Уже само вступительное слово секретаря правления Союза писателей России, директора Редакционно-издательского дома «Российский писатель» Николая ДОРОШЕНКО настроило собравшихся в Конференц-зале писателей на ощущение незаурядности этого события. "Мелодия на два голоса", – сказал он, – это не коллективный сборник, это не книга, написанная в соавторстве, это два очень разных по характеру и творческому почерку автора сложили уже написанные стихи - тема к теме, настроение к настроению, сложили с тем мужественным доверием к своим творениям, с каким родители относятся к уже давно живущим самостоятельной жизнью детям. И в результате у нас, читателей, тоже появилась возможность некоего стороннего взгляда на поэзию, - это когда все стихотворения, как в хрестоматии, образуют общий контекст, когда каждое отдельное стихотворение именно в контексте проявляет свои частные свойства, не умаляясь от сравнений, в сравнениях обнаруживая бесконечные возможности поэтического языка и поэтического характера . То есть, я бы эту книгу предложил для внеклассного чтения школьникам, чтобы не только само слово "поэзия" вошло в их внутренний обиход, а и необъятные изобразительные богатства и смыслы поэзии. Ну, хотя бы на уровне ощущения. Да, в учебниках по стихосложению литературоведы показывают нам вариантность образов, приемов, авторских характеров. Но это холодная анатомия, это как гармония, проверенная алгеброй. А в "Мелодии на два голоса" стихи не приколоты булавками как экспонаты, они живут, звучат, и – на каждом развороте книги повторяются одно в другом так, как повторяется на уровне архетипов каждое, безусловно, неповторимое мгновение нашей жизни, нашей судьбы, как повторяются наши характеры, замыслы, помыслы, надежды, утраты и т.д. Я, видимо, должен как-то обозначить место Аллы Линевой и Эммы Меньшиковой в нашей текущей литературе. Но мне неловко довериться вот этому своему нынешнему восторгу. Рано или поздно всё проходит, в том числе и наши восторги. Но с большой уверенностью могу сказать, что поэты они далеко, скажем так, не рядовые, давно уже не местного, не липецкого, давно уже всероссийского звучания и значения. То есть, в наших обильных литературных потоках на их стихах все-таки невольно задерживаешь свое внимание. И из виду их уже не выпускаешь. Опять же, вот так запросто не могу я и судить о том, чем Эмма Меньшикова отличается от Аллы Линевой и наоборот. Да, они разные. Но и у каждой из них такая богатая палитра, такие разнообразные интонации, столь развитая культурная основа у каждой их них, что по противоположным углам их не рассортируешь. Это как в Третьяковке, где экскурсовод нас ведет от века к веку, от культурного слоя к культурному слою, а не от одного авторского каприза к другому. А о многих ли поэтах мы можем сказать, что не только личный творческий почерк у них является главным, а еще и то, что этим почерком нам начертано? Мне не терпится проверить сегодня свои впечатления. Но давайте по традиции послушаем для начала самих авторов "Мелодии на два голоса".
Сами авторы, однако, были не многословны. Да, однажды обнаружили у себя общие темы и "мелодии". Вот и попробовали создать из своих стихотворений некие общие смысловые и изобразительные метафоры. При чтении свих стихотворений Алла Линева и Эммы Меньшикова деликатно пытались не утомить зал. Но зал никак не утомлялся, требовал чтение продолжать. А затем началось и само обсуждение книги "Мелодии на два голоса"… Выступления гостей презентации мы публикуем в более чем кратком изложении.
