Авторская страница Владимира ПЛОТНИКОВА

СЛОВОМЕР
 <<< Далее            Ранее  >>>

30.09.2015 г.

А ЧЕБАЛИН КЛЕЙМИТ ИУДУ…

…Не буду лукавить, очень трудно разбирать чебалинский труд. Слишком сложен, панорамен, толстостволен, велик он в столбовом смысле. И, в то же время, - с такой мозаикой щедрого разброса отдельных деталей, автономных отсеков, буйных ответвлений. Нелегко привязать роман и к конкретному жанру или выстроить когорту прямых предтеч. Здесь столько намешано, такая слоистость мысли, стилевых особенностей, приемов. С одной стороны: беспощадность исторической публицистики и как бы перекличка с Зиновьевым, Солоухиным, Солженицыным, Солоневичем, Климовым. Именно «как бы», потому что «Безымянный Зверь» и больше, и напоённей не столько фактами, сколько каким-то  сокровенным, подкожным таинством пережитого и… глубинным знанием сердца что ли. С иного боку - эпика и монументальность, сближающие автора с, простите за дерзость, самим Шолоховым. Далее образность, метафоричность… Не хочется даже сравнивать с кем-то. Тут все свое, своя интонация, свои гиперболы. Философичность, притчевость, мистика, фантасмагория, библейский подтекст – и память уж ворошит великие опусы Гете, Манна, Булгакова, Маркеса, Достоевского. Но опять же у Чебалина то, что свое, выстраданное, - углублённей, конкретней, потому как научней. Могучая магнетика ученой формулы – драгоценный подарок нашего технократического времени автору и всем нам.

«Истреби зверя в себе. О галактике Е. Чебалина, его парадоксах и интерпретаторах» - «Российский писатель», № 20, 2003.

Евгений Чебалин отметил ЕЩЁ один юбилей. 75 лет.

Для приговоренного к вечности – именно так, потому что «ещё» тут уже не закончится никогда.

Итак…

К большой дате и подарки под стать. Песни и спичи в кругу друзей...

Сперва в самарском областном Доме писателя и журналиста, потом в уютной компании его почитателей и живых персонажей монументальной трилогии «Безымянный зверь» (2002), «Статус-квота» (2010), «Нано-сапиенс» (готовится к печати).

В холле – выставка книг и фотографий, иллюстрирующих богатую на встречи и приключения профессиональную карьеру юбиляра.

В конференц-зале - густая плазма многосмыслия  в телеграммах, грамотах и открытках деятелей обширного полит-спектра из разных точек планеты: от посла Индии в России и православной общины Иерусалима до профессуры университетов Сорбонны и Тегерана. Что лишний раз отчеркивает надконфессиональность и объединительную силу творчества Евгения Чебалина, которому равно благодарны представители индуизма и ислама, православия и католицизма.

Ведущий юбилейной встречи Александр Громов, председатель областной организации Союза писателей России, не справляясь с ворохом поздравительных адресов, перемежал их устными выступлениями из зала и проникновенными музыкальными номерами юных воспитанников Михаила Захарова из Академии культуры.

Правду о Писателе, коротко или пространно, выспренне или просто, в прозе или стихах, но обязательно по-своему и честно донесли многочисленные поклонники, среди которых хватало «звездных» фамилий.

Вот лишь некоторые имена с «юбилейных открыток»: Валерий Ганичев, председатель Правления Союза писателей РФ; Юрий Соломин, художественный руководитель Малого театра; Геннадий Зюганов, глава КПРФ; Борис Галкин и Валерий Иванов-Таганский - знаменитые актёры, литераторы и телеведущие… Плюс руководство ряда региональных отделений СП России.

А с мест любимого писателя чествовали известные самарцы: заслуженный художник России Евгений Горовых, депутат Госдумы РФ Валентин Романов, собкор газеты «Правда» Александр Петров, директор самарского филиала «Российской газеты» Владимир Бабенков,  прозаик Валерий Воронков, руководитель серии культурных проектов Дмитрий Вырыпаев, патриарх региональной кинодокументалистики Борис Кожин, известный юрист и общественный деятель Наталья Боброва, главный редактор Международного альманаха «Литературная губерния» Владимир Клименко, замечательный донецкий врач Владимир Карамышев...

