Александр МЕДВЕДЕВ (Санкт-Петербург)

СЕМЬ ФУТОВ ЛЮБВИ

Орлов Б. Холодная война – глубины океана… СПб.: Информационно-издательский центр Правительства Санкт-Петербурга ОАО «Петроцентр», 2015. – 208 с.

 

I

Читать кингу

Холодная война началась сразу по окончании Второй мировой войны. Она выражалась в противостояние мировых систем, идей, интеллекта и психики, в конфронтации двух военно-политических блоков во главе с СССР и США.

С уничтожением СССР Россия нашла себя в окружении государств, так или иначе, предъявляющих претензии к бывшей «митрополии». Получившие независимость Прибалтийские республики и ряд стран участниц Варшавского Договора не замедлили вступить в НАТО и оказались в числе вероятного противника России. Более того, и в России произошёл «тектонический» разлом: скрепы государства – армия, флот, общественные организации патриотического направления вдруг попали в прицел российских СМИ, начавших агрессивную пропаганду вхождения России в мировое сообщество посредством полного разоружения, отказа от национальных интересов в политике, экономике, культуре и образовании в обмен на так называемые общечеловеческие ценности.

Таким образом, период глобального геополитического, экономического и идеологического противостояния, об окончании которого Горбачёв и Буш объявили в декабре 1989 года на саммите на острове Мальта, не закончился. Холодная война вступила в новую стадию: военные базы НАТО вплотную приблизились к границам России, а применение западными политическими «партнёрами» новых пропагандистских технологий – очернение советского периода истории России, призывы пересмотреть итоги Второй мировой войны, дискредитация органов власти и Православия свидетельствуют о ведении Западом информационной войны против России.

Вновь получил распространение термин «пятая колонна», рождённый во время Гражданской войны в Испании 1936–1939 гг., теперь применительно к отдельным российским гражданам, а также к ряду некоммерческих организаций, финансируемых зарубежными донорами, попавших в реестр иностранных агентов. Это юридические лица, которые занимаются внутриполитической деятельностью по поручению иностранного государства. На данную деятельность российский закон налагает ограничения. Но, как известно, на каждый роток не накинешь платок, а люди по-прежнему внушаемы, и на фоне культурных, социальных и бытовых проблем, коррупции в высших эшелонах власти особенно внушаемы. Холодок отчуждения засквозил в обществе, сравнительно недавно ещё считавшимся монолитным союзом.

II

К людям, которые не согласны на роль пассивного наблюдателя обострившегося противостояния «цивилизованного мира» и России – «сырьевого придатка», «тоталитарного режима», которые не согласны на роль этакого «премудрого пескаря» или человека не от мира сего, находящегося над схваткой, относится поэт Борис Орлов, председатель Санкт-Петербургского отделения Союза писателей России. Всем сердцем принимая вызовы времени, он продолжает чувствовать себя в строю – патриотом великой страны, частицей великого народа и декларирует это своими произведениями.

Книга стихотворений Б. Орлова «Холодная война – глубины океана…» вышла в серии «Писатели на войне, писатели о войне», посвящённой 70-летию Победы. По прочтении её невольно вспоминается короткое древнерусское «Слово о погибели русской земли», с перечислением «многих красот, прославивших землю Русскую», с перечнем стран, повиновавшихся великим князьям русским, и завершающееся великой скорбью, воплем – «обрушилась беда на христиан…» В оригинальном тексте – «А в ты дни болҌзнь крестияном» – недвусмысленное пояснение причины гибели некогда мощного государства от болезни, именуемой изменой – вере, государю, отечеству. До сих пор заповедью, руководством к действию наших ретивых «партнёров» бытует выражение – «Русских нельзя победить в войне, но их можно разложить изнутри». Авраамий Палицын в описании событий Смутного времени указывал причину в очередной раз постигшего нашу землю бедствия: «Бог же попустил грехов ради наших…». Его слова – «богоотступники же, польские и литовские люди и русские изменники» (речь о взявших в осаду Троицкий Сергиев монастырь) – на редкость точно описывают и сегодняшнее положение дел. Утратившая былую силу христианской веры Европа, с помощью внутрироссийской оппозиции добивается того же и от России, в которой ещё имеет силу молитва:

«Соборе Святых Русских,
Полче Божественный,
Молитеся ко Господу
О земном Отечестве Вашем
И о почитающих Вас любовию.
Новый дом Евфрафов,
Уделе избранный,
Русь святая, храни Веру
Православную,
В ней же тебе утверждение».

III

Предательство заветов отцов, веры, отступничество и раздоры не раз приводили Россию на край гибели, спасала – верность. Болью открытой раны преисполнены строки Бориса Орлова о 1990-х годах, когда «умирал великий флот Союза»:

Продали солярку. Нет бензина.
В ржавчине надстройка. Винт в песке.
Адмирал скупает магазины.
Он пахан в военном городке.

Офицеры пьяно горбят спины.
Втоптан в грязь, как тряпка, флотский флаг.
Адмирал, скупивший магазины,
Топит флот страшней, чем внешний враг.

