Борис ОРЛОВ (Санкт-Петербург)
«ОСМОТРЕТЬСЯ В ОТСЕКАХ!»

…Недавно я пересматривал хранящуюся у меня подборку старых журналов: порою в них можно найти очень интересные, хотя и забытые мысли. Вот и сейчас: в журнале «Америка» за 1992 год я отыскал интервью Иосифа Бродского. Вы знаете, для определённой части наших деятелей культуры Бродский есть высший авторитет… Что же говорил этот человек в начале ельцинской эпохи, через четыре месяца после развала СССР? Буквально следующее: «…Но я думаю, что в этом отношении, в отношении изящной словесности в ХХ веке между Россией и Соединёнными Штатами существует определённый паритет, равенство».

Вот как сказано! Уж если даже Бродский, человек глубоко чуждый, если не враждебный России, соглашался признать хотя бы «паритет» между русской и американской литературой, значит, можно сделать вывод о нашем несомненном превосходстве!

Да, даже в советские времена русская литература продолжала оставаться духовной опорой нации, продолжала нести в народ разумные, добрые, вечные начала.

2015 год объявлен Годом литературы. Это прекрасно! И мне кажется, что прежде всего, в наступившем году мы должны решительно отказаться от той мысли, что была внушена обществу в начале эпохи реформ — от мысли, будто никакой русской литературы в советское время не было вообще.

Классическая русская словесность жила борьбой добра со злом. Она поднимала народ на эту борьбу — за правду против лжи, за любовь к людям против человеконенавистничества. В XIX веке, когда в России тоже не было многопартийной системы, именно литература служила оппозицией власти: писатель смело указывал правящей верхушке на все отступления от Правды и Добра. И власть не могла не прислушиваться к голосу духовных вождей народа. Тогда литература выступала плечом к плечу с Православной Церковью.

Когда же в стране произошёл переворот, к власти пришли большевики, и Церковь подверглась гонениям, новые власти очень скоро убедились, что воспитывать народ с помощью одних только лозунгов и газетных статей невозможно. И литература вновь заняла подобающее место, вновь встала на борьбу со злом. Правда, теперь вместо добра и зла стали говорить о том, что хорошо, и что плохо. Помните Маяковского? «Крошка сын к отцу пришёл, и спросила кроха: что такое хорошо и что такое плохо?» Это, конечно, детский стишок, но он отражает главное направление советской литературы: советские писатели вновь, как и их предшественники в XIX веке, объясняли народу, где правда, а где ложь, где верный путь, а где тупик. И вновь писатель стал духовной, творческой оппозицией власти: его голос мог серьёзно повлиять на политику страны. Вспомните выступления Валентина Распутина, Василия Белова и десятков других наших литераторов: их голос слушали, по их словам власти могли отказаться от таких вредных проектов, как, например, поворот северных рек…

Но вот наступило время перемен. Вся советская литература была объявлена фикцией, иллюзией, идеологическим фантомом. При этом было сделано всё, чтобы новая литература не смогла развиться, не сумела бы пробиться к читателю. Писателям был закрыт ход на радио и телевидение, их произведения издавались минимальными тиражами, их творчество не освещалось в прессе. Было сделано всё, чтобы лишить народ традиционного духовного водительства. Более того: это водительство отдали прозападным силам, которые начали навязывать народу чуждые идеалы, губительные как для личности, так и для общества. Не буду сейчас говорить о всех сторонах этого явления, скажу только об одном: советская литература прославляла человеческий труд — производительный, творческий. Кто сейчас  говорит о благотворной роли труда?

Недавно я гостил в Белоруссии. Стояло лето, время жатвы — и каждый вечер по радио, по телевидению выступал президент Лукашенко, рассказывая народу, как идёт сбор урожая. Мне это чрезвычайно понравилось! Вот о чём надо говорить: не о преступлениях, не о стихийных бедствиях, не о бездарных и пошлых «звёздах эстрады» — а о труде человеческом, труде, который всех нас кормит. Надо признать, в Белоруссии идеологическая работа поставлена хорошо, — чего, увы, не скажешь о России.

Наоборот: нашу молодёжь всячески убеждают, что «умение жить» — это способность жить не трудясь. Нужно-де искать шальные деньги: выигрывать в азартных играх, в биржевых спекуляциях, в мошенничестве или даже в прямом воровстве.

