиться, как это сейчас происходит, к пассивному наблюдению за свободным развитием рыночных механизмов в области детского книгопечатания и неучастию в его формировании. Я думаю, что пришло время вновь осознать тот факт, что поддержка ДЛ – это важнейшая часть государственной идеологии, которую ещё во многом нужно сформировать. И, конечно, речь здесь не идёт об идеологическом прессинге, свойственном советской системе.
Я думаю, что в рамках решения этой проблемы может быть создан Совет по детской книге, наделенный экспертно-рекомендательными функциями. В его рамках должна проводиться работа по систематизации и обзорам новинок ДЛ, формированию социально значимых издательских программ, а также составлению рекомендаций по чтению для педагогов, библиотекарей и родителей.
Сейчас этот круг «взрослых посредников», в руках которых во многом находится судьба детской книги, не имеет системной компетентной информации о том, что происходит в детской литературе России - её столицах и регионах, не говоря уже о зарубежной литературе. Задачу совета я вижу в составлении аргументированных списков детской литературы, рекомендованной для чтения педагогам и формирования фондов районных и школьных библиотек. Очень плодотворным в русле решения этих задач может стать восстановление сети библиотечных коллекторов, которые служили бы целям научно организованного комплектования книжного фонда детских библиотек.

Валентина Амиргулова (Черникова), г. Орёл

автор пятнадцати книг духовно-патриотической прозы, лауреат Всероссийской литературной премии «Вешние воды» и Международного конкурса детской и юношеской художественной и научно-популярной литературы им. А.Н. Толстого.

Награждена дипломом и памятной медалью «Христос Воскресе, Радость моя» Президентского Клуба Доверенных лиц по Санкт-Петербургу и СЗФО; Архиерейской грамотой епископа Орловского и Ливенского «В благословение за усердные труды во славу Святой Церкви»

Современному человеку очень важно понять, что культура – основа бытия общества. Она возделывает образование, обеспечивает правильное воспитание человека. При опоре на многовековые национальные традиции истинная культура, имеющая высокие цели, – это стержень государства.

И работникам культуры очень важно понять, как укрепить стержень культуры, чтобы отстранить ложные жизненные принципы, не допустить всевластия потребительского над нашей нравственностью, не допустить забытья самобытной Российской культуры.

Наши писательские труды – важная веха на пути оздоровления нации и человека. Литература в России всегда была для авторов не столько средством самовыражения, сколько способом благотворного влияния на людей. Малая закваска заквашивает все тесто. Художественное творчество обладает мощной воспитательной силой, формирующей в душах молодых читателей крепкие нравственные основы.

Наша Орловская область считается «третьей литературной столицей». Орёл подарил нашему Отечеству и миру таких классиков, как Тургенев, Бунин, Лесков, Андреев, Зайцев, Фет и других выдающихся писателей. До революции литераторам России удавалось проявлять свои уникальные таланты. Сегодня писателю сделать это много сложнее. Союз писателей России двадцать лет не спонсируется из федерального бюджета, а в нашем регионе появился некий 130 закон, который мешает централизованному снабжению библиотек области. А некий 94 закон ввёл запрет на финансирование администрацией литературы и конкурсов. Это все препятствует и тормозит развитие культуры, хотя орловская администрация и поддерживает писателей стипендиями. И всё-таки нет ощущения стабильности. Литература перестала быть профессией и профессией хорошо оплачиваемой. Ведь и маленькую стипендию однажды могут просто не дать.

И к тому же, она не позволяет издавать на неё книги. Дай Бог с голоду не умереть!

Да и региональный бюджет не даёт писателю средства на издание наших трудов. У меня дома, например, лежат рукописи для десяти книг, над которыми я работала много лет. В них – рассказы об истории России, по краеведению, есть и сказки. Но увидит ли это когда-нибудь читатель? Конечно, некоторые мои произведения издаются, но хочется писать не «в стол», работать систематически и систематически доводить свои произведения до читателя. В этом ведь главный духовный смысл нашей работы.

Владимир Митин
Главный редактор Издательского дома «Аквилегия-М»

В России немало пишущих людей, но по-настоящему талантливых немного. Любой конкурс призван выявлять лучших. Это своеобразное «сито», которое помогает издателям познакомиться с новыми именами, а молодым и малоизвестным авторам найти своего издателя. В последнее время проводится большое число разнообразных конкурсов. Некоторые крупные издательства даже объявляют свои конкурсы. Но чем для нашего издательства привлекателен Международный конкурс детской и юношеской художественной и научно-популярной литературы им. А.Н, Толстого? Прежде всего, совпадением взглядов на современную детско-юношескую литературу.

Как и устроители Конкурса, мы считаем, что каждая детская книга, книга для подростков должна ненавязчиво, умно и тонко воспитывать читателя. Все мы родом из Детства. Все основные жизненные понятия закладываются именно в детском возрасте. Как ни высокопарно могут звучать последующие слова, но любовь к Родине, её истории, бережное отношение к природе, другим людям - культура воспитываются с младых ногтей. Роль детской книги в этом отношении крайне велика. И мне, как главному редактору, ответственному за то, что выпускает издательство, чрезвычайно важно найти такие рукописи, которые соответствовали бы этим целям. Отрадно, что Конкурс А.Н.Толстого придерживается реалистического направления в детской литературе. Это не значит, что наше издательство отвергает какое-либо новаторство в творчестве. Но предыдущие Конкурсы им. А.Н. Толстого открыли для нас таких замечательных авторов, пишущих в стиле реализма, как Елена Габова из Сыктывкара, Андрея Неклюдов из Санкт-Петербурга, талантливых писателей-натуралистов Леонида Сергеева, Олега Трушина, Владимира Каменева. А мы в свою очередь донесли их произведения до наших читателей.

