Николай КОНОВСКОЙ
Келья
(Часть 4)
(Части 1, 2, 3)
(Вольное переложение житий и изречений древних подвижников благочестия, извлечённых из книги «Великие русские старцы ХХ столетия»)

Преподобный Аристоклий Афонский
(1838-1918)
 
***
В сем слове Аристоклий весь:
- У Бога всё имеет вес –
Крыло ли мухи, мощь страны –
Весы Господнии точны.
 
Добро лишь на весах осилит –
И явит милость над Россией
Господь.
 
***
Ах, как вас хочется спасти,
Утешить, к Богу привести,
Мои возлюбленные чада,
И больше – ничего не надо, –
Ведь в мире всём, во всей вселенной –
Нет ничего души бесценней.
 
Благословение
Казалось, – измождён, устал, –
Весь мир в себя – святой вмещал.
 
Всегда – средь бед ли, нужд, скорбей –
Кормил подвижник голубей.
 
И те встречали появленье
Его – как бы благословенье.
 
Воскрешение
Век нынешний: пустынно, серо…
Имея огненную веру,
В святых – молитвенную силу,
Больных – смертельно! – привозили
К отцу. Об этой и сказанье
О некой юной из Рязани,
Уже умершей; той, чья мать
У ног святого умолять
Как о непринятом решенье, –
Взялась стенать о воскрешенье,
Что выше человечьих сил.
 
И он – молитвой – воскресил!
 
 
Преподобный Силуан Афонский
(1866-1938)
 
Голос
…Был в юности беспечен, пил вино
И в «наслажденье жизнью», – жил грешно.
И так живя бездумно, без забот,
Змею, в себя проникшую чрез рот,
Увидел он однажды в тонком сне,
И слышит, кто-то властно говорит:
 
- Вот так же, как змея тебе мерзит, –
И жизнь твоя – досель – противна Мне.
 
Без наставника
…Потом он скажет,  жизнью свят уже:
- Как трудно без наставника душе,
Не ведающей Божьего веленья.
В своём слепом дерзании вольна,
О сколько бедствий понесёт она,
Покуда не научится смиренью!
 
Вопль души
Брат! Душу, познавшую Бога, удовлетворит
Навряд на земле этой что-то, она говорит,
Она вопиет, – как бы мать потеряло дитя:
- О где ты мой Господи! Слёзно ищу я тебя!
 
***
За это уходит, а нас оставляет страдать
Греховностью нашею изгнанная благодать:
 
Тщеславье и гордость, и к брату в душе неприязнь,
Пристрастье к земному, и зависть, и блудная страсть.
 
И в край безотрадной юдоли уходим, а там
Скучаем по раю, как изгнанный Богом Адам.
 
Силуан – пустыннику
Пустынника, что возносил
Молитвы к Господу, спросил
Святой отец когда-то:
- Твой – рай и райские плоды,
Но будешь ли покоен ты,
В геенне видя брата?
 
- Скажу, коль вопросил меня:
В мученье адского огня
Они и виноваты.
- Сей муки зрения, – прости,
Любовь не может понести:
За всех молиться надо.
 
***
Преподобный говорит:
- Мир молитвою стоит,
Ладан се – и миро,
Крепость, вечности слова.
А ослабнет лишь едва –
Не бывать и миру!
 
***
…Страдаем, и нас постигают лишенья
За то, что отнюдь не имеем смиренья.
 
В смиренной душе христианской простой
Вседневно и дух обитает святой.
 
Смиренных ведя по пути совершенства, –
Мир дарует он, и любовь, и блаженство.
 
***
Бросишь ли с берега камень – он будет на дне,
Рябь на поверхности, камень в морской глубине.
 
Сердце смиренное – та же бездонная водь,
Где наведённые скорби потопит Господь.
 
Храм
От века храмы созданы
Творцом, и для молитв даны.
Да только храма – вот беда! –
С собой имеешь не всегда,
И храма – будь ты и святой –
В дорогу не возьмёшь с собой.
А потому, скажу я вам, –
Душа есть лучший Божий храм,
И тот, кто молится в душе, –
Весь мир, как храм, обрёл уже…
Кто бога возлюбил, кто грех
Презрел – но это не для всех…
 
***
Какой бы помысл не томил,
Но чтоб Владыка вразумил, –
Молись – и да приимешь ты
Душою – горние плоды.
 
Скорби
I
Смысл насылаемых скорбей:
Познанье немощи своей.
Когда душа твоя – проста –
Возлюбит Господа Христа,
В скорбях – смиреньем становясь, –
И Божий дух обнимет вас.
II
Иные – суровых скорбей нахожденье
Встречают с терпением ожесточенья.
Тем, кто сокровенный их смысл не постиг –
Без пользы болезней и бедствий язык.
 
Ночные видения Силуана
Прошло пятнадцать лет со дня явленья
Владыки милосердного Христа
Терзаемому скорбью Силуану,
И бранью омрачился ум его,
И вновь
Объяли душу старца, как тогда
«Ночные», беспощадные виденья.
И вспоминал святой:
«Когда б Господь
В начале не дал мне познать, как Он
Хранит всегда и любит человека,
То ни одной из страшных тех ночей
Не вынести бы мне, а у меня
Их множество бывало.
И в одну
Я Господу взмолился:
- Боже мой!
Ты видишь Сам, как я Тебе хочу
Молиться чистым сердцем, но они, –
Исчадия кромешной, скверной тьмы
Мне не дают всего».
Тогда в ответ
Услышал я, что гордецы всегда
От бесов так страдают…
- Что же мне
Велишь Ты сделать, что б душа моя
Смирилась до зела?
Тогда Господь
Сам вразумил, как сделать неприступной
И страшной для врага живую душу:
- Зри ад перед собой всегда
И в нём –
Держи свою неопустимо душу.
Отчаиваться никогда не смей –
Покуда предстоишь передо Мною.
 
 
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
(1829-1908)
 
Духовный столп
 
…Дотоле Русь была хранима
Святой молитвой Серафима
Саровского; для грешных толп
Господь воздвиг горящий столп,
Немеркнущий в пучине адской:
Смиренный Иоанн Кронштадтский.
(Прп. Силуан)
 
Видение
 
Раз в детстве, ещё рассужденьем незрел,
В испуге – святой откровение зрел:
На небе – обитель,
И некто, в сиянье невиданном весь,
«Не бойся, – сказал ему, – чадо, я есть
Твой ангел-хранитель».
 
Божий промысел
 
Сияющий духом как горний кристалл,
Святой – о монашеской жизни мечтал,
О миссионерстве. Но вскоре,
Благую Господнюю волю любя,
Во сне – не монахом, но в сане – себя
Он видит в соборе.
 
Брак отца Иоанна
 
Немало смутился злокозненный враг:
С девицею Елизаветою в брак
Законной порою
Вступает подвижник, но жизнию свят,
Живёт по согласию с нею, как брат –
С родною сестрою.
 
Служение
 
Вседневно видевший беду,
Сам знавший горе и нужду, –
Со всем усердием
Покуда Господу служил
Основой жизни положил –
Дух милосердия.
 
