ЛИТЕРАТУРНАЯ РАЗВЕДКА
Вячеслава ЛЮТОГО

Далее>>>

06.02.2014 г.

ЗОЛОТО И МЕДЬ
(Интонация стихотворений Геннадия Ёмкина)

Блаженны алчущие и жаждущие правды;
ибо они насытятся.
Мф. 5, 6

И на просторах всей земли
Луга туманами дышали.
А из ночного дети шли
И в поводу коней держали.
Геннадий Ёмкин

Когда заходит речь о том или ином поэте, в сознании возникает легкий смысловой и чувственный абрис мира, в котором действуют его лирический герой и все другие персонажи, светлые и темные. Всплывают оттиски предметов, наполняющих строки стихотворений автора. И, словно электрические контакты, в соприкосновении с действительностью искрят нравственные постулаты, сшивающие токопроводящими жилами – мысли и переживания художника, его негодование и благородный сердечный порыв.

Примерно так читатель воспринимает литературное факсимиле поэта. Четкость и оригинальность этого творческого отпечатка у каждого пишущего своя. Так же, как и таящаяся в словах непостижимая сила, способная развернуть очерк индивидуального художественного мира в собственно поэтический космос – до конца необъяснимый и неисчерпаемый, по определению.

Геннадий Ёмкин живет в городе Саров Нижегородской области. Эти места связаны с именем великого русского святого Серафима Саровского, а также – с историей создания советского сверхоружия – ядерной и водородной бомб. Парадоксальное сочетание этих двух смыслов, прикрепленных не только к земле, но и к воздуху, воде и самому Небу, непременно должно было отразиться в поэтических строках автора, обладающего твердой мужской волей, ясным образным мышлением и обостренным чувством справедливости.

Однако отражение это на деле оказалось совершенно не буквальным. Оно соединило в себе духовные устремления поэта к святости и простоте, искренности и верной любви – с его внутренней стойкостью воина, родовой памятью, способностью к поступку, который обеспечивает истинность произнесенного и написанного лирического слова.

В биографической справке Геннадия Ёмкина обычно подчеркиваются скупые вехи: служба в Афганистане и три сборника стихотворений. Между тем, он не стал певцом военной темы (как, скажем, Виктор Верстаков), не превратился в лирика-трибуна, не пошел по чисто литературной тропе, наполняя стихотворные этюды пейзажем, характерностью, бытом. Сокровенный человек в нем переплавил все пережитое, соединил с древними интуициями, с православным подвижничеством и жертвенностью и явил перед читателем художника глубокого, страстного, истинно русского, способного сопрягать наглядное с метафизикой бытия. А упомянутый литературный антураж оказался включен в его поэтический мир на общих правах – в свою очередь, помогая поэту высказываться широко, не возноситься над ближним и не забалтывать высокие слова.

В 2010-м была издана книга Ёмкина «Княжий щит», за последние годы написаны и опубликованы многие стихотворения, в которых образ автора проявился по-новому. Кажется, он вместе с воздухом полей и лесов способен теперь охватить куда более широкие пространства. Вместе с тем, взгляд его стал острее, слух отчетливей – лица современников, их говор и чаяния в стихах поэта приобрели ту проникновенную убедительность, которой отличаются персонажи на полотнах художников-передвижников.

В жестокий век, в глухие времена
Я память сохранил о лучших годах.
Тогда сияло солнце в русских водах!
Тогда сияло слово в письменах!

Я жизнь принёс, Отчизна! Не отринь.
Она для тех, кто говорит не всуе,
Она для тех, кто истины взыскует
И не хулит отеческих святынь.

А вот душа.
                   Её возьмите те,
Кто на краю, потерян и страдает.
Пускай она свечою тонкой тает,
Но светит всем, кто брошен в темноте.

Вот кровь моя.
                   Возьмите, Времена!
Я кровно перед Родиной в ответе.
Быть может, ей напишут наши дети
Святые на знамёнах имена.

Вот кровь, душа и жизнь моя, и память.
Возьмите всё! Мне нечего добавить.

