Борис РЯБУХИН, поэт, драматург, переводчик
КАДЕТЫ – ГВАРДИЯ БУДУЩЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Когда Никита Михалков рассказывал в своих зарубежных передачах по телевидению о судьбах бывших кадетов царской армии, я поражался, как стройны и подтянуты были они в своем пожилом возрасте. Как натянутая струна! И как они были верны всю жизнь кадетскому братству.

Россия – единственная в мире страна, которая накопила большой опыт воспитания и образования в учебных учреждениях, называемых кадетскими. Слово кадеты – от французского cadet – младший. Более 300 лет прошло с момента создания первого учебного заведения кадетского типа – Навигатской школы, положившей основу Морскому кадетскому корпусу.

История создания Морского кадетского корпуса восходит к первым годам существования российского регулярного флота, основанного Петром Великим. Для его комплектования национальными командными кадрами указом Петра I от 14 января 1701 года была основана Школа математических и навигацких наук, или Навигацкая школа. Сначала она размещалась в Москве, в Сретенской (Сухаревой) башне. В ней обучали 200 учащихся и готовили специалистов не только для флота, но и для армии, а также гражданской государственной службы. 1 октября 1715 года в Петербурге на базе старших мореходных классов Навигацкой школы создана Морская академия, или Академия морской гвардии, чисто военное учебное заведение для подготовки офицеров флота. Это лишило Навигацкую школу прежнего значения. Через год учреждается воинское звание «гардемарин» (от франц. garde de mагi n е – страж моря или морской гвардеец). Оно заменило звание «навигатор» в качестве переходного от ученика Морской академии к чину мичмана (учрежден в 1713 году). 15 декабря 1752 года Навигацкая школа и гардемаринская рота были упразднены, Морская академия преобразована в Морской шляхетный кадетский корпус. Новое название подчеркивало комплектование его исключительно лицами дворянского происхождения. Слово «шляхетский» исключили в 1802 году. И только 2 июня 1867 года Морской кадетский корпус переименовали в Морское училище, которому в 1891 году вернули опять название – Морской кадетский корпус. История этого корпуса продолжается и сегодня.

В октябре 1917 года чуть ли не одни кадеты до конца защищали от революционного штурма Зимний дворец в Санкт-Петербурге. И в эмиграции до конца жизни с честью носили имя кадет. Правда, это имя – членов К онституционно-демократической партии, одной из основных политических партий в России в 1905 – 1917 годов. Революция упразднила кадетские училища. Но юные патриоты понадобились стране в тяжелые годы Великой Отечественной войны. И в августе 1943 года постановлением Совнаркома СССР и ЦК ВКП (б) были образованы суворовские военные и нахимовское военно-морское училища, призванные обучать и воспитывать тысячи детей воинов Красной Армии, партизан Отечественной войны 1941–1945 годов и тружеников тыла, погибших в борьбе с фашистскими оккупантами.

Помню, с какой гордостью я, в сшитой матерью черной шинельке, запевал на школьной сцене в 50-е годы «Марш нахимовцев» – «Солнышко светит ясное, здравствуй, страна прекрасная! Юные нахимовцы тебе шлют привет…»

На протяжении десятилетий судьба суворовских и нахимовских училищ неразрывно связана с историей нашей страны, ее Вооруженных Сил. Они же продолжали и кадетские традиции. Потому что все эти годы суворовцев и нахимовцев неизменно отличали лучшие черты, присущие отечественному офицерскому корпусу: патриотизм, профессионализм, верность присяге и воинскому долгу. Окало 120 тысяч юношей, сирот войны, беспризорных, потерявших на войне кто отца, кто всю семью, нашли в этих училищах дом, школу, путевку в жизнь, судьбу, благодаря профессионализму, педагогическому мастерству, заботе офицеров-воспитателей и преподавателей. Многие из них стали видными военачальниками, талантливыми руководителями государственного уровня, деятелями науки, культуры и искусства, известными спортсменами. Среди выпускников суворовских и нахимовских училищ — участники вооруженных конфликтов и локальных войн, ветераны военной службы, тысячи из которых были награждены высокими государственными наградами. Новая перестройка в стране в конце XX революционного века породила вновь массовую детскую беспризорность. И уже не хватало суворовских и нахимовских училищ. И удачно вспомнились кадетские школы воспитания молодого поколения.

Сейчас с пециальной подготовкой несовершеннолетней молодежи для поступления в военные учебные учреждения профессионального образования занимаются наряду с суворовскими военными и нахимовскими военно-морскими училищами, также и кадетские и морские кадетские корпуса, военно-музыкальные училища и музыкальные кадетские корпуса.

