18 ноября известный русский поэт и публицист - Валентина Коростелёва - встречает свой юбилей!
Секретариат правления Союза писателей России и редакция "Российского писателя" от души поздравляют Валентину Абрамовну с круглой датой, а также с 55-летием  творческой деятельности!
Желаем крепкого здоровья, радости, душевных сил, удачи и вдохновения!

 

МОЩНАЯ ДЕРЖАВА И ШАЛЬНЫЕ СОЛОВЬИ
(К юбилею Валентины Коростелевой)

Бывает, что человек с первого взгляда, не произнесший еще ни слова, располагает к себе и это расположение остается на всю жизнь. Нечто подобное произошло у меня с Валентиной Коростелевой. Мы встретились на литературном вечере. Тогда я еще не знала, что она - поэт. Но мне сразу запала в душу эта женщина. Она не просто располагала, но внушала уважение, даже почтение, вызывала интерес. И этот интерес со временем, по мере знакомства, не только не угасал, а рос. Познакомившись же с её поэзией, прочитав стихи – я поразилась, увидев, какие сильные чувства скрываются за внешним спокойствием, какие эмоции формируют ритмы ее ярких и образных произведений….

Сразу же отмечу – тема Родины - главная в поэзии Валентины Коростелевой. О чем бы она не писала – это всё о России. Родина органично присутствует и в не очень, кажется, значительных деталях ее произведений, которые в итоге работают на цельность и замысел. Более чем наглядный пример – стихотворение «Краснояр».

Я начинала со слов об облике Валентины Коростелевой. В моем восприятии волею судьбы он совпал с образом самой России. И не случайно одно из её стихотворений, «Святое имя», предваряет эпиграф В. Соколова «Все у меня о России». По большому счёту, так сложилось и в творчестве самой Валентины.

В этом замечательном стихотворении много знаковых строк, но мне значительнее всего показались слова о воспитавшей нас мощной державе и шальных соловьях. И подумалось, что, может быть, это неожиданное сочетание - и есть неразгаданный феномен России, её кажущейся противоречивости и действительной многомерности, определяющие как ее историческое положение в мире, так и катаклизмы внутреннего существования…

Но вернусь к стихам Валентины Коростелевой и приведу по короткому отрывку из двух поразивших меня стихотворений: «Пляши, вдова» и «Цыганочка».

…За слово, что не скажется,
За свет земной души,
За всех, кому не пляшется,
Пляши, вдова, пляши!

И другой:

У Серафимы-вдовушки
Кругом пошла головушка,
И только ноги трезвые
Еще летят за песнею!..

Глухая ночь за окнами,
А свадьба в танце огненном…
Огонь – его величество,
По сердцу - электричество!

Хочется отметить умение Валентины Коростелевой работать на контрастах. К примеру, сам по себе заключенный в словах контраст «пляши» и «вдова» порождает у читателя цепную реакцию ассоциаций и заряжает энергией, высекая её из столкновения этих двух слов, рядом расположенных. Вдовья пляска…И задумываешься, - это отчаянье или победа над отчаяньем?

А «Цыганочку» прочла – и как будто сама побывала на свадьбе… Так все зримо, динамично, так резки контрасты, и так зажигателен молодой задор стихотворения…И секрет снова в точно найденной лексике. Ведь не «Пойдем плясать цыганочку» сказано, а «Айда». В общем-то слово не литературное. Но сколько в нем вызова! И от Ванечкиной грусти - ничего не осталось. Он, «и, как бывало, с вывертом/ В средину круга вылетел»… Вылетел, а не вышел. И в этом «вылетел» тоже молодая удаль и несомненная русскость поэзии Валентины Коростелевой.

Но главное, что на мой взгляд делает её поэзию столь соприродной самой России - это ритм, ритмические паузы, мгновенные переходы от веселья к грусти, от печали к веселью, огонь и стужа этих переходов.
Но жизнь есть жизнь, и есть периоды, когда печаль так и остается печалью, и даже глаза бездомной собаки только усиливают это чувство.

…Тоска такая ,что мороз по коже.
И не спасает зимнее пальто.
Собака, если что, залаять может,
А мы глотаем слезы, если что.


Горечь жизни ничем здесь не смягчена. Здесь все - без прикрас. Без надежд. Без утешения. Что ж, и так бывает…
Валентина умеет передать нюансы современной жизни, не выходя за рамки поэтической речи. Таким, среди прочих, мне представляется стихотворение «Эти годы».

…Опять весна. Но солнце редко,
Застрял желанный караван…
Из старых тряпок шьет соседка
Своей дочурке сарафан.

…Она сурово держит Ольку,
Поскольку всюду вор и хам.
И улыбается тихонько
Моим надеждам и словам….


