Новое имя

<<< Ранее

 

Несколько месяцев назад начал работу Совет молодых литераторов СПР и одним из главных направлений его деятельности стал поиск молодых авторов. За это время к нам поступило множество рукописей – не только от региональных отделений Союза писателей России, но и от редакторов некоторых толстых журналов и известных критиков. Рукописи молодых авторов мы по-прежнему принимаем по следующим электронным адресам: poetry.sml.spr@yandex.ru (поэзия) prose.sml.spr@yandex.ru (проза) critic.sml.spr@yandex.ru (критика).
Продолжаем вести на сайте рубрику «Новое имя», где публикуем наиболее понравившиеся нам работы. Надеемся, что публикации этих молодых авторов станут первым шагом к тому, чтобы заявить о себе в полную силу.

 

Мария Знобищева – поэт молодой только по возрасту. Вообще она — просто поэт. Об этом свидетельствуют даже самые первые ее публикации, в том числе — подборка стихов в журнале «Наш современник» за 2006 год, номер 10. Автору в то время было только 17 лет.

Чем хороши стихи Марии Знобищевой? Своей абсолютной естественностью, созданностью, – и в то же время уверенным мастерством, владением поэтическим словом. Когда читаешь их, не задумываешься ни о каких «технических» вещах: ритме, рифме и т. п., их просто читаешь — и понимаешь, что это поэзия в чистом виде.
Ну а если говорить о мастерстве, как о свойстве естественном, врождённом, то в стихах Марии оно сказывается на уровне слова – и из слова органично вырастает. Да, есть поэты, которые идут от интонации, от строки, от фразы. Есть те, которые идут от слова. Оно становится зерном, основой стихотворения. Вот так и у Марии Знобищевой. Она хорошо знает эту особенность своих стихов, для неё стихотворение начинается со слова, игры словом, его созвучивания с другими словами.

Этот воздух пронизан –
Навылет, насквозь –
Голубыми капризными
Звонами звёзд…

Или:

Взмах махаона, крик стрижа, дыханье прерий,

И мускус уст, и ладан рощ, и запах тмина...

Любое перечисление не кажется случайным, точная звукопись надёжно связывает строку.

Кисло-сладкая сказка финского языка.
Волглых гласных клюквенная округлость
И согласных ласковая упругость.
Лепет летнего колоска.

Слово, точно передающее суть, в содружестве с другими словами создаёт мир, стремящийся к гармонии, и последние строки в стихотворении – всегда на пределе света.

День добр от начала – не ради тебя и меня,
И вечною радостью полон по праву рожденья!

На пороге первого родства
Все дела насущны, все слова,
Живы все, в ком сны земные жили.

Гармоническое устройство мира, ощущение космической связи всего со всем сказывается в стихотворениях «Предновогоднее», «Со звездой», «Неприличие счастья», «В слегка надтреснутую амфору апреля...».
Иной раз кажется, что стихотворение сотворено «из ничего», из воздуха, из мимолётного ощущения – но даже в таком воздушном творении есть сюжет, лирический, любовный. Все стихи Марии Знобищевой – о любви, о чём бы она не писала, так переполняет её это чувство, даруя лёгкость стихотворного полёта. Вот одно из таких стихотворений:

Ты дремлешь
в комнате моей.
Мне кажется, ты спишь.
Косой
звездой
из-под ветвей
Скользит по окнам тишь.

Ты дремлешь, и тебе во сне
Старинный снится снег,
А я мечтаю о весне,
Мечтаю о весне,

О городе, который вброд
Легко-легко пройти
По жёлтым улицам вразлёт,
По Млечному Пути...

Листочки, ласточки, холсты,
Лесная ласка лун –
Вся суета, которой ты
Ещё вчера был юн,

Находок всех и всех потерь
Игра и кутерьма –
Лишь сон. И кажется теперь,
Что я дремлю сама.

Лёгкость письма, даруемая любовью, – наверное, главная черта поэзии Марии Знобищевой. Поэзии мудрой, в которой за игрой образов и слов кроется понимание жизни. Быть может, потому человеку, читающему стихи Марии Знобищевой и буквально напитывающемуся светлой энергией, становится легко – жить, любить, прощать, понимать ближнего и дальнего.

С литературной точки зрения – это стихи книжные (в хорошем смысле этого слова), наследующие традиции Серебряного века, Цветаевой, Маяковского, Пастернака, Ахматовой, Блока. Но книжность и традиционность согреты внутренним теплом, искренностью, радостью. Это и делает их живыми. Подсознательная цель автора – сделать своё слово живым, воплотить его в жизнь так, чтобы не осталось воспоминания о книжности. «И как жаль, что буквы – / Это лишь буквы, / А мне бы хотелось – лилии, незабудки, / Солнце, опрокинутое в тетрадь...»
Внимательному читателю нельзя не заметить, что в последних книгах Марии Знобищевой наметилась «ломка поэтического голоса». В прежних поэтических сборниках каждое стихотворение само было органичным миром, не лишённым противоречий, но всё же это были противоречия души, преодолимые её же силами. А теперь в некоторых стихах ощущается противоречие, противостояние души и мира, зачастую враждебного, не принимающего во внимание человеческую душу.

