Александр ЛИПАТОВ, профессор, доктор филологических наук
У красивой души и небо в алмазах

Поэт всегда у времени в плену. Именно время, как на оселке, проверяет грани его дарования и творческого роста.

Поэт весь в его стихах. И добрый пример этого – поэзия Анатолия Подольского. Под самый занавес уходившего ХХ века надежно «прорезался» его голос в небольшом поэтическом сборнике «Меж светом и тенью». А потом – испытание на прочность творческого мастерства в поэтических сборниках «Рябиновая тропа» (2003), «Из света сотканная нить» (2005), «Росы распахнутая свежесть» (2007), «Манящий свет» (2009).

И вот теперь в Москве вышел в свет его новый поэтический сборник «И сохрани, не отрекаясь»*. В нем представлены стихи-раздумья «о времени и о себе», поданные по-своему образно и выразительно. Обращает на себя внимание дальнейшее становление поэтического стиля автора, поиск им своей речевой палитры, своих речевых звонов и незаемных поэтических образов.

В поэзии А.Подольского воедино слиты человек и природа:

Где-то там, за Увалами, осень
Разбросает листву чехардой.
Подвенечная статность у сосен
Дождевою умыта водой.

А красоты природы поданы хотя и скупо, но видятся как светоносные мазки на художественном полотне: «Сирень озябла у забора – неброский севера наряд», «Апрель, капризами измучив, отбросил зиму за плетень», «Дождями август улицы утюжит…». Читатель обратит внимание на особенности ритмомелодики стихового лада – изящно-точно и экономно поданного, под стать блоковскому. Вот заключительная строфа стихотворения «На озере Карась»:

Пустынный пляж, жужжит оса,
И мягкий свет несет роса.
Беседка, двое и забор…
И это все – «Сосновый бор».

Вырос Анатолий Подольский на Вологодчине. Это – его малая родина, а деревня Подольская – начало всех его начал. И не случайно так сыновне-исповедально его стихотворение «Деревня наша – как начало…» А исповедальность эта особенная: в стихах – сыновья боль по утраченному отчему крову, а дорога-память из детства уводит поэта в неизбывно светлое прошлое: «Здесь наша церковь и погосты. А рядом – шумный сенокос», «С утра звенят на пожнях косы, купанье лошадей в обед…»

А в летний праздник – хороводы,
Под вечер в святки-ворожба.
Тальянка, сани и зароды,
И с печкой русская изба.

И бьется, пульсирует в стихах память-печаль:

Но тихо нынче в сенокосы,
На пожне выросли кусты.
Дорог не видно на укосы,
Поля и выгоны пусты.

Не вернуть утраченного – этой трудной, но светлой поры детства: «И отчий дом немым укором приходит к нам из детских снов». Эта боль по утраченному проходит через само сердце поэта. В его новых поэтических сборниках стало больше стихов-откровений, стихов-раздумий; набирает силу их афористичность – умение в малом выразить многое:

Время пришло – отвечать на вопросы,
Время пришло – оплатить по счетам.
А у летних берез заплетаются косы,
И гостит тишина у реки по ночам.

А вот еще одна афористическая удача:

Нельзя желать – не наслаждаясь,
Нельзя хотеть - не оценив,
Нельзя понять – не заблуждаясь,
Нельзя зайти – не отворив.

Не мог А.Подольский как поэт-лирик миновать и вечную тему – тему любви. Не случайно она выступает магистральной и в московском поэтическом сборнике. Любовь бередит, будоражит душевные струны и сердце лирического героя стихов; его сердце распахнуто настежь навстречу росной свежести любви, по-тютчевски трудной и разноликой: она – «союз души с душой родной»; «их съединенье, сочетанье, и роковое их слиянье, и … поединок роковой».

Именно об этом «роковом поединке», «борьбе неравной двух сердец» и большинство лирических стихов А.Подольского, в коих схлестнулись два кресала, высекая искры радости и боли, доброты и черствости, открытости души и жестокости сердца; в них – свет и тени, находки и утраты. Словом, в сборнике – трудный путь сердец навстречу друг другу.

Его лирический герой стихов – за глубокие и чистые отношения с их лабиринтом таинства:

Закат купает неба нить.
Не хмель мне голову туманит.
Ночной звезде росинкой плыть,
И приближенье чудо манит.

А это чудо и есть любовь. Вот и терзается лирический герой:

Чисты, как снег, все Ваши чувства,
Святой наивности цветок.
И образ Ваш – как миг искусства,
Лучистой свежести глоток.

Но любовь – это еще и великое испытание душевных и сердечных чувств. Влюбленные тут как между двумя полюсами: на одном – лед, а на другом – пламень; это и боль разлуки, и муки разочарования, несбывшиеся надежды, оттого-то и столь нелегок «любви растоптанный укор»:

В моих глазах – одна усталость,
В твоих глазах – один обман.
Немного нам совсем осталось,
И пылких встреч исчез дурман.

Вот и мучается лирический герой: «но как различить нам любовь и обман», коль «правду скрывает надежды туман»?

Туман и обманы, и снова один.
Видать, не умнею от новых седин.
И шрам тот не скоро в груди заживет,
И боль от разлуки не скоро пройдет.

А коль любовь все-таки состоялась (пусть трудно и мучительно), поэт вместе с лирическим героем по праву называют ее любовью-сказкой: потому что «вернули снова сказку сами и сохраним ее навек». И торжествует высокое чувство:

Наш курс – по Млечному пути.
Звезда - в полете… До свершенья
Под нею нам с тобой идти.

У истинной звездной любви – своя вселенная с ее космизмом чувств:

Перепутали звезды пространство и время,
И сошлись во вселенной дороги двоих.
Ускоряется бег – неизбежное бремя,
Лабиринт искушений – подарок от них.

И этот космизм искренних чувств, вера в торжество их верности – это и есть волшебный ключик к великому таинству по имени Любовь.
А своеобразным апофеозом чистой любви является стихотворение «А рядом Женщина-судьба» с ее чеканными строками:

Пусть в каждый дом войдет весна,
Уютно станет в непогоду.
А рядом Женщина-судьба
И в радость – прожитые годы.

Вот уж воистину, у красивой души и небо в алмазах.
_____________

* Подольский А.А. И сохрани, не отрекаясь: стихотворения и баллады. М.: Российский писатель, 2013. – 136 с.

Об авторе
Липатов Александр Тихонович – доктор филологических наук, профессор кафедры журналистики Марийского госуниверситета (г.Йошкар-Ола), специалист в области русистики, европеистики, компаративистики и соцсинергетики. Автор свыше 450 научных публикаций и 18 монографий, изданных в России и за рубежом («За гранью слова – даль», «В злате кованое слово», «Семантическая радуга перифраза», «Сленг как проблема социолектики», «Мы все говорим телеграф-языком», «Региональный словарь русской субстандартной лексики. Республика Марий Эл» и др.).
Признанный оратор и ритор, он – автор учебного пособия «Основы риторики» и монографических исследований «Риторика нашего времени» и «Риторика в зеркале времени».
Участник многих отечественных и международных конференций, конгрессов, съездов, симпозиумов.

Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"
Комментариев:

Вернуться на главную