Авторская страница Владимира ПЛОТНИКОВА

СЛОВОМЕР
 <<<    Далее           Ранее  >>>

19.11.2017 г.

САМАРСКИЙ «АКСАКОГЕНЕЗ»
По итогам I межрегионального аксаковского форума в Самаре

«Помилуй Бог, мы — русски! Какой восторг!
Мы русские и поэтому мы победим»
Генералиссимус Суворов

 

Семья великого русского писателя Сергея Тимофеевича Аксакова (1791-1859) признана ЮНЕСКО «одной из образцовых в мировом масштабе». Это не фигура речи: олицетворяя евразийское единение на протяжении почти тысячелетия, в XIX род Аксаковых даровал отчизне не просто людей исключительной человеческой порядочности, но подлинных исполинов духа, слова, мысли, гражданской пользы и славянского братства. Тому же Ивану Аксакову, национальному  герою Болгарии, за исключительную роль в деле освобождении Балкан от турецкого ига предлагали софийский трон!

 

«Золотое кольцо аксаковского Поволжья»

Еще в 1991 году, провозглашённом ЮНЕСКО годом С.Т. Аксакова, активисты Уфы развернули фамильное движение, которые вскоре охватило и другие регионы, тесно связанные с подвижнической деятельностью Аксаковых: Оренбургскую, Ульяновскую и Самарскую области. И справедливости ради отметим: власти Башкортостана, Оренбуржья и Ульяновска за прошедшие четверть века сделали очень много для сохранения и приумножения памяти о великом роде, его заслуг и традиций. Был издан великолепный путеводитель «Золотое кольцо аксаковского Поволжья».

Более того, в Уфе пяти лучшим студентам, исследователям творчества Аксаковых, и двум педагогам накануне дня рождения Сергея Тимофеевича – 1 октября – была присуждена ежегодная Премия городского округа города Уфа имени С.Т. Аксакова. 25-я по счету! По словам директора Дома-музея семьи Аксаковых, писателя-исследователя Михаила Чванова, «в этом году прошел уже 27 международный праздник Аксакова. Мероприятия проходят по всей республике, однако основными местами праздничного действа являются города Уфа, Белебей и их районы. Городской совет Уфы изначально принимал огромное участие в подготовке ежегодных мероприятий и учредил премию для талантливых молодых людей, эта премия является очень важной и уважаемой среди молодежи».

Лишь в Самаре все эти годы ситуация оставляла желать лучшего ввиду, учтиво выражаясь, «сдержанного  внимания» власти предержащих. Но вот, буквально на днях, случился настоящий - общенародный – ПРОРЫВ… И прорыв этот, почему-то есть такая уверенность, будет замечен и поддержан новой областной властью. Свои надежды энтузиасты движения связывают с новым губернатором Дмитрием Азаровым, который на посту мэра областной столицы был чуток к вопросам культуры и просвещения, учредив даже литературный конкурс имени Эдуарда Кондратова.

Всё это особенно актуально теперь, потому как несколько лет подряд (начиная с 2016 года, когда мир отмечал 225-летие С.Т. Аксакова) следует череда юбилеев «детей гнезда Аксакова». В этом году исполнилось 200 лет со дня рождения великого русского мыслителя, общественного деятеля и крупнейшего идеолога славянофильства Константина Аксакова (1817-60). На очереди юбилеи его сестры Веры Сергеевны (1819-64) и братьев-исполинов Григория Сергеевича (1820-91) с Иваном Сергеевиче (1823-86)...  Из 14 детей «отесеньки», Сергея Тимофеевича, выжило десять, и каждый стал достойным гражданином своего Отечества! Случай совершенно уникальный, думается, и в мировом масштабе.

…А ведь, когда-то все началось именно в Самаре…

 

Аксаковы и Самара, кратчайший экскурс

К 50-летию со дня смерти писателя «Самарские губернские ведомости» отмечали, что Сергей Тимофеевич, почитаемый всей Россией, особенно «дорог и памятен Самарской губернии, с которой связан его род, начиная с дедушки». В том же 1909 году при Доме самарского дворянства была открыта Аксаковская комната, первая в империи.