Попытка словом преодолеть бесчеловечность людей и мира, потерю ими жизненной энергии, непредсказуемости, чувства родства – находится буквально на грани сатиры и потому заставляет вспомнить Маяковского, его интонацию.

...Не курить!
Проверяйте деньги у кассы.
Покупайте фирменные колбасы.
Переходите дорогу
Строго
По переходу.
Пересекайте небо
Строго по проводам...
На нашем канале
Прослушайте прогноз погоды.
Первыми всегда пропускайте дам!

И станьте, наконец,
обладателем тайного шифра!
...А всё-таки, зачем же звонила мама?..

Для подтверждения того, что вы человек,
а не программа,
Введите контрольные цифры.

Впрочем, основная интонация остаётся лирической, тёплой, но неоднообразной. Мария Знобищева постоянно разнообразит ритм, размер, графическое построение стихотворения. Так, в стихотворении «На другом берегу» средством подчёркивания смысла становится разбивка строки.

Здесь кончается мир.
Здесь начинается
Тот
Свет –
Там, за рекой,
Времени больше нет. (...)

Во многих стихах теперь доминирует не музыка, а прозаическая интонация, которая раньше для стихов Марии Знобищевой не была характерна. Появилось тяготение к прозе, к прямому, даже риторическому высказыванию мысли.

Вы не празднуете День Победы
И с радостью забываете русский.
Да и в самом деле,
Зачем вам чужая стать,
Когда ваша собственная культура
И ваше искусство
Похоже на книгу,
Которую никогда не перелистать.

Автору этих стихов уже тесно в рамках лирики, поэтому он пробует другие формы и жанры. Мария Знобищева пишет поэмы, сказки, рассказы, и при чтении прозы чувствуется, что написана она поэтом. И по тщательной выверенности, поэтичности образов, и по вниманию к детали, и по увлечённости лирическим настроением. Само построение фразы говорит о том, что читаешь такое маленькое стихотворение в прозе, настолько его автор чувствует ритм, наполненность и глубину, значимость одного-единственного слова.

Думаю, у Марии Знобищевой есть хорошие перспективы и как у прозаика, создателя рассказов: в прозе она больше всего стремится к воплощению музыки-воспоминания в жизнь, воплощения в слове. И это ей удаётся: её герои живые.

 

Мария ЗНОБИЩЕВА

НЕПРИЛИЧИЕ СЧАСТЬЯ

 

* * *
В слегка надтреснутую амфору апреля
Небесный кравчий каждый день вливает вина:
Взмах махаона, крик стрижа, дыханье прерий,
И мускус уст, и ладан рощ, и запах тмина.

И, полнясь светом,  амфора лучится
Сияньем нежности, багряно-сладким потом.
А завтра снова – луч, волна, улыбка, птица…
У виноградаря нелёгкая работа.

Вчера гроза была. Всю ночь. Вчера был голос,
Весь раскалённый от обилья возлияний,
И небо – амфорой – на части раскололось:
Так и не вынесло вины своей неявленной.

…Теперь я вижу всё: влюблённых в кинозале,
Свет фонарей, их душ проржавевшую повесть,
И сон философа на городском вокзале,
Весенней ночью опоздавшего на поезд.

Пчелу махровую на лепестке тюльпана,
Смешную ямочку на детском подбородке,
И божьих ангелов полуночную панику,
И псов, и карликов всемирной подворотни…

И вижу край… Его не видят даже горы,
Что пропадают и не кажутся великими…
Там, как заплаканный ребёнок, спит мой город
И успокоенными всхлипывает липами.

ПРОЩАНИЕ СЛАВЯН
За Инсаровым
                  я уехала бы из России
Спасать его скорбную родину,
Гордую его родину –
Чистую, как Божья роса.
Но ты – не Инсаров.
Остаться здесь не проси меня.
И теперь уже не твою,
А мою страну
       надо спасать.

Вы не празднуете День Победы
И с радостью забываете русский…
Да и в самом деле,
Зачем вам чужая стать,
Когда ваша собственная культура
И ваше искусство
Похожи на книгу,
Которую никогда не перелистать!

На горе стоит памятник
Солдату-освободителю,
Но пошли разговоры,
Что памятник надо снести.
Это значит, что новые дети
                                                   новых родителей
Не с нуля будут время отсчитывать, а с десяти.

Но звучат сквозь века
       древним эхом великого братства
Колокольцы святые от Бога завещанных слов.
Говорю, говорю – словно к Солнцу хочу подобраться:
«Путь, молитва,
       звезда,
       книга,
       поле и хлеб,
       и – любовь».

И мне жаль, что особость
Считается мерой величия.
И мне жаль расставаться вот так,
       опуская глаза…
О, как я понимаю твоё золотое «обичам»!
О, как жаль, что в ответ
       не могу тебе это сказать.

