Андрей РУМЯНЦЕВ
ПО СТУПЕНЯМ  СОВЕРШЕНСТВА

К 75-летию народного писателя Бурятии Владимира Митыпова

2 июня Народному писателю Бурятии, замечательному российскому прозаику Владимиру Митыпову исполняется 75 лет!
Секретариат Союза писателей России и редакция "Российского писателя" от души поздравляют Владимира Гомбожаповича с юбилеем!
Желаем крепкого здоровья, долгих лет жизни, благополучия и новых творческих свершений!

Прозаик Владимир Митыпов вспоминал, что последнюю точку в рукописи своей повести «Ступени совершенства» он поставил на заброшенном прииске Орголикан, на севере Бурятии. Двадцатичетырехлетний геолог-поисковик, выпускник Иркутского университета, вместе с обязательным рабочим дневником увлечённо писал своё «полуисторическое, полуфантастическое» произведение. И о ком же? О великом художнике древнего Египта Тутмосе, авторе легендарного скульптурного портрета красавицы Нефертити. Представьте: вокруг заповедная тайга северного Байкала, громады тёмных гор, клокочущий в каменной щели ручей, а уставший после дневного маршрута паренёк уносится в своих фантазиях из покосившейся хибарки во дворец фараона! Тут надо иметь и обширные знания, и творческую страсть, и способность вдохновенного рассказчика.

К счастью, и то, и другое, и третье у автора повести нашлось. Мне приходилось слышать, как восхищался этим сочинением молодого прозаика главный редактор журнала «Байкал» Африкан Андреевич Бальбуров. Он сразу же опубликовал в своём издании повесть Митыпова, а в последующие годы печатал в  журнале чуть ли не каждое новое произведение писателя.

Погружение в древнюю историю, с одной стороны, и в фантастические миры будущего, с другой, – эти вроде бы два несхожих увлечения во многом диктовали сюжеты первых книг Владимира Митыпова. А разве это так уж несхоже? И разве геология – профессия автора не давала ключа к разгадке древних и будущих тайн? Как раз давала. Это только в обыденном мнении заботы геологов связаны с поиском полезных ископаемых. А на самом деле, их наука о формировании земли, тысячелетних отложениях, глубинных пластах и проч. - это книга о прошлом и будущем нашей живой планеты. Думается, богатство таких знаний и  помогло писателю из Бурятии создать увлекательные произведения – рассказ «Эль-Канно», повести «Зелёное безумие земли», «Внимание: неопитеки» (позднее она получила название «Приход больших обезьян»), наконец «Мамонтёнок Фуф» – книгу, получившую большую популярность у детей и многократно издававшуюся в Москве, столицах советских республик и зарубежных стран.

Пожалуй, венцом этого тематически разнообразного, но всегда строго следующего законам исторического повествования и научной фантастики творчества стал роман «Долина бессмертников».

Завязка его действия проста. Молодой поэт Олег Аюшев живёт в городе, пишет талантливые стихи. Но творческое самочувствие часто портится из-за бытовой суеты и многолюдья города, шума дружеских компаний. Олег сохраняет тёплую память о родовом гнезде, о степи, где он вырос и где с помощью старших открыл большой мир. Но знает он только близкую историю своего края. И когда в его родных местах археологи начинают раскопки городища древних хуннов, он с увлечением помогает учёным: ведь они приоткрывают завесу над интересным прошлым отчей земли.

Действие романа развертывается в двух временах: многие века назад и в днях сегодняшних. Это перекличка разных эпох, изображение давней-давней жизни и современного бытия приносят читателю поразительные духовные открытия, наталкивают на поучительные раздумья.  Земные страсти потрясали души людей всегда, но всегда ли – в прошлом и настоящем – любовь одолевала злобу, доброта одерживала верх над жестокостью, великодушие и прощение оказывались сильней непримиримости и мщения? Оказывается¸ история, даже тысячелетней давности, может звучать как современная притча, как вечный нравственный урок.

Роман «Долина бессмертников» тоже выдержал несколько изданий, в том числе и в Москве. Когда во второй половине семидесятых годов в Улан-Удэ состоялось выездное заседание секретариата Союза писателей РСФСР и сюда приехали многие известные литераторы страны, о произведении В. Митыпова в их многоталантливой компании было немало восторженных разговоров. Прозаик Ю. Бондарев, критик Ю. Лукин и другие единодушно сочли, что «Долина бессмертников» - один из лучших романов российской литературы.

И всё же «первая» профессия Владимира Гомбожаповича властно требовала от него как писателя обратиться к современной жизни. Говорим «первая», потому что в начале семидесятых годов прошлого века он окончательно перешёл с геологической, изыскателькой стези на литературную. В 1975 году В. Митыпов закончил Высшие литературные курсы при Литературном институте имени А. М. Горького в Москве, и писательский труд стал для него главным. Но профессия, полученная в университете, нелёгкие и увлекательные годы работы в Северо-Байкальской геологоразведочной экспедиции, занятия в архивах, связанные с поиском редких материалов о добыче  благородного метала в таёжных захолустьях Сибири – всё это взывало нарисовать художественную картину быта и нравов золотых приисков. Так родился уникальный роман писателя – «Инспектор золотой тайги».