Ёмкин говорит все то, что может встретиться в разных вариациях и у других поэтов. Словарный состав этой вещи не оригинален, но вот что существенно: в каком-то ином стихотворении может отсутствовать один из обозначенных смыслов, сочетание их окажется непохожим, даже порядок произнесения будет не тот. И исчезнет иерархия, в соответствии с которой устроена внутренняя жизнь автора, пропадет почерк и интонация. А ведь именно они определяют духовные черты художника и помогают собеседнику уяснить, что за человек находится перед ним, что стоит за его речами. Потому-то процитированные стихи представляются как бы авторизацией поэта, образно говоря, его личностным «дактилоскопическим» оттиском.

В поэтическом письме Геннадия Ёмкина есть едва уловимая «негладкость» стихотворной строки. Она присутствует в его произведениях всегда и характеризует «художественное произношение» автора. Было бы неправильно видеть в этом некую умственность ёмкинского слога в ущерб музыке. Перед нами – та черта, которая делит мысль и поющий звук в авторской пропорции. Это фонетический облик поэта, его неповторимая никем другим способность говорить и петь с ясным сознанием того, где уместна сухая речь, а где – летящее слово, соприкасающееся с песней. Подобный литературный язык продиктован как горькой думой автора об изнанке жизни, так и его упрямой верой в красоту мира, изначальную чистоту сердца, в любовь, что движет солнце и светила.

И еще – в непостижимый и многострадальный русский народ...

У Ёмкина правда мужицкая намного ближе словам Спасителя, нежели государственные уложения. И разбойные имена подчас содержат в себе зерно Христовой Истины, втиснутой в рамки земной свободы и справедливости. Разумеется, это – «относительная правда». Однако – живая и народная, т.е. межличностная, общая и древняя.

Когда набатный колокол гудел,
Тогда, крестясь на хаты и иконы,
Он брал топор.
                  Раскачивались троны,
Когда мужик вставал за свой удел!

...И дым, и лязг, и ржание коней!
По хатам вой и плач, и шёпот бабий.
Сошлися правды.
                    Царская – сильней.
Мужицкая – правее и кровавей…

О том набатный колокол гудел,
Когда, рванув исподнюю рубаху,
Мужик за правду восходил на плаху,
За волю, за землицу, за удел.

И, кланяясь последний раз кресту,
Калеченный уже, кричал народу:
– Мужик – Рассеи царь и воевода! –
И ближе был, чем оные, Христу.

Бунтарь на лобном месте кланяется в последний раз кресту. А значит – не отъединяет себя от небесного смысла, воспринимая воплотившегося Бога как Царя обездоленных.

Стихи Геннадия Ёмкина отличаются удивительно чистой интонацией, которая характеризует автора еще и как человека. У читателя не возникает ни малейшего сомнения в том, о чем плачет и за что вступается поэт. Едва заметная дистанция, которой литература отделена от собственно жизни, здесь отсутствует. Напротив, стихотворные строки сращены с жизнью настолько плотно, что иные отвлеченные суждения в таком контексте никак не утрачивают видимых корневых нитей, которые связывают интеллектуальное пространство – с реальным, теплым и кровяным, учащенно дышащим: «Родина – понятие конкретное, // А не поэтическая блажь!». В стихотворении, посвященном «Иванам, не помнящим родства», портрет беспамятного человека с мелкой душой замечательно точен:

Я вчера оплакивал родню,
Родину оплакивал и совесть.
А сегодня лыблюсь и стою,
Ни об чем таком не беспокоясь.

Между тем, конфликт-противостояние ума и души, столь свойственный поэтическому творчеству, высвечивается и в ёмкинских стихах. Разум дает имя звездам, однако на самом-то деле звезды хранят наивного человека, т.е. подчинение тут совсем другое: «Усни могучее сознанье! // Душа внимает небесам» («В лесу осеннем»). Отдавая первенство чувству, интуиции, поэт не боится быть по-житейски простым. Говоря о набатном колоколе, он безыскусно роняет, будто речь идет о каком-то знакомом человеке: «сколько у него родни, а смотри – не зазнается». Это свойство поэта очеловечивать окружающий мир отчетливо обозначил еще Блок, и с тех давних пор оно стало приметой русской лиры. Именно потому отечественная муза, останавливая свой взгляд на чем-то мимолетном, видит нечто значимое, а порой – и знаковое, сокровенное.

