11 ноября 2016 года исполнилось 195 лет со дня рождения Ф.М. Достоевского

Николай НАСЕДКИН (Тамбов)

МАКСИМЫ ДОСТОЕВСКОГО

Достоевский, как и должно писателю-классику, умел сжимать глубокую мысль, важное суждение до краткости афоризма, яркой и запоминающейся максимы. Причём, как правило, сентенция-афоризм в мире Достоевского высказывается не автором, а непосредственно самим героем, добавляя резкий штрих в обрисовку его характера, портрета, сути души. Важно и то — когда, при каких обстоятельствах и как максима рождается, оформляется в слова.
К примеру, уже сверх меры затёртое «Мир спасёт красота» упоминается к месту и не к месту как сентенция самого Достоевского. Более внимательные читатели соотнесут это суждение всё же с именем князя Мышкина. И лишь немногие обращают внимание на то, что сам-то князь за это категоричное и совершенно идеалистическое утверждение ответственность, в общем-то, не берёт, на своём авторстве не настаивает. Сначала слова эти звучат в передаче умирающего желчного Ипполита Терентьева, причём и он услышал их отнюдь не от самого Мышкина, а всего лишь от Коли Иволгина («— Правда, князь, что вы раз говорили, что мир спасёт “красота”? Господа, — закричал он громко всем, — князь утверждает, что мир спасёт красота! <…> Мне это Коля пересказал...»). А затем этот афоризм повторяет-цитирует уже Аглая Епанчина — причём в раздражении, опять же желчно: «— Слушайте, раз навсегда, — не вытерпела наконец Аглая, — если вы заговорите о чём-нибудь в роде смертной казни, или об экономическом состоянии России, или о том, что “мир спасёт красота”, то... я, конечно, порадуюсь и посмеюсь очень, но... предупреждаю вас заранее: не кажитесь мне потом на глаза!..» Князь оба раза отмалчивается. Вот и возникают резонные вопросы-сомнения: действительно ли князь это сказал? Так ли в точности он сказал-сформулировал? Не искажена ли, не перевёрнута ли его мысль в пересказе?.. Так что, строго говоря, получается, что ни князь Мышкин (герой), ни тем более Достоевский (автор) за это прекрасное, но утопическое утверждение ответственности не несут.
Конечно, есть-встречаются в текстах Достоевского максимы, сказанные им от своего имени, выражающие впрямую его кредо, его философию, его логические и этические принципы. В первую очередь, — в «Дневнике писателя», статьях, письмах. «Нельзя версты пройти, так пройди только сто шагов, всё же лучше, всё ближе к цели, если к цели идёшь» («Зимние заметки о летних впечатлениях»), — мысль, конечно и без сомнений, самого Фёдора Михайловича. Но и в некоторых повестях-романах, бывает, герои (наиболее автобиографичные и автопортретные) формулируют афоризмы, под которыми сам Достоевский смело может подписаться, к примеру: «Деньги есть чеканенная свобода» (Горянчиков — «Записки из Мёртвого дома»). Недаром Н. Фон-Фохт в воспоминаниях о встречах с Достоевским приводит этот афоризм в прямой речи писателя.

Ниже приведены в основном образчики того, как герои писателя непосредственно сами формулируют-выдают максимы, зачастую приводящие и в недоумение своей мрачностью, безысходностью, а то и своим цинизмом многих читателей и критиков. Надо полагать, вдумчивый читатель сам не станет приписывать эти крайние суждения автору. Но на всякий случай всё же стоить указать имена героев-«максималистов».

 

«Бедные люди»

Воспоминания, радостные ли, горькие ли, всегда мучительны… но и мучение это сладостно.
Варенька Добросёлова

Несчастие — заразительная болезнь.
Варенька Добросёлова

Бедные люди капризны, — это уж так от природы устроено.
Макар Девушкин

 

«Хозяйка»

А неприятно, когда глупый человек, которого мы прежде любили, может быть, именно за глупость его, вдруг поумнеет, решительно неприятно.

 

«Белые ночи»

Когда мы несчастны, мы сильнее чувствуем несчастья других…
Мечтатель

 

«Дядюшкин сон»

Тирания есть привычка, обращающаяся в потребность.
Хроникёр

 

«Униженные и оскорблённые»

Она (Наташа) предвкушала наслаждение любить без памяти и мучить до боли того, кого любишь, именно за то, что любишь, и потому-то, может быть, и поспешила отдаться ему в жертву первая.
Иван Петрович

Иногда человек чувствует непреодолимую потребность, чтоб его кто-нибудь пораспёк.
Иван Петрович

Всякая любовь проходит, а несходство навсегда остаётся.
Князь Валковский

 

«Зимние заметки о летних впечатлениях»

Нельзя версты пройти, так пройди только сто шагов, всё же лучше, всё ближе к цели, если к цели идёшь.

 

«Записки из Мёртвого дома»

Человек есть существо, ко всему привыкающее и, я думаю, это самое лучшее его определение.

Деньги есть чеканенная свобода.

Он (Аким Акимыч) должен был считать себя чрезвычайно умным человеком, как и вообще все тупые и ограниченные люди.