Поразительная вещь! Он не был выдумщиком и создал пространную автобиографическую трилогию («Семейная хроника», «Детские годы Багрова-внука» и «Воспоминания»), которую сейчас бы назвали художественной документалистикой. А она вдруг очаровала всю просвещенную Россию.

Иван Тургенев без обиняков заявил: «Вот он, настоящий тон и стиль, вот русская жизнь, вот задатки будущего русского романа». Другой классик уже в другом веке восклицал: «Аксаков – это наш Гомер... Аксаков, как Гомер, остается где-то в Золотом веке русского прошлого… Когда Аксаков начал создавать «Семейную хронику», великая русская проза еще не существовала… и как бы только сам Бог мог дать ей первотолчок, подарив Слово Аксакову» (Михаил Пришвин). Тургенев был либерал и западник. Аксаков – «консерватор» и отец славянофильства. Но его авторитет в обществе был непререкаем. Аксакова любили и уважали все, даже революционные демократы…

Сергей Аксаков оставил обширную литературно-театральную критику и ценнейшие мемуары о жизни столичной и провинциальной интеллигенции. Зрелые годы знатный литератор провел в столице, но ранние впечатления не раз возвращали его в наши места. Писатель очень любил охотиться и рыбачить в Самарской губернии.

Детство-то Сергея Тимофеевича прошло в Заволжье, где находились родовые имения Аксаковых. Сам он владел 380 душами мужского пола в Мусорской волости Ставропольского уезда (Ставрополем-на-Волге  до 1963-го называли Тольятти).

Даже, спеша из родной Уфы в оренбургское имение Ново-Аксаково, Сергей Тимофеевич не раз рассекал по самарским угодьям. Какая пища, сколько впечатлений для будущих шедевров?! «Буран», «Записки об ужении рыбы», «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии», «Рассказы и воспоминания охотника о разных охотах», «Собирание бабочек» – эти книги покоряли читателей еще нечитанной свежестью, естественностью красок, прозрачным, как воздух, слогом, живым и метким языком, удивительной наблюдательностью автора. А сюжет незавершенной повести «Наташа» развивается близ Сергиевских Минеральных Вод.

В 4 года Сережа бегло читал, в пять великолепно декламировал Сумарокова. Его инсценировки арабских сказок умиляли всех, кто видел этот «театр одного (крошечного) актера». Тон был задан, и до последних дней Сергей Аксаков останется душою общества, одинаково блистательным в ипостасях чтеца и критика, прозаика и поэта.

Придет время, и его подмосковный дом в Абрамцево превратится в «Мекку» для творческой интеллигенции. Аксаковские субботы боялись пропустить Щепкин и Гоголь, Тургенев и Самарин, Киреевские и Хомяков... Как к Периклу в Афины, к Аксакову тянулась культурная Россия.

Такой же любовью пользовались его дети. Григорий Сергеевич стал выдающимся самарским губернатором, при котором Самара обзавелась Окружным судом, органами городского самоуправления, общественным садом, приютом для бедных...

Но ярче всех произведений Аксакова расцвел «Аленький цветочек (сказка ключницы Пелагеи)». Войдя в сокровищницу мировой детской литературы, он дважды становился достоянием киноклассики. В 1952 году выдающийся мастер Лев Атаманов поставил чудный мультик, а четверть века спустя киностудия имени Горького выпустила красочный и талантливый художественный фильм Ирины Новополоцкой с Львом Дуровым, Аллой Демидовой, Александром Абдуловым в главных ролях.

Вот уже больше 160 лет «Аленьким цветочком» наслаждается, зачитывается мир. Но мы помним: хрупкий и прекрасный, он был щедро напитан волжской водицей. А волшебный негасимый свет ему дарило ласковое солнце над кибиткой, пролетающей самарскими полями и перелесками… не в Уфу, не в Москву – в Вечность…

Теперь о том самом всенародном прорыве…

 

Род Аксаковых – гордость Отечества!

…В начале этого года на базе Самарского государственного института культуры (СГИК) был создан Аксаковский комитет Самарской области (АКСО), куда вошли писатели, художники, ученые, библиофилы, общественники, представители казачества и духовенства. Комитет возглавил Павел Коровин, потомственный казак и талантливый музыкант – автор и исполнитель великолепной песни «Аленький цветочек», сразу же ставшей гимном АКСО.

