Алексей КУНГУРОВ (Тюмень)

ЧТО ПРАЗДНУЕМ 12 ИЮНЯ?

Чо празднуем 12 июня? Да это никому не интересно. Действительно важный вопрос: сколько лет еще 12 июня будет красным днем календаря: два, три, пять? Ну, шесть – это уже на грани фантастики…

Года три назад региональные власти проводили парламентскую неделю – во все школы города отправили депутатов областной и городской дум вести со школьниками духоподъемные беседы про демократию, парламентаризм, швабоду слова и прочие либерастные ценности. Вот так я и оказался в одном учебном заведении на трибуне. При чем тут я? Ну, дак депутаты же у нас люди шибко занятые, им некогда всякой ерундой заниматься. Тем более, что дело происходило в первую половину мая, не все еще вернулись из Тайландов и Испаний. Они поручили это дело своим помощникам. А меня в свою очередь подрядил один депутатский помощник: мол, давай, Леха, зажги зал, ты же можешь. Для отчетности без разницы – то ли никому не известный депутатишко в школе сопли жевал про демократию, то ли известный писатель и политолог.

- Так я же не политолог, – предпринял я слабую попытку отмазаться.

-  Но этого же никто не знает, - резонно возразил мне товарищ. И крыть мне стало нечем.

Привели меня в класс. Молодая училка тут же упорхнула «на пять минут». Остались мы с помощником депутата наедине с 30-ю детишками 10-классного возраста. 

- Ну что, - говорю я им, - Будем про типы республиканского правления говорить, или хотите страшную историю про банду педофилов?

- Про педофилов!!! – дружно взревела аудитория. В глазах у отроков вспыхнул неподдельный интерес.

И поведал я им подробности громкого скандала в Бельгии, где действовала банда высокопоставленных извращенцев, любящих детей «по-настоящему», участники которой ушли от ответственности, потому что были связаны с королевской семьей. Рассказал о том, как 100 тысяч бельгийцев вышли на улицы протестовать против секс-маньяков, как их разгоняли водометами, как прессовали журналиста, осмелившегося написать расследование о VIP-извращенцах, о том, как этот скандал изменил политический ландшафт Бельгии.

Как изменил? Да никак! А почему? И вот тут мы принялись анализировать политическую систему Бельгии – между прочим, старейшую в Европе (избирательное право действует с 1830 г.), устроенную так хитро, что вроде бы народ голосует, и даже считают эти голоса не по-чуровски, но один хрен, от народа ничегошеньки не зависит. Демократия – демократией, но участие в голосовании принудительное. Откосил – штраф! До такого даже Гитлер не додумался. 

Потом мы плавненько перешли от европейских демократических кондиций к нашим политическим реалиям. Поговорили и про целование мальчиков в животик, и про болотные протесты, и даже про Ходорковского.

- Кто мне скажет, - вопрошаю я, - Откуда есть пошел нынешний политический режим в РФ, и что означает сакральная дата 12 июня? Кто ответит правильно – попрошу, чтоб Лидия Марковна (это их класснуха) вам пятерку за четверть поставила по обществоведению.

Аудитория загудела. Пятерку нахаляву хотелось всем. 

- Еще 50 баксов сверху! – поддал я жару, будучи уверенным, что никто из них не знает правильного ответа. Про 12 июня проходят в 11 классе, да и то не все успевают дойти до нужной главы.

Как я и предполагал, 50 баксов остались при мне. Лишь двое неуверенно предположили, что 12 июня был избран первый президент Ельцин, но даже эти знатоки не могли назвать год, когда сие эпохальное событие произошло. Но, в любом случае, выборы Ельцина тут совершенно не при чем, хоть они и состоялись 12 июня 1991 г.


Годом ранее Верховным Советом РСФСР была принята Декларация о государственном суверенитете России. Многие дурачки сегодня упорно считают, что этим актом нардепы похоронили СССР. Мол, нефиг кивать на Украину, которая 5 декабря 1991 г. всенародно волеизъявила выйти из состава Советского Союза (даже Севастополь голосовал за), что через пару недель было закреплено Беловежским соглашением. На самом деле Декларация ВС РСФСР не предусматривала выхода из Союза, что прямо в ней указывалось в преамбуле:

«Первый Съезд народных депутатов РСФСР,
— сознавая историческую ответственность за судьбу России,
— свидетельствуя уважение к суверенным правам всех народов, входящих в Союз Советских Социалистических Республик,
— выражая волю народов РСФСР,
торжественно провозглашаегосударственный суверенитет Российской Советской Федеративной Социалистической Республики на всей ее территории и заявляет о решимости создать демократическое правовое государство в составе обновленного Союза ССР».

Просто дурачки путают понятия «суверенитет» и «государственная независимость», которые никак между собой не связаны. Есть государства, не обладающие суверенитетом, а есть суверенные субъекты внутри государств. Например, в Швейцарии государственный суверенитет поделен между общинами, кантонами и федеральным правительством. В современное право уже потихоньку входит такое понятие, как суверенитет личности.

Принятие той исторической декларации воспринималось, как акт восстановления справедливости: мол, у всех союзных республик есть свои правительства, свои бюджеты, свои компартии, свои законы, и только у России их нет. Поэтому понятие «государственный суверенитет» в данном случае сводилось к «верховенству Конституции РСФСР и Законов РСФСР на всей территории РСФСР». Ни о каком выходе из Союза тут не было и намека. Более того, сама декларация не являлась законом прямого действия. Как подчеркивалось в заключительном пункте, «Настоящая Декларация является основой для разработки новой Конституции РСФСР, заключения Союзного договора и совершенствования республиканского законодательства».

