КНИГИ, О КОТОРЫХ НАДО ГОВОРИТЬ…

В Союзе писателей России прошла презентация новых книг Аллы Линёвой и Эммы Меньшиковой

 

На литературной карте России Липецк сегодня олицетворяют в первую очередь два литературных имени –  Алла Линёва и Эмма Меньшикова. Это поэты уже общероссийские, их творчество, если судить по откликам читателей нашего писательского сайта на их публикации, давно знают и любят.

И вот в Союзе писателей России состоялось замечательное событие: своим столичным коллегам Алла Линёва и Эмма Меньшикова здесь представили свои недавно изданные в "Российском писателе" книги «За рекою в непокое» (автор Алла Линева) и  "Русская тетрадь" (автор Эмма Меньшикова).

Поэтический сборник «Русская тетрадь» – это лирическая исповедь человека, обретшего свою настоящую «кровную» Родину после десятилетий разлуки. Да, было в истории страны так, что её граждане, не выходя за порог дома, в одночасье оказались за рубежом.

Вот и предки Эммы Меньшиковой  сразу после освобождения Литвы, в 1944 году,  от немецко-фашистских захватчиков были направлены в город Шяуляй для восстановления железной дороги. А в начале 90-х Эмма Меньшикова уже была здесь в качестве чужестранки.

И начался для неё долгий путь домой, а затем и поисков себя и своего предназначения уже на родной русской земле. Не случайно и предисловие к сборнику, написанное известным критиком Вячеславом Лютым,  называется «И я пойду дорогой возвращения…»

О том, какие испытания пришлось пережить поэтессе, переехавшей в Липецкую область, и  что творилось в её душе, когда она – мать, жена, просто женщина, наконец, – одолевала все тяготы нового для неё бытия: в русской деревне, в самой что ни на есть глубинке  – обо всём этом её новая книга.

С другой же стороны – это лишь внешняя канва. А книга «Русская тетрадь»  – это лирический дневник о жизни, о судьбе, которая складывалась из мельчайших частиц радости, света, веры, добра, любви…

Лирическим дневником, но в прозе, можно назвать и новую книгу липецкой поэтессы Аллы Линёвой «За рекою в непокое». В неё вошли повести и рассказы, во многом, наверно, автобиографичные, поскольку во всех женских персонажах Аллы Линёвой узнаётся она сама, молодая и романтичная, тоже ищущая свою дорогу в этой жизни, свою любовь и судьбу.

Уроженка Липецка, своё детство и юность она провела в деревне, у бабушек, была и сама подобна луговым цветам, среди которых слагала свои первые стихи. Да и в прозе своей она остаётся поэтом, тонким лириком с душою ребенка, девочки или девушки, еще только выходящей из своего уютного детского мирка в большую взрослую жизнь, где ждут не только любовь и счастье, но и разлуки, первые испытания горечью и разочарованиями…

Как «сердце не уколоть» до смертельной боли и тоски, чем душу укрепить, когда не на что опереться, некому уткнуться в плечо? Именно об этом и о многом другом редкая по нынешним временам книга для юношества и для тех, у кого юность осталась в памяти.

В предисловии к книге «За рекою в непокое» известный русский писатель Николай Иванов отмечает ту особую атмосферу, которая пронизывает произведения Аллы Линёвой столь явственно и зримо, как это бывает только в кино. 

А вот что о новых книгах липецких авторов сказали на презентации участники этого творческого мероприятия, прошедшего очень тепло и искренно.

 

ТАЙНА ДУШИ ЖИВОЙ

Открыл встречу секретарь правления Союза писателей России, главный редактор газеты «Российский писатель» Николай ДОРОШЕНКО:

–  Русского читателя не удивишь той поэзией, которая не рассказывает о чувствах и мыслях, а их изображает. И, тем не менее, стихи Аллы Линёвой поразительны, они действительно подобны акварельному рисунку, созданному самой, может быть, тонкой кистью. Небо, облако, "И тишина, и сонность сосен, //И трав остывшая роса", и посеребренная лунным светом ветка за ночным окном – и не возникает вопроса, почему "роса остывшая", поскольку "остывает" она в пространстве души поэта, потому что из неба и облака, как и из слов, слагаются Аллой Линевой не пейзажные миниатюры, а поэтические размышления и чувства.

