Секретариат правления Союза писателей России и редакция "Российского писателя" от всей души поздравляют прекрасного русского поэта Александра Воронцова с 80-летием!
Желаем Юбиляру здоровья и бодрости, радости и тепла, а также новых замечательных строк!

Елена КОЙНОВА (Тольятти)

"И другую не приму я участь..."

К юбилею поэта Александра Свиридовича Воронцова

Имя Александра Свиридовича Воронцова, отмечающего в этом году свой «круглый» юбилей, хорошо известно в городе Тольятти, где прошла большая часть его жизни. В этом городе он не только 29 лет проработал на Волжском автомобильном заводе в пору его расцвета, из них 25 лет инженером-конструктором, но и является одним из старейшин Тольяттинского городского отделения Самарской писательской организации Союза писателей России. Перу поэта принадлежит десять авторских сборников, ряд его стихов переведён на украинский язык. Певучие стихи А. Воронцова были не раз положены на музыку и часть их опубликована в сборнике песен «Сердце не знало оков».

На встречах читателей с Александром Воронцовым зал не пустует. Ведь, читая и слушая его стихи, часто забываешь о том, «какое, милые, у нас тысячелетье на дворе». В противовес новомодным концептуалистам, стихи которых нередко единственных почему-то именуют «современной поэзией», Воронцов вовсе не стремится быть остросовременным, а просто «пишет как дышит», продолжая традиции русской литературы. Размышляя о месте творчества А. С. Воронцова в поэзии, обращаешь внимание на редкое, но имеющее глубокую традицию в русской классике, когда в одном лице органично сочетаются лирик и «пламенный трибун».

Несмотря на многие произошедшие в стране перемены, он не изменил своим идеалам и нравственным принципам, не «перекрасился» подобно некоторым современникам. Чувство ответственности (редкое ныне качество) за страну, за её настоящее и будущее, как за любимую женщину – позиция А. Воронцова, несомненно, вызывающая уважение:

За голод, за взрывы снарядов,
За грохот обрушенных стен,
За то, что страна стала адом
В годину лихих перемен.
Не жажду я славы Мессии,
Но я до скончания дней
Ответствен за судьбы России,
Что так неразрывны с твоей.
«Не жажду я славы Мессии»

Мало кто сегодня может так прямо и откровенно сказать о своей любви к Родине и готовности встать на её защиту до последнего вздоха:

И когда иноземную свору,
Чтоб тебя добивать, приведут -
Без раздумий и без разговоров
Поднимусь и взойду на редут.

Коль наступит оно, время оно,
Вострубит грозный ангел беду -
Я последним уйду с бастиона,
А, быть может, совсем не уйду...
«Ах, Россия, Россия, Россия!»

Бастион и редут для А. Воронцова, как и было в традициях отечественной литературы – это его поэзия. Когда, выражаясь языком поэта, перо приравнивается к штыку. Для него это те народные идеалы, которые он впитал в детские годы, которым он следовал всю жизнь. Не случайно стихотворение написано в августе 1994-го, накануне поездки на Тоцкий полигон для пикетирования американо-российских военных учений.

А.С. Воронцов всегда помнит о своём послевоенном детстве. К Великой Отечественной войне у него отношение не книжное, а «пропущенное через себя», выстраданное. Этой теме у него посвящено немало стихотворений («Зенитчица», «Мне в детстве рассказала книжка», «Оркестр», «Нежность», «Санитарки»):

Срослись с землею этой до конца,
Уже давно землею стали сами,
Но проросли травою и цветами,
И памятью народной сквозь сердца.

Поэт чувствует себя наследником тех, кто беззаветно служил и отдавал жизнь за Родину. Он задаёт самому себе вопрос «А я бы смог?!», соизмеряя свою жизнь и поступки с военной, может быть самой высокой, перед лицом смерти, планкой. Это не может не отзываться и в душах читателей:

Он был не очень-то и старше
Рыжевихрастого меня,
Наверно, и ему был страшен
Удар кинжального огня.
…..

