22 ноября - день рождения известного русского поэта Николая Коновского!
От всей души поздравляем Николая Ивановича!
Желаем крепкого здоровья, благополучия, вдохновения!

Николай КОНОВСКОЙ

Из новых стихов

 
 
 

КРЫМСКИЕ СТРОФЫ

ХЕРСОНЕС
Над гладью морскою, под синью небес –
Бесстрастные камни твои, Херсонес!

Но веет над каменной мощью руин
Наитием неопалимых купин…

В античную дымку лишь бросишь свой взгляд:
Налился прозрачным огнём виноград, –

Там греком для радости припасено
В сорокалитровых амфорах вино.

…О, сколько веков над тобой пронеслось,
И сколько миров в тебе переплелось!

Ты знал Византии пленительный сон,
И Рима был твердой рукой ограждён.

Всё сеет Творец сквозь времён решето.
Был – крепость и полис, а нынче ты что? –

Земля одичанья с лежащей на ней
Холодной молчащею грудой камней,

Вневременный Замысел, что не объять…
Где Третьему Риму довеку стоять.

МЫС ФИОЛЕНТ
Чрез сколько бы ни было – даже чрез тысячу лет –
Всё в памяти сгинет, и только один Фиолент –
Мыс, полный величья, не канет в забвенье и Лету.
Ты помнишь ли медный, звучащий над бездною глас,
Цикад песнопенье и не оставлявшее нас
Жарою и грозами жгучее крымское лето;

И море бескрайнее – высь, поглотившая ширь,
И мира древнее, на самом верху монастырь
Святого Георгия; тихих свечей колыханье,
И камней громады, и слёзы плетущихся лоз,
И воздух, в котором смешалось дыхание роз
С разлитым над вечностью Божьим неслышным дыханьем...

БАЛАКЛАВА
Всё переменится. Вспомни же, росс,
Мощь преисподней –
Базу в скалистой твердыни Таврос
Лодок подводных,

Уничтожающий огненный свет
Ядерной лавы –
Ворогу, если зарвётся, – «привет»
Из Балаклавы!

Гладь потаённая. Всё в ней – добро,
Вечность и мера.
Зря ли места сии зрело перо
Старца Гомера?..

Мощные своды – в забвенья пыли,
Брошены штольни.
Пусть – даже лодки куда-то ушли –
Дух наш не сломлен.

Не приведенье и мертвенный прах,
Рыхлая масса, –
Твердью, сокрытою в этих горах,
Дух наш остался.

Как ни беснуется вражия рать,
Оберегаем
Свыше – объект 825
Неубиваем…

Кружит над бухтою, радость лия,
Вещая птица…
Всё возвратится на круги своя.
Всё возвратится!

ХРАМ ДВЕНАДЦАТИ АПОСТОЛОВ В БАЛАКЛАВЕ
Сонет
Храм, вышней волею храним –
Явление святыни –
Века стоит: неколебим
Фундамент Византии.

Сиянье тихое лампад.
Старинные оклады.
Свечами выстроились в ряд
Опоры колоннады.

Друг дальний, верь или не верь,
Но Божий мир стоит, как твердь,
И живы мы, покамест

Здесь служба каждый день идёт,
А по средам народ поёт
Владычице акафист. *
_____________
*каждую среду в 9.00 в храме читается акафист пред иконою 
Божией Матери «Скоропослушница»

ЗАПАХОМ КРЫМСКОЙ ПОЛЫНИ…
Солнце палящее. В девственной царственной сини
Время теряется и очертания гор.
Горькой усладою – запахом крымской полыни
Воздух напитан и весь поднебесный простор, –

Духом, врачующим ожесточенье и горе…
Ветер сгущается, гибкую клонит лозу.
Мир – словно вымер, и только бескрайнее море,
Вещее море шумит неустанно внизу.