Николай СЕРГОВАНЦЕВ, член Высшего творческого совета СП России, консультант по работе с писательскими организациями СНГ. - Когда я взял в руки эту книгу и увидел на её обложке имена двух авторов, то сразу подумал, что это рискованная затея. В свое время, прослушав концерт трех выдающихся итальянских теноров, я был разочарован: они потерялись, казались неотличимы друг от друга. Чуда не произошло. Но подумалось: а что было бы, выступи на одной сцене три великих русских тенора – Собинов, Козловский, Лемешев? Да они в подобных обстоятельствах ни за что не потеряли бы своего лица и своего голоса, настолько самобытны и неповторимы эти исполнители. Значит, они лучше этих итальянцев, решил я для себя раз и навсегда. Вот и совместное «выступление» поэтов могло обернуться для меня разочарованием, не обладай каждая из них сильным самостоятельным голосом, характером, судьбой. Но и этого мало. Нужно исходить из того, сколько в поэзии рационального – и сколько в ней чувства, души. Рациональность для поэзии смертельна! Так вот этой беды – рационального использования слова – Эмма Меньшикова и Алла Линёва счастливо избежали. Более того, им присуще особое чувство – вкуса слова. А еще я бы отметил в этой книге сильное просачивание совести: такое она на меня произвела впечатление. И всё-таки хочу закончить одним вопросом, который я неизменно задаю себе и другим, когда речь идёт о книге. Зачем всё это: сама книга, презентация, тираж в тысячу экземпляров? Кому сейчас это всё надо? Через пять – максимум десять лет книга как таковая прекратит свое существование. Отомрёт за ненадобностью. Вот и президент уже предпочитает бумажной книге электронную версию… Но как отказать себе в удовольствии взять именно книгу, а не её подобие? Вот и я прочту стихотворения, которые, как мне кажется, достаточно ярко демонстрируют индивидуальность и своеобразие их авторов. Эмма Меньшикова Сердце защемит тоскою – Алла Линёва Дремлют травы, под листву
Алексей ШОРОХОВ, поэт и критик, секретарь правления СП России: - Вопрос «Зачем?» стал главным вопросом русской литературы и современной русской жизни. Легко быть поэтом, когда за тобой страна, полные залы народа и признание властей, все условия для жизни и творчества, для распространения книг, гонорары и премии, когда за тобой бегают и приглашают, а не наоборот. Совсем другое дело – быть поэтом, по сути, во враждебном стане. Это как противостояние Белой Гвардии всему вопреки, как Великий Екатеринодарский Ледяной поход Добровольческой армии длиною почти в две тысячи километров. Я не сторонник ни белых, ни красных. И всё же долго осмысливал, зачем Белой гвардии нужно было это почти бессмысленное сопротивление, эта практически уже обреченная на поражение борьба? Зачем нужно было еще два года держать фронт и держаться самим, под пулями преодолевая немыслимый путь, морозы и неустроенность, бриться перед осколком зеркала, чтобы не уронить честь и достоинство русского офицера, солдата, чтобы смерть в бою – и ту встретить в приличествующем белому офицеру виде… И потом понял: это нужно было для спасения русской литературы, философии, культуры, русской духовности в лице Шмелева, Бунина, Бехтеева и других выдающихся русских писателей и мыслителей, успевших за это время отступить за рубежи России и на долгие годы стать хранителями истинной русской культуры, русского самосознания. Хранителями той России, которая была разрушена в 1917-м. Как мы сегодня видим, разбитая Белая гвардия оказалась до жуткости красной. А нынешняя красная гвардия находится в положении тогдашней Белой… Поэзия нынче тоже в своеобразном Ледовом походе, и