­– Среди главных задач комитета – возрождение интереса земляков к Аксаковскому роду и его деяниям, создание музеев и мемориальных мест для экспозиций, экскурсий и просто культурного досуга земляков, особенно, молодежи, – поясняет Татьяна Бакнина. – Наша цель – привлечь внимание общественности к великому роду, которому в этом году исполняется 990 лет! Да-да, именно в 1029 году исторические документы засвидетельствовали это имя. И вот уже тысячелетие Аксаковский род верой и правдой служит нашему Отечеству.

Татьяна Васильевна работает деканом факультета филологии и философии СГИК. И так случилось, что именно на ее плечи выпал не женский «тоннаж» организационных моментов, который был-таки одолён благодаря бескорыстной помощи таких же энтузиастов.

Безусловно, идейным движителем АКСО с самого начала стала Раиса Павловна Поддубная, крупнейший самарский краевед (полгода назад автор уже знакомил читателей сайта с ее творчеством и, в частности, книгой «Константин Сергеевич Аксаков»).

– У дома, где жил губернатор Григорий Аксаков, мы намерены вырастить прекрасный сад «Аленький цветочек», украсив его скульптурной композицией «Аксаковы», – дополняет Павел Коровин. – Макет бронзового памятника подготовил председатель областной организации Союза художников России Иван Мельников. По нашему замыслу, это будет уютный аксаковский уголок, где под сенью великих в тенистом затишке можно и почитать, и помечтать. Слово и дело – за властью и за народом. Ведь Аксаковский уголок будет целиком обустроен за счет сбора пожертвований. Это чисто народный проект.

То, что проект идет из самого сердца русского народа, обожающего род, подаривший «Аленький цветок», подтвердил Первый межрегиональный аксаковский форум «Род Аксаковых – гордость Отечества». И Самара на три дня превратилась в столицу аксаковедения.

Форум стартовал 13 ноября в самарском «Дворце пионеров», где учащимся школ представили книгу «Аленький цветочек» с послесловием Раисы Поддубной. Разошлась «на ура». Что понятно: подготовленное специально, как первая ступенька по созданию мемориального фонда «Аленький цветочек», издание богато иллюстрировано и отпечатано на средства ООО «Газпром трансгаз Самара». Его же сотрудница Ирина Кремена бескорыстно (!) оформила обложку и предложила оригинальную трактовку хрестоматийного сюжета.

На второй день, 14 ноября, в СГИК прошла научно-практическая конференция «Наследие семьи Аксаковых и проблемы ценностного выбора в современной культуре». В ней участвовали  ведущие аксаковеды страны: завкафедрой русской литературы РГПУ имени А.И. Герцена Елена Анненкова (Санкт-Петербург); прозаик Елена Григорьева (Москва); кандидат филологических наук Владимир Угрюмов (Новокузнецк), кандидат юридических наук Сергей Мотин (Уфа), профессора и преподаватели самарских вузов.

Доктор философских наук, проректор по научной работе и международным связям СГИК Светлана Соловьева, отдав должное значимости форума, убедительно показала, что грань между наукой «столичной и провинциальной» достаточно эфемерна. Подавляющее большинство лучших умов нашей культуры – родом из той самой русской глубинки. В общем, как смиренно доложил вашингтонским гордецам захолустный персонаж «периферийного» Фенимора Купера: «Нет, сэр, я жалкий провинциал».

Сильное впечатление на гостей произвела выставка студенческих фото и иллюстраций «Аксаковские места в Самаре».

После пленарных слушаний конференция работала по тематическим секциям: «Творчество С.Т. Аксакова в контексте истории отечественной культуры», «Идейно-нравственное наследие Аксаковых и современность», «К.С. Аксаков и И.С. Аксаков, как мыслители и крупнейшие представители славянофильства», «Популяризация наследия Аксаковых в системе российских библиотек и музеев».

Елена Анненкова, доктор филологических наук, профессор Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, виднейший специалист по «славянской идее», русской литературе 1-й половины XIX века, автор знаменитого «Путеводителя по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»»:

- В этой большой семье, может быть, несколько странно - на наш взгляд - единство и целостность уживались с некоторым внутренним напряжением, связанным с различием и масштабом личностей. Благодаря таким мероприятиям у нас теперь есть все предпосылки более целенаправленно исследовать личность каждого представителя семейства Аксаковых в ее целостном - духовном, психологическом и творческом - складе.