Исцеления
 
В Боге всегда Иоанн пребывал,
Силой молитвы своей исцелял.
Там воздвигал от болезни одра, –
Где медицина бессильна была.
 
Наставление
 
В болезнях, бедствиях – не плачь,
Господь нас, как искусный врач,
Зря покаяние – прощает,
Скорбями душу очищает,
Чтоб в новой воссиять нам силе,
Как злату чистому – в горниле.
 
Слова отца Иоанна перед исповедью:
 
«Грешники и грешницы, подобные мне!
Вы пришли в храм сей,
Чтобы принести Господу Иисусу Христу,
Спасителю нашему,
Покаяние в грехах,
И потом приступить к Тайнам.
Приготовились ли вы к восприятию
Столь великого таинства?
Знаете ли, что великий ответ несу я
Пред престолом Всевышнего,
Если приступите не приготовившись?
Тело и Кровь Которого
В настоящую минуту
Находится на престоле?»
 
Тут стало твориться что-то невероятное:
Вопли, крики, устное исповедание грехов.
 
Прозорливость
 
Высшей небесною волей храним, –
Видел года грозовые.
Были открытою книгой пред ним, –
Те, кого видел впервые.
 
Молитва за других
 
Молитвословная влага
Братва целит твоего.
Помни: молитва есть благо
И для тебя самого.
 
Иоанн и Варсонофий
 
Однажды, когда святой Иоанн Кронштадтский
Служил литургию,
В алтарь вошёл некий молодой офицер;
Отец Иоанн неожиданно подошёл к офицеру,
Поцеловал его руку,
И, не говоря ни слова,
Отошёл к престолу.
Тот молодой офицер впоследствии стал
Великим оптинским старцем
Преподобным Варсонофием.
 
Кончина
 
Знал Иоанн час кончины.
Слух ко скорбящим склоня,
«День?» – вопросил Ангелину.
«Рано, ещё чрез три дня.»
 
О молитве
 
Чтоб был чист, душа ясна, –
Молись, восставши ото сна.
Пред Богом в ревности явись,
Со всем усердием молись!
 
Поклоны
 
Накрепко дверь за собой затвори,
Богу земные поклоны твори:
Есть в чём с тобою каяться.
Гордость, как мрачная пелена,
Застит нам зрение.
И она –
Очень не любит кланяться.
 
 
Святитель Николай Японский
(1836-1912)
 
Тучи над Россией
 
Томлением и страхом муча,
Собрались над Россией тучи.
Все думают не без причины
О крахе мира и кончине.
 
И духа времени безвластье
Во мне рождает несогласье…
 
Вот воин, славы удостоясь,
Во вражеской крови по пояс
В миг, даже если умирает, –
Ужель мир рухнувшим считает?
 
Капли духовные
 
Из народившихся, зыбких мгновенных,
Из многочисленных капель душевных
Жизнь и слагается. Хляби торя,
В реки впадут они, реки в моря.
Будут сии твои капли чисты –
Светлую вечность наследуешь ты.
 
Пашня Божия
(Предсмертные слова)
 
Не выше сохи предназначение наше.
Вот крестьянин.
Пахал сохой, пахал – она износилась,
Он её и бросил.
Так же и меня бросят.
Но новая соха
Пахать начнёт.
Так пашите же, честно пашите!
Пусть растёт Божье дело.
Отрадно сознание,
Что и ты не заржавел
На ниве Божьей,
И твоя душа несколько очистилась,
И за сие возблагодари Господа.
 
Последние времена
 
Не было от Адама до наших дней
Времён, вполне утешительных.
В дохристианские времена
Люди, как к утешительному средству,
Прибегали к самоубийству.
Во времена христианские апостол Павел
Предвозвещал, что тайна беззакония деется,
Но кончина не теперь…
Когда же?
«Проповестся сие Евангелие Царствия
По всей вселенной,
Во свидетельство всем языкам,
И тогда придёт кончина».
Что яснее и вернее,
А также утешительнее
Сего знания?
Ныне большая половина языков вселенной
Ещё не слышала Евангелия Царствия,
У европейских народов Евангелие
Ещё не проникло до глубины души, –
Оно затемнено извращениями
Католичества и протестанства;
Россия слушает Всесвятое Евангелие
Непросветлённым, невежественным,
Неразвитым умом
И неуглублённым сердцем.
Разве для того Бог сходил на землю
И Сам изрёк учение людям…

 

Преподобный Алексий Зосимовский
(1846-1928)

Страдания

...И лишь в страданиях своих
Поймём страдания других.
Смиренно до Креста возрос
Господь наш Иисус Христос.
В страданиях ему близки –
Апостолы, ученики.
Пречистая страдала Мать
Близ Сына…
Нам ли не страдать?

Избрание патриарха Тихона

…И волю Божью огласит
В записке, что затворник вынул
О Тихоне, – митрополит
Владыка Киевский Владимир.

О хранении душевного мира

- Душевный мир, – говорил старец, –
Больше всего нарушается
От осуждения ближних
И от недовольства своей жизнью…
На исповеди до других
Нам нет никакого дела,
Говори только своё.
Правила святых отцов предписывают
Останавливать исповедывающихся,
Когда они говорят о других.

Годы гонений

«Ни крова больше нет, ни пищи:
Теперь я наг, теперь я – нищий».
Добравшись в Сергиев Посад,
Жил лишь заботливостью чад…
Являясь образом смиренья,
Всегда у всех просил прощенья.

Исповедничество

Душа трепещет, чуя тьму…
Как трудно умирать тому,
Кто Божие веленье ведал,
Но скрыл его, не проповедал,
А следовало, – пусть ты грешен, –
Прилюдно, не боясь насмешек.

О молитве Иисусовой

I
Когда творишь молитву Иисусову,
Заключай ум в её слова,
То есть – молись со вниманием.
Молитву Иисусову лучше ограничить временем,
(Например, 15-20 минут),
Чем количеством.
II
Молитве помогут уединение и безмолвие.
…Молитва Иисусова,
Ограждаемая уединением и безмолвием,
Совершается с большой полезностью
Для души.

Ладья

Скорби – ладья неслучайная, коею даже
Мы доплываем в святое Отечество наше.

О молитве

Молитву можно обрести,
Если согреем в себе чувство раскаяния,
Сердечного покаяния перед Богом.
Не нужно прибегать (как некоторые учат)
Ни к каким искусственным приёмам,
Например, вдыханию и выдыханию.
Вызывай в себе чувство глубокого покаяния,
И ты непременно почувствуешь
Великую сладость от молитвы.

Самоукорение

Что б ни случилось с тобой – никого не вини.
В бедах своих виноваты мы только одни.

Уединённая молитва

Вслух, со вниманием, в чуткой ночной тишине
Благо – творить вам молитовку наедине.

В день причащенья

В день причащенья наложим на речь и печать,
Следует менее видеть, и боле – молчать.

Стихи

Для брани мысленной плохи, –
Кто книги не читают.
Есть проповеди, есть стихи,
Что душу возвышают.

Святые отцы говорят

Святые отцы говорят:
Рассуждение выше всего,
Смирение дороже всего,
А послушание – это такая добродетель,
Без которой невозможно спастись.

Два слова

Монах должен знать два слова:
«Простите» и «благословите».

