Валентина КОРОСТЕЛЁВА

«И ЗЕМЛЮ РУССКУЮ ЦЕЛУЯ!..»

(К 130-летию со дня рождения Игоря Северянина)
(Из цикла о русских поэтах ХХ века)

 

Как при имени Сергей Есенин мы почти автоматически вспоминаем «Клён ты мой опавший», при имени Ивана Крылова: «Ах, моська, знать, она сильна», а памятуя о любимом Александре Сергеевиче: «Я помню чудное мгновенье», так и, вспоминая Игоря Северянина, выскочит-таки, как чёрт из табакерки, его знаменитая строка: «Я гений, Игорь Северянин».

Конечно, любой воспитанный человек мысленно покачает головой в знак неодобрения таких неосторожных строк… если не узнает об этом удивительном человеке чуть побольше, не коснётся его полуфантастической биографии и недолгой жизни для человека незаурядного творческого дара.

Ну разве не фантастика выступать в качестве известного поэта в европейских залах наравне с самим Владимиром Маяковским, имея за спиной всего несколько классов начального образования?

И тем не менее Игорь Северянин был не просто в то время одним из самых популярных стихотворцев в стране, но и официально признан как король поэтов! Что, конечно же, не могло нравиться Маяковскому, но осознание собственного мощного поэтического дара помогло ему философски взглянуть на этот факт и в дальнейшем вполне мирно сотрудничать с собратом по перу.

Чтобы закрыть эту необычную во многом тему, стоит пояснить, что звание короля поэтов было завоёвано Северянином в открытом соревновании 27 февраля 1918 года и не где-нибудь, а на вечере в московском Политехническом музее, ставшем впоследствии знаменитым центром русской поэзии. И, к слову, многие годы  Евгений Евтушенко регулярно проводил там творческие вечера. А сто лет назад в этом зале второе место занял Владимир Маяковский, третье — Василий Каменский, о котором сегодня, увы, мало кто знает.

И как было не плениться такими, к примеру, стихами Игоря Северянина?

Соловьи монастырского сада,
Как и все на земле соловьи,
Говорят, что одна есть отрада
И что эта отрада — в любви...

И цветы монастырского луга
С лаской, свойственной только цветам,
Говорят, что одна есть заслуга:
Прикоснуться к любимым устам...

Монастырского леса озёра,
Переполненные голубым,
Говорят: нет лазурнее взора,
Как у тех, кто влюблён и любим...
(«Все они говорят об одном»)

Вот что писал о нём русский поэт Георгий Иванов: «Его книги имели небывалый для стихов тираж, громадный зал городской Думы не вмещал всех желающих попасть на его „поэзо-вечера”. Неожиданно сбылись все его мечты: тысячи поклонниц, цветы, автомобили, шампанское, триумфальные поездки по России… Это была самая настоящая, несколько актёрская, пожалуй, слава».

Надо признать, что, окончив всего-то четыре класса Череповецкого реального училища, тогда ещё Игорь Лотарёв ни на минуту не сомневался в своём блестящем будущем и шёл к этому буквально семимильными шагами, словно зная наперёд о своём недолгом веке. Но и были обстоятельства, крепившие в подростке веру в себя. А как же: отец, Василий Петрович — образованный человек, военный инженер, который, конечно же, воспитывал Игоря соответственно своему статусу. Мать, Наталья Степановна, передала сыну весьма богатую основу для осознания себя избранником судьбы: в родословном древе семьи отметился род Шеншиных, подаривший России Афанасия Фета; одна из ветвей вела аж к знаменитому историку Николаю Карамзину, а более поздние родственные связи тянулись к известной революционерке Александре Коллонтай…

Родители Игоря вскоре развелись, но юный поэт ещё успел побывать с отцом на Дальнем Востоке, а после жил у матери в Гатчине под Петербургом. Первые стихи его появились на свет, когда будущему королю поэтов было всего восемь лет. Позднее он задумался над своей фамилией и решил, что к имени прибавит звучное Северянин, которое в конце концов и станет его фамилией как поэта.

Спущусь к реке, взгляну
На илистый атлас;
Взгрустнётся ли, — а ну,
А ну печаль от глаз.