Завершающий день Форума, 15 ноября, начался с экскурсии по аксаковским местам Самары. И хотя погода до вечера была пакостно-промозглой, это ничуть не смазало активности участников.

После посещения аксаковских мест культурная элита Самары собралась в областной универсальной научной библиотеке, где под председательством главного библиографа Александра Завального состоялась публичная презентация книги Раисы Поддубной про Константина Аксакова.

А поскольку долгожданное событие случайно совпало с 88-м днем рождения замечательного историка, то не терпящей славословий «виновнице» пришлось терпеливо снести немало сердечных дифирамбов, подарков и наград от самарской и столичной профессуры, представителей культурных и общественных организаций, давних почитателей и, разумеется, ближайших друзей-единомышленников из самарской «глубинки». В их числе профессор кафедры Российской истории Самарского госуниверситета Ольга Леонтьева, собкор коммунистической газеты «Правда» Александр Петров, директор Борского краеведческого музея Любовь Требунских, руководитель управления культуры Борского района Алексей Репин, краевед Александр Большаков (Приволжский район) и т.д.

Редкий случай, когда представители всех «полит-спектров» искренне  восхищались научным подвигом, который являет долгая и плодотворная жизнь Раисы Павловны.

Штрих-иллюстрация: в «рыночное время» 88-летний ученый умудряется практически ежегодно создавать по фундаментальной монографии, экономя на пенсии, издает ее за свой счет и принципиально – сугубо бесплатно – раздает тираж по библиотекам, школам, вузам и музеям. Автор порядка 3-х десятков исторических монографий и популярных брошюр, она и в преклонном возрасте демонстрирует живость ума, феноменальную память, огромную эрудицию и фирменный юмор. 2 года назад, в 86-ть, Раиса Поддубная участвовала в многодневной аксаковской экспедиции на снегоходах, ночуя наравне с молодыми коллегами в спальном мешке школьного спортзала! Тут уже не только закалка - сам фамильный корень обязывает: Раиса Павловна из рода Чемпиона чемпионов Ивана Максимовича Поддубного.

 

Код для национальной идеи…

Вершинной кульминацией Форума, бесспорно, стал праздничный гала-концерт, приуроченный к 990-летию рода Аксаковых. Он состоялся в легендарном ОДО (Областном доме офицеров), который помнит еще столичную – военную, политическую и культурную – верхушку СССР времен куйбышевской эвакуации 1941-43 годов.

Трудно поверить, но без всяких анонсов и реклам, неким духом или нюхом народ самарский прознал-проведал о готовящемся представлении и «штурмом оккупировал» – тысячный зал ОДО. И стар, и млад «с боем брали» места для вип-персон, а те скромно умащивались там, где повезёт…

И вспыхнуло, полыхнуло, оглушило пассионарно-взрывное чудо - во многом стихийное, но в целом совершенно органичное по своей духоподъемности, искренности, сродности – в унисон с пульсацией каждого зрителя.

Свершилось могучее художественное, а верней духовное таинство приобщения и сплочения! Удивительное по силе воздействия литературно-музыкальное диво вязало в русский узел таланты, фантазию и энергетику абсолютно разных поколений. В первую голову, молодёжи – той самой смены из «колена гаджетов», которое на 90 процентов и составило живую ткань семейной аксаковской хроники на сцене самарского ОДО.

Как признал с радостным изумлением художественный вдохновитель концерта, его «голос за кадром», доцент СГИК Юрий Паршин, «в процессе репетиций ребята, до того ориентировавшиеся на толкиеновские «Кольца», неожиданно стали приобщаться к Аксаковскому Слову, к исконно русским истокам – сокам русского села, чистоте патриархальных ценностей, многообразию народных жанров. В итоге, молодое и старшее поколение встретились и сомкнулись общем аксаковском круге; и наша задача теперь – расширить этот круг до «Золотого Аксаковского кольца»».

