Сергей КОРНЕЕНКО
Россия: бедность, богатство и социальное неравенство

Точное количество богатых в России не знает никто. Росстат не занимается учетом благосостояния наших нуворишей.  Узнать о том, как живут российские миллионеры, можно только по информации, предоставленной журналом Forbes, и выкладкам зарубежных рейтинговых агентств. Впрочем, большинство современных богатеев предпочитают не афишировать сведения о своих капиталах, действуя по принципу «деньги любят тишину».

Какое бы количество богатых и сверхбогатых людей в России ни называли частные компании и зарубежные исследовательские центры, данная информация всегда привлекает внимание общественности, так как не столько бедность, сколько социальное неравенство можно назвать одной из ключевых проблем современной России.

В нашей стране неравенство по доходам огромно. По данным исследования, проведенного банком Credit Suisse, Российская Федерация является мировым лидером по концентрации богатства: один процент домохозяйств владеет более чем двумя третями всех активов.

Согласно данным международной аналитической компании Boston Consulting Group, более 32 тысяч российских семей стали долларовыми миллионерами в прошлом году. На данный момент их общее число равняется 216 300 человек (0,4% от всех домохозяйств в России).

Еще одной немаловажной особенностью России является то, что в нашей стране крайне высока концентрация капитала: если по количеству семей-миллионеров наша страна занимает 13-е место в мире, то по количеству сверхбогатых домохозяйств, доход которых превышает 100 миллионов долларов, – пятое. Число ультрабогатых домохозяйств за год увеличилось на 14% (до 536 семей). Большее количество сверхобеспеченных семей имеется только в Германии (881), Китае (983), Великобритании (1044), США (4754).

Когда зарубежные агентства сравнивают доходы самой бедной и наиболее богатой частей общества, как правило, они имеют дело лишь с верхушкой айсберга, так как не учитывают собственно «богатство» (финансовые и нефинансовые активы), которым обладают «верхние» социальные слои.

По словам гендиректора Всероссийского центра уровня жизни Вячеслава Бобкова, бедность также измеряется примитивно и однобоко. В действительности число бедных в 2-2,5 раз превышает их количество, которое обычно фигурирует в статистике.

Более 18 миллионов человек в России живут за чертой бедности. Причем это только те люди, доходы которых либо меньше прожиточного минимума, либо находятся в его пределах. А ведь есть еще и такие понятия, как относительная бедность (доходы человека значительно ниже средних), так и субъективная бедность (человек сам считает, что его можно назвать бедным). Естественно, данные показатели являются еще более высокими.

К сожалению, у нас не обращают на это внимания, как и на то, что, по официальным данным, размеры зарплат 10% самых высокооплачиваемых работников превышают размеры зарплат 10% самых низкооплачиваемых более чем в 16 раз. Причем при подсчете не учитывались скрытые доходы. По неофициальным данным, доходы 10% богатейших жителей страны превышают заработки наиболее бедных в 40-45 раз(!).

В Австрии, Германии, Франции данный коэффициент варьируется от 5 до 7. В США он равен 10. Если коэффициент превышает указанное значение – это «сигнал», предупреждающий о наличии серьезной социальной опасности. И данный тревожный сигнал для России уже давно прозвучал.

Кроме того, главные источники роста личных состояний российских богатеев – это не инвестиции в отечественную экономику, а рост котировок, размещенных на международных финансовых площадках ценных бумаг. Ещё одним источником сверхприбылей являются вывоз капитала за границу и офшорные махинации, которые позволяют обходить налоговые барьеры.

Сегодня самая состоятельная часть населения России богатеет за год примерно на 30-40%. Этому способствуют подоходный налог (одинаковый как для нянечки в детском саду, так и для нефтяного магната) и регрессивная шкала единого социального налога. И власть это прекрасно знает.

Что же мешает ей уже сегодня ограничить увеличение реальных доходов сверхбогатых людей? Например, с помощью налоговой планки в 4-5% в год или через введение прогрессивной шкалы налогообложения, как это сделано в большинстве развитых стран мира?

По подсчетам специалистов из Всероссийского центра уровня жизни, принятие данной меры позволило бы увеличить реальные доходы самых бедных людей до 30-40% в год. Таким образом, за несколько лет численность неимущих в нашей стране могла бы сократиться в два раза.

Стремление упорядочить бюджетное финансирование в условиях кризиса заставило государство перейти на программный бюджет. Существует множество разнообразных программ, но среди них нет одной, может быть, самой важной – программы борьбы с бедностью. Если бы она существовала, то у российских чиновников появился бы повод думать не только о себе, но и о простых гражданах.

Казалось бы, всем понятна эта простая истина: чтобы уменьшить количество бедных, нужно, как минимум, способствовать развитию не офшорной, а реальной экономики. Нужно поддерживать не только сырьевое производство, но и промышленные предприятия, отрасли с высокой добавленной стоимостью, так как это способствует созданию новых рабочих мест, кооперационных связей, росту налоговых поступлений. Но реальных подвижек в данном направлении не происходит. Причина проста: правящий класс в России принципиально заинтересован в максимальной консервации существующего порядка вещей, который способствует его обогащению на экспорте сырья. И пока этот слой общества будет сохранять своё господство, шансов на то, чтобы встать на путь уверенного развития у нашей страны попросту нет.

https://clck.ru/9RWpm

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"
Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Комментариев:

Вернуться на главную