Эхо далёкое длит нарастающий рокот
Передвигаемых дланью незримой громад…
Солнце да море лишь, да несмолкаемый стрёкот,
Страстное пение и упоенье цикад…

Вот и достигли мы верха скалистого мыса;
За руки взявшись, над синею бездной стоим, –
Здесь, где божественный запах полыни разлился,
С вечностью слился и с ровным дыханьем твоим!

ГОРЛИЦА, ГОРЛИНКА…
К душному вечеру крымские смолкли цикады.
Словно бы вымерло всё на иссохшей земле.
Только сгущаются, близятся грома раскаты;
Молнии шарят в слепой обступающей мгле.

С каждой минутой пронзительнее и живее
В мире притихшем, пока не случилась гроза, –
Ветер с внезапной горячностью страстно повеет,
Зашевелится густыми листами лоза.

Это мгновенное благословенное лето,
Прикосновенье прощальное влажной щеки!..
Слышно, как плачет бессильно и тягостно где-то
Горлица, горлинка – голос щемящей тоски…

Тайна безвестная, чья-то судьбина чужая,
Чем мне утешить тебя и в несчастье помочь?..
Мукой отчаянья сердце моё надрывая, –
Горлица, горлинка спать не даёт мне всю ночь.

ЕСТЬ ВЕЧНОСТЬ, МЫ И МОРЕ…
Гляди, как в споре с тьмою
Разлился зыбкий свет…
Есть вечность, мы и море,
А зла и смерти нет.

А всё, что власть имеет
Над нами, тяготит, –
Солёный бриз развеет,
И бездна поглотит.

Вскипает море пеной,
Волной о берег бьёт…
Нет мрака, – есть мгновенный
К сиянью переход.

Но всё свирепей ветер.
Земную твердь трясёт…
К чему тебе всё это,
Зачем я это всё?

Ты слушаешь, теряя
Мгновеньям счастья счёт,
Как горлица рыдает,
Как иволга поёт.
…………………………………........
На роковом просторе
В передрассветный час
Есть вечность, мы и море…
Да Милующий нас.

ПОСЛЕ ГРОЗЫ
Отгромыхала в безлюдном просторе гроза.
Медленно ожила и распрямилась лоза.
Травы запахли.
В дальнем овраге шумит ещё слабо поток.
Переливаясь, с листа на зелёный листок
Капают капли.

Дланью незримой небесный очистился свод.
Даль обнажилась, и тоненько стайка поёт
В зарослях сада,
В кронах взлохмаченных мокрого березняка…
Стихла покорно в руке дорогая рука –
Божья награда…

ПАМЯТНИК ЗАТОПЛЕННЫМ КОРАБЛЯМ В СЕВАСТОПОЛЕ*
В России, на одной из скал,
Есть восьмигранный пьедестал
С вознёсшейся колонной.
Владыка сущего досель, –
Орёл, – взлетев на капитель,
Хранит морское лоно.

Парящий над пучиной зол
Двуглавый царственный орёл
Величием отмечен.
Он, коего трепещет ад,
Когтящий мировой распад,
Короною увенчан.

Тяжка, тягуче-солона,
Здесь в воздухе растворена
России боль и слава.
Грядущего туманен брег,
Но в клювах у орла навек
Венок из листьев лавра.
……………………………....
«Пилад»… «Сизополь»… «Гавриил»…
«Мессемврия»… «Селафаил»…
О, эта бесконечность
Защитников родной земли,
Что не в морскую глубь ушли,
А в воинскую вечность!
______________________
*Монумент (автор проекта А. Г. Адамсон, архитектор В. А.Фельдман) сооружён в 1905г к 50-летию Первой обороны Севастополя, во время которой были затоплены русские парусные корабли с тем, чтобы, по словам адмирала П. С. Нахимова, заградить вход неприятельским судам на рейд и тем самым спасти Севастополь.

БРАТСКОЕ КЛАДБИЩЕ В СЕВАСТОПОЛЕ
сонет
Лежат – от нижних здесь чинов
И вплоть до генералов,
Хоть мать-сыра земля давно
Всех в званье уравняла.