И беспощадней нет вопроса,
Чем тот, что до сих пор звенит:
А ты сумел бы, как Матросов,
Друзей собою заслонить?
«Мне в детстве рассказала книжка»

Очень хочется, чтобы такие строки добирались до современных молодых читателей, дабы не вырастали из них «Иваны, не помнящие родства» и своей истории.

Говоря о лиризме поэзии А. Воронцова, вспоминается и группа поэтов 1960-х – 1970-х годов, названных «тихими лириками». Николай Рубцов, Владимир Соколов, Анатолий Жигулин, Анатолий Прасолов и другие заняли особое место в русской поэзии. Призывной публицистичности поэтов, собиравших стадионы, они противопоставили лиризм и элегичность, идею возвращения к истокам народной культуры и ценностей; безрассудному стремлению к научно-технической революции и западничеству они противопоставили опору на русские литературные традиции; модернистским экспериментам – подчеркнуто «простой» и традиционный стих. И – удивительное дело – многие «тихие лирики» давно уже перекочевали в разряд классиков, чьи стихи на полках не пылятся, а приобретают всё новых читателей, стремящихся обратиться к вечным ценностям жизни.

Прямота нравственной позиции в отношении к стране, Родине Александра Свиридовича близка к манере той замечательной плеяды русских поэтов, которых критика не вполне точно назвала «новокрестьянскими». В патриотических стихах Воронцова мы видим то же сыновье отношение к Родине, к исконным русским традициям, не официально-вымученное, а по-настоящему народное, родственное. Напоминающее, что род-Родина-родное- народ – это слова, имеющие общий корень, а, значит, и смысл.

К ней любовь – не просто умиленье
Перед лугом, холмиком, избой,
А сердец, ей преданных, горенье
И готовность вечная на бой.

Родина сложилась из народа,
Каждый человек в котором – наш,
Потому в любое время года
Я люблю её, а не пейзаж.
«Родине»

В стихотворении-воспоминании о военном детстве «Наши» у поэта в трактовке этого слова заложен глубинный смысл. Этим выражена не просто афористичная мысль – его жизненная позиция:

Но для меня понятье РОДИНА
Навек осталось в слове НАШИ.
«Наши»

Не случайно, А. Воронцову так близка поэзия самого известного представителя этого патриотического направления, до «радости и боли» любившего родину, Сергея Есенина. В своём творчестве А. Воронцов не раз обращался к поэтической традиции С. Есенина. Он адресовался к строкам поэта, используя их в качестве эпиграфа – например, «Остался в прошлом я одной ногою…» («Такие дела»), «Знать у всех у нас такая участь…» («Участь»). В стихотворении «Участь» в диалоге с Есениным, Александр Свиридович подчёркивает своё духовное родство с ним в отношении к корневой России-Руси:

И другую не приму я участь –
Тут хоть у Есенина спроси –
«Радуясь, свирепствуя и мучась,
Хорошо живётся на Руси!»

Есенинская образность встречается во многих стихах А. Воронцова («Плачут ветлы, под инеем стынучи, / Плачут ветры, печально трубя», «Где вы, зори ознобные вешние?»).

В стихотворении, иронично названном поэтом «Аla ESENIN», интересно обыгрывается примененный С. Есениным в «Шаганэ …» композиционный приём строфического кольца.

Влиянию С. Есенина на творческую и даже личную жизнь посвящены очерки А. Воронцова «Есенин в моей жизни» и «Сладкая полынь».

А.С. Воронцов – поэт широкого авторского диапазона, которому присущи открытое выражение чувств и богатство эмоциональной палитры. И, не скупясь, он делится своими яркими эмоциями с читателем:

А если рядом – вдохновенье?! 
А если рядом – красота?!

А за окошком – день весенний,
Где неба синь и высота?!

А если рядом – ожиданье
Стихов и песен, и всего?!

О, Боже, хватит ли дыханья
И стука сердца моего?!

«А если?»

Творчество для поэта – это, прежде всего, любовь и доброта ко всему земному, которые должны сделать наш несовершенный мир лучше.