Последнее четверостишие, где соседка тихонько улыбается надеждам поэта и при этом «…сурово держит Ольку», меня впечатляют и дают представление о времени, в котором мы живем, - больше, чем сотни разоблачительных статей современной журналистики. И мне припомнилось подзабытое слово – народность. Его воскресила во мне поэзия Валентины Коростелевой. Признаюсь, раньше мне такое определение, особенно применительно к поэзии, казалось искусственным, мотивированным исключительно конъюнктурой. Но в стихах Валентины я увидела именно органическую причастность к жизни народа и переданную нам в художественном воплощении. Что и подтверждает в очередной раз её стихотворение «Выше голову, Русь!»

…Пусть метель не сдается,
Пусть в пыли - письмена.
Но Россия – то солнце,
Что на все времена!

И пускай нас не хвалят,
Пусть замучила грусть,-
Выше голову, Ваня,
Выше голову, Русь!

Давно не встречала, чтобы одно стихотворение вместило столько горечи, гордости и веры…

С юбилеем Вас, Валентина Абрамовна!. Творческого вдохновения и достижений на выбранном Вами пути!

Сэда ВЕРМИШЕВА

Валентина КОРОСТЕЛЁВА

«Нас воспитала мощная держава…»
(Стихи разных лет)

 

КРАСНОЯР
Сентябрьский день, земли весомый дар,
Ещё горел не пылко и не жарко,
Когда мы поднялись на Краснояр –
Среди берёз в осенних полушалках.

Какие шири - не охватит взгляд!
Отсюда сердцу видится впервые
Вся русская, вся милая земля,
Где облака стоят, как часовые.

Так высоко - захватывает дух,
И нет внезапной гордости предела,
Обострены и зрение, и слух,
Натянуты струной душа и тело.

О, Русь! Хвала глубинности твоей,
Что обрекала недруга на гибель!
Как дорог мне размах твоих полей,
Твоих лесов... Какая в сердце кипень!

И вот уж ладит песню красота,
И вторит подголоском песня птичья...
О, родина! Останься навсегда
В своём простом и царственном величье!

ОСЕННИЕ МОТИВЫ
А в октябре российском – Дни Есенина,
И день уже прозрением ведом,
И парки примеряют стать осеннюю,
Колдуя догорающим листом…

Листва летит и на ветру полощется,
И под ногой пружинит по утрам,
И всё стройней, торжественнее рощицы,
Похожие на древнерусский храм…

Промчится над судьбою ветер истовый –
И где они, случайные слова?
Листва спадает – остаётся истина,
Как остаются в роще дерева…

УСТОЯТЬ
Наступает предзимняя рать,
Начинает ветрило играть.
Вот и я - на лихом рубеже,
Мне такая игра по душе.
Не второй, не пятнадцатый год
Я люблю эти смены погод.
Напрягается чёрная бровь,
Закипает рисковая кровь, -
Ведь меня под защиту берёт
Мой крестьянский испытанный род.
То, что выпало в жизни ему,
Не дай боже узнать никому!
И сегодня - с утра до утра -
Вновь разбойные дуют ветра.
Заклинает крестьянская рать:
Устоять, устоять, устоять!
1990

ТАКАЯ ЖИЗНЬ
Настали времена – не для поэта,
И даже в снах давно не чудеса.
Бродячие собаки ходят следом,
Идут навстречу и глядят в глаза.

Тоска такая, что - мороз по коже,
И не спасает зимнее пальто.
Собака, если что, залаять может.
А мы глотаем слёзы, если что.
2000 г

ЦЫГАНОЧКА
Осенни ночи долгие.
Шумит застолье доброе.
Девчата - словно уточки,
Ребята сыплют шуточки.

Лишь одному невесело,
Глядит в глаза невестины...
- Да не горюй ты, Ванечка,
Айда плясать цыганочку!

Тряхнул кудрями Ванечка:
- Эх, страсть моя, цыганочка, -
И, как бывало, с вывертом,
В средину круга вылетел!

У Серафимы-вдовушки
Кругом пошла головушка,
И только ноги трезвые
Ещё летят за песнею!..

Глухая ночь - за окнами,
А свадьба - в танце огненном...
Огонь, его величество,
По сердцу - электричество!

ПОЦЕЛУЙ
Откуда, что внезапно накатило?
Ах, не случайно вырван поцелуй!
И вот, как будто заново родилась -
Всё новыми словами именуй!

И вот уже сама открыла двери -
О, голос, ради бога, не дрожи! -
И вдруг узнала, что любовь - доверье
Разбуженного тела и души...

ЭТИ ГОДЫ
Нет, новоявленные князи
Не принесли душе уют.
Эпохой варварства и грязи
Все эти годы назовут.