Незримо – каждый здесь герой –
В аду не сбившись с курса,
Встают в единый с ними строй
Подводники из «Курска».

На взгорье, всем ветрам открыт,
Пирамидальный храм стоит*
Как памятник всем павшим…

Здесь птицы Божии поют
Так, будто славу воздают
За други жизнь отдавшим.
______________
*Храм в честь свт. Николая, покровителя моряков.

ИНКЕРМАНСКИЙ ПЕЩЕРНЫЙ МОНАСТЫРЬ СВ. КЛИМЕНТА
1
…Там подвиги, что не видны
Глазам случайным.
Там келии иссечены
В обрыве скальном.

Там не тревогою земной,
Враждой иль пиром, –
Там вечной дышит тишиной
И Божьим миром…

Доносится глухая песнь –
Иль море ропщет?..
Там главная святыня есть –
Климента мощи.

2
Тому почти две тыщи лет,
С Траяном в споре,
Был с адской злобою Климент
Утоплен в море.

Душой он к Богу восходил
О всех в заботе,
А телом упокоен был
В подводном гроте.

Но словно отблеск грозовой
Из ниоткуда –
Раз в год, в день памяти его,
Случалось чудо:

Громадное, за пядью пядь,
В послушной мощи
Откатывалось море вспять,
Являя мощи

Для страждущей Тавриды всей, –
Как свет во мраке…
И вновь скрывало их в своей
Бездонной раке…

НА ГРАФСКОЙ ПРИСТАНИ
Вот она, глазу отрада,
Словно была испокон, –
Сдвоенная колоннада
Царственных белых колонн!

Флота парады и смотры,
Моря волненье и рёв, –
Всё здесь под строгим присмотром
Дремлющих мраморных львов.

Бухта огня и тревоги
Ныне тиха, и над ней –
Лестница маршей пологих
Из инкерманских камней.

Отобразится во взоре
Над суетою людской
Крымское небо и море
Да величавый покой.

И,повинуясь примете –
Что с захмелевших нас взять! –
Медную бросим монету
В маршей блестящую гладь,

Чтобы России акрополь,
Преодолевший года, –
Вечно стоял Севастополь!
Чтобы вернуться сюда!..

ХЕРСОНЕССКИЙ МАЯК
На выступе мыса маяк-исполин
У самого края гремящих пучин, –
Где чайки и волны, –
Главою упёршись в небесную твердь,
Побед не считая и тяжких потерь, –
Стоит, словно воин.

В рассеянном прахе событий и дней,
Он белой бронёй инкерманских камней
Доверху окован…
Он землю родную во тьме означал
Огнями, и первым победно встречал
Корабль Ушакова.

Последней войны раскалялось жерло.
У ног твоих столько бойцов полегло…
Утраты – доколе?
Когда над страной нависала беда,
Ты русские вёл корабли и суда
Сквозь минное поле.
..................................
Так тихо, как будто Вселенная спит.
И лишь переливчатым блеском слепит
Лазурное лоно.
Пью воздух морской и небес синеву,
И перед тобою седую главу
Склоняю с поклоном.

ВИННЫЕ ПОДВАЛЫ ИНКЕРМАНА
Спущусь в это диво, в сей каменный город подземный,
Лежащий близ брега обжитой  таврической бухты,
В скале иссечённый; в её потаённых глубинах,
Её галереях, её уникальных подвалах,
В прохладе пещерной – хранится в объёмистых бочках
Из вечного дуба – хмелящий огонь драгоценный.

На почве, богатой  ракушкою, известняками,
Раскрошенным щебнем, под солнечным светом обильным
Взросли виноградные гроздья и ждут винодела.

В бочонках дубовых, в дубовых бутах необъятных
Вино молодое час от часу, быстро «взрослеет»,
Рождая особый – пахучий и неповторимый –
Букет с бархатистым и мягким, как бриз, послевкусьем.
Но это – «пожившие» вина; вино молодое,
В бокалы разлитое, передаёт необманно
Отеческий вкус как свидетельство происхожденья.

