Валентин РАСПУТИН: "Россию мы продали"

— Очень много споров возникло по поводу Вашей повести «Дочь Ивана, мать Ивана». Некоторые критики даже сочли ее призывом к самосуду. Скажите, читали ли Вы эти публикации? Отчего, по Вашему мнению, могли возникнуть такие резкие суждения?

— Критику я читал не всю. Самая лучшая критика — это письма читателей. После выхода повести я стал получать от них много откликов. Конечно, я подозревал, что такие споры будут. История-то эта в чем заключается: наших убивают, над нашими издеваются; что хотят, то и делают — как в высших эшелонах, так и в низших, а безвинные страдают…

— Как Вы думаете, почему так извратили Вашу идею? Почему не поняли? Вот филолог из Иркутска (не буду называть имя) говорит, мол, получается, что все можно – выходи и режь своих обидчиков?

— Здесь все просто — это так называемые либералы. Мир наш разделился на две части, даже больше, чем на две. И «критик», о котором вы говорите, принадлежит к одной из частей. Если бы подобную повесть написал кто-то из них, то они подняли бы шум: как это можно нашего брата… Но написал-то я — и написал, может быть, даже неплохо. Вообще, повесть сочинялась десять лет, с перерывами; я чувствую и понимаю сам, что это не лучшее мое произведение, но раз я «тянул» ее столько времени, значит, это было мне нужно.

— В повести Вы взращиваете нового сильного русского человека, который смог бы противостоять сегодняшней торгашеской жизни. Это Иван. А каким Вы видите его сегодня?

— Понимаете, я бы хотел взрастить такого человека, но плохо получается. И, пожалуй, уже не получится. Сильный у нас тот, кто с деньгами. Я много этим занимался, и писал, и с премьер-министром говорил на эту тему, но он полностью на их стороне, — на стороне обогатившихся от нынешней власти людей.

— Алексей Шорохов в статье («Русский вопрос», «День литературы», 2004, № 1 — Ред.) пишет о том, что как раз такие Иваны смогут спасти Россию, он верит, что сегодняшние Иваны воспитают в своих детях ту чистоту и силу духа, на которых твердо стоят сами.

— Дай бы Бог. Спасибо ему, спасибо. Потому что сам я в последнее время как-то… потерял надежду. Практически ничего не читаю — в основном, смотрю телевизор. Страшно становится: принимаются законы, прямо направленные на то, чтобы погубить Россию. Больше всего меня удивляет и устрашает сегодняшнее положение в сфере образования. Поначалу казалось, что это я заблуждаюсь, думал, что придет время и все станет на свои места, а теперь вижу: все делается сознательно. Есть, конечно, пример МГУ: ректор — мужественный человек — выступил категорически против единого госэкзамена… Сейчас я уже почти перестал заниматься этим вопросом. Но у меня большая переписка с преподавателями – и все они против ЕГЭ.

— Валентин Григорьевич, могли бы Вы меня, молодого читателя, сориентировать в современной литературе? Кто сейчас продолжает классическую традицию?

— Для меня это трудный вопрос, потому что я, как уже говорил, почти ничего не читаю. Но знаю, что традицию эту продолжают номинанты литературной премии «Ясная Поляна». Приезжают такие писатели и к нам, в Иркутск, на праздник русской духовности и культуры «Сияние России». Среди них есть действительно талантливые и достойные авторы. Однако многие, увы, постепенно склоняются… к зарабатыванию денег. Ведь напишешь серьезную книгу — она и будет простаивать на полках магазинов, потому что нет спроса. Вот и учатся писать так, чтобы угодить современной публике.

— Значит ли это, что классическая литература умирает? Вот ведь в ХХ веке одновременно жили Чехов, Горький, Куприн, Бунин, потом Шолохов. А сейчас?

— Умирает, умирает. Протянет еще лет двадцать — и умрет во всем мире, даже там, где классическая литература родилась гораздо позже.

— А в России, может быть, это связано с тем, что она духовно надорвалась?

— Надорвалась, изменила себе. В войну есть нечего было, а читали. Моя мать работала на почте, туда привозили книги на продажу. И я читал эти книги, и не я один — очередь стояла. Даже тогда — в войну и сразу после нее — заботились о том, чтобы люди не забывали литературу, присылали лучшее.

— Не кажется ли Вам, что сегодня существуют как бы две литературы: одна, очень небольшая (буквально два-три автора), продолжает классическую традицию и остальная – грязная, поверхностная псевдолитература?

— Ну, конечно, кажется. И не только кажется, а так оно и есть. Это было сделано сознательно. Перестали широко издавать нравственные книги, чтобы проталкивать ту «литературу».