В мартовской луже чешет грудку сизый голубь, мимо спешат прохожие, «а я отчего-то встал. // Голубь... – подумал, – все же... // Ишь, как заворковал!». Природа и небеса, уставшая душа и яркий весенний свет, поселяющий в сердце надежду, – здесь многое сосредоточено в образе, выхваченном из повседневности острым зрением художника. В сюжетах Ёмкина любовь к земному миру отличается нежностью, но роль неба значительнее: удаленная от мирской суеты и тягот инстанция будто придает человеку духовную форму, держит его нравственные контуры, дабы он не потерял собственных живых очертаний, не превратился в грязь или чудовище.

Ужели поздно песни петь
И позднее аукать счастье,
А это золото и медь –
И есть последнее причастье?

Ну что же, ветви всех берез
Меня оплачут, слава Богу.
А небо высушит дорогу
И лица, мокрые от слез...

Даже единственный полет к земле срубленного дерева, «бронзового чуда», происходит «не отводя от неба глаз»...

В проникновенном стихотворении «Не плачь» внутренний взор автора сосредоточен на той черте, где сердце еще откликается на родные голоса, «но смутный впереди покров мне приоткрыт неотвратимо». Пространство духа, в котором царят верность, мужество, справедливость и товарищество, между тем, лишено знакомых штрихов отчего края – мимолетных и щемящих душу своей беззащитностью: «там... солнце холодно и мглисто».

О, там другие времена!
Другие звезды и объятья!
И там другие стремена
Ушедшие готовят братья.

Тонкий метафизический мир у Ёмкина очень часто не высвечивается как подложка действительности, но словно бы накладывается на реальную картину с некоторым сдвигом – дабы произошло сопоставление здешнего и надмирного. Эти два чувства – тяга к небу и нежность ко всему земному – отличительная черта ёмкинской лирики. В какой-то степени тут наглядна сама природа человека – двусоставная: телесная и душевная. Не становясь воителем тонких пространств окончательно, лирический герой продолжает быть ратником зримых сражений, одухотворенным и ранимым. Кажется, он стремится выполнить собственную человеческую миссию: пройти жизненный путь и приуготовить себя к последующему бытию.

Этот несколько абстрактный тезис в стихах Ёмкина воплощен с удивительной рельефностью. Люди и земля противоречивы, но достойны понимания и сочувствия, жалости, негодования – и какой-то широкой, необъяснимой во всех своих мотивах любви. Высокий мир придает смысл душевным терзаниям, самим своим существованием он вживляет в сердце состояние непрекращающегося диалога. Для одних такой диалог звучит постоянно, для других – по обстоятельствам, а то и никогда. В стихотворениях Геннадия Ёмкина диалог земли и неба оказывается фундаментом, на котором выстроено художественное здание его поэтики.

Заметим, в отличие от многих стихотворцев эгалитарной эпохи, испытывающих нужду только в слушателе, истинному поэту нужен еще и собеседник – в какой-то степени собрат по мирскому пути. Речь идет о собеседнике «провиденциальном», в котором объединены знание о земной почве и прозрения духа. И в этом контексте Ёмкин следует классической линии русской поэзии, которая была четко обозначена век тому назад Мандельштамом *.

Когда иду под шумным сводом сосен,
Я не могу избавиться от чувства,
Что светлый мир порой настолько грозен,
Насколько сердцу во вселенной пусто.

Я видел, как деревья умирают,
Я к смерти многих даже был причастен.
Я видел то, как люди выбирают
Красивых самых, режут их на части.

Скажите мне, что этот мир не грозен,
Что он храним любовью во вселенной;
И я скажу: – Я видел слезы сосен,
Я слышал плач березы убиенной.