***
При исповеди, особенно женщин
И молодых девушек,
Не следует смотреть исповедующимся в лицо,
А лучше смотреть в профиль,
Или на икону,
Ибо зрение, по словам святых отцов,
Есть сильный проводник блудной страсти.

Ты – хуже всех

В монастыре, изживающий грех,
В духе умиротворенья
Крепко запомни: ты – хуже здесь всех,
Гаже, подлее и мерзостнее.

Протоиерей Валентин Амфитеатров
(1836-1906)

Помощь ближнему

Что же, что деньги из рук наших – прочь?
Нищи мы все. Но при этом
Можно другому нимало помочь
Лаской, советом, приветом.

Цена исцелений

Подвижник исцелял не раз
Страдавших от болезней глаз.
Как брата, грешника любя,
Грехи его брал на себя.
Был светочем во тьме судеб…
Свечой сгорая, сам ослеп.

Государь

Бодрствуйте, духом трезвитесь,
За государя молитесь.
Адского духа насилье –
Без Государя Россия.

1905 год

Ещё – хоть мир грехом залит,
Но Бога можно умолить
О милости. Год, два, – прося,
Затем и умолить нельзя.

Могила отца Валентина

Будет он, скорбью Ваганькова сжат,
Под погребеньем военных лежать,
Лётчиков, что отлетали.
- Отче, зачем в безмятежном краю
Нужен тебе столь глубокий приют?
- А для того, чтоб не взяли.

Наказ

О верю, что не до конца
Могила вашего отца
Забыта будет. Мой наказ:
Придите, – я услышу вас.

Слова духовной дочери отца Валентина Анны Зерцаловой,
расстрелянной 27 ноября 1937 года на полигоне в Бутове


Верующая душа не боится смерти,
Она встречает её радостно, спокойно,
Так как знает, что смерть
Приведёт её к Небесному Отечеству…
И разве Сам Человеколюбец Господь
Не примет её к Себе,
Не упокоит душу,
Блаженно верующую в Него?

Необходимость смирения

Будем смиряться и будем терпеть,
Ибо уже приближается смерть.

Условия поста

Незлобие души –
Есть первое условие христианского поста.
Когда наши сердца волнуемы гневом –
Мы не постимся и не говеем.
В таком состоянии человек
Не замаливает грех, а усугубляет его.
Кротость и уступчивость –
Первые одеяния христианского поста.
Второе условие – нелицемерное соблюдение поста:
«Когда поститесь,
Не будьте унылы, как лицемеры…» (Мтф.6,16)
Третье условие христианского поста,
По учению Евангелия, –
Постоянное мысленное обращение человека
К небесному счастию,
Приобретённому для нас
Иисусом Христом.

Добро Христа

В Обетования уверьте,
Не бойтесь старости и смерти:
Зло не всесильно, и оно
Добром Христа побеждено.

Преподобный Лаврентий Черниговский
(1868-1950)

Предсказания

Батюшка предвозвещал без сомнений
Во времена большевистских гонений:
Книги храните, и знайте, – они
Вам ещё будут в дальнейшем нужны.
Будут ещё вам и поводыри –
Архиереи и монастыри.
Детскую душу имея святую,
Плакал, провидя войну мировую,
Плакал, что много с войны не вернётся,
Крови великое море прольётся.

Любвеобильное сердце

Было для грешного люда отверсто
Батюшки любвеобильное сердце.
Грех – он молитвой своей покрывал,
Епитимью никому не давал.
«Господи, быть милосердным сподоби
К людям Твоим в сокрушенье и скорби».

Послушнице, не допустившей плачущую посетительницу
к отцу Лаврентию во время трапезы


Как видел он всех страждущих – Бог весть,
Но только видел сердцем, не иначе.
«Как можешь ты, скажи, спокойно есть,
Когда в беде, перед тобою, – плачут?»

Об игуменье, постоянно творившей Иисусову молитву

Чай она со всеми пьёт,
А молитва в сердце бьёт.

Об упущении кафизм

Ныне вам скажу и присно:
Лучше солнцу не светить,
Чем на всенощной –
Кафизмы
В нераденье пропустить.

Прозорливость

Оду благочестивую женщину,
Хотя той и нужно было срочно на поезд,
Батюшка усадил обедать…
Позже стало известно
О крушении этого поезда.

Девушке, обратившейся за благословением в монастырь

Нет, тебе придётся жить
Всё ж в миру, и чад растить.
Мир спасенья не лишает,
И не монастырь спасает.

Перед кончиной

У батюшки был точный счёт:
«Полгода проживу ещё,
Приемля посланное мне», –
Что и исполнилось вполне.

Книга жизни

Батюшка в буднях, мирской суете,
В тяжкой духовной пустыне,
Часто говаривал: счастливы те,
Что внесены в Книгу Жизни.
- Кто же в блаженную Книгу войдёт,
В горние выси?
- К храму влеченье имеющий, – тот
Там и записан.

Проводы в последний путь

Было у батюшки любимое занятие:
Он очень любил кормить птичек.
Бывает, вынесет зёрнышек,
Тут налетит воробьиная стая, –
Хватают, дерутся.
Батюшка прикажет им разлететься
И прилетать по два, по три,
Что они и делали…
В день проводов
Все птички стайкой летали над гробом
И жалобно чирикали,
Провожая в последний путь
Своего кормильца.

Место упокоения

Есть гроб его, доступный взорам,
Внизу, под Троицким собором,
Под сению веков седых,
В сообществе семи святых.

Преподобный Симеон (Желнин)
(1869-1960)

Предсказание из детства

Видно, пророчествовал не зря
(Сердце слова хранило)
Инок из Крыпецкого монастыря –
Старый монах Корнилий,
Из дому нашего уходя, –
Нет, чтобы в нём остаться:
«Будешь монахом ещё, дитя,
Будешь великим старцем».

Благословение в монастырь

- Как-то, однажды, всеми почитаемый за блаженного,
И давний друг отца, старец Симеон
Приходит в наш дом и говорит отцу:
«Я к вам пришёл умирать».
Я же в это время подхожу к нему и говорю:
«Батюшка, благословите меня в монастырь».
Старец берёт верёвку, связывает её жгутом,
И давай меня бить и гнать
Из дома – во двор,
Со двора – на улицу,
С улицы – за деревню.
Потом вернулся в дом, сел на лавку,
Затем лёг на лавку,
И умер.
Так он выгонял меня
Из дома – в монастырь.

Слёзы отца Симеона

Как Евангелье читал, –
Часто умилён,
Даже чтенье прерывал
Старец Симеон.
Было благодатный ток
Не остановить…
Цвёл – невиданный цветок
Божией любви!

Наставление

В грехах своих кайтесь,
Прощайте, миритесь.
Молитесь, смиряйтесь.
Смиряйтесь, молитесь.

Наместник монастыря отец Пимен

У отца Симеона в келье
Как-то раз был наместник монастыря
Архимандрит Пимен.
Вскоре в келью к старцу вошёл отец Нафанаил
И заговорил об отце Пимене…
Отец Симеон возвёл очи вверх к иконам,
И, помолившись, сказал задумчиво:
- Он будет не только архиереем,
Но и Патриархом.
Так и случилось.

