Людмила НИКОЛАЕВА

Студенты еще поплатятся
Новый министр образования в первый день работы предложил резко сократить число бюджетных мест в вузах

В минувший понедельник страна узнала поименный состав нового правительства РФ. Он изменился аж на три четверти. А во вторник случился первый скандал, спровоцированный одним из назначенцев – Дмитрием Ливановым, министром образования , оставившим ради министерского портфеля пост ректора престижного Национального исследовательского технологического университета - МИСиС.

Скандальным стало заявление Ливанова о необходимости сокращения бюджетных мест в отечественных институтах, университетах и академиях. На том, мол, простом основании, что платное получение высшего образования есть некий гарант профессионализма выпускников. Коль человек заплатил за своё обучение, считает новый министр, то он и будет стараться учиться как можно лучше.

Студенческое сообщество России пришло от этого заявления в замешательство. И если накануне Российский студенческий союз (РСС), откликаясь на назначение, высказал на своем сайте надежду, что «новый министр будет на деле отстаивать права и интересы студентов», и, конечно, «его работа не станет продолжением политики Фурсенко, который выступал за коммерциализацию образования», то сегодня выступил с довольно резким заявлением.

О нём - чуть ниже. Послушаем вначале, что говорят рядовые студенты – и бюджетники, и обучающиеся на платной основе. Корреспондент «СП», собирая мнения, обзвонила несколько петербургских вузов.

- Вот не ожидала! Это что ж, последний островок прежних отечественных социальных завоеваний – бесплатное обучение – теперь окончательно «утопят»? – не скрывала удивления Любовь Смирнова, студентка Петербургского педагогического университета им. Герцена . – У меня сестра через год оканчивает школу, я надеялась, она тоже станет студенткой, Лиза мечтает о профессии врача. В нашей семье денег на платное обучение нет, у нас родители обычные работяги, не бизнесмены.

- Нет такого «платника», который бы не мечтал перейти на бюджетное отделение, - считает Иван Шутов из СПбГУ . - Дорогое это удовольствие - платить за учебу в универе. Даже если семья и не бедная, как у меня. Я эти деньги лучше бы на путешествия потратил. Повидать мир для молодых людей та же наука. Не менее важная, чем изучение ученых книг.

- Если кто-то считает, что платное обучение более профессиональное, то он глубоко ошибается. Просто потому, что к «платникам» в институте, по крайней мере, в нашем, относятся как к священным коровам. Все им прощают – прогулы, двойки на экзаменах, которые разрешают пересдавать бесконечное количество раз, - Наталья А., суперпрестижный «ФИНЭК ».

С мнением питерских студентов полностью согласен руководитель РСС по Петербургу Виктор Воробьев . Его имя стало широко известно в России минувшей зимой, когда Виктор был отчислен с филфака СПбГУ за якобы «хроническую неуспеваемость» (не смог сдать один непрофилирующий экзамен во время зимней сессии, а при попытке пересдачи преподаватель откровенно засыпала его). На самом же деле – за активную гражданскую позицию, борьбу за права студентов главного питерского университета. Он сумел создать на филфаке действенный орган студенческого самоуправления, с которым вынуждены были считаться в деканате, которому доверяли сами студенты.

- Моя позиция совпадает с той, что изложили в своем заявлении руководители РСС, - сказал «СП» Воробьев. – Разногласий у нас тут нет. Да и быть не может. Коммерциализация всего и вся в стране, в том числе, образования привет к полному краху последнего. Примеры тому уже есть – пресловутое ЕГЭ в школе. Когда его вводили, хотели, понятно, как лучше. Чтобы не было коррупции, всё по честному. А получилось – натаскивание, а не обучение, и та же самая коррупция. Или не было случаев, когда ЕГЭ сдавали подставные лица? Нам говорят, что платное образование «добавит профессионализма». Бред! Если что и добавит, так элитарности. Будут учиться в вузах одни «толстые кошельки». А кто победнее, вынужден будет довольствоваться теми профессиями, где не требуется никаких знаний.

«СП»: - Виктор, если бы вы были сегодня министром образования, чтобы в первую очередь сделали для студентов, для вузов ?

- Главная задача настоящего времени – повысить качество образования. Для чего надо поднять зарплату вузовским преподавателям. Чтобы они не убегали в бизнес, не уезжали за границу. И обязательно постоянно контролировать расход бюджетных средств, выделяемых на вуз. У нас же зарплату подняли только руководителям. У ректора СПбГУ и его ближайшего окружения, например, она просто «зашкаливает». У рядовых же «преподов», уровня не выше доцента, едва достигает средней по городу. Это нормально? Среди первоочередных задач и развитие студенческого самоуправления. Сейчас студенческие советы находятся в полной зависимости от администрации конкретного учебного заведения, по сути, не влияют на принимаемые управленческие решения и не пользуются доверием студентов. Решение этой проблемы позволит передать студентам часть полномочий администрации. Таких, например, как утверждение правил внутреннего распорядка вуза, вселения и выселения из общежитий, распределения стипендиального фонда, выбора организации, обеспечивающей питание студентов и т. д.

