На войне середины не бывает. Даже если она литературная...

1.

В Калининградской области власть разделила местных писателей на любимых и пасынков. Тем, кто ближе к телу – деньги, административный ресурс, почести. Пасынкам – демонстративное игнорирование, замалчивание.

Властям предержащим не важно, что творчество, идеология, одних мастеров пера, пригретых на пышной бюджетной груди, во время духовной вседозволенности, зачастую, серной кислотой выжигает русское национальное самосознание. И что другие, нелюбимые, словом и делом, как могут, противостоят ползучей морально-нравственной коррозии.

Одначе власть, которую чуть ниже персонализируем, настолько недальновидна, наивна, введена в заблуждение? Не хочется думать о худшем, но всякое может быть. Ведь за всем тем, очевидно, что дарующую руку, шибко прикормленная писательская мысль не укусит, потакая толпе потребителей и грызунов. Цинично забывая, что любовь по приказу – свальный грех.

2.

«15 мая 1960 года состоялось знаменательное в литературной жизни Калининградской области событие. В этот день постановлением Правления Союза писателей РСФСР в Калининградской области было создано отделение писательской организации. По существующему положению того времени профессиональная писательская организация могла быть создана при наличии не менее четырех членов Союза писателей СССР, – рассказывает председатель правления Калининградского регионального отделения общероссийской общественной организации «Союз писателей России» (Балтийская писательская организация) Виталий Шевцов.

- Такими писателями, собравшимися на самое первое в истории областного творческого союза писательское собрание, были прозаики С. Снегов, П. Воробьев, Я. Зарахович и поэт И. Жернаков. Третьего декабря 1960 года организация была зарегистрирована в Москве. Первым председателем организации стал Константин Бадигин.

Десятого декабря 1967 года Калининградское отделение Союза писателей было переименовано в писательскую организацию на основании Устава Союза писателей СССР. В. Долгих, Н. Зверева, Е. Зиборов, В. Зорин, В. Зуев, Ю. Иванов, Ю. Куранов, С. Симкин, А. Соболев, Е. Цейтлин, А. Старцев, В. Черносвитов, А. Лунин, В. Сысоев… – золотой фонд калининградской писательской организации. Героические страницы нашей Родины, сложные проблемы семьи, краеведение, пушкиноведение, социальные и исторические романы, лирическая поэзия, сказки, былины, басни, публицистика, литературоведческие исследования, фантастика – наше с вами литературное наследие. Как же мы с тобой, дорогой читатель, распорядились этим нашим бесценным наследием?

Книги каких авторов стоят у нас на почетных местах в домашних библиотеках? О ком из авторов мы, «попросту забыли» по причине их сегодняшнего несоответствия политическому духу времени? Увы?! Сколько же раз нам с вами придется повторить эти слова: «Что имеем – не храним, а потерявши горько плачем».

Перестройка… Перестройка не прошла мимо нашей литературы. Отдельные «великие» писатели не смогли сдержаться от соблазна «прорубить» очередное окно в Европу и громко заявили из него об истинной демократии в России. После распада СССР прекращает свое существование писательская организация страны – Союз писателей СССР.

Все свои права и полномочия, прекратившая свою историю организация, передает Союзу писателей России. Но процесс пошел… Крылатая фраза М. Горбачева легла на крыло новоявленным демократам от литературы.

В 1991 году в Союзе писателей России произошел раскол. Около 20 процентов его членов, состоящих в неформальных писательских объединениях «Писатели в поддержку перестройки (Апрель)» и «Мемориал» вышли из состава Союза писателей России и образовали свой собственный Союз российских писателей «демократического» направления. Процесс дезинтеграции незамедлительно перешел на региональные уровни.

Калининградской писательской организацией с 1990 года руководил прозаик О. Б. Глушкин. Что послужило причиной выхода данной организации из состава Союза писателей России во вновь созданный демократический Союз российских писателей? Убеждения? Судить не буду. Но, как говорится…

Год спустя, не разделяющий идей «калининградских писателей-демократов» прозаик А. М. Старцев, официально заявил о своем намерении выйти из Калининградского отделения Союза российских писателей (региональная общественная организация писателей Калининградской области) и восстановиться в Союзе писателей России. К Старцеву присоединились В. Зуев, Е. Зиборов, В. Сысоев, Т. Тетенькина.