Опять весна. Но солнце редко,
Застрял желанный караван...
Из тряпок старых шьёт соседка
Своей дочурке сарафан.

Давно устав считать потери,
Презрев газетный фимиам,
Она совсем уже не верит
Досужим клятвам и словам.

Она сурово держит Ольку,
Поскольку всюду вор и хам,
И улыбается тихонько
Моим надеждам и стихам...
1991

БЕЛАЯ НОЧЬ
Мы затопим под вечер бывалую печь,
Окунёмся в старинные грёзы.
Будут мысли, как воды весенние, течь,
И от сердца откатится проза,

И потянется к ручке любимой рука,
И запишет признанья природы,
И расскажет унылым деревьям река
Про былые несчётные годы.

Как торжественна белая ночь на Руси!
Вот спадут безысходности цепи,
И, собрав весь остаток божественных сил,
Глянет в душу Ильинская церковь...
Вятка, с.Утманово, 90-е г.г.

ПРОВИНЦИАЛЬНЫЕ ПОЭТЫ
Живут по глубинкам поэты,
Призванья хлеб чёрствый жуют.
Товарищи солнца и ветра,
Не пустят на ветер свой труд.

Живут в городишках и сёлах
Во имя земной красоты.
Слова их, как зёрна, весомы,
А мысли, как небо, чисты.

Высокое званье поэта
Не криком куют, а судьбой.
И Русь, и большую планету
Коль надо, прикроют собой!

ПРОЩАНИЕ
Облетают листья, облетают,
Заметают проторённый путь...
Уезжает милый, уезжает.
Встретимся ль ещё когда-нибудь?

Только ветер сирый, осень только...
Но в душе всё так же горячо.
Ничего-то не сказали толком,
Не договорились ни о чём.

Поезд уходил в земные дали,
Северного неба рвался лён, -
Только взгляды в радугу вплетались
И горел пристанционный клён...

Но пахнуло вдруг недальним снегом,
Пронеслось над клёном молодым, -
И вздыхало мудрое Онего
Над вокзалом, мокрым и пустым...

ХОРОШИЕ, В ОБЩЕМ-ТО, ЛЮДИ...
Хорошие, в общем-то, люди,
Мы всё же неважно живём.
Как мало друг друга мы любим,
Как редко на помощь идём,

А после, опомнясь, латаем
Всё то, что полезло по швам, -
И тут, как назло, не хватает
Ни ниток, ни времени нам...
70-е г.г.

СВИДАНИЕ
Жива любовь, разлука силы множит,
Свиданье шёлк объятий возродит...
Очнувшаяся впитывает кожа
Забытый рай и сердце золотит.

Сгорает солнце лету на потребу,
И в мире нет ни глупости, ни зла,
И плавится на кронах сосен небо,
И разрывают тишь колокола...

Но зыбкий вечер тихо гасит краски,
И вместо солнца - лампа на столе,
И голодно, и быстро тает сказка,
Но сердце...
Сердце - в свете и тепле!

СИРОТЫ
Что-то слово нынче редко -
Что укажет сердцу путь...
Поругай меня, соседка,
Поругай за что-нибудь!

Всю-то жизнь судьбу латаю,
А далёко до звезды.
Мне немного не хватает -
Материнской теплоты.

Неуютно в мире что-то,
И такая маета,
Будто нынче все - сироты,
И Россия - сирота!..
2001

 

ЧАС ВЕСНЫ
О, наконец печальный ход нарушен!
Проснулась роща в ласке синевы,
И вздрогнули измотанные души
От этой детской нежности листвы.

А прошлый путь - в колдобинах и дыме,
И думалось, что нет судьбы иной.
Стреляли в нас - жестокими, литыми -
То подлостью, то пошлостью земной.

Сказало время: к чёрту говорильню,
Отныне клёны - наши мудрецы!
И прорастают пепельные крылья
Мучительно сквозь раны и рубцы.

А синь вскипает молодою брагой!
Опять бродить по лесу без конца,
Сидеть на пне и почему-то плакать,
Не пряча осиянного лица...

ТА ЗВЕЗДА
Кажется, пора остановить
Чувства безответного теченье...
Но крепка была надежды нить,
И не гаснет той звезды свеченье.

И, куда б ни вынесли пути,
И какой бы ни сдавать экзамен, -
Эту муку мне ещё нести,
Молодеть под этими глазами...

СВЯТОЕ ИМЯ
      «Всё у меня о России…»
                     В.Соколов
Кряхтит избёнка под замочком ржавым,
Но в сердце не уменьшилось любви.
Нас воспитала мощная держава
И в ивняке шальные соловьи.

Мы берегли её святое имя,
Творила чудо главное любовь.
И что твоё, что родины любимой –
Не разберут ни сердце и ни кровь.

