«Праздник слова» пришёл!

Три тома произведений лауреатов Второго международного конкурса детской и юношеской художественной и научно-популярной литературы имени Алексея Николаевича Толстого – замечательный подарок читателям, который сделало Правительство города Москвы вместе с издательством «Российский писатель».

За четыре года своего существования толстовский конкурс отметил творчество около 70 русскоязычных прозаиков и поэтов, имена которых пока мало известны современному читателю. Они живут и работают в десятках городов Российской Федерации. Однако всех этих авторов объединяют общие духовно-нравственные ценности России, уважение и любовь к Русскому Слову.

Это сказки, рассказы о природе, жизни современных ребят, лирические стихотворения, исторические повествования.

В первом томе, главным образом, представлены современные литературные сказки для семейного чтения. Жанр сказки любим не только детьми, но и взрослыми. Неслучайно русский религиозный философ Иван Ильин, отвечая на вопрос, зачем детям сказки, писал: “Сказка – это ответ всё испытавшей древности на вопросы вступающей в мир детской души. Здесь русская древность помазует русское младенчество… И благо нам, если мы, сохранив в душе вечного ребёнка, умеем и спрашивать, и выслушивать голос нашей сказки…”.

В отличие от “массовой” литературы, которая вполне способна отвлечь нас от забот и раздумий о жизни, умная литературная сказка не только развлекает, но и формирует в ребёнке правильное отношение ко многим важнейшим понятиями, без которых невозможно развитие личности. Неслучайно свою подборку сказок Лидия Думцева назвала “Сказками о Любви”. Ибо если у Жизни есть сердце, то сердце это, несомненно, любовь. Любовь к своей семье, к ближнему, к своей стране, к товарищам, родной культуре, к природе. Любовь милосердная, Любовь, склеивающая общество, из каких бы ярких, творчески неповторимых индивидуумов оно ни состояло.

Автор не скрывает, что идёт за традицией поэтической, не лишённой тонкого юмора сказки великого Г.-Х. Андерсена. Однако Лидия Думцева вносит в сюжеты современные оценки и повороты событий. Так, в написанной белым стихом “Балладе о Русалке” героиня делает знакомый по сегодняшним реалиям выбор женщины в сторону отказа от деторождения: “И я готова подарить тебе лишь одному великий дар природы – наслажденье. А дети? … Дети лишь обуза. Мы в счастье проживём без них”. Мудрая позиция самого автора звучит в словах принца: “Ты хочешь разорвать нить Мирозданья, порушить главные законы…?”

Человеку, по-детски наивному, подчас кажется, что он отвечает за свои поступки только перед самим собой. Но нет, Лидия Думцева напоминает юным читателям о связи каждого из нас с тем первоначалом, благодаря которому мы и вошли в земную жизнь: “И в этот миг Природа, столь щедрая к влюблённым до сих пор, похоже, взбунтовалась. Вдруг замерло мгновенно всё вокруг”.

Ибо у любви своё созидательное предназначение – Творение самой Жизни. И если мы хотим быть любимыми, не должны слыть, как некоторые персонажи сказочницы, навозными жуками да мухами. Должно помнить, что та красота, которая, по утверждению Ф.М. Достоевского, “спасёт мир”, – это красота духовная, это душевное благородство. Сказки, опубликованные в сборнике «Праздник слова», уже второе за последний год издание сказок автора, с чем её хочется поздравить. Да и лауреатство не единственное. В 2009 году Лидия Думцева – светлая русская душа - получила ещё две премии: имени А.П. Чехова и имени А.С. Грибоедова.

“Богатырские сказки” Сергея Георгиева и сказки народов России в поэтическом переложении Евгения Ларина: “Солдатская наука”, “Чужому грошу – грош цена”, “Разбитая чаша”, “Нужда научит” – также включённые в первый том, напомнят читателю о тысячелетней народной мудрости: жить честным трудом, быть справедливым, не заедать чужой век, не обижать тех, кто от тебя зависит, кто младше, слабее. Богатырство не в том, что ты сам о себе думаешь, как ты себя преподносишь, и даже не в том, что о тебе напишут в газетах или скажет молва, и не в том, сколько у тебя денег. А в том, чем ты на самом деле являешься, сможешь ли не на словах, а на деле справиться со змеем-искусителем, погубителем душ человеческих. Представ пред Богом, что ты скажешь ему в оправдание своей жизни?

