КАЛИНИНГРАД: ИМЯ И СУДЬБА
Некрасов в своё время был прав: «Мужик, что бык: втемяшится в башку какая блажь, колом её оттудова не выбьешь». Только теперь эта «блажь» перекочевала из мужичьего психологического склада и бытового обихода в чиновничье-бюрократическо-коррупционную область, обрела велеречивую респектабельность, обзавелась могущественными имиджмейкерами и средствами пиара и сделалась свойством политики, в результате чего у нас нет покоя от переименовательского зуда, типа навязчивой идеи или даже чесотки, причём в особо запущенной и тяжёлой форме Странное дело! Вот, в Турции нет общественного движения «Даёшь Константинополь!» или, к примеру: «За Фракию, за Византию!». Практичные эстонцы и латыши тоже не становятся на уши под лозунгами: «Стереть с карты Тарту и втюрить Юрьев!» и «Долой латышский Даугавпилс, да здравствует русский Двинск!». И общелитовского движения с двойной заграничной финансовой подпиткой за возвращение немецкого Мемеля и русской Вильны тоже нет. Ну, а мы, дорогие россияне? Мы бегом-кувырком «За Кенигсберг!». И с назойливой последовательностью запускаются пробные шары для апробирования общественного мнения на степень его сопротивляемости и податливости . Не хочется думать, что здесь крыша совсем поехала, но текущий ремонт необходим, ибо нет крыши - нет ни дома, ни человека. Ничего нет!

Имя человека концентрирует в себе его душу, жизнь и судьбу. Сменить имя невозможно, не потеряв при этом себя и не превратившись в нечто вроде Иванькова-Япончика. То же самое и в отношении городов и улиц. И вот нам, не сходя ни на шаг со своей родной росийско-русской Калиниградской земли предлагается вдруг оказаться жителями Хайлигенбаля, Пиллау и т.п. Причём, провести эту нравственно-психологическую вивисекцию над собой с неизбежным в этом случае отказом от самих себя и от памяти предков-героев, равно как и от собственного национально-государственного кода, предлагается нашими же собственными силами посредством референдума. А кто продумывал политические последствия этой весёленькой затеи? Или мы уже впрямь забыли, что живём в условиях рынка, где музыку заказывает тот, кто платит. И как вся эта проектория увязывается с защитой национально-государственных интересов страны? Как увязывается с выполнением утверждённой правительством 11 июля 2005 г ., № 422, программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2005 – 2010 годы». А ведь нашей областной власти в наступающем новом году и как раз в 65-летие Победы над фашизмом наверняка предстоит отчёт на правительстве о выполнении этой программы. И что там придётся выложить на стол? Переименование русских городов в иностранные? В общем, задумано столь же тонко; сколь и порочно.

Вот, не любим мы Михаила Ивановича Калинина и всё тут! Что это? - закомплексовались на Всесоюзном старосте или сознательно спекулируем на нём? А задумались ли наши властные головы, что Калинин это одна из самых распространённых и типичных русских фамилий и сама калина, от которой образована фамилия, - она вся из русского и общеславянского фольклора (песня «Калинка», фильм Шукшина «Калина красная», крестьянин Калиныч у Тургенева в «Записках охотника» у Тургенева и мальчик Калина в романе Леонова «Русский лес»). Только в основном списке героев, павших при штурме фашистской твердыни Кенигсберга и, по народной традиции, пребывающих ныне и присно в небесном лике, значится 53 Калинина ?! И герои с однокоренными фамилиями: шесть Калинкиных, четыре Калиновых, двое Калиниковых, пять Калиновских семь Калиниченко и по одному: Калиненков, Калиничев, Калинков, Калиниченков, Калинчук, Калиныч, Калинок. Калинский, Калинцев и четыре просто Калинки. Так, все их имена навеки вошли в героическое и подлинно народное имя нашего города. Или вправду для нас, достойных потомков павших героев и, не менее того, достойных сынов и дочерей своего народа, это уже ничто?! Примем же как факт, что с названием города нам крупно повезло.