Блаженная кончина старца

Когда наместнику монастыря отцу Алипию
Стало известно из рассказа старца
О точном дне его кончины,
Приходящемуся под праздник Крещения,
То он забеспокоился и попросил старца
Перенести свою кончину
На несколько дней.
Батюшка согласился: «Хорошо!
Ты – наместник, я – священник:
Пусть будет по-твоему».

Смертный грех

Злобящийся, помни, вот –
К смертному греху ведёт
Ненависть – хоть к одному…
Должен знать он, что ему
Ты простил.

Спасение наших дней

Ныне спасаются Божьи созданья
Только скорбями лишь да покаяньем.
Приобретение, а не лишенье –
Скорби вседневные да искушенья.

Невозможность

Как нельзя без пищи жить,
Как нельзя без ног ходить, –
Так без скорбного пути
В Царство Божье не войти.

Хвала

Дары, что от Бога в трудах обретают, –
Подвижники благоразумно скрывают.
Как часто хвала, самомненью служа,
Всё портит и всё разъедает, как ржа.
Необходимость добрых дел
…Ещё бы всем помнить, что наше спасенье
Не только в одном лишь от зла уклоненье.
Греха избегаешь, как можешь – добро!
Но надобно также творить и добро.

О благоразумии

- Будь разумен, не осуждай ближнего:
Грех его тебе известен,
Покаяние – нет.

Душеполезные поговорки

«Знай себя – и будет с тебя».
«В чём кого осудишь –
В том и сам побудешь».

Неосуждение

Неосуждение – путь к спасенью,
Путь – без поста, без труда и без бденья.

Как можете?

Как – в гневе можете молиться,
И с ропотом на пост – поститься?
Смиренье надобно стяжать
И ближнего не обижать.

Преподобный Кукша Одесский
(1875-1964)

Мать отца Кукши

Не келия, – как говорят, –
Семейный жребий ей достался.
Молилась, – хоть бы кто из чад
Её – как инок подвизался.

Паломничество в Иерусалим

I. Чада
Однажды в молодости послушник Косьма
Во время паломничества в Иерусалим,
Находясь у Силоамской купели,
Будучи кем-то нечаянно задет,
Упал в воду вперёд бесплодных женщин,
Жаждущих чадородия.
Это событие послужило причиной шуток,
Что у Космы будет много детей.
Действительно, впоследствии у отца Кукши
Было множество духовных чад.
II. Лампада
В храме Воскресения Христова
Случилось ещё одно знаменательное событие:
На Косьму, по промыслу Божию,
Была опрокинута одна из лампад,
Горящих при Гробе Господнем…
Люди, окружившие отрока, собирали руками
Стекающий по его одежде елей
И благоговейно помазывались им.

Стихии, покоряющиеся человеку

…Уже перед революцией отец Кукша
В числе других русских монахов
Должен был покинуть Афон.
Убеждая Кукшу, не желающего уезжать с Афона,
Что ему необходимо быть в России,
И желая скорбящего утешить,
Духовный отец Кукши спросил:
- Хочешь увидеть, как стихии покоряются человеку?
- Хочу.
Тогда старец перекрестил тёмное небо,
И оно стало светлым.
Перекрестил ещё раз – и оно, как берёста свернулось,
И отец Кукша увидел Господа во всей славе,
В окружении сонма ангелов и всех святых.
Кукша упал на землю и закричал:
- Отче, мне страшно!
Старец сказал: «Вставай, не бойся!»
Отец Кукша поднялся с земли:
Небо было обычным,
На нём по-прежнему мерцали звёзды…
Это видение в тяжёлые годы
Неизменно поддерживало отца Кукшу.

Пострижение в схиму

К Господней, знать, лишь славе вящей
Пострижен в схиму был болящий,
В болезни бывший неисцельной,
В неотступающей, смертельной…
И надо ль чуду удивляться:
Постриженный стал поправляться.

Любовь, побеждающая грехи

Всем страждущим всегда внимал,
Всех с состраданьем принимал.
- Любовью сможешь побороть
Грехи… Безгрешен лишь Господь.

Из воспоминаний духовной дочери отца Кукши

Иногда он благословлял,
Положив обе ладони своих рук
Крестообразно на мою голову,
Читая про себя молитву,
И я преисполнялась необыкновенной радости
И безграничной любви к Богу.
В таком состоянии
Я пребывала дня по три.

По афонскому обычаю

Отец Кукша, по афонскому обычаю,
Обувался только  в сапоги.

Послушник

Отец Кукша никогда не пользовался посторонней помощью:
- Мы сами себе послушники до самой смерти.

Кончина старца

Батюшка говорил: девяносто лет – и Кукши нет.
Хорошо-то как будет:
Быстро-быстро возьмут лопаточки и закопают…
Боясь огромного стечения народа на похоронах,
Власти потребовали,
Отвезти тело почившего на родину,
Но наместник ответил,
Что родиной монаха является монастырь.
Тогда братии отвели два часа
На погребение старца.

Святитель Серафим Соболев
(1881-1950)

Помышления сердца

Словом из сердца износится то, чем живёшь.
В зле и добре – помышленья сердечные искренни
Сердце Толстого рождает лишь ересь и ложь,
Сердце Кронштадтского пастыря – Божию истину.
(Из сочинения при поступлении в Духовную академию)

Крестоношение

Злоба, гоненье лжебратий, хула…
Жизнь его в мрачном изгнанье была,
Вплоть до последнего в жизни мгновенья –
Образом подвига, крестоношенья.

Книги, написанные владыкой

В них любовь свою излил
К Богу он, и говорил,
Жертвенности не тая:
- Книги эти – жизнь моя.

Любовь владыки

Страждущим не уставал повторять:
- Я вам не только отец,
Но и мать.

Смирение

Сказал святой Макарий в назиданье:
- Смиренье – это миросозерцанье…
Всё то, что служит нашему спасенью –
Даруется лишь только за смиренье.

Благотворительность

…И чревоугодники, и блудницы, и тщеславные люди
Нередко предаются благотворительности.
Но благотворительность – не есть любовь,
А только подготовительная ступень
К принятию дара
Совершенной любви,
О чём и писал апостол Павел
В первом послании к коринфянам.

Обидчики-благодетели

Твой благодетель – обидчик. И он,
Даром благое творить наделён, –
Даже об этом хотя и не знает,
Всё же старательно нас очищает
В тяжком усердии долгих хлопот –
От приразившихся к нам нечистот.

О молчании

Можно устами молчать,
А в сердце иметь страшную злобу и ненависть
Против обижающих нас.
Господу угодно,
Чтобы во время молчания уст
Молчало и сердце наше.

Недостатки свои и ближних

Свои недостатки мы всегда оправдываем,
Всегда себя обеляем,
Зато редко когда
Мы извиняем недостатки ближних.
Часто мы их обвиняем и осуждаем
Даже за такие грехи,
Которые существуют
Только в нашем греховном
Воображении…

Блаженный Августин о снисхождении

- Будем помнить слова блаженного Августина,
Сказавшего:
«Ничто не делает нас так высокими
В очах Божиих,
Как снисходительное отношение
К недостаткам наших ближних».
Небесный покровитель владыки
Был вышним Помыслом храним
Угодник Божий Серафим.
Небесной славой осиян,
Сам – руки целовал мирян.
Он был любовью, оттого
Все были радостью его.

