Роман КРУГЛОВ (Санкт-Петербург)

АДМИРАЛЫ, БЛОГЕРЫ И ДРУГИЕ ПРОФЕССИОНАЛЫ

 

О выходе гиеновидных собак на охоту становится известно по громкому,
довольно мелодичному крику «хо-хо!», которым звери обмениваются между собой.
Кроме того, они издают резкий, сердитый лай и, подобно обезьянам, особое щебетание.

Гиеновидная собака, портал «Зооклуб»

Пришла бабушка в сельский магазини вся сияет. Говорит подругам:

- Вот ведь, вы думаете я кто? Жила дурой, а помирать буду – академиком! У меня и медаль есть.

- Чепуха какая, академик! Это как же так?

- А вот как!

Бабушка медаль о прилавок – хрясь! А медаль на пять частей развалилась. Большая медаль академика. Стыд-то какой! А ведь вручал ту медаль адмирал в кителе, русский поэт. Приехал, свои стихи в клубе читал, бабушкины стихи хвалил, в союз писателей бабушку принял! Мало того, что в союз принял – предложил в академию вступить. Бабушкана радостях ему не только пенсию отдала (медаль дорогая, но адмирал скидку сделал), а еще и гуся ему зарезала с собой в дорогу…

В ставший притчей во языцех сюжет, достойный Ильфа и Петрова, можно не верить, пока не выйдешь на официальный сайт русского поэта Евгения Павловича Раевского. На стартовой странице седовласый автор раздвигает руками колосья ржи, на груди его триколор и надпись «Россия». Сайт имеет разделы «Герб рода Раевских», «Ордена и награды», «Ученые степени и звания». Степени эти уникальны, вы не найдете их ни в каком официальном перечне, названия их звучат весьма экзотически, например, «доктор философии в области литературоведения». Авторская справка сообщает, что имя поэта и общественного деятеля Евгения Павловича Раевского занесено в энциклопедии «Whoiswho в России», элитную охотничью энциклопедию и другие справочные издания. Удивительно, но человек, имя которого фигурирует в охотничьей энциклопедии (вероятно, наряду с благородным оленем) – нуждается: «Нижайше прошу всех неравнодушных оказать посильную финансовую помощь.С любовью к вам, русский поэт Евгений Раевский». Русский поэт – не только интернет-нищий и кавалер полусотни врученных самому себе орденов, он – председатель союза писателей. В наши дни, когда можно встретить объявление «напечатаем Вашу книгу», нет ничего удивительного в самопровозглашенных писательских организациях. Учредить союз не сложнее, чем адмиральский китель заказать.

Недавно одна красивая девушка тоже союз писателей создала. Кажется, зачем он ей? Стефания Данилова успешный рекламщик (хотя почему-то позиционирует себя, как литературовед) – могла бы и чем-то дельным заняться... Упомянутая красивая девушка не просто учредила еще один союз писателей. Она создала его, будучи членом настоящего Союза писателей России. Вот отрывок из ее стихотворения:

Разумное, доброе, вечное,
О, где же искать тебя, где же?
И есть ли хоть лучик надежды,
Иль вовсе надеяться нечего?
Опомниться, люди, не надо ли?
Природа вас сделала сильными,
А вы же прикинулись слабыми,
С улыбкой – в объятья трясины.
Затягивает глубже, глубже…

И так далее. Возникает вопрос: как ее могли принять в профессиональную писательскую организацию? Я присутствовал на всех трех конференциях молодых писателей Северо-Запада, на которых Данилова пыталась вступить. Девушка очень целеустремленная – своего добивается не мытьем, так катанием. На второй из конференций она плакала и грозилась руки на себя наложить, если ее не примут. Однако она выжила, издала 8 (!) книг и, наконец, вступила в Союз писателей, хотя и раздавались голоса против.

Тому, как Данилова годами Союз штурмовала и умоляла ее принять,и кроме меня предостаточно свидетелей. Очевидно, пожалела ее комиссия, узнав, что отец ее – не кто иной, как умерший в 2009 году от рака поэт Антон Захаров. И почему бы ее не пожалеть? Дело не только в отце – девушка ведь не бесталанная, к тому же, с ее неуемной энергией Данилова могла бы пользу приносить литературе, нести прекрасное в массы. И вот в газете «Комсомольская правда» вышел материал. На вопросы корреспондента отвечает Стефания Данилова: «Меня приняли в Союз писателей лишь под псевдонимом 67-летней поэтессы». Что тут скажешь?.. Подлая, грязная клевета на Союз писателей, членом которого был ее отец, в который она сама годами стремилась попасть. Зачем?... Художественный уровень юной поэтессы, учредителя очередного союза – Вы помните, какой. Кто же вступит в этот союз? Кого она наберет, чтобы не выглядеть смешно на фоне членов своего союза?

Однако для учреждения организации, очевидно, нужна одна только предприимчивость. И назвать организацию можно как угодно. В одном из сетевых сообществ я увидел приглашение принять участие в сборнике «Начало. Будущее российской литературы». Издание осуществляется при участии Санкт-Петербургского союза профессиональных литераторов. Что за союз такой, о котором никто из моих коллег-литераторов не знает? Я вышел на сайт организации и погрузился в мир потрясающего профессионализма.