Как никогда ясна дорога к Богу,
Уходит на задворки века грусть,
И лишь не гаснет на сердце тревога –
Что станется с тобой, родная Русь?

ИЮЛЬСКИМ ВЕЧЕРОМ
Что-то много в глазах твоих грусти,
Что-то много речей о земном…
Подарю тебе вечер июльский
С колдовскою звездой за окном.

Мы ожившие души уважим,
И задышат сердца горячо…
Ничего мы с тобою не скажем,
Не попросим судьбу ни о чём.

И проследуют в памяти были,
И очнётся дремавший ручей…
До чего же мы глупые были,
Сколько предано дней и ночей!

Пусть приёмник вещает о чём-то,
Это всё ни к чему, не для нас.
Я твою непослушную чёлку
Отведу от сияющих глаз…

Здравствуй, нежности синее море!
Закачает хмельная волна,
И луна деликатная вскоре
Отплывёт от большого окна…

ПЛЯШИ, ВДОВА!
…Одёрнув юбку узкую,
Анфиса в круг вошла
И не спеша, под музыку
Плечами повела…

Вдруг топнула, нарядная,
По-русски, от души!
И кто-то крикнул, радуясь:
- Пляши, вдова, пляши!..

Ах, как она отчаянно
Пошла кружить-дробить!
Как будто всё печальное
В паркет хотела вбить, -

И горе незабытое,
И слёзы, что в тиши…
Нет милого - убитого.
Пляши, вдова, пляши!

За слово, что не скажется,
За свет земной души,
За всех, кому не пляшется,
Пляши, вдова, пляши!

РУССКАЯ СУДЬБА
Уже я детства не приближу,
И не верну с войны отца,
И, засыпая, вновь увижу:
Сгоняют маму со крыльца.

Ещё глаза сухи под чёлкой,
Но сердце детское дрожит…
И ухватив худой ручонкой
Телеги край, она бежит,

Бежит туда, где горе свалит
Отца и мать, и всех согнёт, -
За то, что буднями не спали,
Что был на завтрак хлеб и мёд,

За то, что праведными были,
Что не схватило души ржой,
За то, что родину любили
Не на словах, а всей душой…

Ах, мама, горек всякий ужин,
Когда, вкушая власти мёд,
Руси доверчивую душу
Очередной владыка мнёт!..
1993

СВИДАНИЕ С ЛЕСОМ
Вышло солнце – и пахнуло раем,
И зима, спасаясь от тоски,
Засияла, будто извиняясь
За глухие серые деньки.

Распахнула ледяные створки,
Одарила далью – просто ах!..
Ельничек пестреет на пригорке,
Будто веер в ласковых руках!

Хоть еще по-утреннему зябко,
Но – на самом солнце, дурачок! –
Греет свои беленькие лапки
Молодой и робкий соснячок.

Тропка пробирается на ощупь
В звонкой и прозрачной тишине,
И такая синь за юной рощей,
Что и в счастье верится вполне!

ДАЙ МНЕ РУКУ...
Где любовь пускала корни,
Там сегодня статный бор.
Дай мне руку, непокорный,
Непонятный до сих пор.

Поросли быльём свиданья,
Год за годом вместе мы,
А над нами - та же тайна,
Те же светлые громы.

И метельная пороша
Не примяла свет зари.
Дай мне руку, мой хороший,
Ничего не говори...

ЗА ДУШУ РУССКУЮ
Судьба поэта – не малина,
Но страшно, если – на краю…
Уже я вовсе не наивна,
Но жизнь, однако же, люблю.

Пускай вино порою горько,
А счастья – так себе, щепоть,
Но видеть чёрное, и только –
Убереги меня, Господь,

Напоминай святую правду,
Рази неверия змею!..
Я не за левых, не за правых –
За душу русскую стою.

БЕЗ СОЛНЦА
Слабнет тело и радость сужается,
Жаждем солнца, чтоб душу согреть,
А весна всё никак не решается
Развернуться и в голос запеть.

Не готова к пути эпохальному,
Ой, да гонит тоску даже днём,
И сдаётся – то снегу нахальному,
То дрожит под холодным дождём.

Лишь ветрило гуляет заносчиво
В опьяненьи всемирных идей…
У России с весной много общего,-
Всё никак не согреет людей…

ВЫШЕ ГОЛОВУ, РУСЬ!
Ты прославилась хлебом,
Ты спасала, любя...
Глянь же в зеркало неба,
Узнаёшь ли себя?

Лик греха и печали,
Всех мастей суета...
Где твоя величавость,
Где твоя доброта?

Умирала, горела, -
И вставала, любя...
Скольких ты обогрела!
Кто согреет тебя?

Пусть метель не сдаётся,
Пусть в пыли - письмена,
Но Россия - то солнце,
Что на все времена!

