Писатели — на премии Патриарха

28 мая 2012 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил торжественную церемонию избрания и награждения лауреатов Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. 

Литературная премия Патриарха. Фото Владимира Ходакова (12)

«У вас золотое приглашение? Проходите! Прессу через этот вход не пропускать». Профессора филологического факультета МГУ, попечители премии, митрополиты и протоиереи выстроились в длинную очередь. В зале Церковных соборов был аншлаг, и это внушает надежду: нам так долго говорили, что мы разучились читать, что само существование Патриаршей литературной премии казалось чудом победы над бескультурьем. То, что перед церемонией вручения премии на входе в зал возникнет очередь и даже небольшая давка, что будут заполнены все секции, что некоторым даже придется стоять в проходах и сидеть на лестницах — предугадать не мог никто.

Церемония состоит из вступительного слова Патриарха, представления номинантов, голосования и подсчета голосов и награждения победителей и участников.

Литературная премия Патриарха. Фото Владимира Ходакова (13)

Во вступительном слове Святейший Патриарх Кирилл сказал: «Сегодня мы собрались здесь для того, чтобы стать участниками и свидетелями важного события в общественной жизни: избрания лауреатов Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, которая будет вручаться во второй раз. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий стояли у истоков формирования славянской письменной традиции, заложившей основы для последующего развития всей отечественной словесности. Становление русской классической литературы, произошедшее спустя почти тысячелетие со времени трудов солунских братьев, есть убедительное свидетельство того, что данный ими духовный импульс обладает огромной жизненной силой.

Классическая русская литература — это одно из самых замечательных явлений, вызванных к жизни кирилло-мефодиевской традицией. Эта литература, будучи светской по своему характеру, имела одну отличительную особенность — в центре ее внимания находился человек с его переживаниями, чувствами, устремлениями души. Русских писателей всегда интересовали не столько внешняя действительность, сколько внутренние мотивы, глубинные причины человеческих поступков — греховных и праведных, низких и высоких. Наши писатели воспринимали свой труд не как ремесло, но как призвание, как некое пророческое служение, и в этом смысле они могут быть с полным правом названы служителями слова.

Развитие русской классической литературы неизменно определялось нравственным вектором, и в этом проявилась ее неразрывная органическая связь с литературой духовной. Духовная литература ставит своей целью раскрыть людям Божественную истину, показывая высокие идеалы духовной жизни и указывая пути их достижения. Литература светская описывает земную реальность — реальность, как правило, далекую от этих идеалов. Но примечательно, что русская литература, свидетельствуя о скоротечности и несовершенстве земного бытия, неизменно устремлялась к поиску правды — правды человеческой и правды Божией.

Думаю, можно с уверенностью сказать, что вся русская литература развивалась под знаком непрестанных поисков истины. Кого-то из наших писателей эти поиски приводили к духовным прозрениям, кого-то — к разочарованию и даже к отчаянию. Однако, как правило, результат этих исканий напрямую зависел от способности человека услышать в своем сердце голос Божий. Во многом благодаря этой, внутренне не всегда осознаваемой жажде Бога русская литература, особенно в советское время, подготовила почву для того, чтобы огромное множество людей впоследствии обратились ко Христу. Не свидетельствуя напрямую о Спасителе, она предупреждала о той опасности, которая подстерегает человека, не имеющего прочных духовно-нравственных основ или сознательно от них отказавшегося.

Русская Православная Церковь не может оставаться безучастной к тому, что происходит ныне в современной отечественной словесности. К сожалению, сегодня появилось немало произведений весьма сомнительной ценностной ориентации, зачастую идущих вразрез с нравственными идеалами отечественной литературной традиции, а иногда и прямо им противоречащим. Поэтому Патриаршая литературная премия призвана напомнить, что и сегодня не только в России, но во многих странах мира, где говорят и пишут на русском языке, есть авторы, осознающие себя преемниками и продолжателями духовной традиции, восходящей к славянским просветителям. Именно такие писатели стали номинантами Патриаршей премии 2012 года. Уверен, что все они достойны этой премии. Но нам все же предстоит сегодня сделать свой выбор и назвать лауреатов, первых из лучших.

Литературная премия Патриарха. Фото Владимира Ходакова (14)

Победители

По мере подсчета голосов напряжение нарастает.

Литературная премия Патриарха. Фото Владимира Ходакова (20)

Литературная премия Патриарха. Фото Владимира Ходакова (11)

Наконец, Патриарх объявляет победителей: писатель-афганец Виктор Николаев и писатель, поэт и эссеист Олеся Николаева.

