Владимир ОДНОРАЛОВ (Оренбург)

"ОСОЗНАТЬ РОДСТВО..."

 

КАК НЕСЛУХ САШКА ПАРОХОД СЛОМАЛ
Сказка бабушки Веры

В. А. Хомутовой, с благодарностью

На Волге много разных городов с пристанями. Есть, например, город Нижний Новгород, а ещё есть, например, город Астрахань. И ходит между ними пароход. Например, «Тарас Шевченко». То есть ходил, пока эта история не случилась. Старинный пароход, с трубой и колёсным ходом, не какой-нибудь там теплоходишко! Хотели, рассказывают, заменить его колёса винтом (для скорости), но капитан не дозволил.

– Это, – он сказал, – всё равно, что Тарасу Шевченко усы сбрить и нанести тем самым большую обиду всему украинскому народу.

В Нижнем Новгороде жила бабушка Вера и с ней – неслух Сашка. Однажды этому Сашке очень повезло, приехал в гости дядя из Астрахани и задарил его всякой жвачкой: и лимонной, и апельсинной, и бананной – целую неделю Сашка её жевал и даже во сне не прерывался. У него уж и челюсти заболели, и один молочный зуб через это сам вырвался, но зато он многому научился: лишнюю слюну сквозь прореху от зуба цвиркать, нажёванный пузырь изо рта выдувать да лопать… только вот чтобы жёваную резину на восемь метров (как сосед Витька) выплёвывать – эта мудрость никак не давалась.

Пришёл срок бабушке Вере ехать в Астрахань, в гости к тому дяде. Она взяла билет на «Тараса Шевченко» и собрала чемодан. Сашка – тут как тут:

– Баб, я тебя провожу!

Он, ясное дело, немного подлизывался. Очень было охота, чтобы бабушка привезла ему ещё жвачки. Дядина кончилась почти, и слышал он, что бывает ещё какая-то ананасная! Но он и любил бабушку, честное слово!

Ну, пошли они на пристань. Бабушка чемодан тащит, Сашка последнюю бананную жвачку жуёт, по сторонам гордо смотрит. Вот, мол, как я иду! По родному Нижнему Новгороду. Как по Америке! Подошли они к пароходу. Бабушка и говорит:

– Давай, внучек, прощаться. Вынь-ка холеру эту бананную изо рта, скажи, как маму слушаться будешь.

Сашка надулся, да ка-ак плюнет. Ах! Прямо в Волгу! На девять метров от берега в самую Волгу… Лихо!

Но – бабушка опечалилась, даже головой покачала.

– Эх, внучек, зря ты эту резиновую холеру в Волгу выплюнул. Она тебе не Америка, она – живая река… Эх, эх…

Поэхала бабушка и поехала. Поплыла, то есть. Ушёл пароход за мысок, и Сашка домой направился скучать без жвачки, да бабушку из Астрахани поджидать. И так он её заждался, даже забыл про неё. Как-то проснулся, а в доме шум, кутерьма: бабушка приехала!

Собрались все за столом. Бабушка рассказала, как она гостила, как домой возвращалась – не водным путём, а потом обратилась к Сашке.

– А к тебе, внучек, у меня особая речь. Помнишь ли, как ты жёваную резину в Волгу заплюнул?

– Ну-у! – подтвердил Сашка и правое ухо верх повёл и рот открыл для внимания.

– Настоящая беда, внучек. Только мы за мысок заплыли – пароход и забуксовал. Что такое? Машина пыхтит, а колёса – пшшш! И не крутятся. Команда по пароходу забегала, капитан кричит, ругается: «Полный вперёд!» А колёса – пшшш… Стоп машина! Бросили якорь. Матросы в воду полезли, колёса проверять. Глядят – а они все жёванной резиной забиты. Капитан тогда всех пассажиров на палубе построил и допрос повёл.

– Кто на моём пароходе, на дорогом нашем «Тарасе Шевченко» резину жевал и за борт её выплёвывал? Это же огромная обида всему украинскому народу! Признавайтесь, а то я за себя не ручаюсь.