И пускай нас не хвалят,
Пусть замучила грусть, -
Выше голову, Ваня,
Выше голову, Русь!

Биографческая справка.
Валентина Коростелёва родилась в Кирове. Окончила Литературный институт им. Горького. Стихи, а позднее рассказы и очерки публиковались во многих «толстых» и «тонких» журналах, звучали на радио. Автор 20 книг поэзии и прозы, в том числе на болгарском языке. Член Союза писателей России, лауреат Международных литературных конкурсов имени Андрея Платонова, «Добрая лира», ряда конкурсов за рубежом (Вена, Берлин, Нью-Йорк), региональных – им.Ф.Тютчева и А.Белого. В 2005г. в серии «Созвездие России» вышла книга «Свет Ярославны», посвящённая В.Коростелёвой. Заслуженный работник культуры РФ.
Живёт в подмосковной Балашихе (мкр. Железнодорожный).

О Валентине Коростелёвой  писали:

Виктор Боков: «В стихах Валентины Коростелёвой привлекает меня чистота звучания поэтического голоса, доверие к жизни и надежда на будущее. Она немногословна и отбирает слова как камешки на берегу моря, в её поэтическую ладонь попадают только самые редкие. Она ищет слово-сердолик...Поэтесса и о своём патриотизме может сказать неожиданно свежо и лирично. Валентина Коростелёва гражданственна, но никогда не берёт в руки «трубу» или «барабан», она исходит из той народной поэзии, которую олицетворяет плач Ярославны со стен Путивля в «Слове о Полку Игореве». Это мягкая лирика, излучаемая женской натурою, её исповедальностью:

Русь пресветлая - мило имечко,
Мяла недругу ты бока...
Я люблю тебя - до травиночки
И до росного огонька!

Я очень рад, что Валентина очень выросла за последние годы, имеет не только книги, но и заметное имя в литературе».

Валентин Сорокин: «Валентина Коростелёва - известный, очень русский, поэт: душа её вжилась, встрадалась в землю седую, в горе неохватное, в легенду народа, стоять на высоте которой - уважение к истории и к себе. Язык её стихов чист, понятен и доверчив. Никогда она не появлялась на литпраздниках зовуще-агитирующей. Всегда, вроде отставая, приятно радовала немелочностью, непустотою, аккуратно служа призванию. А у кого на Руси призвание - лёгкое дело?.. В её книгах, как на летнем огороде, - всего понемногу, а корзина полна. И ценно, и красиво. Не суета, а труд. Совпадение содержания книги с содержанием таланта её автора - нормальное творческое авторитетное совпадение... В её лице мы имеем одну из самых гармоничных и благородных поэтесс - со своим, достойным, местом в русской литературе. И отличает его от других глубокий нравственный свет всех её произведений».

Валентин Арзамасцев, кандидат наук, литературовед: «...Творческий поиск приводит поэтессу во второй половине 80-ых годов к мастерскому овладению юмором в стихии фольклорных традиций. Это счастливо соединилось в поэме «Банный день». И главное: немудрёные банные посиделки оборачиваются людскими судьбами, человеческими характерами, жизнью, где - и юмор, и грусть, и драма. Всё это, как и душевное здоровье героинь поэмы, - безусловно привлекает, даёт заряд бодрости и самому читателю... Стремление расширить рамки жанра приносит неожиданно ещё одну удачу: продолжая путешествие на «остров любви», поэтесса создаёт стихотворные сюиты «Рябиновые дни» и «Зарница», где лирические переживания связываются не внешним, а глубинным сюжетом, передавая течение чувства и вечный его драматизм.... Что ж, может, Россию спасёт только Слово... Если мы его сохраним. Если будем читать писателей, которым можно верить. Для которых Судьба и Поэзия - одно целое. Валентина Коростелёва - в таком ряду».

Тамара Жирмунская: «Я люблю известное выражение о корнях и кроне. С корнями у Валентины давно всё в порядке, и я вижу, как постоянно и успешно она тянется ввысь, чувствуя рядом нашу великую поэзию. Очень трудно писать по-русски стихи, потому что много и превосходно сказано. И всё-таки каждое слово у Валентины - это её полновесное и образное слово!»

Нина Соболева, кинорежиссёр:«Я рада, что в Багдадском университете, к примеру, по стихам Валентины Коростелёвой студенты изучают русский язык. Потому что в её стихах - по-настоящему живое и душевное слово».

Владимир Фомичёв: «…Поэтесса по народному патриотична и лиричностью напоминает нашу землю. Она принадлежит, говоря словами Пушкина, к талантам коренным русским.

... Стали гордыми так, что не тронь!
А в душе – холодней и пустее.
Пой, гармонь, заливайся, гармонь,
Мы пока ещё слушать умеем.