Оба писателя известны не исключительно церковному читателю: члены Союза Писателей России, авторы читаемых произведений.

Победители не скрывают радостных чувств.

Литературная премия Патриарха. Фото Владимира Ходакова (23)

- Испытываю радость и вдохновение. Конечно, было определенное волнение, ожидание, но мы же люди военные — ожидание было хладнокровным и спокойным — как Бог даст, — делится Виктор Николаев.

Олеся Николаева подчеркивает, что получение премии для нее — не просто формальность.

- Для меня получение этой Премии значит, что мои труды: то, что я писала, к чему устремлялась моя душа и что из этого получалось, было признано Церковью как нечто свое. Это для меня очень важно. Я считаю, что я художник очень дерзновенный в своих сюжетных, стилистических ходах, в выборе своих персонажей. И то, что Церковь это не отвергла, а наоборот признала своим, для меня невероятно ценно.

Цель творчества?

«В чем цель вашего творчества?» — спросили мы победителей.

 

Виктор Николаев: -Моя тематика — военная и тюремная, но везде красной линией проходит семья. Любовь или нелюбовь, умение ждать с войны, отношения родителей и детей.

Я для себя неслучайно взял тюремную тематику («БезОтцовщина», «Из рода в род» — М.С.). Название книги «Из рода в род» — о родовом грехе. Два мои деда — Герои Советского союза, а родной брат имел две судимости за разбой.

Я много поездил по зонам, описал, ничего не выдумывая, реальные судьбы людей, человеческие трагедии. Но там и много юмора, и созидания. И я в своем творчестве пытаюсь показать, что не все горестно и уныло, что можно найти выход из любого положения. Поэтому я везде возвращаюсь к теме любви: мужа и жены, сына и матери.

Для Олеси Николаевой творчество — категория религиозная.

- Цель творчества — это преображение. Это поиски тех следов Божьих в мире, которые, безусловно, есть. В этом греховном мире можно найти следы Божьего присутствия! И обнаружение их, прояснение и преображение — это и есть цель творчества.

Что ждет русскую литературу?

Нельзя было обойти тему настоящего и будущего русской литературы.

Виктор Николаев не теряет надежды:

Литературная премия Патриарха. Фото Владимира Ходакова (6)

- К сожалению, ее (литературы) становится все меньше и меньше, но, может, этот сгусток лучшей литературы все-таки даст результат и она снова станет появляться и расширяться.

Сейчас появляются многие хорошие вдохновенные молодые писатели. Этих ребят надо поддерживать финансово да и просто добрыми словами.

Олеся Николаева настроена гораздо более пессимистично:

Литературная премия Патриарха. Фото Владимира Ходакова (7)

- Что ждет русскую литературу в дальнейшем — очень сложный вопрос, зависящий от того, будет ли существовать Россия. Если да — будет существовать и русская литература. А будет ли существовать Россия — не знаю. Церковь — будет, Господь обещал, что врата ада ее не одолеют. А сохранения России — не обещал.

С другой стороны, Олеся Александровна возлагает большие надежды на Патриаршую премию:

- Я считаю, что эта Премия собирает вокруг себя определенные творческие силы. Пропаганда действует таким образом, словно русской традиции, русской классики, развития этой традиции уже не существует, все это можно разламывать и уничтожать. А Патриаршая Премия утверждает, что можно, находясь в лоне этой традиции, быть новатором, делать нечто новое. Потому что и Господь нам сказал: «Се, творю все новое». Вот и мы тоже: мы «творим все новое», но мы находимся в традиции великой русской литературы.

Литературная премия Патриарха. Фото Владимира Ходакова (33)

Зачем нужны премии?

Член патриаршего совета по культуре, ректор Московской консерватории Александр Сергеевич Соколов солидарен с лауреаткой. По его мнению, вручение премии — важное событие для российской культуры в целом.

Литературная премия Патриарха. Фото Владимира Ходакова (36)

- Многочисленные премии можно сравнивать между собой, причем не по формальным критериям, а по атмосфере, которую она создает. Потому что главное — не награда, а то, что эта премия способна всколыхнуть. Вы и сами, наверное, почувствовали, что в этом зале собрались люди не просто неравнодушные, но тех, которые ждали этих имен. Поэтому сегодня это представление номинантов было, возможно, самым важным. Мы увидели: их — не единицы. Мы каждый год представляем и будем представлять новый слой людей, которых раньше, в безликой толпе, могли не заметить.

Самое главное в премии — это чистота родника. Очень важно, что это проходит под омофором Святейшего Патриарха — это не только гарантия, но и какая-то надежда общества на чистоту духовности лауреатов.