Хочу помочь больной планете
Поверить в доброту свою,
Сам верю свято в чудо это
И потому пою, пою...
«Когда душа стихов попросит»

Любовная лирика – отражение нестареющей души Воронцова – одна из самых сильных сторон его поэзии, особенно ценимая читателями. В двухтомнике поэт выделил ей целый раздел под названием «Вспоминай». Но, несмотря на такое «ностальгическое» название, стихи поэта свидетельствуют: любовь для него не воспоминание, а вечная и неотъемлемая часть жизни в любом возрасте. При этом, Александр Свиридович, как человек активной жизненной позиции, считает, что в поэзии общественное значение любовной лирики не менее значимо, чем всё остальное, «потому что главной героиней всегда была, есть и будет женщина. Женщина – существо непостижимо сложное, отношение к ней – ещё сложнее. Поэтому и стихи получаются самые разные: от трагических до комических»:

Так, наверно, мир устроен –
Непонятно только, кем –

Чтобы рушились устои,
Воздвигались бы затем.

«Знаешь?»

Стихи А. Воронцова отличаются особым задушевным лиризмом в раскрытии самых сокровенных человеческих чувств. Но, в то же время, он не переходит за «заветную черту», всегда остаётся настоящим Рыцарем перед своей «Дамой печального образа»:

Я пройду все сраженья жестокие,
Усмирю ветряки навсегда,

Чтобы дамой весёлоокою
Стала ты, как в былые года.

«За!»

В своем отношении к любви Воронцов ставит высокую планку. Ему нужна только такая Любовь:

Хотя бы сквозь тайную грусть,
Но чтобы – до дрожи!

Но чтобы до гула в груди, 
Особенно слева!

И чтобы в призыве: «Приди!»
Была королева!

«Что?»

В стихотворении «И приду» поэт по-блоковски готов пройти «сквозь ночь, и сквозь стену», чтобы глаза любимой сияли как аметисты сквозь занавес полутьмы. Такое отношение автора к любви – трепетное и возвышенное – может служить примером для нашего времени, навязывающего другие «идеалы» в отношениях мужчины и женщины. В глубоко лирическом стихотворении «Желание» поэт в шестнадцати строках показывает эволюцию любви-желания мужчины и женщины на протяжении жизни: от юношеской любви-страсти до высшей ее стадии – единственного желания, чтобы любимая женщина просто «жила и жила бы» рядом:

Как много желал, то любя, то скорбя, –
С тобой и с желаньями не было сладу.

Так мало мне надо теперь от тебя:
Жила и жила бы!

«Желание»

И даже традицию нерукотворного памятника-поэзии А. Воронцов воплощает через любовь к женщине, своей многолетней верной спутнице – жене Людмиле:

Оправдываться незачем и нечем,
Слова пусты, и лишь одно не ложь:

Пока живут стихи – ты не умрёшь,
Тебя врезаю в них всё крепче,

крепче!
«Людмиле»

В пронзительных стихотворениях «Я тебя никогда не забуду», «Неизъяснимая нежность моя», «Вспоминай», он убеждает, что Любовь – это то, что делает человека бессмертным, потому что память о ней умереть не может:

За окном – звезда и вечность,
Да ещё собачий лай…

Мы увидимся, конечно, 
Вспоминай лишь, вспоминай!

«Вспоминай»

Любовь поэта «взрослела» вместе с ним, но не исчезла с годами, а перешла в соответствии с возрастом – от страсти к глубокой нежности, для которой найдено очень точное слово «благодать»:

Остатки юности дарю
Тебе, красавица седая,
С тобою вместе увядая,
Всё страстью нежною горю!

С тобой гореть и увядать
И если тела не хватает,
Я словом нежным приласкаю…
Какая всё же благодать!
«Остатки юности дарю»

Стихи Александра Свиридовича о природе из раздела «КАЛЕНДАРЬ (картинки природы)» оставляют светлое и жизнеутверждающее чувство. Сколько поэтов писали о розе! Но Воронцов, обращается к этому образу по-своему. Он не живописует её красоту, поэту хочется, чтобы наш мир был лучше, добрее, радостнее:

Чтоб на розе вместо инея
Заискрилась бы роса,

Чтобы ей красою синею 
Улыбались небеса!

