Умер старейший поэт России Петр Фаддеич Моряков Литературный мир Сибири скорбит - на 105 году жизни умер старейший, а может самый старый поэт России Петр Фаддеич Моряков. Секретариат правления Союза писателей России выражает глубокие соболезнования родным и близким Петра Фаддеича Морякова.
В 2016 году другой старейший поэт и переводчик Новосибирска –Юрий Михайлович КЛЮЧНИКОВ, который был его давнишним товарищем (в 60-е годы они вместе работали в одном отделе областного радио Новосибирск), написал о нём очерк «Фаддеич», который вошел в книгу его воспоминаний «Предчувствие весны» и который предлагается вниманию читателей.
ФАДДЕИЧКогда будет напечатан этот очерк, ему, очень бы хотелось надеяться, исполнится сто три. (Это случилось!) Он родился в год Тигра по восточному календарю, Водолей по зодиаку – 25 января 1914 года. Зовут его Пётр Фаддеич Моряков. Место рождения – село Улановка Кемеровской области. Это село – также родина известного советского поэта Василия Фёдорова и народного артиста России Петра Чернова, сыгравшего в кинофильме «Поднятая целина» роль Давыдова. В честь двух знаменитостей односельчане учредили общий музей, а когда Петру Фаддеичу исполнилось 100 лет, к двойной экспозиции музея прибавили третью. Я знаю Морякова с 1960 года, т. е. больше пятидесяти лет, из них около десяти мы одно время работали в Новосибирском радиокомитете. Люди моего, а тем более его поколения постепенно становятся, как говорил Маяковский, «подобием чудовищ ископаемых хвостатых». Ещё бы, Фаддеич пережил одного царя, всех партийных генсеков, одного президента России, а по части здоровья превзошёл самого Микояна, который, как известно, прожил «от Ильича до Ильича без инфаркта и паралича». Но от «динозавра» и «восточного тигра» в характере Морякова нет ни капли. До сих пор пишет стихи о любви к женщине, к русской природе, к исторической и нынешней России, а в последние годы – философские четверостишия наподобие рубаи Омара Хайяма. Стихи же сочиняет, страшно произнести, с тридцатых «расстрельных». В 1936-м опубликовал первое стихотворение, в 1962-м – первый сборник, в 1994-м вступил в Союз писателей России. Тут, похвалюсь, я его перещеголял: первое стихотворение напечатал в четырнадцать лет, в писательский Союз вступил не в восьмидесятилетнем возрасте, как он, а в семьдесят три! Хотя, вообще-то говоря, мы оба не склонны ни к словесному кокетству, ни тем более к конкуренции. Не мельтешим в СМИ, не «самовыдвигались» на местные и национальные премии. Но в 2013 году так случилось, что нас обоих выдвинули на единственную областную премию. И что вы думаете? На писательском собрании, где была предложена такая альтернатива, Моряков свою кандидатуру снял. Сказал: «Я считаю, что сделанное Ключниковым более достойно премии, чем моё…». Меня на собрании, к несчастью или к счастью, не было, за мою фамилию новосибирские писатели проголосовали безальтернативно, так что не стану продолжать дальше рассуждения на данную тему... А он получил эту премию на следующий год. Уже сказал: около десяти лет мы вместе работали, как говорится, бок о бок на новосибирском радио. Внутри большого коллектива всегда существуют группы и группочки, симпатии и пристрастия. Моряков ни в какие из них не входил, но и не уходил в самоизоляцию, в некую творческую позу, которую метко подметил в творческих личностях Блок: «Там жили поэты и каждый встречал другого надменной улыбкой». Был доброжелателен, прост, ровен со всеми. Его очень уважали, начальство тянуло вступить в КПСС. Он отнекивался немногими словами, в том смысле, что «не дорос». Мог бы сказать: и «перерос», потому что больше всего в жизни тянулся к поэзии. О ней скажу позже. Здесь же отмечу, когда я спросил Фаддеича, что его всё-таки отталкивало от партии, он ответил: «Жестокость, которую очень не люблю в людях». Конечно, у нас возникали разговоры и о ней (жестокости большевизма), о личности обоих вождей партии, к которым Моряков относился, скажем так, сдержанно. Однажды повторил при мне известную фразу: «Войну выиграл не Сталин, как ему приписывают, а народ». Я резко возразил: «Зачем ты повторяешь тех, кто при жизни возносил вождя без меры, а теперь полощет?». П. Ф. смутился: – Ты симпатизируешь Сталину? Извини. – Дело разве в симпатиях? – продолжал я. – Какой народ выигрывал войну без руководства? Тем более трагедию и триумф одновременно. Это же был земной Армагеддон! Недаром ту войну некоторые православные старцы называли святой. Они и Сталина называют «богоданным вождём». А насчёт симпатии к жестокости «кремлёвского горца» выскажусь так: если бы не она, победила бы западная дьявольская жестокость. И неизвестно, какая хуже. Размазали бы нас по стенке ещё в начале прошлого века. П. Ф. неожиданно со мной согласился: – Ты прав. Если бы Сталин не был таким, каким он был, тридцать лет не продержался бы у власти. Ленина кто съел? Сам себе ответил: свои же и сожрали. Теперь я поддержал Морякова: – Со Сталиным номер не прошёл, он действовал на упреждение. Открутил головы всей пятой колонне… Несколько лет спустя после этого разговора Моряков прочитал мне по телефону своё новое стихотворение. ДВА ДИКТАТОРА «Написано в твоём духе, под твоим влиянием», – шутливо заметил Моряков. Конечно, я хорошо понимал: речь идёт вовсе не о моём влиянии. Одно из основных качеств П. Ф. – глубокая справедливость. Я спросил: – Ты переменил мнение о Сталине как о победителе в сорок пятом? – Нет, не переменил, по-прежнему считаю, что выиграли и проиграли в той войне не вожди, а народы. Русские не считали и теперь не считают себя избранным народом. А немцы поверили Гитлеру, который объявил их единственными арийцами, способными руководить миром. Любая претензия на избранность заканчивается плохо. Помолчал и добавил: – Очень плохо. Я переспросил: – Ты имеешь в виду американцев? Моряков не стал продолжать болезненную тему. Оба мы сошлись на том, что воевать с историей не только бесполезно, но и опасно: можно накликать на себя и на свою страну худшее из минувшего… Справедливость и некоторые другие свойства, думаю, и позволили моему товарищу перешагнуть столетний порог, о чём пойдёт речь дальше. За наше более чем полувековое знакомство я никогда не видел П. Ф. в раздражении, тем более чтобы он когда-либо вышел из себя. Но это вовсе не характеризует его как человека равнодушного. Наоборот, когда речь шла о несправедливости, личной или общественной, своё возмущение он никогда не скрывал. Но и не склонен к шумному выражению чувств. Заходил у нас разговор об этом. Моряков высказался примерно так: «Знаешь, когда сильно шумят, особенно публично, например, о том, каким плохим было советское прошлое, я всегда думаю: зачем человеку это надо? Даже если ему в своё время от коммунистов достались большие неприятности. Народ не зря придумал пословицу: о прошлом говори либо хорошо, либо промолчи…» Ещё одна черта к вопросу о долголетии. Дело было в марте 2012 года. Звоню ему: – Как дела? – Да вот, написал последнее стихотворение в книжку. Думаю о названии. – Что в голову приходит? – Всякие сибирские плоды: ранетки, калина, рябина… Из того, чем питаются воробьи зимой. – И когда мы книжку увидим? – Планирую сдать в печать в первом квартале следующего года. Так и случилось. Книжка вышла в 2013-м под названием «Рябиновая кисть». Я знал, что проблем со спонсорами у моего товарища не было, поэтому осведомился: – Почему тянешь со сдачей в печать? – Пусть полгода сборник отлежится. Со временем разные новые мысли приходят, поправлю старые… Ты знаешь, я давно заметил: когда планируешь жизнь, и она тебя держит наплаву. 25 января 2016 г. я позвонил ему, поздравил со 102-летием, спросил между прочим: – У тебя ноги не отекают? Почему задал именно этот вопрос в его день рождения, объяснить не могу. Но ответ был вполне ожидаемым: – Раньше отекали, теперь – нет. – А почему? – Делаю лет тридцать самомассаж по Мюллеру. – ? –Начинаю с подошв ног, – объяснил Моряков, – разминаю пальцами рук и костяшками кулаков ступни, пятки, растираю икры, бёдра… Не стану входить в дальнейшие уточнения разговора, самое интересное, –что я тоже практикую самомассаж, но не по Мюллеру, а по собственной методике, наработанной с годами интуитивно. Мы