Это ли не урок: напитавшись аксаковским творчеством, как утренней росой, как теплым деревенским молоком, студенты вдруг свершили немыслимое, с сыновьей любовью прочувствовав и воспроизведя то лучшее, чего и не знали до знакомства с произведениями Аксаковых. И стало вдруг ясно: вот то, что является одной из самых мощных духовных скреп национального нашего сознания.

При виде того преображения, которое содеяло с залом Аксаковское слово, невольно, закрадывалась мысль: «Наши верхи бестолково нащупывают некую «национальную идею». А не в этом ли великом семействе сосредоточены все ее корневые составляющие: фамильный лад, уникальная порядочность, любовь к ближнему, преданность отчизне, вера Богу, верность убеждениям, дружелюбная гостеприимность, чувство долга, доблесть защитника, абсолютная честность – в общем, гармония, близкая к общечеловеческому идеалу?!»…

Сергей Мотин, полковник полиции в отставке, кандидат юридических наук, доцент – замначальника кафедры истории и теории государства и права Уфимского юридического института МВД России; автор десятков публикаций и «Материалов для летописи жизни и творчества И.С. Аксакова» в шести выпусках и 12 частях общим объемом более 3000 страниц, парадоксальный философ, убежденный, что «33 богатыря – это о 33 буквах русского алфавита; всего 33 буквы, а сочетаний – бездна»:

- Во-первых, я хочу выразить от лица всех гостей глубокую признательность Татьяне Васильевне Бакниной за ту громадную работу, которую она проделала по организации этого форума. Во-вторых, я искренне польщен приглашением на вашу замечательную конференцию. Как участник многих аксаковских чтений, я могу сравнить увиденное у вас с Уфимским аксаковским движением. Туда я пришел, когда все уже там стабилизировалось, имелась поддержка власти, а главное – вот уже 20 лет все держал в своих руках признанный знаток Михаил Андреевич Чванов, еще в 1976 году написавший брошюру «Аксаковские места в Башкирии», с которой, собственно, и началось Аксаковское возрождение в нашей республике. Не так давно у нас вышла книга «Аксаковская земля», где были географически соединены аксаковские места Самарской, Ульяновской, Оренбургской областей, плюс республик Башкортостан и Татарстан. Сегодня же мы убедились, что и в Самаре Аксаковы собрали в одном зале самых разных людей: от коммунистов до казаков. В этом и заключался феномен Аксакова. Сергей Тимофеевич по жизни был мудрый третейский судья, к которому обращались люди самых разных взглядов. А он обладал исключительной способностью примирять и объединять, находить согласие в самых острых спорах! Его многогранно одаренные дети, по сути, синтезировали лучшие черты, идеи и таланты отца. Нам известны шесть томов аксаковской прозы, критики, поэзии и публицистики. Но настоящий, все еще сокрытый клад мысли и мудрости – это обширное эпистолярное наследие, после публикации которого масштаб Сергея Тимофеевича, уверен, возрастет несоизмеримо и совершенно сравнимо с «первыми» гениями нашей словесности. Теперь главное: как многолетний свидетель аксаковского ренессанса в Уфе, я могу сказать: в разрезе постперестроечной России у вас все случилось впервые. Так вот, если сравнивать даже с 26-летней мощной аксаковской платформой в Башкирии то, что в эти три дня происходит в Самаре, особенно на заключительном концерте, я бы, перефразируя Льва Гумилева, сформулировал кратко: «У вас произошел невиданный всплеск патриотизма, имя которому самарский АКСАКО-ГЕНЕЗ! Все, независимо от взглядов, партий, конфессий, почувствовали себя подлинно русскими и, осознав, пришли от этого в восторг, как Суворов! Ничего подобного я не наблюдал много-много лет. Смертельно соскучившись по такому единению, люди вдруг узрели и поняли, как сильна, богата и красива наша Русь. И выплеснули накопившиеся эмоции. Имя им восторг!».   

Спектакль из двадцати с лишком музыкально-драматических номеров и пластических этюдов был поставлен… студентами СГИК в форме композиционно-связанной и элегически-элегантной ретро-панорамы о жизни великого семейства… но очами и устами умудренно-закатного Сергея Тимофеевича.

