Сергей КАЗНАЧЕЕВ

МУЖЕСТВЕННЫЙ ПОСТУПОК

Павел Косяков совершил поступок, мужественный поступок. Он составил, снабдил биографическими справками и выпустил в свет поэтическую антологию «В пятидесятых рождены… Лирическая поэзия современной России» (М., Новый ключ, 2011), где представлено творчество двенадцати интересных авторов.

Но в чём же поступок, где тут мужество, спросите вы. А вот в чём. Поясняю, как автор книги «Современные русские поэты». В моей работе было девять персональных глав, где подробно разбиралось творчество того или иного поэта. Так вот после выхода исследования эти люди мне были искренне благодарны (да и то не все, кое-кто проявил странное равнодушие), а зато остальные несколько десятков не на шутку обиделись за то, что я не включил их в состав сборника. Думается, не избежит этого и П. Косяков. По крайней мере, небольшой оттенок напряжённости ощущался и в ходе презентации его книге в ЦДЛ, которая состоялась недавно.

Что тут сказать. Составитель своё слово сказал и дело сделал. А вот что касается обиженных… Тут надо бы вспомнить поговорку о том, что кое на ком воду возят. В конце концов, список приглашённых это всегда – воля хозяина, он сделал свой выбор. Наше дело соглашаться или не соглашаться с ним, но чужую точку зрения стоит уважать, а насколько его взгляд оказался проницательным и провидческим, покажет только время.

Среди тех, на кого обратил внимание П. Косяков, есть имена если не бесспорные, то, несомненно, необходимые, устоявшиеся, те, что на слуху. Не оценивая каждого в отдельности и не выстраивая по ранжиру, скажу, что присутствие в сборнике В. Артёмова, Е. Артюхова, Н. Дмитриева, Ю. Зафесова, Н. Зиновьева, Е. Семичева, Е. Юшина было вполне предсказуемым. Но есть тут имена, которые не каждому из любителей поэзии могут сказать что-то определённое: М. Анищенко, В. Кирюшин, Г. Островский, В. Самарин. Ну так что ж? Зато мы получили возможность познакомиться с относительно новыми именами, сопоставить их творчество с теми, кто уже достаточно примелькался. Не хочу цитировать ни сильнейших, ни сомнительных строк: тут уж либо писать про всех, либо ни про кого конкретно. Пусть уж читатель сам делает выводы.

Безусловно, непросто было составителю решить нравственную дилемму включения или не включения в состав книги своих стихов. Он не пошёл по пути ложной скромности (Шопенгауэр говорил, что скромность пристала носителям слабых дарований) и предоставил слово самому себе. И это тоже поступок, на который составитель имел полное право, тем более, что, по моим сведениям, у Павла Косякова не было никаких спонсоров, издание осуществлено за его собственный счёт. Хочется пожелать ему, чтобы это издание принесло соответствующую отдачу.

В 1980 году вышел сборник «Страницы современной лирики», изданный Вадимом Валериановичем Кожиновым. Казалось бы, проходная книга, одна из… К тому же выпущенная «Детской литературой», предназначенная для ознакомления юных читателей. Но вышло по-другому. Оказалось, что выбор, сделанный критиком, оказался снайперски точным и имена (у Кожинова их тоже двенадцать. Не знаю, есть ли тут символика, но факт есть факт) Жигулина, Кузнецова, Прасолова, Передреева, Решетова, Рубцова, Соколова, прочно вошли в золотой фонд современного русского стиха, а Балашов, Горбовский, Казанцев, Куняев, Чухонцев – в числе наиболее ярких поэтов наших дней. Кожинов угадал. Угадает ли Косяков? Поживём – увидим.

 

 

Павел КОСЯКОВ

Предисловие к сборнику «В пятидесятых рождены… Лирическая поэзия современной России»

Осень русской поэзии… Тревожные взмахи её отлетающих стай, под свист, улюлюканье одних, слёзы и мольбу: «Возвращайся!» — других. Но осень это и пора размышлений, раздумий, а в чём-то и покаяний, дающих надежду на возвращение.