И проза её столь же лирична, в прозе её тоже погружаешься вроде бы даже не в сюжет, а в само течение жизни. Я был бы прав, если бы сказал, что книга «За рекою в непокое» полна авторской любви, что написана она сердцем русским, сострадательным. Но будет точнее, если я скажу, что чувства своих юных героев, даже и самые горькие, она изображает как самые драгоценные, как те сокровища, из которых только и может вызреть уже взрослая, но воистину живая и воистину добрая человеческая душа.

И, опять же, в этом свойстве прозы Аллы Линевой проявляется, видимо, её особое миропонимание, её особая житейская философия.

Есть что-то трагическое в том, что такие книги, как «За рекою в непокое» и «Русская тетрадь», мы принимаем из рук их авторов, а не иерархической пирамиды, которую сложить из всей современной литературы может лишь литературная критика в том её развитии, в каком она была, когда мое поколение имело возможность читать свежие статьи Лобанова, Кожинова, Глушковой, когда и сама литературная критика в десятках иди даже сотнях своих разновеликих имен была подобна пирамиде с заостренной вершиной и с подножием, тоже таящим в себе энергию устремленности к художественному слову и к животворным художественным смыслам.

Но читателю Эммы Меньшиковой повезло в том, что наш, на мой взгляд, наиболее значительный современный критик Вячеслав Лютый написал к её книге очень обстоятельное предисловие. Это предисловие даже и само по себе ценно тем, что приучает читателя к объемному, а не, скажем так, построчному восприятию поэзии. И особенно важно оно для такой хоть и цельной по содержанию, но многоплановой, сложносплетенной книги, как "Русская тетрадь". Ведь даже и  народность (этот со времен Белинского ключевой литературоведческий термин, к сожалению, сегодня уже и забыт!) не в лубочности, а в остроте узнаваемости, в родственности и, наконец, в историчности (еще один забытый термин) судьбы лирического героя.

Если же говорить о характере поэтического мышления Эммы Меньшиковой, то, наверно, уместно будет вспомнить о Тютчеве. Хотя, это будут лишь сходства формальные, по, так сказать, внешним рельефам строгой её интонации и четкой мысли. А по ментальности она, может быть, ближе к Татьяне Глушковой или к поэту, на которого меньше всего похожа – к Некрасову, например.

Однако, эта моя попытка найти у поэзии Эммы Меньшиковой какие-то истоки имеет одну единственную причину: она тот автор, который нами по-настоящему не прочитанный, который во всей полноте его смыслового пространства нами еще не увиден.

 

"КНИГИ, О КОТОРЫХ НАДО ГОВОРИТЬ…"

Далее выступил главный редактор журнала «Молодая гвардия» Валерий ХАТЮШИН:

– Когда поэт Алла Линёва начала писать прозу, то это были в основном рассказы для детей, юношества. А в новой книге «За рекою в непокое» опубликованы её серьёзные, «взрослые» повести о жизни и любви. Пережившая личную трагедию, она нашла в себе силы писать, и это значит, что она настоящий поэт и, я считаю, ещё недооценённый прозаик.

Интересно, что поэт Эмма Меньшикова тоже пишет прозу, но это публицистика, жанр почти уходящий, в котором она сумела заявить о себе как автор со своим неповторимым почерком и интонацией. Её очерки в течение трёх последних лет  печатаются в нашем журнале, они очень востребованы, имеют много заинтересованных откликов, их охотно читают и ждут.

Герои очерков – простые люди, живущие в провинции, в данном случае, в Липецкой области, в судьбах которых отражена история и судьба всей России.

Что касается стихов, то Эмма Меньшикова большой серьёзный русский поэт, со сложившимся мировоззрением и твёрдой жизненной позицией, что и подтверждает её новая книга «Русская тетрадь».

