Ирина РЕПЬЁВА
Не умеешь – не берись!

Возможно, не стала бы смотреть новый фильм Карена Шахназарова, если бы не отклик в газете «Завтра». Мол, впервые в России соединён «суровый реализм формы с мистической подоплёкой содержания». «Батальные съёмки … срежиссированы мощно, захватывающе. Танковый экшн плавно перетекает в напряж`нную сцену поединка… До поры до времени кажется, что, наконец-то, у нас появился фильм, за который действительно не стыдно перед ветеранами прошлых битв».

Стали смотреть. Всё-таки ещё один фильм о Великой Отечественной войне. Тема животрепещущая. Как тут не вспомнить эмоциональные слова К. Шахназарова о том, что каждый режиссёр его поколения должен снять фильм о войне? Во-первых, его покойный отец был фронтовиком, воевал два года: «Этот фильм в какой-то степени память о нём, о его товарищах». И второе: «Чем дальше война удаляется во времени, тем более важным и принципиальным событием истории она становится. Нам постоянно открываются всё новые её грани».

Какие же новые грани открылись в этом фильме? Увы, очень скоро мы стали не просто плеваться, нас постигло страшное разочарование. Казалось, снимал картину самодеятельный коллектив каких-то детей. И, скорее всего, впервые в жизни. Назвать картину профессиональной просто невозможно. Ну ладно, Никита Михалков в «Утомлённых солнцем-2» снимал не историю, а набор исторических анекдотов. У Михалкова хотя бы были в фильме красивые лица и пейзажи. Люди казались живыми и нервными, были диалоги и психология. У Шахназарова - ничего. Одно разрушение искусства! Одно неуважение к зрителю, его интеллекту и чувствам. Словно специально снимали для «быдла».

Как можно сопереживать главному герою – танкисту, если ни он, ни мы ничего о нём не знаем? Никакой предыстории в фильме нет. То есть, нет условий задачи, над которой можно поломать голову. Не объяснено даже, почему герой, обгорев в сражении на 90%, всё ещё жив. Что это? Влияние встречи с мистическим белым «тигром»? Белый «тигр» создан фашистами? Или он прилетел с другой планеты? Может быть, он НЛО? Сказано только, что он «продукт войны». И есть намёк на то, что танк вроде бы и немецкий, и не немецкий.

Такой же «продукт войны», видимо, и сам танкист со своими необыкновенными способностями. Его и пуля не берёт, и шрамы заживают на нём как на собаке. Но кто же его «заговорил»? Нет ответов! Понятно только, что солдат Найдёнов потерял память и молится «танковому богу», о котором почему-то помнит. Откуда тот взялся, для чего он существует, зачем вообще придумал его автор фантастического романа Илья Бояшов (роман вышел в 2008 году), всё покрыто тайной.

Но если советский танкист и белый «тигр» надвечны, существуют как бы вне истории людей, то кому же тогда принадлежит наша Победа? Может быть, чему-нибудь инопланетному? Ведь под конец фильма, собираясь погнаться за так и не побежденным танком противника, Найдёнов просто на глазах зрителей исчез. Один дымок остаётся.

Однако если главный герой «чудесен», в его команде два явных отморозка – заряжающий и водитель. Один пьянствует, чуть ли не на поле боя, другой обжирается и тискает в танке хихикающую девку. Оба как бы вне военной дисциплины, вне военной задачи. Никакой собранности, напряжения, готовности к подвигу. Найдёнов, правда, тоже похож на идиота. Лицо неподвижное, тупое и, кроме того, что он беседует с танками и танковым богом, мы ничего от него не слышим. Какой-то немой фильм с парой страничек реплик.

И странно, что экспериментальный танк, который по замыслу его создателей должен победить «тигра», поручают этому дебильноватому, который словно только что из психушки. Да все его ненормальным и считают. Зачем вообще было придумывать эту убогую фантазию, когда существует множество реальных и захватывающих дух историй войны?!

Нельзя же держат зрителя за дурака, полфильма показывая ему какие-то необязательные кадры, вроде тех, где немецкие генералы едят в советском плену пищу из ресторана и лепечут слова, которые не имеют никакого отношения к сюжету! Или долго и мучительно для зрителя таскается по экрану колонна немецких пленных, которую так ни к чему и не приводят. Вообще, такое ощущение, что наши прославленные кинорежиссёры потеряли за последние 20 лет всякую связь с народом, для которого, кажется, и должны работать. Сюжета нет, характеров тоже, интрига бедная и вялая, информационного насыщения картины - никакое. Зачем вообще снимать такое, обеднённое смыслами кино?

Пожалуй, лучше всех сыграли свою роль в картине два пленных немца, которые сами боятся механического монстра. Дрожат очень натурально. Один из них утверждает, что фюрер танка не создавал. Но откуда ему это знать? Он же в малых чинах. И почему этот инфернальный «тигр» - именно «тигр»? Почему он белый и стреляет по советским танкам, хотя мог бы и по немецким? Разве чёрту не всё равно, на чьей стороне сражаться? Главное – уложить побольше народу.

В общем, одни вопросы. Понятно, что замысел сценария пацифистский, что Шахназаров против войны как таковой. Но тогда при чём тут патриотизм?

Конечно, это не «Сволочи», но и далеко не «Они сражались за Родину», где на съёмках Сергей Бондарчук выжал всё из недописанного романа Шолохова. Бондарчук умел наполнять душу желанием Победы! В его фильме сыграли лучшие актёры того времени: Вячеслав Тихонов, Василий Шукшин. Мы видим, как досадуют отступающие бойцы. Как сердятся на них и всё же кормят и поят их оставляемые на прифронтовой территории Дона местные женщины, отдавшие войне и Победе всё. Мы видим, какой отвагой и злостью наполняются души наших солдат, готовых почти без оружия принять свой последний бой.

Но что мы видим в вялой картине Шахназарова? Какую-то сказочку по белого бычка. Ни уму, ни сердцу. Инопланетянин Найдёнов устраивает поединок с белым танком. Дело не завершается победой никого из них. И Найдёнов перемещается в иные миры вместе с танком, где, наверное, продолжит свою погоню за вечным, словно вечный жид, «тигром». Такое кино может только оболванивать молодёжь, которая и без того плохо знает родную историю.

И зачем искать некие «новые средства для рассказа о главной вехе нашей истории», если и старые пока работают, если снимать талантливо? Как совершенно правильно написал кто-то из журналистов, Найдёнов, долго и мучительно преследовавший белый «тигр», в кульминационный момент «уходит в отпуск», и на самом интересном месте появляется «бог из машины». Именно такое впечатление производит неожиданно возникающее ближе к концу подробное изложение на тему капитуляции немецких войск. А ведь сам Шахназаров признавался, что снять фильм про войну он решил ещё и потому, что, по его мнению, современному кинематографу не хватает правды о ней. Какая же правда в этой куцей и фантастической истории?

Просто скороспелка. Свой самый высокобюджетный фильм Шахназаров снял всего за 3,5 месяца, а мог бы и сэкономить деньги и наше время. Вот, собственно, и всё, что ты выносишь с просмотра.

Другое мнение


Комментариев:

Вернуться на главную