Я уже полюбила земли вашей
       вечную истину:
Наливаться цветеньем и силой,
И греть, и гореть, -
Красоту ваших рощ,
       ваших птиц перекличку неистовую,
Чистоту вашей речи,
       подслушанной, верно, у рек.

Да, в гостях хорошо, как известно,
А дома - …печальней!
Но в печали студёной –
       единственный сердцу приют.
…Так что, будем друзьями. Прости.
И давай на прощанье
Я пожму загорелую, сильную
                                                  руку твою.

* * *
Неприличие счастья –
Удивительный крест.
Это очи лучатся
У небесных невест.

Это воздух пронизан -
Навылет, насквозь –
Голубыми, капризными
Звонами звёзд.

Разреши мне, любимый,
Сегодня грустить,
Чтоб себя за великое
Счастье простить.

Разреши мне глаза
Не смыкать до зари,
Разреши различать
Пустыри, фонари,

Разреши одиночества
Лёд голубой
Не дробить каблучком,
Не крошить под собой,

До конца не ломать его
В танце-прыжке,
Осторожно идти
По замёрзшей реке.

И когда ослепит
Полнолунием фар
Нас один на двоих
Полуночный кошмар,

Как когда-то его
Отдавал тишине,
Безвопросно и просто
Отдай его мне.

ПРОСТОЕ О ПРОСТОМ
Ты дремлешь
            в комнате моей.
Мне кажется, ты спишь.
Косой
      звездой
              из-под ветвей
Скользит по стёклам тишь.

Ты дремлешь, и тебе во сне
Старинный снится снег,
А я мечтаю о весне.
Мечтаю о весне,

О городе, который вброд
Легко-легко пройти
По жёлтым улицам вразлёт,
По Млечному Пути…

Листочки, ласточки, холсты,
Лесная ласка лун –
Вся суета, которой ты
Ещё вчера был юн,

Находок всех и всех потерь
Игра и кутерьма –
Лишь сон. И кажется теперь,
Что я дремлю сама.

НА ДРУГОМ БЕРЕГУ
Здесь кончается мир.
Здесь начинается
Тот
Свет –
Там, за рекой
Времени больше нет.
Вечный покой…
Вот
Муравьишка бежит,
Чайка кружит –
Жить.
А там –
Если есть листы –
По листам,
Если есть цветы,
По цветам
По святым и грешным местам
Бродит лучистый ветер.
На том берегу
Каждый светел.
Чудо - лоси
Рогами ломают ветки.
Духи сосен,
Скользящие души предков
Пристают ночами
к причалу.
И волна их долго качает,
Заставляя забыть
Оставленные берега:
Муравьишку, чайку.
И только вода
Блестит как фольга,
Холодом нежным
Чьи-то ладьи встречая.

***
Кисло-сладкая сказка финского языка.
Волглых гласных клюквенная округлость
И согласных ласковая упругость.
Лепет летнего колоска.

Речь, подобная медленным песням рек
И неранним цветам, и недальним грозам.
Пузырьками в словах серебрится воздух,
А на льдистых вершинах – снег.

И лежат над руинами слитки слов -
Валуны, поросшие сизым мохом,
Имя милое – всполохом, эхом, вздохом,
Имя вражье - треском костров.

Саги ветра, девический плач звезды,
И торжественно-веский лад Калевалы
Всё живут, словно их вковали
В голубые финские льды.

УКАЗАТЕЛИ
Указатели:
Будьте внимательны
       и осторожны.
Не забывайте
       сумки,
Не оставляйте
В подземных скалах рисунки.
Не угощайте
Больного слона мороженым!
Может,
Именно так
Однажды вымерли мамонты.
Звонок:
       - Мама! Ты?.. -
Сорвался.
       Гудки короткие…
Проходите!
Пристегните ремни!
Позвоните родителям.

Просьба:
       всем отключить телефоны.
- А как же ро…?
Не покидайте салона!
Предъявите талоны.
Используйте эти баллоны.

Подключитесь бесплатно.
Выиграйте миллион.
Это – партер.
Ошиблись – вам на балкон!
Будьте внимательны:
Используется однократно.

Не курить!
Проверяйте деньги у кассы.
Покупайте фирменные колбасы.
Переходите дорогу
Строго
По переходу,
Пересекайте небо
Строго по проводам…
На нашем канале
Прослушайте прогноз погоды.
Первыми всегда пропускайте дам!

И станьте, наконец,
       обладателем тайного шифра!
…А всё-таки, зачем же звонила мама?..

Для подтверждения того, что вы человек,
       а не программа,
Введите контрольные цифры.

Знобищева Мария Игоревна родилась в Тамбове в 1987 году. Окончила Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина. Автор многих поэтических сборников, в т.ч. «Зелёная волна», «Майский снег», «День радости». Лауреат литературных премий. Член Союза писателей России. Живёт в Тамбове.

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"
Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Комментариев:

Вернуться на главную