 

«Записки из подполья»

Развитой и порядочный человек не может быть тщеславен без неограниченной требовательности к себе самому и не презирая себя в иные минуты до ненависти.
Подпольный человек

…любовь-то и заключается в добровольно дарованном от любимого предмета праве над ним тиранствовать.
Подпольный человек

 

«Игрок»

Человек — деспот от природы и любит быть мучителем.
Игрок

Действительно, человек любит видеть лучшего своего друга в унижении пред собою; на унижении основывается большею частью дружба; и это старая, известная всем умным людям истина.
Игрок

 

«Преступление и наказание»

Чего люди больше всего боятся? Нового шага, нового собственного слова они всего больше боятся.
Раскольников

Ко всему-то подлец человек привыкает!
Раскольников

Истинно великие люди, мне кажется, должны ощущать на свете великую грусть.
Раскольников

Бедность не порок… но нищета, милостивый государь, нищета — порок?с.
Мармеладов

Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти. Ибо бывает такое время, когда непременно надо хоть куда-нибудь да пойти!
Мармеладов

У женщин случаи такие есть, когда очень и очень приятно быть оскорблённою, несмотря на всё видимое негодование.
Свидригайлов

Умная женщина и ревнивая женщина — два предмета разные.
Свидригайлов

 

«Идиот»

Дура с сердцем и без ума такая же несчастная дура, как и дура с умом без сердца.
Генеральша Епанчина

Правду говорят только те, у кого нет остроумия.
Фердыщенко

В отвлечённой любви к человечеству любишь почти всегда одного себя.
Настасья Филипповна

Мир спасёт красота.
Князь Мышкин

Сострадание есть главнейший и, может быть, единственный закон бытия всего человечества.
Князь Мышкин

Трус тот, кто боится и бежит; а кто боится и не бежит, тот ещё не трус.
Князь Мышкин

Люди и созданы, чтобы мучить друг друга.
Ипполит Терентьев

Знайте, что есть такой предел позора в сознании собственного ничтожества и слабосилия, дальше которого человек уже не может идти и с которого начинает ощущать в самом позоре своём громадное наслаждение…
Ипполит Терентьев

 

«Вечный муж»

Самый уродливый урод — это урод с благородными чувствами…
Вельчанинов

«Бесы»

Человек в стыде обыкновенно начинает сердиться и наклонен к цинизму.
Хроникёр

Женщина всегда женщина, будь хоть монахиня.
Хроникёр

Как многие из наших великих писателей, он (Кармазинов) не выдерживал похвал и тотчас же начинал слабеть, несмотря на своё остроумие.
Хроникёр

Вообще я сделал замечание, что будь разгений, но в публичном лёгком литературном чтении нельзя занимать собою публику более двадцати минут безнаказанно.
Хроникёр

Взаимное уединение чрезвычайно иногда вредит истинной дружбе.
Хроникёр

Возвышенная организация (личности) даже иногда способствует наклонности к циническим мыслям, уже по одной только многосторонности развития.
Хроникёр

Брак — это нравственная смерть всякой гордой души, всякой независимости.
Степан Трофимович Верховенский

Чтобы сделать правду правдоподобнее, нужно непременно подмешать к ней лжи.
Степан Трофимович Верховенский

Самые высокие художественные таланты могут быть ужаснейшими мерзавцами и… одно другому не мешает.
Степан Трофимович Верховенский

Глупость, как и высочайший гений, одинаково полезны в судьбах человечества…
Степан Трофимович Верховенский

Кто смеет убить себя, тот Бог.
Кириллов

Человек несчастлив потому, что не знает, что он счастлив; только потому.
Кириллов

Есть вещи… о которых не только нельзя умно говорить, но о которых и начинать-то говорить неумно.
Пётр Верховенский

Истинно великий народ никогда не может примириться со второстепенною ролью в человечестве или даже с первостепенною, а непременно и исключительно с первою.
Шатов

В чужой беде всегда есть нечто нам приятное.
Ставрогин

 

«Подросток»

Как это так выходит, что у человека умного высказанное им гораздо глупее того, что в нём остаётся?
Подросток

Тайное сознание могущества нестерпимо приятнее явного господства.
Подросток

Уединённое и спокойное сознание силы! Вот самое полное определение свободы, над которым так бьётся мир!
Подросток

Быстрое понимание — лишь признак пошлости понимаемого.
Подросток

Кого больше любишь, того первого и оскорбляешь.
Подросток

Я тысячу раз дивился на эту способность человека (и, кажется, русского человека по преимуществу) лелеять в душе своей высочайший идеал рядом с величайшей подлостью, и всё совершенно искренно.
Подросток

Кто лишь чуть-чуть не глуп, тот не может жить и не презирать себя, честен он или бесчестен — это всё равно. Любить своего ближнего и не презирать его — невозможно.
Версилов

Краткость есть первое условие художественности.
Князь Сокольский

 

«Братья Карамазовы»

Не стоит она (высшая гармония) слезинки хотя бы одного <…> замученного ребёнка…
Митя Карамазов

Влюбиться можно и ненавидя.
Митя Карамазов

Подлецом может быть всякий, да и есть, пожалуй, всякий, но вором может быть не всякий, а только архиподлец.
Митя Карамазов

Чтобы полюбить человека, надо, чтобы тот спрятался, а чуть лишь покажет лицо своё — пропала любовь.
Иван Карамазов

Нет заботы беспрерывнее и мучительнее для человека, как, оставшись свободным, сыскать поскорее того, пред кем преклониться.
Иван Карамазов

Но и мученик любит иногда забавляться своим отчаянием, как бы тоже от отчаяния.
Зосима

Много людей честных благодаря тому, что дураки.
Ракитин

Наседкин Николай Николаевич — прозаик, литературовед.
Окончил факультет журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова (1982) и Высшие литературные курсы при Литинституте им. А. М. Горького (1991).
Публиковался в журналах «Наш современник», «Москва», «Нева», «Урал», «Подъём» и др., автор 15 книг, вышедших в издательствах Москвы, Польши, Черногории.
Член Союза писателей России.
Автор 15 книг прозы и литературоведческих, в том числе: «Достоевский: портрет через авторский текст», «Самоубийство Достоевского», «ДОСТОЕВСКИЙ. Энциклопедия» и др.

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"
Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Комментариев:

Вернуться на главную