Замру в изумленье, окину лишь взглядом подвалы, –
Как тут же с тобой подружиться спешит «Севастополь»,
Мускат «Инкерман», «Бастардо», «Совиньон», «Ркацители»;
Ещё – «Кабарне», «Шато Блан», «Шато Руж», «Эльвиадо».. –
Почтенные жители града близ Чёрного моря,
Смешавшие цвет, что стекают по стенкам бокала
Густым масляничным, златисто-янтарным потоком –
Со вкусом ореха калёного, дыни и мёда, –
И кружит над нами цветистый и радостный запах, –
Как бабочка лёгкий, дарующий отдохновенье.

Ах, друг мой далёкий, укрыться бы в этом затворе,
И сном бы забыться, и слушать лишь вечность и море…

… И ХЕРЕС В БОКАЛЫ НАЛЕЙ
Вновь осень пахнула дыханьем холодных полей,
И жизнь обнажилась до дна, проходящая мимо…
Но ты не печалься и херес в бокалы налей –
Как отблеск далёкого благословенного Крыма.

Ты ныне печальна, но просишь с улыбкой: открой
Мгновенья ушедшие незаходящего лета…
Вот хлопнула пробка, и льётся огонь золотой
С отливом таинственным светло-зелёного цвета!

Взращённый в предгориях солнцем залитых земель
На почве суровой – старинным трудом винодела, –
Вначале бесстрастный, бросается в голову хмель
И сердца касается, кровь разгоняя по телу.

Мы светом миндальным, слепую сжигающим тьму,
Как время горчащим, – прогоним унынье и горе!..
Наполнены чаши, – и вот мы с тобою в Крыму,
Где солнце и лето,
Где плещет бессмертное море…

ДЛЯ НАС ЛИШЬ, ДВОИХ…
За дальнею далью остался, тобою любим,
Веками овеянный, горный воинственный Крым
Как сгусток божественный незаходимого света.
В томительном бархате дышащих страстью ночей –
Окликну лишь память – была ты, краса, горячей,
Чем морем пропахшее феодосийское лето…

Порой громыхало, – там кто-то небес синеву
Рвал молний клинками, и виделись, как наяву,
Шторма Айвазовского, слышались строфы Гомера;
Был грот знаменитый и хрупкая тонкость стекла,
В которую медленно, переливаясь, текла
Янтарного цвета, со вкусом ореха, мадера.

Затем всё стихало, искрилась плодами лоза,
И были светлее младенческих глаз небеса,
И столько любви было в этом сияющем взоре!
И чудилось: мир сотворён был для нас лишь, двоих…
А ты хохотала, из рук вырываясь моих,
И смаху бросалась в объятья ревнивого моря…

 

ТИХ ОБЛЕТАЮЩИЙ САД...

ТРИ БЕРЁЗЫ ПОД ТВОИМ ОКНОМ
Было всё – безгрозие и грозы,
Был обжитый непокоем дом, –
Где встречали белые берёзы,
Три берёзы под твоим окном.

На каком-то неземном пределе,
В поздний вечер или поутру –
Как они плескали и шумели,
Как листвой стелились на ветру!

Как они незаходящим летом
В сердце, преисполненном тобой,
Влажным шумом и зелёным светом,
Певчей негой – пеленали боль!..

Из безмолвья выплывают лица.
Всё нашёл, а счастье потерял…
Помнишь, как перед тобой излиться
Я берёзам передоверял?...

Холод века иссушает слёзы…
Но тревожным лишь забудусь сном, –
Всё шумят высокие берёзы,
Три берёзы под твоим окном!

ЦАРСТВИЕ ЛЕТА
Тёмная и несветимая ночь.
Хмурым обличьем
Ветра ревущего явлена мощь,
Косноязычьем.

Мечется он у закрытых дверей,
Кроны терзает.
Невыразимою болью своей
Сердце пронзает,

Вымолвить словно намерясь уже:
«Холодно, братцы!»,
Словно неузнанной близкой душе
Хочет сказаться.