Вот и Ирина Репьёва использовала в своём сказочном романе “Мальчик Новый год” фольклорный образ Дедушки Мороза. Как важно детям не просто созерцать в жизни чужие примеры добра, но и узнать, почему их придерживается Сам Дедушка Мороз, почему он всю жизнь остаётся великодушным, щедрым, защитником слабых, и никогда этим принципам не изменяет.

Роман заводит читателей в страну детских игр, знакомую каждому по его детству, в Игралию. Это и есть родина Дедушки Мороза, ведь праздник Новый год, если в него вдуматься, – интересная игра для детей и взрослых. А каковы наши игры, таковы и мы сами. Поэтому совершенно напрасно иные взрослые беспомощно вопрошают: куда ушли их потерявшиеся дети, с кем они сейчас. Даже вырастая, дети почти всегда с теми, с кем они играли в своём детстве, с кем было им хорошо. А каждый взрослый, в конечном счёте, получает таких детей, каких он заслужил в собственном детстве.

В сказочной Игралии каждая игра имеет свою душу, свой образ, тут они соотносимы с людьми разных характеров, различных жизненных устремлений. Есть игры бескорыстные, в них не играют на деньги, а есть плохие. И в них можно пропасть, потерять себя. Но когда главные герои романа, Дедушка Мороз и мальчик Алёша, подходят к игре светло и творчески, в Игралии оживают дома и возникают новые города. Если же дети играть перестают, то дома, в которых они живут, стареют гораздо быстрее, раньше положенного срока.За время своего сказочного путешествия Дедушка Мороз переживает все главные возрастные эпохи в жизни человека: детство, молодость, зрелость, старчество. И, наблюдая эти перемены, юные читатели смогут понять, что взрослость не зависит от количества прожитых лет. Взрослым может назвать себя только тот, кто способен “не заиграться”, кто не играет чужими жизнями, кто берёт на себя ответственность за других, приподнимает их своей заботой, чтобы поставить на ноги.

Мальчик Новый год, которого наши дети не раз видели возле Дедушки Мороза на “ёлках”, по-своему не благополучный. Он появился на свет в волшебном тазике как недостатки собственной матери, которые она смыла с себя, чтобы другим казаться лучше. Вот и спрашивает себя мальчик: как и жить-то ему, испорченному, если его не родили, а «просто смыли в тазик», если он “одни сплошные недостатки”. Разве этот вопрос не волнует сегодня десятки тысяч детей из приютов и интернатов, родители которых лишены государством права на воспитание? Но сказка не была бы сказкой, если бы даже испорченные люди не переживали в ней раскаяние, не заслуживали прощения, не проходили душевное очищение. То, что помощь старшего товарища, брата в состоянии помочь младшему, олицетворяет собой ветвь цветущей яблони, которая невидимо привилась к иссохшей душе заблудшего Нового года, когда Дед Мороз одарил его своими собственными добродетелями. Во истину: спасёшься сам – спасутся и другие вокруг тебя!

Во втором томе «Праздника слова» широко представлена поэзия для детей. Открывается книга стихотворениями воронежской молодой учительницы Татьяны Агибаловой, а завершают поэтический раздел произведения тольяттинца Александра Степанова, который не так давно отметил сорокалетие своей творческой деятельности. А.Степанова можно назвать одним из лучших детских поэтов современной России. Он начал писать и публиковаться ещё в СССР, но расцвет его творчества пришёлся на тяжёлые девяностые годы, когда многим авторам не только трудно было издаться, но и невозможно сделать так, чтобы их книги расходились “достойными”, большими тиражами, попадали во все библиотеки страны. Став фактически региональным классиком литературы, Александр Степанов мог бы остаться поэтом только своей, горячо любимой им Самарской области. Но его творчество уже дважды отметил призами и Почётными дипломами толстовский конкурс. Он поднял писателя на новую ступень оценки его творчества, признав его стихотворения достоянием всей России. Эти стихи впитали образность, лирическую красоту, шутливость и даже озорство местного фольклора.

В сборник вошли и новые стихотворения прекрасной уфимской поэтессы Светланы Войтюк. Если прежде Светлана Юрьевна выносила своё творчество к широкому читателю благодаря публикациям в журналах “Мурзилка”, “Миша”, “Весёлые картинки”, то при поддержке толстовского конкурса она смогла издать в течение последнего года и две авторские книги стихотворений.