Три фигуры образуют круг, где идет напряженный разговор, ни на минуту не прекращающийся: реальный поэт – небо, звучащее в его душе – собеседник, к которому обращены стихи и который своими словами может пересказать волю небес и чаяния простолюдина. И читателю становятся понятными и близкими «земные бра́тушки» – сподвижники Степана Разина, «полуангелы в армяках», вспоминающие на облаках прежнюю волюшку. И старичок-домовой из народных поверий, что «зевнет мохнатым ртом», глянет на лампадку, стоящую перед иконой, «и покрестится потом». И полет молчаливого ворона, ожидающего героя у последней черты, где будет разделено «поровну все, что было в судьбе»: тело – мрачной птице, «остальное» – запредельным князьям. И страстные слова измученного сердца, обращенные к Создателю: «...Архангелов! Архангелов на землю // Пришли с мечом и праведным огнем!».

Древняя Русь, пронизанная чувством рода и окружающих стихий, у Ёмкина соседствует с Русью Святой, неотделимой от нравственного закона и от самого имени Христа-Спасителя. В этом нет сердечной неразборчивости, напротив – перед нами воплощение народного стремления обрести полноту собственной истории – как событийно-хронологической, так и чувственной, когда спасение души не противоречит пониманию и восприятию природы, в которую телесно вписан русский человек. Потому-то в ёмкинских стихах и народная поэзия находит свое очередное яркое воплощение, отблескивает ритмом и интонацией, образными приемами и характеристиками героев.

То ли выдались ночи соло́вьи,
То ли что-то другое не в счет,
Но Наталья идет в обнове
И коса по плечу течет.

В сарафане – таких не сыщешь!
Изумруды в глазах – до дна!
Есть другие, наверно, тыщи,
Но такая идет одна!

Ах, Наташенька, свет Наталья!
Не тебя ль заждалась заря
Там, где к речке сбегает тальник,
Соловьями заговоря?

Ах, Наташенька, свет Наталья!
Что задумалась на пути?
А один-то, один – охальник,
Ой, как свищет! Иди, иди...

Для того-то и ночи соло́вьи,
Чтобы с милым до у́тра быть.
Оттого и трава шелковей,
Чтобы косыньку распустить.

У Ёмкина бытовая, разговорная речь сопутствует высоким понятиям и приближает отвлеченное к повседневности. Тем не менее, его стихи по-мужски очень сдержанны. В них нет бабьего нытья, скуки, перебирания предметов внешнего мира в попытке избыть одиночество и скрытый страх перед смертью – равно как и заупокойных мотивов, связанных с тяжкой долей России и распространившихся в минувшие десятилетия подобно эпидемии. Называя себя наследником древних «канувших племен», лирический герой признается: «Я в небесах еще не вижу знака, // что русский дух к забвенью обречен».

Притом, автор с состраданием наблюдает за странным худым стариком, который «стучит ногою деревянной куда-то к свалке городской». Рядом с иными отверженными калеками, никому не нужный «в чреве атомного века», он умрет – как уснет. «Исчезнет русский человек», – с горечью роняет поэт, повторяя древний вопль многострадального Иова: «И не доносится до неба, // Как в землю он ногой стучит».

Наблюдая роковое движение событий, словно евангельский апостол, он признается: «слезами не омоешь это время...».

И в небесах архангеловы трубы
Еще молчат. Но им известен срок.

В стихах Геннадия Ёмкина лирический герой кажется то провидцем, то хранителем минувшего, однако он совсем не похож на харизматического мудреца. В них много живой теплоты, мягкой улыбки, пейзажных примет, трепетания сердца от радости, печали, гнева, любви, скорби. И еще – долгая дума о родной земле, о русском человеке в его подвиге и слабости.

Образ песнопевца, возникающий перед глазами читателя, удивительно демократичен, в нем нет «цеховых» примет литературной богемы. И такая близость его каждому искреннему человеку, наделенному поэтическим слухом, перетекает в стихи, у которых нет тематических границ. Ведь их создатель – как ты и я, только он хранит и раздает слова.

