ПЕВЕЦ КУБАНИ

«Поле замерло у ног, не шевельнется, не вздрогнет хотя бы единым стебельком. Оно как будто уснуло, только обманчив его вид. Поле не спит, давно пробудилось, жадно впитывает соки земли, ловит каждым листиком солнечный свет. Растет поле, поднимается пшеница незаметно для глаз, каждую минуту прибывает в росте…».

«Певец Кубани»… Так благодарно назвали наши земляки Виктора Николаевича Логинова, чье имя известно не только в нашем крае, но и далеко за его пределами. Это он, наш Логинов, создал лирические, словно писанные акварельными красками рассказы – «Цвет топленого молока», «Алкино море», «Первый, второй», «Через дорогу»… Это его романы «Трудная жизнь в Береговой», «Перед завтрашним днем», «Наследство» – признаны лучшими произведениями о послевоенной жизни на Кубани. Это из-под его острого пера увидели свет злободневные публицистические статьи, вызвавшие поток горячих откликов.

Патриотический, дышащий молодостью роман Логинова «Дороги товарищей», изданный в Краснодаре в 1952 году, в одночасье сделал молодого автора известным всей стране, «с южных гор до северных морей». Тогда ему было 26… а сегодня нашему писателю Виктору Логинову исполнилось 85 лет! Вся его долгая, плодотворная творческая жизнь, с первых шагов, когда он стал осознавать себя как личность, и по сию пору связана с книгой. Недаром одно из его самых проникновенных произведений, в котором он рассказывает о времени и о себе, так и называется: «Книга, жизнь моя…».

«Хорошая, нужная книга творит чудеса, - пишет Логинов в этой доброй и мудрой повести. - Но творит свои чудеса она только тогда, когда переходит из рук с руки. Книга – волшебник. Но, спрятанная от людей на полированной полке, она становится волшебником, запечатанным в кувшине. Миллионы бездействующих у нас волшебников просятся на волю!».

Творят для нас волшебство и книги Логинова. Но, к сожалению, сегодня лишь малые капли огромного моря творчества Виктора Николаевича попадают к читателям. А ведь когда-то его произведения издавались массовыми тиражами. Более сорока книг на счету у нашего писателя. И каких! Его живые герои навсегда остаются верными друзьями в памяти читателей – и взрослых, умудренных опытом, и совсем еще юных…

Логинов наделен редкой способностью помнить и чувствовать детство. Дело тут не в каких-то определенных фактах и событиях из прошлого, а в умении видеть мир глазами ребенка. Взрослые и дети смотрят на мир по-разному. Удивительно точно это передано в рассказе «Цвет топленого молока»:

« - Какой белый туман! – воскликнул я.

- Какой он белый? – проворчал отец. – Туман как туман. Темный.

- Да белый же!

Отец поскользнулся и выругался. Я перестал настаивать.

После, вспоминая эту дорогу, я раздумывал: мог ли быть туман белым? Может, он действительно был темным? Бывают ли белые туманы ночью? Не знаю…».

Каждый ребенок – от природы поэт и художник. Он мыслит образами. Он видит, как в разрывах белого тумана «звезды высекают искру», что «солнце было похоже на розовые ворота», что туман можно «взвешивать на ладошке»… Но идут годы, краски тускнеют и суровая реальность приземляет жизнь. Мало кто из нас способен до серебряных седин сохранить редкую способность романтического видения мира. А Логинов сумел… Почитайте его лирические рассказы и повести – в них он рисует реальную жизнь с ее терниями и ошибками, ничем ее не приукрашивая, и все-таки в его произведениях жизнь прекрасна. Ведь при всех ее тяготах, она гармонично соединяет в себе чистоту любви, радость дружбы, познания и творчества, вечное стремление к счастью… Тот, кто видит в жизни только грязь и страдания, ничего в ней не понимает. Мужество и благородство побеждают любые несчастья. Более того: тяжелые испытания объединяют людей, пробуждая в них лучшие чувства, дремавшие до сих пор где-то в глубине их души.

Мать Володи Комарова, юного героя повести «Сказание о первой любви» в мирные дни пылает ненавистью к молодой сопернице, родившей ребёнка от её мужа и грозится «выжечь ей глаза». Но вот приходит общее, народное горе – война, и женщина, забыв прежнюю обиду, сама посылает сына с продуктами, чтобы помочь несчастной «разлучнице», находящейся в отчаянном положении.