Таким образом, после распада Союза писателей СССР, в Калининградской области образовалось две общественных профессиональных писательских организации, основанных на членстве и объединяющих писателей региона на основе общности интересов и достижения цели, указанных в их Уставах – Калининградское региональное отделение общероссийской общественной организации «Союз писателей России» (Балтийская писательская организация) и Калининградское отделение Союза российских писателей (региональная общественная организация писателей Калининградской области).

Позже была создана Калининградская региональная общественная организация «Союз свободных писателей», – завершает исторический экскурс Виталий Шевцов.

3.

«Надо отдать должное, Правительство Калининградской области ежегодно выделяет значительные суммы (гранты) для издания книг, назначение которых – пополнение областных библиотек. Так, в 2008 г., по сообщениям прессы, на это было выделено 3 миллиона рублей, – рассказал член Балтийской писательской организации Союза писателей России Георгий Набатов (авторский псевдоним - Ред.).

- Но, как и кому, они распределяются, по какому принципу? Странным образом, всегда в пользу региональной общественной организации писателей Калининградской области, т.е. самопровозглашенных демократов от литературы. Почему, или их «либералистические» достижения настолько очевидны?

По просьбе членов литобъединения Балтийского флота имени Алексея Лебедева командование Балтфлотом в 2008 году обращалось с письмом к губернатору Калининградской области Георгию Боосу, в котором просило его выделять один грант для издания сборника ЛИТО “Балтийские горизонты” с целью пополнения флотских библиотек произведениями флотских литераторов.

В ответе командующему флотом областной министр культуры Андреев сообщил, что сборник может быть представлен на издательский конкурс в 2009 г. Автором – исполнителем этого ответа была консультант Минкультуры Перетяка.

20 января 2009 г. в прессе появилось объявление Минкультуры о том, что им начат прием литературных произведений на литературный и издательский конкурс. В объявлении были перечислены требования (критерии) к представляемым на литературный и издательский конкурсы литературным произведениям, с учетом которых члены Экспертной комиссии должны осуществить отбор 10 приоритетных произведений. Считаем нужным текст Объявления привести полностью. “Литературный творческий конкурс предполагает широкий жанровый диапазон художественной литературы, имеющий воспитательное значение и востребованный читателями библиотек без ограничения объема по тематике, отражающей историю и культуру края.

В целях формирования издательского портфеля с последующим изданием, принимаются на конкурс рукописи и творческие заявки по двум номинациям:

- книги об исторических судьбах и знаменитых людях края, их вкладе в развитие экономики, военного дела, архитектуры и культуры (история и современность)

- художественная литература по истории нашего края в жанре исторического романа”.

Как видно из приведенных данных, в объявлении Минкультуры четко указаны 2 основополагающих критерия, которые обязательно должны быть в литературных произведениях, претендующих на приоритетность при отборе на издательский конкурс и которыми должны руководствоваться чиновники Минкультуры и члены Экспертной комиссии, поскольку речь идет о расходовании достаточно больших денежных средств налогоплательщиков.

Казалось бы, поэтому, при проведении отборочных действий во время конкурса, должна быть обеспечена такая их организация, которая гарантировала бы прозрачность, безукоризненную честность, документально подтверждало бы это и не допускало бы коррупционного давления со стороны лично заинтересованных в этом лиц.

Обращает на себя внимание тот факт, что в опубликованном объявлении нет ни слова, что в качестве одного из главных отборочных критериев должно быть наличие в представляемых произведениях четко выраженного патриотического начала, в соответствии с имеющимися в Правительственной (РФ) и региональной программах требованиями по усилению патриотического воспитания граждан. Отсутствие такого требования в объявлении (Положении о проведении отборочных конкурсов) вызывает по меньшей мере удивление.

Содержание сборника “Балтийские горизонты” соответствует всем критериям, изложенным в объявлении от 20.01.2009 г., и поэтому члены Литературного объединения Балтийского флота приняли решение представить свой сборник “Балтийские горизонты” на издательский конкурс в Минкультуры, с заявлением и прочими документами. Но уже через несколько дней стало известно, что сборник признан не приоритетным и грант на его издание выделен не будет.

Руководитель Литобъединения попросил Перетяку подготовить и приложить к возвращаемым документам копию заключительного акта Экспертной комиссии по сборнику с обоснованием причин признания его не приоритетным для доклада членам литобъединения. Такой документ предоставлен не был и поэтому непонятна причина отклонения сборника.

