В Совете по литературной критике Союза писателей России
ПРИГЛАШЕНИЕ К РАЗГОВОРУ

ВЫВЕСТИ  РУССКУЮ  ЛИТЕРАТУРУ  ИЗ  ПОДПОЛЬЯ

Круглый стол Совета по критике СП России

Совет по литературной критике Союза писателей России в ноябре-декабре 2014 г. провел второй заочный круглый стол и предлагает его материалы читателям сайта «Российский писатель». Главная мысль этой дискуссии – вернуть традиционной русской литературе ее законные права, которые в прежние времена не подвергались сомнению ни со стороны власти, ни со стороны ее антагонистов из числа подлинных мастеров слова. Буржуазная реальность стремится подмять под себя человеческое достоинство читателя, ангажировать литературную мысль и превратить пространство «изящной словесности» в пошлое подобие рынка услуг и предложений. Касаясь конкретики и развивая общие, принципиальные положения, этот разговор содержит в себе смысловой отпечаток современного литературного процесса.

Основной вектор размышлений настоящего круглого стола определили вопросы Светланы Замлеловой:

  1. Почему ни критиков, ни филологов не заботит такая проблема, как умирание изящной словесности, деградация художественного языка?
  2. Для кого пишет современный писатель, и может ли Союз писателей способствовать тому, чтобы до читателя доходила альтернативная «раскрученной» литература?
  3. Какова роль критика в современном литературном процессе, что должен делать критик, где искать жемчужные зёрна?
  4. Та же проблема у читателя – как найти хорошую литературу среди современного массива. В магазине – джентльменский набор, читателю сложно ориентироваться. Проще отказаться от современной литературы и классику читать – как русскую, так и зарубежную.
  5. Премия – идея хорошая, как система поощрения и ориентир для читателя. Но сегодня премии себя изжили, превратившись, с одной стороны, в коммерцию, с другой – в «лохотрон». Нужны ли вообще премии или некие конкурсы?

Разговор, начатый на исходе 2014 г., продолжают поэт, публицист Григорий БЛЕХМАН и критик из Вологды Андрей СМОЛИН

Редакция "Российского писателя" рассчитывает, что и другие наши коллеги присоединятся к начатому Советом по литературной критике важному разговору, ответят на все или на часть предложенных для обсуждения Советом по литературной критике вопросов. Материалы присылать по адресу: sp@rospisatel.ru

Светлана ЗАМЛЕЛОВА: "Это именно с подачи критиков отпала для писателя необходимость владеть языком, как инструментом. С подачи критиков стало нормальным писать кое-как."
Юрий ПАВЛОВ: "Сегодняшняя система книгораспространения – это преступление перед литературой, народом, страной…"
Виктор БАРАКОВ: "Почему тогда были возможны необычайные, непревзойденные взлеты духа: революция, Победа, космос  - а сейчас всего этого нет?"
Нина ЯГОДИНЦЕВА: "Критика по определению является частью общественного диалога, и если диалога как такового практически нет, то и критика не у дел – не востребована, не публикуется широко, не обсуждается, не развивается."
Вячеслав ЛЮТЫЙ: "Литература истосковалась по большим характерам и ясным душам, а читатель именно потому и тянет руку к классическому тому прозы, поскольку давние страницы отвечают его внутренней жажде."
Андрей ТИМОФЕЕВ: "В современном литпроцессе широко распространено мнение о том, что писатель должен «подстраиваться» под среду, о которой пишет, в том числе подстраивать под неё свой язык. В этом принципиальном заблуждении корень проблем многих современных авторов ."

 

Григорий БЛЕХМАН, поэт, прозаик, литературный критик

1. Почему ни критиков, ни филологов не заботит такая проблема, как умирание изящной словесности, деградация художественного языка?
 
По-моему заботит. Мы же постоянно об этом говорим и пишем.  Скорее речь можно вести о том, как этому противостоять. Думаю, полностью не удастся, даже если навалимся «всем миром», потому что в окружающем нас мире времена культуры вытесняются временем цивилизации.

