Андрей КАЛМЫКОВ

«Эхо» девяностых

 
 
 

Больше года исполнилось озвученной Президентом РФ Путиным В.В. на заседании Координационного совета по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей «демографической перезагрузке», которая совершенствует и расширяет систему пособий и льгот для поддержки материнства в РФ: с 1 января 2018 года вводит нуждающимся семьям ежемесячную денежную выплату на первого ребёнка до достижения им полутора лет в размере прожиточного минимума ребёнка в субъекте Российской Федерации (в 2018 году в среднем по стране – 10,5 тысяч рублей). Новая мера предложена исходя из того, что стимулировать рождение только вторых детей в рамках программы материнского капитала уже недостаточно. Вводит такое же пособие до полутора лет в размере прожиточного минимума ребенка при рождении второго ребенка в виде ежемесячных выплат из средств материнского капитала, продлевает действие материнского капитала до 2021 года включительно, обязывает правительство РФ обеспечить к 2021 году всех детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет местами в яслях. Для решения одного из острых для молодых семей – жилищного вопроса вводит субсидирование ипотеки с 2018 года из средств федерального бюджета свыше 6 процентов годовых при покупке жилья на первичном рынке для семей, в которых в период с 1 января 2018 по 31 декабря 2022 года рождается второй или третий ребенок, и так далее [1].

Указ Президента РФ №1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года», направленный на «обеспечение условий для устойчивого демографического развития страны – увеличения продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, роста рождаемости, регулирование внутренней и внешней миграции, сохранение и укрепление здоровья населения», принятый 9 октября 2007 года (с изменениями и дополнениями от 1 июля 2014 года), в частности, предусмотрел «на основе оценки влияния реализуемых проектов и программ на демографическую ситуацию проводить мероприятия по упреждающему реагированию на возможное ухудшение демографической ситуации в стране»[2].

Поэтому, независимо от названия, «демографическая перезагрузка» – мера необходимая и своевременная, но достаточное ли, чтобы остановить страну от скатывания в очередную демографическую яму: на 2016-17 года пришлось начало «эха», или первой волны, демографической ямы 90-х–2000-х годов – во взрослую жизнь вступает малочисленное поколение, рожденное в это время, – усиливаемое нынешним снижением жизненного уровня и общей неуверенностью в завтрашнем дне.

Принятое, к глубокому сожалению, повышение пенсионного возраста, усилившее пессимизм в обществе, придаст этим драматическим для страны процессам дополнительную динамику: пенсионная реформа на 10 лет на двоих увеличивает пенсионный возраст молодой малодетной российской семье (По результатам Всероссийской переписи населения в РФ 2010 года, этого социально-демографического портрета страны, доля супружеских пар, имеющих детей до 18 лет: с 1 ребенком – 61,1% от общего количества таких семей, с 2 детьми – 31,7%, и многодетные семьи (с 3 и более детьми) – 7,2% [4]. Куда еще меньше?), которая должна совершить настоящий демографический прорыв, продлевает трудоспособный возраст старшему поколению. Отправить ребенка на каникулы к бабушке и дедушке уже не получается: они еще на 5 лет дополнительно будут заняты на работе. К тому же продление трудоспособного периода увеличивает износ организма человека в том возрасте, когда ему уже требуется более щадящий режим дня. Как это отразится на средней ожидаемой продолжительности жизни, повышение которой к 2025 году – до 75 лет является одной из приоритетных государственных задач ([2], п.3 Цели, принципы, задачи и направления демографической политики РФ на период до 2025 года), покажет время. Но сравнение человеческого организма с машиной по степени износостойкости явно не в пользу первого.

Волны от демографических ям сглаживаются, «затухают» в течение ста лет («…эти волны, повторяющиеся с лагом в 20 – 30 лет, когда родившиеся в период одной волны – спада или подъема – становятся родителями, и их дети создают собой новые волны, которые постепенно затухают на протяжении почти 100 лет…» – Борисов В.А., учебник «Демография», п.3.3.1. Половозрастные пирамиды [5]), и то при условии расширенного воспроизводства населения (суммарный коэффициент рождаемости СКР – количество детей, приходящееся на одну женщину репродуктивного возраста, более 2,12). В условиях же малодетности семей в обществе эти волны накатывают, подобно грозным валам в бушующем море, стирая с поверхности страны население деревень, поселков, городов.

По оценке Росстата на 1 ноября 2018 года, с начала года число жителей России сократилось на 78,7 тыс.чел. и составило 146,8 млн.чел., естественная убыль населения (превышение числа умерших над родившимися) составила 180,5 тыс.чел., миграционный прирост на 56,4% компенсировал естественную убыль населения ( www.gks.ru: Официальная статистика – Население – Демография – Оперативная информация – Демография на 1 ноября 2018 года)[4].

Показателен в этом отношении прогноз «Росстата»  – www.gks.ru Официальная статистика – Население – Демография – Демографический прогноз до 2035 года – Изменение численности населения по вариантам прогноза, – в котором представлены три варианта прогноза: низкий, средний и высокий[4].

