Александр ЛОГИНОВ (Каргополь Архангельской обл.)

О СВОБОДЕ, СОЛИДАРНОСТИ И СПРАВЕДЛИВОСТИ

Отклик на статью Андрея Рудалева «Ваше буржуазное будущее – пустота»

Когда речь заходит о будущем, я не обнаруживаю в себе способностей заглянуть за грань неведомого. Если эти способности и есть, то они скрыты где-то там внутри, где накоплена генная память тысячелетий. Нам не дано познать законы провидчества. Если такие законы  и существуют, то это, скорее, законы мистические, и познаются интуитивно.

1.

 Человеку свойственно мечтать и желать. А это, смею уверить вас, две большие разницы. Желания часто не совпадают с возможностями.  Они вообще эфемерны. И когда обращены вовнутрь себя, и когда наше желание направлено в сторону другой личности. Ребёнок капризничает: хочу. Хочу и всё! Желание не сбывается – он обижен на мать, отца, старших сестёр и братьев, других взрослых. Он и не подозревает, что все те, на кого он обижен, вчера вечером, возможно, тоже загадали желание, а сегодня утром оно не сбылось. Они тоже  раздражены. Мы, ничтоже сумняшеся, желаем своим знакомым и долгих лет жизни и благополучия и всех благ. Говорим это легко, часто походя или вдогонку, ибо не нам же бороться за воплощение этих пожеланий.. Только вот никакие цветики-самоцветики, или емелевы щуки, не сделают нашу жизнь краше и счастливей. Одних желаний мало. Пусть даже они и приземленные, и выше материального достатка загадываются не часто,  но, тем не менее,  требуют определённых усилий.  Как в народной пословице: «терпенье и труд, всё перетрут».  Конечно, упорно, тупо, упершись лбом, можно пробить стену нищенства и достичь уровня чистой и опрятной бедности, которая не порок. И на этом остановиться. Ибо для того, чтобы добраться, хотя бы до середины социальной лестницы, не говоря уже об элитных высотах, в условиях капитализма действовать  надо по принципу: «живи настоящим и рви зубами все, что можно ухватить.». Очень точно Андрей Рудалёв  выразил эту горькую, определяющую наше бытие, мысль. В итоге,  понятие бедности становится размытым и неопределенным. Если у тебя дом и машина, то ты беден - по сравнению с тем, у кого у кого в дополнение к предыдущему, есть яхта и небольшой особняк в лесах Подмосковья. А уж о заграницах я и не говорю. Уныло, мелко и пошло. И в этом наше будущее?

Только мечта способна увлечь и повести за собой. Она может быть очень далёкой и почти недостижимой. Но она живет в глубине нас.  Именно, она заставляет человечество шаг за шагом двигаться в направлении её. И движущей силой являются народные массы. Они доводятся до кипения, они бурлят, они выбрасывают огненные протуберанцы.  Вновь затихают. Безмолвствуют. Но коллективная и бессознательная мечта вновь выводит их из анабиоза.  Они, эти массы,  могли бы погрузить человечество в хаос и мрак, если бы из их среды не взрастали личности способные неким образом организовать неуправляемый, набирающий всё большую и большую силу человеческий океан. Таким образом, и началось оформление новой структуры общественного развития – Государства. Но не того, о котором впоследствии мечтали философы времён эллинизма. Тот же Платон.  А государства строго иерархического, где каждому было определено своё место. Кесарю кесарево. Богу богово, а простолюдину, что останется.   И, тем не менее, без государства – никуда. Поскольку, только строго организованная государственная система с боеспособной армией в своё время смогла одержать верх и развеять, казалось бы, в прах гуннов, то бишь вандалов и варваров. Так и Россия, в мучительных  усилиях, через обретение государственности, в полной мере почувствовала, что такое единение народа.  Враги и посягатели на её землю не однажды были откинуты за пределы границ. И постепенно, уже ближе к новому времени, вызрело в народном сознании такое великое слово, как Отечество.