Мы всё меньше и меньше пишем письма и открытки, которые теперь уступают место SMS. А SMS, требуя краткости, что само по себе прекрасно для оттачивая стиля письма, дали ярко выраженный побочный эффект – торопливость и неграмотность.

Сначала эта неграмотность была нарочитой – для смеха. Но с годами, реформа нашего образования начала давать такие «плоды», что стало уже не до смеха.

Конечно, язык видоизменяется во времени. Это, как показывает история, объективный закон, рождаемый меняющимся ритмом жизни и движением того, что принято называть цивилизацией. Во времена Пушкина говорили и писали иначе, чем во времена Ломоносова, во времена Чехова – иначе, чем во времена Пушкина, во времена Распутина (дай Бог ему здоровья) – иначе, чем во времена Чехова… Но каждого из лучших в своём времени объединяет величайшая культура и чувство русского языка, которые приходят от чтения классики.

Ещё в сравнительно недавние времена читать классику было МОДНЫМ.  Сейчас, на мой взгляд, МОДА ИЗМЕНИЛАСЬ : у молодых людей превалирует чтение того, что для них «раскручивают» средства массовой информации, которые куплены ловкими книгоиздателями, издателями гламурных журналов, легко зарабатывающими на дешёвых сенсациях и литературоподобии известных нам современных авторов.

А  эти авторы играют на инстинктах молодых людей, которым нынешняя реформа образования не позволяет получить должный культурный фундамент, позволяющий отличить ЛИТЕРАТУРУ от подделки во имя сиюминутного заработка.

Впрочем, это отражается не только на литературе, но и других составляющих общей культуры: живописи, музыке, театре, кинематографе…

Намеренно ли  происходит так или от бескультурья власть имущих, не знаю. Но то, что знаменитые слова, сказанные в тяжелейшем для страны 1942 г.:

…И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесём,
И внукам дадим, и от плена спасём
Навеки!

звучат сегодня не менее остро, очевидно всем.

А поскольку «В начале было Слово», которое и дано писателю, то бороться за жизнь Слова писатель может только  культурой своего Слова.

Время может накладывать отпечаток на остроту какого-то вопроса,  динамику   фразы –  звучание её в современных ритмах. Но не на культуру, которая, как показывает история, является понятием консервативным. Потому что фраза вызывает чувства, а их культура неизменна в тысячелетиях. И те, кто «чувства добрые…лирой пробуждал», тоже живут в веках, если они владели искусством и культурой слова.

А критики, и филологи, кого очень заботит нынешнее положение дел, сегодня есть. Нам они известны даже на нашем сайте, газетах «Слово», «День литературы»… И  делают эти люди всё от них зависящее, чтобы «не рухнуть». Но пока очевидно, что далеко не всё от них зависит.

Поэтому утвердительную форму заданного вопроса заменил бы на вопросительную: «Что делать?». Именно об этом слышу постоянно от тех, кому небезразлично наше культурное настоящее и будущее.

 

2. Для кого пишет современный писатель, и может ли Союз писателей способствовать тому, чтобы до читателя доходила альтернативная «раскрученной» литература?

Любой писатель в момент написания художественного произведения пишет для себя. И уже потом, когда напишет, освободившись от того, что хотел сказать как можно точнее, хочет знать сторонние мнения и, конечно, видеть созвучие читателей.

Если будешь писать для кого-то, получится нечто вроде сочинения на заданную тему. Конечно, так проще. Но когда пишешь для кого-то или чего-то, скажешь много меньше, чем мог бы. Эта мысль Л.Н.Толстого. И она абсолютно точна. Ведь человек наиболее откровенен лишь сам с собой. А поскольку каждый из нас отличается от другого, то  другому он может стать интересен при условии, если будет в высшей степени откровенен. И конечно, обладает  природным даром художественного слова, который отличает писателя от просто пишущего – даже неплохо – человека.