Гроза-капитан. Я-то сразу про тебя вспомнила. Это, думаю, Сашкина работа. Только он, неслух, резину на пристани жевал, и ведь как удачно заплюнул, прямо под колёса нашему пароходу! Стою, трясусь. Дело-то милицией пахнет. Арестом. Народ обижается, объясняет капитану:

– Мы никто резину не жевали. У нас вобла на то есть. Беляши, помидоры и яблоки. Это мы и жевали, но обошлись без плеванья.

Вдруг один востроносенький гражданин обрадовался:

– А я видел! На пристани мальчик-шестилеток всё жвачку жевал да жевал, да ка-ак плюнет! На девять метров от берега плюнул. Но он на берегу остался.

– Ясно. Его работа, – вздохнул капитан. – Может, он провожал кого? И здесь, например, едет в Астрахань его бабушка?

Я (бабушка Вера то есть) ни жива ни мертва стою. Ну, как укажет кто – мол, вон она! Но никто не указал.

– Его счастье, что он на берегу остался, – решил капитан. – А то бы я его или в милицию сдал, или заставил бы самого оба колеса от резиновой этой холеры очищать.

И послал нас капитан помогать команде – чистить колёса. Три дня чистили да по течению в Астрахань плыли. А резина-то твоя аж в мотор попала, там всё склеила. Теперь наш «Тарас Шевченко» в Астрахани на ремонт стал. Вот почему я назад поездом приехала, вот почему не привезла тебе, Сашка, ни лимонной, ни бананной жвачки, а привезла астраханский пряник, арбуз и завет: не жуй всякую резинную холеру, не плюй в Волгу-матушку, не обижай труженицу, да и на землю такую дрянь плевать – большой грех.

Закрыл Сашка рот, а потом сказал:

– Спасибо, бабушка, за пряник, а за то, что ты меня капитану не выдала, огромное преспасибо. Жвачек теперь я и сам не хочу, и не только ими, но и просто слюнями обещаю в Волгу не плевать.

И вот чудо: хоть и неслух наш Сашка, а слово держит. Любит он бабушку, а Волгу тоже любит. Эх, все бы так!

 

СЕДЬМОЙ ЗАЯЦ

Это очень давно случилось, в середине ХХ века. Мы жили тогда в собственном доме, в Форштадте. У нас две печки было: одна на кухне, от неё ещё и баня топилась, а вторая – светёлку отапливала. Мебели тогда у всех недоставало. Ну, такой, обычный был набор: посерёдке комнаты раздвижной стол на толстых ногах, в левом углу никелированная полутороспальная кровать с подушками чуть не до потолка, под кружевным покрывалом, и на колесиках. Справа... нет, не справа, а между восточных окон, конечно, трюмо с подставкой - ящички там для пудры "Премьера" и одеколона "Кармен". Я почему-то считал эту Кармен узбекской героиней, похожа она была на одну мамину подругу из Ташкента. Далее. Правее этого трюмо, у южных окон, стоял буфет. Такое чудище: большая толстобёдрая тумбочка, а на ней башенки из тусклого стекла. В общем-то, если бы эту штуку сделали с любовью, это было бы красивое мебельное сооружение. За буфетом, у западной стены – шкаф. Нынче это называется шифоньер. А тогда был шкаф, у нас – ещё и зеркальный! Открываешь дверку – а там зеркало, и смотришься: ты это или чужой кто в шкаф заглядывает. И были конечно стулья. Очень красивые, лёгкие стулья, называемые венскими. Сегодня они будто бы хороших денег стоят, а тогда - у всех почти были: умели наши краснодеревщики венские стулья гнуть. Например, и мой дедушка умел! А ещё в этой светёлке было четыре окна. Два на восток и два на юг, между южными висела чёрная тарелка-репродуктор, которая однажды, передавая оперную музыку, загорелась сама собой...