В связи с этим возникла необходимость обратиться к книгам, признанным приоритетными в предыдущие годы и изданными на деньги налогоплательщиков. Что они из себя представляют? Есть ли в них провозглашенные воспитательные начала? Какая мораль пропагандируется? Какой уровень патриотизма представлен в них? Какие исторические эпохи отражены? О каких знаменитых людях края повествуется на их страницах? Что включает в себя упомянутая в Объявлении фраза “История нашего края”? О какой истории идет речь? То ли об истории Калининградской области, то ли об историй бывшей немецкой Пруссии, включающей период кровавого уничтожения прусских племен немцами-крестоносцами, или период колонизации прусских земель, их потомками крестоносцев или, может быть, даже период существования фашистского режима?

Рассмотрению подверглась одна из книг, получившая в Экспертной комиссии приоритетную оценку и изданная большим тиражом. Это сборник ” Дети бездомных ночей”, вышедший в 2006 г. и изданный тиражом 1000 экземпляров. На издание этого сборника был израсходован грант в сумме 200 тысяч рублей.

Как видно из пояснений, опубликованных на первой странице, авторами -составителями сборника являются: сравнительно молодой и амбициозный поэт весьма средней руки И.Белов, известный своими публикациями ” Младший брат” с нападками на Белоруссию и с не менее скандальной статьей ” Эротаинства по школьной Программе” с требованием не принимать в книжные магазины произведения местных писателей патриотической ориентации, а также некий поэт С. Михайлов. Сборник имеет 400 страниц и в нем представлены произведения 5 прозаиков и 12 поэтов.

На первой странице сборника имеется аншлаг: “Книга издана при поддержке Правительства Калининградской области для библиотечной сети”, а далее не менее значимый второй аншлаг: ” Сборник современной калининградской литературы “Дети бездомных ночей” представляет самые разнообразные тенденции развития русской словесности нового столетия. Для широкого круга читателей”.

Анализ только двух опубликованных в сборнике произведений (больше не позволяет объем документа) позволяет понять какие – такие тенденции и какая мораль проповедуется в “современной калининградской литературе нового столетия”.

Начинается сборник повестью Иннокентия Сергеева “Костры”. В ней 31 главка, в которых описываются ночные похождения героя с неясным социальным статусом, вероятнее всего бомжа. Он блуждает по ночному городу, денег у него нет ни гроша, и он собирает фантики. Обстоятельства приводят его к встречам с четырьмя разными группами людей.

Происходят безликие пустые диалоги и каждая встреча заканчивается распитием водки и вступлением героя в половые связи с неразборчивыми и легко доступными женщинами или уклонением от них. На страницах повести представлено достаточно много не цензурных слов без точек и прочих средств прикрытия, как это практиковалось ранее.

Не в этом ли и заключается по мнению редакторов-составителей современность калининградской литературы, представленной в сборнике? Чему она воспитывает и куда зовет молодежь? В целом, повесть И. Сергеева монотонно серая, свидетельствующая о бессмысленном существовании героя.

Что дает эта повесть читателю? Какая мораль заложена в действиях героев этого повествования? Есть ли в ней то самое воспитательное воздействие на читателя, как это требует Положение о критериях конкурса? Ничего этого нет! И непонятно как мог сборник, содержащий такую повесть, успешно пройти отборочный конкурс и получить грант на свое издание? Особенно удивительно то, что сборник с таким содержанием направлен в библиотеки, и, в том числе, в детские. Чему он научит ребятишек, оказавшись в их руках? И кто должен ответить за издание такой книги – консультант Перетяка, организовывавшая такие странные конкурсы или некие неведомые никому эксперты, после которых не остается никаких следов их деятельности кроме присужденного ими гранта и изданной на деньги налогоплательщиков пустой книги?

Еще более скандальным по содержанию является, на наш взгляд, цикл рассказов юной калининградской литераторши Анны Остроуховой. Всего их семь. В двух ее рассказах под названиями DRUGS и GANJA BOY автор подробно в восторженных тонах описывает свои ощущения после приема наркотиков и дает характеристики их типов. Оба рассказа откровенно пропагандируют употребление наркотиков. А ведь сборник, подчеркнем, издан на губернаторский грант и направлен в библиотеки и в том числе в детские! Какое – такое положительное воспитательное воздействие на молодое поколение обнаружили в рассказах Остроуховой составители сборника, включая их в сборник?

В рассказах А. Остроуховой кроме наркотиков снова, как и в повести И. Сергеева, встречаются нецензурные выражения, напечатанные полным текстом. И все это растиражировано в тысяче экземпляров, направленных в том числе и в детские библиотеки!

