Константин СМОРОДИН, главный редактор Молодёжного журнала «СТРАННИК», (г.Саранск)

РАЗМЫШЛЕНИЯ О ПРОВИНЦИАЛЬНОМ ИЗДАНИИ

Есть знаменитая картина художника Н. Ярошенко «Всюду жизнь»: сквозь оконные решётки видны люди – женщина, дитя, старик, - чьи лица окрашены в это мгновение светом тёплого любования. Прямо через решётку ребенок сыплет крошки голубям… Много говорит эта картина сердцу…

Культура сегодня – тоже в утеснении, угнетении, в ущемлении всяких прав, почти за решёткой. Голос её едва слышен в обществе, потому что заглушают его вопли из телеящика. И всё-таки культура живёт. Возвращаясь к символическому смыслу картины «Всюду жизнь», культура кормит голубей и любуется красивым движеньем человеческой души… Страдает и мыслит, пытается постичь и служит, беззаветно жертвует и говорит с современниками… Так что всякая некоммерческая и немассовая культура учится сегодня смирению, не по своей воле и не от хорошей жизни.

Что же в провинции? Понятно, что всякое культурное начинание, затеянное в провинции, вдвойне смиренно. В телевизоре очень любят словосочетание «амбициозный проект». А музеи, библиотеки, издания небольших городов сегодня скромны, ощущая себя «золушками» на чужом пиру. В провинции само поле ценителей искусств и любителей литературы намного уже, чем в столицах, и мериться тщеславием, поднимая свою значимость и заявляя: «И мы! И мы участвуем и созидаем!» - слишком пафосно. Скорее другое ощущение довлеет, созвучное упомянутой уже картине – «Всюду жизнь»! Пусть скудость, теснота, непонимание, иногда – ощущение ненужности, но главное – жизнь! Как сказал поэт-эмигрант Георгий Иванов: «Пусть на угольном заводе служить, только бы жить!»

Но вот в чём парадокс! Столичные издания часто идут на поводу постмодернистской литературной моды, публикуя вещи заведомо мертворожденные, убогие, написанные под свинцово-низким небом, по сути, бесчеловечные. Потому произошло такое отторжение читателей, скажем, от «Нового мира» или «Знамени», заигравшихся в себе, когда слово превратилось в праздную шелуху. Нежелание видеть в человеческой жизни высокий трагический смысл неизбежно ведёт к необязательности литературы, и следовательно – чтения. Так и получается, что, когда столичные журналы и издательства отказываются от ответственности, провинциальные издания неизбежно выходят на передний край борьбы за читателя, и их значение растёт объективно. Это и «Подъем», и «Русское эхо», и «Кубань», и «Вологодский Лад», и наш «Странник»… А вот, например, «Урал» и «Волга» следуют в постмодернистском фарватере, так что и здесь ситуация неоднозначная.

Казалось бы, провинциальный журнал мало кому может быть интересен за пределами своего региона. Однако даже небольшой издательский опыт «Странника» позволяет утверждать: живое – общеинтересно. Люди объелись эрзацами и суррогатами и хотят качественного и натурального.

Например, прислал в журнал рукопись бывший вертолетчик, летавший на Чукотке и попадавший за многие годы службы во всякие перипетии, сопроводил фотографиями, где – виды суровой северной природы, геологи, лётчики, а еще – белые медведи… Словом, человек попытался рассказать о своей необычной жизни, о северянах, закалённых трудными условиями, об удивительных встречах. Конечно, над текстом пришлось основательно поработать, но сил на это – не жалко, потому что материал – живой, настоящий… А вот эта «настоящесть» ценнее всего. Таких рукописей попадает в журнал немало. В своё время мы публиковали воспоминания отца русского ледового спидвея Владимира Карнеева, чья жизненная дорога пролегала через Саранск (этот спорт сегодня весьма популярен в Мордовии и собирает целые стадионы); автобиографические записки главного врача районной больницы; инженера одного из заводов города, сумевшего даже как-то любовно рассказать об этом сложном организме с его производственной и научной деятельностью; опубликовали мемуарную книгу летчика-испытателя – переселенца из Таджикистана, человека удивительной воли и пассионарности… И всё это – книги-«судьбы», книги- «жизни»… «Странник» познакомил своих читателей с главным архитектором Саранска, чьи здания, олицетворяющие собой мощь советской эпохи, украшают центр города; с джазменами, с художниками и искусствоведами, с фотографами, создавшими свои летописи, запечатлевшие контрасты перестройки и красоту пейзажей среднерусской полосы. Крайне важным мы считаем то, что все эти материалы в своей воспитательной направленности обращены прежде всего к замороченной нашей, сбитой со всех позиций – молодёжи. Всё это – очень живое. Про живых людей, про их жизнь. И это, пожалуй, самый главный критерий отбора в журнал.

Важна та точка современности, та «настоящесть», где твоя личная ответственность пересекается с общественным бытиём; важна сама причастность к потоку жизни, причём жизни живой, затрагивающей глубинные, бытийные пласты. В этой расплывчатой формулировке главное слово – «жизнь». Как к ней присоединиться? Как войти? В конкретном «делании» Молодежного журнала «Странник» это отражается в поиске созвучных авторов, в подборе материалов, в направлении ума, сердца к душевному и духовному, к единому на потребу… Целый цикл «Прямых разговоров» (так называется раздел, посвященный острым литературным и шире – социальным проблемам) затрагивал тему «мёртвого и живого» в литературе. Идти путём живых – вот сверхзадача. Может быть, оступаясь, ошибаясь… Но – сообща, сквозь мир потребления, несущественной, разноцветной мишуры, ненужных, отягчающих ум и совесть словес.