Свою точку зрения в дополнение к обнародованному на сайте заявлению высказалодин из руководителей Российского студенческого союза 25-летний Алексей Крапухин, студент МГУ :

- Я мог бы сказать, что не ожидал ничего подобного от уважаемого ученого, успешного экс- руководителя МИСиС Дмитрия Ливанова. Вспомнить, что и покинувший пост Андрей Фурсенко, с которым я встречался, разговаривал, в жизни милый интеллигентный, образованный человек. На самом деле не в них дело, не в этих конкретных личностях. А в системе, которую выстроили премьер и президент России. И система эта, к сожалению, называется полной коммерциализацией всего и вся. Начали с медицины, забыв все завоевания советских времен, на которые равнялись во всем мире. Теперь добрались до высшего образования. Вот в чем беда!

- Вы планируете какую-то акцию протеста, может быть, митинг, шествие в дверям министерства или самого Кремля ?

- На данный момент речь об этом не идет. Ведь Ливанов пока лишь высказался о возможности сокращения бюджетных мест в вузах. Это ещё даже не решение. Я очень надеюсь, что он ознакомится с мнением студенчества, нашего Союза и хорошенько подумает, прежде чем начинать воплощать в жизнь своё явно опрометчивое заявление. Да, я соглашусь с тем, что число вузов в стране сейчас явно превышает необходимое количество. Что выходят из их стен иной раз дипломированные, но профессионально слабые специалисты. Ну так надо работать над качеством обучения. У нас же как всегда все перевернули с ног на голову. Вместе с грязной водой норовят выплеснуть из бадьи и ребенка.

- В Европе, славной своим студенчеством, старейшими в мире вузами, в последние месяцы нередки волнения, связанные как раз с повышением платы за обучение

- Я в курсе. Недавно протестное шествие организовали студенты Испании. Мы следим за этими событиями. И я не исключаю, что если с нашим мнением в министерстве считаться не захотят, то и наши студенты могут выступить. Этого хотят Ливанов, Медведев, президент Путин?

Заявление Российского студенческого союза

«Российский студенческий союз выступает категорически против инициативы министра образования и науки Дмитрия Ливанова, который предложил вдвое сократить количество бюджетных мест в вузах. Заявление министра, получившего в свое время бесплатное образование, противоречит социальным обязательствам, которые берет на себя государство. Мы считаем, что основополагающим принципом образовательной реформы должна быть общедоступность и качественность образования. Государство выделяет достаточно финансовых средств для модернизации системы образования. Однако бюджетные средства зачастую используются нецелевым образом. Высшие учебные заведения тратят сотни миллионов рублей на проведение «ремонтных» работ, на приобретение дорогостоящих иномарок, выделяют баснословные финансовые средства на нецелесообразные закупки. Борьба с нецелевым использованием бюджетных средств позволит повысить зарплаты профессорско-преподавательскому составу и увеличить размер студенческой стипендии. Мы уверены, что сокращение бюджетных мест в вузах приведет к популяризации в студенческой среде протестных настроений и идеологии уличной демократии».

Биография Дмитрия Ливанова

Родился 15 февраля 1967 года в Москве. С отличием окончил физико-химический факультет Московского института стали и сплавов по специальности «Физика металлов», и Московскую государственную юридическую академию по специальности «Юриспруденция» (специализация «Гражданское право»). Доктор физико-математических наук. Профессор. Автор 55 научных работ, учебника для вузов «Физика металлов».

Награжден золотой медалью РАН для молодых ученых (2000). В 2009 г. вошел в «первую сотню» резерва управленческих кадров под патронажем президента РФ.

http://clck.ru/15o0R

Материал по теме.

Василий Ваньков

Преемник Фурсенко считает высшее образование роскошью

Всего за день до своего назначения на высокий пост сменщик Андрея Фурсенко на посту главы Минобрнауки Дмитрий Ливанов познакомил читателей «Российской газеты» со своими, так сказать, «творческими планами». Как выясняется, в стране нужно в два раза сократить количество студентов, обучающихся за счет государства. «Дело не в количестве вузов, а в том, сколько студентов там обучается за счет государства. Я думаю, эта цифра может быть уменьшена в два раза с одновременным повышением финансирования для оставшихся мест», – без обиняков заявил теперь уже бывший ректор Московского института стали и сплавов.