Слышат стенание над головой,
Но не внимают.
Дикий язык и его самого
Не понимают…

Мир за алеющим влажным окном
Сны отряхает.
Ветер теряется в свете дневном
И затихает.

Тихое пламя берёзовых свеч.
Царствие лета.
Косноязычья высокая речь…
Знал я поэта…

СРЕДЬ ОБНАЖЁННЫХ ПОЛЕЙ
Птицей рассветною пело,
Знойною липой цвело, –
Лето почти что сгорело,
Лето почти отошло.

Не принимает синица
Этот безрадостный сказ...
Капелька лета таится
Во глубине твоих глаз.

Эхом хотя бы остаться,
Шумом – в сосновых лесах...
Запахи лета таятся
В спелых твоих волосах.

Вот уж и ветер ярится,
Крутит листву, словно пыль...
Не принимает синица
Эту печальную быль...

Что же, – под синею стынью
Средь обнажённых полей
С летом простимся, как с жизнью,
Тающей жизнью своей...

…АХ, ЧТО ЭТО БЫЛО?
…Ах, что это было? –
Листами шумящее древо,
Над бездной морскою,
У самого края обрыва
Стоящее прямо…
И родственны были ему
Солёные ветры и штормы,
И звёзды ночные,
И сладость безумная
Сердце пьянящего риска.

О, юное диво,
Когда-то расцветшее пышно,
Нежданное счастье,
Мгновенно вздувавшее вены
Невинным и страстным
Струящимся благоуханьем!

…И вновь я увидел
Высокий предмет обожанья,
Всё так же он молод и строен,
И только лишь запах,
Тот давний, далёкий,
Когда-то сводивший с ума,
Едва различим
В шелестящих струящихся складках
И тайны лишён,

Как лишается осенью древо
Божественной летней
Сиятельной кроны-короны…

ТЫ МНЕ ЧИТАЕШЬ ИВА́НОВА…
…Ветер рождается заново,
Сосен качает верхи.
Ты мне читаешь Иванова, –
Тонкой печали стихи.

Сумрака благоуханнее,
Неотвратимей, чем рок, –
Льётся обманно-туманная,
Дивная музыка строк.

Над белоснежною вишнею –
Тоже, ведь, Божия тварь, –
Виснет пчела неподвижная,
Пьяный впивая нектар, –

Таящий запах витающий,
Сердца оборванный вскрик,
Души нам соединяющий,
Всепроникающий миг –

Мир, неподвластный забвению:
Вечер, скамья, соловьи…
Плечи твои драгоценные…
Страстные речи мои…

ПЕТЕРБУРГ
Как нищему подарок драгоценный,
Сон наяву, - каким-то Божьим чудом
Был даден на неделю этот город
С его имперским выспренним величьем,
С его Невою и Адмиралтейством,
С его садами, парками, дворцами
И грозным Медным Всадником, змею
Не раздавившем, - ту, чьё злое семя
Смертельно через двести лет Россию
Ужалит...
И великий чудный город
Похож был на безжизненное тело,
Оставленное духом...
И ни Зимний,
Ни столп Александрийский, ни Нева,
Ни в высоте пустынной Исаакий,
Ни самодержцев вещие гробницы,
И прочее, и прочее - ничто
Отрадного мечтания во мне
Не шевелило так, как вдалеке,
На Острове, средь вечности и тлена,
На городском ветшающем кладбище -
Смиренная часовенка,- приют
И келья, где блаженная жилица
Скорбящих утешает, где покой,
Прозренье и раскаянье; где ты
Под неприютным леденящим небом
Среди простых, потерянных, убогих
Вдруг понимаешь, -
Кто, зачем ты сам
И всё вокруг -
На этом белом свете...

ЖИЗДРА
Верю, что все будем живы,
Неистребимы, – пока
Плавно течёт река Жиздра,
Тихая Божья река;

Низкие поит долины,
Белые моет пески
На Среднерусской равнине, –
Левым притоком Оки.