Вот только «любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам» не означает априори свободы человека. А утверждение,  деньги, это и есть свобода – более, чем лукавство. Наличие богатств вообще не предполагает полётов человеческого духа над долами и весями. И если б это было не так, зачем журналу «Форбс» публиковать ежегодно списки самых богатых людей мира. И потому, свободы для земледельцев и ремесленников, о коей писал Платон в одном из первых утопических проектов устройства государства, не смогла или не захотела достичь ни одна общественно-экономическая формация. Не говоря уж  о капиталистической, то бишь, буржуазной. Более того, с её приходом средневековая  Европа так и не вырвалась из  мрака и мракобесия.  И это не смотря на наличие таких философов и мыслителей как Дидро и Руссо. Плеяды замечательных писателей: Сервантеса, Стендаля, Шарля де Костера, Гёте, Гюго и Золя.

Роман последнего «Земля»  без прикрас показал бытие  крестьян той поры. Чем вызвал откровенное неприятие французской элиты. А роман «Жерминаль», написанный ранее,  является одним из наиболее сильных, революционизирующих романов Эмиля. Золя, в котором он предсказывает неизбежность грандиозных социальных потрясений, многократно подчёркивает необходимость переустройства хищного капиталистического общества чистогана и создания — в том числе и насильственным путём — справедливого отношения к трудящемуся человеку. Это опять таки запечатлено в российской Википедии. Не смотря на то, что её объективность подлежит  сомнению.  Уж сколько великих сказало: сомневайтесь, и вы найдёте истину». Из какого прошлого может возникнуть  будущее?  Только из того, которое реально. Из того, о чем в реальном времени, главные герои, вершители истории даже и не задумываются. Куда стремиться? К России, к России! Только к ней. Как тут не вспомнить Максима Горького, То бишь, Алексея Пешкова и его страдальческого повествования «В людях»,   А тут и чеховский  «Ванька Жуков»    Не хотите стремиться к такой России?  Зря. Полюбите Человека в другом, не таком, как вы. И тогда, возможно, полюбят вас.

Перенесёмся в Европу. «Шагреневая кожа» Оноре де Бальзака, казалось бы, кричала в адрес буржуа: - потакая порокам, - вы движетесь в самоумертвие, и,  далее, в пустоту. Я и сегодня  многим моим соотечественникам хотел бы предложить  пересмотреть фильм «Парфюмер», натуралистическую фантазию, граничащую с реальным изображением человеческих пороков, вызревших в европейской клоаке. Это не произведение советско- российского кинематографа. Это Их, европейцев, работа И она возникла не на пустом месте. .Много попыток принималось по очеловечению Европы. Но всё тщетно. История двигалась, как двигалась. По пути буржуазного общества и его порождения - прихода Гитлера.. Суть, фашизма. И тому свидетельством стала, поставившая зловещую печать на буржуа и елучшая книга Владислава Ходасевича «Европейская ночь».

Да, он  ни туманных чаяний Блока не разделил, ни имперской твердости Гумилева, ни клюевской веры в избяной рай, ни есенинской веры в „Русь“, святую и советскую разом». И наряду с такой неприкаянностью в творчестве Ходасевича ощутима связь с классической русской традицией, отсутствие всякой декоративности, высокая одухотворенность и честное отношение к слову. Он уже, в те 20-е годы прошлого века увидел предтечу самой кровавой из последних войн двадцатого века. И не только. Это стихотворение, в своём провидении, открыл для меня профессор литературного института Владимир Павлович Смирнов, в пору моего студенчества ведший семинар Александра Блока.

Встаю, расслабленный с постели.
Не с Богом бился я в ночи,—
Но тайно сквозь меня летели
Колючих радио лучи.

И мнится: где-то в теле живы,
Бегут по жилам до сих пор
Москвы бунтарские призывы
И бирж всесветный разговор....

…Хожу — и в ужасе внимаю
Шум, не внимаемый никем.
Руками уши зажимаю —
Все тот же звук! А между тем

О, если бы вы знали сами,
Европы темные сыны,
Какими вы еще лучами
Неощутимо пронзены!
1923

И уже через десяток лет факельные шествия наци в Берлине. А впереди нас ожидают еще и невидимые лучи, которыми мы неизменно будем пронзены. И это больше, чем нейтронная бомба. Это сегодняшние информационные войны.