Ржавеющие корабли, распиленные на металл подлодки… «Для русских пятая колонна / Опаснее других врагов», – глазам моряка больно видеть, умирающий, без боя сданный, флот. Но не о железе печаль, о судьбах товарищей, с ними пройдены «казармы, полигоны и моря», многомесячные подводные походы, когда люди не щадили здоровья, а то и жизни, отдавая долг Родине. С неподдельной теплотой пишет Орлов о своих сослуживцах, которые «Достоинство и Веру берегли». С той же теплотой вырисовываются картины истории Руси-России, переплетающиеся то вязью, то морским узлом со временем нынешним, связуя далёкое, делая близкими русских людей – моряков, хлебопашцев, инженеров, учителей, святых. Все они – надёжный экипаж поэта-моряка, в разговоре о них, о детстве, о любви, семье, о дружбе и мире Орлов находит тонкие, неожиданные образы.

Космос – вечная Божья свобода, –
Мне сказал астроном-богослов.
Во вселенной он ищет не воду,
А мелодии тонких миров.

В небе песни ночного простора
Заплетаются в звёздный венок.
Мирозданье – оркестр, пред которым
С дирижерскою палочкой – Бог.

Книга Орлова словно отражение «Сказания о погибели русской земли». Первая часть «Сказания» – это теплота перечисления богатств и могущества России, вторая – холод постигшей её тяжкой болезни, предательства и разора. Орлов, наоборот, сначала даёт картины суровой службы на Севере, раскрывает осиротевшую, остывающую душу военного моряка, свидетеля вражеского триумфа в Холодной войне, триумфа обманного, попустительством перестроечных иуд. Только после этого он наполняет страницы нескрываемой горячей любовью к тому, ради чего русские люди готовы претерпевать экзистенциальную стужу, относиться к ней как одной из составляющих службы, служения. А служба русского человека – всегда воинская.

…В наших каютах и кельях
Молится Родина-мать.
В рясах и флотских шинелях
Нам за Россию стоять!

IV

Борис Орлов – поэт-государственник. Быть таковым поэтом в России – традиция давняя, освящённая Ломоносовым, Державиным, Пушкиным. Именно пушкинское, – «где нет любви, там нет истины», – движимое любовью к русскому миру, делает строку истинно поэтической. Ибо любовь – бесспорна. Другое дело, взгляд поэта-публициста, чеканящего «железный стих, облитый горечью и злостью». Здесь особенно нужно чувство меры. Всегда ли поэт спросит себя, не перелил ли я горечи? не выглядит ли мой отклик на злобу дня озлобленностью и унынием? Всегда ли поэт способен не по исторической, ещё не существующей, а по сердечной карте найти то расстояние, с которого ему увидится большое, откуда оценит он, творимые нашими руками, Промыслительные свершения о России, пренебрегая досадою неудач?

Издавна русские поэты знают ответ на вопрос «Кому на Руси жить хорошо» – никому, по Некрасову. Вспомним, как описывая строительство железной дороги из Петербурга в Москву, Некрасов немилосердно сгущал краски, рисуя ужасный, каторжный труд. Между тем это была крайне выгодная и высокооплачиваемая работа, и охрана труда по тем временам отвечала передовым требованиям. Но такова сила «музы скорби и печали» – она не способствует широте взгляда, затмевает глаза на добрые проявления российской жизни. Что говорить, податливы мы, русские, на печаль и потому часто «стон у нас песней зовётся». Редкий современный русский поэт избежал влияния/обаяния этой музы.

Россия – в свалку превращённый храм,
Иду и плачу – топь на месте луга.
Давно церковным звоном по утрам
Селенья не приветствуют друг друга.

Было бы крайне грустно, если бы эти мотивы возобладали в поэзии Бориса Орлова. Тогда, действительно, можно было бы говорить об окончательном поражении России в Холодной войне. Словно вспоминая слова Лебедева-Кумача, «Кто сказал, что надо бросить / Песни на войне? / После боя сердце просит / Музыки вдвойне!», поэт оглядывает родной простор, и тёплая волна, идущая из глубины души, вызывает другие слёзы, слёзы благодарности и неудержимого восторга, и нет сомнения, что жить в России, в стране воинов и подвижников веры и верности – великое счастье.

Полрощи в солнышке игольчатом.
Печали нет и грусти нет.
Душа – поляна колокольчиков:
И синий звон, и синий свет.

Поют и птицы, и кузнечики.
Слеза от радости течёт.
Душа цветёт. И всё изменчиво…
Но остальное всё не в счёт!

Александр Васильевич Медведев - член Союза Художников России, Санкт-Петербургское отделение (c 1988 г.), член Союза писателей России (c 2003 г.). Старший преподаватель Института искусств Факультета Филологии и искусств Санкт-Петербургского государственного университета, кафедра «Графический дизайн».
Лауреат "Российского писателя" за 2015 год.

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"
Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Комментариев:

Вернуться на главную