Иван ОБРАЗЦОВ, поэт, прозаик, публицист, член СП России (Барнаул)

МАЯТНИК НЕСВОБОДЫ

Писать сегодня правду - занятие, в некоторой степени, бессмысленное. Причин тому, как минимум, две - неочевидность того, что правда эта объективна и очевидность того, что объективность невозможна в силу человеческой ограниченности.

Помимо прочего, из этих нескольких строк вполне себе можно сделать простой вывод - писать правду в любое другое время - вчера, сегодня, завтра - не имеет смысла вообще, потому что такое занятие всегда двусмысленно и грозит катастрофическими заблуждениями.

Тем не менее, всегда остаётся возможность для манёвра в так называемой области письма, называемого художественным сочинительством.

На первый взгляд, такой подход изначально несёт в себе элементы мошеннечества, ведь сочинительство многими понимается чисто утилитарно, как вещь несерьёзная и не имеющая отношения к реальной действительности. С таким мнением можно поспорить, но спор этот вряд ли даст ответы или поставит новые вопросы, а скорее будет тем яростнее, чем больше фанатиков или невежд привлечёт. Неизбежность сведения такого многоголосия к разговору с глухим очевидна.

Здесь можно нащупать главную проблему современности - очевидная глухота разговоров о чём угодно. Глухота эта тотальна и настолько привычна, что стала принимать уже формы пародии на диалоги.

Недавний пример публичного монолога Константина Райкина очень показателен, как демонстрация формулы прагматизма о том, что приписывать некому утверждению свойство быть истинным не значит делать его истинным.

И всё же, позволю себе несколько замечаний довольно общего характера, но сугубо личного свойства.

Страна, которая живёт под двумя бессменными лозунгами «Долой!» и «Да здравствует!», приобщилась сегодня к мировым экономическим ценностям и прибавила дополнительным лозунгом «Всё пофиг...».

Какой может быть рок-н-ролл после лихих 90-х, тем более, какая может быть свобода после того, как свободу поняли, как вседозволенность.

Этот маятник от всезапретности до вседозволенности раскачивается лишь в пределах маятника, иных траекторий полёта (мысли, пули, сигнала) просто не предусмотрено, а, следовательно, любое программное заявление о «новой свободе» - было, есть и будет только симуляцией в рамках маятниковой дуги.

И здесь появляется очередной инженер-механик и делает очередное заявление, ну, допустим, на съезде какого-нибудь Союза, каких-нибудь Деятелей.

- Хватит нас троллить! - экспрессивно воскликнет он.

- Сил нет терпеть цензуру! - убедительно он заявит.

Прекрасные банальности будут звучать так искренне, так трогательно, что невольная слеза скатится из уголка глаза какого-нибудь пожилого деятеля каких-нибудь искусств. И никто даже не вспомнит, что оратор всю свою жизнь посвятил тому, чтобы говорить чужие тексты искренне и убедительно, что совершенно нет возможности у оратора избавиться от этого побочного эффекта своей профессии, допустим, профессии актёра театра или кино, что не так принципиально важно.

Вся жизнь игра - так серьёзно играть, чтобы доиграться до ручки, это вам не дверные ручки шлифовать.

- Но вот, позвольте, - говорит какой-нибудь другой инженер-механик человеческих душ, - ведь идеальная фигура, это круг, и, в общем-то, чтобы выскочить из порочного маятника в круг, то надо сделать на маятнике (из маятника?) солнышко, как в детстве на качелях. То есть, надо вырваться на секунду в точку зенита и всё - вы попадаете в пространство свободы.

Как известно, подобные эксперименты характерны для юного возраста или влюблённого состояния, да и то, если крутить на качелях солнышко постоянно, то всё это солнцем свободы не станет, а превратится в привычку, в тот самый круг, который называют порочным.

Из той точки, в которой находится человеческая личность, можно двигаться в глубину, в высоту или по горизонтали. Этим исчерпывается не только разнообразие путей человека, но и путей общества. В конце концов, этим исчерпывается всё то, что называют традицией - человеческой, общественной, культурной.

Посмотрев на такую геометрию пространства шире, распространив её на движение государственной идеологии, можно заметить, что сегодня наша стезя - горизонталь. Учитывая форму планеты, горизонталь может переходить в секундный апофеоз победы над всем и, сделав солнышко, превратиться в тот самый порочный круг, которого мы вроде бы стремились избежать.

Да, казалось бы, есть сегодня попытки буквального стремления вверх - в космос, но в силу приоритета горизонтали, все эти попытки из человеческой высоты переходят в область горизонтальной рентабельности и потому на звёзды можно только смотреть, но не лететь к ним.

То же самое и с глубиной. Любая глубина сегодня либо паразитическая - нефть, газ, руда; либо зрелищная - погружение на дно Байкала или прогулки на подводной атомной махине.

Знаменитая Кольская сверхглубокая скважина потому и заморожена, что приоритетно одно только горизонтально-рентабельное погружение за потенциальной прибылью, а Кольская сверхглубокая - это чистая мечта нации, в деньги не переводимая и оттого экономически не выгодная.

