Сергей КАЗНАЧЕЕВ

ПИСАТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК
<<< предыдущие записи

27.12.2011

НИЗЗЯ!

Думаю вот ещё о чём. В том же Екатеринбурге посмотрел несколько спектаклей. В театре оперы и балета послушал с огромным удовольствием «Евгения Онегина»… Вроде бы арии все на слуху, ан нет, не надоедает. Потом в театре Музыкальной комедии – оперетку, безмозглую, но что вы хотите от этого жанра. И посмотрел два спектакля в театре Коляды «2+2» и «Фронтовичку». Это интереснее. Играют хорошо, Василина Маковцева блистает, хорошо работает Александр Замураев, атмосфера в театре творческая, а всё-таки не могу отделаться от впечателения какого-то нехорошего душка. А уж когда в антракте позволил поделиться своими впечатлениями, меня чуть табуреткой не стукнули. Низзя! Только комплименты. Обидно, что можно поспорить и с Пушкиным, и с Достоевским. Но только не с Колядой!

22.12. 2011

БАРАНЫ НАВАЛЬНОГО

Суперблоггер Навальный обиделся на тех, кто не совсем правильно вёл себя на митинге. Это его дело. Я не о том.

Хотел бы напомнить о первой своей публикации в этом формате: об образовании.

Сразу скажу, что мысли эти грустные. Мы иногда наивно думаем: какой нехороший министр Фурсенко, как они достают своей системой, как не понимают нашей национальной традиции. Это всё так. Но!

Встречаясь со студентами нашего времени, и во время лекций и в ходе зачётов или экзаменов, я с ужасом замечаю, что большой процент слушателей просто жаждет схоластико-школярской, начётнической системы. Типа: вы нам продиктуйте семь-пятнадцать пунктов, мы их вызубрим и на экзамене чётко ответим…

Разве к этому стремятся люди, работающие в творческих вузах?

Мы думаем не о стандартах, а напротив того – я говорю не по пустому, но зная: большинство наших преподавателей – стремятся направить студентов против стандарта, шаблона, стереотипа…

Но новые поколения студентов мечтают о спокойном, сытном стойле, где не надо думать, а нужно только жевать. А если кто не хочет жевать, то он – враг. Вы, типа, дайте нам по пунктам, по таксономии, квлиметрии, мы всё вызубрим и ответим. Но причём тут Литература? Пушкин, Толстой Достоевский тоже что ли зубрили?

Вы же ездите на метро? Вспомните, лет 5-10 тому назад люди перед выходом спрашивали соседей: «Вы выходите на следующей стианции?..» Те отвечали. Сегодня почти никто не спрашивает: ломятся по ногам, головам, и ещё обсыпают матом, вроде: чего тут столпились! Вот почему я взял этот заголовок: бараны! Навальный прав, хотя и не во всём.

Проблема – шире: очень многие наши современники хотят быть баранами. И их уже не переделать. А вот это уже по-настоящему страшно.

Не хотелось бы кончать на печальной ноте.

Анекдот. В тему.

- А что это бараны встали? Ворота-то старые…

- Ворота старые. Бараны новые…

 

19.12.2011

ДОСТАЛИ ВЫСОЦКИМ

Последние два месяца на телевидении как с цепи сорвались: каждый день о Высоцком да о Высоцком! Ну понятно, Эрнст выпустил новый фильм, который без раскрутки не катит. Но нельзя же из коммерческих соображений всю телеаудиторию – на кардан!

К тому же в пиаре самое опасное – не переборщить. Хочешь отучить человека от любимого блюда – потчуй его им три раза в день, и скоро он его возненавидит. А если блюдо и так было не совсем любимым? После многих вливаний икра превращается в рыбий жир. Ребята, перекормили!

Помню, как в 80-е годы достал (именно достал, ибо купить было невозможно даже на Кузнецком мосту) сборник «Нерв». И что же? Перелистав книжку, убедился, что без музыки, без тембра, без актёрского обаяния тексты как-то оголились, осиротели. Как сказал мой приятель Михаил Попов, гитара – такая горчица, под которую пойдёт любая падаль. Высоцкий – отнюдь не падаль, но… Представьте себе атлетов Бубку и Исинбаеву без шеста. Как высоко они прыгнут? Вот то-то.

Но и представляя Высоцкого публике, раскрутчики ведут себя более чем странно. Самые лучшие песни игнорируются. Где эпохальный «Час зачатья», философская «Правда и ложь», остроумные «Разговор в цирке», «Дорогая передача» и про игру с Фишером? Где «Вершина» – вершина альпинистской (и не только) темы – сколько бы ни распевались члены КСП про лыжи, которые у печки стоят… Это тогда-то, когда крестьяне, колхозники жили у нас впроголодь, где сельская местность была не паспортизована и выпускник средней школы не мог поехать в Москву (1975). А Визбор и прочие пели нам про Домбай и как жаль, что скоро ехать домой. Где военные песни («Братские могилы», «Полчаса до атаки» и т.д.)? Их нет. Вместо этого – разнесчастные привередливые кони, которых продолжают загонять через тридцать лет после смерти жокея (загнанных пристреливают, или как там снимали в Голливуде) и странная песня про то, что «у дельфина распорото брюхо винтом». Сколько ни вслушивался в слова, никогда не мог въехать в смысл. Ни раньше, ни теперь. Кто изуродовал дельфина, который, как известно, с помощью эхолоции способен распознать работающий винт не меньше, чем за кабельтов? Может быть, этот дельфин – самоубийца? Мысль интересная, но она не находит развития. Кто, наконец, порвал парус, который делается из прочнейшей материи? Карабас-Барабас со товарищи или сомалийские пираты? И почему чувство раскаяния испытывает лирический герой. Это он что ли порвал? А может, и дельфина он… того? Делайте что хотите, но в поэтическом семинаре Литинститута за такой текст пришлось бы ответить.

Словом, эффект получается обратный. Вместо того, чтобы заново пережить трагедию творческой личности (не такой уж ангельской, как свидетельствует в биографии Ф. Раззаков), нас вынуждают переключиться на другие каналы. Разве на это рассчитывали К. Эрнст и его команда?

Когда приближается юбилей Пушкина, с дрожью ожидаешь, что снова активизируются любители его творчества и будут мусолить пяток расхожих отрывков: «Я вас любил», «Мой дядя», «Я помню чудное мгновенье», «Лукоморье», «Глаголом жги!..», а главное - потребуют немедленно сообщить им, была ли близость между Натальей Николаевной и Дантесом или нет.

У Высоцкого, кстати, тоже было своё «Лукоморье», очень крепкое, колючее, дерзкое! Но что-то его не слыхать…


Комментариев:

Вернуться на главную