Пробуди вековечный огонь
Под родными ещё небесами,
Пой, гармонь, заливайся, гармонь –
Золотыми, святыми слезами!

Широко представлена в её поэзии и тема любви, для которой находятся свои, особые, краски:

... И вот уже сама открыла двери
(О, голос, ради бога, не дрожи!),
И вдруг узнала, что любовь – доверье
Разбуженного тела и души...

Её лирической героине свойственны - и сдержанность характера, («Собака, если что, залаять может, А мы глотаем слезы, если что...»), и раскаяние за многих («Да и то: не по-божески жили, и спешили порой не за тем...»), и романтический оптимизм:

... Да словушко хорошее,
Да взглядов теплых власть, -
И снова сердце ожило
И задышало всласть!

Таким образом, художественный аргумент Валентины Коростелевой и силён, и живописен. Подобное владение образным словом, всей палитрой изобразительных средств - на любой странице.

... И пустеет холодильник,
И одежда всё худей...
Кто-то выключил рубильник,
Что питал теплом людей.
И, спеша на свет в дрезине,
Той, что жалует судьба, -
Я надеюсь на Россию
И, конечно, на себя.

Валентина Коростелева является тонким психологом, ее внутренний рисунок всегда точен, убедителен. Ей хочется понять «все сердца». И смотрите, как мастерски она владеет интонацией:

Это ж надо, беда какая:
Перестали петь соловьи!

А вот и стихотворение, давно ставшее песней, - «Помолимся сегодня друг о друге» с верно найденной концовкой. Автор уверен, что любовь - это действительно Бог. Дух, а не утроба. И Всевышний даёт это понимание тем, кому доверяет.

Опять метёт немыслимая вьюга,
И снова еле слышен Божий глас...
Помолимся сегодня друг о друге,
Иначе кто ж помолится о нас?..

Ирина Александрович: «Спасибо за то, что Вы создали солнечногорский «Парнас» и вывели нас, желторотых птенцов поэтического слова, на трудную и замечательную дорогу служения русской литературе.

«... И солнечными строчками-лучами
Коснулась сердца каждого из нас!
И сгинули тревоги и печали,
И поманил ступеньками Парнас
К той величавой неземной вершине,
Дарящей свой неповторимый свет
Тебе - Коростелёвой Валентине...
Спасибо, Божьей милостью поэт!»

Игорь Ляпин: «Если бы меня попросили показать образ России, я бы назвал поэта Валентину Коростелёву. Всё в ней есть: отзывчивость и трепетность души, мужество характера и большая внутренняя сила, не говоря уже о писательском таланте. Она немало испытала сама и потому так умеет чувствовать и боль, и радость многих. Она умеет ценить других поэтов и не жалеет для них добрых и высоких слов, если они действительно заслужены. Когда я думаю о Некрасове, то в женщине, которая и «коня на скаку остановит», и «в горящую избу войдёт», я нередко вижу Валентину Коростелёву, хотя человек она и хрупкий, и скромный, отнюдь не избалованный наградами за успехи в литературе».

 

* * *

Издательство "Звонница" выпустило книгу Валентины Коростелёвой "Строки и судьбы" (Русские поэты ХХ века) - над которой писательница работала не один десяток лет.

Счастливое сочетание

…Валентина Коростелёва – сама прекрасный поэт и многих из тех, о ком в этой книге написала, знала лично. И это сочетание – собственной поэтической одарённости и личного знакомства с немалым числом героев своих очерков – даёт её книге особую ауру «размышлений изнутри».

Именно поэтому книга, состоящая из 28 отдельных очерков – развёрнутых и небольших, а также, эссе – о поэтах от Александра Блока до Евгения Евтушенко включительно, читается как единое целое, окрашенное тончайшими нюансами поэтических дарований, черт характеров и особенностей времён, в которые жили каждый из её, в основном знаменитых, персонажей.

Причём, если при жизни некоторые из них не считались поэтами первого ряда, будучи затмеваемыми более громкими именами собратьев по перу, то по истечении времени – единственного объективного нашего судьи – отчётливо видно, что их вклад в поэзию не менее значим, чем вклад тех, чьи имена гремели при жизни.

И в том, что Валентина Абрамовна сумела это показать, огромная её заслуга для нашего литературоведения и просто для любителей истинной поэзии.

Очень важно, на мой взгляд, отметить и то обстоятельство, что при всём разнообразии поэтических дарований, судеб в литературе, направлений в искусстве, предпочитаемых тем или иным поэтом, все, о ком пишет здесь Валентина Коростелёва, внутренне объединены между собой тем, о чём Александр Блок написал, когда почувствовал это в себе:

…Что через край перелилась
Восторга творческого чаша,
И всё уж не моё, а наше,
И с миром утвердилась связь…

Поэтому при всех творческих особенностях каждого из 28 представленных здесь поэтов, для меня самым значимым и интересным было ощутить, как у каждого из них «с миром утвердилась связь», так как именно в такие моменты и рождаются самые значимые строчки, которые остаются потомкам.