Преподобный Севастиан Карагандинский
(1884-1966)

У преподобного Амвросия

Кроткую ласку привета,
Мантию, ангельский сан –
Крепко запомнил всё это
Четырёхлетний Стефан.

В послушании у старца Иосифа

Были – существом одним.
Жили – как с отцом родным.

После закрытия Оптиной

В 1923 году,
За два месяца до закрытия Оптиной пустыни,
Отец Севастиан
Принял рукоположение в иеродиакона.

Требование отречения от веры

После мучительных допросов,
В одной лишь рясе, на морозе, –
В обязанность ему вменялось
Стоять, а стражники сменялись,
Замёрзшие, чрез каждый час.
Покров лишь Благодатной спас.

Отец Севастиан и уголовники

К ворам его отправил враг,
Но к Богу он привёл барак.

Слово отца Севастиана

Чадам своим говорил он, любя:
«Знаю вас больше, – чем сами себя».
Брошенным всем, опалённым бедой:
«Знаю, всё знаю; сам рос сиротой».

Рассудительность

- Многие ли помнят люди:
«Тише едешь – дальше будешь?»

Наша сущность

И в жизни будущей, грядущей –
Не умирает наша сущность,
В иные отходя пределы…
Изнашивается лишь тело.

Пострижение в схиму

Пред вечным и неумолимым, –
Был за три дня пострижен в схиму.

Гордость

Пал Люцифер отчего? –
Гордость – страшнее всего.

Ропотники

Что в скорбях ни обретают –
Всё от ропота теряют.

Молитва

Стоя, лёжа, – не ленись, –
Только Господу молись.
В храме плакать можно, но –
Разговаривать – грешно.

Болезнь

Лукавым, продолжающим грешить –
Никак нам без болезней не прожить.
Греша и исправляясь, вновь греша, –
Болезнью очищается душа.

Болезни и немощи

Пусть не скорбят же и не унывают,
Кто по болезни в храме не бывают.
Одной молитвой, но неотменимой
Молиться надо: «Господи, помилуй!»

Схиархимандрит Андроник (Лукаш)
(1889-1974)

Ссылка

Женщина в церкви к нему подошла
С плачем, что смолкли все колокола.
Старец, не думая, что обвинят,
«Бог даст, – сказал, – вновь ещё зазвонят».
Верой делился он, и потому
Сослан за это был на Колыму.

В тюремной больнице

Был на допросах он, был и в темнице,
Был санитаром в тюремной больнице.
Был его кто милосердней? – едва ли.
«Мамой» узбеки его называли.

Отец Иоанн Маслов об отце Андронике

Святостью духа сиял между нами,
Многими был он очищен скорбями.
Словом врачуя скорбящие души,
Даже ходил он, смиренно согнувшись.
Братия жили молитвой отца,
И благодать наполняла сердца.

Кончина старца

Сказал предсмертною порою:
«Всё милость Божия покроет».
Незримых всеми увидал,
Благословлять их молча стал.
Приявши Таинств благодать,
Сказал: «Я буду умирать».
А после пребывал в молчанье,
Хоть ясное хранил сознанье.
……………………………….
Насельника небесной нови
Отпел митрополит Зиновий,
Постриженик смиренный глинский
В земле, от родины неблизкой.

Изречения старца

*
Не ропщи и не позволяй себе
Оскорбить кого-либо.
*
Если кто укорит тебя в каком-либо грехе,
К которому ты непричастен,
Смири себя перед укорившим,
И наследуешь венец.

Высказывания старца Андроника

*
Боюсь трёх вещей:
Когда умру, как умру и где обрящуся.
*
Хранящий в душе своей памятозлобие
Подобен тому,
Кто хранит огонь в соломе.
*
Превосходнейшая из добродетелей –
Никого не презирать.
*
Никого ни по какой причине
Не обличай
В его недостатках.
*
Господь хранит твою душу,
Доколе ты хранишь свой язык.
*
Не умножай слов.
Многословие удаляет от тебя Дух Божий.
*
Великое дело научиться молчанию.
Молчание – подражание Господу нашему,
Который «ничтоже отвеща,
Яко дивитися Пилату». (Мтф.15,5)

Игумен Никон Воробьёв
(1894-1963)

Уверение

В юности, в море корысти и лжи,
Старец воскликнул, скорбя:
- Господи, только одно лишь скажи, –
Есть Ты иль нету Тебя?..
Солнцем явил бесконечную жизнь
Некто, имеющий Власть,
- Господи, дай Тебе вечно служить,
Дай от Тебя не отпасть.

Отеческие писания

Начала жизни и концы
Связуют древние отцы.
В каком унынье не бывал
Тот, кто философов познал!..
Живущий, все пути твои –
В отцах, исполненных любви…
Помедлив, открываешь том,
Как дверь в отцовский, старый дом.

О красоте тленных вещей

«Братия огорчилась, но преподобный сказал,
Что монаху нельзя привязываться
К тленным вещам».
Назидательный рассказ отца Никона о преподобном Пахомии,
Приказавшем привести в негодность ворота,
Своей красотой восхищающие братию.

Милость Божия

Жалкое, нищее мы существо:
Нету у нас ничего своего.
Не зарекаясь сумы и тюрьмы,
Божию милостью живы лишь мы.

Губительность внешнего

Горе видел, думал много,
Приходящим говорил,
Почему легко от Бога
Так народ наш отступил.
Всяких внешних предписаний
Было правило взято.
А бороться со страстями
Не учил нигде никто.

Чтение святых отцов

Молился. Как бы ни устал, –
Всегда святых отцов читал.

Строгость к себе

Болен был, виной – тюрьма и войны,
Лучшего не приходилось ждать.
Но считал занятьем недостойным –
Для себя кого-то утруждать.

Похороны старца

Дивно, что при этом погребенье
То, что не вмещается в слова,
Было: ощущенье Воскресенья,
Радость неземного торжества.

Наставление

Праздных бесед удаляйтесь,
Веру блюдите, посты.
Внутренне – сердцем смиряйтесь.
Будьте наружно – просты.

***
Надо хоть один раз в сутки
На несколько минут ставить себя
На суд пред Господом,
Как будто мы умерли,
И в сороковой день, стоя пред Господом,
Ждём Его изречения о нас,
Куда Он нас пошлёт.

Плач старцев

Святые плакали везде,
Всегда, – немых теней бесплотней,
Чтобы не плакать на суде
И в дивной вечности Господней.

Заслуженность оскорблений

В недоуменьях, передрягах,
Держать бы в памяти своей:
Кто, как не мы, достойны всяких
И оскорблений, и скорбей?

Совет святых отцов

Святые отцы советовали как можно чаще
Вспоминать о смерти, о Суде,
О необходимости дать ответ Господу
За каждое слово, дело, помышление,
За всё тайное,
Ведомое только Господу
Да нашей совести.

Истинный путь

Истинный путь – видеть свои грехи бесчисленными,
Как песок морской.
Это и есть признак, – по Петру Дамаскину, –
Начинающегося здравия души.