Годы забвенья и славы,
Воды ушедших веков, –
В зеленошумной оправе
Солнцем залитых боров.

Тоньше текучие звоны,
Ближе монашеский скит,
Где над рекой, как корона,
Оптина пустынь слепит.

Всё, что в миру прикровенно,
Здесь обнажится до дна…
То разольётся безмерно,
То пересохнет она.

Грезит небесною далью,
Не признаёт берега
Таинство русской печали, –
Русского духа река.

ИЛИ ЖЕ СОН ОТ ВРАГА?..
Осень зальётся дождями,
Ляжет в трясинную гать…
Мне ж от державы, вождями
Преданной, – что ожидать?

Скажешь: безумствует свора, –
Так упакуют в дурдом.
Глянешь налево – Гоморра,
Глянешь направо – Содом.

Эх, побыстрей бы морозы
Да ледяные снега!..
Жизнь наша – русская проза? –
Или же сон от врага?..

НЕ ПОДАВАЯ И ВИДА…
Боль воскрешённой обиды
Иль затаённого зла, –
Не подавая и вида,
Буднично произнесла.

Волны осеннего ветра,
Мокрого парка пожар...
Выверен до миллиметра
В самое сердце удар!..

СЕРДЦЕ
Стоят часы, недвижимые будто.
Багровый вечер за окном разлит.
Ты в трубку говоришь, что почему-то
В разлуке сердце у тебя болит.

В огне осеннем клёны-страстотерпцы.
Дождь заливает давнюю межу.
И у меня вдруг защемило сердце...
Но я тебе об этом не скажу.

СПРОШУ СЕБЯ…
…И я гляжу, как вновь идёт война,
Как, рождена ветрами на просторе,
В гранит прибрежный тяжко бьёт волна,
И с ропотом вновь отступает в море.

Спрошу себя: несчастный человек,
Глупца глупей, бедней церковной мыши, –
На что потратил ты свой краткий век,
Не испросивши указанья Свыше?

ЕСЕНИН
1. Константиново
Холодом света равнинного
Душу опять обожгло.
Здравствуй, моё Константиново,
Русского сердца село!

Это – уму непостижное,
Пламя нисходит с высот,
Это – Ока неподвижная
Божии воды несёт…

Встанем на взгорье, над пристанью,
Здесь, где он бегал босой.
И задохнёмся таинственной
Невыразимой красой…

2. «Англетер»
Ночь. Россия. Без ответа
Дума: быть или не быть?..
Что же – можете поэта
Беззащитного – убить.

Ну, а как вам сладить с жизнью,
Уходящей в небеса,
С несказанной нежной синью,
Отверзающей глаза?

Гой ты, Русь, моя родная,
Младший я твой, третий брат, –
Сколько лет нас распинают,
Понимая, что творят.

Враг крадётся к изголовью,
К основанью бытия.
Скоро огненною кровью
Захлебнётся жизнь моя.

…Их, клевещущих, ничтожных,
В жизни той и в жизни сей
Помяни пред ликом Божьим,
Русский мученик, Сергей.

КУДА? – БОГ ВЕСТЬ…
Куда? – Бог весть – усталою толпой,
Теснясь, спеша, – идут угрюмо люди…
Их, трудною изломанных судьбой,
Терпи, как крест – других уже не будет…

Всем им благодаренья и любви
Мои слова в немой пустыне града, –
Глаза закрывшим на грехи мои,
А также обличившим без пощады…

ПРЕДГРОЗЬЕ
Полдень тускнеет, томится.
Воздух – разлившийся мёд.
В мире – как будто творится
Тайное что-то, грядёт.

Гнётся прибрежная верба.
Холод сжимает сердца…
А на пространстве в полнеба –
Огненный росчерк Творца!

КОРШУН
Полдневный сумрак. Всё живое спит.
В тягучем зное веси, реки, долы.
Лишь он один, недвижимо-тяжёлый,
В слепой необозримости кружит.

Сам воздух тускло зыбится, дрожит.
Каменья раскалённы, дико-голы.
Он из-под туч, что высятся как горы,
Невидимое нами сторожит.