К слову, именно тогда я отделил диссидентов от диссидентов. Возникли Владимир Максимов и Николай Зиновьев. «Метили в коммунизм, а попали в Россию»

 А ведь та же Германия и по сей день -   Локомотив  в Европе …Опасаются социализма. Зря . Половина немцев все природные социалисты , но раньше этим пользовались нацисты. Модель буржуазного Общества сгинула , и не только в борделях Турции и Малайзии, но и в собственных злачных клоаках. Буржуа верит только в себя . Деспот Востока стреляет гуннов . Европейцы вновь привели гуннов во власть в 90 -х  они разокрали Европу и попытались Россию. Все пользуются временным отпуском Создателя , оправдание ищут в запрещённых культах( лже права и лже ценности). где дескать , всё позволено. Не можешь убить – унизь.

И всё равно Европа манит и обволакивает нас. Но та, времён Бодлера и Дюма. Мы даже вычеркиваем из памяти наполеоновское нашествие. Но и та, просвещённая Европа( или считала себя таковой) не принимала особо, рисующих не такой уж весёлое настоящее и будущее – Франсуа Вийона и Артура Рембо

2.

Я считаю, что будущее определяет не власть, и не её партия. Или партии. Не конгрессы, не сенаты, не государственные думы, народные фронты и общественные советы. Эти образования всего лишь механизмы, чьи действия и устремления решают конкретные тактические и стратегические задачи общества и государства в ближайшем обозримом времени. Они исполнители – и действуют сообразно законам, которые сами и придумывают из коньюктурных соображений, пытаясь уловить сиюминутные настроения народа и общества. В основном те, что лежат на поверхности. В глубины народного сознания они и не пытаются проникнуть. Потому что там бездны, разрушающие их представления о смысле бытия Так было всегда и так есть. От времён рабовладельческих, и, одновременно, сократовских и платоновских, до феодальных, буржуазных, и нынешних, Каких? Да я и не знаю. Хочется согласиться с Рудалевым, определяющим их капиталистическую сущность: «живи настоящим и рви зубами все, что можно ухватить.». Но значит ли это, что в сегодняшней политико-экономической формации, именуемой Андреем Рудалевым «буржуазным болотом», бесполезно всматриваться в будущее страны. Ибо там пустота? А вдруг не всё так уж и безнадёжно. Вот в предновогоднем  послании президента прозвучали такие   слова, как солидарность и справедливость. Так получается – верной дорогой идем? Сколько же времени мы в этом пути находимся? Так сказать, в поисках правды на земле.  Сколько столетий миновало. А может, тысячелетий. Вот, к примеру,  талантливый музыкант Сальери утверждал:

«Все говорят: нет правды на земле.
Но правды нет — и выше.
Для меня
Так это ясно, как простая гамма…
»

Знатоки музыкального искусства могут и опровергнуть это горькое изречение: мол, сие есть созданный Пушкиным миф о Сальери -  отравителе и гении Моцарте. Однако, Александр Сергеевич имел на это право как автор великих стихотворений: «Арион» и «Пророк». В одном случае:

«…Вдруг лоно волн
Измял с налету вихорь шумный...
Погиб и кормщик и пловец! —
Лишь я, таинственный певец,
На берег выброшен грозою…»
И уже в «Пророке»:
«…И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье…

…«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей
».

С той поры пушкинский гений по - прежнему в одиночестве. Уж,  какие фимиамы пели ему в советские времена, но заветы Пушкина  так и остались маяками,  посверкивающими нам где-то там ,в далеком будущем. Да мы, пожалуй, и страшимся их, потому как на этом жертвенном пути не счесть испытаний и страданий. Не говоря уже о том, что грешный наш язык может быть вырван. И не только шестикрылым серафимом - за празднословность и лукавство, но и власть имущими за стремление словом и делом расчищать дорогу вперед, туда, в мир высшей справедливости.В  мир звездный, прекрасный и гармоничный. И носители этих устремлений, в первую очередь,  творцы  обладающие поэтическим даром. Власть с удовольствием бы отправила всех ,очарованных будущим, поэтов куда-нибудь на хуторок или лучше на необитаемый остров. Дабы не смущали умы. не только тех, кому она благосклонно вместе с олигархами представляют «рабочие места», но и бессловесные ряды «офисного планктона». А вдруг они пойдут не за ними, а за тем, кто призывает:  «Восстань, пророк, и виждь, и внемли…»