Дар этот редкий, поэтому время оставляет востребованными в любые времена лишь единицы пишущих. Даже очень популярные при жизни писатели нередко попадают в забвение. Видно, уметь интересно поговорить, ещё не значит суметь СКАЗАТЬ так, что слова твои не будут иметь срока давности.

Что же до второй половины вопроса, то – Союз писателей  способствует, но на мой взгляд, не в полной мере. Понимаю, что «раскрутка» зависит от центральных средств массовой информации, которые не благоволят литературе, альтернативной той, что они «раскручивают». Но СПР поддерживает Патриарх, заслуженные и авторитетные люди, всякого рода высокопоставленные чиновники, которые, хоть и приспособились к властвованию в нынешних  условиях, но сохранили зачатки совести, некоторые  бизнесмены… Т.е. те, кто мог бы помочь в организации, допустим, фонда, на средства которого издавались бы книги наиболее талантливых «альтернативных» авторов.

Не думаю, что организация работы такого фонда и объективный  отбор книг вызвали бы принципиальные затруднения.

Слышал, что некоторые региональные отделения СПР находят финансовый контакт с власть имущими.

Видимо, нужно кому-то этим заниматься.

 

3. Какова роль критика в современном литературном процессе, что должен делать критик, где искать «жемчужные зёрна»?

Роль критика во все времена одинакова – искать те самые «жемчужные зёрна» и писать о них. Для того, чтобы это делать, нужно иметь литературный фундамент, много и постоянно читать, а также, полностью абстрагироваться в своей работе от симпатий и антипатий, вызванных не качеством литературы, а сугубо личными соображениями.

В критических статьях не должны проглядываться приятельские и неприятельские отношения, где предсказуемые фигуры становятся в предсказуемые положения.

Конечно, каждый из нас субъективен. И  если что-то тебе нравится или не нравится, должен показать читателю –  почему, приводя конкретные отрывки анализируемых произведений в их контексте. Тем самым, давая читателю возможность согласиться с тобой или нет.

Критика – это  хоть и вторичный, но очень важный литературный жанр, требующий призвания и таланта,  не меньших, чем  проза, поэзия, публицистика… Потому что уметь ПРОЧИТАТЬ дано не каждому. Но даже сумев ПРОЧИТАТЬ, нужно потом СКАЗАТЬ нечто, что позволит читателю почувствовать уровень произведения во всех его аспектах: глубине, нравственной позиции автора,  качестве литературной фразы…

Потому и критиков, начиная с Белинского, время в своей памяти сохранило для нас лишь единицы. Но  каждое время их, несомненно, рождает.

 

4. Та же проблема у читателя – как найти хорошую литературу среди современного массива. В магазине – джентльменский набор, читателю сложно ориентироваться. Проще отказаться от современной литературы и классику читать – как русскую, так и зарубежную.

Сегодня этот вопрос тесно связан с предшествующим. Если раньше, в нашей читающей стране под названием Советский Союз, очень сильнО было «сарафанное радио», благодаря которому читатели быстро узнавали о значимых  новинках не только отечественной, но и зарубежной литературы, открывая для себя новых авторов, многие из которых сегодня уже – классики, то сегодня такого «радио» нет. Вместо него существуют отдельные «радиостанции», которые вещают ту «музыку», какую им заказывают «тугие кошельки», заинтересованные в «раскрутке», о чём уже шла речь в ответе на первый вопрос.

Отсюда и усиливается роль НАСТОЯЩЕЙ критики, суть которой изложена в ответе на предыдущий вопрос. Но поскольку такая критика априори неподкупна, то ей нужен некий независимый рупор. Одним из вариантов такого рупора вижу хорошо известный в советские времена журнал «Литературное обозрение». Мне кажется, из такого фонда, о котором говорил, отвечая на второй вопрос, можно было бы его создать. Причём, не только бумажный, но и, что важно, электронный, поскольку наши молодые читатели предпочитают сегодня «жить» в интернете.

Детали, связанные с его структурой, периодичностью и прочим, легко решаются в рабочем порядке.