В высоком прогнозе в приведенных цифрах отсутствует «эхо» недавнего демографического кризиса, а два других – средний и низкий –  рисуют печальную картину обезлюдивания российских пространств. При среднем прогнозе до 2035 года естественная убыль населения РФ составляет 7,3 млн.чел., или 5% от общей численности населения РФ на сегодняшний день, а при низком – 11 млн.чел., или все 7,5%. Насколько же разрушительны для народонаселения страны волны от демографической катастрофы в условиях малодетности российской семьи! И это только первая волна минувшего демографического «цунами».

Государство «для компенсации естественной убыли населения и обеспечения дополнительными трудовыми ресурсами» с помощью миграционной политики создает условия для обеспечения миграционного притока в РФ. 31 октября 2018 года Президент РФ в целях «формирования более комфортных условий для переселения в Россию на постоянное место жительства соотечественников из-за рубежа, а также на создание чётких правил въезда и получения права на проживание, работу, на приобретение российского гражданства» подписывает Указ «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 годы»[3].

И даже с учетом осуществляемых государством мер, по низкому и среднему прогнозу, численность населения РФ уменьшается к 2036 году, то есть всего за 18 лет, на 8,75 млн. чел. и 2,87 млн. чел., соответственно. Но миграционный приток может и иссякнуть. И он уже сейчас, по отчетам всезнающего Росстата, имеет тенденцию к снижению[4]. А ведь пенсионный возраст, которого нас лишили, то немногое, что оставалось нам в наследство
от социального государства, являлся конкурентным преимуществом страны, которое оценивали сотни тысяч мигрантов, прибывающих на постоянное место жительства в Российскую Федерацию.

В самом же Указе подчеркивается, что «Основным источником восполнения населения Российской Федерации и обеспечения национальной экономики трудовыми ресурсами должно оставаться его естественное воспроизводство. Миграционная политика является вспомогательным средством для решения демографических проблем и связанных с ними экономических проблем…». Важная констатация, показывающая основное направление приложения усилий – обеспечение естественного воспроизводства населения.

Высокий прогноз Росстата, очевидно, составлен при максимизации всех факторов, влияющих на повышение рождаемости и уменьшение смертности в РФ, и тем не менее он примечателен: вот чего можно достичь за счет мобилизации всех возможных ресурсов и при понимании обществом остроты ситуации.

Изучение репродуктивного поведения населения и причин малодетности, анализ и сопоставление таких индикаторов репродуктивного поведения семей как среднее желаемое число детей и среднее ожидаемое число детей, рассчитываемые по данным опросов населения, позволяют сделать прогноз относительно запроса семей на репродуктивность, скорректировать демографическую и социальную политику государства.

Небольшая выдержка из учебника В.А. Борисова «Демография» п.5.15. Изучение репродуктивного поведения:

Среднее желаемое число детей рассматривается как показатель, наиболее близко характеризующий индивидуальную потребность в детях (в числе детей). Вопрос о желаемом числе детей предполагает выявить личные предпочтения респондентов в отношении числа детей, которое респондент хотел бы иметь в своей семье, если бы ничто не мешало ему(ей) осуществить свое желание.

Среднее ожидаемое (или планируемое) число детей характеризует реальные намерения, репродуктивные планы людей и семей, с учетом конкретных обстоятельств их жизни, с учетом конкуренции репродуктивных планов с другими жизненными планами и т.п.

Среднее желаемое число детей указывает тот предел, до которого можно поднять уровень рождаемости с помощью привычных экономических способов социальной поддержки семей: пособий, льгот и т.п. Попросту говоря, люди никогда не станут заводить детей, больше того числа, которое они хотят. Среднее желаемое число детей выполняет очень важную функцию: характеризует остроту и глубину проблемы малодетности и одновременно – возможности традиционной социальной политики в области повышения рождаемости.

Показатель ожидаемого числа детей рассматривается статистиками-демографами как имеющий наибольшее, по сравнению с предыдущим показателем, практическое значение для прогнозирования тенденций рождаемости. Вероятно, поэтому он и получил наибольшее предпочтение в исследованиях факторов рождаемости, проводимых ими…

Для того чтобы выйти из зоны демографической катастрофы, необходимо поднять уровень рождаемости (СКР) значительно выше величины 2,12 в расчете на одну женщину без различия брачного состояния или выше 2,6 в расчете на один эффективный брак. А для этого нужно повлиять на репродуктивные потребности миллионов российских семей, поднять среднее желаемое число детей примерно до величины 2,8 – 3,0 ребенка, для чего следует популяризировать семью с 3 – 4-мя детьми, не забывая при этом выказывать все знаки внимания и уважения к семье многодетной (с 5-ю и более детьми).