Неспешно, стройно и завершённо перед заворожённым зрителем воскресала эпическая галерея лучших представителей рода: Мария Николаевна (1769-1833), мать автора «Аленького цветочка». Тимофей Степанович (1762-1837), отец, он же купец из «Аленького цветочка». Григорий Сергеевич, тайный советник и губернатор Оренбургский, Уфимский, Самарский. Иван Сергеевич, брат его. Безукоризненные по костюмно-физиономическому сходству образы их с похвальной точностью воплотили студенты СГИК. Но не только…

Например, Константина Аксакова сыграл сотрудник музея «Бункер Сталина» Борис Корецкий, Веру Сергеевну – выпускница библиотековедческой кафедры Елена Денисова. Наконец, в Сергея Сергеевича Аксакова (1890-1968), внука Григория Сергеевича, ставшего даровитым русским и советским композитором, перевоплотился Сергей Тремасов, выпускник кафедры вокального искусства СГИК. Большинство музыкально-хореографических, кстати, поставлено на его ярко-самобытную музыку. Прозвучал и «Мой Лизочек» Петра Ильича Чайковского на слова Константина Сергеевича Аксакова…

 

«Веселится и ликует весь народ»…

На сцене «семье Аксаковых» деятельно помогали певцы и музыканты Самарского академического театра оперы и балеты Дмитрий Лашкин и Елена Острожная, Самарской государственной филармонии (Евгений Саврасов), 1-го музыкального училища Самары, драм-труппа студентов СГИК, духовный хор семинарии, ансамбль хорового и сольного народного пения СГИК «Первоцветье» под управлением К.О. Плотниковой.

А какой взрыв хохота и рукоплесканий вызвал сочный фрагмент музыкальной сказки «Аленький цветочек» в искромётно-ядреной вариации студентов кафедры актёрского искусства СГИК (режиссер – доцент Александр Мальцев). А более всего залу пришлась по душе прекрасная музыка ее композитора Леонида Вохмянина.

Виталий Семёнов, профессор кафедры фортепиано СГИК:

- Музыка, на мой взгляд, тот вид общения, который не нуждается в переводе. Если мы сегодня говорим, что пора переходить от распрей, раскола, разночтений к созидательному объединению усилий общества, то музыка это делает сама собой. Она создана гениальными людьми и направлена на самое лучшее, что есть в человеке. Сегодня мы услышали музыку Сергея Сергеевича Аксакова и смогли убедиться, как она соответствует аксаковскому духу, как она благородна, естественна, мелодична и человечна. А совсем юные участники Гала-концерта сумели это не просто прочувствовать, но уже и восприняли как свое и, вперед всех,  молодой, но одаренный режиссер всего представления Иван Кочнев, наш дипломник. Нам предстало искусство, к которому приходишь сердцем, а не головой, потому что все заключилось в том волшебном ключе, к которому направлены и приобщены устремления лучших людей, таких как участники нашего Форума. Я благодарен судьбе за то, что она свела, познакомила меня с замечательными и бескорыстными служителями искусства, литературы, носителями истинных идеалов. В ходе нашего общения на чтениях каждый, кто оказался причастен к этому проекту, стал богаче. Мы узнали так много нового и главное – убедились, сколь велик и неисчерпаем душевно-ценный потенциал, которым обладает Аксаковское наследие…

Отдельной похвалы заслуживают «шукшинята» – чтецы-школьники из разных районов Самарской области, которых любовно пестует в популярной «студии художественного слова» Геннадий Матюхин – настоящий мастер художественного слова, талантливый педагог и руководитель межрегионального Шукшинского общества.

Что касается монументальной фигуры самого Сергея Тимофеевича, то эту роль поручили заслуженному артисту России Виктору Евграфову – непревзойдённому профессору Мориарти из лучшего в мире сериала про Шерлока Холмса и доктора Ватсона (режиссер В. Масленников) и исполнителю главных ролей в знаменитых фильмах «Ярославна – королева Франции», «Черный замок Ольшанский», «Даниил – князь Галицкий» и т.д. Виктор Иванович, к слову говоря, опять же работает в СГИК - он доцент кафедры режиссуры театрализованных представлений.

Ну, и коронным аккордом торжества стал триумфальный выход Павла Коровина с «Аленьким цветочком», после чего на сцену пригласили Раису Поддубную – маленькую женщину с великой душой.