нам тоже нужно держаться. Зачем – это покажет жизнь, история. А книга никогда не умрёт. Потому что всегда будут люди, которым она необходима. Я привык читать, пропуская предисловия, не опираясь на чье-то уже готовое мнение, тем более не обращаю внимания на колонтитулы. Так я и начал читать книгу «Мелодия на два голоса», стихи - и только. И вдруг ловлю себя на мысли, что звучат стихи – ПО-РАЗНОМУ! В чем дело? И тут только поднял глаза и прочитал вверху страниц имена ДВУХ авторов! Прежде с таким опытом я не встречался. Есть так называемые билингвальные книги, когда на одной странице дается оригинальный текст, а на другой – его перевод. Однако тут об одном и том же речь не шла. Даже интонационного сходства не было. У каждого автора именно свой голос. Но обе они своим творчеством продолжают классические традиции русской поэзии. В поэзии Эммы Меньшиковой я чувствую Ходасевича, Тютчева. Это не влияние, не подражание, но ведь не с нуля, не на пустом месте мы начинаем жить и писать. Это те знаки, те имена, которыми, как именем Пушкина, по Ходасевичу, нам предстоит аукаться, «перекликаться в надвигающемся мраке». А в творчестве Аллы Линевой явственно слышится Бунин, взросший, как и Алла, из черноземной российской глубинки. И самое главное, это, конечно, женская душа, открывающаяся нам в книге…
Василий ДВОРЦОВ, секретарь правления Союза писателей России прозаик, художник: - Тут звучали мысли, что этих двух поэтесс, двух женщин, издавших совместную книгу, объединяет дружба. Но разве могут женщины быть подругами, тем более – творческие натуры! Искусство, поэзия требуют уединения, пребывания в себе. Человеку, живущему в своей ритмике, тяжело присутствие другого ритмического лада рядом, и дружба, тесное сосуществование, наверно, не в радость, а в тягость поэту. Так что же их объединяет? Служение единому – Слову, р усскому языку и русской литературе. Этот всплеск женской поэзии сегодня подтверждает силу и значимость женского начала в истории человечества и христианства. В трудные моменты именно женщины «держат платочки», не позволяя миру рухнуть. Именно святые жены-мироносицы, служившие Учителю при жизни по зову сердца, шли за Ним и на Голгофу, молчаливо скорбя и поддерживая друг друга. Они рано утром поспешили к Гробу Господню, чтобы помазать Тело Иисусово и предать Его земле. Где в это время ученики были, мужчины? Испугались и разбежались. А потом еще и сомневались, когда женщины, мироносицы возвестили им о Воскресении Спасителя! И так всегда: в самые тяжкие времена Россию, церковь православную спасали «белые платочки» - матери, жены, вдовы, девы, «собой скрепляющие» своды церкви, безропотно исполняющие свои послушания в храмах, в полях, в семьях своих. И посейчас веру православную сохраняют «белые платочки тихие». А русскую поэзию – женщины, творящие Слово. В том числе и наши две героини из Липецка…
Валерий ХАТЮШИН, поэт, прозаик, критик, публицист, член Союза писателей России, главный редактор журнала «Молодая гвардия». - Я знаю поэтов Эмму Меньшикову и Аллу Линёву уже около пяти лет, знаком с их творчеством по прежним книгам, а у каждой из них уже по нескольку поэтических сборников. И когда они рассказали о своем замысле совместной книги, мне было не совсем ясно, зачем этим двум абсолютно разным авторам издаваться в одном сборнике. И что вообще может из этого получиться: Эмма поэт трагического мироощущения, поэзия Аллы более домашняя, камерная. Но я поддержал их идею, потому что подобного в истории литературы и в жизни двух поэтов не встречал. На удивление книга получилась абсолютно органичная, где один автор дополняет