Обе липецкие писательницы являются нашими постоянными авторами, мы печатаем их поэтические подборки, прозу, и читатели уже спрашивают, когда же будут их новые публикации. 

А их новые книги – это события в современной российской литературе, о них надо писать, надо говорить, чтобы на всероссийском уровне звучали их имена, было известно их творчество.

 

«У КАЖДОЙ СВОЙ ГОЛОС»

Генеральный директор Союза писателей России Николай ИВАНОВ:

– Впервые с творчеством этих двух липецких поэтесс я познакомился после выхода в свет их совместного сборника «Мелодия на два голоса». И удивился, что они не побоялись выступить вместе, ведь каждый поэт старается обрести свой индивидуальный голос и стиль, быть непохожим на других.

Однако уже с той книги мне стало ясно: бояться им нечего, столь они разительно отличаются друг от друга и так оттеняется своеобразие каждой в этом их творческом содружестве.

Тональностью прозы Аллы Линёвой я уже восхитился в предисловии к её новому сборнику «За рекою в непокое». Думаю, что эта книга и «Русская тетрадь» Эммы Меньшиковой заслуживают того, чтобы и в Липецке провести широкую презентацию этих изданий с участием членов правления Союза писателей России.

Соберём здесь в Москве команду писателей, согласуем вопрос с липецким губернатором, с областным управлением культуры – и организуем в Липецке тематическое выездное заседание. Можно обсудить, к примеру, тему книгоиздания и распространения книг местных авторов. Представив новые книги Аллы Линёвой и Эммы Меньшиковой, которые высоко оцениваются на всероссийском уровне.

Это неизбежно заинтересует и федеральные средства массовой информации, специализирующиеся на региональных новостях.

 

«ЧТО БОГ НА ДУШУ ПОЛОЖИТ»

Первый секретарь Союза писателей России Геннадий ИВАНОВ:

– Алла Линёва поэт интуиции, преобладающей над волевым началом. Она умеет выразить словами то, что Бог на душу положит, чем и привлекает читателей. Ведь душа очень отзывчива на боль и страдание, радость и любовь, исходящие из другой души, души поэта, писателя.

Эмма Меньшикова более публицистична, она сильный, даже суровый поэт, с твёрдыми убеждениями. И в очерках тоже отчетливо выражает эти свои личностные качества и талант.

Что касается новых книг, то это очень хорошо, что они выходят. Сегодня трудно издавать, трудно реализовывать. Но я верю, что когда-нибудь утихнут все политические судороги, и люди обратятся к книге. Однако нельзя ждать, нужно выходить к читателям через сайты, что и делают наши липецкие поэтессы.

Кстати, буквально за пару дней до этой презентации на сайте «Российский писатель» была опубликована подборка стихов Аллы Линёвой, и к сегодняшнему вечеру на этой странице зафиксировано уже полторы тысячи посещений! Вот что такое в наше время пользоваться возможностями интернета. Отсюда и известность авторов, и их популярность по всей стране. 

Радует их творческая дружба, что редко встречается в писательской среде. Наверное, это оттого, что у каждой своя интонация, своё творческое дыхание, и они не подавляют одна другую, а дополняют. Поддерживаю идею организовать правлением Союза писателей России презентацию новых книг Аллы Линёвой и Эммы Меньшиковой в Липецке.

 

«СЛОВА, ЛЕТЯЩИЕ КАК ЖУРАВЛИ…»

Выступал и секретарь Союза писателей России Александр БОБРОВ, отметивший и пронзительность интонации в творчестве Аллы Линёвой, и философичность, концептуальность «Русской тетради» Эммы Меньшиковой.

Высказывали свое мнение о новых книгах липецких авторов Любовь БЕРЗИНА, Юрий ЛЕКАНОВ, Екатерина ГУЛЬДИНА и другие.

Все согласились с предложением Николая Иванова провести творческую встречу с Аллой Линёвой и Эммой Меньшиковой в их родном Липецке, вмести с их земляками.

А вскоре после презентации Александр Бобров прислал свой письменный отчёт о впечатлении от прочитанных им сборников Эммы Меньшиковой и Аллы Линёвой.