Приведенные данные свидетельствуют о том, что в сборнике не соблюдены критерии, провозглашенные в объявлении. Там нет произведений исторического плана с патриотическим содержанием, или с описаниями деяний великих людей края. И непонятно, чем руководствовались лица, признавшие сборник И. Белова и С. Михайлова приоритетным и достойным губернаторского гранта. Совершенно очевидно, что руководствовались они совершенно иными принципами и поэтому не удивительно, что высокопатриотический, воспитывающий на лучших традициях сборник “Балтийские горизонты” был отнесен к неприоритетным, т.е. не соответствующим их личным принципам.

Члены литературного объединения Балтийского флота имени Алексея Лебедева вынуждены были обратиться непосредственно к губернатору области Боосу с письмом, в котором поднимался вопрос и о сборнике “Дети бездомных ночей”, но получили ответ на свое письмо, не от губернатора Калининградской области, а подписанный и.о. министра культуры. Автором ответа на письмо членов ЛИТО является консультант Минкультуры Перетяка, т. е. то должностное лицо, действия которого критикуются и обжалуются в письме к губернатору, и неудивительно, что в нем фактически нет ответа ни на один из вопросов по существу проблем, затронутых в письме. Это означает, что на деньги налогоплательщиков в Калининградской области, судя по изданию такого сборника, как ” Дети бездомных ночей”, могут и впредь издаваться ущербные литературные сборники, проповедующие употребление наркотиков и прививающие молодежи западный тип морали и поведения.

По мнению членов литературного объединения Балтийского флота имени Алексея Лебедева сборник ” Дети бездомных ночей” заслуживает самой отрицательной оценки и должен быть изъят из детских библиотек без промедления.

И немудрено. Как выяснили эксперты, сей опус нарушает действующее законодательство, начиная с регионального “Закона о защите русского языка” и завершая антинаркотическим законодательством. Территориальное управление Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков обнаружило в книге признаки пропаганды наркотиков. Также в издании имеются нестыковки с общепринятыми понятиями морали и нравственности.

По заключению экспертов по здоровьесберегающим технологиям МГТУ имени Баумана (Москва), эта книга вредна для молодого поколения. Противозаконные огрехи нашли в ней научные авторитеты из Москвы: два кандидата психологических наук и доктор медицинских наук. Эксперты решили, что распространение подобной литературы в школах нежелательно, поскольку “возраст учащихся может спровоцировать нездоровый интерес к проблеме наркотиков”.

В связи с чем из Госнаркоконтроля в Министерство культуры Калининградской области было направлено письмо о необходимости ограничения доступа школьников к подобной литературе. В этой федеральной структуре считают, что “в целях исключения повторения поступления подобных изданий” целесообразно сначала советоваться с экспертным советом при Минобразования РФ», – отмечает Георгий Набатов.

4.

Быть может, мнение Георгия Набатова приземлено к реалиям нынешних беспросветных будней, а книга, получившая грант и отпечатанная за рубежом, все же блещет некими скрытыми доселе гранями таланта? Истины ради, спросим еще и у писателя Шевцова.

«Дети бездомных ночей»: редакторы – составители позиционировали это издание, как жесткое: «В ней размышления обо всех сторонах жизни: от шока до ценностей проверенных временем. Соглашусь, что шок на страницах этой книги присутствует в изрядном количестве, а вот те самые «ценности, проверенные временем», почему-то явно входят в противоречие со статьями Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах», Уголовного кодекса РФ: «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижения человеческого достоинства», Закона Калининградской области « О защите русского языка на территории Калининградской области», а также целевой программы Калининградской области ” Развитие культуры Калининградской области на 2007-2013 годы”.

«А вас лично, что в этой книге не устраивает?», – спросят меня, особо продвинутые, читатели. – «Ну, написали ребята книжку, ну выпустили ее небольшим тиражом. Кто имеет желание – читает, а кто нет – не читает. У нас свобода…»

Отвечаю: «Антиреализм в культуре и литературе часто заменяет эмоциональное, интеллектуальное и художественное воздействие – шоком. Современная радикальная литература, а данная книга относиться к ней, совершает насилие над читателем.