Но я не об этом пожарном случае, а о том, которое случилось – точно на Рождество. Ну, может быть, за день до него, но никак не после, потому что после Рождества не могло быть в доме такого покоя, который был тогда (шли бы и шли за гостями гости). Стол, который посредине был, отодвинули ближе к шкафу, а между ним и трюмо поставили ёлку. Елка пахла сильно, хвойно, незнакомым каким-то для нашего Форштадта счастьем, чистым и лёгким, какого вообще-то нигде не бывает, только в детстве – и не у всех.

А вообще-то у нас в доме всегда было очень чисто. И тепло было всегда. Чем только ни топили печи! Углём, дровами, лузгой, корьём каким-то, брикетами, но всегда было тепло – и никто, никакой Чубайс этого тепла запретить не мог. Как, впрочем, и света. Свет у нас время от времени отключался по неисправности, и мы тогда зажигали большие белые свечи и керосиновую лампу.

И вот было в светёлке тепло, чисто, и как бы две ёлки стояло: одна у нас, а вторая в зеркале трюмо, в какой-то другой, волшебной комнате, лишь похожей на нашу. Перед Рождеством бабушка подарила мне открытку в блёстках и светящуюся в темноте: Иванушка в красной шапке и в красных сапожках, в изумрудном кафтане, румяный и весёлый, и летел он в чёрном, глубоком небе, на красно-буром Коньке-Горбунке с жемчужно-чёрными глазами. Оба они летели во тьме, но не в полной: был там и месяц, и звёзды, и они-то - светились. И я часто проползал к трюмо посмотреть на картинку: ее по общему совету прикрепили над зеркалом, а к трюмо вела ковровая дорожка-половик. Ворсистая, упругая, валяться на ней и по ней ползать было сплошным удовольствием, тем более что ползти нужно под столом и под ёлкой. А на ёлочке, кроме обычных на сегодняшний день шариков и других блестящих штучек, были ещё бабушкой позолоченные орехи, мандарины в серебряных верёвочках, конфеты просто в нарядных своих одёжках. И эти драгоценности можно было потихоньку с ёлки снимать, поэтому бордовая дорожка к светящейся картинке была для меня очень завлекательной.

Это были очень тихие, предрождественские дни. Ещё и папы дома не было. Он служил тогда шофером в какой-то конторе и, как он говорил, со всей конторой поехал на охоту. Шуршали за окнами бураны, укладывая голубые снега волну за волной, и ничто им не могло препятствовать - ни ворота наши, ни заборы. Мама, юная моя, с молодыми, мерцающими как снежинки глазами (всегда готовая рассмеяться всякой шутке), что-то загрустила. Снега валили и валили, мы с бабушкой пробивали тропы к сараю с топкой, к воротам, к скворечнику-туалету, а наутро эти тропы вновь заметались серебром сверкающим, невообразимо чистым снегом. А мама грустила. И понятно: папа был где-то в степи на своём брезентом крытом "Виллисе" под всеми этими снегами. И вся надежда у мамы была на то, что победителей фашистов накануне Рождества Господь зиме не выдаст. Как-нибудь сохранит.

И под вечер, буранный и тёмный, когда я уже дремал, забарабанили в ставни, ворота загремели, послышалось фырканье "Виллиса" и папин весёлый голос. Приехал! В дом заваливается в клубах пара, румяный, заснеженный, настоящий Дед Мороз. Полушубок снимает, шапку снимает, валенки снимает – и со всего снег сыплется. Сидит у печки на кухне, рядом двустволка со жгуче холодными стволами, довольный, руки отогревает.

– Ну, мать, чего я тебе привёз, ты и думать не мечтаешь, – говорит он наконец и приносит из сеней мешок, и вытряхивает из этого окровавленного мешка гору убитых зайцев – семь штук! Семь громадных, с меня каждый ростом русаков с мощными лапами, с громадными раскрытыми глазами, с застрявшими в усах льдинками.

Конечно, и по сей день мне этих зайцев жалко. Они ведь были положительными героями всех наших мультфильмов. А я впервые видел застреленных наших, степных зайцев. Ушастых, с трогательными, в форме сердца хвостами... и у каждого была рана. Кровь на шкуре означала смерть. Юная моя мама и молодой, невредимым вернувшийся с войны папа радовались им как добыче. Жили мы, как все, трудно, и семь заячьих тушек означали сытые зимние праздники, да и шкурки были в цене... Ну а я к зайцам, конечно, несколько иначе относился. Они же были с меня ростом, с громадными изумлёнными глазами: "Как же, мол, так? Были живы – и на тебе!" Мне представлялось, что выстрел настигал их в прыжке, в полёте, потому и застыли они летящими.