А судьба родоначальника российских кадетов решилась 9 февраля 1996 года, когда Президент РФ издал Распоряжение «О создании Кронштадтского морского кадетского корпуса». Этот документ определил, что КМКК создается в системе МО России как образовательное учреждение среднего (полного) общего образования с дополнительными образовательными программами. Эти программы нацелены на военную подготовку несовершеннолетних граждан мужского пола. В нем обучается около 700 воспитанников из всех регионов России. Большинство из них с честью несут высокое звание кадета Морского корпуса.

Потом, возрождая и продолжая традиции прежних лет, в различных регионах Российской Федерации создается целая сеть кадетских корпусов, в которой около 50 кадетских школ и корпусов сухопутного, морского и летного профилей. Повышение значимости воспитательной работы в образовательных учреждениях потребовало от коллективов учебных заведений разработки целевых воспитательных программ, адекватно отражающих актуальные вопросы гражданско­-патриотического воспитания молодежи.

К основным задачам военно-патриотического воспитания относятся – формирование положительного отношения к службе в силовых ведомствах и в Российской армии, формирование устойчивой профессионально-военной направленности учащихся, оказание учащимся помощи в выборе конкретного вида профессиональной военной деятельности.

Примером может служить разнообразный опыт кадетских школ Курганской области.

История кадетского движения в области началась с Круготогорской общеобразовательной школы Шумихинского района. Там в 1996 году был создан первый профильный класс из 15 человек. Администрация учреждения построила работу кадетского класса на основании договора с танковым институтом г. Челябинска и Артиллерийской академией г. Коломны. Потом был открыт кадетский класс в школе № 23 г. Кургана в контакте с Курганским институтом пограничной службы ФСБ. В Шадринской общеобразовательной школе-интернате № 6 с 1998 года начал работать сначала кадетский класс, в котором введено углубленное изучение предметов военно-патриотической направленности. А в 2004 году эта школа была реорганизована в Шадринскую кадетскую школу-интернат полного среднего образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Сейчас в ней 124 кадета, обучающихся с 8 по 11 классы. В перспективе планируется обучение детей с 5 по 11 класс с углубленным дополнительным образованием по военной и физической подготовке. В средней школе № 75 г. Кургана в 1999 году были открыты профильные классы МВД, а в 2000 году к ним добавились классы МЧС и Министерства Обороны РФ. В этих классах – около двухсот учащихся. Полноценное профильное обучение стало возможным благодаря сотрудничеству с областными структурами – Управлением МВД, Управлением по делам ГО и ЧС, областным Военным комиссариатом, а так же с Санкт-Петербургским инженерно-техническим университетом, Челябинским танковым и автомобильным училищем.

Кадетские группы создаются и в учреждениях начального профессионального образования (НПО) с целью физического развития юношей, их профессиональной ориентации и подготовки к службе в армии, воспитания в каждом из кадет преданности Родине, чести, доброты и справедливости. Так, в профессиональном лицее № 8 г. Кургана с 1998 года ведется обучение по профессии «спасатель», за три выпуска подготовлено около ста учащихся. Заключены договоры с Объединенной технической школой РОСТО, Авиационным клубом РОСТО, Главным управлением ГО и ЧС Курганской области. По-военному подтянутые выпускники лицея прыгают с парашютом, спускаются под воду в водолазных костюмах, умеют лазать на тренажере-скалодроме. Не случайно, 50 процентов молодых парней идут служить в воинские части МЧС, 10 процентов продолжают обучение в высших военных учебных заведениях, в том числе в Московской академии МЧС.

Система учреждений профессионального образования области пополнилась новыми кадетскими группами и в профессиональных училищах № 19 и № 26, заключены договоры о сотрудничестве и взаимодействии с областным и районным военными комиссариатами, военными частями, Шадринским государственным педагогическим институтом, Челябинским автомобильным училищем. В девяти группах учатся более трехсот кадетов. На базе военно-патриотического клуба «Витязь» в профессиональном лицее № 31 г. Долматово и в профессиональном училище № 28 г. Макушино были открыты кадетские группы общевойскового профиля. В 2004­–2005 учебном году кадетские группы открыты еще в двух профессиональных училищах – № 29 и № 25. Главы администраций Макушинского, Альменевского и Лебяжьевского районов области оказывают ощутимую материальную помощь кадетским учебным заведениям в организации дополнительного образования, оснащении общежитий и учебных мастерских, обеспечении кадетов обмундированием, дополнительной оплате мастерам производственного обучения и преподавателям ОБЖ.