В этих заметках речь пойдет о русской лирической поэзии, о поэтах 1950—1960 гг. рождения, на мой взгляд, наиболее ярко и самобытно представивших своё поколение в России. Почему мой выбор пал именно на эту возрастную группу, а не на более старшую или молодую? Дело в том, что поэтическое поколение «детей войны» (1930—1945 гг. рождения), да и тяготеющая к ним плеяда поэтов рождения конца 40-х, в силу литературно-исторических реалий достаточно полно структурировалась в творческом плане. Их поэтическая зрелость пришлась на то доперестроечное время (1965—1985 гг.), когда отечественная критика, в силу заведённого порядка, определённым образом отзывалась на поэтическую продукцию, выстраивая свой авторский ранжир, в том числе и по поколенческому принципу. Ярким примером этого может служить вышедшая в 1980 году в Москве книга Вадима Кожинова «Страницы современной лирики», представившая широкой аудитории блестящих мастеров поэтического слова. В силу разных причин (и мне это хорошо известно) некоторые яркие, талантливые поэты поколения «детей войны» были, мягко говоря, почти не замечены столичной критикой. Но это уже к вопросу поэтической судьбы и везения. Что же касается поколения 1960-1970 гг. рождения, то это вопрос ближайшего будущего, я надеюсь. Так как «молодые» в последние два десятилетия входят в поэтическую зрелость явно с опозданием, то риск пропустить молодое дарование — очень невелик.

Прежде чем представить поэтов рождения 50-х годов, следует всё-таки внимательно оглядеть ситуацию, то литературно-духовное пространство, в котором живёт и творит нынешнее поэтическое сословие.

Либерально-демократический мятеж, повлекший распад СССР и как следствие разрушение литературно-писательского и книгоиздательского дела в системе Союза Писателей страны, неизбежно ударил и по самой чуткой и болезненной его составляющей — поэзии. Канули в Лету многотысячные тиражи, гонорары, дома творчества, трудовой статус писателя… Литературно-поэтическое пространство оказалось в одночасье разорвано в клочья. Окраинная автономия невольно перестала доносить до центра отзвуки своей лиры. На глазах рушились поколенческие связи, преемственность и традиции русской поэтической культуры.

Умолчание критики, отсутствие профессионального редакторского сита породило вал графоманской книгопродукции и самиздата. В этом сливном, дурно пахнущем потоке потонуло то истинно ценное и непреходящее на чём зиждется поэтическое слово. Несмотря на изобилие пишущих, уровень поэтического мастерства неуклонно снижается, отторгая немногочисленную, все ещё нуждающуюся в поэзии читательскую аудиторию.

Если добавить ко всему перечисленному изощрённо-ненавистническую, духовно-безнравственную идеологию правящей элиты государства, становится понятным сколь драматично нынешнее литературное время.

Именно в силу этих сложившихся реалий, поэты, творчески созревшие на перегибе 20-го и 21-го веков и идущие вослед поколению «детей войны», оказались вне поэтического структурирования и вне литературно-критического осмысления, как системы. Образовалась поколенческая брешь в едином национально-культурном поле, что является серьёзной опасностью, так как ведёт к прерыванию традиций, заложенных золотым веком русской поэзии, и к ощущению талантливыми поэтами своей творческой и гражданской невостребованности.

Задача автора этого исследования в том, чтобы попытаться встроить выбитое звено в единую структуру поэтической мысли, высветить те немногие имена поэтов-лириков, которые удалось обнаружить в нынешнем океане обезличивания, на их примере дать ориентиры мастерства и мировоззренческой зрелости их ровесникам и тем, кто идёт следом.

Ещё раз подчеркну. По причине разорванности поэтического пространства, отследить всех возможно талантливых, ярких поэтов России обозначенного поколения в сегодняшних условиях практически не представляется возможным. Моя задача обозначить проблему и дать ей толчок к разрешению. Я был бы очень рад, если бы в разных регионах страны вслед за этой публикацией стали выявляться группы (или отдельные имена) поэтов действительно работающих талантливо и самобытно, которых с чистой совестью можно было занести в поэтические скрижали.