фото Анны Фирстовой

К идею о критическом состоянии русской литературы и культуры в целом, Соколов относится трезво.

- Кризис — слово не страшное, обозначает то же, что в болезни: переломный момент. Что кризис — это даже хорошо, потому что он заставляет осознать альтернативу. А вот она как раз очень тревожна. То, что сейчас происходит в телеэфире и на книжных развалах — для нового поколения это большое искушение.

А настоящая русская литература, которая, конечно, никуда не исчезнет, волнует именно как то, что должно получить продолжение. Пока мы видим продолжение в старшем поколении. Есть над чем задуматься.

Соколов надеется на то, что в дальнейшем в премии будут участвовать более молодые поколения:

-Премия выдается за вклад в литературу, за то, что уже сделано за многие годы. Но может, в дальнейшем какая-то номинация будет предполагать открытие молодежи. А ведь такая молодежь есть!

фото Анны Фирстовой

А глава Издательского совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский Климент смотрит в будущее с большим оптимизмом:

-Я думаю, мы связь с прошлым не потеряли. Наши корни глубоки, наша литература всегда отражала духовную сторону жизни человека, была обращена в глубину. Думаю, так и будет продолжаться. Вся легкая массовая литература, издаваемая сейчас, существовала и раньше. Но проходило время, и о ней забывали, а серьезные произведения наших классиков народ помнил и всегда к ним обращался. Поэтому были и Пушкин, и Достоевский. И будут еще новые пушкины и новые достоевские.

В этом, по мнению владыки, помогает и Патриаршая литературная премия.

-Мы видим новые имена, — подчеркнул он. — людей, которые пишут с позиции нравственности. Премия дает возможность этим писателям проявить себя. Про писателей, представленных сегодня, будут говорить. К ним будет проявляться интерес, и им самим будет интереснее писать. Ведь писателю интересно писать, когда его книга пользуется спросом.

Остается выразить надежду на то, что спрос со стороны читателей породит много качественных предложений со стороны писателей.

 

Литературная премия Патриарха. Фото Владимира Ходакова (1)

Сергей Щербаков

Литературная премия Патриарха. Фото Владимира Ходакова (5)

Литературная премия Патриарха. Фото Владимира Ходакова (2)

Владислав Бахревский

Литературная премия Патриарха. Фото Владимира Ходакова (8)

Архимандрит Тихон (Шевкунов), протоиерей Артемий Владимиров, Олеся Николаева

Литературная премия Патриарха. Фото Владимира Ходакова (3)

Иван Чарота

Литературная премия Патриарха. Фото Владимира Ходакова (9)

Владимир Крупин

Литературная премия Патриарха. Фото Владимира Ходакова (4)

профессор Александр Яковлев

Литературная премия Патриарха. Фото Владимира Ходакова (10)

Управляющий делами Московской Патриархии митрополит Варсонофий

Литературная премия Патриарха. Фото Владимира Ходакова (7)

Олеся Николаева

 

Литературная премия Патриарха. Фото Владимира Ходакова (15)

Голосование началось

Литературная премия Патриарха. Фото Владимира Ходакова (16)

Литературная премия Патриарха. Фото Владимира Ходакова (17)

Литературная премия Патриарха. Фото Владимира Ходакова (18)

Литературная премия Патриарха. Фото Владимира Ходакова (19)

 

Литературная премия Патриарха. Фото Владимира Ходакова (21)

Литературная премия Патриарха. Фото Владимира Ходакова (22)

Литературная премия Патриарха. Фото Владимира Ходакова (24)

Вручение премии Виктору Николаеву

Литературная премия Патриарха. Фото Владимира Ходакова (25)

Литературная премия Патриарха. Фото Владимира Ходакова (26)

Литературная премия Патриарха. Фото Владимира Ходакова (27)

Литературная премия Патриарха. Фото Владимира Ходакова (28)

Литературная премия Патриарха. Фото Владимира Ходакова (29)

Святейший Патриарх Кирилл и протоиерей Артемий Владимиров

Литературная премия Патриарха. Фото Владимира Ходакова (30)

Литературная премия Патриарха. Фото Владимира Ходакова (31)

Литературная премия Патриарха. Фото Владимира Ходакова (32)

 

Литературная премия Патриарха. Фото Владимира Ходакова (34)

Литературная премия Патриарха. Фото Владимира Ходакова (35)

Текст Марии Сеньчуковой, Татьяны Кучинко, Фото Владимира Ходакова

http://clck.ru/19Zrz

Вернуться на главную