О, хищная медлительность полёта,
Прочерченная над подвластной далью!
Из пустоты немого зазеркалья
Он зрит ему лишь видимое что-то,

И рушится неотвратимой вестью,
Как тяжкий сон, как вещий дух возмездья!

В ОБЛЕТЕВШЕМ ЛЕСУ
Темень ночная, как тягостный сон над душой,
Длится и длится.
А в облетевшем лесу до озноба свежо.
Тинькает птица.

Наших утрат и печалей полны закрома.
Но не горюем.
Милая птиченька, скоро уж, скоро зима, –
Перезимуем?

Как залегла здесь глубоко холодная тишь,
Полная грусти!..
А на тебя, хлопотунья моя, поглядишь –
Сердце отпустит.

ИРГА
                  Памяти И.Т.
Ныне сердце – на жестокой грани,
Ныне время – отдавать долги.
Жизнь, как сон прошла. Не стало Вани, –
И засох усталый куст ирги.

Помнишь, как весною беспечальной
Распускался он, лилово-рьян,
А хрустальной осенью начальной
Золотился, огненно-багрян!

В потаённых дебрях птицы пели,
Дождь мгновенный освежал сады,
И на ветках гнущихся висели
Синевато-чёрные плоды.

Ныне времена духовной брани.
Ныне время отдавать долги.
Потому-то в память об Иване
Посадили мы росток ирги…

Чтобы улеглась души тревога,
Чтоб не умолкал ответный глас, –
Ты расти до неба и до Бога,
Деревце, связующее нас!

ЦАРСТВЕННЫЕ, ВЕКОВЫЕ…
Царственные, вековые,
Льющие сонный елей, –
Сосны шумят зоревые
Над головою моей.

Что в их мятущейся хвое
Слышится – возглас ли, вой?
Волны морского прибоя
Сходятся над головой?

Но, неумолчная, длится
Песня, избегшая зла:
Свищет безвестная птица,
Каплет густая смола...

Сосен внимаючи шуму,
Сердцем для мира чужой,
Чую их смертную думу
И оживаю душой.

...И В ТЕЛЕ МАЕТСЯ ДУША
…Ужель грядущее есть лжа,
А жизнь – нам только снится,
И в теле мается душа,
Как будто бы в темнице?..

Льют безотрадные дожди,
И быстро так – стемнело!
…Но вот ты вышла из груди,
Свой страх преодолела,

А дале… вверх тебе иль вниз –
В дорогу без названья, –
Ступившей на слепой карниз
Немого мирозданья?..

ТИХ ОБЛЕТАЮЩИЙ САД...
Тих облетающий сад...
Загустевает закат...
Словно чужая рука,
Сердце сжимает тоска.

В сумрак вперились слепцы.
Ночь обрубает концы
Судеб, что не изменить.
Даже не пошевелить
Мыслью, тяжёлой, как сон,
Криком, похожим на стон:
Нерасторжимы, крепки
Жизненной муки силки.

Слово знобящее: смерть.
Птицею в небо взлететь? –
Кануть на тёмное дно? –
Впрочем, не всё ли одно.

...Слушать осеннюю тьму
И разуметь, почему
К Богу восходят сады,
В коих златятся плоды...

ЛЕС, ОБНАЖЁННЫЙ ДОГОЛА…
Лес, обнажённый догола,
Да скрип печальных сосен…
Давно ль, мой друг, весна была? –
А нынче снова – осень.

Но так живуча память гроз,
Вся в молний перекрестье!..
Давно ль с тобой мы были врозь,
Но вот, однако ж, вместе.

Вдыхаешь, как бы ни томил
Под леденящей синью
Спасающий холодный мир…
А ведь прощался с жизнью!

И лес, обветрен и открыт,
Объят осенней дрожью,
Сосною каждою шумит,
Поёт – во славу Божью!