Исходя из вышесказанного, политика, призванная повлиять на репродуктивное поведение населения в сторону повышения уровня рождаемости, складывается из двух направлений:

1)  регулирование условий жизни с целью содействия семьям в удовлетворении существующих у них потребностей в числе детей,

2)  регулирование условий жизни таким образом, чтобы повысить потребность в числе детей до уровня, позволяющего нашему обществу избежать демографической катастрофы.

Первое направление полностью сливается с задачами традиционной социальной политики. Они вовсе не должны ограничиваться системами пособий и льгот. Напротив, необходима такая социальная политика, при которой бы неуклонно снижался удельный вес семей, нуждающихся в государственной благотворительности. Иными словами, необходимо увеличивать в обществе удельный вес семей, способных жить на собственные доходы, от наемного труда и коммерческой деятельности.

Второе направление пронаталистской (т.е. направленной на повышение рождаемости) политики государства и деятельности общественных организаций заключается в укреплении семьи как социального института, повышении преимуществ и привлекательности семейной жизни, полезности детей для родителей. Более конкретных мер по укреплению института семьи и повышению потребности семьи в числе детей пока назвать не представляется возможным, поскольку никаких научных наработок в этой области еще нет[5].

В 2012 году Федеральной службой государственной статистики – Росстатом – проведено выборочное наблюдение репродуктивных планов населения, аналитический отчет о котором и видеопрезентация размещены на сайте ведомства (www.gks.ru: Население – Демография – Аналитический отчет по итогам выборочного наблюдения репродуктивных планов населения в 2012 году и www.gks.ru: Население – Демография – Итоги выборочного наблюдения репродуктивных планов населения (видеопрезентация; формат mp4 – http://www.gks.ru/publish/prezent/videoprezent/reprod_rus.mp4))[4].

Из отчета видно, что даже в этом одном из самых неплохих для современного демографического развития страны 2012 году, когда естественная убыль населения уменьшилась до 4,3 тыс. чел. в год, и с 2013 года наблюдался естественный прирост – 24 тыс., 30 тыс., 32 тыс. чел. в год, и суммарный коэффициент рождаемости в 2000 году с 1,195 ребенка на одну женщину репродуктивного возраста поднялся до 1,691 в 2012 году, среднее ожидаемое количество и среднее желаемое количество детей, до которого работают меры социальной помощи семьям – пособия, льготы и другое – меньше необходимых для устойчивого роста рождаемости значений.

«Меры демографической политики пока воспринимаются населением как меры социальной поддержки, способствующие увеличению доходов семьи, но не как меры стимулирования рождаемости» – сформулировано в отчете. Ответивших на вопрос «помогли ли вам принять решение о рождении ребенка дополнительные меры государственной помощи семьям с детьми»: да, помогли – 22,4%, не помогли – 57,5%, затруднились с ответом – 20,1% опрошенных. Зато черным по белому респонденты назвали в качестве основных причин, мешающих рождению ребенка при наличии желания иметь большее количество детей: материальные трудности – 75,4% опрошенных женщин, неуверенность в завтрашнем дне – 71,3%, жилищные трудности – 60,2%, трудность устроить ребенка в детский сад недалеко от дома – 36,7%.

Итоги исследования Росстата подтверждают приведенные выводы демографов: повышение благосостояния российских граждан* и российских семей наряду с социальными мерами поддержки материнства, пропаганда многодетности, укрепление института семьи – все это необходимые условия увеличения рождаемости, для чего у государства есть все возможности.

От того, как последовательно мы будем преодолевать эти трудности, зависит – смоет ли нас с обжитой территории очередной волной демографического кризиса.

_________________________

[1] Перечень поручений Президента РФ по итогам заседания Координационного совета по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей от 2 декабря 2017 года (http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/56263)

[2] Указ Президента РФ от 9 октября 2007 года №1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года" (с изменениями и дополнениями от 1 июля 2014 года)

[3] Указ Президента РФ от 31 октября 2018 года «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 годы» (http://www.kremlin.ru/events/president/news/58986)

[4] Сайт ведомства – Федеральной службы государственной статистики (www.gks.ru)

[5] Учебник «Демография» В. А. БОРИСОВ, Учебник для вузов 2-е изд., исправленное Москва NOTA BENE 2001 ББК 60.7 Б 82 – М.: Издательский дом NOTABENE, 1999, 2001. — 272 с. ISBN 5-8188-0016-4

*В феврале 2018 г. две трети россиян заявили о нехватке денег на одежду

Калмыков Андрей Александрович родился в 1962 году в г.Морозовске Ростовской области.  В 1986 году окончил Московский авиационный институт по специальности «инженер-механик по вертолетостроению». В 86-88 годах прошлого века служил «двухгодичником» – техником самолёта в Военно-транспортной авиации СССР вблизи Великого Новгорода, где начал писать стихи «под крылом самолета». Впоследствии работал инженером-конструктором в вертолетном КБ в г.Люберцы Московской области. Окончил Курсы литературного мастерства Литературного института им. А.М. Горького (Поэзия).
 

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"

Комментариев:

Вернуться на главную