Тоже и с другими нынешними русскими городами. У Пушкина есть строки: «Дай Бог вам жить в любви да совете» и «Ты детей благослови жить в совете и любви». У А.К.Толстого «муж совета » это знак государственного достоинства. И мы напутствуем молодожёнов в счастливую совместную жизнь словами высшей духовно-нравственной энергетики: «совет да любовь!» Вот она, истинно народная мудрость: совет на первом месте, т.е есть совет – будет и любовь, а иначе ни того , ни другого, - одно безобразие и в семье, и в политике. Так, их чиновные сиятельства должны иметь в виду, что слово « совет » в русском лексиконе одно из благороднейших по смыслу и древнейших по возникновению. В текстах оно восходит к Х1 веку, к творениям преподобного Нестора,«Повести временных лет» и «Житию Бориса и Глеба». Например: «Благ совет твой, отче, и как велишь, так и сотворим». Так нет же, не хотим жить в родном Совете-Советске, подавай чуждый Тильзит! Тут и Тильзитский мир, как встреча трёх государственных особ в 1807 году становится козырной картой всех несчастных иванов, беспамятных и безродных, не страдающих избытком ума и заведомо бегущих здравого совета. Лев Толстой в романе «Война и мир» точно воспроизвёл лицемерие тильзитской встречи, он писал, что «офицеры, как и большая часть армии, были недовольны миром заключённым после Фридланда». Но мы, славные потомки, вдруг «забыли», что этот самый «Тильзитский мир» был унизительным для нашей страны, поскольку она в решении кардинальных европейских дел была вынуждена отказаться от самостоятельной политики, в результате увязла вместе с Наполеоном в его авантюристической континентальной блокаде, и главное – всего через пять лет этот лицемерный Тильзитский мир обернулся нашей уже взаправдашней Отечественной войной против захватнической армии Наполеона. Так к чему это взвинчивание страстей по поводу сомнительного раритета?

Что же касается советской власти, кошмарный призрак которой не даёт отдохновения чиновничьему сну, то не будет лишним вспомнить, что именно она сокрушила в славном сорок пятом фашистскую власть, поработившую к тому времени всю континентальную Европу, и что теперь, уже в новом столетии и даже тысячелетии самое время новой свободно избранной и абсолютно демократической власти развернуть в полную мощь свою пассионарность в равновеликих свершениях по возрождению и процветанию родного народа, по его духовно-нравственному преображению, по искоренению алкоголизма, наркомании, бандитизма, воровства, разврата, по укреплению семейной структуры общества и - прямому спасению народа от физического вымирания. Имена соответствующих чиновников будут прославлены в веках, высечены золотом на скрижалях и войдут в народные легенды. А эта. возня вокруг выеденного яйца с заведомо пагубными последствиями, как нравственно-психологическими, так и политическими… Что-то у нас «не тае».

Или вот, название города Ладушкина, в котором и фамилия героя, и родная песенная лада, которой «хмуриться не надо», и милые детские ладушки, которые «были у бабушки». Кстати, от наших городских названий отлично образуются собирательные обозначения их жителей: балтийцы, советчане, багратионовцы, зеленоградцы, а кем бы они стали в случае этого чиновничье-коррупционного выверта? – пиллаусцами, тильзитниками, хайлигенбальцами, прёйсишэйлаучами, варгенеркирхентайхцами, бургфрайхайтчанами… Явно из сумасшедшего дома! И ведь у кого-то даже тяга к этим фокус-покусам и химерам, как у известного персонажа у Грибоедова, - «влеченье, род недуга». И главный вопрос внутриполитической стратегии: в какой национально-государственной парадигме мы, калининградцы, идентифицируем себя? - в отечественной русско-российской или… чего изволите.

Так вот, давайте, в первую очередь возьмёмся за руки, друзья, и дружно поумнеем. И тогда - слава нам!

Алексей Дмитровский,профессор кафедры зарубежной филологии РГУ им. Канта (Калининград),
профессор Международной славянской академии
наук, образования, искусства и культуры,
Почётный работник высшего профессионального образования РФ,
Заслуженный работник культуры РФ. Член Союза писателей России и Союза журналистов России.


Комментариев:

Вернуться на главную