Конечно, у каждого из нас есть пристрастие к тому или иному поэту. Кто-то тебе ближе по мироощущению и стилю, кто-то не так сильно трогает. Для меня, например, здесь есть поэты, чьё творчество подвержено заметным перепадам, объясняемым особенностями личности и направлениями её развития. Наверное, ярчайшей из таких противоречивых фигур является в моём восприятии Евгений Евтушенко, чьи личностные, а, следовательно, и творческие перепады впечатляют своими амплитудами.

Но всё равно, каждый из них внёс заметную лепту в русскую поэзию 20-го века, и Валентина Абрамовна убедительно это показывает.
Нередко случается так, что прочитав талантливый очерк о чьём-либо творчестве, открываешь в ещё недавно не близком тебе поэте струнки, которые заставляют иначе на него взглянуть, перечитать то, что читал давно, или прочитать то, что в своё время по причине твоего ранее поверхностного восприятия того или иного поэта, не читал.

И в этом ещё одна заслуга Валентины Коростелёвой. Её очерки и эссе написаны так, что равнодушным ни к кому из этих 28 поэтов не остаёшься. Может, повторю, это происходит потому, что Валентина Абрамовна сама поэт глубинный, прекрасно знающий русскую и мировую литературу, влюблённый в слово и трепетно к нему относящийся. Отсюда и влюблённость в талант другого, а также умение подать его щедро читателю.

Я мог бы здесь остановиться на творчестве каждого из поэтов, о ком автор пишет. Но вряд ли это требуется. Во-первых, потому, что так ярко, как Валентина Коростелёва, сказать не сумею. Во-вторых, у каждого читателя своё восприятие прочитанного. И в-третьих, потому, что ряд этих материалов был опубликован на страницах таких изданий, как «Литературная газета», «Литературная Россия», «Культура», журналов «Наш современник», «Российский колокол», «Венский литератор», «Новый ренессанс» (Германия). И везде они получали высокие оценки профессиональных литераторов, коллег по литературному цеху и читателей.

Вот почему не раз и не два эти публикации были отмечены на всероссийских и международных литературных конкурсах, где Валентина Коростелёва получала высокое звание Лауреата.

Поэтому мне остаётся лишь поблагодарить её за многолетний, талантливый и благородный труд во имя русской литературы, окрашенный любовью автора к своим героям и заботой о будущем самой культуры России. И пожелать читателю приобрести эту книгу и остаться наедине с прекрасными очерками и эссе о знаковых людях в поэзии 20-го века. Убеждён, что никто не пожалеет.

Григорий БЛЕХМАН, поэт, прозаик, публицист, литературовед

 

Поэт о поэтах

Сборник очерков о поэтах России ХХ века – это укрепление ума и души читателя. Книга «Строки и судьбы» - для тех, кто любит Россию, и для тех, кому еще предстоит постичь это великое чувство.

Валентина Коростелёва – поэт, и ее рассказы о писателях часто дополняются собственными поэтическими строчками, что придаёт оригинальности книге, где она внимательно и бережно собирает смыслы творчества её избранников, даруя наслаждение читателю. Это происходит потому, что наряду с узнаванием или повторением любимых стихов (которые в суете жизни как-то подзабыты или отодвинуты на потом),– читатель испытывает искреннюю благодарность к автору за то, что она тоже обратила внимание на эти запавшие тебе в душу строчки и дала возможность новой встречи, часто нового прочтения, открытия новых глубин, нежности и «сладостных слез» любви к поэзии и Отчизне.

Сергей Есенин писал, что надо быть самому гением, чтобы понять творчество А.С. Пушкина. Не будем расставлять ранжиры, но понять глубоко и тонко каждого из поэтов, о ком она пишет, ей удалось прекрасно.

Главный герой книги - Слово поэта, рождённое душой и волшебным русским языком, потому что, как пишет В. Коростелёва, «истинный поэт умеет так им распорядиться, что простые слова начинают светиться и пленять сердце человека, способного отозваться на этот счастливый свет…»

И представленные автором писатели владеют именно таким словом.

А подтверждением этому могут служить стихи самой Валентины Коростелёвой об Анне Ахматовой:

Пластинка кружится знакомо,
Ей всё равно, о чём звучать,
А из глубин – великий голос,
В котором мудрость и печаль.

Стихи на исповедь похожи,
В них сила гроз и свет зари, –
И пробегает дрожь по коже,
Как будто Вечность говорит.