Cветлана Филимонова:

Если болит сильно в душе,
И ты не веришь в это счастье уже...
Если ушел от тебя лучший друг,
И ты сегодня одиноким стал вдруг.
Если в мечтах, все лишь осталось в мечтах,
И ничего ты так и не воплотил...
Если была, была синица в руках,
Но и ее однажды ты упустил
(…)

Владимир Холменко:

По горам и долам мчится жизненный ручей.
Был я малым, голым, милым мамоньки своей.
Врач был чутким очень, так что мать не умерла,
Все твердил: в сорочке мол сыночка родила.
(…)

Сергей Касаткин:

Теперь подумай, братец, хорошенько
О том, как все-таки ты счастливо живешь.
И если есть внутри чего-то хоть маленько,
Ты не одной проблемы не найдешь.

Меня можно упрекнуть в вырывании строф из контекста. Однако можно ли в данном случае предположить, что хоть какой-то контекст может спасти ситуацию?

Стоит окинуть мысленным взором многочисленные писательские союзы, как в воображении встают величественные тени Григория Отрепьева, Емельяна Пугачева и Остапа Бендера. Какая могучая страсть заставляет людей преодолевая нравственность и здравый смысл рядиться в адмиралов, литературоведов, академиков, учреждать писательские союзы? Самопровозглашенные организации ориентированы, главным образом, на людей амбициозных, но не способных свои амбиции подтвердить творчеством. А членство в организации – это статус. Но какое значение имеет этот статус?

Нигде в мире культура творческих союзов не достигла такого расцвета, как в России, именно потому падение этой культуры так заметно. У нас нет, например, традиции «литературных агентов», свойственной западному обществу. У нас есть национальная русская соборность. Она выразилась и в том, что в период наивысшего развития русской государственности возникло явление, не имеющее мировых аналогов – Союз писателей СССР. Основанный в 1934 году,он заменил собой все существовавшие до того писательские общества. Как основанные на идеологической или эстетической позиции, так и исполнявшие функцию писательских профсоюзов. Смысл самого понятия «Союз писателей» в том, что эта организация отменяет хаос локальных тусовок и объединяет всех достойных авторов, вне зависимости от их взглядов и методов. В этой организации был высочайший ценз художественного мастерства. Организация эта полностью заменяла и многократно превосходила любых литературных агентов, рекламщиков и так далее. После развала СССР правопреемником этой организации стал Союз писателей России.

Увы, в наши дни нет уже былой государственной поддержки. Мало средств выделяется на подготовку и издание книг и еще меньше внимания уделяется их распространению. Например, на так называемый «Петербургский Международный Молодежный Литературный Форум» в феврале сего года писателей не позвали – сами спикеры со сцены заявляли, что не писатели они. При таком подходе к делу спад читаемости – явление вполне закономерное, не так ли? Однако все же средства на поддержку литературы выделяются, а ошибки можно и нужно исправлять. Кроме того, членство в Союзе писателей, в котором состояли Ахматова, Шолохов, Твардовский – это уже огромная честь для любого автора, если он хоть что-то понимает в литературе.Но о каком статусе может идти речь, если каждый выскочка волен организовывать союзы писателей?

Изначально Союз писателей был создан для прекращения литературной кустарщины, для объединения мастеров. Смысл этой организации в том, чтобы установить высокую планку мастерства и соответствовать ей. Чтобы совершенствовался вкус читателя, чтобы к этой высокой планке тянулись начинающие авторы. Провозглашение любого нового союза подрывает саму идею о том, что возможна писательская организация высокого профессионального уровня. Если можно учреждать союзы, значит можно утверждать свои стандарты «мастерства», размывая критерии понимания прекрасного и безобразного. Если критерии размыты, то не может быть высокого или низкого качества. Значит, можно бесконечно понижать уровень работы со словом.

У нас нет закона, запрещающегося называть себя литературоведом, не имея литературоведческого образования и нет закона, запрещающего гастролировать по деревням в купленном адмиральском кителе. Кажется, нет ничего страшного в том, что графоманы за свои деньги выпустят медали и сами себя наградят, но это только кажется. Если наглец себя героем войны назовет – что сказать о тех, кто и вправду кровь проливал? А если торговец сам себя пилотом самолета назначит и за штурвал сядет – что с пассажирами будет? У слов есть конкретные значения, искажая их мы размываем основания собственной жизни. Менеджер – не филолог, дилетант – не мастер, тусовка – не Союз. Закон предписывает не называть «сырный продукт» сыром и тем самым защищает покупателя. Почему никто не защитит читателя?

Круглов Роман Геннадьевич (27.02.1988) – поэт, критик, редактор.
Член секции поэзии Союза Писателей России, член бюро секции критики Союза Писателей России.  Кандидат искусствоведения (специальность – теория и история искусства). Заведующий искусствоведческой частью альманаха «Молодой Санкт-Петербург». Преподаватель Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, Института культурных программ.
Автор книг стихов «История болезни» (2010), «36 кадров» (2012), «Двигатель внутреннего сгорания» (2014), «Гербарий» (2016), сборника литературоведческих и критических статей «Грани» (2013). Лауреат Литературных премий: «Молодой Петербург» (2009 г.), премии им. Б.П. Корнилова «На встречу дня» (2013), премии журнала «Зинзивер» (2015), победитель конкурса одного стихотворения-2016 Санкт-Петербургского отделения Союза писателей России в номинации «Лучший лирик». В сборниках и периодической печати Санкт-Петербурга, других городов России и зарубежья публикуется с 2000 г.

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"
Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Комментариев:

Вернуться на главную