другого, исполняя всё же свою собственную мелодию. Да, не только свой голос у каждой из поэтесс, но и мелодия своя, не одна на двоих. Но они настолько созвучны, гармоничны, что создают впечатление единого цельного произведения, каким и явилась эта их совместная книга. Вообще этот опыт редкостный для женщин, которые не только в жизни, но и в творчестве очень ревнивы друг к другу. Мне казалось, что по этой причине соединить их в одной книге практически невозможно. Единственное исключение: чем больше талант, тем менее он боится соперничества. Их и в дружбе, и в этой необычной работе изначально соединила ПОЭЗИЯ, поэтому и стал возможен такой необычный дуэт. И вот как они пишут: Эмма МЕНЬШИКОВА Алла ЛИНЁВА И не сбылось... Жила, как все. И всё же – по-другому, Или вот ещё: Эмма МЕНЬШИКОВА Значит, одиночеством объят За окном в простой оконной раме, Значит, ты сегодня не придёшь – Алла ЛИНЁВА Особенно разные Эмма и Алла в их отношениях с мужчинами и к мужчинам, но этим они нам и интересны. Сейчас я прочитаю по два стихотворения на «мужскую» тему, и мы ещё раз убедимся, насколько отличаются их лирические «мелодии», органично звучащие в дуэте: Эмма МЕНЬШИКОВА Девочкой я о тебе молилась Что твоей не покорилась воле? Но не расплатиться нам обоим Это же трагическое по сути, мировоззренческое, бескомпромиссное стихотворение. А вот как пишет Алла: Алла ЛИНЁВА Угрюмый сумрак – от дверей и стен, Ему – ещё… Всё есть, а чего-то – счастья! – не хватает. Чисто женское: отчаяние, печаль, смирение – лирическое стихотворение. А вот еще: Эмма МЕНЬШИКОВА * * * На плече любимого мужчины Отдавала сердцем и стихами – Никого не сделала счастливым – Николай ДОРОШЕНКО: - В книге "Мелодия на два голоса", как в «Тихом Доне», мы обнаруживаем бесконечное разнообразие характеров, событий, вызовов и ответов на вызовы, созвучий и противостояний… Вот, читаем у Аллы Линевой: МУЖУ Но выпал час – и боль другая А Эмма Меньшикова на соседней странице являет нам совсем иной женский образ и иную жизненную ситуацию . Но как только для себя наделишь какими-то определенными свойствами каждую из поэтесс , они в новых своих стихотворениях вдруг предстают уже в иных своих смыслах и значениях . Например, я бы мог сказать, что Эмма Меньшикова метафизична, стихи её проявляются из словно бы из некоей недоступной для нашего зрения глубины, из бесконечности, а потом вдруг обретают смысловую форму во вполне четко очерченных художественных деталях, в четком художественном образе. А стихи Алл ы Линевой рождаются вроде бы из сразу же узнаваемой детали, но затем и обретают свои тайные и потому читателя столь волнующие пространства. Однако, в другой части книги все может поменяться… То есть, поэты предстают перед нами не в застывших своих формах, а в вечном рождении и развитии. Или - не только в развитии, а еще и в том живом своем естестве, которое ни одну из своих же форм не может принять как конечную, уже достаточную. Читать книгу "Мелодия на два голоса" - все равно, что вглядываться в облака, каждое из которых подобно и ладье, и птице, и всему тому, что в тебе, читателе, таится… То есть, вроде бы совсем не трудно читать эту книгу, но в душе после чтения остается образ человека бесконечный, требующий от читателя для его постижения уже наивысшей духовной сосредоточенности.
Валерий ХАТЮШИН : - Открывая авторов, всё больше понимаешь, что они не просто дружат или сотрудничают, они помогают друг другу выжить. Поздравляю их с выходом этой уникальной книги и желаю им счастья. Конечно, хорошо бы этому сборнику сделать рекламу. И предложить его, например, «Дому книги» на Арбате.