Его можно назвать историко-приключенческим.  Действие романа происходит в  грозовом 1918 года,  в дни ожесточённой Гражданской войны. Власть в Восточной Сибири и Забайкалье находилась в руках то Колчака, то Советов, то казачьих атаманов. На Дальнем Востоке начали высадку войск интервенты – японцы и американцы. Свои планы пытались осуществить самозванцы «Временного правительства автономной Сибири».

Но это фон для  романа. Главное же  внимание писателя занимают судьбы людей, которых «золотая лихорадка» обуяла задолго до смутного времени, а междувластие толкает на большие преступления ради всесильного металла.

Автор удачно выбрал повод для захватывающего и художественно яркого повествования: на прииски северного Байкала с инспекционной поездкой отправляется инженер Алексей Зверев, представитель Горного совета Забайкальской области. Лояльно настроенной к зарождающейся в глухом краю советской власти, он хочет на месте выяснить, кто, как и в каких размерах добывает золото, которое завтра может и должно стать народным достоянием.

А кто к тому времени наводнил «Золотую  тайгу»? Искатели «фарта», перенявшие старательское дело от отцов и дедов,  обитающие в лесной глухомани без доброй еды и теплого жилья,  работающие в ледяной воде золотоносных речушек. Беглые каторжники, мечтающие добыть здесь драгоценные крупицы, чтобы в опасном пути на дальнюю родину было чем заплатить за хлеб и одежду. Лихие люди, убийцы и бандиты, для которых ограбить старателя на глухой тропе – привычный промысел. И над всем этим людом возвышаются истинные хозяева «Золотой тайги», «миллионщики»,  такие,  как главный герой романа Аркадий Жухлицкий, владелец приисков и современной драги. Этот может с помощью верных и безотказных подручных уничтожить в таёжном зимовье целую артель, подкупить горную полицию, завести молодую любовницу, построить в городе богатые хоромы.

Всесилие таких хищников, волчья мораль, утвердившаяся в тайге, колечат души людей. Тот, кто попал в эти места, оказываются  отверженными,  ожесточившимися, потерявшими человеческий облик.  Золото, словно живое существо, начинает руководить поведением человека, направлять его жизнь.

Один из героев романа, Захар Турлай, не потерявший себя в таежном беспределе, размышляет:

«Скажем, приходит человек в тайгу и имеет думку: поработаю, дескать, накоплю немного – и домой. А хоть раз увидимт золото – пропал, считай. Манит оно его, ан в руки не даётся. Блеснёт в одном месте, в другом, а человек идёт и идёт за ним, как ночью на огонёк, всё идёт, идёт, и нет конца тому пути. Закружило, значит, человека золото, пропащий тот человек».

Алексей Зверев, немало повидавший  на стоянках старателей, тоже не утратил способности удивляться: как это человек может отдать свою драгоценную жизнь за мертвый металл? К примеру,  старатель по прозвищу Штольник, получивший своё новое «имя» за то, что несколько десятилетий провел в крохотной собственной штольне. Он менял добытое золото на дорогие ткани и украшения для единственной дочери,  копил самородки и солнечный песок, но кончил так, как и многие вокруг, - погиб полубезумным старцем. Кстати, металл, приобретенный разбоем (а был у него и такой), Штольник хранил отдельно, как «замазанный кровью». Вот что увидел Зверев в его каменной норе:

«Перед Алексеем открылся низкий лаз, куда можно протиснуться, лишь хорошо согнувшись. Скупой свет огарка явил взору довольно просторную каменную нишу, где на грубо сколоченных широченных лавках охапками лежали целые штуки материи – тончайшие кружевные ткани, шелка, батист, бархат, парча, пуховые платки и прочее, прочее. Всё это покрыто пылью, местами попорчено сыростью и мышами. В ржавых банках из-под монпансье, халвы и других лакомств хранилось множество женских украшений с драгоценными камнями, золотые монеты, а отдельно – самородки и золотой песок.

Да, впору было протереть глаза, увидев такое. Невольно подумалось, уж не грабежом ли промышлял Штольник, не похаживал ли он этаким удалым атаманом Кудеяром  вдоль таёжных троп, не помахивал ли он кистенём в глухие ночки да не оглушал ли, грозный и могутный, горы-долины леденящим разбойным посвистом? Действительно, когда и как умудрился полубезумный старец собрать в свою берлогу эти немалые и странные сокровища?