— Как Вы думаете, каков он — сегодняшний человек? И кто сегодня герой в литературе: вор и убийца, которого показывают по телевизору?

— Нет, в человеке много хорошего. Даже в Москве — много хорошего. Но это, правда, особый круг людей. В провинции тоже есть такой круг. В деревню поедешь: пьют все, а народ-то хороший. Нутро-то осталось. Поговорить приятно, все понимают…

— Так почему же писатели не находят в народе эти золотники и не показывают их? И где тот, кто сегодня напишет «Записки охотника»?

— Если говорить обо мне, то я не осилю. А другие? Я знал немало достойных русских писателей, но многие перешли на другую сторону — и перешли уже давно…

— Читая Ваши повести, создается впечатление, что Вы находите сильных и смелых русских только среди женщин, а где же мужики?

— По всей видимости, мне помогло разглядеть эту тенденцию моё чутье. Я поначалу посмеивался, думал, женщина она и есть женщина. Она, конечно, всегда спасала, но не ставить же ее впереди мужика. А вот — она уже впереди. Везде, где инициативу на себя берет женщина, у нее все получается. Она умеет работать, знает, что и как нужно делать.

— А почему в последней повести Анатолий, муж героини, на втором плане?

— Он уже не мужик.

— Но рядом с такой женщиной он, наверное, должен быть достоин ее? Все же когда-то он ее выбрал, и она согласилась пойти с ним по жизни.

— Это она его выбрала.

— Как, на Ваш взгляд, молодой человек может сохранить сегодня нравственную чистоту? Мне кажется, что религиозность в традиционном понимании привить будет уже сложно, но как еще можно воспитать человека в христианском духе?

— Для молодого человека это было бы не трудно, но почему-то не получается. Вот я наблюдаю, особенно в Москве, в храме не только пожилых людей, но и молодежь. Старики во время молитвы целиком пребывают там, а молодые… они всё-таки — здесь. Они знают всё, что необходимо знать, но всё ли принимают в себя? Я сомневаюсь. Есть, конечно, и сейчас хорошие православные школы. Но в религиозном чувстве появляются «дыры», сквозь которые проваливается многое из того, что требуется православному человеку.

— А почему образовались такие дыры? Ведь мы всегда были православной страной. Советский Союз выдернул нас из собственной шкуры?

— Нет, нет. Советский Союз — дело десятое. Это началось с середины ХIХ века, уже тогда православный человек был не совсем православный. Об этом писали все наши классики. И того, что случилось потом, нельзя было избежать.

— Как Вы считаете, почему сегодня мы потеряли чувство Родины? Ведь патриотизм у нас сводится к каким-то примитивным вещам, вроде боления за нашу сборную по футболу. Почему в нашей стране появилось столько душевно и национально погибших людей, у которых нет ни Родины, ни веры?

— Потому что они были поставлены в такие условия. Отсутствовали условия для продолжения той патриотической линии, ведь для этого надо было всего себя отдавать. А мы не хотели отдавать себя целиком. Мы выходили митинговать, но для того, чтобы получить работу, деньги, что-то еще, но не Родину. Россию мы продали еще тогда, в ельцинские времена. А после этого выход найти уже не получилось. Прежние-то люди действительно стояли за себя, за свободу свою. А сейчас какая свобода? Хлеб? Но дело-то ведь не в хлебе, как оказалось. Дело в душе, в отношении к России. Во время войны это отношение было удивительным. Сегодня многие едут учиться заграницу — это не просто изумляет меня, это ужасает. Никто не хочет продвигать свою страну, свое образование. Все стремятся отсюда уехать.

— Перед войной патриотическое чувство было на пике. А с чем это связано? Может быть с тем, что человек был крепко спаян с землей, а сейчас он от нее оторван?

— В первую очередь, конечно, это. Последний удар по земле пришелся на девяностые годы — это был страшный удар. Можно ли его возместить? От России осталось одно понятие. И то — с издевочкой. Разве прежде такое было возможно? Сегодня, я знаю, собираются люди, читают книги (не только мои), размышляют о том, что происходит в России. И это, в основном, опять-таки женщины. Мужики там бывают, но редко. Все это, правда, пока только разговоры, раздумья. Надо действовать, а действовать должны мужики. Но мужики ищут, где больше заработать, где лучше устроиться. Перевернулось все. Главную нравственную роль сейчас играет женщина.

Беседовала Ксения ЗИМИНА
студентка Московского государственного гуманитарного университета имени М. А. Шолохова.
Разговор состоялся в Иркутске летом 2010 года.

http://hrono.ru/proekty/parus/rasp_parus.php


Комментариев:

Вернуться на главную