Виктор КУСТОВ, главный редактор журнала "Южная звезда" (г. Ставрополь)

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ "ЮЖНАЯ ЗВЕЗДА"

2010 год уже сверстан, и можно говорить о первом серьезном юбилее: в 2001 году вышел первый номер всероссийского литературного журнала "Южная звезда" (1) .

Был выбран самый универсальный формат: мемуары, поэзия, проза. Прежде всего, по причинам полной неясности того, что происходит с литературой в меняющейся стране, отсутствия критической мысли, да и спроса на таковую, как и на умное литературоведение. Что же касается журнальной публицистики, то раздел "мемуары" виделся более жизненной и востребованной ее заменой, этакой честной хроникой перемен.

В течение этого десятилетия мне, как главному редактору, пришлось перелопачивать множество "словесной руды", с горечью констатируя сначала отсутствие молодых интересных авторов, затем, с созданием сайта www .southstar. ru , удивляться обилию самоуверенных безграмотных графоманов в Сети и, наконец, придти к оптимистичному выводу: истинная литература, изгнанная в андерграунд, все же есть. И она, безденежная, безымянная, пробивается через плотный слой безвкусного чтива, бездарных поделок, языкового примитива, все громче заявляя о себе. И это и есть тенденция, как и постепенно возвращающийся к истинной литературе, в которой только и есть магия слова, читатель. И стратегия нашего журнала, как и любого "толстого", уподобившегося, с одной стороны, "последним из могикан", с другой - пионерам нового ренессанса русской литературы - выстоять перед напором бескультурья и деградации общества, удержать плацдарм и по мере сил его расширять.

На этом плацдарме сегодня есть и свои правофланговые. Хотя, впрочем, плохих произведений мы и не публикуем. И, тем не менее, есть на кого равняться...

На январь 2010 года вышло 33 номера, в которых опубликованы произведения 265-ти авторов, в том числе 26-ти проживающих за рубежом.

Особенностью издания, несомненно, является раздел "мемуары". Публикации этого раздела отражают время и среду. По ним копаться в нашем настоящем будут дотошные любознательные будущего. На мой взгляд, наиболее интересными были следующие публикации: документальные рассказы Галины Пухальской (№ 1), "Записки каменщика" Николая Радчука (№ 6), "Предвидение Вольфа Мессинга" Вадима Чернова (№ 10), "По городам и весям" Валерия Ганичева (№ 11), " На Кагуле, в степях Буджака" Виктора Арнаутова (№ 12), "Смертельный танец" Галины Третьяковой (№ 14), "Время Гулливеров" Геннадия Хазанова (№ 15), "Вольный горец" Гария Немченко (№ 18,19), "Небо Абхазии" Никиты Николаенко (№ 22), " Все было, как было" Евгения Карпова (№ 23-25), "Отпуск в Тьмутаракани" Николая Переяслова (№ 26), "Обретение Бога" Сергея Новоселова (№ 29), "На златом крыльце сидели" Владимира Жукова (№ 31), "Путешествие в экзотику" Максима Свищева (№ 31), "Записки "контрабаса" Олега Воропаева (№ 33).

Общее, что объединяет эти публикации - это правдивое изложение коллизий собственной жизни, опыта, переплетенных с коллизиями общества (2).

Ностальгия по ушедшему времени, отношениям, атмосфере взаимопонимания и соучастия, а для тех, кто покинул страну, ностальгия в полном смысле этого слова, характерна для поэзии этого десятилетия, представленной, в первую очередь, зрелыми авторами. Для нее характерны философичность, ясность образов, позиции. В молодой поэзии преобладает пессимистичный взгляд на мир, драматизм внутренних поисков своего места в жизни. Они более авангардны, несомненно расширяют поэтический словарь новыми словосочетаниями, сравнениями и смыслом.