Соглашусь с Андреем Рудалёвым, что «обычные люди невольно защищают, гнут спины на этот самый капитализм, из которых он выжимает все соки, подкидывая взамен под проценты обглоданную кость». Но с утверждением, что это и есть рабская сущность человека перед лицом капитализма – не согласен. Это только временное порабощения, последствия  впрыскивания яда паразитирующего паука.

3.

 Мир двигают вперед и не дают погрузиться во мрак и хаос Великие Утопии. В них, утопиях, реализма больше, чем в попытках устройстве мира по прагматичным лекалам и математическим законам сегодняшнего дня.. Если яд капитализма лишает нас воли и свободы выбора, то утопия окрыляет. Утопии глубоко присущи человеческой природе, она не может даже обойтись без них. Человек, раненый злом окружающего мира, имеет потребность вообразить, вызвать образ совершенного, гармонического строя общественной жизни. И он (творец, художник, значит, и писатель, ищет своё,  индивидуальное, неповторимое: когда видит несправедливость мира сего и чувствует при этом свое абсолютное бессилие исправить зло. Но зло неисправимо. Тогда, уничтожаемо? А как иначе? Как во вторую мировую.

И тут во мне возникает стихотворение Михаила Светлова.

"ИТАЛЬЯНЕЦ"
Черный крест на груди итальянца,
Ни резьбы, ни узора, ни глянца,-
Небогатым семейством хранимый
И единственным сыном носимый...

Молодой уроженец Неаполя!
Что оставил в России ты на поле?
Почему ты не мог быть счастливым
Над родным знаменитым заливом?

Я, убивший тебя под Моздоком,
Так мечтал о вулкане далеком!
Как я грезил на волжском приволье
Хоть разок прокатиться в гондоле!

Но ведь я не пришел с пистолетом
Отнимать итальянское лето,
Но ведь пули мои не свистели
Над священной землей Рафаэля!

Здесь я выстрелил! Здесь, где родился,
Где собой и друзьями гордился,
Где былины о наших народах
Никогда не звучат в переводах.

Разве среднего Дона излучина
Иностранным ученым изучена?
Нашу землю - Россию, Расею -
Разве ты распахал и засеял?

Нет! Тебя привезли в эшелоне
Для захвата далеких колоний,
Чтобы крест из ларца из фамильного
Вырастал до размеров могильного...

Я не дам свою родину вывезти
За простор чужеземных морей!
Я стреляю - и нет справедливости
Справедливее пули моей!

Никогда ты здесь не жил и не был!..
Но разбросано в снежных полях
Итальянское синее небо,
Застекленное в мертвых глазах...

1943

Для печати, может быть, эту вырезку.  Хотя, стихотворение лучше читается целиком

…Молодой уроженец Неаполя!
Что оставил в России ты на поле?
Почему ты не мог быть счастливым
Над родным знаменитым заливом?..

…Я не дам свою родину вывезти
За простор чужеземных морей!
Я стреляю - и нет справедливости
Справедливее пули моей!

Никогда ты здесь не жил и не был!..
Но разбросано в снежных полях
Итальянское синее небо,
Застекленное в мертвых глазах...

Шёл  43-й год.

«Воинствующая человечность пишет рукой Светлова эти строки», – сказал другой известный поэт Сергей Наровчатов. Но я не соглашусь с ним. «Воинствующая», слово неточное. Здесь, другое. Здесь свобода выбора стрелка, определённая «осознанной необходимостью». Сухо – но точно. Иначе, зачем же «разбросано в снежных полях итальянское синее небо…»  Слезы по тем погибшим нашим солдатикам – мальчишкам, девятнадцатилетним лейтенантам, тем, кто сокрыл свою дату рождения и ушёл на фронт, партизанским детям и детям полков в ту Великую Отечественную, не застили человеколюбивую русскую, славянскую натуру. Да, была в те сороксмертные годы и «Наука ненависти» Михаила Шолохова. И она была оправдана. Но осталась за нами и другая сила. Пушкинская.