Здесь не было избранных, все были равны: студент и педагог, офицер ФСБ и замечательный изобретатель… К слову говоря, Евгению Чебалину не впервой «проталкивать» передовые технологии и их затравленных авторов. В сущности, одним из главных героев его романов «Безымянный зверь» и «Статус-квота» является самоучка-изобретатель чудо-рассевка Прохоров – лицо столь же реальное, сколь реальными были еще два гостя и, одновременно, персонажи трилогии: аграрий Николай Золотарев и «чемпион СССР по кладке кирпича вслепую» Владимир Тихоненко.

Все они, не просто таланты с большой буквы, но настоящие бойцы. Других друзей у писателя Чебалина не водится.

Ну, и, конечно же, свою долю аплодисментов заслуженно снискала супруга, муза и редактор Татьяна Чебалина вместе с дочерями, а также «примкнувшим к ним» внуком - юным, но уже подающим надежды спортсменом.

«…Текст Чебалина постоянно пробуждает отвлеченные мысли, внесюжетные ассоциации. И в этом эффекте кажущегося отсутствия над видимым присутствием – едва ли не главная ценность, скрытый потенциал слоистого, спрессованного и закодированного содержания. Что закономерно: если уж второй (а то и третий) смысловой ряд будит ассоциации, импульсы к познанию нового, - значит, изначально и вмещает всё это, пускай и в зачаточном виде. А дальше все зависит от вдумчивости читателя и его охоты распорядиться открытым в соответствии со своими интеллектуально-духовными запросами. Еще одно важное впечатление из прочитанного: в отличие от первого тома «Безымянного зверя», здесь (В.П.: в «Статус-квоте») автор разит Скверну, закалив острие пера до кинжальной отточки. Кинжальной! Изысканная шпага частенько ломалась, кинжал – никогда. Шпагой колют и ранят. Добивают кинжалом. Чтоб наверняка!  Ненависть к Врагу не может быть дозированной, только – абсолютной. Неисправимый Враг при условии недобития Неискореним!

Хам победил не сразу. Процесс был запущен еще при Екатерине. На протяжении двух веков русским медленно, дотошно и методично внушали, что цельная натура - это плоско, ходульно, одномерно, пока не свели тухленькую суть ужасной подмены к размытому штампу: «долой соцреализм». Припечатав до дикости уплощенной вывеской всю многомерность творчества: стремление к подвигу, поиск идеала и правды жизни, - нас приучили бездумно потешаться над этим «старомодным хламом». Как же: пресная рутина, лубочная скукотища. Нам подавай натуры неоднозначные, мятущиеся, противоречивые. В моде рефлектирующие типы с кучей эдиповых и чикатиловых комплексов. И вот дело сделано, продукт в горшке. Тук-тук, кто там? Фу-фу, гнилая интеллигенция, про-рабы духа, а коль принюхаться: трупного запаха. Но беда не столько в запахе, сколько в том, что, воцарившись даже на «пять минут», эта публика ухитряется сдать «холявную» власть кому угодно и за так. Во имя чего и волею кого? Не поверите: всего лишь из необъяснимого страха прослыть не толерантной. Из необузданной тяги к некой «политкорректности». В своей застенчивости перед Западом горбачевско-ельцинская «интеллигенция» не смогла отказать ему даже тогда, когда, отымев ее в естественной позе, «гость» приступил к  извращенным вариациям. Где оказалась Россия с такими героями, - до сих пор не найдем. Сколь не пыжимся: «Русский, где ты? Подъем! Завтра будет поздно»… Впрочем, редких «возмутителей спокойствия» отщелкивают вне очереди или, что удобней и надежней, замалчивают, обволакивая коконом тотального безмолвия, парсеком абсолютного информационного вакуума. Без слов, без музыки, без слез.