Вместе с поэтом-песенником, бардом Николаем Граховым, получившим награду конкурса в 2006 году, Светлана Войтюк издаёт в Уфе благотворительную, весьма востребованную читателями детскую газету “Уфимская радуга”, помогая “пробиться” в литературу пока ещё не признанным, местным прозаикам и поэтам. Частая гостья на страницах газеты - жительница г.Стерлитамака Башкортостана Гуля Риф, лауреат Второго толстовского конкурса (2007). Во втором томе “Праздника слова” опубликованы отрывки из её по-
вести о трёх дружных, хотя и проказливых сестрёнках “Фантазёрки”.

Сборник возвращает широкому читателю и интересную поэтессу из Петрозаводска Веру Линькову. До своего отъезда на Север она жила и работала в Москве. Сотрудничала с передачей “Спокойной ночи, малыши!” на Центральном телевидении, а на радио – с передачей “Ровесники”. Её стихотворения выходили в крупнейших издательствах страны: “Детская литература” и “Малыш”. По опубликованному в “Мурзилке” стихотворению “Чемоданная шутка” режиссёр Горленко сделал мультфильм “Чемодан”. В трудные девяностые Вера Линькова, как журналист, занималась исследованиями феномена бесприютности, издала книгу “Архипелаг бездомных. Бомжи. Кому это выгодно?” Последние годы поэтесса живёт в Петрозаводске, и вот сегодня сборник возвращает юным читателям её поэтическое творчество.

Конкурс имени А.Н. Толстого открывает России и имя новой самобытной поэтессы Ирины Дружаевой, чьи стихи также представлены во втором томе. Родилась она, по её выражению, среди глухих лесов Нижегородчины, училась в сельскохозяйственном институте, работала в почвенной экспедиции, преподавала. Потом переехала в старинный русский городок Городец и тут не только стала писать стихи для малышей, в том числе на основе местного фольклора, но и иллюстрировать их в традиционной для Городца старинной расписной манере.

По-своему самобытен и мансийский поэт Андрей Тарханов из Ханты-Мансийского автономного округа. Он вице-президент международной ассоциации финно-угорских писателей, автор 18 поэтических книг. Они переводились на разные языки мира. А вот в России его знают пока далеко не все.

Постоянным участником сборников конкурса стала мурманчанка, журналист и прозаик Ольга Гарнат. В трёхтомнике представлена только одна её повесть, о приключениях щенка Фунтика, которому волею судьбы довелось оказываться то в руках злых людей, то в руках людей добрых и таким образом ещё в детстве познать все превратности собачьей жизни. Но в действительности творчество О. Гарнат много шире. И пишет она не только для малышей, но и для подростков, причём как сказки, так и реалистические произведения.

Не менее значителен в современной детско-юношеской литературе московский писатель, постоянный автор сборников конкурса Леонид Сергеев. Признание пришло к нему сравнительно недавно. А ведь Леонид Сергеев сумел описать со всех сторон, во всех житейских и человеческих подробностях историю целого поколения – своего. Оно появилось в середине тридцатых годов ХХ столетия. И всегда в рассказах Л.Сергеева о детстве, отрочестве, юности, молодости его сверстников, переживших войну и полуголодное послевоенное время, никакой тоски о несбывшемся, о недополученном материальном, никакой скорби по несостоявшемуся! Это истории счастливого человека. Ведь всё зависит от взгляда на вещи. Прозаик показывает, что миром движут не столько житейские расчёты, над которыми он поднимается, сколько Любовь: Любовь к Жизни и к самому, подчас чудаковатому, но всё же невероятно талантливому Человечеству. Ум всегда талантлив!

Особое место во втором томе сборника занимают произведения о природе, о животных. Владимир Морозов, прозаик из Кировской области, написал целую маленькую энциклопедию о русском лесе. Она познавательна, ёмка, чтение захватывает даже взрослых. Ведь автор является знатоком в области знаний, которую описывает. Он работает лесником. Другой лауреат конкурса, Олег Трушин, из Подмосковья. У него вышло уже несколько книг рассказов о природе. Его небольшие произведения, которые с неизменным интересом уже много лет печатает “Юный натуралист”, – наблюдения человека, который вырос среди природы, живёт ею и по-своему служит ей своим Словом.