А вот Испания 1939 года… Эта далекая страна стала для мальчишек символом борьбы за свободу. «Испания, Испания!..» - роман о братстве «не по крови, а по душе». Не случайно в нем, наряду с русскими ребятишками, автор с большой теплотой рисует лихого «абрека» Мусу Тухватуллина и еврейского мальчика - умницу, интеллектуала, критика и шахматиста Юзика Шухмана. Пройдут два-три года, и все они пойдут воевать за свободу своей любимой Родины – одной на всех… Какой пример для нас, сегодняшних, раздираемых национальными и религиозными распрями!

Тайна человеческой души, раскрывающаяся в сложных обстоятельствах – вот любимый предмет творческого исследования Виктора Логинова. В центре его внимания всегда стоит человек…

Простая труженица, неграмотная Маняша из романа «Вся жизнь Маняши Витяковой», волнуясь и путаясь в словах, спрашивает сына: «Ну, вот Пашка Кривобокова. Вот дядя Лукъян, Вот я. А что это такое?» И слышит в ответ: «Что такое? Проще простого, мама. Жизнь». - «А зачем?» - упрямо настаивает Маняша.

«…Зачем? Чтобы встать с постели, выйти на крыльцо, вытянуть руки к светлому небу, сказать «Жизнь!». Чтобы хоть одну книжку написать, чтобы пятерых детей вырастить, в люди вывести. Чтобы заплакать в конце концов вот за этим столом, как дядя Лукъян! Мама, заплакать-то разок – это тоже много стоит».

Смысл жизни – в ней самой. По глубокому убеждению Логинова, жизнь обретает смысл только тогда, когда человек живет честно, творит добрые дела. Вот почему «вся жизнь Маняши Витяковой», пусть трудная и тяжелая, все-таки была счастливой и имела смысл, ибо она прошла не зря, оставила след на земле. Этому нравственному закону Логинов и сам следует всю свою долгую, творческую жизнь.

«Самое дорогое для меня – мое доброе имя», - спокойно и мудро говорит Виктор Николаевич. Он имеет право так сказать. Долгие годы неустанного творческого труда не принесли ему несметных сокровищ. Его опрятная писательская квартира на улице Мира не поразит гостей роскошью. В ней только то, что необходимо для жизни и творчества… И все-таки он безмерно богат! В квартире Логиновых царят любовь и семейный покой. Верная спутница жизни писателя, Лариса Андреевна, целиком посвятила себя мужу, детям, внукам и правнукам. С ней Логинов счастлив и защищен от любых бурь. Без конца вспоминает он, сколь многим обязан любимой женщине. Единственной… «Не будь ее, не было бы и моих книг», - с глубоким убеждением говорит писатель. Мы верим ему. Кому же ещё верить, как не мастеру, показавшему в своих произведениях настоящую, высокую и целомудренную любовь?

Любовь в творчестве Логинова всегда чиста и прекрасна. При этом писатель никогда не переступает грань, отделяющую прекрасное от фальшивой красивости. Любовь делает душу его героев зоркой, и они начинают видеть то, чего не замечали в обыденной жизни.

« - Странно… Все-таки я не представляю, где мы сейчас. Кругом лес, лес и лес. Белый лес. Ты замечаешь?

- Зелёный, - прошептала Лиза.

- Это сверху. Но снизу белый. Вокруг нас белое кольцо. Три цвета: белый, зеленый, голубой. Трава, березы, листва, небо. И розовый цвет. Это ты»…

Так говорят герои одного из наиболее поэтичных произведений Логинова – повести «Под облака по косогору». Красота их чувств находится в неразрывном единстве с красотой родной земли, на которой они живут. Но в эту гармонию упрямо врываются призраки, предвещающие начало распада общества. В повести с милым названием «Ку-ку, Мария!» мы видим, как герои вступают в конфликт с подлостью, в результате чего наступает трагический финал.

«Я… спать не могу спокойно, все мои ребята снятся. Живые», - говорит бывший «афганец» Алексей Серов старому репрессированному генералу.