«И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал».

В отличие от тех, кто глумился над убийством российского посла, над трагической гибелью пассажиров ТУ -154, летящих в  огненную Сирию посланцами Мира.

 Пока мы остаёмся таковыми – будущее у России есть.  Не надо пугаться пафоса. Он восходит от суворовских времён и походов.

И всё-таки, я страшусь этой пули справедливости, потому, как в наше относительно свободное время, она может поразить и меня. Поэтому, прежде чем совершить поступок, деяние, неплохо бы задуматься – от твоей ли души, изначальной и чистой он исходит. Нет ли в этом движении конъюнктуры и приспособленчества. Господи, я опять говорю о Пушкине. О пуле, которая пронзила его сердце. И та, свинцовая, и та, невидимая. Пуля информационных слухов.

 А пуля никогда не может быть справедливой. Она безжалостна. И поэтический образ тут ни при чём. Однако, о цене справедливости думы бесконечны.

Вернём мысль в русло.

 Обратимся к раздумьям русского философа Николая Бердяева. Отнюдь не апологета советизма и коммунизма. Не отступая от собственных принципов, он своеобразным образом защитил утопическое видение мира.

«Утопии всегда осуществлялись в извращённом виде. Большевики — утописты, они одержимы идеей совершенного гармонического строя. Но они также реалисты, и в качестве реалистов они в извращённой форме осуществляют свою утопию. Утопии осуществимы, но под обязательным условием их искажения. Но от искажённой утопии всегда остаётся и что-нибудь положительное»

Признался, таки.

 

Следует и нам  признать, что ни одна утопия ещё не пришла под знаменем комфорта. А с другой стороны «Ни одна утопия ещё не пришла под знаком несвободы. Она всегда приходит под знаком свободы и рас» ( Лев Щеглов)

В какой-то период я стал думать, что в коммунизм верят только блаженные или полусумасшедшие люди. Но это случилось со мной уже на закате советской эпохи. А уж какой психологической атаке был подвергнут мой мозг в перестроечные годы со страниц «Огонька» и подобных ему СМИ!  Тем не менее, моё очарование этой моделью жизнеустройства не развеялось в прах. В годы обучения в литературном институте я убедился, что марксистко-ленинская эстетика и социалистический реализм отнюдь не пошлость, и имеют своё рациональное зерно. Они способны трансформироваться в новое время и прекрасно соседствовать с современными литературными направлениями. Если они не находятся за гранью добра и зла. Этому подтверждение и советский авангард с летающими над городом людьми Марка Шагала.

Если коротко, то будущее всегда есть.

Только для одних, наше будущее, это вечное ожидание справедливого божьего суда.  А для других - музыка свершений и революций, включая нравственные преображения, «Преображение Господне».

 Иначе, и мы, нынешние, и дети наши и внуки, обречены жить в пустоте. А по Андрею Рудалёву,  приемлемое для человека мечты будущее,  может состояться только тогда, когда исчезнет такой поганый буржуазно-капиталистический мир. В те же перестроечные годы я прочел в журнале «Новом мире» отрывок из дневников Владислава Ходасевича, где он замечает, что коммунизм может быть построен, но «лет через четыреста». Когда человечество будет готово к этому. Я склонен верить нашим поэтам больше чем политикам и экономистам. И я хочу верить в утопии- изображения совершенного строя Томаса  Мора, Кампанеллы, Кабэ и др., да и фантазиям Фурье. А самый страшный день и «Черный квадрат» Малевича наступят и воплотятся, когда(не дай бог!) книги великих утопистов, а там, глядишь, и анти утопии будут лететь в костры на площадях европейских городов. И я тоже пытаюсь заглянуть вдаль. И пока не вижу этих страшных картин.  А вот прошлые видения  тревожат по ночам моё сердце.

4.