Необходимо отметить ещё одно новое имя современной детской литературы, русскоязычной сказочницы из Англии Ольги Батлер (Овсянниковой) , повесть которой вошла во второй том сборника и обещает понравиться читателям. “Тринкет” – это история о том, какие ужасные последствия могут быть, если ты начинаешь испытывать претензии к собственным родителям. Это не жанр фэнтези, который имеет свои каноны и оттого делает произведения разных авторов похожими. Это традиционная и вместе с тем неповторимая, добрая сказка, в которой всё заканчивается хорошо, а зло наказано.

Уже трижды толстовский конкурс проходил под девизом «Жизнь остановить нельзя». Эти слова выдающегося русского писателя Михаила Афанасьевича Булгакова справедливы и по сей день. Именно поэтому конкурс имени А.Н. Толстого был поддержан Шестнадцатыми Рождественскими образовательными Чтениями, в отчёте которых «Церковь и культура» есть и такие слова: «конкурс … выявил ряд талантливых писателей из провинции и, что отрадно, тема целомудрия и нравственности для многих оказалась принципиально востребованной». Целомудрие в его истинном, древнем для
России смысле — цельности и чистоты души, ещё не разбитой, не расколотой, не замутнённой, не ослабленной грехом.

Читателям будет интересна маленькая повесть прозаика Сергея Козлова «Первозванный» (г. Ханты-Мансийск), которая рассказывает о том, что целомудрие чистого человека спасительно не только для него, но и для окружающих. Герой истории, пятилетний мальчик, получил чудесный дар – видеть и слышать Ангелов, и, благодаря их помощи, смог уберечь родную деревню от губительного для жителей наводнения.
Православной тематике посвящены и трогательные короткие рассказы московского прозаика Анны Козыревой «Мамочка, не умирай!» и «Троицкий подарок», а также очерк автора о жизни и подвиге равноапостольной княгини Ольги – предтечи Крещения Руси – отрывок из книги «Тайны крещения Руси», отмеченной Первым конкурсом им. А. Н Толстого.

Можно сказать, что и произведения третьего тома в той или иной степени раскрывают тему Любви. Повесть жигулёвского прозаика Бориса Чернова «Борискина война» не просто освещает давние события Великой Отечественной, но и даёт понять, что многодетная семья главного героя спасла себя в страшные годы фашистской оккупации именно любовной сплочённостью родителей и детей. Так, старший брат Бориски, подросток, дважды угонялся немцами в Германию, но и дважды сбегал, каждый раз терпя немалые невзгоды, но возвращаясь к своей семье.

Повесть Натальи Соломко «Небесные разведчики» рассказывает о двух мальчишках-братьях, мама которых устраивает своё «личное счастье» и долгое время держит детей вдалеке от себя, считая их всего лишь «ошибками молодости». Но если выросший младший сын приспосабливается к жизни без любви, устремляясь к успеху и карьере, душа старшего постепенно гаснет, и он погибает.

Повесть другого московского автора, Веры Галактионовой «Со всеми последующими остановками» открывает юному читателю российскую глубинку, в которой из поколения в поколение живут ссыльные, осуждённые законом. Дети вырастают и встают на путь отцов и матерей, становятся ворами. Здешние нравы грубы. Попасть в тюрьму считается делом «обычным», рядовым. Но и здесь есть своя черта, через которую человек переступить не желает. Любовь. Когда, шутки ради, молодая заезжая режиссёр советует бабе Мане опоить маком мужа-паралитика, оказывается, эту черту бранчливая старуха перешагнуть не может. Тут своя стародавняя вековуха-любовь. Да и в дряхлом паралитике умерли не все чувства, жива способность к благодарности. Хотя догадывается об этом только пятилетний мальчик с чистой душой, Никита.

В рассказе московского прозаика Лидии Сычёвой «Святые ключи» Любовь выступает как основа творчества. Герой рассказа молодой художник. Он добился успеха, его картины в Третьяковской галерее, его работы хорошо оплачиваются. «А внутри у него давно жила пустота», потому и писать больше не хочется. Деньги, слава не явились новым источником вдохновения. Молчанов желает вернуться к истокам своей былой силы.