В кадетские отделения в ПУ принимают подростков с основным общим образованием (9 классов), имеющих допуск по состоянию здоровья к прохождению военной службы и к профессиям, связанным с эксплуатацией автотранспортных средств. Ребята, обучаясь в профессиональных училищах, получают профессию тракториста-машиниста сельскохозяйственного производства, основы военного дела, приобретают знания и навыки поведения в чрезвычайной ситуации, физическую закалку и выносливость. График учебного процесса составлен с чередованием теоретических и практических занятий. Учащиеся проживают в общежитии, обеспечены четырехразовым горячим питанием, имеют возможность заниматься в предметных факультативах, спортивных секциях и кружках по интересам. Направление подростку на обучение в кадетском отделении выдается его родителям муниципальными органами управления образованием. Преимущественное право для поступления в кадетские группы имеют дети из малообеспеченных семей, дети военных, дети-сироты и оставшиеся без попечения родителей. Все кадеты получают специальное обмундирование, за чистотой и опрятностью которого следят сами.

А три года назад я пытался устроить в кадетскую школу замечательного парня из бедной семьи казака. Оказалось, все места заняты детьми высоких начальников, атаманов и есаулов.

Это – о юношах. Ну, а девушки?

 

Параллельно с кадетским движением в Курганской области развивается сеть Мариинских классов для девушек. История этого движения началась со времен Екатерины, а вернее, императрицы Марии.

В апреле 1859 года в Санкт-Петербурге открыли первое в России женское среднее учебное заведение. Оно находилось под покровительством императрицы Марии Александровны (то есть подчинялось Ведомству императрицы Марии), и в ее честь получило название – Мариинское женское училище. Эти гимназии «Мариинки» открывали на средства Ведомства учреждений императрицы Марии. В них принимали девочек всех сословий и вероисповеданий, достигших восьмилетнего возраста. Количество учениц достигало 250. Учебный курс первоначально включал в себя такие предметы, как русский язык, Закон Божий, словесность, история, география, естествознание, арифметика, геометрия, французский и немецкий языки, начала педагогики, чистописание, рисование, пение, женские хозяйственные рукоделия и танцы. За обучение иностранным языкам и танцам вносили дополнительную плату, поскольку эти предметы считали необязательными. Учебный курс, действующий в этих гимназиях, стремились приблизить к курсу, принятому в институте благородных девиц и приспособленному к особенностям женской природы и назначению женщины.

До революции «Мариинка» было синонимом «благородная дама». Но после революции гимназий не стало. И только несколько лет назад в Красноярске и Ачинске вновь были открыты женские Мариинские гимназии. И неслучайно. При отдельном обучении необходимо, чтобы юноши и девушки общались друг с другом в свободное от уроков время, тогда не будет перекоса в воспитании подростков. Девочки должны с детства усвоить свою роль в семье, обрести опыт общения с молодыми людьми, а это возможно лишь при совместных играх, занятиях, труде.      

В Красноярском крае гимназическое образование предусматривает углубленное изучение гуманитарных предметов, недаром многие гимназистки стали лауреатами краевых смотров и олимпиад. Гимназия хранит старые традиции и создает новые: посвящение в гимназистки, день гимназии, участие в Новогодних Губернаторских смотрах и балах, всевозможных концертах и творческих встречах.

Из глубины Сибири, из Красноярского края началось в России, параллельно с ростом движения кадетских учебных заведений, и возрождение «Мариинок». Так, опыт работы Мариинских гимназий в Красноярском крае, послужил основой для развития этого направления в лучших училищах Курганской области. На базе Курганского ПУ № 7 реализуется экспериментальная программа «Школа стиля для девушек», созданная с целью лучшей адаптации выпускниц в современных социально-экономических условиях. В двух профессиональных училищах области № 7 и № 11 открыты Мариинские группы. Учебный их план содержит дополнительные предметы эстетической, гуманитарной, художественной направленности. Девушки получают дополнительные профессии – «изготовитель художественных изделий из соломки», «кружевница», занимаются хореографией, музыкой, изучают иностранные языки. Все учащиеся Мариинских групп одеты в специальную форменную одежду. И конечно, идут совместные мероприятия Маринок и кадетских учебных заведений.