Авторы произведений (проза), вошедшие в эту книгу, (я намеренно не называю их фамилий, достаточно им пиара) беззастенчиво смакуют интимные подробности жизни, вульгарно матерятся по поводу и без повода устами своих героев, осмеивают семейные ценности, предлагают взамен Эйфорию! Счастье от всех бед человеческих в виде безобидной таблетки или сигаретки с наркотической начинкой, тем самым они посягают на психику читателя. Ненависть и вражда, унижение одной нации перед другой – это мы уже знаем, чем может закончиться.

Странно?! Как всего этого не заметили редакторы – составители книги, многоуважаемые и беспристрастные члены комиссии по грантам, работники издательства, ответственные чиновники Министерства культуры нашей области. Ну, неужели! Нет, я не могу даже об этом подумать, что все они не прочитали ни строчки из этой книги, а поверили на слово, что книга хорошая и нужная. Прямо таки заколдованный литературный круг. Все молчат. А говорить об этом необходимо, чтобы в очередной раз ложка дегтя не попала в бочку с медом. Благо, совсем недавно, они чуть не наступили на «литературные грабли» (роман Ю. Балабанова).

Ржиссер Е. Марчелли, доведя спектакль «Дачники» до полнейшего абсурда, где, как говорится, про автора А. Пешкова можно уже и забыть после первого акта, он все – таки прислушался к общественному мнению и, оценив сложившуюся правовую ситуацию вокруг своего «детища», внес соответствующую дополнительную информацию. Теперь на театральной афише, как в былые годы на киноафишах советских кинотеатров, можно прочесть: не рекомендуется для просмотра детям до 16 лет. Паспорт у ребенка на входе в театр вряд ли спросят, а вот проблемы перед законом нет. Другое дело литература. Это тебе не пачка сигарет «Минздрав предупреждает».

В Интернет, редакторам-составителям «Детей бездомных ночей», одна очень начитанная девушка Аня даже предложила обратиться в Конституционный суд РФ.

«А вдруг добрые дяди судьи возьмут и отменят существующие д….. региональное законодательство «О защите русского языка на территории Калининградской области». Уважаемая девушка Аня, есть такой закон у нас в Калининградской области и был он принят Областной Думой 21 декабря 1995 года. Жаль, работает этот закон не в полную силу, но я думаю, что это дело поправимое. А пока подобная «культурная продукция» в России встречается и довольно часто. Лишенная духовной основы, идейного содержания, она выполняет задачу по переводу народа в скотское состояние, приучает к аморальным нормам. А за бездуховность рано или поздно всегда приходиться расплачиваться. Только авторы, написавшие «кризис человеческой культуры», остаются, как всегда, в стороне, прикрывшись словами «писателя обидеть может каждый». Ловко устроились. Они знают цену печатному слову, только цена у них другая, и всегда в эквиваленте времени.

Ради бога! Если кто-то принял мои слова в свой адрес и близко к сердцу, успокойтесь, я еще не все сказал.

Наш президент Дмитрий Анатольевич Медведев, неоднократно повторяет для нас с вами: «Закон есть закон. Закон обязателен для всех», – и я с нашим президентом солидарен. Нарушать закон нельзя. Я надеюсь, что с мнением президента согласны редакторы-составители книги и все читатели. Или есть другое мнение…

Да! Дети, как дети. Жаль только, когда при живых родителях, учителях, «умных, добрых и заботливых» дядях и тетях, ответственных за счастливое детство, наши дети становятся «бездомными». А в таком случае, спрос должен быть строгим с тех, кто это допустил», – констатирует Виталий Шевцов.

5.

Заочный разговор продолжает Георгий Набатов: «Итак, на первый взгляд, тратим немало, облагодетельствовали многих, да и культурных планов громадье впечатляет.

С другой стороны, что же регион получил в сухом культурном остатке? Что, так сказать, подтверждает пользу таких щедрых трат. Возьмем, к примеру, издательскую политику. Объективно говоря, книг при финансовой поддержке Калининградского правительства выпущено немало. Отдельные литавторитеты просто купались в бюджетных субсидиях. А в итоге? Где позитивный резонанс среди читателей? Если провести опрос на улицах Калининграда или районных центров, сомневаюсь, что кто-то назовет авторов, чьи книги изданы за бюджетный счет, да и сами книги из этой серии редко кто вспомнит.