Греховная слепота

Если в себе ты не видишь грехов –
Это не значит, что ты не таков.
Так же плутаешь, как грешные, те –
В тёмной, душевной своей слепоте.

Слова святителя Игнатия

Святитель Игнатий Брянчанинов нам говорит,
Что болезни –
Это напоминание от Господа,
Что наша смерть не за горами.

Подвиги времени

Скорби терпеть – иль одно есть и то же –
На милосердье надеяться Божье.
Так, покаянье сегодня восстало
Деяньем, коего в мире не стало.

Лукавство врага

Знает лукавый враг
Все наши слабые места
И нападение на них
Производит с особенной силой…
Часто человек в ослеплении,
Думая, что творит добро,
Делает ужаснейшее зло
Для себя.

Блаженный святитель Иоанн (Максимович)
(1896-1966)

Епископ Николай (Велемирович) об отце Иоанне

- Мир оскудел преподобными, но как ни странно:
Видеть хотите святого –
Идите к отцу Иоанну.

Подвижничество

Строгость суровая в пище,
В первой седьмице Поста…
В ангельский образ пострижен, –
Лёжа не спал никогда.

Свидетельство духовного чада

Равных в молитве ему – я едва ль назову.
Так погружался всегда наяву
В Богом дарованный, неизреченный глагол,
Словно беседу с небесными силами вёл.

Свидетельство митрополита Антония (Храповицкого)
о епископе Иоанне


В наше время
Всеобщего духовного расслабления
Епископ Иоанн был зерцалом
Непостижной строгости и твёрдости.

Власть над силами природы

Все двадцать семь месяцев,
Когда лагерь русских беженцев
Находился на филиппинском острове Тубабао,
Ему только раз угрожал тайфун,
Да и то, по молитвам святителя Иоанна,
Обошёл его стороной.
После того, как лагерь был эвакуирован
Страшный тайфун обрушился на остров,
И полностью уничтожил все строения.

Слова католического священника

На Божиих святых взирайте.
Каких ещё вам доказательств,
Когда всем страждущим открыт,
Смиренно чудеса творит
На улицах, всегда босой,
Святитель Иоанн Босой.

Свидетельство одной француженки

Мне как-то близкие сказали,
Что было принято в Версале
Детей, болевших непрестанно,
На улицу, под Иоанна
Благословенье выгонять.
Те здравы делались опять.

Свидетельство духовной дочери

Однажды, когда моя вера стала колебаться, –
Божиим промыслом,
Во время службы отца Иоанна
После слов владыки «Приимите, ядите..»
Я увидела, как огонёк, в форме тюльпана,
Но больше размером,
Опустился в Чашу со Святыми Дарами…
И моя вера
Воскресла.

О молитве

Что такое молитва?
Это разговор человека с Богом.
Что есть сила любви?
Как её ни зови,
Но в спокойствии или в лишении
Наша сила любви –
Есть желание крестоношения.

В одиночестве…

И в одиночестве таится
Начало высшего единства.

Прошения человеческие

Господь принимает
Все прошения человеческие,
Как бы малы или ничтожны
Они ни были,
Лишь бы сердце человеческое
Радовалось и трепетало
Предстоя пред лицом Владыки.

От сердечного избытка

Господу Богу нам не обращаться бы всуе.
Не от избытка ли сердца сие пролито:
Так, нелюбовь вопрошает: «За что наказуешь?»
И вопрошает любовь:
«Ты прощаешь?.. За что?»

Самая высокая молитва

Самая высокая молитва – это та,
Когда человек забывает все свои цели,
Даже самые высокие,
Горя одним желанием
Как можно ближе придвинуться к Господу,
Отдать всё своё сердце Ему.

Рассветная птица

Божиим благословеньем согрета
Невыразимая нежность рассвета.
Мир наполняют, как будто в испуге,
Птиц пробудившихся первые звуки.
Небо – страна их, а келии – кроны.
Так они искренни, так утаённы…

Схиигумен Савва (Остапенко)
(1898-1980)

Перевод из Троице-Сергиевой Лавры

Чада! Жив я упованьем:
Нет у Бога расставанья.
Сам Господь и Божья Мать
Нам велят не унывать.
Чтоб спасенья не лишиться,
Будем искренне молиться:
Вы – за Савву, он – за вас.
Сердце сердцу весть подаст.

Совет мирянке

Трудимся, изнемогаем,
Дети нам не помогают…
Пусть произносят уста:
«Делаю ради Христа».

Раздражение

Недовольство, раздраженье –
Есть от бесов
Пораженье.

Гордость и смиренье

Гордость – это основной узел,
Связывающий
Все грехи, пороки и страсти.
Смирение – меч острый,
Которым они
Рассекаются.

Гордые

В мире, где властитель – грех,
Гордые – несчастней всех.
Свойственно им раздражаться,
Буйствовать и обижаться.

Наше

Вы, неисправны и плохи,
Слушайте, кто не глухи:
Наше у нас – лишь пороки,
Страсти, безумства, грехи.

Дерзновение монаха

Монах, правильно ведущий свой образ жизни,
Имеет дерзновение спасти
Несколько поколений родственников, –
Живущих, а также умерших,
Умерших без покаяния
И мучающихся на том свете.

Отчаяние

Почему отчаяние считается тяжким,
Очень тяжким, смертным грехом,
Уразумеешь лишь после того,
Как откроется,
Сколь благ и милосерд Господь наш
Иисус Христос.

Недостаток ума

Святой Иоанн Златоуст говорит, что человек,
Не могущий сдержать раздражение,
Страдает недостатком ума.

Механизм осуждения

Святой Иоанн Лествичник говорит,
Что когда человек плачет о своих грехах,
То он не осуждает других.
Следовательно, как только мы
Перестаём осуждать себя,
Мы начинаем осуждать
Других.

Нераскаянный грех

Грех нераскаянный, явственно видимый падшему –
Новая язва Спасителю,
Господу нашему.

Бесчестие и укоризна

Бесчестие и укоризна –
Суть лекарства для гордой твоей души.
А посему,
Когда смиряют тебя извне, –
Внутренне смири себя,
Тем самым
Воспитывая свою душу.

Любовь к Богу

Наша любовь к Богу
Измеряется нашей готовностью
Принять посылаемые нам
Страдания и несчастья
И видеть в них
Руку Божию.

Два стихотворения схиигумена Саввы

*
Не мсти врагу за оскорбленье,
Вражду любовью погаси
И в Божий храм, до примиренья,
Своих даров не приноси.
Любя лишь тех, кто вас лелеет,
Вы мните Богу угодить?
Но и язычники умеют
Взаимно любящих любить.
А ты – ты братские объятья
Тебя клянущим простирай
И не проклятьем за проклятье –
Благословеньем воздавай!
Творец ваш солнце зажигает
И множество светил ночных
И с неба дождь ниспосылает
Равно на добрых и на злых:
Так ты и доброму и злому,
Учись, как Он, благотворить,
И будешь сыном Всеблагому,
И жизнью вечной будешь жить!