Жил человек. Свободный словно ветер.
Хранил слова и снова раздавал.
И в них он вечно будет жить на свете,
Его Господь на то поцеловал.

____________

*О. Э. Мандельштам. О собеседнике. 1913.

 

 

Геннадий Максимович Ёмкин родился 8 февраля 1961 г. в г. Арзамас-75 (ныне Саров). В 1976 году окончил 8 классов средней шк. №5. В этом же году поступил в Лукояновское педагогическое училище по специальности преподаватель физкультуры. По окончании училища в 1979 г. вернулся в свой город и начал работать инструктором по спорту в Горспортсовете на лыжной базе. В этом же 1979 году поступил в Арзамасский педагогический институт на биолого-химический факультет. Осенью 1979 г. призван в ряды Советской Армии. Службу проходил в Туркмении, Афганистане, на Дальнем Востоке, рядовым, сержантом ВВС. Военная специальность «авиационное вооружение». Демобилизовался из рядов СА в декабре 1981 г. В 1981 г. вновь начал работать инструктором по спорту в Горспортсовете г. Арзамас-16. За время трудовой деятельности сменил несколько специальностей: педагог в школе, лаборант, техник, инженер, оператор котельной. Был частным предпринимателем. В настоящее время занимается индивидуальной трудовой деятельностью в сфере строительства.
Автор трех сборников стихов «Мне навеки дарована Русь» (Саров, 2000), «Пусть в жизни все произойдет» (Саров, 2007), «Княжий щит» (Саров, 2010).
Член Союза писателей России. Живет в г. Саров Нижегородской обл.

БРОНЗОВЫЙ ЖУК
Стихи 2013 года

***
Сентябрь.
Несильные грибные
Идут дожди об эту пору.
Редеют кроны проливные,
Ещё притягивая взоры.
Сквозь тучи,
Хрупок каждый, тонок,
Пробьются редкие лучи.
И, как застенчивый ребёнок,
Природа мудрая молчит.

И мне молчанье станет в счёт.
Оно – сродни молитве в храме.
А то, что по щекам течёт –
Не объясняется словами.

Учусь молчанию листа.
Внимаю таинству долины,
Где вспыхнул каждый куст рябины
Библейской раною Христа.

***
         Стяжи Дух Божий.
         И вокруг тебя спасутся тысячи.
                   Преп. Серафим Саровский

Слов пустых отрекаюсь бесчестья.
Многословье от уст отведу.
Подвизаюсь в молитвенном месте
Слов хранить золотую руду.

Подвизаюсь тому покаянно,
Ради слова, пускай одного,
Ибо сказано от Иоанна –
Было Слово началом всего.

Отвергаю любого звучанья
Мишуру и словесную брань,
Обрекаю себя на молчанье,
Ибо – Слово моя Иордань.

Отрекусь, если надобно, слуха,
В серафимовой скроюсь глуши.
Ибо – в Слове стяжание Духа
И спасение каждой души.

***
Дай мне, Господи, Слово
Всех времён и сторон,
Что ложится в основу,
Словно в колокол звон.

Сокровенным помилуй
Из Небесной Горсти –
Дай мне, Господи, силу -
В Слове силу нести.

Что бы, слыша то Слово,
Зашептались века :
– Слышишь, брат, из какого
Донеслось далека...

БЛАЖЕННЫЙ
Всё в горсти твоей, Небесный!
Вот уже который век
Ходит калика болезный,
Славит Бога человек.

Откуда путь его, доколе –
То знают сныть да лебеда.
Два сухаря, да щепоть соли
Его богатство навсегда.

Дорога или бездорожье,
Ему едины все пути.
Идёт калика в Царство Божье,
Несёт смирение в груди.

Идёт дорогою любою.
Присядет, да сухарик съест.
На всё-то смотрит он с любовью
И всё-то любит он окрест.

Благой, блаженный ли, убогий,
Ему едино, как зовут...
Поскольку все его дороги
Во Царство Божие ведут.