С таким пунктом в программных политических заявлениях, как покорение космоса, полёты на Луну и Марс - избирётся ещё много поколений правителей любых государств, где есть хоть один макет ракеты и здание с вывеской «Нужный институт». Но это вовсе не означает, что кто-то реально собирается что-то там покорять и достигать.

Очевидно, что в глубину планеты будут лезть не дальше полезных ископаемых, то есть и в космос полетят не дальше тех же ископаемых. Привычка паразитического горизонтального взгляда настолько постоянна, что даже сложно сказать, есть ли у человеческих существ какая-то иная история, кроме войны и склок из-за прибыли.

По большому счёту, «Долой!», как основная фигура политической речи равна всезапретности. С другой стороны маятника - «Да здравствует!» - свободная вседозволенность.

«Всё пофиг...» - новый лозунг не сам по себе, а как лозунг максимальной толерантности общества, где хоть «Долой!», хоть «Да здравствует!» - это «Всё пофиг...». Такой толерантный тип сознания готов быть большинством при любом раскладе - а это хуже всех вместе взятых истерик о конце (света, истории, искусства). В конце концов, давно известно, что воля -  это стремление уменьшить когнитивный диссонанс. Толерантность тем и опасна, что лишает человека воли.

В той или иной форме, этот маятник несвободы раскачивается, оставаясь раз за разом неизменным и единственным символом стабильности, на которую способно человеческое общество. Любой режим объявляет себя благом для общества и опирается на одни и те же лозунги. Каждый раз производится перелицовка фасада, но никогда не возведение нового здания.

Власть имущие, как правило, пользуясь речью именно пользуются ей. То есть, речь имеет для них чисто прикладной смысл - ведёт власть к своим целям, но сама целью не является. Дополнительные смыслы - удел литературы.

Власть правителя тем прочнее удерживается им в руках, чем неизменнее остаются смыслы. Торжество юриспруденции здесь неизбежно становится общественным ужасом и прибежищем красноречивых болванчиков-толкователей. В конце концов, искусство красноречия становится сведено к умению усладить слух народа, вызвать, если не симпатию, то, как минимум, ощущение перемен к лучшему или чувство сопричастности.

При смене режима в первую очередь компрометируется литература, потому что только она одна может уличить в словоблудии. Ведь для писателя речь всегда не окончательна и всегда стремится к дополнительным смыслам.

Если политик вчера говорил «Да здравствует!», то сегодня он скажет «свобода», но за этой «свободой» стоит тоже «Да здравствует!» и никакого прогресса. Никакого наполнения речи не бывает в этом топтании на одном месте. Политик ищет не следующий смысл, а другое готовое слово, которым можно обозначить старые лозунги. Если речь писателя направлена в будущее, то речь политика всегда консервирует прошлое.

Из этого маятника несвободы нет очевидного выхода, кроме самого стремления вырваться. Другими словами, свобода не может быть окончательной и всеобщей, а её достижение - явно удел личности, но не посулы власть имущих.

Образцов Иван Юрьевич родился 21.11.1977  в городе Бийске Алтайского края. Окончил Бийскую школу № 25, экономический факультет БТИ (филиал АлтГТУ им. И. И. Ползунова).
Первая публикация появилась в газете «Бийский рабочий» в 1997 г; первые стихи - в газете «Молодежь Алтая» в 1999 г.
В 2007 г. вёл молодёжную литературную студию при ГДК г. Бийска. Основал совместно с поэтами Дмитрием Щербаковым и Дмитрием Грассом закрытое поэтическое сообщество «СиняяСобакаРА», став в нём председателем.
С 2008 г. живет в Барнауле, где в 2010 г. в самиздате выпустил первый сборник стихотворений и эссе «Квантовая лирика 1,..». Презентация сборника проходила в театре «Подвал» при поддержке директора М. Б. Степанца и поэта Евгения Егофарова.
В 2011–2012 гг. совместно с Юлией Романовой основал сеть литературных клубов КГБ (КультураГородаБ), где стал ведущим. Клубы проходили в краевой библиотеке им. В. Я. Шишкова и централизованной библиотечной системе Барнаула. Автор и ведущий программы «Прямым Текстом» (2013–2014 гг.).
Участник краевого семинара молодых литераторов 2011 г. Лауреат первой премии фестиваля речи «Музыка слова» в номинации «Авторское чтение» (2011); лауреат краевого издательского конкурса в номинации «Поэзия» (2012), стипендиат Союза писателей России (2012).
В декабре 2014 г. в Барнауле состоялась премьера спектакля по повести «Рула».
В настоящее время является редактором отдела «Молодая литература» (альманах «Огни над Бией», официальное издание Бийского отделения Союза писателей России); член жюри городских и районных литературных конкурсов.
Член Союза писателей РФ с 2015 г.

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"
Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Комментариев:

Вернуться на главную