Мама с папой и с бабушкой начали разделывать первого зайца. Мне дали заячий хвост для каких-нибудь игр, но не нужен мне был этот хвост. С тем, что явно убитых зайцев сейчас разделают, я смирился, но я нашёл среди этих семи одного без раны. На нём вообще не было даже следов крови! Он был цел! У него не было смертельной раны. И его длинные задние, крепкие передние лапы, прекрасная холодная шерсть, ладные, не такие уж и длинные уши, выпуклые, спокойные и глубокие глаза – и они говорили, что это обморочный заяц. Это слово "обморочный" – я сам придумал. Я однажды был в обмороке. Меня друг мой Атайка в игре шарахнул "по кумполу" горбылём, и я упал на некоторое время в обморок, хотя и был совершенно целым. Как и этот седьмой заяц.

А зайцев между тем разделывали. Их, простите, потрошили, снимали с них шкуру и тому подобное. И какой был бы ужас, если бы мой заяц очнулся вдруг выпотрошенным и без шкуры. А я всё больше уверялся, что седьмой заяц жив. Но – в обмороке. Ведь нет у него раны. И крови на нём нигде нет. Не зная многого, я знал, что если скажу сейчас об этом маме и папе - мол, живой это, оглушенный только заяц, они рассмеются, назовут меня глупышкой и найдут – и рану, и невидимую поверх шерсти кровь...

И я не стал, не стал говорить своим счастливым родителям ничего. Я взял обморочного своего зайца за уши (до сих пор помню нежную шёрстку и холодную плоть его ушей) и тихонько, ползком, уволок его в светёлку. Мама, папа и бабаня там чего-то смеялись, а я уволок его и спрятал. Надёжно. Под столом и под ковровой дорожкой. Ведь ему нужно было тепло, чтобы оттаять и очнуться. А уж очнувшегося его ни убивать снова, ни потрошить не будут. Мы с ним почти в обнимку уснули. Он под ковровой дорожкой, а я сверху. И он ожил! И оказался громадным, как небольшая лошадка, зайцем. Он глянул на меня выпуклыми, горячими теперь глазами, я сел на него, как на Конька-Горбунка и мы, сквозь зеркало, помчались в звёздное небо, в то самое, в котором летел и Иванушка на своём Коньке. Я даже землю увидел – маленькую; туманный такой голубой клубочек... Но я понимал, что она издали такая, а вообще-то достаточная, и дух захватывало...

Утром я, конечно, оказался на месте, в своей постели, на топчане за печкой (самое уютное в доме место!). Зайца под ковровой дорожкой не было. В холодных сенях на большом столе лежали шесть заячьих тушек, а под столом – шесть посыпанных солью шкурок. Седьмого зайца то есть не было! Он ожил и убежал! Как? Ну как, например, наш кот умеет проникать в закрытый дом и уходить из него. Да и двери мы тогда иногда и не запирали, когда были все дома. Да и папа спросил у меня:

– Сынок, а ты помнишь, сколько было зайцев? Семь или шесть? Я вроде бы помню, что семь, а мама говорит – шесть.

И до сих пор, став уже дедушкой и бабушкой, они спорят, вспоминая то Рождество, сколько было зайцев – шесть или семь? А правду знаю только я. В ту ночь мы с моим седьмым зайцем расстались где-то возле луны.

 

ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК. ГДЕ СКРЫВАЕТСЯ СОВРЕМЕННАЯ ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА?
Интервью Владимира Ивановича ОДНОРАЛОВА
в газете «Аргументы и факты. Оренбург»

«АиФ Оренбург», Людмила Максимова: 

- Что должно быть в душе человека, чтобы писать для детей? Должен быть особый взгляд на жизнь?

