Вячеслав ЛЮТЫЙ (Воронеж)
«И Я ПОЙДУ ДОРОГОЙ ВОЗВРАЩЕНЬЯ…»

О главной теме стихотворений Эммы Меньшиковой

Если посмотреть на стихи последних лет, посвящённые России, её трудному настоящему и смутному будущему, то видна совершенно отчетливая черта, отделяющая женскую лирику подобного рода от стихов, вышедших из-под пера поэта-мужчины. В подобном разграничении нет ничего необычного: женщине – домашний очаг, мужчине – ратное поле и тяжкий труд на земле. Древние символы с течением времени множат свои смыслы, но в главном остаются незыблемыми. Именно по этой причине образ родины в женской поэзии столь подробен, детали картины органично соединяются друг с другом, а панорама как будто окутана дымкой тепла и сердечности – даже в горьких сюжетах, на фоне отчаянных коллизий. Женщина стремится оживить дом, навести в нём порядок, поддержать непрерывность жизни, преодолевая роковое деление времени на вчера-сегодня-завтра. Восстанавливая тихое течение дней даже на пепелище, она, подобно птице, как будто мистически кружит по спирали над любимым местом, над дорогими людьми, над предметами, которые долговечнее человека, – и сшивает прорехи, стягивает раны, вновь вылепливает саму форму существования, назначенную человеку Небом. Оттого тема возвращения столь органична в женской лирике, многолика и неисчерпаема.

Стихи липецкой поэтессы Эммы Меньшиковой знакомы читателям уже давно. Они кажутся привязанными к рубежу веков крепчайшей духовной нитью, сплетённой из беды и счастья, благодарности и горя, покаяния и веры в лучшие дни. Этот рубеж, который Россия преодолевает с великим трудом, с кровью и слезами, – бытийная межа, что отделяет горькую эпоху последнего десятилетия XX века от начала поступательного, неуклонного пути в новый мир, где русская правда утвердится со всей ясностью и живой силой. А пока в поэтическом космосе Меньшиковой ещё раз проживаются минувшие годы, и «возвращение» становится словом, обнимающим русскую жизнь современной эпохи.

Рождённая в Литве, она долго жила «отдельно» от русского пейзажа, и сейчас его детали особенно остро и рельефно проступают в лирике поэтессы. Неустанное, почти ненасытное вглядывание в родную природу, жажда слиться с деревьями и полем, лесом и озером – это свойственно нашему человеку, вернувшемуся с чужбины.

Но Русь жива, её исток – деревня.
Она поёт – и песнь её легка…
Она проста, как труд, как вдохновенье,
Её одежды – сосны да река…

«Повышенная русскость» стихотворений Меньшиковой в какой-то степени ещё и следствие прежнего периода её жизни, когда автору приходилось бережно и тайно хранить в себе чувство родины. Такая организация души не размывается с годами и напоминает сложенную «в гармошку» картину, которая, разворачиваясь, наполняется реальным воздухом, светом, простором, высотой.

Между тем, возвращение в Россию для поэтессы не было безоблачным, её лирическая героиня преодолевает многие житейские и нравственные тяготы.

К родне по вере, по Великим Лукам,
Где русским духом был благословлён
Весь род мой до скончания времён,
Рвалась я после тягостной разлуки.

Шестнадцать лет хождения по мукам,
По деревенским избам и углам,
Жила с грехом и горем пополам,
Наперекор пророчествам и слухам…

Ну не ходила разве что за плугом,
Зато и по воду, и с тяпкой в борозде.
И заслужила в этой простоте,
Чтоб русская земля мне стала пухом…

В финале стихотворения эхом вспоминается ахматовское: «Но ложимся в неё и становимся ею, // Оттого и зовём так свободно – своею»1 . Однако есть важные отличия современных слов от строк полувековой давности. В формуле Ахматовой присутствует величавая отдельность героини от пыли, грязи и праха, которые сопутствуют её нелегкому быту, слияние внутреннего «Я» автора с родной почвой тут отчётливо «засмертное». Тогда как у Меньшиковой – прижизненное, с незаметным переходом смертного рубежа.

У поэтессы – пристальное зрение, она выделяет детали окружающего мира любовно, а не отчуждённо, в тоске; берёт предметы родины и словно бы гладит их ладонью издали, не касаясь. Чувство возвращения диктует ей пропорции, формы, цвета земли, на которую рвалось её сердце. Драгоценность обретённой отчизны – важнейшая скрепа нашего духа, часто склонного к унынию и легкомысленному отношению к богатству – пространственному, историческому, нравственному, которое дано русскому человеку изначально, можно сказать, даром.
 