«Фото «Роза в инее»

Лирике А.С. Воронцова присуще ощущение нежности и тепла, трогательное, иногда почти детское восприятие природы:

Стебель клонится гибко:
«Ты возьми меня в путь!

Я такой невесомый –
Не устанешь со мной!

И со мной будешь дома,
Хоть пройди шар земной!

Я – домашний-домашний,
Я – уютный такой!»

Ах, Ромашка-Ромашка,
Ну, пошли, что ль, со мной!

«Ромашка»

Несмотря ни на какие обстоятельства, поэту удаётся сохранить несгибаемо оптимистичное отношение к жизни, верить в то, что за стужей обязательно придёт весна и принесёт с собой новое обновление:

Завтра станет нам судьба ясна:
Новые пойдут стихи и песни –

По другому быть не может, если
Завтра начинается весна.

«Завтра»

Воронцову-поэту присуще удивительное жизнелюбие, умение по-державински находить искреннюю радость от жизни в самых незатейливых мелочах и «заражать» этой радостью других. Умение, надо сказать, редкое и такое важное, позволяющее в суетной сегодняшней жизни открывать её главный смысл – просто жить и находить счастье в этом:

Посмотри, как твой котёнок 
Меж кустов бежит и скачет,

Мотылька схватить пытаясь!
Вон пошла соседка в шортах

С полотенцем на плече –
Поздоровался бы с ней…

А прощаться с летом – рано!
Ты не верь календарю.

«Календарь»

В то же время, так же, как и «отец русской поэзии» Г. Р. Державин, Воронцов и в описании повседневного, бытового остаётся, прежде всего, поэтом. Так, в ярком по своей образности стихотворении «Яблоки», обычное упавшее яблоко становится для автора поводом для глубокого философского размышления о жизненном цикле и истинном смысле жизни:

Пролетят года – я постарею, 
На дрова, наверное, пойду.

Мне бы лишь увидеть, как зардеют
Яблоки задорные в саду!

«Яблоки»

Наряду с лирическими стихами, важное место в творчестве поэта занимают юмористические стихи. Традиционно один из разделов своих книг «Вначале была жизнь» поэт посвящает юморескам («Загадки»). Однако, и юмор поэта – это не пустое бездумное зубоскальство, чаще всего встречающееся в последнее время, а мягкая ирония по отношению к себе или окружающей жизни, один из способов её постижения:

В каждой буковке – горе луково:
И смешно, и до слёз!

Разберись, поди, – эка штука вот –
Где – шучу, где – всерьёз!

«Шутовство»

Нередко проскальзывающие иронические нотки уберегают от излишнего пафоса и высокопарности.
Часто с теплым юмором поэт изображает своих героев и героинь (Квасница», «Она», «Не бойсь»). При этом он ироничен и по отношению к себе:

Нет, вовсе я не солнечный, –
Эпитет неудачный:

Скорее, даже облачный,
Скорее, даже мрачный.

«Наоборот»

Юмор А. Воронцова это не холодная ирония, не злой смех, а тонкий, тёплый, заразительный, истинно народный, когда хочется посмеяться или просто улыбнуться вместе с автором:

Ты пройдись чуть-чуть вдоль Волги,
Ты присядь в саду под грушей,

А под яблоней не надо:
Был один уже Ньютон.

«Календарь»

Особо хочется отметить музыкальный дар поэта А. Воронцова. «Я же из Воронежских краёв, а там шагу не делают без песни…», признаётся Александр Свиридович, автор сборника песен «Сердце не знало оков...» «Оказалось, что песни, каждая в разной степени, греют душу, и не только мне», пишет автор в предисловии к сборнику, посвящая его «всем, у кого в горе и в радости поёт душа!». И как поэту-песеннику ему подвластны различные музыкальные жанры – и лирические песни, и танцевальные («Прощальное танго», «Звездный вальс»). Причём не только на русском, но и на украинском языке!