Между тем, действительно, эта декларация стала еще одним шагом на пути к развалу страны. Только трактовать это событие следует совсем по-другому. В СССР с 1985 г. начала складываться революционная ситуация. Полный революционный цикл состоит из трех фаз: нарастание – кризис – развязка:

в фазе нарастания революционной ситуации на фоне обострения социальных, политических, экономических противоречий складываются антагонистические силы;

- в ходе кризиса ОБЯЗАТЕЛЬНО складывается двоевластие;

- развязка знаменуется борьбой и победой одной из сторон. 

Политический кризис в СССР наступил в 1990 г., когда сложилось реальное двоевластие, противостояние между «демократами» и КПСС, личное противоборство между Горбачевым и Ельциным, раскол элит по линии центр/республики. Борьба за власть между Горбачевым и Ельциным достигла апогея в ходе всенародных выборов первого президента РСФСР, на которых будущий царь Борис получил 57,3% голосов избирателей. Выходило, что Ельцин получил легитимность, опираясь на народ, а президент Горбачев, чей рейтинг стремительно усыхал, получил верховную власть из рук дряхлых аксакалов ЦК КПСС, которых потом он же и вычистил с олимпа.



Попытка Горбачева дистанцироваться от компартии больше напоминала бегство с тонущего корабля. В 1990 г. спешно вводится пост президента СССР, однако всенародные выборы не проводятся, основе Съезд народных депутатов СССР, специально собранный для этой цели, на БЕЗАЛЬТЕРНАТИВНОЙ основе «проголосовал» Горбачева. Если бы Михаил Сергеевич полностью разорвал отношения с партией, мотивировав это тем, что он теперь президент всего советского народа, это внесло бы хоть какую-то ясность в его положение. Но он не рискнул покинуть кресло генерального секретаря ЦК КПСС, не смотря на то, что сам же инициировал исключение из Конституции СССР 6-й и 7-й статей о руководящей роли партии в жизни советского общества.

В итоге ликвидация компартии в августе 1991 г. (формально была распущена 6 ноября) выбило из под его зада один стул, а на второй – президентский, он так и не сумел прочно усесться. Положение усугубилось тем, что он одновременно попытался сесть еще и на третий, учредив с помощью Съезда нардепов не предусмотренный Конституцией орган власти – Госсовет, председателем которого себя назначил.  Съезд народных депутатов, вручивший Горбачеву президентскую власть, фактически самороспустился 5 сентября 1991 г. Власть полностью ускользнула из рук последнего советского генсека.

На фоне всех этих судорожных метаний Горбачева позиции Ельцина, заручившегося всенародной поддержкой, выглядели куда более убедительными. Развязка произошла в августе 1991 г. в ходе путча ГКЧП, хотя формально союзные органы власти еще существовали четыре месяца. В декабре 1991 г. Ельцин въехал в Кремль и началась история «новой России», которая сейчас заканчивается. Да, РФ еще не вступила даже в первую фазу революционного кризиса, но он уже абсолютно неизбежен.

Вопрос в том, что считать точкой отсчета новой эпохи. Это могла быть любая из следующих дат:

- 4 марта 1990 г. – выборы депутатов Съезда народных депутатов РСФСР, послужившие отправной точкой начала периода двоевластия в стране.

- 29 мая 1990 г. – избрание Ельцина на Съезде нардепов председателем Верховного Совета РСФСР – начало противостояния вождей.

- 12 июня 1990 г. – принятие Декларации о государственном суверенитете РСФСР.

- 19 февраля 1991 г. Ельцин в прямом эфире потребовал отставки Горбачева и передачи всей полноты власти Совету федерации, состоящему из руководителей союзных республик. Переход борьбы за власть к открытому противостоянию. 

- 12 июня 1991 г. – победа Ельцина на выборах президента России.

- 21 августа 1991 г. – поражение ГКЧП, крах КПСС, триумф Ельцина в качестве главного победителя  путча.

8 декабря 1991 г. – Беловежское соглашение, констатировавшее распад СССР. Символично, что как путч произошел накануне предполагавшегося подписания союзного договора, так и беловежские посиделки состоялись ровно за сутки до намеченного на 9 декабря в Минске подписания договора о создании СССГ – Союза Суверенных Государств.

25 декабря 1991 г.  – впервые  «власовский» триколор был поднят над Кремлем. В тот же день Горбачев подал в отставку со всех постов.

4 октября 1993 г. – разгром Ельциным Верховного Совета России. Окончательная ликвидация двоевластия, установление авторитарной формы правления в РФ.

12 декабря 1993 г. – всенародное принятие «ельцинской» Конституции.



Не дожидаясь последних двух вех, Ельцин постановил в 1992 г. закрепить в истории НАВЕЧНО свой триумф 12 июня 1991 г. Именно так «праздник» и воспринимался массами: мол, отмечаем победу Ельцина. Хотя формально отмечалось совершенно рутинное событие – принятие какой-то там декларации Верховного Совета, почти незамеченное массами в 1990 г. и совершенно поблекшее на фоне последующих бурных свершений.

После передачи престола Путину праздник 12 июня утратил свое значение. Уж по логике монархических традиций надо было отмечать 26 марта – день начала очередного царствования. И без того безликий праздник стал совершенно унылым, превратившись в 2002 г. в День России, не имеющий никаких традиций. В этот день не бывает парадов и салютов, как 4 июля в США. Никто не выходит на демонстрации, как до сих пор у нас практикуется 7 ноября. Мы не поздравляем друг друга с очередной годовщиной, не собираемся за семейным столом. Даже и выпить-то повода нет. Лишний дачно-огородный выходной – и на том спасибо. 

А ведь это, тем не менее – главный праздник правящего режима! Каков режим – таков и праздник – ни-ка-кой!
Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"
Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Комментариев:

Вернуться на главную