В чем же дело. Да все просто. Денежные гранты выделялись, книги издавались, но, к сожалению, ни одна из них не стала культурным событием, о котором бы в Калининграде, не говоря уж о России, говорили, спорили. На большинство книг даже не было квалифицированных рецензий в прессе. Ни одна из бюджетных книг не взяла ни всероссийской премии, не стала победителем национальных или международных литературных конкурсов. Выходит, бюджетные миллионы потрачены впустую? Или те, кто отбирал рукописи для издания за губернаторские гранты, просчитались, ошиблись. А с некоторыми литпроектами, как известно, так вообще конфуз вышел. Об этом уже много сказано и написано. Ответить теперь, правда, за это некому. Ведь экспертная комиссия – орган коллективный. В общем, хотели, как лучше, а получилось, как всегда.

Поэтому, наверное, надо что-то принципиально менять. Или саму систему продвижения литературных талантов, или менеджеров, сидящих на этой теме следует организационно подправить. Просто жалко денег, жалко усилий губернатора Георгия Бооса и правительства области поднять престиж калининградской литературы, создать современную региональную библиотеку, которая была бы интересна не только местному читателю, но и жителям других российских регионов, европейских стран. Учитывая особенность нашего региона, пора подняться выше местечковой литературной планки», – убежден Георгий Набатов.

6.

В октябре прошлого, 2009 года, Калининградское отделение Союза писателей России решило провести свои – народные Дни литературы, автономно от “казенных” мероприятий областного министерства культуры.

Как и в прошлом году, официальная программа Дней литературы была сверстана кулуарно в чиновничьих кабинетах, утверждают в региональной организации. Писателей поставили в известность только в тот момент, когда “афишу” уже сверстали. «Инициативы и предложения писательской организации культуртрегерам не понадобились. И это не удивительно, министр культуры Калининградской области за четыре года работы ни разу не сподобился встретиться с писательским активом, чтобы узнать, чем живет пишущая братия самой западной области России».

Поэтому Калининградское отделение Союза писателей России подготовило свою “независимую” программу Дней литературы. В октябре запланированы писательские встречи с читателями в Калининграде, Советске, Черняховске, Полесске, Светлом, Балтийске и других городах региона. Писатели края подошли к “литературному октябрю” с заметными творческими успехами. Изданная писательской организацией двухтомная антология “Земля Калининградская” удостоена премии “Патриот Земли Российской имени князя Александра Невского”.

Прозаик Виталий Шевцов, поэты Анатолий Галенко, Анатолий Лунин стали лауреатами международного литературного конкурса “Перекресток – 2009?, проводимого чеховским обществом города Дюссельдорфа (Германия). Вышли в финал международных конкурсов “Золотое перо Руси-2009?, “Литературная Вена”, “Русский автобан” (Германия) прозаики Дмитрий Воронин, Юрий Крупенич, Михаил Полищук, Валерий Горбань, Виталий Шевцов, Татьяна Тетенькина, Владимир Устинов, поэты Анатолий Лунин, Анатолий Галенко, Светлана Супрунова.

При европейской известности только на малой родине их книги пытаются замолчать и спрятать за “кулисами”, как это случилось при проведении фестиваля “БиблиОбраз – 2009? в Калининграде, сетуют в Калининградском отделении Союза писателей России.

…В Калининградской области в рамках проходящих здесь Дней литературы большой литературный десант высадился накануне в самом западном городе России, главной военно-морской базе Балтийского флота – городе Балтийске.

В гости к балтийцам прибыли члены Калининградского отделения Союза писателей России. В составе творческой бригады были прозаики Виталий Шевцов (председатель правления КРО СП России), Виктор Геманов, Сергей Гуров, Дмитрий Воронин, Лидия Довыденко, Юрий Крупенич, поэты Анатолий Лунин, Петр Затолочный, Светлана Супрунова.

Писательскую делегацию принял командир дивизии надводных кораблей Балтийского флота капитан первого ранга Владимир Соколов. По его словам, книга на флоте сегодня является надежным источником получения ответов на многие жизненные вопросы, играет большую роль в нравственном становлении молодых моряков.

Комдив оказался интересным собеседником, человеком энциклопедических знаний, особенно в сфере истории отечественного и иностранных флотов. Владимир Николаевич “подарил” писателям немало интересных сюжетных деталей.

В ходе встреч на борту флагманского корабля Балтийского флота – эсминца “Настойчивый” и БДК “Королев” мастера пера убедились в востребованности литературы среди корабельных экипажей. Произведения всех литературных жанров матросами и старшинами были приняты на ура. Художественное слово в салоне команды звучало с особым значением, принималось слушателями с подлинным вниманием.