Поэты - это самый многочисленный авторский актив журнала. Некоторые стали нашими постоянными авторами, то есть являются критерием для остальных. В их числе: Сергей Сутулов-Катеринич из Ставрополя, Владимир Шемшученко и Виктор Брюховецкий из Ленинградской области, Станислав Подольский и Игорь Паньков из Кисловодска, Валерий Черкесов из Белгорода, Олег Блажко из Киева, Александр Милях из Кишинева. Этот список можно продолжить, каждая поэтическая публикация на страницах журнала свидетельствует о высоком уровне поэтического мастерства. По моему убеждению, роль поэта сегодня - это роль некоего очистителя загрязненной словесной среды. И еще роль связующего с духовным миром. И с этой ролью поэзия сегодня справляется.

Проза, представленная в журнале, свидетельствует о наличии высокохудожественной литературы, которая не имеет выхода к читателю, причем в различных жанрах. Десятилетняя работа над журналом наглядно показывает всю порочность нынешней издательской политики, когда читатель загоняется в резервацию, огороженную издательскими заборами, возведенными в угоду получения сиюминутной выгоды. И ни о какой свободе выбора, что читать, речи идти не может. Впрочем, желание "снимать бабки" на раскрученных именах, на детективно-фантазийных поделках уже привело к падению читательского спроса. Слава Богу, вкус все же остался, пусть и у мизерного числа читателей.

На мой взгляд, уже в ближайшем будущем широкий круг читателей узнает немало новых имен. Я назову лишь несколько заметных публикаций в журнале. Это исторический роман нравов "Быстрые волки" Анатолия Лысенко (№ 1-3), фантастический боевик "Тень дракона" Андрея Гатило (№ 4,5), повесть "В стране сарлыков" Александра Поповского (№ 9), детективный роман "Не бойся, только молчи" Николая Буянова (№ 8,9), романы "Корона Скифа" и "Месть Родогуны" Бориса Климычева (№ 12,13, 22), повесть-притча "Копай, Петрович" Олега Мельниченко (№ 21), роман "Период полураспада" Николая Сахвадзе (№ 23), трилогия "Провинциалы" Виктора Кустова ( № 20,24-25, 31-32), мистико-мифологический роман "Последний шаман" Николая Семченко (№ 26, 27), исторический роман "Ольга Алмазова" Михаила Федорова (№ 28, 29 ).

Я выбрал крупные произведения. Но на страницах журнала опубликовано и немало рассказов. В 2006 году совместно с интернет-изданием "Звездные копи" был проведен конкурс рассказа среди молодых авторов, по итогам которого в первом номере 2007 года были опубликованы произведения Светланы Паниной из Симферополя, Варвары Болондаевой из Москвы, Елены Гук из Таганрога, которые свидетельствуют, что и в интернете стали появляться по-настоящему художественные произведения.

Выживать нелегко, прибыльным журнал не является, хотя мизерные гонорары выплачиваются. Журнал финансируется Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям и учредителем. Распространяется по подписке и бесплатно - по библиотекам Ставропольского края, а также триста экземпляров каждого номера передается на заставы Северо-Кавказского пограничного округа.

Отсутствие выхода к широкому читателю компенсирует наличие собственного сайта, на котором выставляется все, за исключением крупных произведений.

В настоящее время комплектование журнала осуществляется на год вперед.

Исходя из географии публикуемых авторов, а это территория от Хабаровска до Санкт-Петербурга (заграница - отдельная тема, нет выхода на организацию, которая бы занималась подпиской там), хотелось, чтобы журнал имели хотя бы библиотеки тех городов, где проживают наши автора. К сожалению, механизм такого целевого распространения нами не отработан. Нет связи и с филологическими (прежде всего столичными) вузами, учреждениями, имеющими отношение к литературному процессу, которым журнал был бы, несомненно, ко двору, наглядно иллюстрируя диалектику русскоязычного литературного процесса в России и за рубежом.

 

(1) Выходит ежеквартально. Объем 320 страниц. Тираж 1000 экземпляров. Редакция находится в Ставрополе.

(2) Для стимулирования желания заглянуть на сайт отмечу, что среди этих публикаций - и история жизни девяностолетнего писателя Евгения Карпова, и смелое откровенное описание чеченской кампании ее участником, офицером МВД Олегом Воропаевым, и горькая правда нравственного распада семьи, не выдержавшей испытания деньгами, предпринимателя Владимира Жукова.

Вернуться на главную