Кто мы – без этого села,
Без этих круч над Доном?
Здесь русских с русскими свела
И примирила, как могла,
Земля, с тяжёлым стоном

Укрывшая своих детей
Одним на всех покровом…
И нет для нас земли святей.
И обойдёмся без гостей
С горящим жадным взором,

И обойдёмся без родни,
С которой общей болью
И верой не породнены…
И пусть не зарятся они
На нашу волю…

В стихах Меньшиковой ясно видна неприкаянная женская судьба, когда душевный разлом касается самого главного смысла и назначения женщины – благоустраивать дом, крепить семью, обихаживать каждый дорогой уголок. Скитания, связанные с обретением родной, корневой земли, испещрили глубокими трещинами это поле домашних, изначальных забот. Потому и для лирической героини возвращение означает не только стремление соединиться с почвой, но и тягу к дому как таковому – когда семья распалась, и неполнота женского существования теперь должна восполняться из мельчайших предметов вокруг: бытие может быть только полным, а не «клочковатым», «кусочным». Вот тут женская душа в силах преодолеть женскую долю – так устроил Бог само существо русской женщины – матери, жены, сестры, дочери. Их ведёт непостижимая в своей высоте интуиция, в полной мере неизъяснимая словами.

Ну, а вдруг откроется дорога…
Слава Богу! – помолюсь Ему.
И пойду осмысленно и строго
По дороге той, где мокла я и дрогла,
Где смиренно волокла суму,
Замирая от печали и восторга
И не понимая – почему…

Здесь же и чувство рода, прежде стеснённое, но сегодня властно заявляющее о себе «родительницей жизни»:

Да, русский – это доля и судьба.
Не грянет гром – не перекрестит лба.
Но если грянет – уж не обессудьте,
Восстанет всею праведною сутью

За мать-Россию, отчее село,
Где ничего быльём не поросло
И где за храмы наши и погосты
Воспрянут даже лики, даже кости…

Поднимутся за Русь и стар, и млад,
И ненависть пойдёт огнём гулять.
И вспомните тогда о русском бунте,
Не будет вам прощения, забудьте,

Что русские безропотны, просты
И что патроны наши холосты…
Нам с духом собираться – не впервые,
Уже слышны раскаты грозовые…

Пронзительны по интонации стихотворения Эммы Меньшиковой, посвящённые старым людям, главным образом – старухам, пережившим в молодости войну. Их духовный подвиг почти не виден – одно имя и облик становится рядом с другим. Все вместе они могут быть названы народом, или вернее – «матерью русского народа». Такая смысловая характеристика хоть как-то сглаживает невнимание государства к вдовам и невестам 1940-х, хотя и прощения тут не может быть. Счёт по совести нынешней власти однажды без сомнения будет предъявлен, и это время не за горами. Но пока, доживающие свой век в одиночестве или рядом с согбенными редкими подругами, они являют собой горький упрек родной стране, рациональному уму внуков, холодной риторике чиновников. И это тот редкий случай, когда государство невозможно отделить от родины, потому что сегодняшняя жизнь – в неоплатном долгу у вчерашней.

Поле боя да поле хлебное –
Вот их доля и их судьба.
А за грамотами хвалебными –
Покосившаяся изба.

На икону вдова помолится,
А потом начнёт вспоминать,
Как цвела сирень за околицей,
Как напал на Россию тать…

Как впрягались в плуги, чтоб борозды,
Словно жилы, тянуть сверх сил,
Как пришла похоронка вскорости…
Но он ждать, уходя, просил –

И она, все глаза повысмотрев,
Не поверила никогда,
Что в бою он погиб от выстрела, –
И ждала его сквозь года.

Оглянулась – а стёжка давняя
Поросла: никого на ней.
Одиночеством и страданием
Из дощатых сквозит сеней…

А за «галочки» и за «палочки»,
За колхозные трудодни –
Социальные им хожалочки
Варят суп и пекут блины.

У Меньшиковой очень точно показано соединение русского Неба с землёй. Подобный образ, практически, невозможно найти ни в одной поэзии мира, что обусловлено не только нашими просторами, но и устройством души здешнего человека. Живописно русский пейзаж, как правило, включает в себя воздушную высь как особое место в окружающем человека пространстве. А сокровенно русская душа не мыслит себя в отрыве от таинственного небесного существования – грозного и справедливого, в котором наказание и милосердие.

…И небо наше – не украсть.

В окошке рядом облаками
Плывёт оно в белёсой мгле,
Чтоб за лесами, за полями
Прижаться к матушке-земле…

Не случайно в стихах поэтессы тема возвращения на родину неявно перекликается с мотивом возвращения души к Создателю. Более того, в одном из стихотворений мы встретим поразительный по смыслу образ Руси, которая молится за нас, её детей, подобно нищенке у монастыря. Зримая земная картина внезапно обретает огромное содержание, прежде ускользавшее от суетливого разума, несмотря на поучительные примеры, знакомые нам по православной литературе. Здесь лирика берёт верх над доводами рассудка, поэзия обнимает сердце читателя и напитывает его соками отчей земли, дыханием непостижимого неба.