Думаем, что именно благодаря этой позиции всероссийская подписка на Молодёжный журнал «Странник» потихоньку, но растёт. Кстати, растёт и розничная продажа. Только что редакцией получены крупные заказы из Пскова и Новосибирска.

Каждый край, каждая область и республика вписаны в Большую историю России. Есть и фигуры поистине значимые и в масштабах всей страны. Когда говорят о Саранске, о Мордовии, то вспоминают прежде всего два имени – философа и литературоведа М.М. Бахтина и великолепного скульптора, которого сравнивают с Роденом, Степана Эрьзи (Нефёдова). Сюда, в Саранск, к Бахтину приезжали Кожинов, Бочаров, Гачев; здесь остались те, кто работал под его началом на кафедре; его студенты; соседи. Наш Молодёжный журнал «Странник» гордится тем, что впервые на наших страницах опубликован целый ряд эксклюзивных «бахтинских» материалов (например, очерки-воспоминания Валентины Борисовны Естифеевой, бывшей преподавательницы кафедры Всеобщей и русской литературы, которую возглавлял Бахтин). Эту линию мы «держим», и коль скоро появляется что-то новое, стараемся публиковать. То же касается и «эрьзинской» темы. Буквально в последний номер готовится свежий материал по следам поездок саранских искусствоведов в Буэнос-Айрес, где Эрьзя столько лет работал в своей мастерской, создавая скульптуры из сверхтвердых пород аргентинских деревьев.

В прошлом году журнал отметил своё 15-летие. Время течёт стремительно. Кажется, только вчера мы проводили презентацию журнала в Москве, на базе «Литературной России», посвященную семи годам нашего издания от роду; на 10-летие в 2004 году приезжали в Саранск: прекрасный прозаик Вячеслав Дёгтев (о котором – увы!- приходится говорить в прошедшем времени, воистину – оборвавшийся путь), литературный критик из журнала «Москва» Капитолина Кокшенёва, одаренная редкой способностью постигать художнические сущности тех, о ком пишет; автор документальной, жестокой, потому что правдивой, отрезвляющей книги для молодежи «Сны золотые. Исповеди наркоманов» - Сергей Баймухаметов; замечательный поэт из Самары, связанный жизненными нитями с Саранском, Борис Сиротин. Неслучайно люди такого консервативного, охранительного умонастроения и творчества были приглашены. Это важно и определяющее для журнала. Кстати, по приглашению «Странника» в Саранск на творческие встречи с молодыми литераторами и читателями приезжал современный классик, великолепный русский прозаик, сыгравший и лично в нашей творческой судьбе особенную роль, Леонид Иванович Бородин. И это было незабываемо!

За эти годы сложился круг единомышленников, хотя «Странник» всегда открыт любому талантливому автору. Мы печатаем известную писательницу с Украины Майю Фролову и молодых саранских писателей – Георгия Котлова, Наталью Рузанкину, Санди Сабу, Александра Зевайкина, Виктора Мишкина; Наталью Моловцеву из Воронежа; Дмитрия Ермакова из Вологды; творчески дружим с Дианой Кан и Евгением Семичевым; публикуем Романа Сенчина, Лидию Сычёву, Геннадия Фролова, Виталия Носкова, Владимира Пронского… Больше четырех сотен «новых имен» появилось за эти годы в Молодёжном журнале «Странник» и среди них есть те, кто окончил Литературный институт и сегодня серьезно связал себя с литературой (Светлана Тремасова, Стас Нестерюк…). Жанрово мы себя не ограничиваем: детективы, фэнтези, мелодрамы, приключенческие и юмористические повести, документальные книги, - всё, что читаемо, главное – не скатываться в мертвечину, безвкусицу и пошлость.

В прошлом и в этом году журнал довольно широко открыл двери «афганской» прозе, поэзии, дневникам, фото, отмечая юбилейные даты ввода наших войск в Афганистан (30 лет) и вывода (20). Хочу отметить яркую прозу Андрея Семёнова «Под солнцем южным…», герой его повествования, куражистый и с юмором парень, чем-то напомнил легендарного Василия Тёркина.

Названия наших разделов говорят сами за себя: «На нашей улицу», «Историческая кухня», «Путешествия и приключения», «Древо жизни», «Зеленый остров», «Новые имена», «Прямой разговор»… Кстати, недавно у журнала появился сайт, где можно подробнее ознакомиться с нашими публикациями ( strannik-lit.ru ).

Вопрос «провинциальности» - это скорее вопрос не географического местопребывания, а мироощущения личности. Нам радостно сознавать, что сегодня Молодёжный журнал «Странник» всё увереннее перешагивает границы Мордовии и наши читатели – сомышленники, соучастники жизни, - появляются во многих регионах России. Будем же делиться друг с другом собой и своим дорогим: жизнью, замыслами, устремлениями, зажигать идеей, мыслью; в этом – без ложной скромности – задача каждого уважающего себя издания.

Вернуться на главную