Теперь ли тосковать,
Когда поспел ячмень?
Я всех расцеловать
Хотел бы в этот день!
(«В июле»)

И за этим восторгом стояла реальная влюблённость Игоря в Женечку Гуцан, которой лично или опосредованно было посвящено немало стихов набиравшего творческой силы и опыта поэта. Женечка была очень хороша собой (со светлыми вьющимися волосами и стройной фигурой) и отвечала будущему королю поэтов взаимностью. Игорь нарёк её соответствующим именем — Злата, которое и украшало его поэзию.

Познакомились они в Гатчине в 1905 году. Тогда же и появилась первая публикация — в журнале «Досуг и дело». А после он стал издавать маленькие книжечки своих стихов, за 7–8 лет — больше 30, которые помогли пробиться к читателю.

Идёт весна в сиреневой накидке,
В широкой шляпе бледно-голубой,
И ландышей невидимые струйки
Бубенчиками в воздухе звучат...
Она, смеясь, мои щекочет нервы,
Кокетничает мило и остро...
Я к ней спешу, и золотою Златой
                            Вдруг делается юная весна,
Идущая в сиреневой накидке,
В широкой шляпе бледно-голубой.
(«Менестрель»)

И одна из первых его книг была не случайно названа «Златолирой».

К сожалению, жизнь всё-таки разлучила эту пару, несмотря на общую дочь, очень похожую на отца. Но первая большая любовь, воспоминания о ней помогали обоим, особенно в непростые годы перед Второй мировой войной. В одну из последних встреч Игорь Северянин убедился, что даже в 50 лет его муза осталась красавицей. И русская поэзия благодарна ей за разбуженный в Северянине яркий потенциал стихотворца, за весь недолгий путь одного из самых заметных лириков тех лет.

Одним из первых поддержал Игоря Северянина поэт Константин Фофанов и немало дал ему как литературный учитель. А в 1909 году его стихи услышал от одного из своих гостей Лев Толстой и был буквально возмущён одним из них, где женщина, по мнению классика, выглядела почти вульгарно. Это было одно из иронических стихотворений, которое великий прозаик принял, по-видимому, всерьёз. Это событие мгновенно сработало на известность поэта. «С лёгкой руки Толстого… меня стали бранить все, кому было не лень. Журналы стали печатать охотно мои стихи, устроители благотворительных вечеров усиленно приглашали принять в них... участие», — вспоминал Игорь Васильевич.

Словом, Северянин вошёл не только в литературу, но и в моду. Его открыто поддержали и Валерий Брюсов, и Фёдор Сологуб, написавший в 1913 году предисловие к его сборнику «Громокипящий кубок», где было немало похвальных слов в адрес автора. А после пригласил новую литературную звезду в турне по России.

Северянин был действительно неповторимым поэтом в созданной им галактике — со своим языком, свободными ритмами, игрой слов, приобретающих под его пером как минимум новый окрас.

О небо, небо! Твой путь воздушен!
О поле, поле! Ты — грёзы верфь!
Я онебесен! Я онездешен!
И бог мне равен, и равен червь!
(«В осенокошенном июле»)

И даже перекличка с самим Державиным («Я царь — я раб — я червь — я бог!») не перевешивает оригинальности самого Северянина.

Но и этого, казалось, было мало Игорю Васильевичу. На волне известности и тесного общения с литературными мэтрами он создаёт своё направление в поэзии — эгофутуризм, где главное место отдаётся душе, но без отрицания опыта русской поэзии.

По поводу эгофутуризма от души позднее иронизировал Корней Чуковский на примере стихов Северянина: «Гордец, ты любил уверять, что у тебя, в твоей родной Арлекинии, есть свой придворный гарем:

У меня дворец пятнадцатиэтажный,
У меня принцесса в каждом этаже!
(„Царственный паяц”)

И странно: тебе это шло, тебе это было к лицу, как будто ты и вправду инкогнито-принц…».
Чуковский же назвал поэта львом сезона.
И действительно, дело вовсе не в каком-то новом литературном течении, которое, кстати, оказалось недолговечным. Талант Северянина опрокидывал рамки любых условностей, и волна истинного чувства и мысли сметала всё на своём пути.

Весенний день горяч и золот, —
Весь город солнцем ослеплён!
Я снова — я: я снова молод!
Я снова весел и влюблён!

Душа поёт и рвётся в поле,
Я всех чужих зову на «ты»...
Какой простор! Какая воля!
Какие песни и цветы!