Сложившаяся ситуация с появлением большого числа и разнообразия кадетских классов, групп, направлений их работы потребовала упорядочить их численность, планы работы и определить нормативно-правовую базу их функционирования. Так, к закону «О правовом регулировании отношений в сфере образования на территории Курганской области» разработано и принято областной думой дополнение – о создании в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального профессионального образования кадетских классов. Разработаны Типовые положения о кадетских (мариинских) классах и группах в образовательных учреждениях области.

Учитывая опыт объединения кадетских учреждений по региональному принципу, главное управление образования области взяло на себя инициативу создания единого координирующего органа – Курганской областной Лиги кадетов, возглавляемой Советом Лиги.

При главном управлении образования создана межведомственная комиссия по дополнительному образованию, в составе которой выделены инициативная группа по содействию кадетскому движению, два временных научно-исследовательских коллектива по организации и координированию деятельности кадетских отделений и повышению квалификации преподавательского состава, работающего с кадетами.

В настоящее время в 10 учреждениях начального профессионального образования и 8 средних общеобразовательных школах области обучаются около 1400 кадетов и 150 учащихся Мариинских групп. Прежде всего, это дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети из многодетных и малообеспеченных семей. Причем, важно отметить такое положительное явление: те, кто в школе был забит и заброшен, здесь преображается. Отношение к жизни, к ученикам меняет ребят.

Чтобы кадетское и мариинское движение продолжало расти и развиваться, главным управлением образования разработана областная целевая Программа. Программой предусмотрено укрепление спортивной и учебно-материальной базы образовательных учреждений. У Курганской областной Лиги кадетов появятся собственные штандарт, герб, шевроны; ребята получат единое для всех форменное обмундирование (парадное, повседневное, зимнее, а девушки – еще и спортивную одежду). Программа позволит лицензировать образовательные курсы и открыть кадетские группы в ряде учреждений начального профессионального образования. На базе общеобразовательной кадетской школы-интерната в г. Шадринске организована летняя смена для кадет «Юный патриот Зауралья».

Большое влияние на гражданское самосознание и патриотическое воспитание учащихся кадетских классов оказывают такие мероприятия, как военные полевые сборы, «День Военной формы», «День посвящения в кадеты», «Кадетские балы», «Слеты кадетов». На этих праздниках проводятся смотры: строя, песни, выправки кадетов, достижений в рукопашном бое, греко-римской борьбе и т.д. После принятия присяги кадетам вручают удостоверения от имени головного ведомства, чью форму они будут носить, обучаясь в профильном классе.

Кстати сказать, что ситуация с кадрами довольно напряженная. Педагоги работают с ребятами больше отведенных учебных часов при крайне низкой заработной плате. Тем не менее, уровень подготовки кадетов таков, что они могут поступать в лучшие военные учебные заведения. Существует, например, договоренность с Курганским пограничным институтом.

Патриотов могут воспитать только патриоты. Преподаватели для кадетов должны быть особенные. Я знаю такого энтузиаста, моего бывшего коллегу, преданного развитию казачьего дела в стране. Он совмещал госслужбу с преподаванием в кадетском училище. Взял мое патриотическое стихотворение «Кукловодам» из журнала «Морской пехотинец», размножил на ксероксе и заставил выучить каждого своего кадета. Один трудный возраст кадета чего стоит! А тут еще психическая травма потери родителей, и физические травмы беспризорной жизни. Вспомнишь и Дзержинского, и Макаренко, и Сухомлинова…

Кадетское движение может и должно стать неотъемлемой частью допрофессиональной военной подготовки молодежи. Успешная деятельность по гражданско­-патриотическому воспитанию будет возможна в условиях преемственности между общеобразовательными и профессиональными учебными заведениями области в организации разнообразных форм, методов и содержания обучения и воспитания гражданина.

В деле подготовки юношей к службе в армии важно проведение юнармейских соревнований, соревнований отрядов юных друзей пограничников и соревнований «Школа безопасности». Действенную помощь и поддержку в их подготовке и проведении главному управлению образования оказывают главное управление ГО и ЧС области, военный комиссариат области, областное управление ГИБДД, Курганский пограничный институт ФСБ России, областная организация РОСТО, Курганский пограничный отряд.

В 2007 году в Зауралье в третий раз состоялся областной слет кадетов. Собрались вместе на базе профессионального лицея № 8 учащиеся кадетских групп профессиональных училищ, школьники кадетских классов. Собравшихся приветствовали представители облвоенкомата, ГУ МЧС, Пограничного управления по Курганской и Тюменской областям, областного совета ФСО «Юность России». В этот же день прошло открытие конференции, посвященной деятельности областной Лиги кадет, состоялись спортивные соревнования.