Светлана Супрунова выступила перед флотской аудиторией с чтением своих пародий на стихи современных поэтов. Лидия Довыденко представила морякам свою новую книгу “Водные пути Калининградской области”. С большим интересом восприняли балтийцы гражданскую поэзию Анатолия Лунина, лирику Петра Затолочного, иронично-эротические стихи Юрия Крупенича.

Как правило, на литературных встречах сложно читать прозу, однако юмористический рассказ Дмитрия Воронина о деревенском правдоискателе молодые воины прослушали с живинкой. С военно-патриотическими стихотворениями выступил перед публикой Виктор Геманов. А Сергей Гуров презентовал морякам свою новую книгу “По следам балтийского подплава”.

Оба корабля, на борту которых побывали калининградские писатели, отличались высокой степенью читабельности. Как отметил лидер писательской организации Виталий Шевцов, приятно убедиться, что книгу на флоте любят и читают. Литература призвана скрасить суровые флотские будни, внести духовную составляющую в матросский досуг. Он пригласил начинающих авторов из флотских экипажей к сотрудничеству, гарантировав необходимое продвижение их произведений на страницы литературных изданий.

Помогли организовать эти литературные встречи на кораблях Балтфлота заместитель командира бригады десантных кораблей Игорь Ткаченко, заместитель командира эсминца “Настойчивый” Сергей Барсуков, заведующая флотской библиотекой Любовь Симоненко, заведующая отделом библиотеки имени Белинского Людмила Невинная.

Подобные писательские визиты в военную гавань Балтийска при проведении Дней литературы Калининградской области в октябре уже стали традиционными. По отзывам самих участников таких встреч, они оживляют культурную жизнь самого западного российского города, духовно разнообразят флотские будни.

7.

Но областные чиновники, включая малокультурного министра культуры по фамилии Андреев, глухи к усилиям писателей патриотической направленности.

И это обстоятельство вынудило члена Союза писателей России Георгия Набатова обратиться с Открытым письмом к калининградскому губернатору Георгию Боосу:

«Уважаемый Георгий Валентинович! Гражданская позиция обязывает меня обратить Ваше внимание на ситуацию, сложившуюся в писательском сообществе региона, и взаимодействие творческого союза с Министерством культуры областного правительства.

К сожалению, отношение профильного министерства к развитию региональной литературы оставляет желать лучшего. За последние четыре года не состоялось ни одной встречи министра культуры с писательским активом, на котором можно было бы расставить приоритеты развития региональной литературы, определить направления поддержки творческого союза. Большинство инициатив, выдвигаемых Калининградским региональным отделением Союза писателей России (КРО СП России) “вязнут” в бюрократической “вате” аппарата министерства.

Между тем, итоги работы областной писательской организации говорят о востребованности произведений калининградцев и о международном признании местных авторов. В 2009 году проведено 75 встреч с читателями в городах и поселках области, в том числе в школах области – 46, в библиотеках – 21, в общественных организациях – 8.

Писатели КРО СП России выезжали в формате “литературного десанта” на встречи с моряками-балтийцами (БДК “Королев”, эсминец “Настойчивый”), с воинами сухопутной группировки БФ г. Гвардейска, с заключенными женской колонии поселка Колосовка, с членами организации Всероссийского общества слепых. В рамках Дней литературы прошло более 20 выступлений.

Более 10 писателей награждены Почетными грамотами международных фестивалей “Библиобраз-2009?, “Славянские традиции – 2009? (Крым), стали дипломантами международных конкурсов “Золотое перо Руси”, “Перекресток-2009 (Германия, Чеховское общество г. Дюссельдорфа), “Согласование времен – Русский автобан” (Германия), “Литературная Вена”.

Вышло около 40 публикаций в журналах и газетах, в том числе в таких, как “Балтика” (Калининград), “Север” (Карелия), “Десна” (Брянск), “Литературная Татария”, “Российская Федерация сегодня”, “Литературная газета”, “Литературная Россия”, “Российский литератор” и на сайте Министерства культуры РФ.

Организован выпуск литературной газеты “Прегель”, в поддержке которой со стороны Минкульта следует постоянный отказ. Создан портал о калининградской культуре “Преголя-арт”. На его страницах опубликовано более шестисот произведений калининградских писателей и поэтов.

Писательской организацией реализуются литературные проекты “Говорящая книга”, “Литературно – художественное взаимодействие”, “По городам и весям”. Успешно реализуется Интернет-проект “Русский акцент” (для зарубежных русскоязычных литераторов) к которому уже присоединились писательские организации из Германии, Финляндии, Литвы, Израиля, Молдовы и других стран).