Алексей возвращается на родину никому не нужным, нежданным, с мизерной пенсией, без профессии, со сквозным пулевым ранением... и видит зловещие перемены в жизни своей страны, о которых, воюя в Афганистане, даже не подозревал. Он не рассчитал коварства скрытых, затаившихся врагов, которые нападают всей стаей, сзади, нанося предательский удар ножом в спину.

Хоронили Серова лишь несколько чужих людей, буднично, без слез и речей. Но вот… внезапно на кладбище появляется молчаливая группа - семеро «афганцев», старых фронтовых товарищей Алексея и решительно отстраняют от могилы всех присутствующих. Они имеют на это право: ведь они ему настоящие братья – братья по оружию. Только они одни должны похоронить и оплакать его…

Большому художнику, дано природой видеть будущее, предчувствовать грядущие события, видеть пути, по которым пойдет общество. Логинов не скрывает своей тревоги…

Самым большим злом он считает бездуховность. Сейчас многие говорят о бездуховности, и это слово примелькалось на страницах газет и журналов. А в недавнем прошлом никто об этом и не думал: считалось, что не может быть бездуховности в стране победившего социализма. Но заглянем в журнал «Вопросы литературы» за 1979 год, где опубликован отчет о Всесоюзной писательской конференции на тему «Земля - хлеб - литература». Один за другим на трибуну поднимаются известные советские писатели с горячими выступлениями о земле и хлебе, о том, как растёт благосостояние нашего народа, и как литература отражает эти темы…

Слово берет Виктор Логинов:

« – Да, хлеб всему голова, но не хлебом единым жив человек. Нет, не хлебом, не только хлебом! Сытость при бездуховности, пожалуй, пострашнее мора. Поэтому настало время во весь голос говорить не только о хлебе, но и о душе, о нравственности…».

Как тут не вспомнить роман-дилогию Логинова «Святые и грешные», изданную в Краснодаре, в 2002 году. В этом произведении Логинов напоминает своим читателям о необходимости неустанного духовного совершенствования. Душа обязана работать не меньше, а может быть, больше, чем руки или рассудок. Человек должен жить не только ради хлеба насущного, но и, как утверждает писатель, уметь «совеститься, терзаться, страдать, откликаться на тревожный и горестный крик человеческий, откуда бы он ни раздавался». Сытость при бездуховности ведёт к вырождению. Что толку в создании человеком материальных ценностей, если при этом он остается глух к несчастиям ближних? Если он не замечает несправедливости и беззакония в обществе? Как тут не вспомнить пророческий «сон Яругина» - ужасающую картину гибели цивилизации и распада человеческой личности, наступивших на земле вслед за утратой духовности! Ибо она, и только она, делает человекоподобное существо настоящим человеком…

Выдающийся русский писатель, член Союза писателей СССР-России с 1956 года, пятикратный лауреат ежегодной премии журнала «Огонек», лауреат премии им. Россинского, лауреат муниципальной премии им. Знаменского Виктор Николаевич Логинов – литературная гордость нашего края. Его творчество и общественная деятельность высоко оценена: он награжден орденами «Знак почёта» и «Дружба народов», Почётной грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР и многими другими почётными грамотами и медалями…

О творчестве Логинова высоко отзывались его знаменитые друзья – Владимир Максимов, Виктор Астафьев, режиссер Иван Пырьев, поставивший кинофильм «Наш общий друг» по повести Логинова «На то она и любовь»…

Но выше всего Виктор Николаевич Логинов дорожит отзывами о своих книгах простых читателей. Их бесхитростные, искренние письма он бережно хранит в своем архиве. Сотни, взволнованных, теплых писем… Есть даже с Северного полюса. Для него они – самая большая награда и поддержка, ибо они помогают писателю в трудные «дни мучительных раздумий» о судьбе Родины, рождают в его творчестве проникновенные строки…

«Эх, поле ты, поле! Сохрани свою стать, подними пшеницу, чтобы ее колосья доверчиво прижались к груди хлебороба, чтобы песней зазвенели они в полдень накануне уборки. Поднимись, поле, встань бронзовой стеной, встань, да так, чтобы дух у творцов твоих захватило! Апрельское поле, поле мечты, поле надежд…»

Людмила БИРЮК, член Союза писателей России.

Вернуться на главную