Эмоции зала шкалили, сливаясь в общей стихии благодарного ликования и очистительного восторга: «Мы все русские, мы все родом из аксаковской сказки».

Вот так, детский «Аленький цветочек» сроднил тысячу земляков крепче, чем любое лоскутное полотнище. Потому что это – наш знак, наш код, наш исток, наша кровь, наше сердце – сердце русских и России.

Из тысячи, «взявшей приступом» Областной дом офицеров, до победного финиша никто не покинул зал ОДО. Скажем больше, в пассионарном порыве зрители, от мала до велика, под несмолкающий гром оваций скандировали «Браво» и «Ура», упорно не отпуская творцов невиданного (молодежью – уж точно!) праздника. Который по общему признанию, грянул как гром, как подлинно национальный экспромт, повторить который вряд ли удастся. Но в этом и заключается прелесть чуда. О коем, как не пиши, не воспроизведёшь. Ибо надо лицезреть, чуять, внимать и вдыхать!

Повтора не надо. Важнее, чтоб праздник стал всеобщим и регулярным! Правда, тут и заноза: пионерный всплеск в ОДО, в аксаковской Самаре так и не узрели приглашенные представители всех ветвей власти, кроме раритетных единиц за ее номером «четыре».

Отчего? То ли леность гнетёт (по Пушкину: «мы ленивы и нелюбопытны»), то ль опаска снедает: «Дескать, что как народец воспрянет, накипи стряхнет, взыграет сонным мускулом, загордится корнями не черными и не голубыми, поняв, что нет ничего в мире несказанней и совершенней, чем аксаковский «Аленький цветочек»?! Э, нет уж, не надобен нам ни единодушное единенье, ни тысячеустый восторг, н веселое ликованье! То ли дело девиантный андеграунд отнюдь не «бессребреных» режиссеришек или хотя бы точечный перформанс дебила, пригвоздившего к мостовой свой единственный и несладкий «цимес»»?

А вот уж там-то, средь Куликов, Серебренниковых и Павлинских – они всей ратью: и перья, и фокусы «нашей» культурной медиа-пирамидки ангажированных естетов и назначенных ценителей.

Владимир Угрюмов, поэт, кандидат филологических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Сибирского государственного индустриального университета:

- Если бы я был Владимир Ленин, то сказал бы: «Я вам архи-благодарен». Был я и в Уфе. Там все организовано грандиозно! У вас же – архи-грандиозно!!! Когда я смотрел заключительные сцены и танцы, то издалека видел лица ребят, и пришла тут мысль, может быть, и банальная, но для меня неожиданная. Так получилось, что когда в 2010 году я защищал диссертацию по Аксакову, то титулованные рецензенты снисходительно улыбались, мол, Аксаков ваш – это «второй эшелон классики» на фоне Достоевского, Гоголя, Толстого… А я тут и вспомни, как в рассказе Чехова герою на голову падает книга, он и воскликни: «Боже, как толсто он пишет»? Намекая «неизвестно» на кого… Так вот, я бы сказал, что и логически, и исторически все сегодня закончилось по справедливости. Да, наше аксаковское движение исходит из того, что именно Сергей Тимофеевич Аксаков и семья его более, чем кто-нибудь иной, спаяли русский народ. Из глубины веков Аксаковы соединяют нас сильней, прочней и крепче всех остальных великих писателей того самого, якобы  высшего, «эшелона». На первый взгляд, говоря проще их и как бы «без претензий», Сергей Тимофеевич Аксаков, при этом широко – шире всех, по родственному, по-семейному, сводит всех нас в своей душе, пропуская через себя и наши души. Русскому сердцу, простому человеку Аксаков с «Аленьким цветочком» ближе любого из тех, кого мы назвали. И с каждым годом это ощущается все отчетливей.

И в этом потрясающий феномен Аксаковых!   

Оргкомитет Форума благодарит за успешную реализацию проекта по изданию иллюстрированной книги «Аленький цветочек» Ирину Кремена, Наталью Беленко и руководство ООО «Газпром трансгаз Самара».

Использованы профессиональные фото Дмитрия Чадаева

 
Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"
Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Комментариев:

Вернуться на главную