Так, в 2009 году подписывается распоряжение об открытии в 2009 году еще       трех суворовских военных училищ МВД: в Чите, в Астрахани и Елабуге.

И вдруг отношение к военно-патриолтическому воспитанию в стране опять круто изменилось. Министерство обороны стало закрывать такие нужные учебные заведения для страны.

Уже в 2009 году готовятся изменения штатного расписания в суворовских военных училищах и нахимовских военно-морских училищах – все штатные военные должности заменяются гражданскими. Этим Министр обороны обеспечивает якобы существенное сокращение Вооруженных Сил. Начинается борьба за выживаемость.

Минобороны в рамках реформирования российской армии пошло на радикальный шаг - объявило о приостановлении набора курсантов в военные учебные заведения. В 2010 году офицерам СВУ запрещают ходить в военной форме на территории училищ. Суворовцы и нахимовцы впервые не приняли участие в Параде Победы. Выпускников СВУ и НВМУ распределили «в никуда».

В 2011 году Тольяттинский военно-технический кадетский корпус   влит в Ульяновское суворовское военное училище.   Северо-кавказское СВУ   и   Омский КК   переданы на баланс регионов.   Кемеровский корпус   передан ранее. В 2012 году открыто новое президентское кадетское училище в Краснодаре.

В общем, п оставлено было под удар все, что имеет отношение к военной подготовке суворовцев и нахимовцев. Но в таком случае училища лишатся своей сути, того, что составляет их неповторимость, они потеряют смысл существования.  
И почему отстранили суворовцев и нахимовцев от участия в парадах? Ведь маршировать по Красной площади было высочайшей честью для каждого кадета, наполняло гордостью за свою Родину.

Несколько примеров создания только президентских кадетских училищ.

Оренбургское президентское кадетское училище создано 1 сентября 2010 г. Распоряжением Президента РФ от 30 августа 2010 г. № 564-рп и приказом Министра обороны РФ № 1125 от 30.08.2010 г. на базе бывшего Оренбургского высшего зенитного ракетного командного училища имени Г.К. Орджоникидзе.

Ставропольское президентское кадетское училище открыто 1 сентября 2011 года. В Ставропольском президентском кадетском училище СПКУ обучаются 427 кадет. В будущем общая численность обучающихся достигнет 840 человек. Все кадеты — дети военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

1 сентября 2012 года в Южном федеральном округе открылось Краснодарское президентское кадетское училище. Целью создания данного учебного заведения стало воспитание разносторонне развитых юношей, способных в дальнейшем составить интеллектуальную, патриотически-настроенную элиту нашей страны

В широком обсуждении важного вопроса: «Нужны ли России Суворовские, Нахимовские и кадетские училища?» большинство российских патриотов высказалось за необходимость продолжения традиции участия суворовцев, нахимовцев, а также учащихся военно-музыкального училища в военных парадах, в том числе, в параде, посвященном 65-летию Победы в Великой Отечественной войне, а также представили свою точку зрения на перспективы реформирования Суворовских и Нахимовских военных училищ.

Но вот, в ноябре Министром обороны назначен Шойгу. Одними из первых его решений были: возврат суворовцев на Парад Победы, возврат военной формы. Решается вопрос о возвращении офицеров-воспитателей. Только Шайгу начал восстанавливать патриотический курс воспитания молодежи.

В 2013 году кадеты участвовали в Параде Победы на Красной площади.

В этом году открыто Тюменское президентское кадетское училище. В проекте открытие Санкт-Петербургского ПКУ. Ходят разговоры о возврате Северо-кавказского СВУ в состав МО РФ.

Конечно, следует обратить внимание на то, что учреждения системы образования РФ имеют свои гражданские цели и задачи. Несмотря на то, что некоторые из них именуют себя «корпусами», если внимательнее прочесть названия, можно убедиться, что по статусу это – кадетские школы (кадетские школы-интернаты). Их выпускники, к сожалению, не получают льгот при поступлении в учебные заведения Минобороны РФ. Конечно, ничто не мешает им поступать в военные вузы на общих основаниях.

Возможно, в ближайшее время появится федеральный закон о кадетском движении. Он должен расставить точки над i . Ведь кадетское движение содействует сохранению и приумножению лучших традиций Отечества по гражданскому, военно-патриотическому, нравственному, эстетическому, духовному развитию и воспитанию молодежи. Гвардию будущего человечества.

Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"
Комментариев:

Вернуться на главную