Вся эта большая работа писательской организации осуществляется за счет членских писательских взносов, без материальной и иной поддержки сторонних организаций и частных лиц.

Со стороны областного министерства культуры писатели практически не получают необходимой поддержки. При подготовке Дней литературы организация, как правило, писательская организация ставится перед фактом уже сверстанного плана мероприятий.

Вместе с тем, говоря Вашими словами, нужен контроль со стороны общества, обеспечивающий транспарентность власти, и нужны конструктивные партнерские отношения со всеми институтами общества, которые бы позволили предупреждать власть о каких-то острых проявлениях, о каких-то острых ошибках, упреждая тем самым эти ошибки. А также говорить власти об ошибках, которые уже совершены, а также искать с властью пути решения этих ошибок, которые ожидаются и востребованы обществом. И я бы не назвал такие отношения оппонентскими, я бы назвал их конструктивным партнерством и взаимодействием.

Я полностью согласен с такой постановкой вопроса. Однако до сих пор от регионального союза писателей России нет представителя ни в Совете по культуре, ни в других общественных консультативных советах. Есть и другие проблемы творческого союза писателей, решение которых принесло бы пользу общественно-политическому имиджу региона. Их решение невозможно без адекватного участия писателей в развитии гражданского общества в 39-м регионе России», – подытожил коллективную писательскую мысль, адресованную калининградскому губернатору, писатель-гражданин Набатов.

8.

Тем временем, в начале мая, в Калининград из Австрии пришло сообщение от организаторов международного литературного конкурса “Литературная Вена”. По итогам первого этапа конкурса названы 99 авторов, чьи работы продолжат дальнейшее творческое соревнование.

В финал конкурса “Литературная Вена” вышли и пять писателей из Калининградской области, из столь нелюбимых властью Союза писателей России и Союза свободных писателей. Это – Герман Бич, очерк “Война. Море. Любовь” (Союз свободных писателей); Сергей Гуров, очерк “Осколок от снаряда” (КРОО Союза писателей России); Лидия Довыденко, эссе “Время летит. Светлой памяти Марии Ивановны” (КРОО Союза писателей России), Юрий Крупенич, очерк “С белым флагом по Кенигсбергу” (КРОО Союза писателей России); Виталий Шевцов, очерк “Последняя высота поэта” (КРОО Союза писателей России).

В канун празднования 65-летия Великой Победы Союз русскоязычных литераторов Австрии, Московская городская организация Союза писателей России, Союз писателей Белоруссии, журнал “Венский Литератор” (Австрия) организовали совместный творческий литературно-исследовательский проект “…И память сердца говорит”.

Более 300 авторов со всего мира приняли участие в этом литературном конкурсе и решили “попытать литературного счастья”. Писатели представили на суд международного жюри художественно-публицистические произведения и работы документального и исследовательского характера, очерки, статьи, эссе.

По замыслу организаторов цель данного проекта – сохранение исторической памяти, осмысление опыта и уроков Великой Отечественной войны, воспитание уважения к истории у молодого поколения.

9.

К сожалению, «сохранение исторической памяти, осмысление опыта и уроков Великой Отечественной войны, воспитание уважения к истории у молодого поколения» идеологически не в чести у руководства Калининградской области. Давно.

…11 мая в облправительстве министр культуры Андреев будет чествовать членов Калининградской писательской организации в связи с ее 50-летием. Среди озвученных имен, увы, нет тех, кто стоял у истоков, кто ныне словом и делом, подобно писателю-патриарху Андрею Максимовичу Старцеву, а также человеку с такими же эпитетами Алексею Захаровичу Дмитровскому, вносит бесценный вклад в современную русскую художественную и общественную мысль.

И 15 мая в Центре развития межличностных коммуникаций в Калининграде, на бюджетные, кстати, средства, для литературных пасынков места не нашлось…

На войне середины не бывает? Похоже на то. Заигрывания со сторонниками германизации региона, негласное поощрение антирусского театрального репертуара , однобокий и явно субъективистский подход к литературным процессам есть расширяющаяся вглубь и ширь пагубная тенденция в деятельности местных «менеджеров», упустивших, как показали события последнего времени , политические и общественные процессы, зато успешно загоняющих в идейный тупик культуру российского эксклава на Балтике.

Перепечатано с сайта "Янтарный край - газета Online Калиниград"


Комментариев:

Вернуться на главную