Говорят, в спорах рождается истина. Любители каламбуров тут же: неправда, в спорах рождаются грибы! Что ж, где грибы, там грёзы, привычное состояние российской интеллигенции. Академик Лихачёв, «совесть русской интеллигенции» 1980-х годов, «первыми настоящими, типично русскими интеллигентами» называет Сумарокова, Новикова, Радищева, Карамзина. И предупреждает: «К ним нельзя отнести даже Державина – слишком он зависел от власти». Что ж, интеллигент тот, кто непременно против власти? Тогда Троцкий с его идеей перманентной революции – идеальный интеллигент: сверг власть – стал властью – ушёл в оппозицию – сверг власть… и т.д. Доля интеллигенции: белка в колесе истории. Избавив Державина от сомнительного вращения-превращения, Лихачёв сказал: «Пушкин несомненный интеллигент. Он не получал золотых табакерок и хотя жил в основном от гонораров, но в своем творчестве не зависел от них. Он шел свободной дорогой и ,,жил один“». Не выдавал ли академик желаемое за действительное? Пушкин, и это не тайна, в зрелые годы был имперцем (см. хотя бы «Клеветникам России»). Давал им перца! «Не могу не заметить, что, со времён восшествия на престол дома Романовых, у нас правительство всегда впереди на поприще образованности и просвещения. Народ следует за ним всегда лениво, а иногда и неохотно» – это его «Мысли на дороге», 1834 г. Получается, названные Лихачёвым оппозиционеры – типичные представители народа, ленивцы, сопротивленцы образованности и просвещения? Да и Пушкин пилюлю подложил, никакой-де не интеллигент: Не офицер я, не асессор, Горько… И обидно, помним ведь горьковских «Мещан» – несимпатичные... У Пушкина замечательный взгляд на Радищева, надо бы интеллигентам по Лихачёву перечитать «Мысли на дороге». Например: «Вместо всего пустословия, лучше было бы, если бы Радищев поговорил нам о наших народных песнях, которые до сих пор ещё не напечатаны, и которые заключают в себе столь много истинной поэзии». Слова эти не устарели и сегодня, как не устарело – «мы ленивы и не любопытны», – прошу прощения, лейтмотив истории болезни российской интеллигенции. Лениво говорить о народных песнях, о красоте, уме и добродетели, будто и нет их, не изводимых, в России. Не лениво о «золотых табакерках», о «сотнях миллионов репрессированных большевицкой властью», о потерях Красной Армии в Великой Отечественной войне в пропорции 1:40 относительно немцев, о «часах патриарха» на фоне неизбывного «кровавого путинского режима», наконец, о том, что «в любой цивилизованной стране уж давно бы уж…» – а то ж! И этот стон у интеллигенции песней зовётся? Полноте! Это грибы грезят о спорах, о перманентных спорах о России и российском народе как о чём-то противном … А настоящие интеллигенты поют другие песни: «Жить – не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем – моё почтение». Это не Радищев, не Лихачёв, не Сахаров, не Солженицын – преподобный Амвросий Оптинский. Его спросили, что значит жить по сердцу, он ответил: «Не вмешиваться в чужие дела и видеть в других все хорошее». Александр Васильевич Медведев - член Союза Художников России, Санкт-Петербургское отделение (c 1988 г.), член Союза писателей России (c 2003 г.). Старший преподаватель Института искусств Факультета Филологии и искусств Санкт-Петербургского государственного университета, кафедра «Графический дизайн». |