Ну, а классику – как русскую, так и зарубежную читать и перечитывать нужно в любом случае, потому что это – высшая планка для любого читателя во все времена.

 

5. Премия – идея хорошая, как система поощрения и ориентир для читателя. Но сегодня премии себя изжили, превратившись с одной стороны в коммерцию с другой – в «лохотрон». Нужны ли вообще премии или некие контуры?

Думаю, нужны. Потому что любому пишущему нужен праздник. А премия, если чувствуешь, что заслужил, – праздник. И чтобы избежать в процедуре выявления лауреатов коммерческого начала или элемента «лохотрона», произведение конкурсанта должно предстать конкурсной комиссии и читателям безымянным. Такая технология присуждения премий используется некоторыми зарубежными изданиями и журналами.

Происходит так. Конкурсант по указанному электронному адресу высылает  произведение  и свой электронный  адрес. Дальше он получает идентификационный номер, а его произведение уже безымянными отправляются рецензентам и выставляются на суд читателей. Через какой-то срок мнения суммируются и на этом основании определяются лауреаты, призёры…

Конечно, такая модель тоже не полностью совершенна, и в ней есть изъяны. Но она позволяет быть ближе к объективной оценке и даёт возможность её совершенствовать.

А правомочная премия – это ориентир того литературного уровня, какой нас сегодня устраивает.  

 

Андрей СМОЛИН, критик (Вологда)

1. Почему ни критиков, ни филологов не заботит такая проблема, как умирание изящной словесности, деградация художественного языка?

По большому счёту литературных критиков не должна беспокоить ни «умирание изящной словесности», ни «деградация художественного языка». В области художественной литературы у критики другие задачи. Не знаю, почему этот вопрос снова возник именно сейчас.По-моему, о «языке» произведений литературы речь идёт лет этак сто. Профессура филологии и писатели ещё дореволюционной школы (Бунин, Б.Зайцев, Шмелёв, Замятин, Булгаков, например) прямо в ужас приходили, когда читали «советские газеты». Да и произведения многих писателей советской эпохи. Нечто подобное случилось примерно и в 1960-е годы, когда в литературу мощным потоком ворвались «деревенщики» (термин из того времени). Помните, в чём их упрекали (мягко сказано): зачем тащить в литературу архаику и диалектизмы, «словесный хлам» и «псевдонародность»!Однако«деревенщики» в русской «изящной словесности» останутся, а вот, например, «производственный роман»уже канул в Лету. «Язык» писателя и вообще-то дело тёмное, интуитивное. Не будем брать тех литераторов, которые постоянно обращаются к «языку улицы». Но на самом деле очень много произведений современной литературы написано прекрасным русским языком. И не только, скажем, у В.Распутина, у В.Крупина, у В.Лихоносова, у В.Личутина, но и многие их последователи вполне таким языком владеют. Примеров уйма! Иное дело, что русский язык «умирает» в головах русского читателя. Он не воспринимается им во всём своём богатстве. Вот это печальное явление. Но как бороться с «компьютеризацией» сознания нашего современника – рецептов, как мне кажется, пока нет. И вряд ли их придумают самые умные филологи, и самые разудалые критики.

 

2. Для кого пишет современный писатель, и может ли Союз писателей способствовать тому, чтобы до читателя доходила альтернативная «раскрученной» литература?