- У Льва Николаевича Толстого есть два рассказа «Филиппок» и «Три смерти». Филиппок входит в арсенал детской литературы. Но ведь он написан совершенно тем же языком, с той же серьезностью, как и «Три смерти». У каждого нормального писателя что-то находится для детей. Меня всегда удивляло, почему учителя настаивали, чтобы мы учили наизусть определенные стихотворные отрывки, а не разбирали юмористические сцены, например, из Гоголя. Покажите, какие интересные забавные гоголевские образы! Если человек понял его юмор, он потом поймет и Тургеневский, и некрасовский великолепный юмор и Пушкинский, и у Льва Толстого найдет, где улыбнуться.

- Нужно ли заставлять детей читать?

- От того, что ребята не читают, мы получаем ряд серьезных болезней. Они более подвержены каким-то искушениям. Сегодня большая проблема - мусорная речь, которая грязнит душу, на которой не выразить высокие чувства, не понять Достоевского... Этот язык неуважение ко всему, и к своему товарищу, и к себе, и к родителям. Жестоко мы заблуждаемся, когда сами начинаем разговаривать этим языком.

Надо приводить в чувства и себя, и детей. Большая проблема в перевернутых с ног на голову ориентирах, маячках, которые ставят перед молодежью… Она, бедная, до головокружения запуталась. Поэтому обязательно нужно прививать детей к чтению и только собственным примером. Если вы не читаете, почему дети должны это любить? Надо ловить момент, когда у детей возникает к этому расположенность. Сделайте за обычай совместное чтение. А дети-традиционалисты укрепят обычай. Чтение должно стать гигиенической процедурой.

- Какой должна быть нынче детская книга?

- Оформлена художниками, но в тоже время и не слишком гламурно. Также книжка не должна становится полуигрушкой - к ней не будет серьезного отношения. Книга вещь сакральная, требует уважения. Давайте из книжки сделаем подставку для сковороды…

Главное, чтобы ее было удобно читать. А текст должен быть искренним, честным, серьезным. Стыдно писать для детей лишь сплошь что-то веселое. В конце тоннеля обязательно должен быть свет. Тем не менее, нельзя ребенка в какую-то чащобу загонять, как это делают некоторые современные писатели, оправдываясь тем, что надо нести правду, но дети без вас найдут ее. Конечно, эти проблемы нельзя обходить, но нельзя легализовать чернуху, делать ее обыденной.

Во времена Алексея Михайловича Тишайшего изданный месяцеслов подписывали два человека - царь и  Патриарх. Сейчас никто не подписывает, но люди до сих пор с доверием относятся к печатному слову. Хотя сегодня его топором не вырубишь, но на веру все брать не нужно. В середине прошлого века нам казалось бы нелепостью, что хлеб может быть ядовитым, а сейчас это запросто: не допекли, не то в муку добавили. Вот так и с книгами.

 
- Сегодня в магазине с трудом можно отыскать оригинальную версию тех же русских народных сказок. Какое-то нашествие бесконечных редакций и версий.

- В детстве мы тоже читали адаптированные книги «Робинзон Крузо», «Гулливера». А мои недавно купили «Золотой ключик». Елки-палки, такая адаптация! Зачем Алексея Толстого адаптировать?! Текст абсолютно не интересный. Разве он приучит детей читать? Нет, потому что не произойдет этого чуда «увидения».

Быть оптимистом и не бояться сложностей. Чему учат сказки? Начните со сказок (настоящих – Афанасьевских). Сказка - самая калорийная духовная пища. Там есть, над чем думать, чему сопереживать. И главное приходит лучшее понимание того, что такое русский человек. Вторая по полезности литература - книги о природе и исторические книги. После этого и лирика Пушкина пойдет. Природу без поэтического чувства не так воспримешь. Поэзия это не прием, не набор выразительных средств, это, прежде всего, состояние твое в тот момет, когда вдруг твоя телесная оболочка оборвалась и в тебя пошло что-то из той синевы…

Уже потом можно прикасаться к чужеземной литературе, и особенно к фентези. Жанр сам по себе предполагает безответственность - мели, Емеля, твоя неделя. Хорошо перевоплощаться в Гарри Поттера летать на метле, лежа на диване, совершенно не страшно, если только заснешь, а на тебя кот прыгнет, и ты вздрогнешь. «Вий»-то ведь действительно страшный. Тут жуть сладкая. Высоцкий в фильме знаменитом своем говорил: «вор должен сидеть в тюрьме». Я тоже так думаю: черт должен оставаться чертом, а ангел ангелом. Зачем смешивать кислое с пресным?