При этом г-н Ливанов не отрицает, что ликвидация (ну или, по крайней мере, двукратное «обрезание») бесплатного высшего образования не объясняется отсутствием соответствующей потребности в квалифицированных специалистах на рынке труда. «Очевидно, что мест должно быть меньше, но стоимость одного студента при этом должна быть значительно выше. Не 60 000, как сейчас, а 200 000 – 250 000 руб. Как только мы уйдем от всеобщего бесплатного высшего образования, появятся механизмы, которые помогут привлечь на предприятия ценные кадры, – например, образовательный кредит. Если хорошее образование будет стоить дорого и человек вынужден за него платить, он сможет взять кредит, а будущий работодатель в обмен на обязательства погасит его», – спел Дмитрий Ливанов хорошо знакомую либеральную «песню о главном», предпочитая не уточнять, для скольких миллионов человек предложенная им утопическая модель «образования взаймы» будет означать, по сути, запрет на получение профессии.

Надо сказать, что это еще не все. Вредительские инициативы в интервью «РГ» сыпались из нового министра как из рога изобилия. Вообще складывается такое впечатление, что г-н Ливанов задался целью заставить критиков своего предшественника пожалеть об отставке Андрея Фурсенко... Вопреки неоднократно озвученным на самом высшем уровне декларациям о необходимости осуществить полномасштабную реиндустриализацию и модернизацию российской экономики, новый руководитель Минобрнауки не считает, что стране нужны в таком количестве представители инженерных специальностей. По его словам, в настоящее время стране инженеров «надо не так уж и много». Наверное, недавно назначенный г-н министр полагает, что нанотехнологический прорыв в России вполне могут осуществить гастарбайтеры – таджикские дворники или среднеазиатские продавцы шаурмы.

Президент Академии творческой педагогики, председатель совета директоров школ России, доктор педагогических наук, профессор Яков Турбовской не удивился откровенным высказываниям сменщика Андрея Фурсенко на посту министра образования:

– К сожалению, при принятии данного кадрового решения мнение педагогического и образовательного сообщества, как всегда, не было принято во внимание. В результате, как мы видим, в рассуждениях нового главы Минобразования господствуют прежний экономический подход и расчет на то, что рынок все исправит. А ведь на самом деле проблема качества и повышения конкурентоспособности отечественного образования – вот что должно составлять программу нового министра образования. В противном случае мы получаем министерство экономики, которое озабочено только тем, чтобы как можно больше сэкономить на образовании.

На словах наше руководство рассуждает об инвестициях в человеческий капитал, а на деле занимается уничтожением системы бесплатного высшего образования, в то время как в той же Японии и других развитых странах высшее образование считается обязательным. Образовательному сообществу хотелось бы услышать, в чем состоит программа деятельности нового министра и что он собирается менять, однако этот вопрос остается без ответа. Руководитель такого ключевого ведомства в своей деятельности должен выражать чаяния и надежды общества, а не просто быть членом правительственной команды.

Мое отношение к бывшему и новому главам Минобрнауки можно сформулировать следующим образом: оба хуже. По большому счету, заявление Дмитрия Ливанова является реализацией известной установки г-на Фурсенко о том, что нам не нужны инженеры, а нужны рабочие. Теперь новый министр тоже начинает по-буденновски «махать шашкой», разрушая традиции высшего образования.

Все наши реформы в образовании носят административно-организационный характер. И существа дела они не касаются – ни подготовки педагогических кадров, ни содержания образования, ни его целей. У руководства, судя по всему, даже нет ответов на эти вопросы, а у корабля, который не имеет цели, не может быть и попутного ветра. Сначала нам говорили о том, что рынку виднее, какие специальности востребованы. В результате рынок «напланировал» Бог знает что, а мы начинаем выравнивать ситуацию, совершая колебание в обратном направлении. Наши власти наделают глупостей, а потом пытаются их исправлять. Проблема в том, что глупости ведь проходятся по людским судьбам.

Мнения педагогического сообщества при назначении г-на Ливанова никто не спрашивал. Имя этого ректора не было на слуху. По крайней мере, ни его работ, ни его статей я не читал. Мы, по сути, ничего о нем не знаем, в то время как столь ответственный пост должен занимать человек, который способен учитывать как интересы общества, так и государства, а в первую очередь – интересы наших детей. Невозможно сводить стратегию государства в образовательной сфере к примитивным экономическим аргументам. Это – как раз тот случай, когда скупой платит дважды. Образование предполагает долгосрочную стратегию. Ребенок, который сегодня пришел в школу, выйдет во взрослую жизнь только через 10-11 лет. Школа не может руководствоваться принципом «здесь и сейчас». Непродуманные действия и административные шараханья, кроме вреда, ничего не приносят.

http://clck.ru/15o-7


Комментариев:

Вернуться на главную