***
Я снова отбиваюсь от стихов.
Уйдите! Говорю, и чёт и нечет!
Я ненавидеть их уже готов.
А те летят.
И каждый словно кречет,
Увидевший добычу всё кружит
И целит в память, словно зверю в темя.
И ни один покуда не спешит
Лететь в ему отпущенное время –
Утраченное время чистых вод,
Больших лесов, куда пришли народы
И доставали в дуплах дикий мёд,
И поклонялись тем лесам и водам.

О чём я вдруг?
Кого посмел хулить!
Вернитесь все! Останьтесь, чёт и нечет!
Лети ко мне, мой ророк, сокол, кречет!
Я стану клёкот твой переводить.

Не смей, не смей мне память отказать
От птичьих слов и птичьих перелётов,
По имени траву любую звать,
И помнить запах от тяжёлых сотов.

БРОНЗОВЫЙ ЖУК
Вот и в наши края добралось
Травяное славянское лето.
Все леса и озёра насквозь
Нисходящим пронизаны светом.

Смолянистый, душистый, лесной
Дух летает на каждой поляне.
Жук из бронзы гудит надо мной:
– Тут молились и пели славяне!

Древний житель из прошлого дня,
К смене лиц и наречий привычный!
Ты запомни теперь и меня,
И ладони в соку земляничном.

Может быть, через тысячу лет,
Прилетая на детские крики,
Прогудишь: – Тут когда то поэт
Перепачкался весь в землянике!

Будешь древнею бронзой гореть.
Будут травы дышать чудесами.
Будут дети на это смотреть
Голубыми моими глазами.

ФЛЕЙТИСТКА
Она нашла божественные звуки!
Зачем флейтистке маска и слова.
О, как печально оголились руки!
О, как склонилась низко голова!

В каких краях душа её парила?
Какие тайны вдруг открылись ей?
Что быть собою тело позабыло,
Что зал, не слушал – а летел за ней!

Пусть судит Бог поэтов и паяцев,
Но ей – простит, что дышит в эту трость.
Что ради страстных губ и нервных пальцев
От жизни этой тело отреклось.

***
К вечеру немного порошит.
Даже чуть присыпало оконце.
Первый снег, он долго не лежит,
Он водою талою проснётся.

Первый снег, он в том не виноват,
Что земля про лето не забыла,
Что река до хруста не простыла,
И едва, но теплится закат.

Что мороз не вызвенил дорогу,
Что пока ещё по вечерам
Месяц вновь бредёт от стога к стогу,
Словно нищий в праздник по церквам.

Но уже, поигрывая силой,
Всюду рыщет ветер снеговей.
Дышит в спину осени постылой
И подол обтрёпывает ей.

ЗАКОН ЖЕЛЕЗА
Стоял туман. Машина шла по трассе
Огромная. Водитель напевал.
Он знал, что асс, что вырулит на классе –
Он держит скорость, держит интервал.

Но вот и он отвлёкся на немного.
Он слишком поздно ощутил удар.
Он не заметил, что через дорогу
Метнулась псина в хищном свете фар.

Но уносилось прочь уже железо.
Туман и морок плыл со всех сторон.
Нет у железа к жизни интереса,
Но сила есть и собственный закон.

Есть у железа собственный закон,
Гласящий, что живое не в почёте.
Отвлёкся лишь водитель,
Но не он!
А что ему кусок животной плоти!

Ему на трассе нет такого знака –
Что на дороге должен быть живой!
Вечерний свет.
Обочина.
Собака
В щебёнку ткнулась жёлтой головой.

Я в сумерках стоял , как изваянье,
Я слышал визг, я видел тот удар.
Какой туман!
Какие расстоянья!
Какой кровавый от собаки пар...

Водитель – асс! Доедет это точно!
Крутя баранку и дымя в окно,
Не замечая, что давно и прочно
Закон железа подчинил его.

Стоит туман.
А в нём – собачий выдох...
Тишайший самый...
Больше не могу
Читать в глазах её, ещё открытых:
Скорей! Скорей! К родному очагу...

Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Комментариев:

Вернуться на главную