Крушению Великой идеи обычно предшествует мелкое высмеивание идейных скреп. Срамное дело совершается под соусом банальных анекдотцев о лучших деятелях нации. Анекдоты незаметно разлагают народный пиетет перед святостью героя, сакральностью служения обществу. Убийство Великого начинается с ничтожной, но едкой карикатуры. Начинают, как правило, одиночные кустари типа Хармса, а доканчивают ю-мор-бригады: «Городок» («Готов Очернять Родину и Отечественную Классику») и Со…

Вывод прост, но неузнаваемо изолган и облукавлен: «Отрава беспамятства убийственна для Человека. Яд памяти смертелен для Зверя. Только память дарует пароль различения. Зверь сделал вывод давно и с тех пор скрывает правду. Выбор - за человеком. Пока колодец не высох».

«Чёрный ворон я не твой» - о романе Евгения Чебалина («Статус-квота»)» - «Русское эхо» № 30, 2005.

***********************************

Вехи большого пути Е.В. Чебалина

Родился 23 сентября 1940 года в Чечено-Ингушетии.

Армия

Пулеметчик и радиометрист на торпедных катерах Каспийской военной флотилии.

Гражданка-1960

Гимнаст, боксер, кандидат в мастера спорта по плаванию, дипломированный преподаватель физкультуры. Работа в Грозном, Якутии, на Колыме, в заполярье Индигирки и Лены. Собкор газеты «Магаданская правда». Всегда увлекался серьезной литературой и музыкой. Профессионально исполнял арии в операх «Риголетто» и «Евгений Онегин». Концертное соседство с ним не считал зазорным Муслим Магомаев и… (и, думаю, достаточно). Открывалась актерская перспектива, но резко ушел в

Драматургию-1970

Дебют состоялся в московском Театре сатиры (пьеса  «Многоуважаемый шкаф»), дав старт марафону популярного драматурга по подмосткам более чем 60 городов СССР. За короткий срок написал 11 пьес. Но сколь стремительно ворвался он в драматургию, столь же быстро его оттуда «ушли». И всего-то за опубликованный в тогда еще софроновском «Огоньке» памфлет «Ампир первого сорта» – разящую сатиру на «корифеев», погрязших в пошлости и кумовстве. Имя Чебалин в театральных кругах было табуировано раз и навсегда. Покинул он и пост председателя республиканской писательской организации Чечено-Ингушетии (на радость небезызвестному «товарищу Яндарбиеву»)… Так Грозный потерял писателя, которого с радостью обрел Куйбышев, где Евгений Васильевич «бросил якорь» в качестве собкора «Советской России»… 

Роман с романом (1980- …)

После публикации остросюжетного детектива «Час двуликого» Евгений Чебалин проснулся знаменитым прозаиком, чьи тиражи скоро перемахнули миллионную отметку. К сожалению, следующий великолепный роман «Гарем с ефрейтором», не успел получить того резонанса, коего заслуживал. Будь иначе и прочитай его Ельцин с Грачёвым, глядишь бы, избежали катастрофических ошибок первой Чеченской войны (второй бы, скорей, и не случилось). В 2002 году журнал «Север» публикует третий роман писателя «Безымянный зверь», буквально разорвавший «бля-бля-лит-пространство» Либ-Дем-России. И автору этих слов довелось написать первую крупную рецензию на роман-бомбу, вышедшую в ноябрьском номере газеты «Российский писатель» за 2003год. А полтора года спустя ему же снова «поручили» уже в журнале «Русское эхо» рекомендовать вторую часть эпопеи, которая под названием «Статус-квота» увидела свет в 2010 году. После чего Евгений Чебалин был приглашен читать лекции в Сорбонский университет, чьи студенты вплотную занялись разбором выдающихся художественных достоинств его книг. Тогда же писатель становится членом Петровской академии наук и искусств. Третья книга эпопеи «Нано-сапиенс» сейчас готовится к печати и, надеемся, порадует читателя весьма нестандартными ходами, приемами, идеями и… персонажами.

«На полях меню»

Юбиляр делает отменное вино и резную мебель, своими руками строит дачи с пристройками всей родне, играет на муз. инструментах и сочиняет для фортепиано…

В заключение от автора акростих:

75 лет
Час двуликого настал,
Ефрейтора гарем повсюду.
Бить «Зверя» русский мир устал,
А Чебалин клеймит Иуду.
Любим друзьями, он творит.
И труд велик, да не напрасен.
Народ недаром говорит:
У нас живёт в Самаре Классик!

Здоровья и запала на следующие 75!

 
Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"
Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Комментариев:

Вернуться на главную