ГЛУБИНА И ДОЛГОВЕЧНОСТЬ ПОЭЗИИ НИКОЛАЯ КОНОВСКОГО

Надеюсь, подборка Николая Коновского на сайте "Российский писатель" убедит многих, что перед нами поэт.  Поэт русского, а значит, небесного духа. Вот стоит он Смоленском кладбище Петербурга после того, как прошел насквозь «великий чудный город», где «ни Зимний, ни столп Александрийский, ни Нева, ни в высоте пустынной Исаакий» не пробудили в нем «отрадного мечтания», стоит возле часовенки блаженной Ксении и прозревает белыми стихами: «Под неприютным леденящим небом // Среди простых, потерянных, убогих // Вдруг понимаешь, - кто, зачем ты сам // И всё вокруг на этом белом свете».

Остановиться, оглянуться, задуматься об ускользающей жизни – не о том ли призывает нас Бог? Выйти из реки на берег и посмотреть на суетность всего проходящего, что не ведет нас к главному, к смыслу бытия и поиску святости.
Вспоминаются строки Леонида Мартынова:

«Дерзайте, чтоб на ваши грёзы
Стремилось небо быть похожим!» –

Высокое пожелание, обращенное к молодым собратьям по перу, перекликается со словами учителя Церкви Афанасия Великого: «Бог сошёл на землю, чтобы человек стал богом».

Юрий Кузнецов, помнится, на творческих занятиях в Литературном институте, часто говорил, эпитет – определяющее слово в стихотворении. «Вот у Бродского, - говорил он, -почти нет эпитетов. Если есть, то никакие. А ведь эпитет передаёт отношение автора к предмету…» Эпитеты у Николая Коновского неожиданны и точны. Посмотришь внимательнее – в самом деле, лучше слова не подберешь. Например: коршун «в слепой необозримости кружит», «…орел, плывущий над землей сурово», «сосен дикий, пронзительный шум», ветер в бору гудит «медленно и безраздельно», «медленные облака»… Слово «медленный» часто встречается в стихах Н.Коновского. Наверное, потому что «Служенье муз не терпит суеты; // Прекрасное должно быть величаво»… Почему-то вспомнился Заболоцкий:

               Есть в этом мире праздник изначальный -
               Напев волынки скудный и печальный
               И эта пляска медленных крестьян...
                                              («Болеро»)
 
Многие строки, слова Николая Коновского физически ощущаешь: «Леса, объемлющие гудом // Равнины, к осени пусты…» или: «Седой, вневременный полет. // Не тающий на скалах лед // Ущелия в полдневной бронзе…»

               Или:

               О, хищная медлительность полета,
               Прочерченная над подвластной далью!
               Из пустоты немого зазеркалья
               Он зрит ему лишь видимое что-то,
               И рушится неотвратимой вестью,
               Как тяжкий сон, как вещий дух возмездья!
                                              («Коршун»)
 
Читатель невольно делает паузу перед словом «рушится» и, камнем вместе с хищной птицей, срывается вниз…
Павел Флоренский в своей работе «Столп и утверждение истины» сказал: «Бывают одни только слова. Их складывает рассудок и ими наводнена печать. От этих серых порождений головы засорилось и многое не видит духовное око. От безжизненных продуктов литературных фабрик запылилась душа. Эти слова могут претендовать на величие. Но пышность их – пышность бумажных и тряпичных цветов, запылённых, выцветших и загаженных мухами. Такие слова – фальсификация. Но есть иные слова – рождающиеся от души и отрывающие с собою частицу души… Они часто неказисты на взгляд, но они – будто грозовые облака, несущие электрический разряд. И при встрече с другою душою они гремят, сверкают молниями, и встречаемая душа пронизывается ими насквозь. Такие слова пишутся кровью, а не чернилами».

Уверен, что за каждым сказанным словом в приведенной подборке, присутствует неповторимая личность Николая Коновского. И такие слова не ловятся на лету, а отрываются от сердца. Потому они глубоки и долговечны.

Александр АНАНИЧЕВ

 

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"

Комментариев:

Вернуться на главную