…Шумите, вешние дубравы!
Расти, трава! Цвети, сирень!
Виновных нет: все люди правы
В такой благословенный день!
(«Весенний день»)

К двадцатым годам ХХ века Игорь Северянин — уже опытный поэт не только в самих стихах, но и на эстраде, его поэзоконцерты пользуются, как правило, неизменным успехом. Даже сами названия книг были своеобразной визитной карточкой: «Громокипящий кубок», «Златолира», «Ананасы в шампанском», «Менестрель», «Соловей», «Классические розы»…

С 1918 года новоиспечённый король поэтов живёт в Эстонии. Следующие за этим два десятка лет были очень насыщенными для Северянина. Его давно уже признала Европа, и встречи проходили в разных городах и странах. Так, в Берлине он выступал вместе с Владимиром Маяковским и Алексеем Толстым, в Польше — вечер в Русском доме, во Франции — выступление в парижском Зале Шопена, а в 1919 году он совершает турне по Болгарии и проводит там лировечера, как сообщала пресса, причём возвращается в эту страну ещё раз, уже в 1933 году. А Белградская Академия наук издаёт его книгу «Классические розы», в которую вошли лучшие стихи поэта 1922–1930 гг.

И снова поездки: Чехия, Австрия… А что уж говорить о его многочисленных вечерах в городах и весях России!
Борис Пастернак вспоминал, что главным соперником Маяковского в те годы был Игорь Северянин, который, кстати, тоже с воодушевлением встретил революцию и прямо приветствовал новую будущую жизнь страны.

Народ оцарен! Царь низложен!
Свободно слово и печать!
Язык остёр, как меч без ножен!
Жизнь новую пора начать!

…Долой вчерашняя явь злая:
Вся гнусь! Вся низость! Вся лукавь!
Долой эпоха Николая!
Да здравствует иная явь!

Да здравствует народ весенний,
Который вдруг себя обрёл!
Перед тобой клоню колени,
Народ-поэт! Народ-орёл!
(«Моему народу»)

Но, как и для Маяковского, для него чем дальше по новой дороге, тем больше открывалось слишком много такого, что не могла принять его поэтическая возвышенная душа. А начавшаяся гражданская война с многочисленными жертвами с обеих сторон, с ужесточением культурной политики, преследованием тех, кто не поддерживал явно высшую в стране власть, — не могла не отозваться и в творчестве Северянина. Вот довольно известные строфы стихотворения «Классические розы», написанного в 1925-м. И, конечно же, отнюдь не случайно так же названа и одна из его книг.

В те времена, когда роились грезы
В сердцах людей, прозрачны и ясны,
Как хороши, как свежи были розы
Моей любви, и славы, и весны!

Прошли лета, и всюду льются слёзы...
Нет ни страны, ни тех, кто жил в стране...
Как хороши, как свежи ныне розы
Воспоминаний о минувшем дне!

Но дни идут — уже стихают грозы.
Вернуться в дом Россия ищет троп...
Как хороши, как свежи будут розы,
Моей страной мне брошенные в гроб!

Надо сказать, и в этом случае, как и во многих других, где наши поэты словно предсказывали финал своей судьбы, многое сбылось. Умер Северянин вне родины, и имя его ещё долго было в глубокой тени по самым разным причинам. Как сказал Евгений Евтушенко, «…пришли иные времена. Взошли иные имена».

Был серьёзный мотив и в отношении к его поэзии, не всегда несправедливом. Вот несколько слов Валерия Брюсова о стихах Северянина, особенно в более зрелый период: «Северянин чрезвычайно быстро „исписался”, довёл, постоянно повторяясь, своеобразие некоторых своих приёмов до шаблона, развил, в позднейших стихах, недостаток своей поэзии до крайности, утратив её достоинства, стал приторным и жеманным и сузил темы своих „поэз” до маленького круга, где господствовало „быстро-темпное упоение”, восклицания „Вы такая эстетная!” и т. д., — салонный эротизм и чуждый жизни эстетизм». Как говорится, из песни слова не выкинешь, и, читая стихи Северянина, порой поневоле вспомнишь и о четырёх классах образования, и о том стремительном взлёте на Парнас, когда творческий опыт ещё не был готов более тщательно относиться и к технике стихосложения, и к множеству новых слов, рождённых спонтанно, в процессе написания, но не выверенных до конца, примером чему был тот же Владимир Маяковский, не допускавший ни приблизительных по ходу эпитетов, ни рыхлой формы, — как, кстати, и большинство русских поэтов-классиков разных лет и даже эпох. Высокий художественный вкус, возможно, просто не успел развиться в должной степени, учитывая скоростной маршрут творческого пути.