Но до чего же малая толика детей имеют возможность прочитать эти книги! Если в СССР массовым считался тираж в 100 тысяч экземпляров, то теперь хорошим тиражом можно назвать 3-5 тысяч. Конечно, без государственной поддержки издателям детской литературы не обойтись. Производство детской книги довольно дорого. Она должна быть напечатана непременно на хорошей, качественной бумаге, красиво иллюстрирована - словом, ребёнок должен захотеть взять её в руки.

На цену книги влияет и абсолютная незащищённость издателей от недобросовестных книготорговцев. Примеры с «Топ книгой», «Мастер книгой» и многими другими показывают, что издателю приходится набрасывать лишние рубли на отпускную цену, чтобы выжить, а порядочные партнёры вынуждены платить «за того парня». Может быть, надо как-то законодательно поддержать издательский бизнес в России, особенно малый и средний, закрепив на бумаге, что книготорговые организации, которые берут книги на условиях реализации или с отсрочкой платежа, должны нести ответственность личным имуществом их учредителей.

Нет необходимости сейчас подробно останавливаться на пользе чтения. В этой аудитории это и так понятно. Какой бы ни была книга – бумажной или электронной – человек мыслящий без неё обойтись не сможет. Главное, чтобы дети читали. Кстати, как свидетельствует статистика, те, кто читают книги в электронном формате, читают их и в бумажном виде. Если же человек не читает в принципе, для него не важно, есть книга, или её не существует вообще. Именно книга развивает воображение, без которого невозможны новые открытия в науке, творчестве. Как говорил великий Эйнштейн: «Воображение важнее знания. Знание ограничено. Воображение охватывает весь мир”.

Чтобы привлечь детей к книге, к творчеству, энтузиасты на местах проводят интереснейшие мероприятия. Взять хотя бы Московский дворец детского и юношеского творчества на Воробьёвых горах. Со всего города и Подмосковья люди стремятся попасть на проводимую там Неделю детской книги. Ежегодно в этих празднествах участвует около 10 тысяч человек.

Но для такого города как Москва (я не говорю уже о России) это ничтожно мало. Необходимо проводить масштабные мероприятия по пропаганде и привлечению людей к чтению в виде всевозможных фестивалей, конкурсов, праздников. Почему в Москве есть фестивали пива, но нет книжных фестивалей? Понятно, что производители пива щедро финансируют подобные мероприятия. К сожалению, у книжников такой возможности нет. И здесь нам тоже нужна поддержка государства. Кстати, определенный опыт можно позаимствовать и у зарубежных стран. Во Франции, например, в один из дней работы Международной книжной выставки в Париже все школьники освобождаются от занятий и вместе со своими учителями идут знакомиться с книжными новинками.

Государство могло бы способствовать продвижению чтения и путём размещения рекламных баннеров на улицах города. Думаю, плакаты с фотографией ребёнка с родителями и слоганами, вроде: «Мама, почитай мне книжку»- способствовали бы не только распространению привычки читать, но и самое главное, сближали бы и сплачивали семью.

Хотелось бы издавать и забытые книги, которые не входят в число коммерческих проектов, но достойны прочтения современными детьми. Это «Ташкент – город хлебный» Неверова, «Дорога в жизнь» Вигдоровой. Эти талантливо написанные книги знакомят ребят с нашей историей, с трагическими и радостными событиями жизни страны. Такие издания должны выходить на субсидии государства. Без государственной поддержки поколения российских детей даже не узнают об этих книгах.

И, наконец, два слова о культурно-книжном обмене с зарубежьем. Зайдите в любой книжный магазин, и вы встретите на полках массу переводных изданий, в основном англо-американской литературы для детей. Но, бывая в зарубежных поездках, я ни разу не видел книг российских авторов на иностранных языках. Получается улица с односторонним движением. Может быть, есть смысл возродить фестиваль школьных библиотек «БиблиОбраз», который проходил по покровительством Людмилы Алекса6ндровны Путиной, или создать нечто подобное, что в какой-то степени помогло бы восполнить этот пробел и познакомить зарубежного читателя с лучшими произведениями современной детско-юношеской литературы.

Наталья Пушкарёва (Москва),

драматург, прозаик, дипломант Международного конкурса детской и юношеской художественной и научно-популярной литературы им. А.Н. Толстого  
 
В крупных книжных центрах и в узловых библиотеках организовать стенд  "Родителям и детям", на котором будут помещены сигнальные экземпляры (малый тираж) новых книг, независимых от издательств авторов (не входящих в корпоративное книжное сообщество, которое пытается контролировать рынок, пропуская к читателям только своих авторов). 

В зависимости от отзывов и спроса на данные книги - выделять гранты от правительства (по ключевым, может быть возрастным, номинациям) на нормальный тираж книг, которые заинтересовали "Родителей и детей".

Валентина Коростелёва,

поэт

Распалась не только «связь времён», ибо так оно и есть, поскольку культура нового поколения  не подпитывается бесценным запасом  духовности и нравственности, присущей великой русской литературе, - но и связь писателя с издательством, если ты не раскрученный автор, приносящий большую прибыль.

И даже произведения, отмеченные  на авторитетных конкурсах, - чаще всего так и остаются в рукописях с неизвестной судьбой.

В то же время явные графоманы с тугим кошельком  без всяких препятствий издают себя огромными тиражами и «кормят» своими «шедеврами» библиотеки, школы, культурные центры и так далее. Что же тогда удивляться узколобости и безнравственности  молодого поколения? И сколько можно говорить обо всём этом? Может быть, пора предпринимать что-то реальное и действенное, поддерживая таким образом истинного писателя и культуру общества в целом?


Комментариев:

Вернуться на главную