Итак, вернёмся к изначальному.  Платону рисовалось идеальное государство во главе с философами, созерцателями чистых и вечных идей, которых защищают воины и которым все жизненные ресурсы доставляют свободные земледельцы и ремесленники. Так записано в полуофициальной энциклопедии интернета. И это просто факт и констатация его.

Основным принципом идеального государственного устройства Платон считает справедливость. Это понятие наполнено у Платона экономическим, политическим и социальным содержанием.

По разъяснению Платона, каждому гражданину справедливость отводит особое занятие и положение. Господство справедливости сплачивает разнообразные и даже разнородные части государства в гармоническое целое.

Так что же, нынешняя Россия выбрала платоновский путь? Сильная армия защищает свободных земледельцев и ремесленников. Вроде бы всё так. Мы строим платоновское государство?. Мы обретаем национальное самосознание? Наш Путин – неоплатоник? Вряд ли. Потому, как я уже говорил, подлинно «свободных ремесленников и земледельцев» у нас нет.  И не предполагается. Как может быть свободен тот, о ком заботится «Хозяин» и  для которого он, в меру своей « благодеятельности» создаёт «рабочие места». Значит, «винтики и шурупчики» на положенное место. Для замены существует «армия безработных». Безработные – это условие существования капитализма. Прав Андрей Рудалев. Мы отравлены его ядом.  Внешние признаки государства-утопии по Платону - есть. Но нет главного  Мистически-интуитивного познания мира. Нет глобальной мечты-идеи. Скорее это практический ум способный сделать некие выводы из череды экспериментов по устройству России. Но на этом пути мы к ясному будущему не продвинемся.

Общий смысл нашей истории не меняется: независимо от форм собственности и правления, Русская цивилизация всегда развивалась на основе высшей справедливости. Поэтому понятие "русский" уже давно не национальность, а принадлежность к общности десятков народов, объединённых одной целью - построение справедливого миропорядка

Я думаю ближайшем будущем(год-два) мы будем жить, или пытаться выжить в условиях лавирования и терпеливого ожидания перемен.

Освобождение души человека невозможно без аскезы и жертвы. Духовность другого пути не приемлет. И, все таки, как человек жизнелюбивый, думаю, что все это должно быть в меру. Дабы страна наша Россия не впала в анорексию, граничащую с фанатизмом.

Будущее в том, что в нас вдохнул Создатель, Не в солидарности человеческих особей, в коих присутствует животное чувство, но в единении с миром природы и законов по которым живет и наша земля и мир вкруг неё. Если не брать во внимание супермодное и суперсовременное мнение об инопланетном происхождение человека, механистически-атеистическое его толкование.

Будущее пусто, когда жизнь человека никчемна и пуста под осиянным небом. Это относится к каждому из нас, независимо на какой ступени социальной лестницы он находится.

Я не знаю в мировой литературе ни одного значимого  писателя и поэта, кто не мечтал бы о свободе и справедливости. Давайте, вспомним об одном из самых пронзительных и близких нам.

ДОБРЫЙ ФИЛЯ
Я запомнил, как диво,
     Тот лесной хуторок,
Задремавший счастливо
     Меж звериных дорог...

Там в избе деревянной,
     Без претензий и льгот,
Так, без газа, без ванной,
     Добрый Филя живет.

Филя любит скотину,
     Ест любую еду,
Филя ходит в долину,
     Филя дует в дуду!

Мир такой справедливый,
     Даже нечего крыть...
— Филя, что молчаливый?
     — А о чем говорить?

Горькая улыбка освещает моё лицо. Мне нечего добавить к светлым и грустным строкам Николая Рубцова. Когда опускается ночь, выхожу на берег Онеги и долго-долго смотрю за горизонт. И вот уже проявляется над ним «Звезда полей во мгле заледенелой…»

 «…Звезда полей горит, не угасая,
Для всех тревожных жителей земли,
Своим лучом приветливым касаясь
Всех городов, поднявшихся вдали.

Но только здесь, во мгле заледенелой,
Она восходит ярче и полней,
И счастлив я, пока на свете белом
Горит, горит звезда моих полей…»

Вот на её свет и пойдём.  Будущее там, в её неугасимом сиянии.

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"
Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Комментариев:

Вернуться на главную