Тема Украины присутствует в творчестве русского поэта Александра Воронцова на протяжении многих лет. Нередко его стихи дублируются и публикуются сразу на двух языках (например, «Эхо» (Рождественская сказка) и «Вiдлуння» (укр. Різдвянаказка)). Но, в последние годы, конечно, поэта не могут не волновать особо события, разделившие два народа, родных и близких, на два враждующих лагеря. Ведь у нас общие корни, судьба, вера. Очень точно поэтом найден для этого образ зеркала:

Посмотри в Украину, как в зеркало.
Что увидел? Кто там пред тобой?
Видишь – чьи-то глаза озлоблены,
Видишь – чьи-то глаза растеряны,
Видишь – чьи-то глаза напуганы.
Понимаешь, чьи это глаза?
Посмотри в Украину, как в зеркало,
И к гадалке не надо ходить!
«Посмотри»

Если обратить литературоведческий взор на поэзию А. Воронцова, то можно заметить его приверженность к простоте поэтической речи. Как поэт, он – сторонник традиционных стихотворных размеров, в его стихах нет или почти нет замысловатых поэтических изысков: разностопных строк, сложных рифм. Яркие метафоры и другие тропы не занимают в его поэзии главного места. Он легко сочетает мысли о высоком с бытовыми сравнениями, трагичное и комическое, высокий слог с просторечиями:

Мне так хотелось умереть
Совсем недавно,
Чтобы не греться и не греть –
Вот было б славно!
И никаких тебе забот
И угрызений –
Доволен был бы, словно кот
Порой весенней.
«Страшусь прослыть»

Творчество Александра Свиридовича Воронцова сохранило верность той традиции, которая уходит своими корнями в глубину народной почвы, в нравственном отношении к жизни. Такой подход, к счастью, нередко и помогает сохранить живой Музу русской поэзии. Той поэзии, которая, несмотря на свою кажущуюся простоту, способна дать автору возможность сказать в своём слове о главном, непреходящем, открывающем мир с лучшей стороны. И в этом она будет находить своих новых читателей и почитателей, ищущих в поэтическом слове простые и вечные жизненные ценности.
В упомянутом написанном стихотворении поэт, с высоты своего возраста, поделился:

Мирская надоела прыть –
Уйти бы с миром!..
Но только я страшусь прослыть…
Кем?.. Дезертиром.

Дезертиром Александр Свиридович Воронцов никогда не был – ни в жизни, ни в поэзии. Душа поэта не остыла. Она продолжает чувствовать в жизни прекрасное в обыденном, любить, верить и бороться за справедливость, воплощая всё это в поэтическом слове. Значит, будем ждать новых стихов!

 

Воронцов Александр Свиридович родился 14 июня 1939 г. в селе Радченское Богучарского района Воронежской области. С 1970 г. живёт в Тольятти.  Ветеран труда, ветеран ВАЗа, на котором работал 29 лет, из них 25 лет  инженером-конструктором.   Имеет награды за трудовую деятельность.
Автор книг «Ты понимаешь, я – не идол», «Дымок», «Неизъяснимая нежность моя», «Трубач», «Что помнится крепче», «Метеорит», многожанровый двухтомник «Вначале была жизнь» и сборник песен «Сердце не знало оков».    
Представлен в антологии «Писатели  Самарского края в числе 100 авторов от средины Х1Х века до современности. Издавался в альманахах «Стрежень», «Сызранская излучина» и «Новый Енисейский литератор». Награждён «Гоголевской медалью» ЮНЕСКО.
Член Тольяттинской городского  отделения Самарской писательской организации Союза писателей России.
Член Союза писателей России.
Большая стихотворная подборка Александра Воронцова была опубликована на сайте "РП" в "Тольяттинской тетради"

Елена Койнова - кандидат филологических наук, доцент, лауреат премии Союза писателей России «Имперская культура», член Международного Есенинского общества «Радуница».

 

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"

Комментариев:

Вернуться на главную