И Он дарует мне Своё прощенье,
Призвав к Себе в урочный день и час.
И я пойду дорогой возвращенья,
Божественной мелодией томясь…

В строках Меньшиковой много предметов. Более того, те сюжеты, в которых она взвешивает понятия в отрыве от их земной конкретики, определённо проигрывают её «предметным» вещам. Мир у неё очень узнаваем, но автор вместе с графикой реальности  видит ещё и едва уловимую дымку смыслов, значений, связей прошлого с настоящим и будущим. Это бытийное свечение словно облекает по широкому контуру жёсткие линии повседневности. Некоторая женская непоследовательность в перемещении взгляда с одного на другое придает лирике поэтессы своеобразное обаяние. Потому что тут эмоциональная женская душа вступает в тихий диалог с высоким духом русской женщины.

Каштаны только что прозрели,
Упав в осеннюю траву.
Взросли во мраке колыбелей,
Не видя неба синеву.

В игольчатых снаружи плюсках,
Что мягко выстланы внутри,
Чуть умещаясь в створках узких,
Они лежали до поры,

Укрытые от непогоды,
Влача во тьме глухие дни…
Почти касаясь небосвода,
О нём не ведали они.

И лишь внизу, в осенней прели,
Когда на землю сорвались,
Каштаны счастливо прозрели,
Глядят не наглядятся в высь…

Этот развёрнутый образ каштанов – до поры висевших на ветках и более близких небу, нежели кустарник или трава, – оказывается тонкой и глубокой, яркой и тактичной, сдержанной параллелью к теме возвращения. Многие люди рубежа веков, рождённые и выросшие в СССР, только с распадом страны смогли оценить её достоинства, рядом с которыми западный мир со всей очевидностью предстаёт территорией цинизма, меркантильности, неправды, пронизывающей существование человека. Такое позднее знание, к сожалению, сопряжено с нынешней неуверенностью в будущем, отсутствием защиты со стороны государства, а самое главное – с исчезновением социалистической идеи, в которой прежде была все-таки часть неба.

Кроме того, стихотворение будто скользит рядом со словами Христа о зерне, которое не даст живого ростка до той поры, пока не умрёт. Здесь видна своего рода евангельская «подложка» первого, более ясного художественного слоя. При видимой простоте авторского письма, перед читателем – очень тонкое владение поэтической образностью.

Совсем не случайно сегодня многие фотографии прошлых десятилетий кажутся нам снимками, запечатлевшими советскую святость, отражённую в лицах людей – крестьян, солдат, рабочих… Будто ушло все характерное – и проявилось надличное, родовое; исчезли недостатки – и засияли доброта и жертвенность, подвиг, страдание и подлинно православное смирение.

Крестьянские лица – как лики…
Взирают из рам вековых –
И в избах печальных и хлипких
Как будто светлее от них…
<…>
Казалось бы, что в них святого?
Солдаты в шинелях до пят,
Солдатки в суконных понёвах,
Ребята на лавке сидят…

Но словно лучатся их лица –
И взгляда от них не отъять…
Нам есть за кого помолиться,
За нас есть кому предстоять…

Для человека нового тысячелетия в процитированных строках не только связь времён, но и связь времён – с вечностью. Это чувство, которое так старались изгнать из сердца русского человека в минувшие четверть века, становится всё более явным и видится той незримой духовной скрепой, которую не разрушить менялам, приказным и половым всех мастей.

Поэзия Меньшиковой примечательна ощущением утекания жизни – убывания любви, ухода молодого восприятия мира, свежести впечатлений. И тут не возрастная веха, а странное, интуитивное знание, которое можно обозначить только косвенными приметами. Душа будто хочет куда-то вернуться – и возвращается. Кажется, что перед нами негромкий отголосок плача первого человека, потерявшего Рай, в котором осталась надежда на завтрашний день и уверенность в сегодняшнем. Хотя теперь – зрелость, в которой есть место сосредоточенной воле, открытому взгляду, мужеству сердца.

Заметим, что лирическая героиня поэтессы специально не заботится о спасении собственной души: в ней живёт необъяснимая вера в милосердие Христа («…и не взываю в иступлённом раже // к иконам о спасении своём…»). Все  главные её помышления – об общем, родном для всех и во все года: о единении и способности к терпению, о верности слову, о жажде чистого в помыслах поступка. Это ещё одно – и уже современное, скромное и чисто русское подтверждение давних слов святителя Николая (Касаткина) о свершении и цене, когда страстотерпцу даже души собственной не жаль для великого и благого дела2 .

Ничего не имеет значения,
Кроме Неба, Любви и Души.

Высотою бы жить и прощением
Где-нибудь в деревенской глуши,

О несбывшемся плакать, и каяться,
И взывать к откровенью Небес,

Чтоб душа – вековуха, скиталица –
Причастилась бы вечности здесь

И незримою птицей вечернею
Что-то грустное пела в тиши…

Ничего не имеет значения,
Кроме Неба, Любви и Души.
-----------------------
 1 Ахматова А.А. «Родная земля», 1961.
 2 Святой Равноапостольный архиепископ Японский Николай (Касаткин), великий русский миссионер, записал в своём дневнике: «Что-то с душою будет? Ох! Пусть гибнет. Лишь бы Япония сделалась православною». – Цит. по: Диакон Игорь Филяновский. «Держись мира и сотвори любовь...». – Подъём, 1999, №5. С. 205.

   
Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"
Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Комментариев:

Вернуться на главную