Владимир ПРОНСКИЙ
ПОСЛЕВКУСИЕ ТЕРЕНТЬЕВКИ

Многое можно обнаружить на просторах Интернета. Вот попалось мне на глаза публикация Е. Сафроновой в журнале «Знамя» (2012 г. №10) «Коломенский альманах» . Но если бы не моё имя, то и не читал бы пристрастные рассуждения критикессы, ангажированности которой я публично удивлялся на сайте «Российский писатель» в 2012 году в статье «Маркитанты в предвкушении».

Не буду пересказывать содержание статьи (с ней можно ознакомиться в Интернете), но именно после неё Е. Сафронова особенно невзлюбила меня, при каждом удобном случае – и неудобном тоже – пытается очернять моё творчество, что весьма забавляет, ибо очевидная предвзятость всегда вызывает улыбку.

Но её субъективное мнение не слишком бралось в расчёт, и тогда она взяла в союзники престарелого литератора, которой пора думать о душе в силу возраста (говорю это не желая обидеть, потому что и сам немолод), а не заниматься склоками. Но мудрости для этого ей не хватило. Зовут этого литератора И. Красногорская.

Вот только непонятно: зачем ей нужно было вмешиваться в чужие споры?! Но, видимо, так устроены эти дамы, живущие в Рязани, что на дух не воспринимают многое рязанское, особенно творчество земляков – членов Союза писателей России. Словно они поставили такую задачу: подмять литературу под себя, а «почвенников» навсегда изгнать из неё. Но не получается. Вот беда-то! А если не получается, то надо всячески перекрывать им кислород и пытаться отлучить от издательств и читателей. Авось, надломятся, а то и сдадутся, признав их превосходство.

И вроде бы не след связываться с дамами в полемическом задоре, да и мне проще было бы разговаривать с мужчинами по-мужски, но откровенное дамское враньё вынудило меня отреагировать.

Итак, в конце 2012 года в одном из информационных агентств и книжном магазине Рязани прошёл «круглый стол» , организованный по инициативе издателей и книготорговцев, обеспокоенных снижением продаж книг. (Идея такой конференции сама по себе неплохая, своевременная, если бы она не была использована как площадка для личных выпадов.) Да и каких книг? Тех, какие безмерно наплодили рьяные удальцы-сочинители и которые застыли в книжных сетях неликвидом? Тогда и говорите о них. Зачем меня-то упоминать, если мои сочинения не вашего «формата». Но нет, надо вставить лыко в строку, да ещё посмеяться.

Вот как высказалась вышеупомянутая Красногорская на той конференции, не называя фамилию, но имея в виду мой рассказ «Вкус терентьевки», опубликованный в альманахе «Литературная Рязань – 2011» (сохраняю пунктуацию автора): «… и, наконец, недавно вычитанное «Она смотрела на него, растрепав губы». (общий смех) Человек, автор формулировки «растрепав губы», выступил против Елены Сафроновой, когда она вздумала немножко «пощипать» наших земляков-писателей, справедливо их покритиковав. Поднялась буря в Интернете… Для того, чтобы дать отповедь этому человеку, я стала читать его произведение, опубликованное в «ЛитРязани», и там встретилась с «растрёпанными губами». (смех) Помимо растрёпанных губ, там была ещё «отвисшая челюсть» - это не нелепица, а просто литературный штамп. Вывод такой: очень часто писатели и сами не заботятся о своём профессионализме, позволяют себе выражения, на которые критику грех не обратить внимания, а потом обижаются за заслуженную критику – что, разумеется, неправильно ».

На подобные высказывания литературной дамы, якобы озабоченной чистотой и художественностью литературного языка, я не обижаюсь, потому что каждый видит то, что видит. Только врать-то, рассчитывая на неосведомлённость читателей, зачем? По-моему, самое постыдное дело на свете – лгать! К чему это я? А к тому, что выражения «Она смотрела на него, растрепав губы» в рассказе попросту нет. Есть упоминание о растрёпанных губах, но такой фразы нет. НЕТ и «отвисшей челюсти»! Это уж явная ЛОЖЬ! И становиться на путь вранья пожилому человеку очень и очень СТЫДНО!

Вообще-то надо сказать, что у Красногорской к моему творчеству давняя неприязнь. Даже не знаю, почему, чем не угодил ей? Вот, например, цитата из её давнего письма, которое она написала, работая в газете «Рязанское узорочье»: « Рекомендовать Ваш рассказ к публикации смогу лишь в том случае, если в основу рассказа положен исторический факт, и Вы подтвердите это ссылками на документы. С уважением редактор отдела краеведения и искусства (подпись) И. Красногорская 17/7 – 91 ».