Писатель, как и во все былые времена, пишет, понятно, для читателя. Не очень к месту термин «раскрученная» литература. Мы, как мне кажется, сами себя «накручиваем». (Как, кстати, и с «подпольем».) Покажите современную книгу, изданную тиражом 100 тысяч экземпляров! Или «толстый» журналом тиражом под миллион (Новый мир», года 1988). Вот это можно назвать «раскруткой». А то, что где-то там публикуют «рейтинги» продаж, так это дело маркетологов. А что может Союз писателей? Всё может! Дайте издательству «Российский писатель» миллиард рублей, он завалит каждую деревню каким-нибудь бесплатным изданием вроде «В мире книг». Или будет издавать книги в стоимость трамвайного билета. И будет нам счастье. Но если шутки в сторону, но, например, «Лавка писателя» при каждом отделении в областях вполне реальное дело. Но и тут нужны средства. Кстати, у общества книголюбов есть магазины. Где бы ещё найти этих книголюбов? Вот и «печка», от которой можно плясать… Да и надо нам понять наконец, что, сказать по секрету, подлинная литература уже многие годы «раскручивается» только в нашей профессиональной среде. По-моему, тут не надо огорчаться, строить теории «заговора» и т.п., это просто данность нашего времени. Наверное, литература «ушла» в интернет. Хотя, скажем, далеко не все могут воспринять художественное произведение с экрана, нужен книжный «носитель». Но молодые, по-видимому, освоились с этим делом, (наверное) что-то читают. Так что писатель по-прежнему пишет для читателя, иного не дано.

 

3. Какова роль критика в современном литературном процессе, что должен делать критик, где искать жемчужные зёрна?

Не знаю, в чём изменилась роль критики от времён критика В.Белинского? Наверное, читать произведения, писать на них отзывы. Но… Уже много лет писать (и читать!) критику как-то не хочется. Спрашивается, для кого это делать? Для писателей? Гм! Ну, читают писатели критику. И что дальше? Если «долбануть» писателя А, то возрадуется писатель Б, а если «задеть» писателей А и Б, то В точно скажет, что он гений! У писателей всегда было отношение к критике «потребительское». Оно справедливо по части, что писатель хочет знать квалифицированный ответ на вопрос: что я там такое создал-то– «нетленку» на века или «нечто», годное лишь для районной газеты? Критик тоже хочет иметь своего читателя. И никак количественноне меньшего числа, чем поэт или прозаик. Только тогда – по самому большому счёту! – «отзывы» критика имеют смысл. Всё остальное чепуха, досужие разговоры. А именно: критик не может указывать, что и как писать литератору. Критика идёт только «вслед» произведению, но никак не впереди его. А талант критика, действительно, очень редок. Несколько удивила настойчивая позиция Анны Гранатовой (нашёл где-то в отзывах), что литературных критиков можно «выучить» на научных конференциях и «круглых столах». Если бы! Но это тема для другого разговора…

 

4. Та же проблема у читателя – как найти хорошую литературу среди современного массива. В магазине – джентльменский набор, читателю сложно ориентироваться. Проще отказаться от современной литературы и классику читать – как русскую, так и зарубежную.

Что-то туманное в этом вопросе. Да нет массового  читателя, повторюсь, поэтому нет и «проблемы». Что там магазины? Зайдите в любой читальный зал даже солидной библиотеки: пусто! А бывали времена, когда надо было выждать очередь, чтобы получить «место». Да и в книжные магазины народ что-то валом не валит, хотя выбор огромен!Опять-таки, придёт ли время, когда Некрасова и Гоголя (и т.д.), а не «Быкова» и «Донцову» (донельзя глупых), «народ с базара понесёт»? Для меня вопрос слишком риторический. Не знаю…

 

5. Премия – идея хорошая, как система поощрения и ориентир для читателя. Но сегодня премии себя изжили, превратившись, с одной стороны, в коммерцию, с другой – в «лохотрон». Нужны ли вообще премии или некие конкурсы?

Все эти премии и «конкурсы» не просто лохотрон – игрушки в «литературу». Даже на государственном уровне. Ничего они не определяют. И уж точно на литературный процесс никакого влияния не оказывают. А читатели о них вообще ничего не ведают. Самое лучшее для писателей– это постоянные пособия, хотя бы на хлеб без масла. Исхожу только из современной ситуации, ибо ни какой  серьёзный писатель себя на «книгах» прокормить не может. А литература будет жить и без читателя, и без книг, ибо нельзя запретить кому-то писать стихи и прозу, критику и драматургию, очерки и публицистику… Иногда за это можно дать и премию.

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"
Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Комментариев:

Вернуться на главную