Николай ДОРОШЕНКО : - «Дом книги» стихов не берет. Ни от авторов, ни от издателей. А вот в «Библиоглобус е » можно даже и встречу с читателями устроить …
Валерий ДИКОВ, поэт: - Я оказался в Союзе писателей России по своим делам, но, узнав о презентации новой книги липецких поэтесс, не мог не принять в ней участие. Поскольку стихи такие трогающие, обнажающие душу, вот послушайте… Эмма МЕНЬШИКОВА Никнут дни, словно бледные тени. Алла ЛИНЁВА Я теперь ничего не боюсь,
Николай ИВАНОВ, секретарь правления Союза писателей России, прозаик: - Я не самый большой поклонник поэзии. Помню, когда я впервые оказался в Доме творчества в Переделкине и высказал предположение, что по этим тропинкам, наверное, писатели гуляют и обдумывают свои будущие произведения , мне ответили: нет, по этим тропинкам прозаики убегают от поэтов, чтобы они часами не читали им стихов и не п оказывали, сколь они гениальны! От настоящих же поэтов не убегают, боятся не их, а за них, потому что они так обнажают себя, свою боль и душу, как никто. Это прозаик может спрятаться за страницу, за строчку, за героев, наконец, доверив им свои мысли и переживания. Поэту спрятаться негде, и его лирический герой – это он сам, его сюжет – это его судьба, и каждое Слово – его слово, и оно всегда на виду, всегда наяву, наружу, обнажающее, открывающее. Хотя - далеко не каждый поэт является поэтом . П оэт может состо ять ся только тогда, когда в его творчестве четко определена его человеческая позиция, его гражданская позиция или, вернее, его ответственная перед Богом позиция . Авторы книги «Мелодия на два голоса» состоялись как поэты, это смелые и по-своему решительные люди. Ведь традиционно писатели идут от публикаций в прессе через коллективные сборники – мы их называли «братскими могилами», откуда в большую литературу удавалось выйти лишь единицам, – к свои м авторски м книг ам . Эмма и Алла уже издавали свои книги, уже заявили о себе как самобытные ни на кого не похожие поэты. И вдруг выпускают совместную книгу: согласитесь, на это нужно было отважиться. Но проявилась в этом и житейская, и творческая мудрость: они не испугались потерять свой голос, свое лицо в совместном проекте, и жизнь показала, что они не подавили одна другую, а усилили друг друга. Получилась песня – чистая, высокая, в которой ни одно слово не нуждается в заглушке, в «пиканье», как на телевидении. Несмотря на грусть, печаль, трагизм мироощущения, я бы назвал этот сборник КНИГА-ВЕСНА. Потому что она светлая, теплая, добрая, жизнеутверждающая, потому что она истинная. Очень ценно и то, что авторы занимают активную общественную позицию, постоянно выступают на сайте «Российского писателя». И теперь мы знаем о Липецке во многом благодаря таким именам как Эмма Меньшикова и Алла Линёва. Во всяком случае, связываем их творчество с этим культурным и административным центром – и наоборот.
Денис УСТИНОВ, литературный критик: - Никакой электронный носитель никогда не заменит счастья держать в руках настоящую книгу. В сегда останутся люди, которые ни на что другое это счастье не променяют. А что касается тиражей, то век назад Блок, Гумилев издавались самыми не адекватными их таланту тиражами, порой всего в несколько сот экземпляров, но это не помешало им войти в плеяду лучших русских поэтов, и не только «серебряного» века. Совместная книга Эммы Меньшиковой и Аллы Линёвой сама по себе очень интересное явление и для литературных критиков, и для литературоведов. Кроме того, что в ней по сути представлены сразу два поэта, два поэтических сборника, так это еще и любопытный артефакт, самодостаточное явление культуры. Я бы отметил точность названия: это действительно мелодия на два голоса. Мелодия, ибо в творчестве поэтесс много сходства – это лирик и , тих ие , глубок ие , не барабанно-гражданск ие . Два голоса – ибо исполняют они эту мелодию на струнах своей души, каждая по-своему. Одной присуща глубокая погруженность в литературную культуру, интонационно-раз нообразная , с элегическим оттенком , манера письма. Для другой характерна концентрация поэтического нерва, собранность. Обе владеют разнообразным ритмическим рисунком, соответствующим строю их души. Ч тобы показать интересный опыт сочетания двух стихотворений в книге, прочту вот эти.. . Причем в первом я чувствую, скажем так, лермонтовское настроение… Эмма МЕНЬШИКОВА Слишком хрупким стал миропорядок, Оттого и на душе тревога: Алла ЛИНЁВА И льётся свет сквозь сито облаков, Олег ДОРОГАНЬ, поэт, литературный критик ( г. Смоленск): - Для меня самое важное – легли стихи на душу или нет. Почувствовал душой – значит, это настоящие стихи. Что касается лирической рефлексии, то это и есть суть поэзии. В книге липецких авторов – настоящая поэзия.