*
Любовь – не только наслажденье…
Любовь – тепло, забота, свет!
Любовь – страданье и терпенье,
Великий подвиг отреченья…
Любовь – божественный завет!

Схиархимандрит Григорий (Давыдов)
(1911-1987)

Путь подвижника

Допросы, приговор, тюрьма,
Ад пересылки, Колыма.

После одиннадцати лет Колымы

Срок отбыл. Колыма далече.
Сколь надо было испытать,
Чтоб чрез двенадцать лет, при встрече,
Страдальца не узнала мать!

Мученики

…Кто слушал, понимал едва ли,
Что старец говорил потом:
- Кто праведен был, те предстали
Как мученики пред Христом,
И дух свой Господу предали,
Святой исполнены любви.
А прочие, – как я, – страдали
Законно, за грехи свои.

Нераскаянные грехи

Батюшка часто говорил на исповеди:
- Каких грехов у нас нет?
- Только тех, которых не существует.
- Какие грехи Господь не прощает?
- Только лишь нераскаянные.

Об «отчитках»

Старец, будучи противником «отчиток», говорил:
- В древности многие священники
Могли изгонять бесов своей молитвой;
Сейчас таких людей почти нет.
Когда его спросили об одном священнике,
Который отчитывал,
Батюшка сказал,
Что тот изгоняет бесов
Себе на погибель.

***
Старец часто повторял слова Амвросия Оптинского
О том, что болеть полезно для души,
И надо не лечиться,
А подлечиваться.

Прозорливость старца

Однажды у старца спросили,
Можно ли отпеть священника,
Который якобы покончил самоубийством.
Старец в ответ молился всю ночь,
А утром сказал,
Что его надо отпевать, как убиенного.
Впоследствии оказалось,
Что этого священника
Задушил староста храма.

Исцеление

Пред очами своими – греховен и мал, –
Души прежде, но также тела исцелял
В простоте прикровения, много…
Глас хваления слыша опять и опять,
Продолжал возносящим его повторять:
Облегченье страданий – от Бога.

Возражение на то,
что в неверующей семье трудно вести духовную жизнь


Праведный Лот сумел спастись
И в Содоме;
Злочестивый Иуда погиб
И в обществе апостолов.

Утешение семейным

…И чётки – не спасут,
И жена –
Не лишит рая.

Диалог

- Отец, и проще, и верней, –
Спастись, как в этой жизни мне?
- Совет, коль можешь, сбереги:
Люби всех, и от всех – беги.

Епитимья за аборты

Сейчас люди слабые, достаточно каждый день
Утром и вечером
Совершать по три земных поклона с молитвой:
«Пресвятая Троица, помилуй нас…»

Вопрос – ответ

- Можно ли избавиться от помыслов?
- А ты можешь поймать птицу в небе?
- Нет.
- А не дать ей свить гнездо на дереве?
- Могу.
- То же самое и с помыслами.
Главное –
Не дать им свить гнездо в сердце нашем…

Благоговение

Однажды в Харькове батюшка посетил подворье
Стрелечского Николаевского монастыря.
Там ему показали стул,
Принадлежащий священномученику
Епископу Курскому и Обоянскому Онуфрию,
И батюшка отказался на него сесть,
Сказав, что его надо хранить, как память
О великом подвижнике
Нашего века.

Осуждение

Однажды, когда некая женщина
Осудила кого-то из духовенства,
Старец ей сказал:
- Давай лучше помолимся за него.
Поставив её с собой на молитву,
Батюшка три часа молился.
После этого
Желание осуждать священников
У неё пропало.

Любовь к ближнему

Как мать откликается на каждый крик ребёнка,
Так и мы должны спешить делать добрые дела
По первой просьбе нуждающихся в нас.
Ибо без добрых дел, без любви к ближнему
Всё тщетно.

О смирении

Когда колос пуст,
Он болтается во все стороны.
Зрелостью же налившийся – склоняется долу,
И никакие ветры не страшны ему.
Так и человек –
Пустой и смиренный.

На смерть духовного сына

Когда за чтением акафиста Божьей Матери
Умер всеми любимый отец Фёдор,
Имевший одиннадцать детей,
Отец Григорий сказал:
- За такой смертью
Нужно в очереди
Семь лет стоять.

Мелкие грехи

…Что тяжелее –
Мешок песка или мешок камней?
- Мешок песка.
С больной рукой мы бежим к врачу,
А на царапины не обращаем и внимания.
Но бывает, что незаметная царапина
Приводит к заражению крови.
Так и мелкие грехи
Приводят к серьёзным последствиям.

Неоставление грехов

Человек, не оставляющий своих грехов,
Хотя и кающийся в них,
Подобен морю,
В которое впадает много рек.
Вода же в нём, однако,
Непригодна для питья.

О смертельной сладости греха

Ионафан, сын Саула,
Лишь чуть лизнув мёда, –
Едва не поплатился за это жизнью.
Сладок грех:
Лизнул, а можно потерять
Жизнь Вечную.

Окаменелость

Не говорят тому, кто не слушает.
Не бьют того, кто не плачет.

Схиархимандрит Иоанн (Маслов)
(1932-1991)

Откровение

О том, как в пустынь уходил он,
Сказал, – доступен, тих, глубок:
- Быв призван властной Высшей Силой, –
Ей противостоять не мог.

Из послужного списка

- Монах Иоанн Маслов
Отличается исключительным смирением и кротостью;
Несмотря на свою болезненность,
Он исполнителен в послушаниях.

Дар отца Иоанна

Скорбящим сострадая братски, –
Вложил в деяния свои
Дар деятельной, христианской,
Весь мир спасающей любви.

Один из видов лукавства

- Бывает, приходит человек, просит благословения
На что-либо: молишься, а Небо молчит.
Спустя некоторое время понимаешь, в чём дело:
Человек уже в сердце своём принял решение,
А благословение просил
Лишь для прикрытия
Уже решённого.

Пастыри

Пастырская благодать –
Людям всюду помогать.
Подобает нам не тлеть, –
Огненной свечой гореть,
Чтобы кто-то в трудный час
Мог согреться возле нас.

Связь старца с иным миром

О загробной участи одной своей духовной дочери
Старец говорил,
Что все мытарства она прошла
Без остановки,
И лишь на одном
Была задержана.

Благодать старца

Отцы Церкви говорят, что у святых,
Получивших благодать о Бога,
Освящается не только ум и душа,
Но и тело, и вещи,
Им принадлежащие:
Одну больную девочку на ночь
Укрыли платком батюшки,
Утром она уже была здорова.
Это произошло уже
После смерти старца.

Молитва старца

В мире, от Бога отпавшем совсем,
Только молитва была ему всем:
Светом
И ладанным благоуханьем,
Сердца его
Непрестанным дыханьем.

Напоминание

Скорбел, напоминал всегда
Псалом: «…смерть грешников люта».

Сеяния

- Надо каждый день сеять.
- Да что же я могу сеять, батюшка?
- Терпи, когда ругают.

Воспитание духовных чад

Воспитывая в своих чадах
Безгневие, смирение и терпение,
Старец часто и умышленно им делал
Незаслуженные выговоры.

Болезни, операции

Духу унынья велел не сдаваться
Он, перенесший пять операций.