Вот финальная часть стихотворения «Моя Россия», подсказанного «Россией» Александра Блока.

И наши бабы избяные,
И сарафаны их цветные,
И голоса девиц грудные,
Такие русские, родные,
И молодые, как весна,
И разливные, как волна,
И песни, песни разрывные,
Какими наша грудь полна,
И вся она, и вся она —
Моя ползучая Россия,
Крылатая моя страна!

«И наши бабы избяные», «моя ползучая Россия» — здесь художественный вкус явно изменил автору.

Или такого типа строки, которые больше от ума, чем от сердца, и потому поэтически не убедительны:

С миражем в вдохновенном взгляде
Я аромат элегий пил.
Дышало маем от тетради,
Сиренью пахло от чернил!
(«У К. М. Фофанова»)

Надо сказать, что Северянин не раз был потревожен литературной критикой и реагировал резко отрицательно на таких «недругов».

Вы лишь одна из грязных кочек
В моём пути, что мне до них?
И лучшая из Ваших строчек —
Всё ж хуже худшей из моих!

…Да ослепит Вас день весенний,
И да не знают Вас века!
Вы — лишь посредственность,
я — гений!
Я Вас не вижу свысока!
(«Поэза бывшему льстецу»)

А рядом — глубокие, тонкие, искренние строки, без позы, без словесных украшательств, словом, сама Поэзия.

О, знаю я, когда ночная тишь
Овеет дом, глубоко усыплённый,
О, знаю я, как страстно ты грустишь
Своей душой, жестоко оскорблённой!..

И я, и я в разлуке изнемог!
И я — в тоске! Я гнусь под тяжкой ношей...
Теперь я спрячу счастье под замок, —
Вернись ко мне: я всё-таки хороший...
(«Романс»)

Потому и не гаснет интерес к творчеству Северянина, поэта эмоционального, со своим почерком и обаянием непохожести на других.
В 1925 году выходит роман в строфах «Рояль Леандра», следом — «Колокола собора чувств», а в 1928-м он издаёт Антологию эстонской лирики за 100 лет. И только после его ухода вышла книга документальной прозы «Уснувшие вёсны». Конечно же, это была проза поэта — о жизни, о русских писателях, об Эстонии, о вынужденных порой скитаниях.

А любители поэзии не расставались с его лучшими стихами, в том числе написанными ещё задолго до революции, когда молодость души и рано проснувшийся поэтический талант диктовали Северянину такие, почти колдовские строки:

Это было у моря, где ажурная пена,
Где встречается редко городской экипаж...
Королева играла — в башне замка — Шопена,
И, внимая Шопену, полюбил её паж.

Было всё очень просто, было всё очень мило:
Королева просила перерезать гранат,
И дала половину, и пажа истомила,
И пажа полюбила, вся в мотивах сонат.

А потом отдавалась, отдавалась грозово,
До восхода рабыней проспала госпожа...
Это было у моря, где волна бирюзова,
Где ажурная пена и соната пажа.
(«Это было у моря»)

Как уже отмечалось, Игорь Васильевич почти сразу после революции поселился в Эстонии, бывшей тогда ещё в составе Российской империи. Однако уже вскоре Эстония отделилась, и Северянин оказался за границей. И, хотя он принимал активное участие в литературных мероприятиях на родине, ощущение потери самого дорогого никогда не оставляло его. Вот о чём он мечтал тогда с матерью, Натальей Степановной:

И будет праздник... большой, большой,
Каких и не было, пожалуй,
С тех пор, как создан весь шар земной,
Такой смешной и обветшалый...

И ты прошепчешь: «Мы не во сне?..»
Тебя со смехом ущипну я
И зарыдаю, молясь весне
И землю русскую целуя!
(«И будет вскоре…»)

Игорь Северянин спешил жить и делал это ярко и плодотворно. Он умер в оккупированном фашистами Таллинне зимой 1941 года в возрасте 54 лет и похоронен там на православном Александро-Невском кладбище.

Я, гений Игорь Северянин,
Своей победой упоён:
Я повсеградно оэкранен!
Я повсесердно утверждён!

…До долгой встречи! В беззаконце
Веротерпимость хороша.
В ненастный день взойдёт, как солнце,
Моя вселенская душа!
(«Эпилог»)

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"
Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Комментариев:

Вернуться на главную