Валерий САВОСТЬЯНОВ, поэт (г. Тула): - Я очень высоко ценю женскую поэзию, и в книге мне дорого именно ее камерно-трагическое звучание. Благодарен судьбе, что оказался на этой презентации. И ее проведение в стенах вот этого исторического здания Союза писателей России в Москве – это уже признание книги липецких поэтесс на самом высоком уровне. Насколько мне известно, далеко не все новые книги провинциальных авторов предлагают презентовать в Москве. Из тульских литераторов этой чести никто удостоен не был. А липецкие поэты сегодня здесь, в этом зале, и я поздравляю их с таким высоким признанием.
Александр КУВАКИН, поэт, член Союза писателей России, г. Москва. - Самое главное в том, что состоялась книга, которая непременно станет посланием человечеству в далекое будущее. Да, я уверен, что ей суждена такая судьба. Поэтессы сказали свое незаемное слово, и оно заслуженно будет услышано потомками. Я желаю доброй судьбы этому их совместному ребенку. А еще призываю авторов больше дышать новой Россией, искать в ней то хорошее, что происходит в ней и сейчас. А то в русская глубинка словно бы всё еще живет в прошлом веке , а ведь времена уже другие, мы в России сегодняшней – и назад уже не вернемся.
Николай ДОРОШЕНКО : - 13 апреля выступило 13 человек… Н а этом полном соответсвии даты и события можно завершить представление новой книги липецких поэтесс. Хочу еще раз обратить внимание собравшихся на то , что такую книгу мог составить, наверно, литературовед, специально подбирая стихи по темам, а тут авторы сами проделали по сути литературоведческую работу, более чем важную для читательского постижения самых глубинных предназначений, значений и свойств поэзии. Подобной книги действительно в русской литературе нет, и она вполне может служить учебным пособием в литературном институте, других вузах и факультетах гуманитарной, филологической направленности, в школах, наконец. Вряд ли мы сможем в Липецке сегодня поставить кого-то рядом с Эммой Меньшиковой и Аллой Линёвой. И дело не только в уровне их таланта или мастерства, а в том, что вне всего российского литературного контекста поэт состояться не может. Нельзя творить русские шедевры, не впитывая в себя текущий литературный процесс всей России, не зная, о чем и как пишут, чем болеют и страдают сегодня все наши отечественные писатели… Пушкина бы не было, если б не было великого "пушкинского окружения". А сегодняшний вечер дорог мне еще и вот почему. Прозвучало на редкость много стихов не только в авторском исполнении. Впервые мне довелось увидеть, как поэты с восторгом не только слушают, но и читают не собственные стихи. Да и появился воистину высокий повод поговорить о творчестве, о поэзии, о литературе. Я всегда радуюсь, когда мне приходится не преувеличивать достоинства виновников торжества, а наоборот, сдерживать себя в выражении своих чувств и оценок их творчества… Сегодня для меня, председательствующего, был именно этот счастливый случай… Читателям "РП" мы предлагаем стихи, которые прозвучали в исполнении выступивших на вечере писателей. По сути, это антология, составленная не просто читателями, а и коллегами авторов книги "Мелодия на два голоса". |
||
Эмма МЕНЬШИКОВА Алла ЛИНЁВА Каштанов эполеты, Эмма МЕНЬШИКОВА Алла ЛИНЁВА Сизый отсвет у чёрного моря, Эмма МЕНЬШИКОВА Алла ЛИНЁВА Эмма МЕНЬШИКОВА Не надо мне тебя – не говори, Не надо мне тебя – и не тревожь Алла ЛИНЁВА Я кружила и мела, Говори же, говори, Эмма МЕНЬШИКОВА За что мне жизнь, струящаяся в Лету, Ах, если б знать… Но тишина в ответ. И надо жить – страдая и томясь, Алла ЛИНЁВА Что тепло сменила лютая стужа Эмма МЕНЬШИКОВА Алла ЛИНЁВА | ||