часто употребляем слово «интуиция» в качестве некоего знания, пришедшего изнутри. Уже говорил, что, задавая П. Ф. вопрос об отёке ног, неизбежном в наши годы, примерно предполагал, что ответит мой «правофланговый». Значит, между людьми существует какая-то связь, предшествующая словам. Говоря шире, человек иногда совершает поступки под воздействием непонятных ему мысленных импульсов. Если поступки благие, говорим: Бог помог, если дурные – бес попутал. Так ли это? Загадочна природа многих крупных открытий, когда они делаются людьми разных стран примерно в одно и то же время и независимо друг от друга. Часто на тему приоритета спорят до хрипоты, на самом же деле возникает неоспоримое мнение: та или иная идея как бы плавает в пространстве, ожидая, кто её поймает и выразит, плюс кто оформит в предметном исполнении. Но если идея пущена, как говорится, в эфир, то никуда не спрячешь вопрос, «кто запустил. Говорю об этом потому, что многое в наших отношениях с П. Ф. Моряковым совершается как бы на интуитивном уровне. Сказал я П. Ф. однажды: «В следующем воплощении будешь великим поэтом. Муза сделает тебе такой подарок в благодарность за многие годы верности». Сказал – и услышал от Морякова: «Мне это уже говорил покойный Илья Фоняков (петербургский поэт, живший долгое время в Новосибирске). Или как-то я потерял П. Ф. из поля зрения и слуха – телефон на звонки не откликался. Пришлось поднять тревогу. Вдруг слышу внутри голос П. Ф.: «Успокойся, со мной всё в порядке». Спустя некоторое время получаю телефонное подтверждение от самого Фаддеича: «Извини, что доставил хлопоты. Телефон сломался». Подводя итог сказанному, попробую дать резюме в современном духе: «Творец создал человека по образу и подобию Своему и предложил в качестве редкого примера П. Ф. Морякова, всю жизнь творящего стихи, не поддающегося ни на какие другие соблазны». PS. Дописываю этот очерк о моём товарище 12.02.17. Своё 103-летие он перешагнул 25 января этого года в здравии и творческой форме, отправив в издательство очередную рукопись стихов. А вскоре… упал, сломав шейку бедра. Знающие люди поймут, что означает такой полом, да ещё в его возрасте. Лёг на операцию. Кости скрепили, но напутствовали: в эти годы они не срастаются. Выписали Фаддеича из больницы домой. Через некоторое время он позвонил мне и сообщил, что осваивает методику передвижении по квартире на «ходунках» и что возобновляет прерванное в больнице сочинение стихов. А ещё через неделю его внук Ильяс сказал по телефону, что дед снова упал и теперь практически всё время спит. Что ж, с каждым из нас в назначенное время происходит «обыкновенная история» – сдача «арендованного» на время тела Природе. У каждого свой срок «аренды». Но дело не в ней, а в том, что мы – не тела, и ещё в том, как используем «аренду». Фаддеич использовал свой срок так, как дай бог каждому из нас! Закончу свой очерк восточным поучением:«Важно знать, что, отдавая себя в жизни земной какому-то любимому делу, особенно творчеству, будешь его продолжать и при переходе в Инобытие, но в новых и более благоприятных условиях. Там исчезнут плотные ограничения». Часто можно наблюдать, как люди преклонного возраста с энтузиазмом начинают заниматься творческой деятельностью, воплощая свою мечту прежних лет, которую не удавалось осуществить в пору молодости и зрелости. Таким образом они прокладывают трассу, по которой будут продвигаться в будущем. И не станет ли человек, посвятивший себя творчеству на старости лет и продолжающий путь совершенствования души в Тонком мире, выдающимся деятелем искусства в следующей земной жизни? При постоянстве и устремлении это поистине так. Абсолютно верно говорят: «Учиться никогда не поздно». Человек должен осознавать себя вечным учеником и всегда стремиться раскрывать свой беспредельный Божественный потенциал, заложенный в нём изначально». |
||||
Петр МОРЯКОВ (1914-2018) А МНЕ КУДА? КОЛОКОЛА СИБИРИ * * * * * * * * * * * * ТЕНЬ |
ЖИЗНЬ — МИГ * * * ТРОПИНКА НА РОДНОМ ПРОСЕЛКЕ * * * * * * * * * |
|||
Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-" |
||||
|
||||