Об осуждении

Старец часто говорил, что на мытарствах
Больше всего страдают
За осуждение.

Оружие молитвы

Говорил подвижник так:
- Никогда не смеет враг
Подступить, боясь быть битым,
К пребывающим в молитве.

Совет матерям

Матерям отец Иоанн советовал,
Чтобы они читали Евангелие
Во время кормления младенца грудью.

Перед смертью

Землю родственных могил
Перед смертью посетил
Указал и место тоже,
Вскоре, где его положат.

Прекрасное пение

На следующий день, после преставления старца
Две духовных дочери, подойдя к его келье,
Услышали прекрасное стройное пение.
Когда же они вошли в дом, то там никого не увидели,
Кроме священника,
Читающего Евангелие.

Зависть

- Зависть – это надо знать
Злобным и ленивицам, –
Может душу истерзать,
Если не противиться.

***
В Божью премудрость сердцем вникай,
Мыслей греховных не допускай.
Где бы ты ни был – всюду, везде
Думай о смерти, Страшном Суде.

Досаждения

Тщишься справедливым быть,
Но одно в итоге:
Осуждая ближнего –
Досаждаешь Богу.

О скорби

«Много скорби праведным»,
Но нечестивым – ещё больше.

О чтении

Одно чтение – ко спасению.
Другое – к погибели.

Опаснейший путь

Если мы найдём в сердцах наших
Отсутствие любви к Богу,
К наставникам нашим,
Или друг ко другу –
Мы стоим на опаснейшем пути.

Истинная привязанность

Надо к Богу стремиться,
Божественного искать,
Привязываться
Только к Богу единому, –
Что привязанность к человеку?

Протоиерей Николай (Гурьянов)
(1909-2002)

Смирение

Весь век свой Господу служил,
Средь мира гибнущего жил
Монашески, но постриженье
Скрывал по своему смиренью.
Прислуживание в алтаре
Для подвигов великих – мал,
Но всё же посох подавал
В уже нелёгкую годину
Смиренному Вениамину,
Священномученику.

Обет

Был арестован за веру в тридцатых,
Тюрьмы прошёл, лагеря и этапы.
Встретил подвижников, видел примеры
Истинной несокрушаемой веры.
Здесь, в средоточии боли и бед,
Господу дал о священстве обет.

Талабс, Залит

(пророчества отца Симеона)
«Талабс», – расслышал отчётливо он
Трижды сказал схимонах Симеон.
Залит, дотоле сокрытый во тьму,
Там, где служить до кончины ему.

Господь не оставит Россию

- Коль о грядущем меня вопросили, –
Знайте, Господь не оставит Россию.
Город ли, малоизвестная весь –
В руце Господней. Родимые, здесь
Души какие прекрасные, лица!
Надо лишь радоваться да молиться!

Вы – Христовы

Старец, о чадах имеющий тщание,
Дал нам завет, уходя, на прощанье:
- Радуйтесь, что мы под Божьим покровом,
Возвеселитесь, что все мы Христовы!

О ереси экуменизма

Всех религий равноправье –
Призрак, лживый и пустой.
Что сравниться с Православья
Глубиной и чистотой!..
Православие – ограда,
Божьей истины печать.
Грешных – презирать не надо,
А с любовью – обличать.

Самый опасный грех

Видев сменившихся множество вех,
Молвлю теперь я:
- Самый опасный и пагубный грех –
Это безверье.

Свидетельство святости

Чудо таинственней, неизреченней
Явь – фотографии мироточенье.

Братский гимн

Прошёл мой век, как день вчерашний.
Как день, промчалась жизнь моя.
И двери смерти страшно тяжки,
Уж недалёки от меня.
Меня, грешного, помяните,
Ухожу от вас навек,
Ещё увидимся. <
(Старец Николай)

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
(1910-2006)

Послушник священномученика

Послушник, – был всегда хранимым
Святой молитвой Серафима,
Священномученика ныне
И исповедников твердыни.

Благословение Патриарха

Было об отроке Божье смотренье –
Тихона кроткого благословенье.

Молитва в заключении

- Долгие годы тюремных мучительств,
Всё ж для молитвы годами учительств
Лучшими были, – когда умирал
Я, и смертного края стоял.
Ревностность и дерзновенье такое –
Не обрести в тишине и покое.

Постриг

Зло мира претерпевший, он
К небесным воинствам причтён
Был старцем, Промыслом водимым –
Смиренным глинским – Серафимом.

Поступление в монастырь

5 марта 1967 года иеромонах Иоанн
Поступил в Псково-Печерский монастырь.

Град, стоящий на верху горы

Град, стоящий на горе –
Сорок лет в монастыре.

Советы

(необязательность исполнения)
Всех принимал, утешал, наставлял,
Воли своей же он не диктовал.
Были слова его даром прозренья,
Необязательного к исполненью.

Противник раскола

Отец Иоанн никогда не терпел никаких бунтов,
Никаких расколов,
И всегда бесстрашно и грозно
Выступал против них.
Все нападения противников
Он всегда принимал на себя,
Лишь бы его духовное стадо
Шло церковным,
Царским путём.

Последние посевы

Будучи уже девяностолетним,
Старец Иоанн писал:
«Бог весть, сколько мне ещё осталось
Обременять землю,
Но душа всё более
Начинает тосковать по небу
И любить его более всего.
Следую народной мудрости:
Умираешь, а пшеницу сей.
И эти вот, нынешние мои посевы –
Едва ли не последние».

Кончина старца

Старец Иоанн скончался после продолжительной болезни
5 февраля 2006 года на Собор
Новомучеников и исповедников Российских.
Он преставился ко Господу
Через несколько минут после принятия
Святых Христовых Таин,
Что, по церковному преданию, случается
Или с высокими подвижниками,
Или с людьми
С исключительно чистым сердцем.

Из завещания отца Иоанна

Покуда жив, вам говорю сегодня:
Примите жизнь и все пути Господни.
Примите всё, злоденствие примите,
Но ранее – друг друга возлюбите.
Без ближнего – немыслимо спасенье.
Любите же – до самоотверженья!

Молитва

Историю мне эту в назиданье
В паломничестве давнем рассказали
Давным-давно, когда ещё была
Врагом неразделённая Россия,
Преемница Святой Руси, Рим  Третий,
Ушедший в тюрьмы, лагеря, в изгнанье,
В предания, легенды, в тихий свет,
Как дивный плат, простёртый над кладбищем.
В Печорах псковских как-то к Иоанну
Крестьянкину, один простец безвестный,
Такого же безвестного прихода
Священник, уж годами измождённый,
С молитвою пришёл, чтобы озвучить
Всё выстраданное грешной жизнью, это:
"Прости мя, Боже, ни за что". Что думал
Смиренный Иоанн, что знал и видел
В душе людской – кто ведает, но только
"Хорошая молитва", - молвил старец.
В раздорах, в суете, в житейской смуте,
В грехопаденьях тяжких, в пустоте
Недвижимого дня пережитого,
В клонящихся к концу летах, – подчас
Молитва вспоминается мне эта, –
Как будто бы нечаянное что-то
Мрак освещает, согревает сердце,
Даёт надежду...

Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"
Комментариев:

Вернуться на главную