Для чего нужна детская литература? Для того, чтобы мостики провести к нашей большой классической литературе. Без этого яма получается, которую преодолеть достаточно сложно. Не помощники тут ни телевидение, ни интернет, хотя абсолютно ничего против не имею. Да, информация нужна. Но еще нужнее сейчас наука сопереживания. Едино человечество или не едино? Вот он чужой, говорят. Да нет чужих. А литература помогает осознать это родство, мы родню находим и в прошлом. Сколько людей почувствовало родного человека в Валентине Распутине! Сибиряк, на Ангаре жил, черти где. Но он наша родня, как Астафьев, Шукшин, Белов. И у всех у  них есть что-то для детей. Но все похоронены, забыты. Вырыли яму между большой литературой и нынешним днем.

-  Родители не знают современных авторов, они до сих пор без альтернативы читают Чуковского, Михалкова. Почему это происходит? Неужели им нет равных?  

- Я знаю несколько очень хороших писателей для детей, но они тонут где-то в столичных болотах, не доходя до провинции, как и мы не можем из нее вырваться. Обмена нет. Раньше наши издательства не зависели от рынка. Они работали по соображениям полезности, нужности, талантливости. Получил я недавно премию за рукопись «Светлячки». И что дальше? По-моему, нашему брату-литератору в качестве премии нужно давать грант на новую книгу. Раз тебе дают премию, значит, тебя признали, ну так помогите осуществить издание. Моя первая книга в советские годы «За грибным царем» издали в 100 тыс. экземпляров, ни одной сейчас не найти. А «Светлячки» вышли в 300 экземпляров, сколько было денег, на столько и напечатали. Если власть хочет, чтобы литература работала на оздоровление духовной атмосферы нашего общества, на восстановление нормальных ценностных ориентиров, то нужно помогать. Мы сами не потянем.

Опубликовано: еженедельник «Аргументы и Факты» № 14 05/04/2017

Одноралов Владимир Иванович родился 6 сентября 1946 года в селе Дудукаловка Егорлыкского района Ростовской области.
Поэт прозаик, очеркист, православный публицист, детский писатель.
Член Союза писателей России с 1991 года.
Автор книг «Окно в сад», «За грибным царем», «Калоши счастья», «Рухляндия и ее окрестности», «Свеча Господу», «Светлячки».
Был заведующим литературной частью Оренбургского областного театра кукол. Как журналист В.И. Одноралов объездил всю область, написал замечательные статьи об оренбургских тружениках, писателях, поэтах, художниках, священнослужителях. С интересом и благодарностью откликались читатели на его публикации в столичной и местной периодике: журналах альманахах и газетах «Москва», «Наш современник», «Молодая гвардия», «Литературная учеба», «Костер», «Поэзия», «Мурзилка», «Пионерская правда», «Гостиный двор», «День литературы», «Литературная Россия», «Комсомольское племя», «Южный Урал», «Вечерний Оренбург» и других.
Живой отклик слушателей получила выходившая в 90-ые годы на областном радио программа В.И. Одноралова «Возвращение в храм», где велись беседы о возрождении Православия и судьбе России.
В.И. Одноралов также принимал непосредственное участие в восстановлении нескольких оренбургских храмов.
Лауреат IV Международного литературного форума «Золотой витязь», премий «Облака», «Оренбургская лира», им. С.Т. Аксакова, им. П.И. Рычкова и других.
Сейчас готовится к изданию книга Владимира Ивановича «Дерево бобра» и другие сказки для детей всякого возраста».

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"
Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Комментариев:

Вернуться на главную