Такую идею и прямо и косвенно поддерживает наша современная беллетристика, ориентированная на западные ценности. Более того, теперь принято считать, что и писательский труд для литератора не нужен, ни к чему поэту знать творения его славных предшественников. Зачем утруждать себя чтением классики: наоборот, чем меньше ты её знаешь, тем скорее прослывёшь оригинальным, современным творцом. Зачем учить русский язык с его сложнейшими правилами: пиши с грубыми ошибками, вовсе не ставь знаки препинания — и тебя назовут смелым автором, презирающим условности. К слову сказать, мне часто приходится сталкиваться с творениями таких «новаторов», и могу уверить вас: за их «экспериментами» не стоит ничего кроме безграмотности, скудного духовного багажа и безмерного самомнения и гордыни. Что такое прославленный современный поэт? — это человек, пишущий для своего узкого круга. О чём он пишет? — он выражает чувства, свойственные психопату, неврастенику, наркоману. Причём, очень неграмотно выражает, не знает основ стихосложения, не знает, что такое литературный стиль, и что такое правила грамматики.

То же можно сказать и о тех прозападных литераторах, которых сейчас пытаются представить как единственный авторитет в мире русской словесности. Я имею в виду Дмитрия Быкова, Людмилу Улицкую и иже с ними. Эти люди в своё время были выдвинуты на передний план деструктивными силами, разрушившими Советский Союз, и ныне поддерживаются нашей пятой и шестой колоннами. Такая литература основывается уже не на противопоставлении добра и зла, правды и лжи, хорошего и дурного — но на противопоставлении выгодного и невыгодного, приятного и неприятного! Она живёт ценностями мира потребления, и всё, что выше того, не желает замечать.

Ныне и писательское творчество направлено на вышибание денег. Ко мне приходит молодой человек и хвастается: «Мою книгу купило через интернет 50 человек!» Я спрашиваю его: «А в серьёзных литературных журналах вы публиковались?» — «Нет…» Что это значит? Это значит, что его книга не прошла должной оценки специалистов, знатоков, тех, кто понимает толк в писательском деле. Этот автор на первое место ставит не профессиональный уровень, не то, что его высоко оценили мастера, а только прибыль, только деньги. Бывает и такое: приходит ко мне молодой человек и спрашивает, как ему зарегистрировать авторские права на свой сборник стихов. Я, полистав этот сборник, говорю: «А с чего вы решили, что можете говорить о своём авторском праве? Вот это вы у Пушкина украли, это у Есенина, это у Блока… Это плагиат, а вашего-то тут ничего нет!»

Таковы результаты войны с советской литературой, которая, как сейчас выясняется, была всё той же Великой Русской Литературой, что и в XIX веке, развивавшейся по тем же духовным принципам, идущей по тому же пути народной правды.

…Сейчас много — и справедливо! — говорят о необходимости крепить экономическую безопасность страны, создавать её продовольственную безопасность. Это верно, но нельзя забывать и о духовной безопасности, о способности выстоять в идеологической войне — страшнейшей, наиболее разрушительной войне современности. И эту безопасность может обезпечить России только развитая национальная культура, важнейшей частью которой является словесность. Потому что русского человека победить можно только изнутри. Внешний враг нас никогда не одолеет! Но душу русскую надо беречь, — и за её целостность литература должна отвечать.

Я — в прошлом боевой офицер-подводник — с радостью вижу, как возрождается сегодня русское военное могущество. Невольно вспоминаются всем известные слова русского императора Александра III: «У России есть только два союзника — её армия и её флот». Но мне кажется, что ныне можно говорить и о двух новых союзниках. Во-первых, это Православная Церковь: России возвращены её храмы, её монастыри, русские монахи вновь молятся о милости Божией к родной стране. А во-вторых, это литература (и шире — культура), которая всегда готова встать на защиту русского духа.

Когда говорят о сегодняшнем дне России, мне вспоминаются слова из лермонтовского «Бородина»: «Мы долго, молча отступали. Досадно было. Боя ждали». И вот — этот бой грянул, — и первая его победа — возвращение Крыма. Верю, что будут и другие победы. Мы можем сделать рывок, объединившись вокруг президента. Пришёл человек, на которого можно опереться. Знаете, у подводников есть такая команда: «Осмотреться в отсеках!» Это значит: внимательно осмотреть свой отсек — нет ли где течи, неисправности, недоделок. Осмотрелись? Ликвидировали неполадки? — теперь лодка может идти полным ходом вперёд. Мне кажется, что сейчас по всей России звучит: «Осмотреться в отсеках!» — и мы, каждый на своём месте, должны увидеть наши прорехи, поломки, недостатки, чтобы страна продолжила свой исконный русский путь к правде Божией. А литература — настоящая русская литература — будет служить крепким посохом на этом пути.

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"
Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Комментариев:

Вернуться на главную