Тут всё: с потомками свиданье,
Разлука, горечь забытья
И миг, где счастье и страданье
Равны на чашах бытия…

Валентина Коростелёва удачно назвала свою книгу. Она обращается к потрясающим судьбам поэтов, в том числе наших современников, и раскрывает нам суть их поэзии через их строчки, да какие! – в них душа, согревающая и поднимающая ввысь. Автор чутко улавливает главную мелодию души, что сопутствует образу героя ее документального рассказа. Она поставила перед собой непростую задачу рассказать и о тех поэтах, чьи друзья, современники еще живы, «и не дай Бог ошибиться в каких-то фактах», и все же задача выполнена, потому что она поведала нам о главном в судьбе того или иного героя очерка или эссе, открыла важнейшие страницы их произведений. И, как говорил Александр Твардовский:

Нелёгок путь. Но ветер века –
Он в наши дует паруса.

Да, нелёгок путь, но автор сборника очерков, как опытный капитан, ведёт нас по океанам судеб и глубинных строчек, часто открывая неизвестные или мало известные факты биографии знаменитых поэтов, а также черты характера своих героев.

…О многих из 28 поэтов автор книги «Строки и судьбы» могла бы сказать так же, как и о Борисе Примерове - «небесами коронованные», часто почти святые на ристалищах судеб и не всегда понятые современниками. Но им удалось выразить своё «незакатное, близкое, чистое…», а нам Валентина Коростелёва помогла услышать и почувствовать их «очарованные дали», познать сердцем свет их «милой лиры».

Лидия ДОВЫДЕНКО, главный редактор журнала «Берега»

 

Очень нужная книга

…С именем Валентины Коростелёвой всегда связаны ожидания глубоких, нравственных и высокохудожественных произведений, будь то поэзия, проза или публицистика. Умение автора соединить все жанры ради главной цели, вызвать интерес у читателя к творчеству самых ярких, самобытных, талантливейших поэтов ХХ века - ярко выражено в данной книге. Это не учебник по литературе с «правильными» формулировками о творчестве и месте поэтов в истории литературы, а откровенный разговор с читателем не только о поэзии, но и о «временах и нравах», по-своему влиявших на судьбы героев книги.

Очень точно определён жанр данного издания – повествование (хорошее русское слово, редко нынче употребляемое). В данном случае это рассказы на документальной основе, написанные образным русским языком, в том числе поэтическим.

Каждое имя – эпоха: от Александра Блока до Николая Дмитриева. Читателю предлагается заглянуть в творческую лабораторию больших поэтов, узнать истоки создания известных произведений, их соотношение с литературными течениями того или иного периода. И даже после прочтения книги не хочется расставаться с её героями, особенно когда чувствуешь, что вот этот поэт, эти стихи – близки твоей душе, делают твою жизнь богаче. Надо отметить, что и приведённые литературные цитаты очень точно отражают суть поэзии того или иного писателя.

…Несомненно с большой любовью создавались очерки о поэтах, с которыми автор была знакома лично, общалась. Вызывают искренний интерес рассказы о личных встречах с Николаем Рубцовым, Николаем Старшиновым, Виктором Боковым, Николаем Дмитриевым и другими. Не забыты Валентиной Коростелёвой и детские поэты – Барто и Чуковский.

…И конечно же, нужно отдать должное издательству «Звонница», которое выпустило такую исключительно нужную книгу, кстати, очень хорошо оформленную. Она будет надёжным подспорьем для молодых читателей, которые только начинают познавать поэтическую планету. В свою очередь учителя литературы, библиотекари найдут много интересного и полезного в книге «Строки и судьбы», которая наверняка пригодится им в работе, а массовый читатель не раз скажет спасибо Валентине Коростелёвой.

Нина АКАТЬЕВА, библиотекарь, Заслуженный работник культуры РФ, г. Балашиха.

Отзыв Тихомира ЙОРДАНОВА, Болгария

«Дорогая Валя! Очень хорошо издана книга и притягивает прежде всего своим содержанием. Вы рассказываете так увлекательно, что и читателю передается такое увлекательное чтение. Спасибо за дарственную надпись. Попробую познакомить болгарского читателя и рекомендовать ему это взволнованное чтиво. А почему нет, - и какого-нибудь издателя. Книга будет очень полезна школьникам, студентам и вообще всем болгарам, любящим русскую поэзию.
Поздравляю вас и благодарю за вдохновенный ваш труд! Тихомир.»

От автора В.Коростелёвой. На презентации книги в Балашихе её брали преподаватели учебных заведений разного ранга, библиотекари и просто читатели – для себя, детей и даже внуков. В издательстве «Звонница» она ещё есть.

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"
Система Orphus Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Комментариев:

Вернуться на главную