Теперь несколько слов о жанровом пристрастии. Поэтическая лирика… Почему именно лирика? Не суживаю ли я тем самым рамки выбора? Не думаю. Лирика, и это общеизвестно, наиболее трудная, но и показательная грань поэзии. К тому же, как поэт и редактор, я тяготею к традиционной форме. Отсюда и выбор. Все формальные стихотворные изыски, по большому счёту, лежат вне русской поэтической традиции, а значит и вне формата данного исследования.

Некоторые мои товарищи по писательскому цеху, справедливо ссылаясь на отсутствие национально значимых поэтов в постперестроечное время, полагают, что эта затея не стоит «выведенного яйца». Не соглашусь с подобным подходом. Снижение уровня мастерства поэтов не повод нарушать общелитературные академические законы. Необходимо прилежно вносить в поэтическую летописную книгу всё, что овеяно подлинным вдохновением и самобытностью. Очень может быть, что последующая плеяда поэтов окажется ещё менее даровита (к этому есть все предпосылки), но и тогда — всё тот же поиск и анализ, во имя сохранения для потомков поэтического биения национальной культуры.

Каждое время (поколение) в истории русской поэзии, подобно линии электропередач, зиждется на своих опорных поэтах. Для советского периода (1917—1990 гг.) ими являлись Блок, Есенин, Пастернак, Ахматова, Заболоцкий, П. Васильев, Маяковский, Смеляков, Прокофьев, Твардовский, Вас. Федоров, Рубцов, Тряпкин, Ю. Кузнецов, В. Устинов, В. Соколов… Возможно, кто-то дополнил бы этот перечень еще несколькими фамилиями, суть не в этом. Все они одно целое в передачи живительного света, как я надеюсь, в далёкое будущее поэтических просторов.

Справедливости ради следует сказать, что с большим скрипом, но процесс выявления талантов, несмотря на назойливую ухмылку рынка, Союзом писателей России осуществляется. Благодаря творческим поездкам секретарей СП России из Москвы в различные регионы страны, их личным контактам и связям, благодаря профессиональному чутью ряда редакторов литературных газет и журналов и просто рядовым энтузиастам поэтического цеха, оказалось возможным предложить вниманию читателей ниже представленную группу российских поэтов-лириков. С некоторыми из них я какое-то время лично знаком, веду переписку, с другими перезваниваюсь, третьих знаю только по стихам. Конечно, живя в Москве, мне было не столь сложно выйти на поэтов москвичей, но что касается других регионов, только столичные публикации и презентации их новых книг в СП России и ЦДЛ позволили узнать об их творчестве предметно.

Меня всё время не покидает ощущение, что в моём перечне поэтов не хватает кого-то, кто просто обязан там находиться. Я каждодневно слышу его позывные, чувствую биение его строк. Но они, долетая до меня, не оставляют своих координат. И потому «без вины виноватый», из московских переулков, я говорю тебе, мой далёкий желанный поэт с надеждой, что ты меня слышишь: «Ничто подлинное, народное, вдохновенное не уходит в никуда. Рано или поздно, вопреки всему, твой голос будет услышан и озвучен благодарными ценителями русского поэтического слова».

Каждый из представленных авторов этой книги, на мой взгляд, несёт в своём творчестве те обязательные поэтические достоинства, которые, складываясь воедино, должны олицетворять тот совершенный идеал поэта, который мне хотелось бы видеть, в ожидании явления которого, не один десяток лет с надеждой вздыхает поэтическая общественность и её редакторско-критическая мысль.

В мою задачу не входит застолбить свой перечень имён, навязать его поэтическому сообществу. Повторюсь, задача — в другом: вызвать, реанимировать и даже спровоцировать отечественных критиков, специализирующихся на поэзии, в конце концов, заняться прямым делом, а не обслуживанием своих кланов и тусовок, позволяющих время от времени кормиться из их корыта. Я надеюсь, в первую очередь, на те ещё молодые, не отягощённые знаками отличий и литфондовскими дачами критические силы, которым не безразлично то поруганное поэтическое пространство России, которое как никогда ранее остро нуждается в скорейшем сбережении и восполнении его духовных живительных сил, единственно могущих вернуть ему его былое величие.


Комментариев:

Вернуться на главную