Александр БОБРОВ:

– … Творец тонких и пронзительных лирических стихов Алла Линёва выступила на днях на сайте с подборкой трагического звучания, которая нашла отклик в сердцах коллег и посетителей сайта:

 «Не надо слёз: всё выплакать и жить.
 Дышать и пить настойку из полыни…
Но это разум говорит, а душа и сердце плачут, когда захотят. Вот и у меня заплакали сердце с душою, как только прочитал Ваши пронзительные стихотворения. Разделяю Вашу боль, мысленно я с Вами. Искренне, Сергей Зубарев».

Мысленно многие были с автором, а вот повидаться, поговорить, получить в подарок книгу прозы «За рекою в непокое» далеко не все пришли. Прочитал же я её на одном дыхании, герои словно переходят из рассказов в повести. Лучшая из них – «Вишенка» – о девичьей покорности судьбе, верности и любви Катерины.

Вообще, все её произведения пронизаны состраданием к своим героям, которые находятся в бытовой и чувственной круговерти на грани города и села, на границе советского прошлого и рыночного настоящего, на переломе юности и взрослости….

Эмма Меньшикова издала, на мой взгляд, первую итоговую книгу и назвала её с некоторым напором и вызовом: «Русская тетрадь. Лирические заметки»:

С такими именами на забралах
Мы русскими имеем право зваться –
И Пушкиным, сквозь времена и дали,
Аукаться во тьме, перекликаться…

Сам жизненный путь вёл её к этой тетради. Эмма Петровна родилась в городе Шяуляй Литовской ССР. Окончила филологический факультет Латвийского государственного университета. Жила в Эстонии, в городе Тарту – бывшем русском Юрьеве. С распадом Союза переехала в Липецкую область. Ну, разве не понятно, по каким трудным тропам рвалась домой славянская часть её души?..

Двенадцать разделов в новой книге, и каждый продуманно выстроен, насыщен горячими признаниями и публицистическими раздумьями, порой излишне прямолинейными, но лично выстраданными – от «Мы шли домой» до «Доколе ж, бедные, Россия вам должна?». Публицистический пафос мне понятен, но в женской поэзии мне ближе то, о чём я сам просто не сумею написать.

Ну, так случилось, что земля,
Где было суждено родиться,
Других своими назвала,
А я – чужая птица.

Скупа страна моя, мала,
Но как тверды границы,
Какие важные дела –
В моих кошёлках рыться.

Сколько я писал про Литву и восхищённых (в прошлом) и презрительных (периода комсомолки-карьеристки Дали Г.) строк, а вот так по-женски, на каком-то житейском уровне припечатать – не получалось: «Какие важные дела – в моих кошёлках рыться». Вся суть прибалтийских побирушек с гонором – в них!

Замечательный поэт из Минска Анатолий Аврутин писал на этом сайте:

"Крестьянские лица – как лики…
Взирают из рам вековых – 
И в избах печальных и хлипких 
Как будто светлее от них…
В таких вот строчках - суть поэзии Эммы Меньшиковой, которая в стихах не разменивается на мелочи и (в отличие от либеральных поэтесс) - не тащит в стихи каждую булавку. Муза Меньшиковой серьёзна, строга и праведна, что, впрочем, не мешает ей по-детски удивляться новому, любить, верить и чувствовать...».

Толя точно схватил и выразил суть этой поэзии… Остаётся пожелать только одного – выраженного в собственных стихах:

И слёзы лить, и провожать в дорогу 
Слова, летящие как журавли!

Шёл по Комсомольскому проспекту, мимо спешащих и сосредоточенных на гололёде горожан и думал: как не хватает сегодня людям полёта, сосредоточенности на светлых приметах родного пейзажа, на лучших движениях души… Даже строчки сложились:

С липчанками рифмуются тачанки,
Цветенье лип, зерно без шелухи.
Они открыли душу без утайки –
Стихи и проза, проза и стихи.

Провожаю их в дорогу с добрыми пожеланиями и надеждой на новые встречи.

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"
Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Комментариев:

Вернуться на главную