Золотая тайга оказывалась поистине неистощимой на причудливые гримасы…

Он (Зверев. – А.Р.)… вдруг вспомнил слова Штольника о том золоте, которое следовало утопить. Где же оно?  Алексей поводил свечой, взглянул попристальней и заметил в сторонке невзрачную, наполовину пустую кожаную суму. Не надо было даже раскрывать её, чтобы по одной лишь тяжести, особой, неестественной, понять: оно, то самое золото, на которой, как говорил старец, выступила кровь…»    

Роман, полный авантюрных приключений героев, заканчивается вовсе не так, как часто завершаются благополучные истории. Алексей Зверев гибнет от рук капитана Ганскоу, посланца «Временного правительства автономной Сибири». Миллионеру Аркадию Жухницкому, правда,  удаётся после инсценировки собственной смерти выскользнуть из посёлка Чирокана, негласной столицы «Золотой тайги», и уехать по маршруту, который он с вожделением наметил себе в начале смутного времени: «…в Баргузин, оттуда в Верхнеудинск, потом в Читу, а дальше – Маньчжурия, Япония, Америка и вообще весь белый свет».

О популярности романа «Инспектор золотой тайги» можно судить не только по изданиям, которые он выдержал. Вскоре после выхода книги Русский драматический театр имени Н.Бестужева в Улан-Удэ поставил по ней спектакль, а Бурятская студия телевидения создала трехсерийный фильм. С героями романа зрители познакомились и на большом экране:  студия «Мосфильм» сняла по произведению бурятского писателя кинокартину «Утро обречённого прииска».

Следующий роман Владимира Митыпова «Геологическая поэма» по своим художественным особенностям оказался не менее новаторским, чем предыдущий. Слово «геологическая» в заглавии произведения, разумеется, напоминало о принадлежности автора к романтическому племени искателей минералов. Но, пожалуй, и только. Сама стилистика романа, его событийная канва, его композиция – всё было не похоже на размеренное романное повествование. Может быть, слово «поэма», вынесенное в заголовок, проливало свет на структуру нового произведения: роман походил на многозначную, тревожную лирическую поэму, в центре которой – автор с его тревогой за  судьбу этой особенной науки – геологии, боль  по поводу того, что в ней крутятся нередко бездари, карьеристы, случайные люди.

В девяностых годах Владимир Гомбожапович активно занимался государственными и общественными делами. Он работал советником президента Бурятии по национальным вопросам и взаимоотношениям с религиозными объединениями, возглавлял республиканскую комиссию по содействию семьям незаконно репрессированных граждан.

А в творчестве заметной публикацией стал его исторический очерк «Петр Первый и Бурятия».

Он посвящен поездке группы бурят во главе с зайсанами, предводителями родов, в Санкт-Петербург, к «белому царю».  Петр Первый  принял бурятских посланцев и внимательно выслушал их. Это наводит на мысль о том, что у самодержца были свои причины для аудиенции. «В результате встречи, – напоминает писатель, – как бы экспромтом рождается государственный акт – царский Указ, которому суждено было на многие десятилетия вперед обеспечить спокойствие и безопасность громадных восточных территорий державы. Нет, походя, по наитию такие вещи не делаются! Представляется, что на всех этапах своей миссии бурятская делегация пользовалась помощью и поддержкой.  Даже сейчас, 300 лет спустя, за всем этим предприятием чувствуется продуманность, подготовленность и чья-то влиятельная дружественная рука».

Автор очерка считает, что «дружественная рука» принадлежала графу Федору Алексеевичу Головину, ближайшему сподвижнику Петра Первого, генерал-фельдмаршалу. В 1686 году, еще при царевне Софье, Ф.Головин был направлен в Забайкалье для заключения пограничного договора с Китаем. Именно он двумя годами позже пережил вместе с гарнизоном и жителями Селенгинска осаду городка превосходящими силами манчьжурского отряда и, вероятно, убедился в мужестве и преданности бурят.

Логично предположить, что Федор Алексеевич  рассказал царю о добрых помощниках, содействовавших его миссии. Если это так, то аудиенция, которой монарх удостоил представителей бурятских родов, была обусловлена заслугами забайкальцев в защите интересов Российского государства.

По мнению писателя, поездка забайкальцев в Москву в первые же десятилетия после вхождения Бурятии в состав многонациональной России выглядит событием поистине судьбоносным. Речь шла не просто о возможности дальних гостей лично обратиться к царю с просьбой закрепить за бурятскими родами права на владение «породными», то есть исконно принадлежавшими им, землями. Встреча и беседа Петра с представителями «окраинного» народа имела для обеих сторон историческое значение. Это событие – доказательство того, что становление многонациональной российской державы и ее закрепление на огромных сибирских и дальневосточных пространствах достигалось совместными усилиями как самих народов, так и центральной власти. И мудрость бурятских зайсанов, решившихся на фантастическую по тем временам поездку, состояла в том, что они достойно выразили чаяния своего народа.

Занимательность рассказа о самом путешествии, глубокая оценка его результатов для последующих судеб бурятского народа и восточных окраин нашего государства  - все это делает замечательный очерк Владимира Митыпова весомым и важным для утверждения исторической правды.  

Владимир Митыпов: «ИНСПЕКТОР ЗОЛОТОЙ ТАЙГИ» Глава из романа (читать)

 
Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"
Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Комментариев:

Вернуться на главную