Святой легендарный ключ с родниковой водой дал лишь временное успокоение, освежил, но вскоре тяжёлые ощущения вернулись: «На душе было так одиноко и так больно!» Умение высокого духовного рассуждения — этот призыв к работе, столь необходимый творческому человеку, не пришёл как чудо сам по себе, ведь художник подошёл к святыне без покаяния о прошлой жизни. Начало же покаянию может положить Любовь – Любовь одухотворяющая. Ведь у Любви много чудотворных свойств.

В третьем томе читатели познакомятся и с большим разделом современной поэзии для подростков и юношества. Именно высокая поэзия своими образами приводит душу в движение, порождает в ней лучшие чувства и устремления. Она побуждает замечать красоту, учит созерцанию духовного, зажигает сердца, помогает читателям осознать своё место в мире святоотеческих понятий, хорошо известных нашим предкам, но позабытых в веке двадцатом. Неслучайно открывает этот раздел стихотворение Сергея Козлова, посвящённое Пасхе: «Христос воскрес! Иссякла смерть! И обновилось мирозданье!» Это напоминание о том, что воскреснуть может любая душа, если встанет на путь Истины.

«Богатство, слава – всё тщета, Коль смерть всему итогом. Согреет душу простота, Дарованная Богом», – пишет Дмитрий Мизгулин (г. Ханты-Мансийск). В стихотворении «В храме» Валентина Коростелёва (Московская область, г. Железнодорожный) признаётся: «Едва войдёшь – уходят будни, И нет следа от мелких бед. Тут всё простишь и всё забудешь – За этот дивный высший свет». Уверенно вошла в современную поэзию и поэтесса Марина Котова (Москва). Она объясняет разор семей, домов, душ, сердец таким откровением: «Ветшает дом. Повсюду грязь и сор. Хозяин стар, а детям – горя мало. В углу — бумажная иконка в маках алых. И Божья Матерь горько и устало, Прижав Младенца, смотрит на разор». Наша слабость в том, что мы этот разор допускаем. А ведь до сих пор, напоминает поэтесса: «На Руси что ни тропка, то к чуду ведёт прямиком».

Не обходят поэты своим вниманием и тему Великой Отечественной войны, и тему Любви к родной природе. Марина Котова: «И ради роз, песчинок, муравьёв, Благоухания июля ради, Я вышла сад с не начатой тетрадью, Чтоб переплавить в Слово Бытиё». Дмитрий Мизгулин: «Ничего теперь уже не надо… Тихо шепчет влажная листва, И плывут во мгле ночного сада Русские начальные слова». А когда читаешь стихотворения Александра Щербакова (Красноярск), сразу же вспоминаешь школьные уроки литературы, на которых изучалась тема «поэты о красоте человека труда». «Эх, что за день! Сходить бы за грибами Да поваляться бы в тени берёз… Но мы с отцом перекрываем баню…», – говорит поэт от лица своего лирического героя-подростка. И всё же, именно эти впечатления и станут лучшими воспоминаниями о прошлом. Как и другие:

«И вот отец ушёл на Запад,
Ушёл на тот свинцовый бой
И горьковатый хлебный запах
Крестьянских рук унёс с собой».

Красота жизни не полна, если в ней не хватает этих мелких чёрточек, если жизнь не скрашивает труд, если человек не наработался вволю. Ибо из множества таких «негромких слав», как жизнь крестьянки Александры Фёдоровны, о которой пишет Валентина Коростелёва, и слагается, в конечном итоге, большая слава России. «Жилось ей, крестьянке, несладко. Одной только в гору воды Сносила не чан и не кадку, А целые, может, пруды. И всё ж, не грубел её голос, и, всё ж, не черствела душа, И не было в смехе иголок, И песня была хороша». Из таких скромных и необходимых судеб и душ и складывается красота народа, красота целого государства. А поэты и прозаики – лауреаты конкурса имени А.Н. Толстого не устают её подмечать!

Трехтомник вышел тиражом 3000 комплектов.

О других изданиях и самой деятельности Товарищества детских и юношеских России можно узнать на сайте: www . detlit . hut 2. ru

Ирина Репьева, председатель ТДЮПР, Секретарь Правления СП России

Размещено на сайте http://www.detlit.hut2.ru/news.htm

Вернуться на главную