Странное требование, если мой рассказ о дореволюционном меценате П. П. фон Дервизе основан на легенде, а к легендам, как известно, никаких документов не прилагается. В последние годы Красногорская выпустила книгу об исторических событиях. Интересно, имеются ли у нее документальные подтверждения всех исторических фактов, начиная от жизни вельмож до описаний простолюдинов! Ведь это совершенно невозможно, и подобная отписка в том случае – лишь повод отказать в публикации моего произведения.

Но и на это нет обиды. Сколько таких редакционных отписок приходилось получать в молодости. Все литераторы со стажем через это прошли, хотя отписка отписке рознь.

Поговорив о моём давнем, так уж получается, знакомстве, вернусь к автору «Знамени», хотя обе эти литературные дамы, образно выражаясь, – на одно лицо. Друг без друга никуда. Е. Сафронова опубликовала заметку о «Коломенском альманахе», по-моему, только лишь затем, чтобы в очередной раз «пощипать», говоря словами Красногорской, (интересно, за какое место?) рязанских писателей из недружественного ей союза, а заодно и меня, в своё время осмелившегося что-то сказать поперёк.

Но зачем, спрашивается, Е. Сафроновой противопоставлять «Коломенский альманах» «Литературной Рязани» в неподобающей тональности? Лишь только потому, что там был опубликован мой рассказ?

Вот как она пишет в «Знамени»: “ Литературная Рязань” упомянута здесь в связи с курьезным обстоятельством. Один и тот же рассказ Владимира Пронского “Вкус терентьевки” опубликован и в “Коломенском альманахе” 2011 года, и в “Литературной Рязани” за тот же год. ( И что же в этом курьёзного? Такое внимание говорит о художественной состоятельности рассказа, если его широко публикуют! – В. П .) Но в “Коломенском альманахе” из этого текста удалены заметные невооруженным глазом нелепости, в том числе и оборот “растрепав пухлые… губы”. Тогда как в рязанском издании они на месте. Думается, “региональность” литературного издания никоим образом не может быть его “непрофессиональностью”. “Коломенский альманах” убедительно доказывает это».

И там же: «Казалось бы, внятная рубрикация, биографические сведения об авторах и редакторская “шлифовка” текста обязательны для уважающего себя альманаха. Но практика показывает, что при сегодняшнем обилии региональных литературных изданий далеко не все они соблюдают эти простые правила. Скажем, в альманахе “Литературная Рязань”, который два года как “восстановлен”, рубрики неоднородны, сочетают признак принадлежности авторов к разным писательским союзам, а биографические данные, даже о покойных, отсутствуют. Более того, при наличии редакционного совета из 13 человек (рязанские писатели, преподаватели университета, представители властных структур) и редактора от выпускающего издательства, правку текста “Литературная Рязань” не проводит ».

Скажу от себя, как автор, что и в «Литературной Рязани», и в «Коломенском альманахе» правку не делали, по крайней мере в отношении «растрёпанных губ». Просто в «Коломенский альманах» рассказ был передан ранее (подписан в печать 22. 03. 2011г.), а в «Литературную Рязань» позже – подписан в печать 26. 12. 2011г. – и с авторским добавлением «растрёпанных губ» (имею право!).

Помимо названных изданий, рассказ «Вкус терентьевки» выдержал ещё несколько публикаций. И если в журнале «Молодая гвардия» №5-6 за 2010 год он опубликован без «растрёпанных губ», то в журнале «Наш современник» № 10 за 2011 год – с этими самыми «губами».

Из всего этого видно, что суждения Е. Сафроновой о якобы сильной редактуре в «Коломенском альманахе» (имею в виду лишь этот конкретный эпизод) – миф, выдуманный ею самой, и не более того.

Ничего удивительного не будет в том, если в следующий раз она ещё что-нибудь возьмёт на карандаш. Не понравятся ей, например, чьи-то длинные носы или чьё-то пучеглазие – и опять статья. И зачем обращать внимание на сюжет, композицию, язык произведения, характеры героев – для современного «критика» это необязательно.

Вот и получается: когда человеку нечего сказать по существу, он, не изучив вопроса, не проанализировав текст, начинает цепляться к чему попало, выдёргивая отдельные фразы непонравившегося автора и препарируя их по своему усмотрению. Пускается во все тяжкие, чтобы ублажить болезненное самолюбие, не понимая, что этим самым уничтожает собственное творческое имя.

И ладно бы, этот человек упражнялся в личном альбоме, а то ведь свои ничтожные измышления тащит в московский журнал, тем самым окончательно подрывая доверие к нему, а заодно и к себе.

Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"
Комментариев:

Вернуться на главную